Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизненный и творческий путь вивальди. Биографии, истории, факты, фотографии. Вивальди в искусстве

Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер, гений, чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.

Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Джованни стал скрипачом в капелле собора Святого Марка, также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689 годом.

Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил сыну любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.

Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребенка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения младенца уже окрестили, о чем свидетельствует запись в церковной книге.


Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди

По легенде, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и ребенок родился раньше положенного срока. Камилла якобы дала обет отдать сына в священнослужители, если он выживет. Удивительно, но Антонио выжил, хоть и отличался слабым здоровьем и субтильным строением.

Из-за астмы мальчику было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле Святого Марка.


С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность «вратаря» при соборе, открывая врата храма. Затем состоялось еще несколько посвящений юного служителя церкви в более высокие должности. Мессу Антонио служил лишь один раз, ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя музыке.

В те времена венецианские священники совмещали написание концертов, духовной музыки со служением Богу. Это считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой цирюльне. В XVII веке Венецианская республика была одной и самых просвещенных и культурных стран мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе.

Музыка

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.


Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.


С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.

Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.


Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

Личная жизнь

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах.

Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Смерть

Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.


Скульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

  • Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.
  • Антонио Вивальди – первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
  • Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).

  • У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
  • Вивальди прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
  • Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием Palladio современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская ночь (песнь)» - песня группы Secret Garden.
  • Композиция «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении – одна из самых популярных в мире мелодий.

Дискография

Оперы:

  • «Оттон в деревне», 1713;
  • «Роланд, мнимый безумец», 1714;
  • «Арсильда, царица Понта», 1716;
  • «Коронация Дария»,1717;
  • «Артабан», 1718;
  • «Теузоне», 1719
  • «Тит Манлий», 1719;
  • «Фарначе», 1727 и другие.

Хоровая и вокальная музыка:

  • Sacrum (месса);
  • Laudate Dominum omnes gentes;
  • Stabat Mater и другие.
  • Псалмы:
  • Beatus vir;
  • Confitebor tibi Domine;
  • Dixit Dominus;
  • Lauda Jerusalem и другие.

Оратории:

  • «Торжествующая Юдифь», 1716;
  • «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
  • «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
  • Кантаты для голоса с сопровождением:
  • «Под сенью прекрасного бука»;
  • «Мой взгляд к нему направлен»;
  • «Амур, ты победил»;
  • «Исчезли вы, дни золотые»;
  • «Так плачьте, источники слёз» и другие.

Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:

  • «Буря на море»;
  • «Удовольствие»;
  • «Охота»;
  • «Времена года»;
  • «Ночь»;
  • «Щегленок»;
  • «Прелюдия».

Антонио Лучио Вивальди - итальянский композитор, скрипач дирижёр и педагог. Признанный гений в области музыки, проживал в эпоху барокко. Родился он 4 марта 1678 года в Венеции, датой смерти композитора стало 28 июля 1741.

Наиболее известны на сегодняшний день его оперы и великолепные инструментальные концерты для скрипки. Лучшим из них по праву считается произведение «Времена года». Вивальди называют вдохновителем Иоганна Баха.

Детство и юность

Среди учёных неоднократно велись дискуссии по поводу даты рождения музыканта. Некоторые предполагали, что он появился на свет в 1675 году, существовали и другие версии. Но в январе 1963 года Эрик Пол обнаружил запись церковного прихода, благодаря которой удалось восстановить цепь событий. Стало известно, что Антонио был крещён в день рождения в соборе Святого Иоанна. Мальчик был очень слаб, родители переживали, что он может умереть сразу же после рождения.

Отец Вивальди был скрипачом, именно он обучал сына музыке с детства. Также он привлёк мальчика к работе в капелле, где трудился и сам. С десяти лет будущий композитор помогал отцу, после его смерти Антонио возглавил капеллу.

Ещё в юности он решил стать священником, но совмещать служение с музыкой удавалось плохо. Ходят слухи о том, что однажды композитор покинул свой пост прямо во время молитвы, поскольку срочно хотел записать идею фуги. Другие источники заявляют, что Вивальди ушёл из собора в связи со слабым здоровьем.

Первого сентября 1703 года Антонио становится преподавателем скрипки в венецианской консерватории. Его ученики имели возможность играть не только духовную, а и обычную, светскую музыку. Для них Вивальди пишет огромное количество различных произведений и уже в 1704 становится также преподавателем альта. После 12 лет службы композитора назначают руководителем учебного заведения.

Композиторская деятельность

В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.

Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.

В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.

Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни.

В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.

Последние годы

В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь.

У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.

Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.

Хотя у Вивальди родились затем еще два сына и три дочери, никто из них, за исключением первенца, не стал музыкантом. Младшие братья унаследовали от отца профессию парикмахеров.

О первых годах жизни Антонио известно немного. Его музыкальное дарование проявилось очень рано. Уже в возрасте десяти лет он часто замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции. Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом. Полагают, что юный Антонио брал уроки композиции у маститого Дж. Легренци, умершего в 1690 году. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется 1691 годом. Виртуозный стиль игры молодого Вивальди и особенности его первых произведений также дают основание предполагать, что в начале 1700-х годов он занимался в Риме у Арканджело Корелли, знаменитого итальянского скрипача и композитора. Огромное влияние на формирование юного Вивальди оказала музыкальная атмосфера города, где он родился и вырос.

Вероятно, на решение Антонио избрать карьеру священника повлияла многолетняя деятельность его отца в соборе Св. Марка. Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря» - низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма. В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню. Все эти годы музыка была главным его увлечением. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать помощником священника, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза. В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий «Оспедале делла Пиета». Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.

Став педагогом одной из лучших «консерваторий» Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов. Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки - оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его «консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции.

Первые годы пребывания в ней Вивальди уделял особое внимание инструментальной музыке. Это неудивительно: ведь Венеция и весь север Италии были в XVIII веке обетованным местом для великих инструменталистов, в первую очередь скрипачей. Подобно другим композиторам-современникам Вивальди впервые предстал перед широкой музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1.

В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного и нескольких инструментов (всего известно 78 его произведений такого рода). Второй опус Вивальди, опубликованный в Венеции издательством Бартоли в 1709 году, -12 сонат для скрипки с сопровождением чембало.

В 1711 году он получил твердый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц. С этого момента его известность выходит за пределы родного города. Знатные иностранцы, гостящие в Венеции, не упускают возможности посетить концерты Вивальди. Известно, что еще в 1709 году среди его слушателей был датский король Фридрих IV, которому композитор посвятил свои сонаты для скрипки.

Произведения Вивальди издаются не только в Венеции, но и за пределами Италии. Его знаменитые 12 концертов для одной, двух и четырех скрипок с сопровождением впервые выходят в Амстердаме в 1712 году. Лучшие из концертов данного опуса принадлежат к наиболее часто исполняемым. Таковы концерты си минор для четырех скрипок, ля минор для двух и ми мажор для одной. Их музыка должна была поражать современников новизной жизнеощущения, выраженного в необычайно ярких образах. Уже в наши дни один из исследователей писал о предпоследнем сольном эпизоде из третьей части двойного концерта ля минор: «Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку возглас гражданина мира».

В годы, когда Вивальди впервые выходит на широкую европейскую арену, кажется, сама судьба благоприятствует его успешной творческой деятельности. В 1713 году Вивальди официально становится главным композитором «Пиеты», в обязанности которого входит регулярное сочинение музыки для учащихся. В это же время Вивальди обращается к новому для него жанру - опере, которая на долгие годы станет важной сферой его деятельности. В 1713 году он берет месячный отпуск для постановки в Виченце своей первой оперы «Отгон на вилле». Начиная со второй - «Роланд, притворяющийся безумцем» (1714) - следует ряд успешных премьер в родном городе (всего 8 за 5 лет!), упрочивших его славу оперного композитора. Так начался новый этап творческой биографии Вивальди, когда он решительно разрывает ставшие узкими для него рамки прежней деятельности в «консерватории», стремясь получить признания самых широких масс слушателей.

Первая опера Вивальди, «Отгон на вилле», представляет собой характерный образец тогдашней оперы с ее растянутостью действия и с запутанной сюжетной интригой.

Премьера «Отгона» состоялась в Виченце 17 марта 1713 года («Театр делле Грацие»). По-видимому, постановка имела успех, гак как привлекла внимание венецианских импресарио. Вскоре Вивальди получил заказ на новую оперу от Модотто, владельца театра «Сант-Анджело», с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней датируемой оперы «Фераспе» (1739). Вторая опера Вивальди, «Роланд, притворяющийся безумцем», написана на либретто Грацио Браччьоли, представляющее собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лодовико Ариосто.

Несмотря на внушительные успехи на оперном поприще, на заманчивые предложения из других мест, он остался верен венецианской «консерватории» и неизменно возвращался в нее после длительных отпусков. Характерно, что в первые же годы страстного увлечения театром появляются две его оратории на латинские тексты: «Моисей, бог фараона» (1714) и «Юдифь торжествующая» (1716).

К сожалению, партитура его первой оратории «Моисей» утрачена; в римской консерватории Св. Цецилии сохранился только ее текст с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками-воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди.

В этот период к знаменитому итальянскому виртуозу приехать учиться считают за честь. Однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в «Оспедале делла Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре. Его новый заказ для театра «Сант-Анджело» - 12 главных арий в опере «Нерон, сделанный цезарем» - исполнялся на карнавале 1716 года.

Опера «Коронация Дария» - также для театра Сант-Анджело - была заказана Вивальди в качестве третьей премьеры карнавала 1716 года. С оперой «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью» Вивальди завоевал второй театр Венеции - «Сан-Мойзе», с которым был тесно связан в последующие годы. Премьера состоялась на карнавале того же 1716 года.

После пяти лет растущего признания в Венеции слава выдающегося оперного композитора Вивальди быстро распространяется в других городах Италии и различных странах Европы.

В первые годы своих оперных турне Вивальди еще связан с Венецией. Однако затем положение меняется. С 1720 года начинается трехгодичная служба Вивальди у маркграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадского, возглавлявшего в то время войска австрийского императора в Мантуе.

С пребыванием в Мантуе связано событие, оказавшее значительное влияние на всю последующую судьбу Вивальди, - его знакомство с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера. Как пишет К. Гольдони в «Мемуарах», Вивальди представил ему Жиро в качестве своей ученицы. Это сообщение кажется вполне вероятным, коль скоро итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. О занятиях Вивальди с оперными примадоннами говорят и другие источники. Современники находили Жиро искусной и одухотворенной певицей с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Тот же Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У нее был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование».

Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье больного композитора. Обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Позднее это нарушение норм поведения священника приведет к тяжелым для Вивальди последствиям. Как явствует из письма 1737 года, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию. Вместе с ним приезжает и Анна, которую острые на язык венецианцы скоро назовут «подругой рыжего священника». Но и далее Вивальди продолжает путешествовать по крупнейшим европейским центрам.

В 1723-1724 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов пожинал триумфальный успех в Риме, выступление в котором считалось наиболее серьезным испытанием для любого композитора. Вивальди выступил в Риме с операми «Геркулес на Термодонте» (1723), «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» (1724).

Характерно, что наиболее популярными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые «Времена года». Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием; еще в 1765 году там исполнялась вокальная аранжировка концерта «Весна» в виде мотета.

Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделенных программными названиями.

Но программными в подлинном смысле слова являются лишь «Времена года». В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. Судя по тексту посвящения, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издания; их тексты, возможно, сочинялись уже под готовую музыку. В посвящении автор сонетов не назван, и не исключено, что им был сам Вивальди. Перед публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более понятным программный замысел музыки.

В концерте «Зима» - в партитуре «Ад» - композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи («под порывами ледяного ветра все живое дрожит в снегу»). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.

Подлинно новаторский по замыслу цикл «Времена года» значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столетия.

Во время карнавала 1734 года зрители театра «Сант-Анджело» увидели новую оперу Вивальди на либретто «Олимпиады» Метастазио - одного из самых знаменитых творений поэта-драматурга. Столь многоплановый по драматическим коллизиям сюжет, несомненно, вдохновил композитора на создание высокохудожественного произведения. Такой авторитетный знаток оперного творчества Вивальди, как А. Казелла, писал, что «Олимпиада» выделяется среди других опер итальянского композитора несравненной красотой музыки.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736). Однако в следующем году, в разгар подготовки к карнавалу в Ферраре, Вивальди постиг тяжелый удар судьбы. 16 ноября 1737 года апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, - писал композитор, - что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».

По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб.

Последнее исполнение музыки Вивальди в «Пиете» связано с пребыванием в Венеции курфюрста Саксонии Фридриха Кристиана. При его посещении 21 марта 1740 года исполнялись концерты композитора для многих инструментов. Однако отношения Вивальди с администрацией семинара продолжали ухудшаться - и не только из-за его частых путешествий. В годы, когда в Италии выдвинулось новое поколение композиторов-скрипачей, музыка Вивальди уже казалась устаревшей.

Ш. де Бросс, познакомившийся с Вивальди в 1739 году, писал из Венеции: «К моему большому изумлению, я нашел, что его здесь ценят далеко не столь высоко, как он того заслуживает, - здесь, где все зависит от моды, где слишком долго слушали его вещи и где прошлогодняя музыка уже не делает сборов».

В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с «Пиетой», на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой. Последнее упоминание его имени в документах «консерватории» связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию. На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине.

Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года «от внутреннего воспарения», как было записано в погребальном протоколе.

Выдающийся итальянский композитор, талантливый скрипач, дирижер, педагог – таким был известный музыкант эпохи барокко. Этот талантливый итальянец сумел ещё при жизни получить признание и покорить всю Европу. Давайте познакомимся поближе со столь выдающейся личностью.

Антонио Лучо Вивальди родился в 1678г., 4 марта. Его отец был скрипачом при соборе Сан-Марко в Венеции. И первые музыкальные уроки будущий композитор получил именно у отца, который привлёк Антонио к работе в соборе. Многолетняя деятельность отца в капелле стала тем основополагающим фактором, который повлиял на выбор карьеры священника молодого Антонио. В 1693 году, в пятнадцатилетнем возрасте Вивальди был пострижен в монахи. Спустя ещё семь лет он становится дьяконом. А уже в 1703г., отказавшись от всех мирских притязаний, получает сан священника и право служить обедню. Но прослужил в церкви он совсем незначительное время. По словам самого Вивальди, здоровье не позволяло ему проводить долгие церковные службы. Но причина была вовсе не в этом.

Ещё во время получения духовного образования юноша страстно увлекается музыкой, отдавая этому занятию всё свое свободное время. И результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1703г., практически сразу после принятия сана священника, он даёт свои первые уроки скрипки. Его приглашают в качестве педагога в знаменитый в то время благотворительный сиротский приют для девочек в Венеции Оспедале дела Пиета (Ospedale della Pietas).И с этого момента перед будущим знаменитым композитором открываются безграничные возможности, позволяющие ему осуществлять любые свои творческие замыслы. Ведь та среда, в которой он оказался в консерватории, отличалась блестящими музыкальными традициями.

Вся деятельность Вивальди в этом приюте (его ещё именовали консерваторией) была очень насыщенной и многогранной. Как и все музыкальные педагоги того времени, он обязан был для своих учениц сочинять различную музыку (светскую, духовную). Это были разнообразные оратории, концерты, сонаты и многие другие произведения. Также Вивальди как педагог обучал своих воспитанниц игре на скрипке, следил за сохранностью инструментов. Именно благодаря сильной увлечённости своей работой, его консерватория в недолгом времени стала заметно выделяться на фоне подобных заведений.

В 1705г. он публикует свои первые 12 сонат, а уже спустя три года вышел в свет его первый сборник сонат для скрипки. Вивальди приобретает всё большую популярность у себя на родине. Его произведения отличаются простотой и ясностью, выразительным раскрытием одной мелодии. Композитор стал настоящим открытием для современников, гением, сумевшим найти новый подход в инструментальной музыке. Но успешный композитор не остановился на одном жанре. Он всерьёз заинтересовался оперой. И в 1713 г., став главным композитором «Пиеты», занимается постановкой своей первой оперы «Оттон» (Ottone in villa). После этой оперы следует ряд удачных постановок, принесших известность композитору.

После столь головокружительных успехов Вивальди решает совершить турне по Италии и Европе. В 1718г. он жил в Мантуе и творил для герцогского двора. 1723-1724гг. знаменательны тем, что композитор смог представить свою музыку папе Римскому и произвести на него хорошее впечатление. Самым известным произведением, принесшим европейскую славу Вивальди, стал его сборник сочинений «Времена года», выпущенный в 1725г. Но уже в 30-х годах его слава пошла на убыль. Сказалось длительное отсутствие в Венеции из-за путешествий. В 1737г. оперы композитора были запрещены под предлогом аморальной связи с оперной певицей. Был разорван контракт с консерваторией. И в 1741г., 28 июля, преданный забвению и нищий, Антонио Вивальди умирает.

КРАТКИЙ КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

Антонио Вивальди в течение почти сорокалетней творческой жизни написал около 800 сочинений в разных жанрах, став создателем нового жанра - сольного инструментального концерта. Интерес к творчеству венецианского мастера обозначился уже в XX веке, приблизительно с 20-х годов. С этого же времени началась работа по каталогизации его сочинений, без которой практически невозможны исследовательская работа и исполнительская деятельность.

В 1922 году появился тематический каталог туринских находок А. Джентили, в 1939-м - О. Рудге, в 1945-м - М. Ринальди, в 1948-м - М. Пиншерле, во втором томе его фундаментального исследования «Антонио Вивальди и инструментальная музыка», в 1954 году - В. Колнедера и др. Наконец, в 1973 году в Копенгагене датский исследователь Петер Райом издал наиболее полный каталог сочинений композитора, в который вошли как изданные, так и рукописные инструментальные, вокальные и музыкально-сценические сочинения итальянского мастера.

Почти одновременно Итальянский институт Антонио Вивальди положил начало публикации Полного собрания сочинений композитора. Но создать такой труд сегодня еще не представляется возможным. Находки продолжаются.

В 1978 году в Венеции прошла международная конференция, посвящённая Вивальди, на которой было заявлено о новых находках в Манчестере и Дрездене. Выступивший итальянский музыковед Марио Ринальди доложил о двух неизвестных кантатах «Победа в морском сражении» и «Йефте», представляющих собой «pasticcio» из музыки самого Вивальди, Скарлатти и Гаспарини.

Второй пример. На 1973 год было найдено 465 инструментальных концертов А. Вивальди, из которых 49 - concerti grossi, 331 для одного инструмента с basso continue (в том числе 228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины), 38 для двух инструментов с basso continue (в том числе 25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для трёх и более инструментов с basso continue. На начало XXI века уже стало известно о 734 инструментальных концертах, большинство из которых пока остаются в рукописи.

Предлагаем читателям краткий каталог сочинений А. Вивальди, который даст общее представление о творчески разнообразных интересах великого итальянца.

Оперы

«Оттон в деревне», либретто, Д. Лалли. Виченца, 1713

«Роланд, мнимый безумец», Д. Браччоли, Венеция, 1714

«Нерон, ставший цезарем» (утрач.) «паштет», Венеция, 1715

«Арсильда, царица Понта», Д. Лалли, Венеция, 1716

«Коронация Дария», А. Морселли, Венеция, 1717

«Триумф постоянства любви и ненависти» (утрач.), А Марко, Венеция. 1716

«Тиетеберга» (утрач.), А. Луккини, Венеция, 1717

«Армида в Египте» (II акт утрач.), Д. Палацци, Венеция, 1718

«Артабан», А. Марки, Венеция, 1718

«Скандербег» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1718

«Теузоне», А. Дзено, Мантуя, 1719

«Тит Манлий», М. Норис, Мантуя, 1719

«Истина в творчестве», Д. Палацци - Д. Лалли, Венеция, 1720

«Кандаче» (утрач.), Ф. Сильвани, Мантуя, 1720

«Месть за обман» (утрач.), Д. Палацци, Венеция. 1720

«Сильвия» (утрач.), П. Биссарри, Милан, 1721

«Филипп, царь Македонии» (утрач.), Д. Лалли, Венеция, 1721

«Геракл на Термодонте» (утрач.), Д. Бассани, Рим, 1723

«Джустино», Н. Береган - П. Париати, Рим, 1724

«Тигран, или Триумф добродетели», Ф. Сильвани, Рим, 1724

«Обман, торжествующий в любви» (утрач.), М. Норис - Д. Руджери, Венеция, 1725

«Гризельда», А. Дзено - К. Гольдони, Венеция, 1725

«Дорилла», А. Луккини, Венеция, 1726

«Кунегонда» (утрач.), А. Пьовене, Венеция, 1726

«Преданная верность» (утрач.), Ф. Сильвани, Венеция, 1726

«Гиперместра» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1727

«Роланд (неистовый)», Д. Браччоли, Венеция, 1727

«Сирое, царь Персии» (утрач.), П. Метастазио, Реджо-Эмилия, 1727

«Фарначе», А. Луккини, Венеция, 1727

«Розилена и Оронта» (утрач.), Д. Палацци, Венеция, 1728

«Атенаида», А. Дзено, Флоренция, 1730

«Агриппо» (утрач.), Д. Лалли, Прага, 1730

«Альвида, готская царица» (утрач.), А. Дзено, Прага, 1731

«Верность нимфы», Ш. Маффей, Верона, 1732

«Дориклеа», А. Марки, Прага, 1732

«Семирамида» (утрач.), Ф. Сильвани, Мантуя, 1732

«Мотезума» (утрач.), Д. Джусти, Венеция, 1733

«Аристид» (утрач.), К. Гольдони, Венеция, 1733

«Олимпиада», П. Метастазио, Венеция, 1734

«Аделаида» (утрач.), либретто А. Сальви, Верона, 1735

«Баязет (Тамерлан)» «pasticcio», Верона, 1735

«Джиневра, королева Шотландии» (утрач.), А. Сальви, Флоренция, 1736 «Катон Утический» (I акт утрач.), П. Метастазио, Верона, 1737 «Оракул в Мессении» (утрач.), А. Дзено, Венеция, 1738 «Розмира» («pasticcio»), С. Стампилья, Венеция, 1738 «Фераспе» (утрач.), Ф. Сильвани, Венеция, 1739

Хоровая и вокальная музыка

Sacrum (полная месса)

части мессы:

Kyrie (два хора)

Laudate Dominum omnes gentes

Sanctorum mentis

Те Deum (утрач.)

Псалмы, в том числе

Beatus vir (псалом 111)

Confitebor tibi Domine (псалом 110)

Credidi (псалом 115)

Dixit Dominus (псалом 109)

Domine ad adiuvandum In exitu Israel (псалом 113)

Laetatus sum (псалом 121)

Lauda Jerusalem (псалом 147)

Laudate Dominum (псалом 116)

Laudate pueri (псалом 112)

Nisi Dominus (псалом 126)

Гимны, антифоны, мотеты, в том числе:

Deus tuorum militum

Оратории

Моисей, бог фараонов (утрач.), 1715

Торжествующая Юдифь, 1716

Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу, 1722

Большая кантата «Глория и Гименей», 1721

Под сенью прекрасного бука

Мой взгляд к нему направлен

Амур, ты победил

Исчезли вы, дни золотые

Его врожденная суровость

Эльвира, Эльвира, душа моя

Стояла ночь

Так плачьте, источники слёз

Волна со стоном уходит прочь

Бедное сердце моё

Напрасно горлица воркует

Порхает бабочка, не зная

Расставаясь с тобой, дорогой мой

Я, кажется, опоздала

Листва шуршит шутливо

Живут бездушными они

Если в мыслях возвысишься

О да, любезные лучи

Розовеет небо

Тебя я понимаю, сердце

Ветерок шелестит по траве

Рука молочной белизны

На охоту, на охоту!

Дорогие леса, родные луга

Проблески радости

Неблагодарная Лидия, ты победила

Коварнейшее сердце

Не в силах я унять рыданья

Рыданья и вздохи

Кто он, незнакомец

В тени подозренья

К чему вздыхать

Вдали от любимого

Отчего не уступаешь

Я к вам стремлюсь

Амур, ты победил

Да перестаньте же

О, пурпур моих сутан

(посв. Ди Баньи, епископу Мантуи)

И хлынул дождик золотой (посв. принцу Филиппу Дармштадтскому)

Серенады

Хвала Гименею Состязание долга

Состязание справедливости и мира Бедное сердце моё Рыбачья эклога (Мопс)

Любезная Эвриллия Празднующая Сена Союз Мира и Марса

Инструментальные концерты и сонаты

Как ранее уже было сказано, к настоящему времени известно о 734 инструментальных концертах А. Вивальди, найдены 73 сонаты. В исполнительской же практике нашей страны в основном присутствуют сочинения из четырнадцати опусов, которые были опубликованы ещё при жизни композитора. Их мы и приводим в нашем кратком каталоге:

op. I 12 трио-сонат (Венеция, 1705, Амстердам, 1712–1713)

op. II 12 сонат для солирующей скрипки и basso continuo (Венеция, 1709, Амстердам, 1712–1713)

op. Ill 12 концертов для скрипки соло, двух и четырёх скрипок с basso continuo L’Estro Armonico (Амстердам, 1712), в том числе концерт NNII - фуга

op. IV 12 концертов для скрипки и basso continuo L’Stravagenza (Амстердам, 1712–1713)

op. V 6 сонат, 4 для скрипки и basso и 2 для двух скрипок и basso continuo (Амстердам, 1716)

op. VI 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1716–1717)

op. VII 12 концертов для разных инструментов с basso continuo (Амстердам, 1716–1717)

op. VIII 12 концертов «II Cimento dell’Armonia е dell’Invencione» (Амстердам, 1725), в том числе № 1–4 для солирующей скрипки, струнного квинтета, органа и чембало «Quattro Staggione» («Времена года»)

№ 5 - «Буря на море»

№ 6 - «Удовольствие»

№ 7 - посвящён И. Пизенделю, немецкому скрипачу № 8 и № 10 - «Охота»

op. IX 12 концертов «La Cetra» (Амстердам, 1728)

op. X 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730), в том числе:

№ 1 - «Буря на море»

№ 2 - «Ночь»

№ 3 - «Щеглёнок»

op. XI 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730), в том числе № 2 «Фаворит»

op. XII 6 концертов для разных инструментов (Амстердам, 1729–1730)

op. XIII 6 сонат для разных инструментов «II pastor fido» (Париж, 1737). Принадлежность этого опуса перу А. Вивальди оспаривается некоторыми исследователями

op. XIV 6 сонат для виолончели с basso continuo (Париж, 1740)

Из книги Бах автора Морозов Сергей Александрович

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти но Иоанну», «Страсти по

Из книги Наследники Авиценны автора Смирнов Алексей Константинович

Корневой каталог Человек вообще замечательное существо, если убрать шелуху. Прекрасное.Вот случился у одного субъекта инсульт. Довольно серьезный - рука не работает, нога, язык. Голова немного работает.И он отказался есть.Привозят обед, ужин - не кушает, капризничает или

Из книги Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010 автора Горелик Е.

Корневой каталог (продолжение) Человека, который показывал паралитику порнографический журнал, чтобы тот кушал, выгнали из палаты по требованию дочери больного.- Папа же болен! - возмущалась она. - А он машет журналом изо всех сил, а папа ведь не может прочитать, что там

Из книги Мелья автора Погосов Юрий Вениаминович

Корневой каталог (окончание) Полковник нашелся.Полковником оказался сосед по палате.Больного зовут - ну, скажем, Иван Семенович Начосов.Полковника тоже зовут Иван Семенович

Из книги Путешествие без карты автора Грин Грэм

Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

За кормой мыс Сан-Антонио Он не заметил, как ночь накрыла море черной шапкой. Воспоминания заставили его на время оторваться от действительности. Когда он вновь посмотрел на горизонт, земли не было. Мелькнуло в голове: «Прошли Kубу Как он не заметил, черт побери?» Так

Из книги Вивальди автора Боккарди Вирджилио

Сан - Антонио В дневное время Сан - Антонио гораздо больше мексиканский, чем американский город, но все же это Мексика не настоящая (тут слишком чисто), а с глянцевитой видовой открытки. В местном соборе под непрерывный стрекот вентиляторов, висевших над фигурами святых,

Из книги Леонид Иванович Соломаткин – жизнь и творчество автора Нестерова Елена Владимировна

18 августа. Родился Антонио Сальери (1750) Антонио заели 18 августа 1750 года в Венеции родился Антонио Сальери, композитор с самой злосчастной репутацией за всю историю мировой симфонической музыки, если не считать Александра Локшина, которого сам Шостакович называл гением и

Из книги Лютер Бербанк автора Молодчиков А. И.

Вирджилио Боккарди. Вивальди СЛАВА, ЗАБВЕНИЕ И ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ГЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Антонио Вивальди (1678–1741) - один из самых исполняемых композиторов в наше время, а само его имя звучит как синоним музыки. Его произведения прочно вошли в повседневную жизнь

Из книги Письма. Дневники. Архив автора Сабаников Михаил Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АНТОНИО ВИВАЛЬДИ 1678, 4 марта - в Венеции в семье цирюльника и скрипача Джован Баттисты Вивальди родился семимесячный мальчик, получивший при крещении имя Антонио Лучо.1679, 18 июля - рождение сестры Маргариты.1683, 12 января - рождение сестры

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Из книги Воспоминания о Штейнере автора Белый Андрей

3. Необыкновенный каталог Развитие коммерческого садоводства шло настолько хорошо, что Бербанк все больше чувствовал непримиримость двух сторон его деятельности: доходы промышленного питомника, правда, увеличивали средства и позволяли вести более обширные опыты, но

Из книги автора

Глава тринадцатая Каталог борделя для «джи ай» Сентябрь 1980 года. СайгонВ лабиринте проулков между проспектом Чан Хынг Дао и улицей Нгуен Конг Чу обнаруживаю «сайгонский книжный парадиз». Уже в мой следующий приезд в Сайгон летом 1983 года эти проулки стали пустынны и

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса