Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь самых диких племен. Аборигены амазонии

Мифы и легенды о диких амазонках - женщинах, которые образовали отдельное племя, жили по правилам матриархата и воевали с мужчинами, существуют с древних времен. Археологические раскопки подтверждают этот факт, однако споры о достоверности существования воинствующего общества, состоящего исключительно из представительниц слабого пола, не утихают.

Мифы и сказания

По версии древнегреческой мифологии, царство амазонок, женщин-воинов, существовало некоторое время на территории Ливии, на берегах Средиземного моря. По какой причине они жили отдельно от мужчин, было непонятно, однако они долгое время обходились собственными силами. Одни источники рассказывают о кочевом племени женщин, другие - о существовании царства во главе с царицей амазонок.

Главными занятиями у них были: охота с целью добычи пропитания, войны с соседними племенами для обогащения. В соответствии с древними сказаниями, происхождение амазонки вели от союза бога Ареса (или Марса) и его дочери Гармонии, а сами воительницы поклонялись богине Артемиде, охотнице-девственнице.

Одним из подвигов Геракла было задание, в ходе которого он должен был забрать у воинственных девушек волшебный пояс, который был предназначен для выкупа для возвращения дочери царицы Антиопы.

Племена женщин-амазонок: жизнь и размножение

По мнению, высказанному в 5 в. до н.э. древнегреческим историком Геродотом, такое государство матриархата существовало на берегах оз. Меотиды (современная территория Крыма). Они построили несколько городов, среди которых Смирна, Синоп, Эфес и Пафос.

Основным занятием амазонок было участие в войнах и набегах на соседей, причем они с большим мастерством владели луком, двойным боевым топором (лабрисом), укороченным мечом. Шлем и доспехи воительницы изготовляли самостоятельно.

Но для того, чтобы иметь детей, в целях размножения, племя женщин-амазонок ежегодно в весеннее время объявляло перемирие и устраивало встречи с мужчинами из приграничных земель, с которым затем расплачивались спустя 9 месяцев родившимися младенцами-мальчиками.

Но по другой версии, новорожденных мужского пола ожидала более печальная судьба: их либо топили в реке, либо калечили, чтобы в дальнейшем использовать как рабов. Новорожденных девочек оставляли в племени и воспитывали как будущих воительниц, которые должны были владеть всем доступным оружием. Их также обучали охотничьему ремеслу и умению вести сельское хозяйство.


Для того чтобы в будущем при натягивании в бою лука им не мешала правая грудь, им ее выжигали еще в детстве. По одной из версий, название племени произошло от a mazos, т. е. «безгрудая», по другой - от ha-mazan, что с иранского языка переводится как «воины», по третьей - от masso, обозначающее «неприкосновенные».

Война с Дионисом

Боевые победы племени амазонок настолько их прославили, что даже бог Дионис решил заключить союз с ними, чтобы они помогли ему бороться с титанами. После победы он коварно затеял войну с ними же и разгромил.

Немногие выжившие женщины смогли спрятаться в храме Артемиды, чтобы затем уйти в Малую Азию. Там они поселились на реке Фермодонт, создав огромную империю. Участвуя в нескольких войнах, женщины-амазонки захватили Сирию и дошли до острова Крым. Многие из них принимали участие в осаде знаменитой Трои, в ходе которой древнегреческий герой Ахилл убил их царицу.

Во время боев с греками противник смог захватить несколько девушек в плен и, погрузив на корабль, хотел отвезти их для демонстрации на родину. Однако по пути женщины-воительницы напали на судно и всех убили. Но из-за отсутствия навыков кораблевождения амазонки смогли плыть только по ветру, и в конечном итоге их прибило к берегам Древней Скифии.


Образование сарматского племени

Поселившись на новом месте, воительницы начали грабить поселения и уводить скот, убивая местных жителей. Скифские воины были очень гордыми, потому считали ведение войны с женщинами-воинами недостойным занятиям. Они поступили иначе: собрали своих лучших воинов и послали их захватить диких женщин, чтобы затем получить от них хорошее потомство. Их ожидала удача, после чего появился на свет новый народ савраматов или сарматов, имеющих богатырское телосложение.

Жизнь племени женщин-амазонок проходила активно в военных походах и охоте, причем одевались они в мужскую одежду. А местные мужчины были приставлены к домашним обязанностям: готовка еды, уборка и т. д. У сарматов существовала интересная традиция: девушки могли выходить замуж только после убийства любого представителя сильной половины, однако жертв они обычно находили в соседних племенах.

Гомер и Геродот об амазонках

По данным историков, великий древний мыслитель Гомер, создавший знаменитые произведения «Иллиада» и «Одиссея», также написал и о стране Амазонии. Однако эта поэма не сохранилась. Подтверждением греческих мифов являются древние амфоры и барельефы, украшенные рисунками женщин-амазонок (фото ниже). Только на всех изображениях красивые воительницы имеют обе груди и достаточно развитые мускулы. Также амазонки упоминаются в сказании об аргонавтах, но там Гомер показывает их как отвратительных фурий.

По версии Геродота, после участия в Троянской войне амазонки попали к скифам и образовали племя сарматов, в котором женщины и мужчины имели равные права. Легенды приписывают им не только прекрасное владение оружием, но также умение держаться в седле и невероятное хладнокровие. Скифы и сарматы, по данным Геродота, совместно воевали в 5 в. до н. э. против царя Дария.

Римский историк Деодор придерживался мнения о том, что женщины-амазонки являлись потомками древних атлантов и жили на территории Западной Ливии.


Данные археологов

Многие находки историков в разных уголках мира дают подтверждение древним легендам о существовании женщин-амазонок не только в Греции, но и других странах и континентах.

Так, в 1928 г. на берегах Черного моря в поселении Земо Ахвала было обнаружено захоронение древнего правителя в доспехах и при оружии. После исследования он оказался женщиной, после чего многие сделали предположение о находке царицы амазонок.

В 1971 г. на территории Украины было найдено захоронение женщины с девочкой, которые были роскошно одеты и богато украшены. В могиле лежало золото, оружие, а также скелеты 2 мужчин, явно умерших не от болезни. По версии ученых, останки принадлежали очередной царице с дочерью и рабами, которые были принесены в жертву.

В 1990-е гг. при раскопках в Казахстане были обнаружены аналогичные древние захоронения женщин-воительниц, срок которых насчитывал более 2,5 тыс. лет.

Очередной сенсацией в мире науки стало последнее открытие в Британии, когда были найдены останки воинов женского пола в Бруэме (графство Камбрия). Они явно прибыли сюда с территории Европы. По версии английских ученых, женщины сражались в рядах римской армии. По их данным, племена женщин-амазонок жили на территории Восточной Европы в период 220-300 г. н. э. После смерти их торжественно сжигали на кострах вместе со снаряжением и боевыми конями. Происхождение их идет с территории нынешних государств Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.


Америка: жизнь племен женщин-амазонок

Истории о диких женщинах-воинах рассказывают также об обнаружении их Христофором Колумбом после открытия американского континента. Услышав рассказы местных индейцев о женском воинствующем племени, великий мореплаватель пытался их захватить на одном из островов, однако не смог этого сделать. В память об этом случае было дано имя Виргинским островам (в переводе «острова Дев»).

Испанский конкистадор Фр. де Орельяна в 1542 г. высадился на берегу огромной реки в Южной Америке, где встретил племя диких женщин-амазонок. В сражении с ними европейцы потерпели поражение. Некоторые ученые предполагают, что ошибка произошла из-за длинных волос у местных индейцев. Однако именно в память об этом инциденте было дано гордое название самой величественной реке американского континента - Амазонке.

Африканские амазонки

Это уникальное в мировой истории явление - племя дагомейских женщин-терминаторов - обитало на африканском континенте южнее Сахары на территории современного государства Бенин. Себя они именовали N’Nonmiton или «нашими матерями».

Африканские амазонки, женщины-воительницы относились к элитным войскам, которые защищали своего правителя в королевстве Дагомея, за что европейские колонизаторы назвали их дагомейскими. Образовалось такое племя в 17 в. для охоты на слонов.

Король Дагомеи, восхищенный их мастерством и успехами, назначил их своими телохранителями. Армия N’Nonmiton существовала 2 столетия, в 19 в. женский военный корпус насчитывал 6 тыс. солдат.


Отбор в ряды женщин-воинов проходил среди 8-летних девочек, которых учили быть сильными и безжалостными, а также способными выдержать любую боль. Вооружение их составляли мачете и голландские мушкеты. После многолетних тренировок африканские амазонки становились «боевыми машинами», способными успешно воевать, а побежденным - отрубать головы.

В период службы в армии они не могли выходить замуж и рожать детей и оставались целомудренными, считаясь состоящими в браке с королем. При посягательстве мужчины на женщину-воина его убивали.

Британская миссия на территории Западной Африки была основана в 1863 г., в Дагомею тогда приехал ученый Р. Бартон, который собирался заключить мир с местной властью. Он впервые смог дать описание жизни дагомейского племени женщин-амазонок (фото ниже). По его информации для некоторых воительниц это предоставляло возможность обрести влияние и богатство. Английский исследователь С. Альперн написал большой трактат о жизни амазонок.


В конце 19 в. территория была занята французскими колонизаторами, солдат из которого часто находили утром мертвыми с отрезанной головой. Вторая франко-дагомейская война завершилась капитуляцией армии короля, и большинство амазонок было убито. Последняя ее представительница - женщина с именем Нави, которой к тому времени было более 100 лет, - умерла в 1979 г.

Современные дикие женские племена

До сих пор в непроходимых джунглях реки Амазонки существуют территории, жизнь на которых сильно отличается от современной цивилизации. Испокон века в восточной части Бразилии живут люди, оторванные от внешнего мира, сохранившие свои обычаи и навыки.

Ученые регулярно находят здесь не только новые виды животных и растений, но и поселения диких племен, которых сейчас, по информации исследователей организации FUNAI, насчитывается более 70. Они занимаются охотой, ловлей рыбы, сбором фруктов и ягод, при этом совершенно не хотят контактировать с цивилизованным миром, боясь заразиться неизвестными болезнями. Ведь даже обычный грипп для них является смертельным.

Женщины диких племен Амазонки обычно выполняют всю женскую работу, занимаются бытом и воспитанием детей. Иногда они собирают в лесу ягоды или фрукты. Однако существуют и агрессивные племена, в которых женщины наравне с мужчинами охотятся или участвуют в набегах на соседей, вооружившись дубинками и копьями, отравленным ядом местных растений или змей.


Существует и дикое племя Куна на острове Сан-Блас недалеко от территории Бразилии, переселившееся с материка и живущее по правилам матриархата. Традиции сохранились и поддерживаются жителями поселения сурово и непоколебимо. В 14 лет девушки уже считаются половозрелыми и должны сами выбрать себе жениха. Мужчина обычно переселяется в дом к невесте. Главный доход племени на острове приносит сбор и экспорт кокосов (около 25 млн штук ежегодно), выращивают они также сахарный тростник, бананы, какао и апельсины. А вот за пресной водой ездят на материк.

Амазонки в искусстве и кино

В искусстве Древней Греции и Рима воительницы занимают важное место, их изображения можно встретить на керамике, в скульптуре и архитектуре. Так, битва афинян и амазонок запечатлена в мраморном барельефе Парфенона, а также в скульптурах из мавзолея из Галикарнаса.

Любимые занятия женщин-воинов – охота и война, а оружие - лук, копье, топор. Для защиты от врага они надевали шлем, а в руки брали щит, имеющий форму полумесяца. Как видно на приведенных фото, женщин-амазонок древние мастера изображали верхом на лошади или в пешем бою, в сражении с кентавром или воинами.


В период Возрождения они вновь воскресли в произведениях эпохи классицизма и барокко в поэзии, в картинах и скульптурах. Сюжеты битв с древними воительницами представлены в работах Я. Пальмы, Я. Тинторетто, Г. Ренни и других художников. Картина Рубенса «Битва греков с амазонками» показывает их в кровавой конной баталии с мужчинами. А копии с оригиналов скульптуры «Раненая амазонка» знамениты на весь мир и хранятся в музеях Ватикана и США.

Жизнь и подвиги амазонок стали вдохновением для писателей и поэтов: Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Р. Гранье и Г. Клейста. В 20-21-м веках они перешли в массовую культуру: кино, мультфильмы и комиксы в жанре фэнтези.

Современное киноискусство является подтверждением популярности темы женщин-амазонок. Прекрасные и смелые девушки-воительницы представлены в фильмах: «Амазонки Рима» (1961), «Пана - королева амазонок» (1964), «Богини войны» (1973), «Легендарные амазонки» (2011), «Женщины-воины» (2017) и т. д.


Последний фильм, вышедший на экраны в 2017 году, называется «Чудо-женщина» и рассказывает о героине по имени Диана, царице амазонок, которая наделена фантастической силой, скоростью и выносливостью. Она свободно общается с животными, а для защиты носит специальные браслеты, но вот мужчин считает изменчивыми и лживыми.

Среди современных женщин также можно встретить «амазонок», которые умны, образованны и мечтают покорить мир. Они могут управлять большой корпорацией и одновременно воспитывать детей, а к мужчинам относятся снисходительно, позволяя себя любить.

Удивительно, но всё ещё существуют самые дикие племена Амазонки и Африки, которые смогли пока ещё уцелеть от наступления безжалостной цивилизации. Это мы здесь занимаемся интернет-серфингом, бьёмся над покорением термоядерной энергии и улетаем всё дальше в космос, а эти немногочисленные остатки доисторической поры ведут всё тот же образ жизни, который был знаком им и нашим предкам сто тысяч лет назад. Для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу дикой природы, мало просто прочитать статью и посмотреть картинки, необходимо самим съедить в Африку, например, заказав сафари в Танзании .

Самые дикие племена Амазонки

1. Пираха

Племя пираха обитает на берегах реки Мэйхи. Примерно 300 аборигенов занимаются собирательством и охотой. Открыл это племя католический миссионер Дэниэл Эверетт. Он прожил рядом с ними несколько лет, после чего окончательно разуверился в Боге и стал атеистом. Первый его контакт с пираха состоялся в 1977 году. Пытаясь донести до аборигенов слово Божье, он стал изучать их язык и быстро достиг в этом успеха. Но чем сильнее он погружался в первобытную культуру, тем больше удивлялся.
У пираха очень странный язык: там нет косвенной речи, слов, обозначающих цвета и числительные (всё, что больше двух для них «много»). Они не создали, как мы, мифов о сотворении мира, нет у них и календаря, но при всём этом их интеллект не слабее нашего. Пираха не додумались до частной собственности, нет у них и запасов - они сразу же съедают пойманную добычу или собранные плоды, поэтому не ломают голову над хранением и планированием будущего. Нам такие взгляды кажутся примитивными, однако, Эверетт пришёл к иному выводу. Живя одним днём и тем, что даёт природа, пираха избавлены от страхов за будущее и всяческих забот, которыми мы обременяем свои души. Поэтому они счастливее нас, так зачем им боги?

2. Синта ларга

В Бразилии живёт дикое племя синта ларга численностью примерно 1500 человек. Когда-то оно жило в джунглях каучуконосов, но массовая их вырубка привела к тому, что синта ларга перешли к кочевой жизни. Они занимаются охотой, рыбалкой и сбором даров природы. Синта ларга полигамны - у мужчин есть по нескольку жён. За свою жизнь мужчина постепенно обрастает несколькими именами, которые характеризуют либо его качества, либо произошедшие с ним события, есть также секретное имя, которое знают только его мать и отец.
Как только племя выловит всю дичь возле деревни, а истощённая земля перестанет приносить плоды, то оно снимается с места и перебирается на новое место. Во время переезда меняются также имена синта ларгов, неизменным остаётся только «секретное» имя. На беду этого маленького племени, цивилизованные люди нашли на их землях, занимающих 21 000 кв. км, богатейшие запасы золота, алмазов и олова. Конечно, они не могли эти богатства просто так оставить в земле. Однако синта ларги оказалось воинственным племенем, готовым защищаться. Так, в 2004 году они убили на своей территории 29 старателей и не понесли за это никакого наказания, кроме того, что их загнали в резервацию площадью 2,5 миллиона гектаров.

3. Корубо

Ближе к истокам реки Амазонки живёт очень воинственное племя корубо. Они промышляют в основном охотой и набегами на соседние племена. В этих набегах участвуют и мужчины и женщины, а их оружием являются дубинки и отравленные дротики. Есть сведения, что в племени иногда доходит до каннибализма.

4. Амондава

Живущее в джунглях племя амондава понятия не имеет о времени, такого слова нет даже в их языке, а также таких понятий, как «год», «месяц» и т. д. Лингвисты были обескуражены таким явлением и пытаются понять, не свойственно ли оно и другим племенам из бассейна Амазонки. У амондава поэтому не упоминаются возраста, а взрослея или изменяя свой статус в племени, абориген просто берёт новое имя. Также отсутствуют в языке амондава и обороты, которые процесс течения времени описывают пространственными терминами. Мы, например, говорим «перед этим» (имея в виду не пространство, а время), «это происшествие осталось позади», а вот в языке амондава подобных конструкций нет.


Каждой культуре присущ свой образ жизни, традиции и деликатесы, в частности. То, что для одних людей кажется обыденным, другими воспринимается к...

5. Каяпо

В Бразилии, в восточной части бассейна Амазонки есть приток Хенгу, на берегах которого живёт племя каяпо. Это весьма загадочное племя численностью примерно 3000 человек занимается обычными для аборигенов делами: рыбалкой, охотой и собирательством. Каяпо большие специалисты в области знания целебных свойств растений, одни из них они используют для лечения соплеменников, а другие - для колдовства. Шаманы из племени каяпо лечат с помощью трав женское бесплодие и улучшают потенцию у мужчин.
Однако больше всего они заинтересовали исследователей своими преданиями, в которых рассказывается о том, что в далёком прошлом ими руководили небесные странники. Первый вождь каяпо прилетел в некоем коконе, влекомом вихрем. С этими легендами созвучны и некоторые атрибуты из современных ритуалов, например, предметы, напоминающие летательные аппараты и космические скафандры. Предание гласит, что сошедший с небес вождь несколько лет прожил с племенем, а затем вернулся на небо.

Самые дикие африканские племена

6. Нуба

Африканское племя нуба насчитывает порядка 10 000 человек. Земли нуба лежат на территории Судана. Это отдельная общность со своим языком, которая не вступает в контакты с внешним миром, поэтому пока убереглась от воздействия цивилизации. У этого племени очень примечательный ритуал макияжа. Женщины племени шрамируют свои тела замысловатыми узорами, прокалывают нижнюю губу и вставляют в неё кристаллы кварца.
Интересен и их брачный ритуал, связанный с ежегодными танцами. Во время них девушки указывают на фаворитов, кладя им сзади ногу на плечо. Осчастливленный избранник не видит лица девушки, но может вдыхать запах её пота. Впрочем, подобная «интрижка» вовсе не обязана закончиться свадьбой, это лишь разрешение жениху тайком от родителей ночью пробираться в дом её родителей, где она живёт. Наличие детей не является основанием для признания законности брака. Мужчина должен жить вместе с домашними животными, пока не построит собственную хижину. Только тогда пара сможет спать вместе на законных основаниях, но ещё год после новоселья супруги не могут есть из одного котелка.


Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п...

7. Мурси

У женщин из племени мурси визитной карточкой стала экзотическая нижняя губа. Её разрезают ещё в детстве девочкам, вставляют в разрез кусочки дерева со временем всё большего размера. Наконец, в день свадьбы в отвисающую губу вставляют дэби - тарелку из обожжённой глины, диаметр которой может доходить до 30 см.
Мурси легко спиваются и постоянно носят с собой дубинки или автоматы Калашникова, которые не прочь пустить в ход. Когда внутри племени происходят схватки за верховенство, то они нередко заканчиваются смертью проигравшей стороны. Тела женщин мурси обычно выглядят болезненными и дряблыми, с отвисшими грудями и сутулыми спинами. Они почти лишены волос на голове, скрывая этот недостаток невероятно пышными головными уборами, материалом для которых может послужить всё, что попадётся под руку: высохшие плоды, ветки, куски грубой кожи, чьи-то хвосты, болотные моллюски, мёртвые насекомые и прочая падаль. Европейцам тяжело находиться рядом с мурси из-за их невыносимого запаха.

8. Хамер (хамар)

В восточной стороне африканской долины Омо живёт народ хамер или хамар, насчитывающий примерно 35 000 - 50 000 человек. По берегам реки стоят их деревушки, составленные из хижин с остроконечными крышами, покрытыми соломой или травой. Внутри хижины помещается всё хозяйство: ложе, очаг, зернохранилище и загон для коз. Но в хижинах живут только две-три жены с детьми, а глава семьи всё время либо пасёт скот, либо защищает владения племени от набегов других племён.
Свидания с жёнами происходят очень редко, и в эти редкие моменты и происходят зачатия детей. Но и вернувшись ненадолго в семью, мужчины, избив вдоволь своих жён длинными прутьями, тем и удовлетворяются, а спать уходят в ямы, напоминающие могилы, да ещё присыпают себя землёй до состояния лёгкой асфиксии. Видимо, такое полуобморочное состояние им нравится больше, чем близость с жёнами, да и те, по правде говоря, не в восторге от «ласк» мужа и предпочитают ублажать друг друга. Как только у девочки разовьются внешние половые признаки (примерно в 12 лет), то она считается готовой для брака. В день свадьбы новоиспечённый муж, крепко побив невесту тростниковым прутом (чем больше шрамов на её теле останется - тем крепче он любит), надевает ей на шею серебряный ошейник, который та будет носить всю жизнь.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

9. Бушмены

В Южной Африке есть группа племён, совокупно называемая бушменами. Это люди невысокого роста, широкоскулые, с узким разрезом глаз и припухшими веками. Цвет их кожи трудно определить, поскольку в Калахари не принято тратить воду на мытьё, но они определённо светлее соседних племён. Ведущие бродячую, полуголодную жизнь бушмены верят в загробную жизнь. У них нет ни вождя племени, ни шамана, вообще нет даже намёка на общественную иерархию. Но старейшина племени пользуется авторитетом, хотя и не имеет привилегий и материального преимущества.
Бушмены удивляют своей кухней, особенно «бушменским рисом» - личинками муравьёв. Юные бушменки считаются самыми красивыми в Африке. Но стоит им только достичь половой зрелости и родить, как их внешний вид кардинально меняется: резко расползаются ягодицы и бёдра, а живот так и остаётся раздутым. Всё это является следствием отнюдь не диетического питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных брюхатых соплеменниц, её обмазывают охрой или золой. Да и мужчины у бушменов в 35 выглядят уже как 80-летние старики - кожа у них везде обвисает и покрывается глубокими морщинами.

10. Масаи

Люди племени масаи стройные, высокие, они хитроумно заплетают волосы. От других африканских племён они отличаются манерой держаться. Если большинство племён легко вступают в контакт с чужаками, то имеющие врождённое чувство достоинства масаи соблюдают дистанцию. Но в наши дни они стали гораздо общительней, соглашаются даже на видео и фотосъёмку.
Масаев около 670 000, они живут на территории Танзании и Кении в Восточной Африке, где занимаются скотоводством. Согласно их верованиям, боги доверили масаям заботу и опеку над всеми коровами мира. Детство у масаев, которое является самым беззаботным периодом в их жизни, заканчивается к 14 годам, завершаясь ритуалом инициации. Причём он есть и у мальчиков, и у девочек. Посвящение девочек сводится к жуткому для европейцев обычаю обрезания клитора, но без него они не могут вступить в брак и заниматься домашним хозяйством. После такой процедуры они не ощущают удовольствия от близости, поэтому будут верными жёнами.
После инициации мальчики превращаются в моранов - молодых воинов. Их волосы обмазывают охрой, и охватывают повязкой, выдают острое копьё, а на пояс вешают подобие меча. В таком виде моран должен с гордо поднятой головой проходить несколько месяцев.

Многоликая Африка, на огромной территории которой в 61 стране, с населением более миллиарда человек, в окружении городов цивилизованных стран, в укромных уголках этого континента до сих пор проживают более 5 миллионов человек почти ещё совсем диких африканских племен.

Члены этих племен не признают достижений цивилизованного мира и довольствуются теми скромными благами, которые им достались от их предков. Убогие хижины, скромная пища и минимум одежды их устраивают, и они не собираются менять этот уклад.


Африканские б...

Различных племен и народностей в Африке около 3-х тысяч, но точное их количество назвать сложно, поскольку чаще всего они или плотно перемешаны между собой, либо наоборот, кардинально разделены. Население некоторых племен составляет всего по несколько тысяч или даже сотен человек, и часто населяют всего 1-2 деревни. Из-за этого на территории Африканского континента существуют наречия и диалекты, понять которые порой под силу только представителям конкретного племени. А разнообразие ритуалов, культурных систем, танцев, обычаев и жертвоприношений огромно и удивительно. К тому же внешний вид людей некоторых племен просто поражает взгляд.

Однако, поскольку все они обитают на одном континенте, у всех африканских племен все же есть что-то общее. Некоторые элементы культуры характерны для всех народностей, проживающих на этой территории. Одной из главных определяющих черт африканских племен является ориентация на прошлое, то есть возведение в культ культуры и жизни предков.

Большинство африканских народов отрицает все новое и современное, замыкается в себе. Сильнее всего они привязаны к постоянству и неизменности, в том числе и во всем, что касается повседневной жизни, традиций и обычаев, ведущих свое существование от прадедов.

Сложно представить, но среди них практически нет тех, кто не занимался бы натуральным хозяйством или скотоводством. Охота, рыбалка или собирательство - совершенно обычные для них занятия. Так же, как и много веков назад, африканские племена воюют между собой, браки чаще всего заключаются внутри одного племени, межплеменные браки среди них большая редкость. Разумеется, такую жизнь ведет не одно поколение, каждому новому ребенку с рождения предстоит жить такой же судьбой.

Племена отличаются друг от друга своей собственной, присущей только им системой жизни, обычаями и ритуалами, верованиями и запретами. Большинство племен изобретают свою моду, зачастую ошеломляюще яркую, самобытность которой зачастую просто изумляет.

Из наиболее известных и многочисленных на сегодняшний день можно считать племена: масаи, банту, зулусы, самбуру и бушмены.

Масаи

Одно из самых известных африканских племен. Обитают они в Кении и Танзании. Количество представителей достигает 100 тысяч человек. Чаще всего их можно встретить на склоне горы , которая занимает видное место в мифологии масаев. Может быть, величина этой горы повлияла на мировосприятие членов племени - они считают себя любимцами богов, высшим народом и искренне уверены, что красивее их не найдется людей в Африке.

Такое мнение о себе породило презрительное, зачастую даже уничижительное отношение к другим племенам, что стало причиной частых войн между племенами. К тому же в обычае у масаев воровать животных из других племен, что тоже не улучшает их репутацию.

Жилище масаев строится из веток, обмазанных навозом. Занимаются этим в основном женщины, которые также по необходимости принимают на себя обязанности вьючных животных. Основную долю питания составляет молоко или кровь животных, реже - мясо. Отличительным признаком красоты у этого племени считаются вытянутые мочки ушей. В настоящее время племя почти полностью истреблено или разогнано, только в отдаленных уголках страны, в Танзании, еще сохранились отдельные кочевья масаев.

Банту

Племя банту обитает в Центральной, Южной и Восточной Африке. По правде говоря, банту даже не племя, а целая народность, в которую включаются множество народов, например, руанда, шоно, конга и другие. У всех них схожие языки и обычаи, почему их и объединили в одно большое племя. Большинство представителей банту говорят на двух и более языках, самым часто употребляемым из которых является суахили. Количество членов народа банту достигает 200 миллионов. По мнению ученых-исследователей, именно банту вместе с бушменами и готтентотами стали прародителями Южноафриканской цветной расы.

Банту обладают своеобразной внешностью. У них очень темная кожа и удивительная структура волос - каждый волос спиралевидно завит. Широкие и крылья носа, низкая переносица и высокий рост - часто выше 180 см - также являются отличительными чертами людей из племени банту. В отличие от масаев, банту не дичатся цивилизации и охотно приглашают туристов на ознакомительные прогулки по своим деревням.

Как у любого африканского племени, основательную часть жизни банту занимает религия, а именно традиционные для Африки анимистические верования, а также ислам и христианство. Жилище банту напоминает дом масаи - такой же круглой формы, с каркасом из веток, обмазанных глиной. Правда, в некоторых районах дома банту бывают прямоугольными, расписными, с двускатными, односкатными или плоскими крышами. Занимаются члены племени в основном земледелием. Отличительной чертой банту можно назвать увеличенную нижнюю губу, в которую вставляются небольшие диски.

Зулусы

Народ зулусы, бывший некогда крупнейшей этнической группой, сейчас насчитывает всего 10 миллионов человек. Зулусы пользуются собственным языком - зулу, происходящим из семьи банту и являющимся самым распространенным в ЮАР. Кроме того, среди членов народа имеют хождение английский, португальский, сесото и другие африканские языки.

Племя зулусов перенесло тяжелый период в эпоху апартеида в ЮАР, когда, будучи самым многочисленным народом, определялось как население второго сорта.

Что касается верований племени, большая часть зулусов осталась верна национальным верованиям, однако среди них встречаются и христиане. Зулусская религия основана на вере в бога-творца, высшего и отделенного от повседневной рутины. Представители племени верят, что можно обратиться к духам через предсказательниц. Все негативные проявления в мире, включая болезни или смерть, рассматриваются как козни злых духов или результат недоброго колдовства. В зулусской религии главное место занимает чистота, частые омовения в обычае у представителей народа.

Самбуру

Племя самбуру обитает в северных районах Кении, на границе предгорья и северной пустыни. Около пятисот лет назад народ самбуру обосновался на этой территории и быстро заселил равнину. Это племя отличается независимостью и уверено в своей элитарности гораздо больше, чем масаи. Жизнь племени зависит от скота, но, в отличие от масаи, самбуру сами выращивают скот и вместе с ним кочуют с места на место. Обычаи и церемонии занимают значительное место в жизни племени и отличаются великолепием красок и форм.

Хижины самбуру состоят из глины и шкур, снаружи жилище обносят колючей изгородью для зашиты от диких животных. Свои дома представители племени возят с собой, собирая заново на каждой стоянке.

У самбуру принято разделять труд между мужчинами и женщинами, это касается и детей. В обязанности женщин входит собирательство, дойка коров и доставка воды, а также заготовка дров, приготовление пищи и присмотр за детьми. Разумеется, в ведении женской половины племени находится общий порядок и стабильность. Мужчины самбуру отвечают за выпас скота, который и является их главным средством существования.

Самой важной деталью жизни народа является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам. В норме у племени поклонение духам предков, а также колдовство. Самбуру верят в чары, заклинания и ритуалы, применяя их для повышения рождаемости и защиты.

Бушмены

Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя - это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» - «куст» и «man» - «человек», однако так называть представителей племени опасно - это считается оскорбительным. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой». Внешне бушмены несколько отличаются от других племен Африки, у них более светлая кожа, а губы более тонкие. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества бушменов также отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов саны выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Надо отметить, что бушмены также верят в загробную жизнь, как и остальные африканские племена, однако у них отсутствует культ предков, принятый у остальных племен.

Помимо прочего, у санов редкостный талант к рассказам, песням и танцам. Музыкальный инструмент они могут сделать практически их всего. Например, встречаются луки, натянутые с помощью волос животных или браслеты, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри, которые используются для отбивания ритма во время танца. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты бушменов, стараются записать их с целью передать будущим поколениям. Это тем более актуально, что нынешний век диктует свои правила и многим бушменам приходится отступать от вековых традиций и идти рабочими на фермерские хозяйства ради обеспечения семьи и племени.

Это очень небольшое количество племен, проживающих на территории Африки. Их так много что описать их все понадобится несколько томов, но каждое из них может похвастаться уникальной системой ценностей и образом жизни, не говоря уже о ритуалах, обычаях и костюмах.

Видео: Дикие племена Африки:...

В наш век становится все сложнее найти уголок земного шара, не тронутый цивилизацией. Конечно, кое-где так называемый национальный колорит все еще остается главной приманкой для туристов. Но все это по большей части экзотика напускная, искусственная. Взять, к примеру, грозных масаев - визитную карточку Кении. Заслышав звук мотора приближающегося автобуса, представители этого племени прячут подальше телевизоры, телефоны и джинсы и срочно придают себе первобытный вид. Совсем другое дело химба - небольшое племя на севере Намибии. Они сохранили в своем быту традиции каменного века не ради туристов, а потому, что не желают жить иначе.


Климат провинции Кунене, по которой кочуют химба, мягким не назовешь. Днем столбик термометра неумолимо стремится к отметке +60°, ночью иной раз выпадает иней. Сказывается дыхание самой старой пустыни на планете - Намиба.



Химба переселились на север Намибии около нескольких сот лет назад из Восточной Африки. Когда-то это было большое племя, но в середине XIX века оно разделилось. Большая его часть перекочевала южнее, в область более богатую водой. Отколовшиеся от химба люди стали называться гереро. Они вступили в контакт с европейцами, что их, в конечном счете, и погубило.



Несколько десятков лет назад в Намибии спохватились: коренного населения, сохранившего быт и верования предков, оставалось немного. В общем, химба решили оставить в покое и позволили им жить так, как они хотят. Любые законы Намибии на их территории вступают в силу только после одобрения племенным вождем, которого называют королем.



Как и сотни лет назад, племя ведет полукочевую жизнь. Основное занятие - разведение коров, коз и овец. Количество коров определяет социальный статус, буренки же служат и платежным средством. Деньги химба практически не интересуют, потому что никакие промышленные товары в быту они не используют. Исключение составляют пластиковые канистры для хранения и переноски воды и различные мелочи, случайно попавшие в руки.



Живут химба в краалях, имеющих круговую планировку. В середине расположен скотный двор, окруженный плетеным забором. Вокруг - круглые или квадратные хижины. Их строят из жердей, вкопанных в землю и скрепленных кожаными ремешками. Каркас обмазывают глиной, а крышу покрывают соломой или тростником. Пол в хижинах земляной, мебели нет. Спят химба на матрасах, набитых соломой. У входа в хижину располагается очаг, который топят по-черному.



По мере истощения пастбищ они разбирают хижины и перекочевывают. Воду химба раньше добывали, выкапывая в песке глубокие ямки, а подходящие для этого места находили одним им ведомым способом. Крааль они никогда не ставят близко от источника, чтобы посторонние не могли подглядеть, где берется вода. Не так давно по распоряжению правительства на кочевых маршрутах вырыли артезианские скважины. Но аборигены эту воду не пьют, разве что поят ею стада.



Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают ее в одном-единственном месте - на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому.



Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин химба идеальная. При помощи той же мази делают традиционную прическу: чужие волосы − обычно мужские, чаще всего от отца семейства - вплетают в свои, создавая на голове «дреды».



Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и крупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать свое имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трех классов оканчивают единицы - для продолжения обучения нужно ехать в город.



Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят.



Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль - вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин химба. Постоянная обязанность представителей сильного пола - добыча той самой красноватой породы, которая идет на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины.



Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних очень удобно сооружать фантастические прически, которыми славятся женщины химба. Они, между прочим, считаются эталоном красоты на Африканском континенте.



К 12-14 годам у каждого химба недостает четырех нижних зубов. Это следствие обряда инициации. Зубы выбивают камнем. Хочешь быть взрослым - терпи. К 14 годам химба разрешается вступать в брак, но свадьбы случаются нечасто, так как за невесту надо платить большой выкуп.



Свадебный обряд весьма оригинален. Новобрачные ночуют в хижине семьи невесты. Утром они в сопровождении подруг будущей жены покидают родительский дом, выбираясь на улицу непременно на четвереньках. Затем все поднимаются на ноги и, взяв друг друга за набедренные повязки, направляются в сторону «священного огня», где для совершения церемонии молодых уже ожидает вождь. Если кто-то из процессии оступится, обряд придется повторить, но не ранее чем через несколько недель.



Участники церемонии усаживаются вокруг огня, а вождю подносят три сосуда с молоком − по одному из хижин жениха, невесты и самого вождя. Он снимает пробу, после чего к сосудам по очереди прикладываются остальные члены племени. После этого все присутствующие направляются к хижине вождя, где молодоженам предстоит провести три дня. Чтобы первая брачная ночь прошла успешно, перед хижиной жених и невеста снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки.



Даже если мужчина и женщина химба состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. Каждый химба может иметь столько жен, сколько в состоянии прокормить. Женами можно меняться, а если мужчина отправляется в дальнее путешествие, то пристраивает свою супругу жить с кем-то из знакомых.



Такая свобода нравов беспокоит местные власти. Более 20% населения Намибии больны СПИДом, так что химба - своего рода группа риска. Однако в племени к медицинским проблемам относятся философски. Боги дают жизнь, они же ее могут и забрать, говорят химба. А вообще они долгожители: почти все доживают до 70 лет, а некоторые и до ста.



Интересна и система правосудия химба. Если, к примеру, муж убивает жену или кого-то из ее родственников, то должен выплатить компенсацию в 45 коров. Если жена или кто-то из ее родственников убивает мужа, то никакой выкуп не предусмотрен. Власти Намибии химба никак не наказывают, считая все это их внутренним делом.



Химба считают, что их племя произошло от прародителя Мукуру, который вместе со своей женой вышел из священного дерева Омумборомбонго. Мукуру создал все сущее и наделил души умерших предков химба сверхъестественными способностями. Но потом враги выгнали племя с его исконных земель и захватили дерево. Когда-нибудь химба вернутся туда. Между прочим, не имея никакого представления о географии, любой глава рода покажет рукой направление, где стоит искать Омумборомбонго.



В середине XIX века химба чуть было не исчезли с лица земли. На них напало самое крупное и могущественное племя Намибии - нама. В результате жестоких набегов химба потеряли все свои стада и бежали в горы. Там им пришлось заниматься охотой, однако такая жизнь была им не по нраву, и они ушли на север, в Анголу.



Некоторое время считалось, что химба вымерли или смешались с другими племенами, как они вдруг снова появились на старом месте. Произошло это в 1903 году, когда нама подняли восстание против немецких колонизаторов. Европейские войска быстро разбили нама и союзных им гереро, после чего устроили самый настоящий геноцид. В результате оба племени практически прекратили свое существование. Не обошли «вниманием» немцы и химба. Почти все химба были убиты либо схвачены и отправлены в лагеря для чернокожих. К счастью, после Первой мировой войны колонии у Германии забрали. И если гереро с нама так и не оправились от удара, то химба «восстали», словно птица феникс из пепла.



В третий раз их посчитали вымершими в середине 1980-х годов. Ужасная многолетняя засуха уничтожила 90% поголовья скота, и в 1988 году погас последний очаг в последнем краале химба. Оставшиеся люди племени были переселены в город Опуво как беженцы. Но в начале 1990-х химба вернулись. Теперь их насчитывают чуть меньше 50 тысяч, и население растет. При этом живут они точно так же, как их предки сотни лет назад.


















Точное количество африканских народностей неизвестно, и колеблется в пределах от пятисот до семи тысяч. Это объясняется нечеткостью критериев разделения, при которых жители двух соседних деревень могут относить себя к разным народностям, не имея никаких особенных отличий. Учёные склоняются к цифре 1-2 тыс. для определения этнических общностей.

Основная часть народностей Африки включает в себя группы, состоящие из нескольких тысяч, а иногда и сотен человек, но при этом – не превышает 10% от общей численности населения этого континента. Как правило, такие малочисленные этносы являются самыми дикими племенами. Именно к такой группе относится, например, и племя мурси.

Tribal Journeys Ep 05 The Mursi:

Проживающее на территории юго-западной Эфиопии, на границе с Кенией и Суданом, обосновавшееся в парке Маго, племя мурси отличается необычайно жесткими обычаями. Их, по праву, можно номинировать на звание: самая агрессивная этническая группа.

Склонны к частому потреблению алкоголя и неконтролируемому применению оружия (все постоянно носят с собой автоматы Калашникова, или боевые палки). В драках они часто могут забивать друг друга практически до предсмертного состояния, пытаясь доказать своё главенство в племени.

Учёные относят это племя к мутировавшей негроидной расе, с отличительными особенностями в виде низкого роста, широкой кости и кривых ног, низких и сильно сжатых лбов, сплющенных носов и накачанных коротких шей.

У более публичных, вступающих в контакт с цивилизацией, мурси не всегда можно увидеть все эти характерные атрибуты, но экзотический вид их нижней губы — это визитная карточка племени.

Нижняя губа разрезается ещё в детстве, туда вставляют деревяшки, постепенно увеличивая их диаметр, а в день свадьбы в неё вставляют «тарелку» из обожженной глины — дэби, (до 30-ти сантиметров!!). Если девушка-мурси не сделает такое отверстие в губе, то за нее дадут очень маленький выкуп.

Когда тарелку вытаскивают, губа отвисает длинным круглым жгутом. Почти у всех мурси отсутствуют передние зубы, язык — потрескавшийся до крови.

Вторым странным и устрашающим украшением женщин-мурси являются мониста, которые набраны из человеческих фаланг пальцев (нэк). У одного человека на руках всего 28 таких костей. Каждое ожерелье стоит своим жертвам пяти-шести кистей, у некоторых любительниц «бижутерии» мониста обвивают шею в несколько рядов, жирно блестя и издавая сладковатый гниющий запах топлёного человеческого жира, которым ежедневно натирается каждая косточка. Источник для бус никогда не оскудевает: жрица племени почти за каждый проступок готова лишать кистей рук мужчину нарушившего законы.

У этого племени принято делать скарификацию (нанесение шрамов). Мужчины могут себе позволить шрамирование только после первого убийства кого-нибудь из своих врагов или недоброжелателей.

Их вероисповедание — анимизм, заслуживает более длинного и шокирующего рассказа.
Коротко: женщины — это Жрицы Смерти, поэтому они ежедневно дают своим мужьям наркотические вещества и яды. Антидоты раздаёт Верховная Жрица, но иногда спасение приходит не ко всем. В таких случаях, на тарелочке вдовы рисуется белый крест, и она становится очень уважаемым членом племени, которого не съедают после смерти, а хоронят в стволах специальных ритуальных деревьев. Почёт положен таким жрицам по причине выполнения главной миссии — воли Бога Смерти Ямда, которую они смогли выполнить разрушив физическое тело, и освободив высшую духовную Сущность из своего мужчины.

Остальных покойников ждёт коллективное поедание всем племенем. Мягкие ткани разваривают в котле, кости используют для украшений-амулетов и бросают на топях, для обозначения опасных мест.

То, что кажется очень диким для европейца, для мурси — обыденность и традиция.

Фильм: Шокирующая Африка (Shocking Africa). 18++ Точное название фильма — Обнаженная магия / Magia Nuda (Mondo Magic) 1975г.

Фильм: В поисках племён охотников E02 Охота в Калахари. Племя Сан.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса