Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Звёзды оперы: Дмитрий Ульянов. Звёзды оперы: Дмитрий Ульянов – И как же Курентзис работает с певцами

Дмитрий Ульянов окончил Уральскую консерваторию у профессора В. Ю. Писарева и в том же году получил Гран-при на I Международном вокальном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО в Казахстане (2000).

Дмитрий Ульянов окончил Уральскую консерваторию у профессора В. Ю. Писарева и в том же году получил Гран-при на I Международном вокальном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО в Казахстане (2000).

В 1997 году стал солистом Екатеринбургского театра оперы и балета, через год – Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. С 2000 года – солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на сцене которого исполняет ведущие партии: Дон Жуан в одноименной опере, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике», Рамфис в «Аиде», Коллен в «Богеме», Герман в «Тангейзере», Гремин в «Евгении Онегине», Гудал в «Демоне», Голова в «Майской ночи», Иван Хованский в «Хованщине», Кутузов в «Войне и мире» и другие роли. В составе труппы театра гастролировал во многих городах России, а также в Германии, Италии, Латвии, Эстонии, Китае, Южной Корее, США, на Кипре.

С 2009 года Дмитрий Ульянов – приглашённый солист Большого театра, где дебютировал в партии Доктора в опере «Воццек» (режиссёр Д. Черняков, дирижёр – Т. Курентзис). В 2014-м исполнил здесь партии Эскамильо в «Кармен» и Филиппа II в «Доне Карлосе», в 2016-м – Бориса Тимофеевича в «Катерине Измайловой». Также артист сотрудничает с театрами Петербурга, Новосибирска, Перми, Чебоксар.

Активно развивается международная карьера певца: Опера Бастий, Национальная Рейнская опера, театр Капитолия Тулузы, Фламандская опера, Национальная опера Нидерландов, Королевский театр в Мадриде и Маэстранса в Севилье, Большой театр «Лисео» в Барселоне, Израильская опера, Новый национальный театр Токио, оперные театры Лиона, Базеля, Монте-Карло, Бильбао, Кальяри, Марселя – перечень ведущих оперных домов растет с каждым годом. Он выступает на фестивалях в Ла-Корунье и Экс-ан-Провансе; сотрудничает с дирижёрами Айвором Болтоном, Мартином Браббинсом, Юраем Валчухой, Лораном Кампеллоне, Кириллом Карабицем, Станиславом Кочановским, Корнелиусом Майстером, Томашем Нетопилом, Даниэлем Ореном, Ренато Палумбо, Айнарсом Рубикисом, Джакомо Сагрипанти, Михаилом Татарниковым, Джузеппе Финци, Педро Халффтером, Томашем Ханусом, Симоной Янг, Марисом Янсонсом; с режиссёрами Василием Бархатовым, Жаном-Луи Гриндой, Каролиной Груббер, Хосе Антонио Гутьерресом, Татьяной Гюрбача, Петером Конвичным, Андреасом Кригенбургом, Эриданом Ноублом, Дэвидом Паунтни, Лораном Пели, Эмилио Саги, Питером Селларсом.

В репертуаре артиста – главные партии в операх Верди («Макбет», «Дон Карлос», «Риголетто», «Сицилийская вечерня»); Вагнера («Валькирия», «Тангейзер», «Летучий голландец»); во французских «больших операх» («Иудейка» Галеви, «Гугеноты» Мейербера), в операх русских композиторов («Борис Годунов», «Иоланта», «Золотой петушок», «Игрок»).

Дмитрий Ульянов активно концертирует, сотрудничает с Госкапеллами – хоровой имени А. Юрлова и симфонической под руководством В. Полянского.

В сезоне 2017/18 певец дебютировал в партии Бориса Годунова в Большом; впервые исполнил Аттилу – на фестивалях «Опера Live» в Зале имени Чайковского в Москве и вердиевском – в Концертном зале Лиона. Также прошли дебюты на Зальцбургском фестивале, на сценах неаполитанского театра «Сан-Карло» и Венской оперы.

В 2018/19 Д. Ульянов выступает в новых постановках опер «Леди Макбет Мценского уезда» в Парижской национальной опере и Опере Бастий (дирижёр – Инго Метцмахер, режиссер – Кшиштоф Варликовский), «Севильский цирюльник» в ГАБТе (дирижёр – Пьер Джорджо Моранди, режиссёр – Евгений Писарев); на сцене амстердамского Консергебау исполняет «Песни и пляски смерти» Мусоргского, а в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине поёт в опере «Сказки Гофмана».

Артист дважды номинировался на премию «Золотая маска» в категории «лучшая мужская роль в опере». В 2016-м награждён российской оперной премией “Casta Diva” за исполнение партии Ивана Хованского.

) - российский оперный певец, бас, солист. Заслуженный артист Российской Федерации () .

В 1997 году, закончив первый курс консерватории, был услышан главным дирижёром Екатеринбургского театра оперы и балета Бражником Е. В. и приглашен в труппу театра, на сцене которого и состоялся дебют Дмитрия в его первой роли на оперных подмостках - в роли Анджелотти (Дж. Пуччини «Тоска») 6 декабря 1997 года. Однако уже в 1998 году стал солистом театра Новая Опера (Москва) по приглашению главного дирижёра театра Колобова Е. В. , где спел множество партий, среди которых Лоредано (Дж. Верди «Двое Фоскари»), Варлаам (М. Мусоргский «Борис Годунов») и другие. Гастролировал в составе труппы театра по многим городам России и в Европе.

В августе 2000 года перешёл в труппу, и вскоре стал одним из ведущих солистов театра. Среди исполняемых им главных партий такие, Герман («Тангейзер» Р. Вагнера), Кутузов («Война и мир» С.С. Прокофьева), Дон Жуан («Дон Жуан» В.А. Моцарта), Линдорф-Коппелиус-Дапертутто-Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Голова («Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Альфонсо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта), Гремин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Рамфис («Аида» Дж. Верди), Коллен («Богема» Дж. Пуччини), Князь Иван Хованский («Хованщина» М.П. Мусоргского).

Гастролировал в составе труппы театра в Италии (Гремин - «Евгений Онегин» П. Чайковский, Триест, 2009), Германии (Дон Альфонсо - «Cosi Fan Tutte» В. Моцарта, 2006), в Латвии, Эстонии, на Кипре, в США («Богема» Дж. Пуччини, 2002; «Тоска» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, 2004), в Южной Корее (2003), во многих городах России (Санкт-Петербург , Екатеринбург , Самара , Саратов , Киров , Ростов-на-Дону , Чебоксары и др.).

В феврале 2010 г. спел партию Дон Марко в опере Дж. К. Менотти «Святая с Бликер-Стрит» (дир. - Джонатан Вебб, реж. - Стефан Медкалф), в декабре 2008 г. - партию Царя («Аида»), а в декабре 2007 г. партию Дон Базилио («Севильский цирюльник») на сцене Муниципальной Оперы г. Марсель, Франция.

В сезоне 2008-2009 дебютировал в партии Томского на сцене Оперы Монте-Карло (дир. - Д. Юровский), а также принял участие в совместном проекте Новосибирского Оперного театра и Оперы Бастилии, Париж - грандиозной постановке оперы Дж. Верди «Макбет», где исполнял партию Банко на премьере в Новосибирске и позже в Опера Бастиль (Париж). Режиссёр-постановщик - Дмитрий Черняков , дирижёр-постановщик - Теодор Курентзис .

В июле 2010 года принял участие в Международном Фестивале Запрещенной музыки на сцене Муниципальной Оперы г. Марсель, где исполнил заглавную партию в концертном исполнении оперы «Шейлок» А. Финци.

В апреле 2010 года Дмитрий Ульянов исполнил партию кардинала Де Броньи в опере Ф. Галеви «Иудейка» на сцене Израильской оперы, Тель-Авив (режиссер – Дэвид Паунтни, дирижер – Даниэль Орен). Участвовал в постановках Муниципальной оперы г. Марселя, Оперы Монте-Карло, Национальной Рейнской оперы (Страсбург), Театра Капитолия (Тулуза) – все Франция, а также Театра Кальяри (Италия). После дебюта в феврале 2011 года на сцене Королевской оперы Мадрида (Испания) в роли Марселя в концертной постановке оперы Дж. Мейербера «Гугеноты» под руководством Ренато Палумбо Дмитрий Ульянов начал тесно сотрудничать с Театром Реал и другими испанскими театрами, такими как Театр Маэстранца в Севилье (Великий Инквизитор в опере Дж. Верди «Дон Карлос», Хундинг в «Валькирии» Р. Вагнера), фестиваль в Ла-Корунье (Спарафучиле в опере Верди «Риголетто» с Лео Нуччи в заглавной партии). В январе 2012 года Дмитрий Ульянов исполнил на сцене Театра Реал роль Короля Рене («Иоланта» П.И. Чайковского) в новой постановке режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса . Спектакль транслировался на телеканале MEZZO и выпущен на DVD. Также на сцене Театра Реал исполнил партии Пимена («Борис Годунов» М. Мусоргского) и Банко («Макбет» Дж. Верди). В 2013 году состоялся дебют певца на сцене Оперы Бильбао в роли Прочиды в опере Верди «Сицилийская вечерня». Также исполнил партию Спарафучиля в Teatro de la Maestranza в Севилье (дирижер – Педро Хальфтер, в заглавной партии – Лео Нуччи).

В сезоне 2013 / 14 гг. продолжил активно сотрудничать с испанскими театрами. На сценe Театра Реал исполнил партию Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини (дирижер – Томаш Ханус, режиссер – Эмилио Саги) и принял участие в исполнении «Stabat Mater» Дж. Россини. Исполнил партию Рамфиса в «Аиде» Дж. Верди (Teatro de la Maestranza, Севилья, дирижер – Педро Хальфтер, режиссер – Хосе Антонио Гутьеррес). В Новом Национальном театре Токио (дир. Айнарс Рубикис) и Большом театре России (дир. Лоран Кампеллоне, реж. Дэвид Паунтни) исполнил партию Эскамильо (Ж. Бизе «Кармен»).

В сезоне 2014 / 15 гг. дебютировал в прославленном барселонском оперном театре Лисеу, исполнив партию Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини (дирижер – Джузеппе Финци, режиссер – Хуан Фонт), а также исполнил партию Филиппа II в спектакле «Дон Карлос» Большого театра России (дирижер – Джакомо Сагрипанти, режиссер – Эдриан Ноубл). На гастролях Московского академического Музыкального театра в Тяньцзине (Китай) спел партию Кутузова в опере С.С. Прокофьева «Война и мир» (дирижер – Феликс Коробов, режиссер – Александр Титель). Также исполнил партии Ландграфа в «Тангейзере» Р. Вагнера (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, дир. Айнарс Рубикис), де Броньи в «Иудейке» Ф. Галеви (Фламандская опера, Антверпен, Гент, Бельгия, дирижеры – Томаш Нетопил, Яннис Поуспоурикас, режиссер – Петер Конвичный), Короля Рене в «Иоланте» П.И. Чайковского (Фестиваль в Экс-ан-Провансе, дирижер – Теодор Курентзис, режиссер – Питер Селларс).

В сезоне 2015 / 16 гг. исполнил Досифея в Оперном театре Базеля (дирижер – Кирилл Карабиц, режиссер – Василий Бархатов), дона Базилио в Teatro de la Maestranza в Севилье (дирижер – Джузеппе Финци, режиссер – Хосе Луис Кастро), короля Рене в «Иоланте» П.И. Чайковского (Оперный театр Лиона, дирижер – Мартин Браббинс, режиссер – Питер Селларс), Генерала в «Игроке» С. Прокофьева (Опера Монте-Карло, дирижер – Михаил Татарников, режиссер – Жан-Луи Гринда). В сезоне 2016 / 17 гг. исполнил партии Даланда в «Летучем голландце» (Фламандская опера, дирижер – Корнелиус Майстер, режиссер – Татьяна Гюрбача), хана Кончака и Владимира Галицкого в «Князе Игоре» (Национальная опера Нидерландов, дирижер – Станислав Кочановский, режиссер – Дмитрий Черняков), царя Додона в «Золотом петушке» (Театр Реал Мадрид, дирижер – Айвор Болтон, режиссер – Лоран Пелли).

В сезоне 2017 / 18 гг. дебютировал на Зальцбургском фестивале в партии Бориса Тимофеевича («Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича, дирижер – Марис Янсонс, режиссер – Андреас Кригенбург) и в Венской государственной опере в партии Генерала («Игрок» С.С. Прокофьева, дирижер – Симона Янг, режиссер – Каролина Грубер). В сентябре 2017 г. состоялся долгожданный дебют в роли царя Бориса в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» на Исторической сцене Большого театра. Также на сцене Большого театра в сезоне 2017/2018 исполнил партии Бориса Тимофеевича («Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича, дирижер - Туган Сохиев) и Филиппа II («Дон Карлос» Дж.Верди, дирижер - Кери-Линн Уилсон). В рамках IV Музыкального фестиваля Василия Ладюка «Опера Live» впервые в своей карьере исполнил главную роль Аттилы, в концертном исполнении оперы Дж. Верди «Аттила». Эту же партию в феврале 2018 г. спел на сцене концертного зала Auditorium de Lyon (Лион, Франция) в рамках Фестиваля Верди. В апреле 2018 г. спел партию Бориса Измайлова в опере «Леди Макбет Мценского уезда», с успехом дебютировав на сцене Неаполитанского театра Сан-Карло (режиссер-постановщик - Мартин Кущей, дирижер - Юрай Валчуя), исполнил роль Генерала на сцене оперного театра Базеля в новой постановке режиссера Василия Бархатова оперы С. Прокофьева «Игрок».

В 2000 г. окончил Уральскую государственную консерваторию (класс В. Писарева), в этом же году получил Гран при I Международного вокального конкурса «Шабыт» в г. Астана (Казахстан), проводимого под эгидой ЮНЕСКО.

В 1997 г. — солист Екатеринбургского театра оперы и балета.
В 1998-2000 г. - солист московского театра «Новая Опера», где исполнил партии Лоредано («Двое Фоскари» Дж. Верди), Варлаама («Борис Годунов» М. Мусоргского) и Строммингера («Валли» А. Каталани). Гастролировал с театром по России и Европе.

С 2000 г. - солист Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где исполнил следующие партии: Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского), Кутузов («Война и мир» С. Прокофьева), Раймондo («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Линдорф-Коппелиус-Дапертутто-Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Отец-настоятель («Сила судьбы» Дж. Верди), Голова («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Альфонсо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Рокко («Фиделио» Л. ван Бетховена), Коллен («Богема» Дж. Пуччини), Гудал («Демон» А. Рубинштейна), Герман («Тангейзер» Р. Вагнера), Рамфис («Аида» Дж. Верди), заглавная партия в «Дон Жуане» В.А. Моцарта.
Гастролировал в составе труппы театра в США, в Южной Корее, Германии, на Кипре, в Латвии, Эстонии, а также во многих городах России.

В 2008-09 г. исполнил партию Банко («Макбет» Дж. Верди) в совместной постановке Новосибирского государственного театра оперы и балета и Парижской национальной оперы (дирижер Т. Курентзис, режиссер Д. Черняков).

В 2010 г. исполнил партию кардинала Де Броньи в опере Ф. Галеви «Иудейка» на сцене Израильской оперы, Тель-Авив (режиссер Д. Паунтни, дирижер Д. Орен). Участвовал в постановках Муниципальной оперы г. Марселя, Оперы Монте-Карло, Национальной Рейнской оперы (Страсбург), Театра Капитолия (Тулуза), Театра Кальяри (Италия).

После дебюта в феврале 2011 г. на сцене Театра Реал в Мадриде (Испания) в партии Марселя в концертном исполнении оперы Дж. Мейербера «Гугеноты» под управлением Ренато Палумбо начал тесно сотрудничать с Театром Реал и другими испанскими театрами, такими как Театр Маэстранца в Севилье (Великий инквизитор в опере Дж. Верди «Дон Карлос», Хундинг в «Валькирии» Р. Вагнера), фестиваль в Ла-Корунье (Спарафуччиле в опере Верди «Риголетто» с Лео Нуччи в заглавной партии). В 2012 г. исполнил на сцене Театра Реал роль Короля Рене («Иоланта» П. Чайковского) в новой постановке режиссера П. Селларса и дирижера Т. Курентзиса. Спектакль транслировался на телеканале MEZZO и выпущен на DVD. Его репертуар в этом театре включает партии Пимена в спектакле «Борисе Годунов» М. Мусоргского (дирижер Хармут Хенхен, режиссер Йохан Симонс), Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Банко в «Макбете» Дж. Верди. В 2013 г. состоялся дебют на сцене Оперы Бильбао в роли Прочиды в опере «Сицилийская вечерня» Дж. Верди. Также исполнил партию Спарафуччиле в театре Маэстранца в Севилье (дирижер Педро Хальфтер, в заглавной партии – Лео Нуччи).

Ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с Государственной академической хоровой капеллой им. А. Юрлова, Государственной академической симфонической капеллой под руководством В. Полянского. Сотрудничает с несколькими российскими оперными театрами (Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Чебоксары).

В 2009 г. дебютировал в Большом театре в партии Доктора («Воццек» А. Берга, режиссер Д. Черняков, дирижер Т. Курентзис). В 2014 г. исполнил партии Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе) и Филиппа II («Дон Карлос» Дж. Верди). В 2016 г. - партию Бориса Тимофеевича («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), в 2017 г. - заглавную партию в «Борисе Годунове» М. Мусоргского.

В сезоне 2014-15 г. исполнил партию Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе (Новый национальный театр в Токио), Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» (театр Лисео в Барселоне), Де Броньи в «Иудейке» Ф. Галеви (Фламандская опера в Антверпене), Досифея в «Хованщине» М. Мусоргского (Опера Базеля).

В 2015 г. впервые выступил на фестивале в Экс-ан-Провансе в роли Короля Рене в «Иоланте» П. Чайковского (дирижер Теодор Курентзис, режиссер Питер Селларс). Спел партию Генерала («Игрок» С. Прокофьева) в Опере Монте-Карло (дирижер Михаил Татарников, режиссер Жан-Луи Гринда).

В сезоне 2016/17 исполнил партии Даланда («Летучий голландец» Р. Вагнера) во Фламандской опере, Кончака и Владимира Галицкого в постановке «Князя Игоря» Национальной оперы Нидерландов (дирижер Станислав Кочановский, режиссер Дмитрий Черняков), Царя Додона («Золотой петушок») в театре Реал в Мадриде (дирижер Айвор Болтон, режиссер Лоран Пелли).

В сезоне 2017/18 дебютировал на Зальцбургском фестивале в партии Бориса Тимофеевича («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича) и в Венской государственной опере в партии Генерала («Игрок» С. Прокофьева). В рамках IV Музыкального фестиваля «Опера Live» впервые спел заглавную партию в опере «Аттила» Дж. Верди (концертное исполнение). Эту же партию спел на сцене концертного зала Аудиториум в Лионе в рамках Фестиваля Верди. В апреле 2018 г. дебютировал на сцене неаполитанского театра Сан-Карло, исполнив партию Бориса Тимофеевича в опере «Леди Макбет Мценского уезда».

В 2018 г. на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялся сольный концерт к 20-летию артистической деятельности.

– Дмитрий, ваш персонаж Банко – равный Макбету полководец, но, по сюжету, обреченный погибнуть уже во втором акте. Драматизм отношений и скрытое соперничество главных героев чувствуются с первых же нот, и видно, как вы в хорошем смысле пытаетесь «переиграть» Макбета…

– В постановках Дмитрия Чернякова всегда заложен глубокий психологический подтекст, очень точно выстроена драматургия во взаимоотношениях всех персонажей. Сложность в том, что многие акценты смещаются совершенно в другую область, в отличие от традиционного прочтения. Изначально Банко и Макбет – закадычные друзья, и пророчество ведьм (здесь это «заговор» горожан) ими воспринимается как некий фарс, но постепенно мой герой видит, как Макбет невольно задумывается над этим, а Банко пытается его вернуть на землю. Но черная тень уже пролегла между ними, и уже в дуэте Банко начинает сомневаться в искренности их дружбы... Позже происходит убийство короля Дункана, и, хотя Макбет и его супруга отрицают свою причастность к этому, Банко чувствует угрозу, исходящую от некогда близкого друга. И когда позже народ уверяет его, что приказ Макбета убить его сына всего лишь розыгрыш, Банко смеется вместе со всеми над нелепостью ситуации, но внезапное появление сына заставляет его вздрогнуть… В какой-то момент он ясно осознает, что шутка на самом деле страшная явь. Он только успевает крикнуть своему сыну, чтоб тот спасался, – и разошедшаяся толпа открывает зрителям уже бездыханное тело Банко...

– Мадридская премьера «Бориса Годунова» совпала по времени с премьерой Екатеринбургского театра оперы и балета, где вы могли бы петь Бориса. Как так получилось, что вы Бориса променяли на Пимена?

– Предложение режиссера Александра Тителя, который поставил «Бориса Годунова» в Екатеринбурге, поступило позже. С Королевским театром контракт был подписан четыре года назад, а с Александром Борисовичем мы заговорили о его проекте года два назад. И когда стали обсуждать подробности, выяснилось, что у нас сроки совпадают. Конечно, очень жаль, я с удовольствием бы спел Бориса, тем более что Екатеринбург – мой родной город, с Александром Тителем мы давно и плодотворно работаем в одном театре. Но Пимен – не менее значимая роль, давно хотел ее исполнить, очень мощный персонаж. Для меня он летописец, своеобразный бог Хронос. Пушкин, когда начал работу над своей трагедией «Борис Годунов», первой написал сцену в келье, где находятся Пимен и инок Гришка Отрепьев, будущий Самозванец. Именно ее он читал своим друзьям и поклонникам, и она была принята с восторгом, из чего я делаю вывод, что для него, как и для Мусоргского, Пимен был очень важен.

– Вы много работаете в Испании…

– Да, в феврале 2011 года была партия Марселя в концертной версии оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты», в январе 2012-го – король Рене в «Иоланте», теперь вот «Борис Годунов» и «Макбет». Вообще в Испании много пел: в той же «Иоланте» в Валенсии, Великого инквизитора в «Дон Карлосе» Верди и Хундинга в «Валькирии» Рихарда Вагнера в Севилье, участвовал в оперном фестивале в Ла-Корунье – пел Спарафучиле в «Риголетто» Верди вместе с потрясающим Лео Нуччи. Сейчас готовлю партию Прочиды для премьерной постановки «Сицилийской вечерни» Верди…

– Получается, что Испания – основное место работы сегодня?

– Получается, что в последние годы я здесь много выступаю по контрактам, но так категорично нельзя сказать. Основное место работы у меня все-таки в Москве – в Музыкальном театре имени Станиславского. Там я пою Кутузова в нашей недавней постановке «Войны и мира» Прокофьева, в «Евгении Онегине» Чайковского, «Сказках Гофмана» Оффенбаха, в других спектаклях родного театра.

– С постановочным дуэтом Курентзиса–Чернякова вы уже работали – пели в «Воццеке» Альбана Берга на сцене Большого театра. Это был первый опыт участия в опере ХХ века?

– Да, и очень неожиданный: предложили в последний момент, оставалось два месяца до премьеры. Когда я первый раз увидел ноты, подумал: «Как это можно спеть и выучить за два месяца?» Первое прослушивание «Воццека» привело меня в тупик. Пришел с этими мыслями и сомнениями к Теодору, который сказал: «Ты точно это выучишь, у тебя получится». И мы начали работать. Важно было понять структуру этой музыки, которая, как оказалось, очень строго организована и подчиняется определенной гармонии и математике, я бы назвал ее матричной схемой. Как только я нашел в «Воццеке» какую-то систему, в чем-то даже джазовую, дело пошло. А когда Теодор встал за пульт, все как-то сразу выстроилось, настолько был кружевной оркестр, сплетенный разными инструментами в невероятное объемное полотно, и сразу все зазвучало ясно и понятно. Это была очень интересная работа с неожиданно хорошим для меня и для всех результатом.

– Сложно совмещать работу по контрактам с репертуарным театром? Многие отказываются, выбирая карьеру на Западе…

– Это непросто, но мне пока удается, в том числе благодаря руководству театра, которое поддерживает и идет навстречу. Работа в Европе дает возможность сконцентрироваться на конкретном спектакле, образе, продумать его, проработать вокально. В репертуарном театре сегодня ты должен спеть Чайковского, завтра – Моцарта, а через три дня – Верди. Это очень сложно, но зато ты можешь наработать репертуар, попробовать себя в разных музыкальных стилях, показать разные грани владения своей профессией. А здесь на Западе у певцов четкая специализация – вердиевский, россиниевский певец или типичный «русский бас», и если к тебе уже приклеили определенный ярлык, от него сложно избавиться. В моем родном театре я сейчас пою в «Сказках Гофмана», не факт, что я спою это на западе. Кутузов в «Войне и мире» – очень интересная работа и, судя по отзывам зрителей и театральных критиков, достаточно удачная. В нынешние времена вряд ли кто-либо в Европе решится сделать такую же грандиозную постановку. В театре Станиславского еще будет много интересных спектаклей, где я надеюсь показать себя. Из уже заявленного театром могу назвать новую постановку гениального Питера Штайна оперы Джузеппе Верди «Аида», где я надеюсь спеть Рамфиса, а также «Тангейзера» Рихарда Вагнера, где спою Короля. Это будет вторая вагнеровская партия в моем репертуаре, очень хотел бы исполнять музыку великого немецкого композитора.

– А какие еще композиторы и персонажи в вашем списке вокальных приоритетов?

– Еще вердиевские партии – Филипп Второй из «Дон Карлоса», Аттила из одноименной оперы, Захарий из «Набукко». Интересно было бы спеть Скарпия, Мефистофеля, ну и, конечно же, моцартовского Дон Жуана. Из русских композиторов для меня Мусоргский – один из самых важных и главных. Очень хотелось бы исполнить и Бориса Годунова, и Досифея, и Хованского (опера Мусоргского «Хованщина». – «НИ» ), вокальные циклы композитора «Песни и пляски смерти», «Без солнца».

– Кто из дирижеров и режиссеров, с которыми довелось работать на разных сценах, запомнился вам своей манерой работы с певцами, энергетикой?

– Запомнилась работа над «Иудейкой» Фроманталя Галеви в Опере Тель-Авива в 2010 году – ставили дирижер Дэниэль Орен и режиссер Дэвид Паунтни. С обоими работал впервые, и это был достаточно интересный опыт. У Паунтни очень философский подход к музыкальному материалу, и четкая работа с актером, немногословная, но очень яркая и точная. Из режиссеров потрясающе было работать с Питером Селларсом, для которого важна чувственность музыки Чайковского. Из дирижеров вспоминаю с огромным уважением Геннадия Рождественского, с которым у меня был самый первый контракт, но, пожалуй, самый неординарный и яркий для меня – Теодор Курентзис, великолепный музыкант, с которым мне всегда очень интересно и радостно работать. В этом году уже были «Иоланта» в Мадриде и вокальная партия в балете «Свадебка» Игоря Стравинского в постановке Иржи Килиана в Пермском театре оперы и балета, сейчас «Макбет» Верди.

– И как же Курентзис работает с певцами?

– Он очень ответственный, скрупулезный и дотошный в работе, буквально в каждой ноте. С одной стороны, с ним достаточно сложно, потому что он задает очень высокую планку но с другой – когда завершаешь репетиции, тебе становится легко от понимания того, для чего все это делалось. В итоге, когда выходишь на большую сцену, ты просто купаешься в музыке и не испытываешь каких-то сложностей. Такое сотрудничество помогает расти творчески и профессионально. Мне очень нравится, как Теодор говорит: «Давай попробуем сегодня сделать музыку». По-моему, для него важно находиться с певцами в каком-то сотворчестве, чтобы мы не просто пели, а он просто дирижировал, но чтобы это был полноценный музыкальный тандем. Когда дирижер тебя поддерживает – это здорово, и Теодор очень помогает, когда ты поешь на сцене, он помогает тебе, дышит вместе с тобой, заряжает своей бешеной энергетикой. Я не могу вспомнить другого дирижера, с которым бы мне так легко и свободно работалось.

– А перед кем легко выступать, какие зрители в разных странах?

– В Испании, Италии очень искренние и доброжелательные, открытые и отзывчивые. Испанцы с итальянцами, пожалуй, могут поспорить в том, кто из них более эмоционален, но все-таки самый горячий прием у меня был именно в Италии. Во Франции публика сдержанная, особенно в Париже, очень строгая, зрители могут не простить какие-то вещи. Если певец не нравится, парижане не будут хлопать, а мадридцы, наоборот, выразят свое восхищение уже тем, что человек вышел на сцену и хорошо спел. Хотя если уж совсем будет плохое исполнение, то и здесь устроят обструкцию.

– А российские зрители?

– Очень теплые и любящие, не могу сказать, что очень требовательные. Публика в России благодатная и благодарная, всегда ждет своего артиста и боготворит его. Поэтому петь на домашней сцене – всегда удовольствие, но при этом более волнительно и ответственно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса