Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ася Вучетич и ее деды: Евгений Вучетич и Георгий Натансон

ВУЧЕТИЧ

Евгений Викторович Вуче́тич (1908 — 1974) — выдающийся советский скульптор-монументалист.

Народный художник СССР (1959).

Действительный член (1953) и вице-президент (1970) АХ СССР.

Герой Социалистического Труда (1967).

Лауреат пяти Сталинских (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970).

Участник Великой Отечественной войны, вышел в отставку в звании подполковника. Член ВКП (б) с 1943 года.

Е. В. Вучетич родился 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе (с 1926 года — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории , в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни.
Окончил Ростовскую художественную школу. С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским).

Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 года) работы Вучетича.

Осенью 2003 года скульптура воина в Трептов-парке была разобрана и отправлена на реставрацию. 2 мая 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

1958—1967 По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать». В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Общая высота памятника — 85—87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн). Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.

1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала ГТГ на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

1972-1981 В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор В. З. Бородай

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР.

«Советскому народу слава!»
Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства.

«Соединение фронтов», канал Волго-Дон, п. Пятиморск

1953 год. Монумент «Соединение фронтов» установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

К открытию Волго-Донского канала в 1952 году на набережной был установлен памятник Сталину, он был открыт одновременно с открытием Волго-Донского канала - 27 июля 1952. Его автором также был Е. В. Вучетич

Памятник Сталину был выполнен из уникальной самородной меди, добытой по спецзаказу; высота скульптуры составляла 24 метра.

Простояла скульптура Сталина всего девять лет, а после падения сталинского режима и переименования Сталинграда в Волгоград была снесена за одну ночь. После того, как памятник Сталину снесли, постамент еще долгие годы оставался пустым

В 1973 году на постаменте «вырос» новый объект - памятник Ленину (Волгоград). Автором этого проекта был вновь назначен Вучетич.

Самый большой памятник в мире реально жившему человеку, В.И.Ленину, расположенный в Красноармейском районе г.Волгограда.

Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946; арх. Я. Б. Белопольский),
Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948; арх. Я. Б. Белопольский);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского в Кинешме Ивановской области (1949; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского района Московской обл (1949; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской области (1949; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области (1950; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл (1953; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев),
Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954; арх. Я. Б. Белопольский);
Памятник В. Г. Белинскому в Пензе (1954 г.; арх. Л. М. Поляков)
Памятник В. Г. Белинскому в городе Белинский Пензенской обл (1954; арх. В. А. Артамонов);
Памятник А. М. Матросову в Великих Луках Псковской области (1954; арх. В. А. Артамонов);
Памятник В. И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской обл КССР (1956; арх. Н. Ф. Бровкин);
Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской области (1956);
Памятник В. И. Ленину в Алма-Ате (1957; арх. И. И. Белоцерковский);
Памятник В. И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР УзССР (1957; арх. Г. А. Захаров);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958; арх. Г. А. Захаров);
Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959; арх. Н. Ф. Бровкин);
Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960; арх. Г. А. Захаров);
Памятник В. И. Ленину в Южно-Сахалинске (1970, арх. И. И. Ловейко)

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Но сегодня, если смотришь, например, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-матери, взметнувшей ввысь руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего пророческие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» Слова о мече карающем не случайны. Это из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут». Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: «Я только трижды обращался к мечу, — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-победителю

Историческая последовательность была, конечно, иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским), Родина-мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963—1967 гг. с тем же Белопольским и группой), а мускулистая фигура, перековывающая меч на плуг, оригинал которой установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (копия теперь стоит в Москве у того здания Третьяковской галереи, что на Крымском валу), создана в 1957 г. Менее известен факт, что существует и третья, и тоже авторская, копия этой работы — в казахстанском Усть-Каменогорске, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

Е.В. Вучетич. Перекуём мечи на орала

Эта немного необычная (хоть родственная) для русского уха фамилия, Вучетич, получена прославленным скульптором от отца — черногорца, принимавшего участие в Гражданской войне на Белой стороне. Матерью его была Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 г. в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине.

Евгений Викторович Вучетич — советский скульптор, народный художник СССР

Евгений Вучетич учился ремеслу ваяния в учебных заведениях разных городов СССР. С 1926-го до 1930-го — в Ростовской художественной школе, в 1931—1933 гг. — в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (который стал с 1932 г. именоваться Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры). И уже в 1937 г. получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже. Похоже, французы оценили прежде всего художественные достоинства произведения, вне политических пристрастий: отмеченная скульптурная группа молодого советского ваятеля называлась «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.). Принципиальным моментом является факт, что в 1943—1960 гг. В. Вучетич работал военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Можно сколь угодно критиковать художника за политическую ангажированность, упрекать в том, что он работал, дескать, на «тоталитарную власть», - все это будут лишь лукавые словеса. Фактами остаются высокие образцы искусства, созданные в земном материале, но являющиеся свидетельствами высокого Духа. Нам всем не следует забывать и о том, что официальными «батальными» художниками были и Айвазовский, и Верещагин, и некоторое время Поленов и многие другие. И все они были участниками боевых действий, офицерами-орденоносцами (Айвазовский, мало кто помнит, получил даже адмиральский чин!). Вучетич, безусловно, был явлением своего времени, выразителем возобладавшей тогда в нашем обществе идеологии. Он изваял целую галерею скульптурных портретов вождей — В. И. Ленина (в Пензе, Волгограде, Алма-Ате, на Волго-Донском канале и др.) и И. В. Сталина, а также политических деятелей, крупных советских военачальников (А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской области; И. С. Конева в д. Лодейно Подосиновского района Кировской области; М. Е. Катукова в с. Большое Уварово Коломенского района Московской области; В. И. Чуйкова в с. Серебряные Пруды Московской области; А. А. Новикова в Костроме; Р. Я. Малиновского в Одессе), героев войны (генерала армии Н. Ф. Ватутина в Киеве; генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова в Вязьме; освободителя Орла генерала Л. Н. Гурьтева; рядового Александра Матросова в Великих Луках), героев труда.

Е.В. Вучетич. Памятник Н.Ф. Ватутину в Киеве

Широко известный монумент Е. В. Вучетича (архитектор Г. А. Захаров) Ф. Э. Дзержинскому, установленный в 1958 г., более 30 лет украшал одноименную площадь (ныне — Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве. Памятник «железному Феликсу», вне сомнений, был даже при отсутствии пластических изысков неординарным художественным произведением и «держал» большое пространство площади. В августе 1991 г. на волне ложно понятой демократизации толпа сбросила монумент первому чекисту с пьедестала при помощи строительного крана. Известное дело: легко уничтожать внешние символы и крайне затруднительно победить врага внутри себя. Позже памятник Дзержинскому, как и ряд других московских монументов советской эпохи, перевезли в Парк Искусств «Музеон», находящийся рядом со зданием Центрального дома художников на Крымском валу, где в 1990-е годы открылся единственный России музей скульптуры под открытым небом.

Е.В. Вучетич. Москва. Памятник Ф.Э.Дзержинскому на новом месте

Не остались в стороне от внимания художника и образы деятелей отечественной культуры. В частности, в городе Белинский Пензенской области и в самой Пензе установлены памятники критику В. Г. Белинскому, а на Новодевичьем кладбище в Москве есть выполненные Е. В. Вучетичем надгробья писателю Ф. В. Гладкову и живописцу А. М. Герасимову. Давайте посмотрим на самые главные шедевры Е. Вучетича, остающиеся важными узлами, неотменимой частью нашей национальной памяти.

Берлинский освободитель

В центральной части берлинского Трептов-парка на большом лугу установлен монумент Воину-освободителю, открытый 8 мая 1949 г. Считается, что прообразом памятника является подвиг Николая Масалова, уроженца с. Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, спасшего немецкую девочку во время штурма Берлина. По свидетельству маршала Чуйкова, впоследствии подтвержденному историками, 30 апреля 1945 г. участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от Рейхстага на улице, примыкавшей к «Ландверканалу», услышал детский крик. Солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку, которую, прикрывая своим телом, под пулями вынес в безопасное место. Некоторые наблюдатели полагают, что монументальный солдат похож на командующего 3-й гвардейской армией, тогда ещё генерала В. Чуйкова, однако достоверно известно и что Е. Вучетич встретился и с Н. Масаловым, а в качестве прототипа бронзового солдата наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов, спортсменов — Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. По воспоминаниям И. Одарченко, сначала при позировании у него на руках сидела немецкая девочка, а потом русская — 3-летняя Света, дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Мемориал в Трептов-парке, Берлин

А изначальный посыл был таков. После Потсдамской конференции К. Ворошилов предложил в берлинском Трептов-парке, где похоронены от пяти до семи тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, поставить памятник И. Сталину. Бронзовый генералиссимус должен был держать земной шар. Однако Сталин выбрал другой эскиз Е. Вучетича. Уверяют, что именно Сталин предложил заменить автомат ППШ в руке солдата мечом. По его же идее солдат должен был разрубать мечом фашистскую свастику. А меч, который Вучетич вложил в результате в руку бронзового солдата, является копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, вместе с Александром Невским сражавшегося против «псов-рыцарей». «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» — так официально называется композиция, с учетом высоты холма и цоколя основания имеет общую высоту около 30 метров. Весит 12-метровая фигура 72 тонны, в основании расположен мавзолей. Неподалеку расположена также фигура коленопреклоненного воина. Небезынтересно, что по государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 г. немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. Финансируется программа правительством ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина. С 2003 г. по 2004 г. памятник был демонтирован, находился на реставрации в Москве, потом восстановлен на прежнем месте в Берлине.

Родина-мать на Мамаевом кургане и памятник в Калаче

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» был открыт в октябре 1967 г. Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала. Н. С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры — сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры Родина-мать беспрецедентна: 52 метра, а длина меча 33 метра.

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган — насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см — по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен целый комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти. По окончании грандиозных работ Е. В. Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. ... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган

К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором были перезахоронены останки защитников Сталинграда, которые до сих пор продолжают находить поисковые отряды. В 2005 г. у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм — Всех Святых. После 2008 г. на Мамаевом кургане открыт выставочный зал, посвященный сражению на Мамаевом кургане. В 2008 г. мемориальный комплекс Мамаева кургана победил в финале общенародного конкурса «7 чудес России». К сведению: бои именно в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия». Как-то на периферии общественного сознания в силу ряда причин остается грандиозная военная операция, проведенная советскими войсками на завершающем этапе Сталинградской битвы. 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач-Советский войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге. В ходе этого окружения прошел беспрецедентный в военной истории танковый рейд по тылам противника. Отдадим должное Вучетичу: событие оказалась в его поле зрения скульптора. И теперь у нас есть памятник. Он уступает в художественном плане шедеврам Е. Вучетича, но мы не заем об условиях (бюджете, ситуации и т.п.) создания монумента. Важно, что памятник есть.

Калач-Советский. Памятник на месте встречи воинов Юго-Западного и Донского фронтов, замкнувших кольцо окружения гитлеровских войск

Памятники в Киеве Вспомним и о двух работах Вучетича на его родине, Украине. Обе установлены в Киеве. И если памятник генералу Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков, создавал сам мастер в 1948 г. (еще до создания своих главных шедевров), то 102-метровую монументальную фигуру женщины, возвышающуюся на днепровских склонах, возводили по сильно видоизмененному проекту Вучетича и уже после его кончины в Москве 12 апреля 1974 г.

Киев. Памятник Родине-матери

Создание киевского монумента было поручено коллективу скульпторов под руководством киевлянина В. Бородая (в соавторстве с Ф. Согояном и В. Винайкиным, а также архитекторами В. Елизаровым, Г. Кислым и Н. Фещенко), значительно изменившему первоначальный вариант монумента. Статуя изготовлена из отдельных стальных блоков-секций, спаянных между собой, каждая из которых весит 25-30 тонн. Общий вес сооружения 450 тонн. В одной руке скульптура держит щит с гербом СССР весом в 13 тонн, в другой — 16-метровый меч весом в 9 тонн. Памятник открыли в 1981 г. ко Дню Победы. Согласно прогнозам специалистов, фигура должна простоять более 150 лет. На открытие приезжал Генсек ЦК КПСС Брежнев, министр обороны Устинов, партийные руководители Москвы и Ленинграда — Гришин и Романов. Принимал их Владимир Щербицкий. Вроде бы Киеву Леонид Ильич подарил выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Вучетича «Перекуем мечи на орала», моделью для которой послужил киевский богатырь — олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич. Как мы понимаем, это четвертая копия этого образа? Но это уже другая история. Мы же нашим словом поминовения этой статьей отдаем скульптору Евгению Вучетичу, в день рождения, дань — как сыну Украины и большой единой Родины, которому был отпущен дар и возможность запечатлеть, прежде всего, силу скорби и величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. С нашим регионом мастера связывает многое. Прежде всего, это, конечно, монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане. Но есть и другие работы. «АиФ-Волгоград» предлагает ознакомиться с наиболее прославленными произведениями народного художника СССР.

«Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке открылся мемориал, в котором захоронено 7 тыс. советских солдат. На вершине кургана стоит 12-метровая 70-тонная бронзовая статуя солдата. В левой руке он держит спасенную немецкую девочку, в правой – опущенный меч. Сначала Вучетич вложил солдату в руку автомат, но товарищ Сталин настоял на холодном оружии. Видимо, совет «отца народов» скульптор запомнил хорошо, так как в дальнейшем меч будут держать еще некоторые его изваяния.

Прототипом «Воина-освободителя» послужил солдат Николай Масалов (участник боев за Сталинград), спасший в апреле 1945 года берлинскую девочку.

Бронзовый боец попирает ногами разрушенную свастику. В пьедестале находится памятный зал, купол которого украшает рубиново-хрустальная люстра, выполненная в виде ордена Победы.

В 1953 году в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ, также известный как ВДНХ) открылся гипсовый горельеф: площадь 90 квадратных метров, глубина объемной картины – 62 см. На горельефе высечена группа людей, стоящих под огромным флагом мира.

«Соединение фронтов»

В 70 км от Волгограда в поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области стоит 16-метровая композиция. Как это принято у Вучетича, солдаты стоят на холме, к вершине которого ведут ступени. На переднем плане двое солдат под знаменами пожимают друг другу руки. Здесь 23 ноября 1942 года встретились войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Так завершилась операция «Кольцо».

«Перекуём мечи на орала»

В 1957 году работа Евгения Вучетича появилась в цитадели капитализма: в Нью-Йорке. У здания ООН разместилась статуя мускулистого мужчины с мечом. Но человек не хочет войны, поэтому тяжелым молотом он перековывает оружие в мирный плуг. Натурщиком при ваянии был олимпийский чемпион 1968 года по борьбе Борис Гуревич. Кстати, Гуревич потом эмигрировал и до сих пор живет в Чикаго.

А копии знаменитой статуи есть в Москве, рядом с Третьяковской галереей, и в Усть-Каменогорске (Казахстан).

Памятник Дзержинскому

В 1958 году на Лубянке (тогда – площади Дзержинского) появился памятник «железному Феликсу», отлитый из бронзы. Вес самой статуи – 11 тонн.

Это, без отношения к художественным достоинствам скульптуры, самое скандальное произведение мэтра. Ветераны КГБ и их единомышленники добиваются возвращения Дзержинского на Лубянку, откуда его в 90-х сослали в Парк искусств МУЗЕОН. В противоположном лагере такие предложения, понятно, восторга не вызывают. Скульптуре, между тем, требуется основательная и дорогостоящая реставрация.

«Родина-мать зовет»

Родина-мать зовет Фото: www.russianlook.com Это, пожалуй, самое известное творение выдающегося скульптора. Для волгоградцев – так уж точно. Грандиозный монумент на вершине Мамаева кургана стал символом целого города. Масштабы здесь значительно превосходят все предыдущие работы автора. Один только меч длиной 33 м получается почти в три раза больше «Воина-освободителя».

15 октября 1967 скульптуру, бывшую на тот момент самой высокой в мире, торжественно открыли. Есть версия, что волгоградская «Родина-мать» является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» (скульптор Лев Головницкий) в Магнитогорске и «Воин-освободитель». Якобы на Урале меч выковали, потом Родина-мать вознесла его над головой в Сталинграде, а опустили его только после Победы в Германии. Триптих сформировался только к 1979 году.

Памятник Сталину-Ленину

В 1952 году в Сталинграде у шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала появился памятник Иосифу Сталину. Пассажиры кораблей, шедших по Волге, видели 26-метрового колосса на набережной Красноармейского района. Сталин задумчиво глядел вдаль, сжимая свернутую трубочкой газету.

Однако в 1961 году за одну ночь статую вождя демонтировали. Как вспоминали жители, территорию набережной Фадеева оцепили. Никого не пропускали. Скульптуру распилили на части. Когда крановщик оттаскивал голову Сталина, трос врезался ему под усы и застрял. «Закусил!» - засмеялись рабочие. Где теперь фрагменты статуи, неизвестно. Возможно, где-нибудь на волжском дне.

С 1961 по 1973 год пассажиры теплоходов могли видеть на берегу только пьедестал, который местные острословы называли «пустомент». Однако при Брежневе решили одного вождя заменить на другого. Так появился памятник Ленину из облегченного железобетона. Высота скульптуры – 27 метров, а постамента – 30 метров.

«Родина-мать»

Монумент в Киеве – это последнее поражающее размерами произведение Вучетича. Он умер, не увидев работу законченной. Более того, заканчивавший проект Василий Бородай внес изменения в облик статуи.

Фигура сделана из нержавеющей стали. Сначала даже хотели покрыть ее сусальным золотом, но потом всё же решили посчитать, во сколько это обойдется, и отказались от идеи.

Самая статуя существенно ниже, чем волгоградская, однако она стоит на постаменте, высота которого 40 метров. Внутри пьедестала разместился музей.

Памятник в Киеве Фото: www.russianlook.com

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 - Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931-1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже - в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930-1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Мастерская

Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.

Творчество

Исторический и символический жанр

  • 1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 г.) работы Вучетича.
  • Аллея саркофагов.
  • «Мать-Родина». Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).

Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, Демина. 1950-1953 гг. Гипс тонированный.

  • 1953 год. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л. М.) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.
  • 1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».
  • 1958-1967 гг. По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: Алешенко М. С., Матросовым В. Е., Майстренко Л. М., Мельником А. Н., Маруновым В. А., Новиковым В. C., Tюренковым А. А.; архитекторами: Я. Б. Белопольским, Деминым В. А., Лысовым Ф. М. и др.; руководитель группы инженеров - Никитин Н. В. Ленинская премия (1970 г.)

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

  • «Память поколений» - многофигурная композиция горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м, высота - 8 м).
  • «Стоять насмерть» (высота - 16,5 м)
  • Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
  • «Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4 х 1 м, высота скульптур - около 6 м).
  • Зал Воинской славы, с рукой держащей горящий факел, посередине.
  • Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м).
  • 1972-1981 гг. В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.

Памятники И. В. Сталину

  • Памятник И. В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; арх. Поляков Л. М.);
  • Памятник И. В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И. В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., арх-ры: Атанов В. С., Навалихин Д. К.)

Памятники

  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; арх. Белопольский Б. Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского р-на Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского р-на Кировской обл. (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл. (1953 г.; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев),
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в Пензе (1954 г.; арх. Поляков Л. М.)
  • Памятник Белинскому В. Г. в г. Белинский Пензенской обл. (1954 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник В. И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской обл. (1956 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской обл.(1956 г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; арх. Белоцерковский И. И.);
  • Памятник В. И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР (1957 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В.И. Ленину в Южно-Сахалинске (1970г., арх. Ловейко И.И.)
  • Памятники
  • Макет головы неоконченного памятника Ленину.
    Мастерская Е. В. Вучетича, Москва

    Памятник М. Г. Ефремову в Вязьме

    «Перекуём мечи на орала»,
    скульптура возле штаб-квартиры ООН (Нью-Йорк)

  • Почтовые марки СССР
  • Скульптура «К звёздам» на марке СССР

    Скульптура «Советский воин-освободитель» на марке СССР

    Скульптура «Перекуем мечи на орала» на марке СССР

Надгробные памятники

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

Фонтаны

  • Фонтан возле Ростовского академического театра драмы им. М. Горького (Ростов-на-Дону, 1936 год). Композиция представляет собой группу атлантов, держащих над головами чашу и окружённых фигурами лягушек и черепах.

Портретный жанр

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.)
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е.
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951-1952 гг.
  • Дважды Герой Социалистического труда Алля Анаров. Мрамор. 1954 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода «Баррикады». Бронза. 1955 г.
  • Народный художник СССР А. М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.
  • Чеканщик ленинградского завода «Монументскульптура» Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия)
  • 1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Захаров Г. А.) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет украшал одноимённую площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.

22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета и перенесён в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.

Евгений Викторович Вучетич - известный советский скульптор. Основное направление в искусстве - социалистический реализм.

Влияние на творчество оказали А. С. Чиненов, А. И. Мухин и А. Т. Матвеев. Получил звания Героя Социалистического Труда и народного художника СССР.

Биография Е. В. Вучетича

Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Отец был сербом из Черногории, в Гражданскую войну примкнувшим к белому движению, а мать, девичья фамилия которой была Стюарт, родилась во Франции.

Спустя некоторое время семья Вучетичей переехала в Ростов, где одаренный юноша, став совершеннолетним, поступил в художественную школу. Через пять лет он продолжил обучение в Ленинраде.

С 1937 года начал участвовать в выставках. В 1935, переехав в Москву, Вучетич работает над такими масштабными проектами, как гостиница «Москва», Государственная библиотека им. Ленина.

Когда фашисты вероломно вторглись на территорию СССР, Вучетич добровольно уходит на фронт солдатом-пулеметчиком, впоследствии получив звание подполковника. В 1943 ранен и возвращается в столицу.

С 1943 по 1960 Е. В. Вучетич работает художником-баталистом в СВХ им. М. Б. Грекова, где он окончательно сформировался как скульптор. Главной темой его работ стали важнейшие исторические события нашей страны. Е. В. Вучетич основал «сталинский классицизм» и соцреализм. Эти стили уникальны, так как в них присутствует пластичность модерна. Ансамбли великолепны по своим масштабам и грандиозности. Умер в 1974 году.

Известные скульптуры

Е. В. Вучетича «Воин-освободитель» - совместный проект Е. В. Вучетича, А. В. Горпенко и Я. Б. Белопольского. Скульптура находится в Берлине, Трептов-парк. В мемориале покоятся останки более 7000 советских солдат, известны имена лишь одной седьмой части от всех похороненных. Нога солдата попирает разрушенную свастику, тем самым показывая, что фашизм повержен усилиями советского народа.

Памятник Воин освободитель фото

Мемориал стал символом борьбы советского народа с фашизмом и освобождения европейских стран от гнета нацистов. Был открыт в мае 1949, работа над монументом длилась около трех лет.

«Родина-мать зовет!» - самая известная скульптура Е. В. Вучетича. Часть ансамбля «Героям ». Расположена на в Волгограде. Самая высокая скульптура в России и Европе, только меч имеет длину 33 метра, а это уже в 3 раза больше «Воина-освободителя».


Также Е. В. Вучетич спроектировал такие монументы, как «Советскому народу слава!», «Соединение фронтов», «Перекуем мечи на орала» и т. д.

Вучетич не был достаточно популярен в свое время, в газетах о нем писали, лишь когда находился еще один из предполагаемых прототипов советского солдата, спасшего немецкую девочку и изображенного на скульптуре «Воин-освободитель» в Берлине. О личной жизни великого скульптора стало известно лишь из уст его дочери, художницы Аэлиты Стаховской.

Свою любовь, мать Аэлиты Марию Лазареву, Вучетич встретил в Ростове-на-Дону, когда ему было двадцать, а ей шестнадцать. Вскоре события в его жизни закрутились с невероятной быстротой - окончание художественного училища, женитьба, переезд в Среднюю Азию, рождение двоих сыновей.

Мария и Евгений вновь встретились в столице через шесть лет. Чувства вспыхнули вновь, Мария даже позировала для скульптуры «Партизаны», посвященной участницам Гражданской войны. Мария забеременела, родилась дочь Аэлита. Любовь Марии и Евгения прожила до конца их дней, но обстоятельства так и не позволили им воссоединиться.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса