Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Деление славянских племен на три основные ветви. Происхождение славянских народов

Прежде чем говорить об истории славян, необходимо определиться с временными рамками. Древнейшие славяне жили до шестого века новой эры, древние – с шестого по восьмой-девятый века (до прихода Рюрика). Нас же интересует древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени, то есть до образования государства Киевская Русь как такового.

Время индоевропейцев

До наступления новой эры все славянские народы состояли в масштабной индоевропейской общности. У нее был свой язык, своя территория, свои верования. Но в результате неизбежных процессов миграции, переселения народов произошло разделение индоевропейцев на отдельные племена. Одним из них стало праславянское, которое вышло из общего массива народов примерно в середине второго тысячелетия до новой эры.

Расселение славян

Если верить данным археологии и письменным источникам, то прародиной славян были земли Центральной и Восточной Европы (нижнее и среднее течения реки Дунай). К первому тысячелетию прошлой эры численность славян стала достаточно большой. Территорий на всех не хватало: ведь основным занятием в то время было земледелие, причем экспансивное. Так и началась их миграция, в том числе и в рамках Великого переселения народов.

Во многих письменных источниках, относящихся к шестому веку, славяне называются антами, склавинами, венедами. Причем первые – это восточная группа, вторые – южная, третья – северная. Принципиальных отличий в жизни этих групп не было. Но свое влияние, несомненно, оказывали природно-климатические и географические особенности.

Три ветви славян

Одна из частей славянского племени осталась на месте изначального проживания – это была ветвь южных славян. Другая группа двинулась на север, став ветвью западных славян. А самой крупной ветвью стала восточная. Она заняла Восточно-Европейскую равнину к шестому веку.

Необходимо отметить, что в каждом направлении славян начали появляться свои более мелкие племена и племенные союзы:

  • Западные: поморяне (лужичане, бодричи, древане и другие), полабы.
  • Южные: болгарские, далматинские, грекомакедонские.

Они в большинстве своем были кем-нибудь захвачены, оказались под властью более сильных племен и государств. Причинами этому стали несколько факторов: их внутренняя разрозненность, отсутствие четкой социальной организации, малая численность.

  • Восточные славяне: вятичи, кривичи, древляне и другие (всего пятнадцать племенных союзов, или княжений). Каждый племенной союз занимал определенную территорию, имел свою столицу (град), а также свою власть – князя. У князя была дружина, которая составляла боевую мощь того или иного племенного союза.

Лишь эта ветвь смогла остаться независимой, смогла занять и освоить огромные территории, смогла объединиться в большое и сильное государство. Кстати, термин славяно-руссы применим именно к восточным славянам. Формирование государственности, а также официальный приход Рюрика на Русь ознаменовал начало нового этапа в жизни восточных славян .

Жизнедеятельность древних славян

В течение всех этих лет, с самого появления славян, постепенно менялся их жизненный уклад, их занятия, общественная структура. Глобальные изменения произошли, в первую очередь, в социальной организации. Сначала существовали огромные племена, затем произошло подразделение их на более мелкие. Чуть позже появилось и понятие «род». Отсюда возникли родовые общины, потом и соседские. А к моменту образования государства у восточных славян происходил плавный переход к классовой системе в обществе.

Глобальные изменения происходили и в жизнедеятельности людей. Земледелие, которое изначально было подсечно-огневым и переложным, стало пашенным. Славяне освоили многие ремесла (металлургическое, кожевенное, глиняное). Значительно улучшилось и состояние жилищ – к девятому веку в восточнославянскую жизнь прочно вошли избы. В целом, можно сказать, что социально-бытовые условия приобретали все большее совершенство. Это обусловило увеличение численности людей. Но, не будем забывать, о частых войнах и противостояниях славян с вражескими соседскими и кочевыми племенами.

Такова краткая история славянских народов. Конечно, наибольшую актуальность для нас всегда представляла восточная ветвь. Сегодня численность потомков восточных славян огромна: это жители Российской Федерации, Украины, Белоруссии.

Древнейшая история славян в трудах русских учёных.

Билет 1. Древнейшие сведения о славянах.

Проблема этногенеза славян вплоть до наших дней остаётся предметом дискуссий, так как её изучение сталкивается с рядом препятствий:

А) отсутствие достоверных эпиграфических сведений ранее VI в. н.э.

Б) сложность атрибуции ряда археологических культур как праславянских(до V-VI вв. н.э.)

В) остаётся неразрешённой гипотеза о балто-славянском единстве, а также вопрос о хронологии выделения праславянской общности.

Г) не установлена точная локация этногенетических процессов.

Период этногенеза славян, согласно существующим гипотезам, охватывает промежуток не ранее сер. II тыс. до н.э. – первые века н.э. Самой ранней из культур, возможно связанной с пра-балто-славянами, является Тшинецкая культура(XIX-XI вв. до н.э.), развившаяся из культур шнуровой керамики на востоке Польши и оттуда распространившаяся на территорию нынешних Украины и Белоруссии. Однако, согласно господствующим в современной археологии представлениям, генезис славянской общности протекал в постоянном взаимодействии с неславянскими культурами(кельтов, германцев, финно-угров, и.т.д.), что создаёт дополнительную проблему разграничения арх. культур по этнической принадлежности или же демонстрирует их полиэтничность(примеры: чернолесская культура IX-VII вв. до н.э., пшеворская культура рубежа н.э., черняховская и киевская культуры II-IV вв. н.э.).

Достоверно славянскими культурами V-VI вв. н.э.являются:

пражско-корчакская(между верховьями Эльбы и средним Днепром)

пеньковская(от среднего Днестра, до Северского Донца; возможно связана с антами)

колочинская(бассейн Десны и верховья Днепра, зона смешения балтов и славян)

Место формирования славянского этноса также точно не установлено. Для решения этой задачи используются средства языкознания, реконструирующие праславянскую лексику. Её анализ показывает, что славяне не были знакомы с морскими терминами, не приближались к степной зоне, и им не были знакомы названия некоторых растений(бук, пихта,и.т.д.). На основании этих аргументов одной из возможных прародин славян была выведена территория южной Белоруссии и севера Украины(район Припяти).



Самое раннее эпиграфическое свидетельство о племенах, живших к северу от Чёрного моря принадлежит Геродоту, упоминавшего о племени невров, жившего в верховьях Днестра и Южного Буга и граничившего со скифами.

Плиний Старший, Тацит и Птолемей в I-II вв. н.э. упоминают о венедах, живших на территории нынешней Польши, Украины и Белоруссии, но не определяют их этническую принадлежность(знак равенства между венедами и славянами поставил только Иордан в VI веке).

В середине VI века появляются первые надёжные источники о древних славянах – работы готского историка Иордана и византийца Прокопия Кесарийского. Они впервые упоминают о трёх славянских племенах – венедах, склавинах, и антах, причём анты и венеды упоминаются ретроспективно в событиях IV века, когда после смерти готского вождя Германариха произошла война готов с этими племенами(около 375 г. н.э.). Авторы не поясняют, каковы различия между этими племенами, разделяя их лишь географически(анты и склавины – по берегам Дуная, примерно восток Сербии и Румыния, о чем говорится и в Стратегиконе Маврикия(или же по Иордану, между Днепром и Днестром) венеды – см. выше). Однако это разделение а также первый крупный набег 545 года, о котором сообщает Прокопий, позволяет поставить точку в древнейшем периоде славянской истории.

Билет 2. Эпоха славянского единства и его распад

С VI века начался распад славянской общности на три ветви – западных славян(нынешние поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), восточных(предки русских, украинцев, белорусов и русинов) и южных(нынешние словенцы, сербы. хорваты, болгары, боснийцы, черногорцы и македонцы)

(фактически повторение 1 билета, но с опорой на внешние факторы)

Основные события:

VI век – раскол славянского ареала в ходе аварского нашествия

VI-VIII вв. – колонизация Восточных Альп и Балкан – выделение южных славян

Билет 3. Восточные славяне VI-VII вв.

(повтор упоминаний славян у Иордана и Прокопия)

С VI века славяне начали колонизацию Восточно-Европейской равнины, расселяясь по рекам, ставшими одновременно природными границами между племенами и торговыми путями.

Славяне расселились по всей равнине:

1) ПОЛЯНЕ – по среднему Днепру, Киев, жили в степной местности.

2) ДРЕВЛЯНЕ - жили северо-западнее от полян в лесах.

3) ДРЕГОВИЧИ - р. Припятью и Двиною, в болотистой местности.

4) ПОЛОЧАНЕ - р. Полоть.

5) КРИВИЧИ - по верху Волги, Двины, Днепра, Смоленск.

6) СЛОВЕНЕ - Ладога, Новгород, жили у оз. Ильмень.

7) СЕВЕРЯНЕ - берега северных рек.

8) ВЯТИЧИ - берега р. Оки, названы по имени вождя Вятко.

9) РАДИМИЧИ – верхнее междуречье Днепра и Днестра по течению Сожа, названы по имени вождя Радима

10) ДУЛЕБЫ, УЛИЧИ и ТИБЕРЦЫ – Днестр

11) БУЖАНЕ - берега Западного Буга.

Каждое племя имело свой городской центр. Восточные славяне – оседло-земледельческий народ. Поселки восточных славян были разбросаны в лесистых районах вблизи водоемов, рек.Опасаясь набегов, славяне укрепляли свои поселения – эти поселения называли городищами. Более всего городищ – к Востоку от Днепра, по левым его притокам Дон, Ока. Укрепленные поселения – небольшие. Часто рядом с укрепленным было неукреплённое поселение.

Как следствие, негладкие отношения с соседями. Авары – кочевники, хазары (кочевники, подчинили, обложили данью), печенеги (юг), варяги (С-З). Эта внешняя опасность стимулировала процесс образования государства. Другие соседи – литовцы – более конструктивная роль: кривичи – синтез Руси и Литвы, финно-угры – приняли участие в складывании государства.

славянские догосударственные общности раннего Средневековья фактически неверно называть племенами или союзами племен. Можно условно применять к ним термин, употреблявшийся в византийских источниках, - славинии (от этнонима словене - славяне).

Имя "славяне" появляется в исторических источниках в VI столетии. Его носители включились тогда в процесс Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения IV-VIII веков, перекроившего карту европейского континента. Именно славяне стали главными действующими лицами последнего этапа Великого расселения в VI-VIII веках. Их миграции в этот период, называемый Расселением славян, стали определяющими для дальнейших судеб славянства.

До VI века славяне, по-видимому, занимали территорию от Средней Вислы до Среднего Днепра (включая Верхнее Поднестровье) . В течение же VI-VIII столетий они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения Западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, Нижнее и Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. Выделяются три крупных направления Расселения: Балканский полуостров, Восточно-Европейская равнина, территория между средним течением Дуная и Балтийским морем. Соответственно этим направлениям славяне разделились на три ветви - южные, восточные и западные .

А было ли племя?

После Расселения у славян сложилось множество территориальных образований, причем структура их была, как правило, двухступенчатой: несколько небольших общностей объединялись в более крупное целое. В исторической литературе славянские догосударственные общности традиционно обозначаются как племена, а их объединения - как союзы племен. Соответственно утвердился такой термин, как племенная знать, обозначающий общественную верхушку этих общностей. При рассмотрении процессов образования славянских государств предполагается, что переход к государственности происходил непосредственно от племенной структуры.

Но дело в том, что в источниках понятие "племя" по отношению к догосударственным славянским общностям VII-X веков не употребляется. Они обозначались терминами, образованными от этнонимов: например, Вятичи - территория, населенная общностью вятичей, Дерева - территория, населенная общностью древлян. "Племя" в приложении к славянам раннего Средневековья - чисто условный научный термин. В науке племенами принято именовать общности, члены которых объединены кровнородственными связями. Но являлись ли таковыми славянские раннесредневековые догосударственные образования? Источники донесли около сотни их названий. О времени и обстоятельствах их формирования документы молчат. Тем не менее прояснить кое-что в этой проблеме можно.

У германцев раннего Средневековья, которые включились в Великое переселение народов раньше славян, в ходе миграций старая этнополитическая структура, известная из древнеримских источников I-II вв. н. э., практически полностью разрушилась. Общности V-VII веков, времени образования германских государств на территории завоеванной Западной Римской империи, не соответствовали германским племенам начала н. э. В отношении славян вопрос осложняется отсутствием данных об их этнополитической структуре до VI века. Но наблюдения за славянскими раннесредневековыми этнонимами позволяют думать, что у них в ходе миграций произошел аналогичный процесс.

Большую часть славянских этнонимов догосударственной эпохи составляют названия, образованные от местности обитания. Как правило, они были связаны с ландшафтом местности (например, поляне, то есть обитатели поля, открытого пространства; древляне - от "дерева", то есть обитатели лесов), или гидронимом - наименованием реки или озера (например, мораване, гаволяне, то есть живущие на реках Мораве и Гаволе, моричане, то есть живущие у озера Морицкого). Причем в большинстве случаев местность обитания, по которой получали имя славянские общности, находится на территории, занятой славянами в процессе Расселения. Это значит, что этноним являлся новым и появился только при заселении. Между тем для "племен" в собственном смысле этого термина свойственна устойчивость этнонима - одного из главных индикаторов этнической самоидентификации. Тот факт, что в ходе Расселения у славян происходило массовое появление новых этнонимов, дает основания утверждать, что скрывавшиеся под ними общности - новообразования, сложившиеся в результате миграций из осколков прежних племен или путем смешивания группировок разной племенной принадлежности .

Племенной была структура славянского общества до VI века, до начала Расселения, в "праславянский" период. Некоторые из названий праславянских племен уцелели в эпоху миграций. В разных частях славянского мира раннего Средневековья фиксируются три этнонима - хорваты, сербы и дулебы. Хорваты известны в Восточном Прикарпатье, на северо-западе Балканского полуострова, в Чехии. Сербы - в междуречье Эльбы и Заале, а также на Балканах. Дулебы - на Западном Буге, в Чехии, Паннонии. Почти все названия славянских общностей имели суффиксы "ан"/"ян" (поляне, древляне, мораване и т. д.) или "ич" (дреговичи, вятичи, лютичи и т. п.). Перечисленные же этнонимы - бессуффиксные. Очевидно, это и есть названия "старых" племен, распавшихся в VI-VII веках. Осколки таких племен, расселившиеся в различных регионах, сохранили в своих наименованиях память о прежнем племенном устройстве. Новая же структура имела только территориально-политический характер.

Неплеменной характер славянской догосударственной этнополитической структуры раннего Средневековья позволяет прояснить проблему так называемой "племенной знати". Существование у славян такой социальной группы является общепризнанным фактом. Действительно, сомнения здесь вроде бы неуместны, поскольку такого рода категория, в которую включают племенных вождей, племенных старейшин и языческих жрецов, явление общеисторическое. И источники не дают оснований усомниться в существовании в славянских догосударственных общностях предводителей-князей и жрецов. Но когда дело доходит до "племенных старейшин", категории, без которой, собственно говоря, невозможно вести речь о видной роли племенной знати, возникают сложности.

Выясняется, что неоспоримых данных о наличии у славян племенных старейшин нет не только для времени существования славянских догосударственных общностей после Расселения (VIII век и позднее), но даже для VI-VII веков - эпохи Расселения! Зато уже с VI-VII веков фиксируется служилая знать (княжеские дружины), позднее, в период образования государств, игравшая ведущую роль в обществе. Примечательны, в частности, результаты анализа значения термина "жупан". Обычно считалось, что в догосударственный период он обозначал у южных и части западных славян племенного старейшину. Однако рассмотрение ранних упоминаний о жупанах показало, что так именовались совсем иные категории: в одних случаях - главы небольших этнополитических общностей, не носившие княжеского титула, в других - княжеские дружинники.

Молчание источников о племенных старейшинах объясняется тем, что существовали они в праславянских племенах, то есть в период до Расселения. Уже в ходе Расселения, в результате слома старой племенной структуры, племенные старейшины утратили свои позиции, уступив место новой, служилой знати, не связанной с родовыми и племенными институтами, формировавшейся по принципу личной верности предводителю-князю. Именно эта знать заняла ведущие позиции в образовавшихся после Расселения территориально-политических общностях и сыграла затем главную роль в образовании славянских государств .

От "Славинии" к государству

Выходит, что славянские догосударственные общности раннего Средневековья фактически неверно называть племенами или союзами племен. Можно условно применять к ним термин, употреблявшийся в византийских источниках, - славинии (от этнонима словене - славяне). Формирование славянских государств происходило на основе именно этой территориально-политической структуры, а не напрямую из племенной, как обычно подразумевается в исторических исследованиях.

Образование государств проходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности (условно говоря, союза славиний). Такой путь характерен для Сербии (IX-XI веков), Хорватии (IX-XI веков), Карантании (нынешняя Словения, VIII век) и ободритов (на территории позднейшего Мекленбурга, X-XI веков). Данный тип присущ регионам, где славяне испытывали постоянное сильное внешнее давление. У ободритов, в Карантании и Хорватии такое давление осуществлялось со стороны Франкской империи, а затем Германского королевства. В Сербии и Хорватии - со стороны Византийской империи. В тех же Карантании, Хорватии, Сербии - со стороны Аварского каганата. Сложившиеся в таких условиях государства либо быстро теряли независимость (ободриты, Карантания), либо вынуждены были время от времени вступать в вассальные отношения с сильными соседями (Хорватия, сербские княжества).

Более результативным оказался другой путь государствообразования, при котором под власть правящей элиты одной крупной догосударственной общности (союза славиний), игравшей роль ядра формирующейся государственной территории, переходили другие крупные или мелкие "Славинии". Так шло складывание государств в Великой Моравии IX века, на Руси и в Польше X-XI веков. В Моравии основу составила общность мораван, а к ней присоединялись висляне, полабские сербы, "славинии" Чехии, Силезии, Паннонии. На Руси в роли ядра выступили поляне с центром в Киеве. А под власть киевских князей переходили северяне, древляне, дреговичи, кривичи, словене ильменские, уличи, волыняне, лендзяне, радимичи, хорваты (прикарпатские), вятичи. В Польше в основе была общность полян гнезненских, к которой присоединялись висляне, мазовшане, поморяне, славинии Силезии. Этот тип формирования государств у славян имел место там, где отсутствовало сильное внешнее давление. В результате него сложились три сильных государства, два из которых - Русь и Польша, сохранили свою независимость.

Особым образом формировались такие государства, как Болгария и Чехия. В первом случае государство образовалось (в конце VII-IX веках) в результате союза местных славян с иноэтничной общностью (тюркские болгары) и вплоть до славянизации последних в IX-X веках носило биэтничный характер. В Чехии государство создавалось в X-XI веках путем подчинения знатью одной из небольших славиний соседних небольших этнополитических общностей. Причем этот процесс происходил на территории, ранее уже входившей в состав крупного славянского государства - Великой Моравии - в конце IX века.

Таким образом, Великое расселение славян стало катализатором кардинальных перемен в славянском обществе. В результате него сложились три существующие ныне ветви славянства; произошел слом родоплеменной структуры и сложилась новая, территориально-политическая структура общества, на основе которой затем формировались славянские государства.

Примечания

1. Седов В. В. Славяне в древности. М. 1994.

2. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М. 1982.

Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М. 1995.

3. Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М. 1999.

4. Горский А. А. О "племенной знати" и "племенах" у славян//Florilegium. K 60-летию Б. Н. Флори. М. 2000.

"Родина", 2001, 9

www.janaberestova.narod.ru

Очень важно отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:

v Склавены

Иордан в своем произведении «О происхождении и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена Венедов. Склавены живут от города Новнетуна и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса. Анты - сильнейшие из обоих племен - распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее время археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выведено три основных ареала распространения славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен. Другая культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В.В.Седова в последнее время принимается очень многими специалистами, следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И.И.Ляпушкин, полагают, что именно с того времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

Соседи восточных славян

Чтобы ясно представить картину расселения и жизни восточных славян, необходимо сказать пару слов о соседях славян.

Славяне в процессе Великого переселения народов активно соприкасались с кочевыми народами. Гуннская держава во главе с Атиллой, занимавшие земли между Волгой и Дунаем, дошедшая границ Франции в Европе, распалась после смерти предводителя в 453г., и гунны были отодвинуты на восток. В середине VI в. н.э. возник Аварский союз кочевых племен, занимавший южные степи. В него вошли тюркоязычные племена аваров, угоро-финские и монгольские племена. Аварский союз подчинил болгар-тюрков Приазовья и Прикаспия, продвинулись до Дуная. Авары создали свою державу - Аварский каганат, подчинив славянский союз дулебов (Прикарпатье). Было это во времена правления византийского императора Ираклия (610 - 641гг.). Авары вступили в борьбу с Византией, от которой потерпели тяжелое поражение в 626г., после чего Аварский каганат распался.

В середине VII века складывается Болгарское государство в южных степях. Распри внутри болгарской верхушки привели к тому, что часть болгар во главе с ханом Аспарухом перекочевала на Дунай и оказалась среди многочисленного славянского населения. Пришельцы в 681 году создали Болгарское государство, а в последствии были ассимилированы славянами. Другая часть тюркоязычных болгар под предводительством хана Батбая, перекочевала на среднюю Волгу и нижнюю Каму, создала там государство Волжскую Булгарию.

Болгарское государство сгубили не только распри правящей верхушки, но и натиск тюркоязычных хазар. Они начали в середине VII в. свое движение с территории нынешнего Дагестана и, вытеснив болгар, обосновались на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и на части территории Крыма. На этой территории образовался Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века. Противниками хазар были и византийцы, и арабы.

Население Хазарии было конфессионально неоднородно. В Хазарии, где в VII-VIII вв. развивались феодальные отношения, были язычники, мусульмане, христиане. Стремясь укрепить свою власть принятием одной религии, верхушка каганата, дабы избежать политического давления Византии, приняла в VIII в. иудаизм. Но эту религию приняла даже не вся верхушка каганата. Большинство населения оставалась предана своим конфессиям. Впоследствии эта верхушка хазар-иудеев все более обособлялось от основной массы населения, становилась ей чуждой, что обособляло каганат. Немалую роль в этом сыграли восстания коренных народов: «приднепровских» славян, которые платили дань хазарам, и волжских булгар, поддерживаемых мусульманами. В X веке главным врагом обособленного Хазарского каганата стало государство Русь.

Славяне сегодня - это крупнейшая этноязыковая общность Европы. Они населяют огромные территории и насчитывают порядка 300-350 миллионов человек. В данной статье мы с вами рассмотрим, на какие ветви делятся славянские народы, поговорим об истории их формирования и разделения. Также немного коснемся современного этапа распространения славянской культуры и тех религиозных воззрений, которых придерживались племена в ходе своего развития и становления.

Теории происхождения

Итак, согласно средневековым летописцам, наши народы происходят от общего предка. Им был Иафет, Этот персонаж, если верить хроникам, дал жизнь таким племенам, как мидийцы, сарматы, скифы, фракийцы, иллирийцы, славяне, британцы и прочим европейским народностям.

Арабы знали славян, как часть общности народов запада, куда входили тюрки, угры и Европы. В их военных записях историки ассоциируют этот конгломерат со словом «сакалиб». Позже так начали называть дезертиров из византийской армии, которые принимали ислам.

Античные греки и римляне называли славян «склавинами» и соотносили их с одним из скифских племен - сколотами. Также иногда сближают этнонимы венеды и славяне.

Таким образом, три ветви славянских народов, схема которых приведена ниже, имеют общего предка. Но позже пути их развития значительно разошлись, вследствие обширной территории расселения и влияния соседних культур и верований.

История расселения

Позже мы коснемся отдельно каждой группе племен, сейчас же следует разобраться в том, на какие ветви делятся славянские народы и как происходил процесс расселения.
Итак, впервые об этих племенах упоминается у Тацита и Плиния Старшего. Эти древнеримские историки в своих записях говорили о венедах, которые населяли прибалтийские территории. Судя по периоду жизни этих государственных деятелей, славяне существовали уже во втором веке нашей эры.

Следующими, кто говорил об этих же племенах, были Прокопий Кесарийский и Приск, византийские писатель и ученый. Но наиболее полные сведения, которые относятся к долетописному периоду, имеются у готского историка Иордана.

Он сообщает, что склавены - это самостоятельное племя, которое выделилось из венетов. На территориях к северу от реки Вистула (современная Висла) он упоминает «многочисленный народ венетов», которые разделяются на антов и склавенов. Первые жили вдоль Понта Евксинского (Черного моря) от Данастра (Днестра) до Данапра (Днепра). Склавены же обитали от Новиетуна (город Искач на Дунае) до Данастра и Вистулы на севере.

Таким образом, в шестом веке нашей эры - склавены уже проживали на землях от Днестра до Вислы и Дуная. Позже разные летописцы будут упоминать значительно более обширную территорию расселения этих племен. Она охватывала земли Центральной и Восточной Европы.

Как же разделились три ветви славянских народов? Схема, которую мы привели выше, показывает, что движение шло на север, юг и восток.

Вначале племена двинулись в направлении Черного и Балтийского морей. Как раз этот период и описан у готского историка Иордана. Далее на эти земли вторгаются авары и раскалывают единый ареал племен на части.

За два века (с шестого по восьмой) они заселяют Восточные предгорья Альп и попадают в подчинение к императору Юстиниану II. Мы это знаем по упоминаниям в летописях, где говорилось о походе византийского войска на арабов. Как часть армии упоминаются и склавины.

В восьмом веке эти племена достигают Балканского полуострова на юге и Ладожского озера на севере.

Южные славяне

Западные и южные славяне, как мы видим, образовались в разное время. Вначале из конгломерата племен отделились анты, которые пошли на восток, в сторону Черного моря и Днепра. Только в восьмом столетии эта народность начала заселение Балканского полуострова.

Процесс происходил следующим образом. Некоторые восточно- и западнославянские племена двинулись в поисках лучших земель на юго-запад, в сторону Адриатического моря.

Историки выделяют в этой миграции следующие группы: ободриты (в европейских хрониках известны, как прэдениценты), северцы (возможна связь с северянами), сербы, хорваты и другие. В основном, это племена, которые жили вдоль течения реки Дунай.

Позже ей на смену пришла Пеньковская археологическая общность. Между этими культурами есть промежуток в два века, но считается, что подобный разрыв вызван ассимиляцией одних племен с другими.

Таким образом, происхождение славянских народов стало результатом аутентичного формирования более крупных общностей из ряда мелких родоплеменных объединений. Позже летописцы Киевской Руси дадут названия этим группам: поляне, древляне, дреговичи, вятичи и остальные племена.

Согласно древнерусским хроникам, вследствие объединения пятнадцати групп восточных славян и образовалась такая мощная средневековая держава, как Киевская Русь.

Современная ситуация

Итак, мы с вами обсудили, на какие ветви делятся славянские народы. Кроме этого, поговорили о том, как именно шел процесс расселения племен на юг и восток.

Современные славянские народы немного отличаются от своих прямых предков. Они в своей культуре объединяют отпечатки влияний, как соседских народностей, так и многих пришлых завоевателей.

Например, основная часть областей запада Российской Федерации и Украины, некогда входивших в состав Киевской Руси, несколько столетий находились под монголо-татарским игом. Поэтому в диалекты включены многие заимствования из тюркских языков. Также некоторые традиционные орнаменты и обряды хранят отпечатки культуры поработителей.

Южные славяне в большей степени подверглись влиянию греков и турок. Поэтому в конце статьи нам придется поговорить о вопросах религии. Некогда языческие племена сегодня являются приверженцами разных конфессий авраамических религий.

Досконально то, на какие ветви делятся славянские народы, потомки могут и не знать, но, как правило, каждый легко опознает своего «земляка». Южные славяне традиционно более смуглые, и в говоре у них проскакивают специфические фонемы, характерные только для этого региона. Аналогичная ситуация обстоит и с потомками западных и восточных племенных объединений.

Итак, какие же сегодня страны стали родиной для разных веток славянской народности?

Государства южных славян

Современные славянские народы расселены по большей части Восточной и Центральной Европы. Однако в условиях глобализации их представителей можно встретить практически в любой стране мира. Причем особенность нашего менталитета такая, что через короткое время соседи начинают понимать славянские языки. Славяне всегда стремились приобщить чужеземцев к своей культуре, при этом мало поддаваясь процессу собственной ассимиляции.

К современным южным славянам относят словенцев и черногорцев, македонцев и болгар, хорватов, боснийцев и сербов. В основном эти народы живут на территории своих национальных государств, к которым относятся Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Черногория, Сербия и Хорватия.

То есть фактически это территория Балканского полуострова и северо-восточная часть побережья Адриатического моря.

Южные славянские народы сегодня все больше отходят от идеи общности этих народов, вливаясь в новую семью Европейского союза. Правда, несколько десятилетий назад была попытка создать одну общую страну с населением, состоящим только из южных славян, но она провалилась. Некогда это государство называлось Югославией.

Вне национальных государств представителей этой ветви славянских народов, согласно официальной статистике, достаточно много живет в Италии, Венгрии, Австрии, Румынии, Турции, Албании, Греции и Молдове.

Страны западных славян

Поскольку этногенез славянских народов в основном происходил изначально на территории современных Польши и Германии, то представители западных племен практически не снимались с насиженных мест.

Сегодня их потомки живут в Польше, Германии, Чехии и Словакии. Традиционно этнологи выделяют пять народов, которые относятся к западнославянской ветви. Это поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане.

Первые три этноса живут в основном в государствах с соответствующими названиями, а последние два - в отдельных районах. Лужицкие сербы, к которым принадлежат еще венды, лугии и сорбы, населяют Лужицу. Эта территория делится на Верхнюю и Нижнюю части, которые располагаются в Саксонии и Бранденбурге, соответственно.

Кашубы же проживают на земле, которая называется Кашубия. Она входит в состав современной Польской Народной Республики. Неофициальной столицей этого народа считается город Картузы. Также много представителей этой народности встречается в Гдыне.

Кашубы считают себя этнической группой, но гражданство признают польское. В своей среде они подразделяются на несколько формирований в зависимости от места проживания, особенностей национального костюма, деятельности и сословных отличий. Так, среди них есть заборяки, парчанская шляхта, гбуры, кабаки, гохи и другие группы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в своем большинстве западные славянские народы максимально сохранили обычаи. Некоторые из них даже по-прежнему занимаются традиционными промыслами и ремеслами, правда, больше для привлечения туристов.

Восточнославянские державы

Современная территория относится к таким странам, как Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня эти государства, можно сказать, находятся в периоде распутья. Перед их народами стоит выбор: остаться приверженцами традиционных укладов или же пойти по пути южных собратьев, принимая западноевропейские ценности.

Некогда мощная держава - Киевская Русь со временем трансформировалась в три страны. Вокруг Москвы образовалось Московское царство, а после и Российская империя. Киев объединил вокруг себя земли многих племен от Карпат до Дона. А Белоруссия сформировалась в лесах Полесья. Исходя из названия территории, основную часть страны населяют потомки полещуков и пинчуков.

Религии разных ветвей славян

Российская Федерация, Украина и Белоруссия - современная территория восточных славян. Здесь большинство населения относится к православным христианам.

В принципе, официальный отход от язычества произошел в десятом веке, когда киевский князь Владимир Великий крестил Русь. Но в 1054 году был великий раскол, когда в христианстве появились отдельно православная и католическая веры. Восточные и юго-восточные племена остались верными Константинопольскому Патриарху, а западные и юго-западные стали сторонниками римско-католической церкви.

На определенном этапе истории отдельные группы южных славян принимают ислам. Это объясняется тем, что их земли находились под гнетом Османской империи. Для единоверцев турки делали много поблажек. Сегодня к мусульманам относятся горанцы, бошняки, помаки, кучи и торбеши.

Таким образом, в данной статье мы изучили этногенез славянских народов, а также поговорили об их разделении на три ветви. Кроме этого, разобрались в том, какие современные страны относятся к территории расселения южных, западных и восточных племен.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса