Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что нужно знать чтобы стать писателем. Дженнифер Эган: О согласии писать плохо…. Все время развивай свой литературный талант

Когда Джордж Плимптон спросил Эрнеста Хемингуэя, у которого брал интервью в 1954 году, что нужно делать для того, чтобы стать хорошим писателем, Хемингуэй ответил: Сначала человеку, который серьёзно решил стать писателем, захочется повеситься, потому что на самом деле быть писателем ужасно трудно. Но, если он этого не сделал и он действительно одержим мыслью об этой работе, он должен стать безжалостным к себе и всю оставшуюся жизнь заставлять себя писать как можно лучше. И, к тому же, у него уже будет сюжет о том, как он чуть не повесился в начале своей писательской карьеры.

На сегодняшний день писательский труд актуален, как никогда ранее. Если во времена Хемингуэя – это было занятие для избранных, то сейчас – это занятие, которое в той или иной мере касается всех нас – посредством электронной почты, ведения блогов, через социальные сети. Это первичный способ подтверждения, передачи и оптимизации наших идей. Как написал эссеист, программист и инвестор Пол Грэм:

Когда мы пишем, мы не просто сообщаем свои мысли, мы развиваем и модернизируем их. Если вы плохо пишете и вам не нравится этим заниматься, вы теряете основную часть идей, которые пришли бы вам в голову в процессе письменного изложения мысли.

Итак, что мы можем сделать, для того чтобы улучшить свои способности к письму, не доходя до попыток повеситься? Ниже вы найдёте 25 высказываний известных и необыкновенно талантливых авторов. Хотя все они посвящены профессии писателя, большинство из этих советов применимо к любому виду творческой работы.

1. Филлис Дороти Джеймс (PD James): О том, чтобы сидеть и заниматься делом…

Не планируйте, что писать – просто пишите. Только, когда мы пишем, а не тогда, когда мы мечтаем, мы вырабатываем свой собственный стиль.

2. Стивен Прессфилд: О том, чтобы начинать, ещё не будучи готовым…

Сомнение знает, что чем дольше мы разминаемся перед тем, как начать, тем больше сил и времени нам понадобится для активных действий. Сомнению нравится, когда мы колеблемся и когда мы готовимся слишком тщательно. Скажите ему: мы приступаем!

3. Эстер Фрейд: О поиске своего режима…

Найдите время в течение дня, когда вам лучше всего писать, и пишите. Не позволяйте чему-нибудь ещё вмешиваться. Вам даже не должно быть дела до беспорядка у вас на кухне.

4. Зэди Смит: Об отключении…

Работайте за компьютером, который не подключен к сети Интернет.

5. Курт Воннегут: О поиске темы…

Найдите тему, которая волнует вас и которая, как вам кажется, волнует других. Это неподдельное волнение, а не просто игра словами, будет наиболее притягательным и привлекающим в вашем стиле. Я не заставляю вас писать романы, но, было бы хорошо, если бы вы написали что-то, что вас действительно волнует. Напишите прошение зарыть канаву напротив вашего дома от лица всех жителей или любовное послание к девушке, живущей по соседству.

6. Марин Маккена: Об организации мыслей…

Найдите схему организации ваших заметок и материалов, придерживайтесь её (если, например, вы записываете что-то на слух, не ленитесь и записывайте всё) и верьте, что ваша схема - самая лучшая из всех. Время от времени вам может казаться, что есть более подходящие способы решения ваших проблем. Какими бы они ни были, остерегайтесь необдуманного применения, если 1) они не были рекомендованы людьми, чьи методы вам известны и вы разделяете их взгляды на работу и 2) вы не знаете как быстро, легко и без отрицательных последствий обходиться с ними. Реорганизация схемы работы – невероятно заманчивая вещь, но она требует массу времени.

7. Билл Васик: О важности плана изложения…

Доведите до совершенства план изложения и затем воплощайте его в жизнь. Вы можете его видоизменять в ходе работы, но не пытайтесь на ходу улучшать структуру – сначала продумайте её, а затем начинайте писать. Ваш план проведёт вас даже через те этапы, которые кажутся непроходимыми, потому что ваш план – это последовательные, легко выполнимые действия объёмом в 1 000 слов.

8. Джошуа Вулф Шенк: О первом осиленном черновике…

Напишите первый черновик как можно быстрее. До того, как вы у вас появится черновик, тяжело понять образ грядущего. На самом деле, когда я дописывал последнюю страницу моего первого моего первого черновика к «Меланхолии Линкольна» я подумал: «О-па, теперь я знаю образ грядущего». Но перед этим я, не преувеличивая, потратил годы, для того чтобы написать первую треть и переделать её в первую половину. Есть старое, всем известное правило писателя: нужно иметь мужество и позволить себе плохо писать.

9. Сара Уотерс: О дисциплинированности…

Когда вы пишете, отдавайте себе отчёт, что это – работа. У многих писателей есть свои нормы выработки. Известно, что Грэм Грин писал 500 слов в день. Джин Плейди успевала написать 5 000 до ланча, а затем проводила день, отвечая на интересные письма. Мой минимум – 1 000 слов в день. Обычно этот минимум легко достижим, хотя, честно сказать, иногда бывают моменты, когда сложно выродить что-то, но я всё равно буду сидеть за письменным столом и пытаться достичь своего минимума, потому что я знаю, что, поступая так, я понемногу приближаюсь к своей цели. Эти 1 000 слов могут быть плохо написанными, и такое часто происходит. Но, всё-таки, всегда легче вернуться к плохо, но написанному, и сделать его лучше, чем писать с нуля.

10. Дженнифер Эган: О согласии писать плохо…

Соглашайтесь писать по-настоящему плохо. Пусть это вас не задевает. Мне кажется, в страхе писать плохо есть что-то первобытное, типа: «Это плохое исходит от меня…». Забудьте об этом! Позвольте ему выйти и за ним последует хорошее. Для меня плохое начало, это просто то, от чего можно оттолкнуться. Оно не является чем-то важным. Вам нужно разрешить себе так поступать, потому что вы не можете всегда писать только хорошо. Это то же самое, когда люди ожидают, что в их жизни будут только хорошие моменты и отсюда проистекают творческие кризисы. Когда не получается написать хорошо, позвольте себе писать плохо… Мне было тяжело писать «Сторожевую башню». Это было ужасно! Рабочим названием для черновика было «Короткий плохой роман». Но я думала о том, что я всё равно не должна бросать его.

11. Аль Кеннеди: О страхе…

Будьте бесстрашны. Да, это невозможно, поэтому время от времени давайте волю небольшим приступам страха и переписывайте, но немного. Но откиньте всепоглощающий страх, и, борясь с ним, пишите, возможно, руководствуясь этой борьбой. Но если вы впустите в себя страх, вы не сможете писать.

12. Уилл Селф: О том, что сделано…

Не оглядывайтесь на то, что уже сделано, до тех пор, пока вы не напишите черновик до конца. Просто каждый день начинайте с последнего предложения, которым вы закончили предыдущий день. Это пресечёт чувство досады. Вы будете знать, что вы сделали значительную часть работы ещё до того, как перейти к главному. Этим главным является… редактирование.

13. Харуки Мураками: О формировании способности концентрироваться…

В личной переписке великий писатель детективов Раймонд Чандлер признался однажды, что даже если он ничего не писал, он всё равно садился каждый день за письменный стол и концентрировался. Я понимаю, с какой целью он так поступал. Таким образом Чандлер вырабатывал профессиональную писательскую выносливость, которая подстёгивает силу воли. Он не мог обойтись без такой каждодневной тренировки.

14. Джефф Дайер: О силе множества проектов…

Нужно иметь несколько идей, которыми, в случае необходимости, можно сразу воспользоваться. Если это две идеи, одна из которых – писать книгу, а вторая – бездельничать, то я выберу первую идею. Но если у меня есть идеи для двух книг, то у меня есть возможность выбора. Мне всегда нужно знать, что есть что-то, что ещё можно сделать.

15. Огюстен Берроуз: О том, с кем проводить время…

Не окружайте себя людьми, которым не нравится, что вы пишете, и которые не поддерживают вас в этом деле. Подружитесь с писателями и создайте своё сообщество. Такое литературное сообщество наверняка будет успешным и ваши друзья будут правильно отзываться и конструктивно критиковать написанное вами. Но, на самом деле, лучший способ стать писателем – это писать.

16. Нил Гейман: Об отзывах…

Когда люди говорят вам, что что-то не так или что-то им не подходит, они практически всегда правы. Когда они говорят вам что, по их мнению, именно не так и как это исправить, они практически всегда ошибаются.

17. Маргарет Атвуд: О втором чтеце…

Вы никогда не сможете прочитать свою книгу с нетронутым восприятием, которое начинается со смакования первых страниц новой книги. Ведь вы её писали. Вы находились за кулисами. Вы видели, как фокусник прячет кроликов в цилиндр. Поэтому, перед тем как отдавать то, что вы написали, на оценку в издательство, попросите приятеля, а лучше – двух приятелей, посмотреть написанное вами. Только не надо давать это тому, в кого вы влюблены, иначе вы можете расстаться со своей любовью.

18. Ричард Форд: О чужой славе и чужом успехе…

Старайтесь воспринимать успехи других людей примером для вас.

19. Хелен Данмор: О том, когда следует останавливаться…

Заканчивайте писать тогда, когда вам ещё хочется продолжать, и продолжайте на следующий день.

20. Хилари Мантел: О творческом кризисе…

Если вы застопорились, встаньте из-за письменного стола. Погуляйте, примите ванну, поспите, спеките пирог, порисуйте, послушайте музыку, поразмышляйте, сделайте зарядку. Делайте что-нибудь, только не торчите за письменным столом и не раздражайтесь впустую, пытаясь решить проблему. Но не болтайте по телефону и не идите в гости, потому что, иначе, вы впитаете чужие слова, вместо своих ещё не найденных. Откройте им пространство, оставьте место для них. Будьте терпеливы.

21. Энни Дилларс: О том, что выходит из-под контроля…

Работа – это процесс, который быстро выходит из-под контроля. Он может стать необузданным… превратиться в сильного льва. Вы должны приручать его каждый день и снова и снова подтверждать своё господство над ним. Если вы пропустите хотя бы день, то вам, наверняка, будет страшно открыть дверь и войти к нему. Вы должны, не показывая страх, подходить к нему и с криками «Алле-оп!» командовать им.

22. Кори Доктороу: О том, как писать, когда тяжело…

Пишите, даже когда вокруг всё в беспорядке. Для того, чтобы писать, вам не нужны сигареты, тишина, музыка, удобное кресло или просто спокойная обстановка. Единственное, что вам действительно нужно – это то, чем будете писать и десять минут времени.

23. Чинуа Ачебе: О том, чтобы делать всё возможное…

Я считаю, что, на самом деле, хорошему писателю не нужно говорить, что он должен делать. Разве только, чтобы он продолжал в том же духе. Просто обдумайте работу, которую вам нужно сделать, и делайте её изо всех сил. Однажды вы действительно сможете сделать всё, на что вы способны и после этого вы можете выносить свою работу на обозрение. Но мне кажется, что это, в большой мере, не может относиться к новичкам. Они пишут свои первые черновики и хотят, чтобы кто-то посоветовал им как их закончить. Я стараюсь избегать давать такие советы. Я говорю: «Продолжайте в том же духе!». Я пришёл к выводу, что никто не может мне дать совет и что у каждого, кто старается, однажды всё получится.

24. Джойс Кэрол Оутс: Об упорстве…

Я заставляла себя начать писать, когда я была совершенно измучена, когда, казалось, душа расстаётся с телом и казалось, что я не смогу пережить следующие пять минут… и, так или иначе, то, что я начитала писать, меняло всё. Во всяком случае, мне так казалось.

То, как вы пишете книгу – это то, как вы её пишете. Ручка – полезный инструмент. И если вы печатаете – это тоже хорошо. Продолжайте заполнять страницу словами.

Как стать писателем - 25 практических советов

Как стать писателем ?

1. Уделите пристальное внимание окончанию глав, это важные места произведения.

2. Разместите пред своим рабочим местом шпаргалку и постоянно обращайтесь к ней - это поможет совершенствовать ваше мастерство писателя.

В шпаргалку внесите все ваши промахи, которые вы допускаете, как писатель, возможно, просто увлекшись сюжетом и те особые , которыми вы намереваетесь наделить свое произведение.

3. Запомните! Ключевое слово всегда ставилитератся в конце фразы.

4. Вы - создатели виртуальных реальностей!

Сейчас очень модно говорить к месту и не к месту о виртуальной реальности, при этом всегда имеется в виду нечто навороченное, с массой сложных приборов, человек находится чуть ли не внутри суперкомпьютера, весь опутан проводами, почему-то именуемыми чипами, видимо, для эффектности, проводов масса, хотя я уже сейчас пользуюсь беспроводной клавой и бесхвостым грызуном, словом, почему-то все мы, давно живя в виртуальном мире, все еще имеем его на других планетах.

Книга - тот же виртуальный мир, мы погружаемся туда, прекрасно понимая, что на самом деле рыцари короля Артура были грязными оборванными дикарями, а не нашампуненными красавцами в полных рыцарских доспехах XVI века, в костюмах от лучших дизайнеров, с идеально ровными и белыми зубами, разговаривающими так, как нужно писателю, то есть вам, а вовсе не «по правде», как требует дурачок… не стану называть его имя, вы сами его знаете, у каждого из вас есть такой прилипчивый придурок.

Повторяю, читателю совсем не важно, как было «на самом деле», он охотно включается в созданный вами виртуальный мир, принимает все правила игры, не обращает внимания на анахронизмы, ведь это игра, социокультурная игра, а натурализмом он и в реальной жизни обожрался, он ему осточертел, достал, он охотно принимает ваш придуманный мир!.. Читатель жадно воспринимает действие, следит за оживленным диалогом, сопереживает, хотя и понимает наигранность некоторых сцен, ненатуральность поведения: «в жизни так не бывает!» - однако он не хочет, чтобы вы изображали так, «как в жизни», он требует, чтобы вы создали для него интересный виртуальный мир!

Как стать писателем ? Создавайте миры… интересные. Захватывающие. В которых интересно жить. В которых вы станете лучше. Все остальные требования - мусор.

5. Настройтесь на долгий и упорный труд. Тем, кто его выдержит, можно ну почти что гарантировать, что будут и большие тиражи, и большие деньги, даже очень большие, и признание, и просьбы дать интервью для ведущих изданий планеты.

6. Пишите, сколько сможете. То есть побольше.

7. У вас всего два пути в литературе. Как, впрочем, и в жизни. Либо вы работаете над собой, становитесь ценностью, и тогда к вам бросаются все менеджеры с просьбой почтить своим присутствием их фирму, либо сразу же начинаете завязывать связи с «нужными людьми», льстить им (читайте Карнеги), кланяться, носить в зубах за ними тапочки, смеяться их шуткам, подставлять свой зад, делать вид, что все это вам очень нравится, вы просто в восторге… а не посмотрите ли в перерыве между актами мою рукопись?

Сразу скажу, что по первому пути идет меньше одного процента искателей, по второму - абсолютное большинство.

8. Читатель должен видеть себя, любимого

Читатель хочет сопереживать. Потому главного героя надо наделить либо теми качествами, которые есть у самого читателя, либо же, что намного действеннее, теми, которые он хотел бы иметь. Особенно это удобно в фантастике и фэнтези. Там автор наделяет героя способностью читать мысли, сверхсилой, неуязвимостью или еще чем-то, а то и всем сразу, затем выпускает в мир удивлять соседей и соседскую Люську, что до этого дня не обращала на него внимания.

9. Поучать, развлекая. Иначе не получится. Иначе можно только развлекать, а это уже не литература. Клоунада-с!

10. Не только большой роман, но и повесть, рассказ, даже юмореску можно писать кусками: хоть с конца, хоть с середины!

11. Как сделать чтобы получился интересный герой

Мне кажется, что я говорил раньше, но это было давно, несколько лет назад, так что повторю. Одно из обязательных требований литературы - не отождествлять себя с героем. Не влюбляться, что свойственно всем начинающим писателям. С холодной беспристрастностью выбирать только то, что надо для интриги, сюжета, обрисовки образов.

12. Сколько в русском языке времен?.. А двадцать девять не хотите?

Как стать писателем . Вдогонку, раз уж речь зашла о таких мелких кирпичиках, то вскользь упомяну о таких тонкостях, что будут доступны вам много позже. Много-много позже!.. Всего несколько слов о временах, которыми писатель должен уметь пользоваться лучше, чем депутат или член правительства. Взглянем на прошедшее время. Итак:

Прошедшее длительно повторяющееся, давно прошедшее: хаживал, куривал, любливал, пивал… Записали?.. Дальше - непроизвольное мгновенное энергичное: приди. Запоминайте, запоминайте, можно и выписать, потом будете пытаться применить… Императивное - приходил, результативное - пришел…

Прошедшее время может быть как совершенного вида - махнуть, так и несовершенного - махать. Записали? Есть непроизвольное - и махни, произвольное - мах… рукой, к примеру. Давнопрошедшее - махивал, начинательное: ну махать… Многовато? Да, начинающему это ни запомнить, ни использовать. Я это только для того, чтобы поняли: я вам пока что предлагаю только базовое. И то, чувствую, у многих голова пухнет и тоска зеленая в глазах. И все симпатии к этим, которые так хорошо и сладко поют, что учиться писать не надо, это само…

Ладно, для тех, кто еще может учиться:

Из настоящих времен стоит упомянуть пока что не больше двух: общее - планеты обращаются вокруг Солнца, Вселенная расширяется, и тому подобное, и активное - она красит губы, орел со мною парит наравне, а из будущего тоже пару времен для начала, но на самом деле русский язык очень богат, времен в нем двадцать девять… Итак, совершенное - махну, несовершенное: буду махать. Еще раз предупреждаю, это уже филигранная доводка, на которую мало кто решается. Мало у кого остаются силы и время… а надо еще выдержать давление издательств, родни, читателей и особенно пустого кармана!..

Понимаю, почему у вас такие вытаращенные глаза. Никто никогда, ни в школе, ни в вузах не говорил вам, что в русском языке времен больше, чем эти школьные три: прошедшее, настоящее и будущее, а здесь я столкнул вам на головы такую лавину!

13. Деление на жанры

Как известно, кроме таких слов, как «проза», «поэзия», «фантастика» и другие, встречаются и такие вроде бы понятные, как «комедия», «трагедия», «драма».

Почему вроде бы? Разве с самого начала не понятно? Еще со школьной скамьи застряли между ушей эти названия. Что-то даже навязло в зубах, несмотря на нелепость определений.

Но в чем разница между этими жанрами? Понимаю, велик соблазн сказать, что комедия - когда смеются, драма - когда страдают, а трагедия - когда погибают! В смысле, главные герои, а мелочь вообще не в счет. Да еще желательно, чтоб погибали в красивых позах и с высокими словами на устах. Я сам учился по таким учебникам, и сейчас ничего в них не изменилось.

Бред, бред полнейший. Из той оперы, когда опрятная домохозяйка в ужасе называет трагедией, если разобьет чашку. Увы, герои могут погибнуть все, но это еще не трагедия.

Но… что тогда трагедия? А трагедия - когда обе стороны правы!

14. Теперь, к слову, о литприемах профессионала. Каждый со временем обрастает любимыми, но я назову наиболее характерные, самые простые и в то же время самые надежные. Не забывайте про них, они делают сухое изложение живым и образным.

К примеру, простое сравнение. Можно, к примеру, долго и подробно описывать нос своего героя, а можно написать коротко: «как у пеликана», «как у поросенка», и у читателя сразу возникают определенные образы. С этим приемом соседствует еще один: преувеличение. Понятно, что не бывает у людей пеликаньих носов. Не бывает и человечьих такой длины. Даже вполовину пеликаньего не найти! Но все же сразу возникает образ человека с длинным вытянутым рубильником.

15. За века уже было найдено золотое число персонажей. Один - хорошо, здорово, можно выписать со всех сторон, внимание читателя не будет потеряно. Недостаток - надо держать только в населенных пунктах, дабы могли свершаться диалоги. Двое - уже лучше, могут общаться друг с другом, даже при переходе через пустыню или дремучий лес. Правда, общение несколько линейное: вопрос - ответ. Трое персонажей - прекрасный вариант: в памяти держатся все три с легкостью, зато общение приобретает объем. Четверо - тоже прекрасно, читатель все еще держит в памяти четыре образа, но уже малость труднее выписывать их автору. Пятеро… гм… трудновато. А уж шестеро так и вовсе… если не провал, то непрофессионализм!

По-вашему, откуда все это: три мушкетера, три богатыря, три солдата Киплинга, три медведя, три поросенка?.. Нет, религия здесь ни при чем, даже Троица стала троицей, а не двоицей или четверицей только потому, что безымянный писатель четко понимал этот закон, который я вам выкладываю на блюдечке.

С четверыми уже потруднее, разве что трое мушкетеров с примкнувшим к ним гасконцем. С пятью совсем туго! Думаю, вы мало вспомните героев, где пятеро. Нет, не пятеро персонажей, не надо называть романы Васи Пупыркина, я имею в виду пятерых героев. А уж шестеро… Совет старого крокодила: не умножайте ни героев, ни событий без острой необходимости.

Лучше один эпизод расписать ярко и красочно, чем сказать о трех скороговоркой. Лучше повести одного-двух-трех героев, но описать их всех, наделить жизнью, чем перечислить сотню крутых бойцов, которые будут отличаться только по именам.

16. Имена должны быть не только разные, а… очень разные. К примеру, за фамилиями: Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Хлестаков - явно вырисовываются и разные люди. А вот другие примеры: Иванов, Петров, Сидоров, Ерофеев… При всей разности они кажутся одним человеком. Как и - Гордон, Диксон, Рольсон, Пальсен, Ульсон… Или имена каких-то фантастических персонажей: Ультанахбегуэ, Эльтуганхкегеке, Онтакрукегекеза, Куоткугакабе и так далее.

То есть имена должны быть разными даже по визуальному ряду: длине, разным окончаниям, ударениям

17. Да, все мы пишем гусеницами. Но это не значит, что их нужно оставлять. Вот только что написал фразу «Олег начал присматриваться к деревьям, нахмурился, посмотрел по сторонам, затем пустил коня в чащу» («Возвращение короля»). Это нормально, у всех так пишется. Плохо, что абсолютное большинство в таком виде и оставляет.

Если убрана гусеничность, сразу выдающая малограмотность автора, и появился взгляд с трех точек, что придает любой фразе объемность.

18. Самое важное, над чем должны работать, это новизна темы, идей или хотя бы образов. Образ - на последнем месте, понятно, тема или идея важнее, но все же как трудно найти новый образ! Зато когда найден и удачно прописан, то достаточно произнести лишь слова «Обломов», «Отелло», «Дон Кихот», «Дон Жуан», чтобы сразу встали образы во всей титанической мощи!.. Человека можно назвать хоть лодырем, хоть обломовым, всяк поймет, что имеется в виду. А сколько прекрасных образов, с точки зрения профессионала, вывел Гоголь? Собакевич, Чичиков, Манилов, Плюшкин, Хлестаков, Коробочка, Тарас Бульба, Хлестаков…

19. Совет: сорняки удобно убирать, когда «не пишется». Все равно ведь время идет, текст стоит, как примерз, а взгляд скользит по строкам, абзацам, там и сям цепляется за шероховатости. Самое время исправлять, подчинять текст. А исправлять будет гораздо легче, если будете знать, что именно вымарывать.

Там внизу как-нибудь соберусь и дам поразвернутее список слов-сорняков, которые надо убирать и убирать.

Одному правилу следуй упорно: чтоб словам было тесно, а мыслям просторно! ©Кто-то из классиков.

20. Друзья вопреки поговорке правду не скажут. Всяк предпочтет сохранить хорошие отношения… Оценка ваших вещей должна быть анонимной.

21. Уэллс вошел в классику еще потому, что в каждой вещи было одно-единственное фантастическое допущение. «Человек-невидимка» - приключение ставшего невидимым в привычном реальном английском городке. «Война миров» - марсиане высаживаются в Англии… и все. Больше фантастичных допущений нет. Дальше страшная реальность. И так в каждом романе, рассказе, повести.

22. Засилье хеппи-эндов - хорошо или плохо?

Хеппи-энды - чума нашего времени. Сплошь и рядом, везде и всюду торжествуют счастливые концовки фильмов, игр, книг, пьес. Что, собственно, и понятно: везде победила демократия, то есть ма-а-а-аленький меленький человечек, о котором так заботились Достоевский и прочие русские гуманисты. К власти пришел человечек с его меленькими интересиками, запросиками, потребностями.

Трагедии уже ему недоступны, он искренне считает, что в литературе должно все изображаться «как надо». И все должно завершаться счастливой концовкой и нравоучением, что вот, мол, добро побеждает всегда, надо только за него бороться.

23. Совет: все же попытайтесь описать поход в булочную. Или не в булочную. Научитесь делать интересными бытовые сценки. И чтоб обходилось без крика, мата, рвания рубах на груди. В этих простых сценах заметнее ошибки, промахи, которые могут проскочить мимо сознания в динамичном боевике, но потом все же царапнут и оставят осадок.

Если этим языком, настоящим писательским, напишете потом хоть боевик, хоть ужастик, хоть фэнтези - цены не будет такому произведению. И его никогда не забудут. Как не забывают «Мастера и Маргариту», «31 июня», «Властелина колец» и многие другие книги, написанные знатоками языка.

Обходитесь без фейерверков в текстах. И без компьютерной графики.

24. Запишите: утверждение всегда сильнее, чем отрицание! Всегда. Не боритесь с этой закономерностью нашей психики, используйте ее.

25. Ориентируйтесь только на читателей! Еще раз: ориентируйтесь на читателей, на читателей, только на читателей! Вы должны завоевывать их, только их. Никто уже не помнит, да никого и не интересует, получал ли Булгаков или Олеша какие-то литературные премии, но «Мастера и Маргариту» и «Три толстяка» читают, читают, издают и переиздают, а вот множество лауреатов той поры так и остались сверхгениями и светочами только друг для друга в то недоброе время.

Литературное творчество, как и всякое другое, невозможно втиснуть в какие-то технологические регламенты. Придумать универсальный рецепт, действуя по которому автор сможет гарантированно получить шедевр, нельзя, иначе пропал бы смысл самого процесса, и каждый смог бы стать сочинителем. Однако есть свои правила и в этом деле. Каждый, кто берет в руки перо с целью изложить на бумаге свои мысли, непременно сталкивается с вопросом о том, и с чего начать.

Лиха беда начало

Способности у людей разные. Предположим, что некий человек с детства ощущал трепетную любовь к литературе и мечтал сам создавать романы, повести или рассказы. Есть и идеи, и яркие персонажи, почерпнутые из собственной жизни или рассказов других людей. Требуется решительный шаг, но человек этот не знает, как начать писать книги. Близким людям стоит ободрить начинающего автора, а собратьям по творческому цеху самое время дать ему несколько ценных советов. При этом рекомендации условно можно разделить на две основных категории, условно обозначив их как положительные и отрицательные. К первым относятся советы, касающиеся того, как писать нужно. Вторые (более обширные) носят противоположный характер и указывают на опасные подводные камни, которые лучше миновать, или грабли, на которые наступать не стоит. Обычно и то, и другое выстрадано на собственном опыте, а положительные примеры почерпнуты из сокровищниц мировой и отечественной литературы.

На этапе замысла

Тот, кто впервые сел перед чистым листом бумаги и взял ручку с целью создать какое-то произведение, чаще всего не думает о том, как стать писателем и получать высокие гонорары. В его сознании возникли некие образы, общая сюжетная линия и желание все это изложить. На самом деле книга (особенно первая) не строится запланированно, ее появление подобно рождению ребенка, а значит, началу непосредственного творческого процесса предшествует долгое вынашивание замысла, происходящее порой незаметно. В тот момент, когда плод раздумий достигает некой критической массы, сюжет начинает проситься на бумагу. Спешить, однако, не стоит. Искусство невозможно без азов мастерства. Молодые писатели начинают, как правило, с малых литературных форм, то есть миниатюр и новелл. Только разобравшись, как писать рассказы, можно переходить к повестям, романам и сагам.

Сюжетная линия

Рассказ, повесть или роман без сюжета - это все равно, что песня без мелодии. Помимо него, любому литературному произведению свойственна основная идея, то есть мысль, которую автор хочет донести до читателя. Это как бы начинка того пирога, который печет талантливый кулинар. Это остов сложной машины, скрытый под обшивкой. В чистом виде изложение основной идеи вряд ли заинтересует широкий круг читателей, слишком уж похоже будет на занудное нравоучение. Авторы, хорошо знающие, как правильно писать книгу, умеют придать своему главному замыслу увлекательную, интригующую, а порой и таинственную форму, благодаря которой удерживают внимание читателя до самого финала, оставляя порой простор для домыслов и фантазии. В таком подходе есть залог того, что персонажи будут жить какой-то самостоятельной жизнью и после прочтения произведения в умах многих людей.

Составление плана

Как бы ни был прост замысел, он должен быть ясен всем, а в особенности самому автору. Для того чтобы не сбиться с линии, которую профессиональные литераторы именуют сюжетной, очень важно составить план, по которому будут протекать события повествования. Не всегда они происходят в хронологическом порядке, ретроспективные отступления служат весьма распространенным приемом, но все это автору нужно расписать на отдельном листе бумаги. Есть, конечно, исключения. Лев Толстой писал некоторые свои романы прямо «из головы», без плана. Но на то он и гений. Тем же, кто только размышляет о том, как начать писать книги, без этого этапа никак не обойтись.

Как увлечь читателя

Итак, все готово. Основная идея сформулирована, план составлен, чернила в авторучку заправлены, на столе пачка бумаги. Не повредит и чашка чаю или кофе. Пора приступать. И вот проблема: первая строчка никак не хочет складываться. Как начать писать книги, если первые несколько слов маленькой новеллы между собой связать трудно? Вот и первый урок. Будущий читатель с самого начала должен попасть под обаяние автора, иначе, скорее всего, так и бросит занудную книгу. Нужно его заинтересовать сразу, а дальше развивать успех.

Теоретически все ясно, а как на практике? Готовых рецептов нет, но поучиться у опытных и маститых литераторов стоит. Во-первых, начало должно быть хоть немного необычным, тем самым приковывая глаза читателя к бумаге. Во-вторых, очень важно, чтобы из начала текста можно было сделать однозначные выводы о времени событий и жанре произведения. Детективы начинаются по-детективному, а романы - романтически. И переборщить в этом тоже нельзя. Если криминальная история сразу же начинается с горы трупов и луж крови, читатель с хорошим вкусом бросит такую книжку в лучшем случае под диван, а в худшем - прямо на помойку. О редакторах (а их мнение тоже очень важно) и говорить излишне, их время дорого, и если с первых же строк они не увлекаются, то участь рукописи решена, и она плачевна. Для того чтобы получилась интересная книга, начало ее должно хватать читателя цепко, а продолжение - держать крепко.

Сюжетные перипетии

Очень интересный способ составления сюжета описан у одного американского классика. Однажды он взял пачку цветных карандашей и на рулоне ненужных обоев стал чертить линии, которые время от времени пересекались и расходились. Каждый персонаж имел свой цвет. Если карандаш ломался, то герой умирал. Вся эта многолинейная фантазия потом подсказывала автору, как правильно написать книгу и не запутаться в хитросплетении жизненных коллизий.

Описанный графический метод не для всех удобен, но сделать важный вывод он позволяет. События в интересном романе, рассказе или повести развиваются бурно. Нет лучшего способа усыпить собственного читателя, как навязать ему статичную картину. Если ничего не происходит, то и писать не о чем. Если ритмика изложения поддерживает высокий уровень адреналина в крови, то читать будет интересно. При этом нет никакой разницы, о чем идет речь, о драме из жизни аляскинских эскимосов или полусветском французском фарсе.

Современные требования к сюжету предполагают непременное участие в нем антагониста (отрицательного персонажа), протагониста (положительного героя) и конфликта между ними. Однако процесс борьбы добра со злом может быть подан в смягченной форме, а расстановка сил показана неявно. Это дело автора, он лучше знает, как правильно писать книгу, и у него свои представления о том, что такое хорошо.

Конец - делу венец

Финал произведения - очень ответственный момент. От того, насколько он мастерски прописан, зависит то послевкусие, которое испытает искушенный читатель. Молодому литератору нужно знать не только то, как начать писать книги, но и то, как их завершать. Очень неплохо, если останется некоторая неясность судьбы персонажей, дающая право читателю представить их жизнь после того, как описанная часть сюжета подошла к концу. Ведь это так интересно - увидеть в случайном прохожем или давнем знакомом героя прочитанной книги. Благополучный финал в большей степени способствует коммерческому успеху произведения, но если он оправданно трагический, то это тоже неплохо. Ведь порой важнее моральная победа, чем явное торжество справедливости.

Форматы, форматы

Современное литературное творчество находится в плотной связке с издательским бизнесом. Форматы книг в нынешнем понимании подразумевают не столько геометрические размеры страниц, сколько характер содержания. Коммерческие соображения диктуют правила, согласно которым покупатель должен уже в момент приобретения вполне достоверно представлять себе товар, за который он платит деньги. Подспудно это настраивает автора на то, как писать рассказы, а как - повести. При этом новичок в своих творческих исканиях часто чувствует себя куда свободнее, чем иной уже добившийся признания литератор, чьи книги издаются массовыми тиражами. Этим объясняется и тот прискорбный факт, что многие известные писатели не могут похвастаться ростом своего мастерства, а, самоповторяясь, создают произведения все более блеклые. Часто о таких говорят, что они исписались, то есть утратили талант. На самом деле они слишком хорошо знают, чего ожидают от популярного автора издательства, да и читатели тоже. «Того же самого, только нового», - примерно так.

Мемуары

Несмотря на всеобщую унификацию, и в наше время существуют разнообразные форматы книг. Помимо художественной литературы, на рынке востребованы и воспоминания, и исторические исследования, и сборники очерков на актуальные темы. Большой читательский интерес вызывают мемуары. Как писать воспоминания знаменитостей, знают их многочисленные референты и помощники, причем чем выше ранг отставного руководителя или военачальника, тем их больше. Известному участнику исторических событий достаточно просто наговорить эпизоды своего славного прошлого на диктофон, а опытные литобработчики все остальное доделают. Человеку чином пониже придется всю эту работу производить самостоятельно, но его воспоминания могут оказаться не менее интересными. Во-первых, в них, скорее всего, отсутствует политическая ангажированность. Во-вторых, большая часть читателей - люди тоже простые, а не начальники, и им намного ближе эмоции солдата или младшего офицера, чем переживания маршала.

А правила все те же: хороший слог и интересный материал. Так что, если есть о чем вспомнить, смелее за дело!

Очерки и репортажи

Отличным способом оттачивания пера заслуженно считается публицистика. Этот жанр - один из древнейших видов литературы. Владение им свидетельствует о наличии гражданской позиции, наблюдательного взгляда и острого ума (если автору известно, как писать очерк или фельетон). Общие правила, касающиеся сюжетной целостности, хорошего слога и интересной тематики, остаются в силе и здесь, но к ним добавляются дополнительные требования.

Во-первых, настоящий публицист берется лишь за те темы, с которыми знаком не понаслышке. Необходим конкретный жизненный опыт. Если уж решил описать жизнь рыночных торговцев, то, будь любезен, отстой за прилавком денек-другой, а лучше месяц. Тема касается экономики - овладей наукой (приветствуется высшее профильное образование), а потом уже рассуждай об отличиях акций и облигаций. Фельетон невозможен без юмора, иначе из него получится сухое перечисление негативных явлений нашей жизни, которое читать охотников найдется немного. Из стилистических особенностей следует выделить обыкновение некоторых авторов использовать слово «я». Очерк - жанр особый, те, кто решил остановиться на нем, претендуют на объективное освещение событий. Делать выводы автор благоразумно предоставляет читателю. Другой вопрос, что собственные убеждения вполне можно выразить завуалированно, и чем тоньше это будет сделано, тем лучше. Вот написание агиток - совсем другой жанр. Тут намеки не нужны.

А вообще-то, наиболее одаренные публицисты вполне заслуживают издания сборников, в которые входят самые удачные фельетоны, очерки и эссе. Иногда эти произведения накапливаются годами, и если они написаны на высоком уровне, то не теряют актуальности и через десятилетия.

Начинающим авторам современных жанров

Русские книги последнего десятилетия во многом напоминают произведения зарубежных (главным образом англоязычных) авторов. Персонажи имеют непривычные имена, произошедшие от слов, заимствованных из школьного курса иностранного языка, или их славянские корни снабжены окончаниями того же происхождения. Сюжеты книг, написанных в стиле фэнтези, представляют собой классическую голливудскую схему, согласно которой «хорошие парни» сражаются с «плохими» и по безжалостности добро часто превосходит злые силы. Впрочем, и это не ново. Согласно европейской традиции, даже детские сказки пестрят сценами казней колдуний и прочей нечисти, знаменующих победу света над тьмой. Жанр очень популярен среди представителей юного поколения, им кажется, что во всех необычных существах, населяющих страницы этих книг, есть что-то необычное, оригинальное и самобытное. В чем секрет успеха? Как писать фэнтези, чтобы это было интересно?

Ответ видится достаточно простым. О чем бы ни рассказывал автор: о фантастических драконах, гоблинах, разумных насекомых или даже представителях нематериального мира - он все равно описывает отношения между существами, имеющими все признаки гуманоидной личности. Иными словами, независимо от витиеватости имен персонажей и необыкновенности их внешнего облика, речь идет о людях. Боле того, если автор книги родом, скажем, из США, то и герои его книги похожи на американцев. Ну а если он из России, то ясно, кем они являются.

Такое наблюдение отнюдь не умаляет достоинств жанра фэнтези. Напротив, наличие экстраординарных способностей позволяет порой ярче выразить стремления к добру, а сверхмогущественное зло труднее победить. И пусть форма изложения будет очень специфичной, главное, чтобы она была близка юному (или не очень) читателю, которого, увы, все реже можно увидеть с книгой в руках. Плохо, если автор, увлекшись экзотическими приемами и стараясь писать «прикольно», забывает о собственной сверхзадаче и цели всего искусства - постоянно улучшать человеческую «породу». Это трудно, и порой кажется, что усилия бесплодны, но стремиться к этому надо.

Начинающему писателю необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным. Главное в писательстве – болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики.

Какие качества нужны писателю? Пожалуй, самые главные - фантазия и умение образно изложить свои мысли на бумаге. Но вот найти работу благодаря связям в этом деле не получится точно. Чтобы стать успешным писателем, придется сначала писать в стол, затем рассылать свои нетленки по редакциям, а потом месяцами ждать ответа. Повезет или нет, покажется ли ваш труд не только интересным, но и в востребованном читателями формате - это уже решат издатели. Поэтому необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным, ведь сам себя не продашь - никто не купит.

Любовь надо отвоевывать

Сформулировать точные указания, которые помогут вам стать писателем, никто, разумеется, не в силах. Однако многие с готовностью рассказывают о своем пути на этом поприще, о том, как молодым талантам можно сделать себе имя.

Для начала мы пообщались с автором любовных и исторических романов, детективов и фантастики Елены Арсеньевой. Родилась Елена Грушко (псевдоним она взяла позже) в Хабаровске. Окончила филологический факультет Хабаровского пединститута и заочно - сценарный факультет ВГИКа. После этого работала на Хабаровском ТВ редактором передач для детей и юношества, в литературно-художественном журнале «Дальний Восток» и в Хабаровском книжном издательстве. Переехав в Нижний Новгород, она стала региональным представителем «Молодой гвардии».

Первым произведением Елены была новелла «Не жена», опубликованная в журнале «Дальний Восток». Критик газеты «Литературная Россия», делавшая обзор творчества молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, буквально разгромила дебютантку, но та не расстроилась и отнесла в издательство сборник рассказов «Последний снег апреля». Если сначала Елена была поклонником реализма и документалистики, то позже ее стали привлекать сказки и фантастика: так появились повести «Голубой кедр», «Атенаора Меттер Порфирола», «Созвездие видений» и другие.

«Иногда успех к писателю приходит быстро, а порой его ждут годами. Я всегда принимала активное участие в общественной жизни: посещала семинар молодых фантастов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске и многие другие специализированные конвенты», - вспоминает Елена. Вскоре судьба преподнесла ей новый подарок - знакомство во время поездки в Москву с писателем-фантастом Юрием Медведевым. Несколько лет они издавали в соавторстве книги энциклопедического характера по истории Руси, России и русскому быту.

В конце 90-х Елена Грушко начала писать исторические произведения и детективы, тогда же обзавелась и псевдонимом. Сейчас на ее счету более семидесяти романов - детективных, исторических, любовных, а также сборников исторических новелл. «Главное в писательстве - болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики. Любовь надо отвоевывать», - резюмирует автор.

Пишу в стол, а зарабатываю журналистикой

К сожалению, далеко не всем, избравшим писательскую стезю, так везет. Вот история Татьяны: «Еще в период учебы на филологическом факультете ННГУ я начала работать журналистом и уже в 25 лет стала главным редактором нижегородского светского издания. Но все это время мечтала писать книги». Татьяна была главредом трех печатных изданий, но через 15 лет приняла судьбоносное решение уйти работать фрилансером , чтобы иметь время для создания своих произведений. Она сама рассылала предложения по московским издательствам, пока одно из них не согласилось опубликовать ее книгу, в которой рассказывается о профессии журналиста. В итоге гонорар за нее составил 18 тысяч рублей. Такая же сумма должна была перечисляться за каждые 5 тысяч проданных экземпляров.

Позже Татьяна написала еще два исторических романа, но вот уже четыре года издательства отказываются от них - «не формат». «Сейчас я выложила свои романы в Интернете - у меня появились свои поклонники, мы с ними переписываемся. Я не отчаялась - думаю, все еще впереди, - говорит она. - Главное, я получаю удовольствие от процесса, что очень важно. А зарабатываю в качестве журналиста в свободном полете».

Писатель создает новую Вселенную

Восходящая звезда издательства «Эксмо» Ольга Володарская - автор романов в жанрах мелодрамы и детектива («Стерва на десерт», «Убийство в стиле ретро», «Призраки солнечного юга», «Плачь, влюбленный палач», «Кара Дон Жуана»). Несмотря на жуткие названия, в ее книгах принципиально нет криминальных авторитетов, торговцев оружием или наркотиков. Ольга призналась, что в детстве была страшной фантазеркой, обожала книги Волкова про Изумрудный город и любила представлять, как однажды попадет в волшебную страну. Ее первое собственное произведение было посвящено приключениям девочки Оли и ее четвероногих друзей. С тех пор она постоянно что-то сочиняет: то сказки, то рассказы, то киносценарии.

Серьезно заняться писательством Ольга решилась в двадцать пять лет, после того, как завершила первый большой труд - историческую мелодраму «Жена Синей Бороды». «Я никому не давала читать свои книги: прятала рукописи, ставила пароль на компьютер - словом, писала в стол, - рассказывает она. - Только первый детективный роман „Стерва на десерт“ увидел своих читателей». Этот жанр как раз и был выбран пять лет назад только из-за своей популярности. Читая детективы, Ольга всегда сразу же вычисляла убийцу и полагала, что писать их так же скучно. Но все оказалось намного интереснее, и за третий роман она взялась уже с большим азартом. «Написать новую книгу - все равно что создать новую Вселенную, - объясняет Ольга. - Ведь ты придумываешь свой мир, населяешь его людьми и придумываешь их судьбы. Может быть, у меня мания величия, но я считаю, что писатель создает новый мир».

Из старой жизни - по частям

Ольга Володарская советует начинающим писателям запастись терпением и упрямством. В свое время она отнесла в издательство несколько книг: «И когда меня наконец пригласили на встречу, я даже не обрадовалась - так долго ждала. В 2008 году контракт все-таки был заключен, а до этого держалась я на плаву только благодаря издательству „Подвиг“, которое платило мало, но все же помогало выжить. Работала я тогда в информационно-вычислительном центре за компьютером. Каждый день приходила домой и писала».

После долгожданного заключения договора Ольга уходила из старой жизни «не целиком, а по частям». Уволилась с работы не сразу - сначала брала административный отпуск: боялась прощаться с коллективом, привычным режимом и укладом. Но когда ушла окончательно, то началась совершенно новая жизнь: не надо было вставать в шесть утра и нестись сломя голову на утреннюю электричку - можно было и полениться. «Теперь не представляю, как можно вернуться в прошлое. Мне по душе свобода, и в этом плане я счастливый человек. Мое рабочее место там, где есть ноутбук. Это так здорово, что можно работать в такси, самолете, в гостях».

Герои ищутся на курортах

По словам Ольги, сегодня явно не будет пользоваться популярностью истории про то, как люди поднимают завод: «Нужно писать про гламурную жизнь, хорошо читаются и детективы. Правда, сейчас рынок стал более разнообразным, а буквально пять назад лет на них был бешеный спрос». В среднем Ольга пишет три книги в год. Дело это энергозатратное, поэтому после завершения каждой рукописи она едет отдыхать, «заряжается» и часто именно на курортах начинает размышлять над новым сюжетом.

Так, например, произошло с романом «Кара Дон Жуана», задуманным в 2003 году во время отдыха в Адлере. Ольга сидела у моря, а рядом с ней играла черноволосая смуглая серьезная девочка. Она подбирала камушки и бросала в воду, стараясь попасть в купающихся детишек. Так появилась героиня Кара. А с прообразом главного персонажа Сергея автор познакомилась на набережной Абхазии. Он жил в этой стране, но покинул ее во время конфликта с Грузией. «Над этим романом я работала примерно шесть месяцев, если не считать периода „вынашивания“. Я долго придумываю сюжет, а потом начинаю его быстро записывать. При этом часто результат получается другим - не таким, как планировала изначально».

Ольга призналась, что известным писателям завидуют менее успешные коллеги: «Не понимаю, как можно кого-то критиковать, но люди у нас любят злословить: „За этого заплатили, поэтому он издается, за этого пишут рабы, а эта вообще бездарность, просто у нее муж знаменитый“. Абсолютно бездарный человек может пробиться благодаря деньгам, но долго он все равно не продержится».

Писательница считает, что всегда интереснее пробовать что-то новое. Сама она балансирует на грани детектива и мелодрамы, но есть те, кто виртуозно владеют одним жанром и становятся в нем непревзойденными. «Например, Агата Кристи - какая же она молодец! Все произведения гениальны, проходных среди них нет», - восхищается она.

Верьте в себя!

Какие советы можно дать начинающим писателям? Ольга Володарская подчеркивает: будьте готовы к долгому и тернистому пути. Ее первую книгу переиздавали три раза и заплатили только 25 тысяч рублей. «Начинала работать я с литературным агентом, - делится она опытом. - Если брать агента, то непременно „акулу“, который должен отлично разбираться в этом бизнесе. Ничего не могу сказать - мой был порядочным человеком, многое держалось просто на честном слове. А ждать ответа по поводу договора с хорошим, честным издательством можно бесконечно».

Наша героиня ждала года два. Дебютантам могут сказать, что книга понравилась, но до момента заключения контракта пройдет еще очень много времени. Когда она пришла на встречу с главным редактором издательства, оказалось, что он отлично знает ее книги. Например, спросил Ольгу, как она смогла так правдоподобно описать Рио-де-Жанейро. Но она туда никогда не ездила: просто черпает информацию со слов знакомых или же смотрит журналы и различные альманахи.

Итак, запаситесь терпением и сдавайте в издательства сразу несколько книг. Также очень важно верить в себя: если близкие, друзья, коллеги относятся к вашему занятию как к баловству, не стоит их слушать, идите своим путем. «Мама очень мной гордится, а вот муж - известный переводчик - как писателя всерьез не воспринимает, - рассказывает Ольга. - По его мнению, тому, кто пишет хуже Гюго, нечего и браться за это дело. Меня это не обижает, да и читательская аудитория у меня женская, а не мужская».

Хорошо ли быть Львом Толстым?

Ольга уверена, что творческий кризис, при котором идеи действительно иссякают, может настигнуть любого писателя: «Я чувствую, что когда у меня кончается вдохновение (а это обычно бывает к середине романа), меня одолевают тяжкие мысли, наступает несколько дней паники. Думаю, в этих случаях лучше всего сделать перерыв, пожить для себя, а еще лучше поменять обстановку. Не зря же голливудские звезды берут себе передышку, которая иногда затягивается на несколько лет».

Единственный и основной доход Ольги - писательство. Она признается, что если бы жила на ренту или была замужем за миллионером, то издавала бы одну книгу в год, но вкладывала в нее все свои силы. Не было бы безумной спешки и конкретных сроков сдачи. «Хорошо быть Львом Толстым, когда можно и в лаптях походить, и писать долго свои четыре тома, - рассуждает она. - Я нисколько не умаляю достоинств нашего классика, но не думаю, что художник должен быть голодным. Все же лучше быть сытым и при этом не терять желания творить».

Как правило, солидные гонорары автор начинает получать после трех-четырех публикации высоким тиражом. Первое вознаграждение в среднем составляет 20–30 тысяч рублей, при этом книга может создаваться месяцами или даже годами. Издатель предпочитает, чтобы начинающий писатель принес на просмотр несколько произведений или серию с продолжением.

Число женщин-авторов в России с каждым годом растет. Чтобы стать успешным фрилансером, надо быть дисциплинированным, обязательным и ответственным. Елена Арсеньева призналась, что пишет не менее 7–8 часов в день, включая выходные. Кроме того, много времени приходится проводить в библиотеках, чтобы изучать архивы и выяснять необходимые сведения.

Ольга желает всем читателям хороших и разных книг: «Я понимаю, что значит испытывать литературный голод. Раньше мне казалось, что я прочитала уже все достойные моего внимания книги и постоянно искала такую, которая бы произвела на меня бо льшее впечатление, чем, например, „Сто лет одиночества“ Маркеса».

Писательское искусство - это умение облачать человеческий опыт в литературную форму. Писательство - это особое ремесло, требующее соблюдения различных техник и канонов. Для того, чтобы преуспевать в различных областях этого искусства, таких как написание научных, публицистических, технических или художественных произведений, требуется иметь степень бакалавра или магистра филологии, литературы или журналистики.

Шаги

Как почерпнуть вдохновение

    Определитесь с тем, что вы хотите написать. Художественная литература подразделяется на жанры, такие как поэзия, рассказ, повесть, роман или даже такие специфические подвиды, как мистика. Если вам сложно определиться с тем, что вы хотите написать, нужно руководствоваться тем, что бы вы хотели прочесть. Ваше лучшее произведение должно быть о чем-то, чем вы всей душой увлечены. Если ваша рукопись будет пропитана вдохновением, оно вернется вам сторицей в виде повышенного интереса читателей к написанному. Если ваша рукопись станет для вас источником вдохновения, это послужит отправной точкой для начала карьеры писателя.

  1. Выберите для себя удобный график работы. Определите время суток, место и обстановку, в которой вам будет комфортно писать. После того, как вы определите свой распорядок, творческая часть вашей натуры постепенно приспособится к работе в этих условиях. Стоит уделить внимание таким нюансам:

    • Шум: некоторые писатели предпочитают творить в абсолютной тишине. Другие слушают музыку, потому что она является для них источником вдохновения. Иные предпочитают находиться в обществе друзей, чтобы генерировать новые идеи.
    • Время: некоторые писатели собираются с мыслями перед сном. Другие предпочитают творить в утренние часы потому, что большинство людей еще спят и не мешают им. Третьи вообще предпочитают быть загруженными и пишут в обеденный перерыв. Четвертым нравится работать в период, когда много свободного времени, поэтому посвящают писательству все выходные.
    • Место. Выберите комнату, помещение или даже кресло, в котором вам будет удобно творить. Это поможет вашему мозгу настроиться на нужный лад и творчески подойти к достижению поставленных целей.
  2. Читайте и учитесь. Перечитывайте полюбившиеся произведения и анализируйте их. Выясните, что делает их столь занимательными и популярными? Попробуйте понять структуру своей любимой поэмы или проследите за становлением героев полюбившейся повести. Отмечайте для себя предложения, которые вы считаете великолепными, и задавайтесь вопросом, почему автор выбрал именно такую формулировку?

    • Не нужно ограничивать себя каким-то одним жанром или областью. Для того, чтобы обогатить свой текст опытом, вы должны стать в какой-то степени исследователем. Возможно, вам не нравится фэнтези, но другие люди любят читать и писать в этом жанре не без причины. Читайте такие книги под девизом: «Я читаю, чтобы писать. Я читаю, чтобы узнать что-то новое. Я читаю, чтобы почерпнуть вдохновение».
  3. Станьте исследователем. Замечайте самые мельчайшие детали в окружающем мире. Оглянитесь вокруг. Находите для себя загадки и пытайтесь их разгадать. Если у вас есть вопросы, ищите на них ответы с навязчивым интересом. Обращайте внимание на все странное и необычное. Когда вы начнете писать, увиденное вами поможет написать по-настоящему жизненные и интересные вещи и обогатит ваш язык новыми метафорами. Что следует учесть в своих исследованиях внешнего мира:

    • Запомните: ничто в мире не может быть скучным и заурядным. Во всем есть своя изюминка и странность.
    • Перед вами загадка: телевизор, который никак не включается, птица, которая не летает. Выясните механизм действия той или иной вещи, в каких случаях она не работает и почему.
    • Уделяйте особое внимание деталям. Листья не просто зеленые, они пронизаны длинной тонкой сетчаткой и по форме напоминают лопату.
  4. Заведите дневник. Пишите в нем о том, что видите вокруг, что вас вдохновляет. Носите его с собой повсюду. Многие известные писатели даже специально делали дополнительные карманы в своих пиджаках, чтобы носить с собой побольше клочков бумаги. Используйте свой дневник для того, чтобы генерировать новые идеи, делать заметки о том, что вы видите и слышите, или же просто вносить правки к своей рукописи. И тогда, если вы зайдете в тупик при написании своего произведения, вы сможете почерпнуть вдохновение из дневника. Вы можете делать записи о чем угодно, потому что все в мире вокруг вас может послужить источником вдохновения. Например:

    • Сны: это главный источник всего странного и необычного. Запишите их содержание, пока не забыли.
    • Картинки: фотографии и рисунки.
    • Цитаты: понравившиеся высказывания других людей, маленькие стишки, вкладыши из печенья с предсказаниями.
  5. Начните писать свое произведение. Это самая главная и тяжелая часть. Многие из нас часами сидят у монитора компьютера и не знают, о чем писать. Некоторые называют это творческим кризисом. Вам могут помочь простые упражнения, которые вдохновят вас и подкинут материал для написания рукописи.

    • Пойдите в шумное, многолюдное место. Представьте, что ваши глаза - это видеокамера, записывающая происходящее вокруг. Возьмите свой блокнот и напишите в нем обо всем, что происходит вокруг. Пишите обо всем, что вы видите, слышите, ощущаете своим обонянием или вкусовыми рецепторами, а также на ощупь.
    • Возьмите с собой диктофон и подслушайте разговор. Но не подавайте вида собеседникам, что их записывают. После того, как услышите достаточно, перенесите разговор на бумагу. Поиграйте со словами - что-то можно убрать, изменить или добавить. Смоделируйте новую ситуацию.
    • Придумайте персонажей. К чему они стремятся? Чего боятся? Какие у них тайны? С кем состоят в родстве и где проживают? Какую фамилию они носят?
  6. Обязательно завершите свое произведение. Знаете, сколько в мире недописанных романов и историй? Миллиарды, а может даже триллионы. Поставьте цель и придерживайтесь ее, насколько бы сложной не казалась работа. Так вы сможете понять, к чему у вас лежит душа. Когда вы закончите писать произведение:

    • у вас сформируется представление о том, о чем вы действительно хотите писать;
    • вы улучшите свои писательские навыки;
    • вы научитесь проявлять упорство, чтобы закончить начатое.
  7. Станьте частью сообщества. Обмен идеями и отзывы - это один из способов почерпнуть вдохновение и улучшить качество написанного вами текста. Начинающим авторам всегда очень страшно выкладывать написанное, потому что в нем может быть очень много личного, и они попросту боятся, что их неправильно воспримут. Но писать в стол - тоже не вариант и не только потому, что никто не читает вашу работу, но и из-за того, что у вас может выработаться плохой стиль (многословность, избыточность, вычурность, склонность к пафосу или излишнему драматизму). Поэтому вместо того, чтобы бояться, подумайте о том, что каждый потенциальный читатель может подкинуть вам новые идеи и что конструктивная критика помогает развиваться и улучшать качество текста.

    Позаботьтесь о том, чтобы вы были материально обеспечены. Быть писателем практически то же самое, что и супергероем: с утра рутинная работа в офисе, а по ночам - писательская деятельность, в которой вы можете быть сыщиком, укротителем драконов или принцем на белом коне. Некоторые писатели, конечно, безработные, но их на самом-то деле очень мало. Постоянная работа - это совсем неплохо. Между прочим, она даже может вам помочь достичь своей цели и стать писателем. Подыскивая постоянную работу, учитывайте следующие факторы:

    • Покроет ли она расходы на повседневные нужды? Хорошая работа должна приносить прибыль, достаточную для того, чтобы вы могли обеспечить себя всем необходимым и спокойно заниматься творчеством. Ибо лишние волнения и беспокойства негативно скажутся на вашей работе над произведением.
    • Остается ли у вас достаточно времени и сил после работы на написание рукописи? Хорошая работа должна быть достаточно простой и не слишком энергоемкой, чтобы вы не чувствовали себя изнуренным.
    • Она вас отвлекает? Заниматься чем-то еще, кроме писательской деятельности, весьма полезно. Если вы будете работать только над одним проектом, то он вам скоро наскучит. Поэтому смена рода деятельности время от времени весьма благотворно скажется на вашем творчестве.
    • На этой работе можно встретить других творческих личностей? Атмосфера в коллективе очень важна, поэтому вам должно быть приятно работать плечом к плечу со своими коллегами. Между прочим, творческих личностей - не только писателей и актеров - можно встретить повсюду.

    Как облачить вдохновение в словесную форму

    1. Завладейте вниманием читателей. Увлеките их своим произведением. Заставьте их читать вашу работу не отрываясь и просить продолжения. Чтобы добиться такого эффекта, используйте вот такие маленькие хитрости:

      • Чувства. Мы познаем и воспринимаем окружающий мир через призму чувств. Если вы хотите, чтобы ваша работа была захватывающей и увлекательной, заставьте своих читателей видеть, слышать, осязать действительность на вкус, на запах и на ощупь вместе с вами
      • Акцентируйте внимание на деталях. Через них можно передать особый подтекст в событиях, описанных в тексте. Избегайте общих формулировок вроде «Она была красива», вместо них давайте более развернутую характеристику: «У нее были длинные золотистые косы, в которые были вплетены ромашки».
    2. Пишите о том, что знаете. Если вы хорошо в чем-то разбираетесь, вы можете более детально и реалистично это описать. Если вам недостает каких-то деталей, проведите исследование. Найдите необходимую информацию в интернете или же порасспрашивайте людей, разбирающихся в конкретной области. Чем больше у вас будет информации о ситуации, людях или обстановке, тем реалистичнее получится изложенный на бумаге текст.

      Продумайте структуру повествования . Классическим вариантом является так называемая «линейная структура»: начало, кульминация и развязка. Но есть и другие типа построения «каркаса» повествования. История может брать начало в гуще событий или же перемешиваться с воспоминаниями. Исходите из того, как, на ваш взгляд, должны развиваться события.

      Продумайте. от какого лица будет вестись повествование. В общем, существует девять способов подачи информации. Три основных - это повествование от первого, второго и третьего лица. Если не можете определиться с тем, от какого лица будет вестись повествование, подумайте, какое количество информации должны получить читатели, и от этого отталкивайтесь в своем выборе.

      • Повествование ведется от первого лица, употребляется местоимение «Я»:
        • Участие: рассказчик - одно из действующих лиц в повествовании; он не просто сухо излагает историю, но и выражает собственное отношение к повествованию.
        • Обособление: рассказчик повествует не свою собственную историю, а, к примеру, главного героя.
        • Множественное число (мы): коллективный рассказчик, например, большая группа людей.
      • Повествование от второго лица. Используется местоимение «Ты»:
        • Рассказчик обращается к себе на «ты», пытаясь отогнать от себя неприятные мысли, переживания и воспоминания.
        • Ты: персонаж, наделенный собственным характером.
        • Ты: прямое обращение к читателю.
        • Ты: читатель - действующий персонаж в повествовании.
      • Повествование от третьего лица: используются имена персонажей:
        • Всеведущий: рассказчик ведает всем, имеет полную свободу действий и власть над повествованием и свободно и открыто высказывает свои суждения.
        • Ограниченный: в этом повествовании чего-то не хватает. Оно напоминает узкое окно с маленькими бойницами из-за недостатка информации.
        • Мысли и переживания одного из персонажей. В «Гарри Поттере» делается акцент на мыслях и переживаниях Гарри.
        • Прямой наблюдатель. Рассказчик описывает ситуацию, но не может вычленить из нее чувства и переживания героев.
        • Рассказчик словно подглядывает в замочную скважину, шпионит, просчитывает ситуацию наперед, но ограничен тем, что видит в узкую щель, и не владеет всей информацией.

    Общие правила написания произведений

    1. Начните с простых слов. Простота и лаконичность - сестра таланта. Несмотря на то, что вам, несомненно, понадобится большой толковый словарь, длинные и сложные предложения поставят читателей в тупик. Начните с малого. Не стоит заниматься словоблудием и писать вычурные и помпезные тексты лишь потому, что они красиво звучат. Задайтесь целью сделать так, чтобы ваш текст был понятным и доходчивым. Ни больше, ни меньше.

      Начните с простых и коротких предложений. Они понятны и читабельны. Конечно, это не значит, что нельзя писать длинные и сложные предложения. Просто более короткие предложения быстрее передают читателю информацию и не заставляют его натыкаться на айсберг непонимания.

    2. Позвольте глаголам сделать свое дело. Они придают тексту динамизм и соединяют предложения по смыслу. Также они позволяют очень точно описывать происходящее.

      • Обратите внимание на некоторые «проблемные» глаголы, такие, как: «был», «шел», «чувствовал», «имел». В целом, они, конечно, вполне приемлемы, но не придают тексту изюминку. Поэтому вместо них можно использовать синонимы.
      • Используйте действительный залог вместо страдательного, возьмите это за правило.
        • Действительный залог: «Кошка нашла своего хозяина». Здесь кошка выполняет поиск. Она - действующее лицо.
        • Страдательный залог: «Хозяин был найден котом». В этом предложении кот немного оторван от действия. Хозяин нашелся, и кот никого не ищет.
    3. Не переборщите с прилагательными. Начинающие писатели частенько ими злоупотребляют. Нет, в них, конечно, нет ничего плохого, кроме того, что они иногда могут быть избыточными и непонятными, по сравнению с другими частями речи. Не нужно возле каждого существительного употреблять прилагательное.

      • Иногда прилагательные излишни. «Я наблюдал, как он поднял последнюю пешку и поставил ею мат королю, одержав успешную победу». Разве победа может быть неуспешной? Здесь прилагательное повторяет то, что все и так знают, и не несет смысловой нагрузки.
      • В других же случаях прилагательные необходимы. Например, он - сильный соперник. В чем его сила заключается? В разуме или физических данных? Уточнение здесь просто необходимо.
    4. Изучайте словари. Держите словарь и тезаурус под рукой. Когда вы встречаете незнакомое слово, ищите его значение. Невозможно называть себя хорошим писателем, если вы не интересуетесь этимологией слов. В то же время используйте свой словарный запас с умом. То, что вы знаете значение слов «амбивалентность», «агностицизм» и «кибернетика», не означает, что вы можете без объяснений их использовать в тексте.

      • Изучите корни слов. Корни слов, особенно латинские заимствования в русском языке, помогут вам расшифровать значение незнакомого слова без помощи толкового словаря.
    5. Говорите прямо, что имеете в виду. Заманчиво использовать повседневные слова там, где не надо. Часто, когда нам не удается подобрать слово, мы используем «достаточно хорошую» альтернативу. Однако учтите - что приемлемо в устной речи, не всегда годится для письменной.

      • Во-первых, у автора нет возможности общаться с читателями напрямую. Поэтому он не может проиллюстрировать свой текст мимикой или жестами, чтобы внести ясность в разговор персонажей. Читатель предоставлен сам себе и может полагаться лишь на слова, чтобы вычленить из них смысл произведения.
      • Во-вторых, читатели будут воспринимать написанное вами буквально, поскольку они не допускают возможности задать писателю вопросы о том, что же именно он имел в виду. Читатель полагает, что написанное следует понимать в прямом смысле. Если писатель не делает сносок с объяснениями непонятных слов или моментов в тексте, то читатель будет чувствовать себя неловко.
      • Знаки пунктуации незаметны, но весьма значимы. Стоит употребить знаки препинания в меньшем, чем необходимо, количестве - и читатели не смогут понять смысла предложений. Вспомните пресловутое «казнить нельзя помиловать». От того, как вы расставите запятую, будет зависеть человеческая жизнь. Переборщите с пунктуацией - и ваши читатели будут отвлекаться от смысла написанного. Поверьте, никому не захочется читать предложения, в которых вместо слов одни тире, запятые и точки с запятыми.
      • Писать ради славы и богатства - пустое занятие.
      • Будьте готовы внести изменения в книгу. Возможно, издатель предложит внести некоторые изменения в ваше произведение. Постарайтесь найти компромисс, или обратитесь к другому издателю.
      • Пишите все, что приходит на ум - пригодится все. Помните, слова должны вписываться в мир, вами описываемый.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса