Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь андрея и пьера. Сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир. Жизненные искания Андрея Болконского

Эпопея «Война и мир» выросла из за-мысла Толстого написать роман «Декаб-ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз-вращался к нему, пока в центре его вни-мания не оказалась Великая француз-ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен-ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори-ческом масштабе показан подвиг рус-ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об-щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол-жен обладать декабрист, Толстой наде-лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан-дрея. Наверное, каждый человек однаж-ды в жизни задумывается над вопроса-ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско-му. Это подтверждает тот факт, что Тол-стой наделил князя Андрея многими сво-ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни-ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви-дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч-но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи-талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про-износит с ударением на последнем сло-ге, как француз. Князь Андрей — свет-ский человек. В этом смысле он подвер-жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску-ку во взгляде. На его лице мы читаем пре-восходство и самоуверенность. Окружа-ющих он считает ниже себя, а значит и ху-же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива-ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня-зю Андрею предстоит пройти через вой-ну, ранение, любовь, медленное умира-ние, и все это время князь будет позна-вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ-ляется на войну 1805 года. Андрей жаж-дет стать героем. В своих мечтах он ви-дит, как армия попадает в опасное по-ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне-ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд-рей хочет быть на него похожим и пыта-ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол-конский и отправляется на войну. Мы ви-дим князя Андрея в Аустерлицком сра-жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада-ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо-кое, бесконечное небо, по которому бе-гут облака. Оно так зовет, манит, завора-живает своим величием, что князь Анд-рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд-рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре-мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима-ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы-сых Горах, где остались отец, жена, сест-ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен-ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес-точенные схватки, озлобленные лица лю-дей показали ему настоящий облик вой-ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не-сколько охладел к ней, и теперь он чита-ет в ее глазах боль и упрек. После смер-ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов-шества в своей деревне. Духовное со-стояние князя Болконского, его подав-ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от-далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон-ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс-шее счастье человека состоит в том, что-бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо-тря на то, что князю Андрею тогда показа-лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен-та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал-ся только обман. И князь Андрей соглаша-ется с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна-ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду-мал князь Андрей. Но он уже бросает вы-зов судьбе. Он понимает, что нельзя се-бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич-ный дуб «весь преображенный, раски-нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд-рей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова-тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур-ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон-ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме-ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю-щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро-динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони-мает это и Андрей. В Бородинском сра-жении Болконский снова получает ра-нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната-шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от-крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то-го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры-лось новое счастье, неотъемлемое от че-ловека... счастье, находящееся вне мате-риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На-ташу. Минуты, проведенные с ней, ока-зываются для Андрея самыми счастливы-ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан-дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво-ему. В жизни есть два несчастья: угрызе-ния совести и болезнь. И счастлив чело-век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд-рей осознал истинное счастье — жить для других.

У каждого писателя собственный взгляд на свое время, на выбор героев. Это определяется личностью автора, его мировоззрением, его пониманием назначения человека на земле. Поэтому есть книги, над которыми не властно время. Есть герои, которые всегда будут интересны, чьи мысли и поступки будут волновать не одно поколение потомков.

Такими для меня являются герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Что привлекает меня в характерах Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему они кажутся такими живыми и близкими почти через два столетия? Почему Наташа Ростова воспринимается не какой-то далекой графиней, совсем из другой жизни, другого воспитания, а моей ровесницей? Почему каждый раз, возвращаясь к роману, я открываю в нем что-то новое для себя? Наверное, потому они для меня действительно живые, не статичные, что живут не только сегодняшним днем, стремятся не только к привилегиям, наградам, материальному достатку, но и не «спят» душой, размышляют над своей жизнью, напряженно ищут смысл жизни. Великий и неповторимый Л. Толстой, который сам всю жизнь не переставал искать добро и учиться, анализировать себя, свою эпоху и вообще человеческую жизнь, учит нас, читателей, наблюдать жизнь и анализировать наши поступки. Андрей Болконский и Пьер Безухов сразу же привлекают к себе внимание, выделяются своей искренностью, высшей порядочностью и разумом. Несмотря на то, что они такие разные - суровый, высокомерный князь Андрей, который очень уважает себя и поэтому уходит от людей, и такой нескладный, поначалу наивный Пьер, которого так и не воспринимает всерьез свет, - они настоящие друзья. Они могут беседовать о высоких материях, поверять друг другу тайны души, защитить и поддержать в трудную минуту.

Казалось бы, у каждого из них свой путь, свои победы и поражения, но сколько раз переплетались их судьбы, сколько похожего в разных жизненных амбициях, сколько общего в чувствах! Талантливый офицер, князь Андрей идет на войну, чтобы найти применение своим силам и разуму, найти «свой Тулон», прославиться. Он взял себе за правило не вмешиваться в чужие дела, не обращать внимание на суету и споры, «не опускаться». Но в штабном коридоре князь оборвет зарвавшегося адъютанта, посмевшего оскорбительно отозваться о побежденном союзнике: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела!»

Передав приказ эвакуироваться, князь Андрей не может бросить батарею капитана Тушина и остается помочь им, не прикрываясь от пыли и порохового дыма своей адъютантской должностью. А при обсуждении в штабе Шенграбенского сражения он выступит в защиту Тушина.

Может, именно эта встреча и участие в военных действиях (под пулями врага) бок о бок с простыми солдатами и младшими офицерами помогла и исполнить отцовский наказ, чтобы «не было стыдно », и поднять знамя, поворачивая назад отступающих, не только потому, что настал его «звездный час», а потому, что он, как Кутузов, ощущает боль за отступление армии. Может, поэтому Андрей Болконский умышленно не заметил оскорбительных слов о штабных офицерах Николая Ростова и властно, с достоинством, предложил ему успокоиться, потому что сейчас состоится другая дуэль - с общим врагом, где им нельзя ощущать себя соперниками. Так точно и Пьер, стремясь к самосовершенствованию, стараясь столько сделать для своих крестьян, должен прийти к пониманию разницы между добрыми делами ради самого себя и растворением в общих делах и стремлениях многих людей. Поэтому он и приходит к масонам, надеясь, что это настоящий очаг добра. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое «я»? Что такое жизнь и что такое смерть? Какая сила управляет всем? Безусловно, человек, поставивший перед собой эти вопросы, достоин уважения, даже если его поиски приводят сначала к отрицанию, к неприятию …

Духовный кризис переживает и князь Андрей после переоценки своего кумира - Наполеона и после смерти жены. Перемены в имении (в начале XIX столетия он перевел своих крепостных в вольные хлебопашцы), воспитание младенца-сына, чтение книг и периодических изданий могли бы заполнить жизнь обычного, дюжинного человека до краев. Болконского однако давит потолок ограниченности - ему необходим простор высокого синего неба. Словно искра, вспыхнут слова Пьера в разговоре на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить», - и зажгут новый интерес к жизни! Теперь он знает критерий полезности этого труда и, применив высоко оцененный комитетом Сперанского проект к конкретным людям, «вспоминая мужиков, Дрона-старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало странно, как он мог так долго заниматься таким напрасным трудом». Надежда на личное счастье поднимает князя Андрея как на крыльях и доказывает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Как изменится его кредо, его вчерашнее наполеоновское «я над всеми», «мои мысли и усилия как дар для всех» - на другое: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Это «все через меня», этот путь от высокомерно-эгоистического к эгоистическому даст Болконскому другое восприятие мира, научит видеть и понимать чувства других людей: и мечтательной Наташи в лунную ночь, ее яркую личность, какой так не хватало ему, и девчонок с зелеными сливами, которым нужно было незаметно пройти мимо него, и Тимохина, и всех офицеров и солдат своего полка. Может, поэтому он не утратит интереса к жизни, погрузившись в личное горе разрыва с любимой, когда столкнется с общим горем Родины, с вражеским нашествием.

Так и Пьеру, которого все обманывали - от управляющих имениями до собственной жены, - нужно было ощутить угрозу не только собственному «я», а хотя бы близкому человеку, чтобы он нашел в себе и силу, и твердость, и настоящий такт, и, наконец, умение управлять ситуацией, как в случае с Анатолием Курагиным, - чтобы тот не чернил репутацию Наташи и не встретился с князем Андреем, не стал угрозой жизни друга.

Когда на Родину напал враг, Пьер, до мозга костей штатский человек, выступает настоящим патриотом. Он не только снаряжает на свои средства целый полк - он сам хочет остаться в Москве, чтобы убить Наполеона. Символично, что, отыскивая в Апокалипсисе ответ на вопрос: кто же победит Бонапарта, Пьер находит ответ - «русский Безухов», подчеркивая не только свое имя и титул, но именно принадлежность нации, то есть ощущая себя частью страны. На Бородинском поле, на батарее, Пьер, с его стремлением помочь поднести снаряды, чем-то напоминает князя Андрея под Шенграбеном.

Так же частью своего народа ощущает себя и Андрей Болконский. В разговоре с новым для него человеком он поражает откровенностью, простотой слов, близостью к простым солдатам. Князь Андрей отказывается от предложения Кутузова служить у него адъютантом, желая остаться в полку. Он научится воевать на передовой, ценить теплое отношение к себе солдат, их ласковое «наш князь». Когда-то придавая большое значение воинской стратегии и расчету, Андрей Болконский возмущенно отбрасывает это перед Бородинским сражением: наполеоновское сравнение полков с шахматными фигурами и слова штабных офицеров о «войне в пространстве». Защитить малую родину (свой дом, имение, город) и великую Отчизну сможет, по мысли князя Андрея, только одно чувство, которое «есть во мне, в нем, в каждом солдате». Это чувство любви к Родине и ощущение единства с судьбой народа.

Болконский стоит под пулями, считая «своей обязанностью возбуждать мужество солдат». Он простит Анатолию Курагину личную обиду, когда встретит его раненого, в госпитальной палате на переднем крае. И любовь к Наташе, обостренная общим горем и общими потерями, вспыхивает в князе Андрее с новой силой. Великое очищение физическими и моральными страданиями надо было пройти в плену Пьеру Безухову, чтобы встретиться с Платоном Каратаевым, погрузиться в жизнь простого народа и понять, что «он всю жизнь свою смотрел куда-то поверх голов окружающих его, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой». Новыми глазами он увидит настоящий путь к цели, сферу приложения собственных сил. Ему, как и многим героям Отечественной войны, больно смотреть на беспорядки в Отчизне: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!» Теперь Пьеру становится близким все, что происходит в его стране, и он встает на защиту этого «молодого и честного», склоняясь перед славным прошлым, борется за чистоту настоящего и будущего.

Безухов - один из организаторов и руководителей кружка декабристов. Он сознательно выбирает опасный и неспокойный путь. Символично, что рядом с ним «к славе», через мечи реакционеров, идет, в представлении Николиньки Болконского, и сам подросток, и князь Андрей.

Я думаю, если бы Пьер остался жив, он, не колеблясь, принял бы участие в выступлении на Сенатской площади. Это было бы логическим результатом идейных исканий, духовного самосовершенствования и вырастания собственного «я» в общее «мы». На новом этапе развития, как показывает Л. Н. Толстой, на тот же путь встает их продолжение - Николинька. И так близко и понятно для каждого из нас звучат его заветные слова: «Я только об одном прошу Бога, чтобы было со мной то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же самое. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». Смысл духовных исканий настоящего человека не может иметь конца.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Закончить сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» хочется словами автора: «Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

Тест по произведению

Андрей Болконский и Пьер Безухов в поисках смысла жизни (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

В романе Толстого "Война и мир" лишь два героя проходят сложный путь внутреннего развития, претерпевают духовную эволюцию. Это любимые герои писателя - Андрей Болконский и Пьер Безухов. Несмотря на их серьезные различия (возраст, социальное положение, характер и т.д.), герои испытывали друг к другу искреннюю симпатию, теплый дружеский интерес. Болконский видел в Пьере младшего товарища, чистую и светлую душу, которую требовалось "учить жизни", наставлять. Князь Андрей для Безухова был образцом для подражания, человеком, с которым ему было интересно, у которого можно многому научиться.

Как и Андрей Болконский, юный Пьер - представитель интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, были во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к "близкому" и "понятному". Толстой подчеркивает "оптический самообман" этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не способны рассмотреть великое и бесконечное, а видят только "одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное".

Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие - приближенные к истинным - идеалы.

Болконского и Безухова объединяет самое главное качество - их стремление к развитию, неустанный поиски смысла жизни, желание постичь мир и его законы. У обоих героев этот сложный путь усеян разочарованиями и кризисами, за которыми, однако, следует возрождение и новый виток развития.

На ранних этапах духовной жизни Андрея Болконского ему свойственно высокомерно-презрительное отчуждение от людей: он пренебрежительно относится к своей жене, тяготится любым столкновением с обыденным и пошлым. Под влиянием Наташи герой открывает для себя возможность радоваться жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в "узкой, замкнутой рамке".

В периоды нравственных заблуждений князь Андрей сосредоточивается на ближайших практических задачах, ощущая, что его духовный горизонт резко сужается: "Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного".

Новый духовный опыт заставляет князя Андрея пересматривать решения, которые казались ему окончательными и бесповоротными. Так, полюбив Наташу, он забывает о своем намерении никогда не жениться. Разрыв с Наташей и нашествие Наполеона обусловили его решение пойти в действующую армию вопреки тому, что после Аустерлица и смерти жены он дал слово никогда не служить в русской армии, даже "ежели бы Бонапарте стоял... у Смоленска, угрожая Лысым Горам".

Пьер Безухов на ранних этапах своей духовной жизни инфантилен и необыкновенно доверчив, охотно и даже радостно подчиняется чужой воле. Ему не хватает решимости противодействовать ей.

Главное духовное прозрение Пьера - это постижение ценности обычной, негероической" жизни (что интуитивно понимал и князь Андрей). Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, Безухов понял, что счастье - в самом человеке, в "удовлетворении потребностей". "... Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому... бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей", - подчеркивает Толстой.

На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых "нельзя отделаться": "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?".

Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает "отвращение ко всему окружающему", все в нем самом и в людях представляется ему "запутанным, бессмысленным и отвратительным". Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.

"Живая" жизнь постоянно корректирует нравственное самосознание героя. Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: "и все это мое, и все это во мне, и все это я". Радостное просветление он продолжает испытывать и после освобождения - все мироздание кажется ему разумным и "благоустроенным". Жизнь не требует больше рассудочного осмысления и жесткого планирования: "планов теперь он не делал никаких", а самое главное - "не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру - не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога".

Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Андрею Болконскому, и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героев, возвращением на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие персонажей Толстого - сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую духовную высоту.

Роман Толстого "Война и мир" познакомил нас со многими героями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными, добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всего к ним относятся Пьер Безухое и Андрей Болконский. Каждый из них представляет собой яркую личность, обладает привлекательными индивидуальными чертами характера. Но вместе с тем в них много общего и оба они являются воплощением одного авторского идеала -- человека, способного глубоко мыслить и в результате этого нравственно развиваться и духовно совершенствоваться, совершать поистине героические поступки. Изображая своих героев, автор вовсе не приукрашивал и не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами, достоинствами и недостатками. В их образе он представил обычных людей, способных быть и сильными, и слабыми в отдельные моменты своей жизни, но умеющих преодолеть внутреннюю борьбу и самостоятельно возвыситься над ложью и обыденностью, духовно возродиться и найти свое призвание в жизни. Их пути -- разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности, сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера -- с собственной слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем. У Андрея Болконского--с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными устремлениями к славе. Пьер Безухов -- один из центральных, наиболее привлекательных героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в постоянной динамике. Писатель делает акцент на почти детской доверчивости, доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен растерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьер очевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присутствующих в салоне Шерер. Кроме того, Безухое равнодушен к деньгам и роскоши, он бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь. В переломные минуты жизни проявляются сильная воля и самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда он способен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкий и безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайного общества "независимых и свободных людей" и в дальнейшем будет обвинять царя в бездействии, резко критиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщину и вести за собой огромные массы людей? Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяется из общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуютно чувствует себя в светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение. Он предстает как культурный, образованный, цельный человек -- один из лучших представителей дворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду, стремление к полезной, активной деятельности. Андрея тяготит спокойная семейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рвется к чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, "о своем Тулоне", о славе. Именно с этой целью Болконский решает идти на войну с Наполеоном и объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: "Жизнь, которую я веду здесь, -- не по мне". Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне, пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после битвы, а кроме того, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. После всего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смысл в жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных событий, но уже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне. Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народа и ощущает свою пользу и нужность.

Так, освободившись от уплетающей лжи светского общества и попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русских солдат, Пьер и Андрей начинают чувствовать вкус жизни, обретают душевное спокойствие. Пройдя тяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, эти два героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущность и не поддаваясь влиянию общества. Идеалом женщины для Толстого является героиня романа "Война и мир" Наташа Ростова. С первых строк мы видим, насколько симпатизирует ей писатель, который старался показать свою любимую героиню в самых ярких моментах ее жизни. Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: жизнелюбие, доброта, искренность, наивность, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить, радоваться жизни и дарить свою любовь и радость окружающим. Автор признается в том, что его любимица не обладает безупречной внешностью. Поначалу она худенькая и хрупкая, похожая на гадкого утенка, "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка", а позже -- располневшая, слегка неухоженная женщина. Но Толстой убеждает читателей в том, что мраморная красота Элен Курагиной -- ничто по сравнению с миловидностью, природным обаянием и очарованием Натальи Ростовой, красоте которой -- в простоте, в естественности, в непосредственности и неподдельной женственности. Его маленькая Наташа -- "порох", она все время в движении, полна жизни, за один день именин она успевает столько, что удивляешься -- как такое возможно? Ей словно хочется жить и чувствовать за всех, во всем принять активное участие, и именно такой она предстает при первой встрече. Автор отмечает, что неистребимая жажда жизни Наташи Ростовой каким-то образом влияла на людей, которые находились рядом с ней. А как прекрасна Наташа во время первого в своей жизни бала! Как искренна она в своих тревогах и мечтах, в своей надежде понравиться! Еще большее впечатление на читателей производит героиня в состоянии любви. Любить и быть любимой -- это потребность, необходимая ей как воздух. В любви она преображается, становится более сдержанной, задумчивой, серьезной. Кроме того, мы видим, как любовь Наташи повлияла на Андрея Болконского, переживавшего тяжелый жизненный кризис. Андрей словно пробудился ото сна, а ночь, проведенная в Отрадном, сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Светлый, поэтически окрашенный мир Наташи помогает ему заглянуть в себя, почувствовать жизнь пo-новому и изменить свое отношение ко многим вещам. Но даже во влюбленном состоянии Наташа -- все еще наивный ребенок, доверчивость которого коварно используют такие, как Анатоль и Элен Курагины. Поэтому требуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в настоящую Наталью Ростову-- преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. И Наташа проходит немало испытаний, прежде чем стать по-настоящему взрослой и духовно вырасти: она получает первый в жизни жестокий урок, познав боль предательства, она переживает потерю любимого человека, а потом -- гибель брата. Одна за другой на долю хрупкой девушки сваливаются беды, и, кажется, тяжелые удары судьбы должны сломить ее. Но нет, напротив, именно несчастья пробуждают в ней любовь к людям, к жизни. В атмосфере событий 1812 года проявляются новые черты внутреннего образа героини: раскрывается сила ее характера, чувство сострадания и взаимопомощи (в сцене отправки раненых из Москвы, в заботе о родителях и т. п.). Еще более привлекает Наташа в эпилоге: она -- прекрасная мать четверых детей, жена, преданная своему мужу во всем и счастливая с ним. Для нее нет ничего важнее, чем дом и семья, и это лучший период ее жизни. На мой взгляд, в образе Натальи Ростовой Толстой воплотил лучшие черты национального женского характера.

Пьер Безухов и князь Андрей Болконский -- два воплощения одного авторского идеала (по роману Л. Толстого "Война и мир")

В русской литературе, пожалуй, нет произведения, которое можно сравнить с романом-эпопеей "Война и мир" по значительности проблем, в нем поднимаемых, по художественной выразительности повествования, по воспитательному воздействию. Перед нами проходят сотни человеческих образов, судьбы одних соприкасаются с судьбами других, но каждый из героев является личностью самобытной, неповторимой. Так на протяжении всего романа пересекаются жизненные пути Пьера Безухова и князя Андрея Болконского. Писатель знакомит нас с ними уже на первых страницах -- в салоне Анны Павловны Шерер. Они очень разные -- надменный, честолюбивый князь и доверчивый, слабохарактерный Пьер, но вместе с этим оба являются воплощением авторского идеала -- человека, стремящегося к познанию смысла жизни, к определению своего места в этом мире, проходящего через нравственные страдания на пути духовного совершенствования. Через многое надо пройти героям, чтобы в конце концов обрести гармонию в душах. Прежде всего, они пытаются избавиться от ложных убеждений, нелицеприятных черт характера. И лишь преодолев свои слабости, испытав немало разочарований, обусловленных столкновениями с жестокой действительностью, князь Андрей и Пьер обретают то, что, по их мнению, является непреложной истиной, неподвластной фальши.

Толстой показывает читателю одни и те же явления глазами своих таких разных героев. Оба они испытывают чувство восхищения к Наполеону. Для Пьера Безухова, воспитанного на идеях французских просветителей, Наполеон являлся сильным, непобедимым "наследником" французской революции, принесшим соблазн буржуазной свободы. Князь Андрей воплощал в мыслях о Бонапарте собственные мечты о всенародном признании, славе, безграничной власти. Но и тот и другой, столкнувшись с определенными обстоятельствами, развенчали своего кумира. Болконский осознал ничтожность как собственных честолюбивых помыслов, так и деяний французского императора, увидев безграничное, величественное небо, явившееся ему как высшее откровение после ранения под Аустерлицем: "Как тихо, спокойно и торжественно... все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба", "...в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим... небом... ". Князь Андрей понял, что слава не должна являться главной целью человеческой деятельности, что существуют иные, более высокие идеалы. Пьер же возненавидел французского полководца в результате осмысления страданий русского народа в захватнической несправедливой войне 1812 года. Общение с простым народом открыло для Безухова новые ценности, иной смысл жизни, заключающийся в доброте, сострадании, служении людям: "...я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь я понял счастие жизни". Через отношение своих любимых героев к Наполеону писатель выражает собственные мысли об этом государственном деятеле, являвшемся для Толстого воплощением "мирового зла".

Неслучайно проводит писатель своих героев и через испытание любовью к Наташе Ростовой -- символу внутренней красоты, чистоты и непосредственности.

По мнению Толстого, Наташа -- сама жизнь. И эволюция героев была бы несовершенной, если бы они не познали любовь к этой светлой девушке: где "она... там все счастье, надежда, свет; другая половина -- все, где ее нет, там все уныние и темнота...". Наташа помогает героям открыть новые, неизведанные еще глубины своей души, познать истинную любовь и всепрощение. Князь Андрей и Пьер Безухов являются олицетворением идеального героя Толстого, а Наташа стала идеальной, но не идеализированной героиней не только романа, но целого поколения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса