Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Занимательные игровые задания по русскому языку. Учительские университеты Задания по имени существительному

Обобщающий урок, проводится в форме лингвистической игры, предназначен для учащихся 5 класса. Лингвистический турнир позволяет в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля, учить правилам работы в команде, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Занятие включает в себя разные виды заданий: отгадывание загадок, составление "морфологического портрета" имени существительного, "аукцион" слов, решение лингвистических уравнений, "собери слова", "угадай слово". Кроме того, учащиеся готовят творческое представление команд в форме инсценировки, песни по теме занятия.

Цели урока: в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи; стимулировать творческую и познавательную активность учащихся: развивать коммуникативные навыки, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки контроля и самоконтроля; учить правилам работы в группе, в команде; воспитывать культуру учебного труда, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Оборудование урока: экран, диапроектор, карточки с заданиями, призы победителям, «волшебный»пакет.

Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы изучили большую и интересную тему «Имя существительное». Сегодня я предлагаю вам в игровой форме вспомнить всё, что мы узнали об этой удивительной части речи. Форма нашего урока - лингвистический турнир. Такая форма работы вам знакома. В этом году вы принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в Общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», в Международной олимпиаде и показали высокие результаты. Если вы по-настоящему заинтересуетесь лингвистикой, то в старших классах сможете участвовать в Ломоносовском турнире.

Вспомним, что обозначает слово «турнир».(Слайд №2)
Турнир (нем. яз.): 1. Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе;2.Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.
- Обратите внимание на ключевые слова: личные или командные соревнования. Эти слова накладывают на вас определённую ответственность.

Чтобы исход турнира был успешным, надо знать и выполнять определённые правила. (слайд №3)

Правила лингвистического турнира.
1) Своей команде помогай,
Другим командам не мешай.
2) Настойчив будь, но не спеши.
Своим ответом не смеши.
3) Гордись успехами своими
И уважай успех других.
4) Не хвастайся сверх меры, не кричи -
Зазнайства это палачи!
Всё усвоили?
Вперёд,
Любознательный народ!
Будет турнир занимательный,
Слушайте задания внимательно,
А кто уснёт, -
Тот ни с чем и уйдёт!

1. Представление имени существительного командами (приложение №1)

  • «Разрешите представиться»(команда «АБВГДейка»)
  • «Капризная иностранка»(команда «Почемучки»)
  • «Удивительные существительные»(команда «Лингвистята»)

2. Разминка. (Отгадывание загадок.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
*** Лежал, лежал
Да в реку побежал. (Снег)
*** Не живое,
А на всех языках говорит. (Эхо)
*** День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо,
Если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце)
*** За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)
*** Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
*** Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдёт. (Дождь)
*** Круглые глаза мигают,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит в дупле погожим днём. (Сова)
*** И в дождь, и в зной
Надёжный друг
Укрыться нам поможет:
Протянет он десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
*** Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
*** Какое домашнее животное любит
Смотреть на новые ворота? (Баран)
*** Как называется глаз автомобиля? (Фара)
*** Как называется свежезамороженный дождь? (Град)
*** Как называется архитектурное строение пчёл? (Улей)
*** Кто такой лесной барабанщик? (Дятел)
*** Назовите продукт, который маслом не испортишь. (Каша)

3. Составление «морфологического портрета» имени существительного (каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ)

  • Дождь (нарицательное, мужской род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж);
  • сова (нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение, единственное число, именительный падеж);
  • сердце (нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж)

Вопрос учителя: - Почему вы не определили синтаксическую роль существительных?
(Чтобы определить синтаксическую роль имени существительного, надо ввести существительное в состав предложения)

4. «Аукцион» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием.
Аукцион (лат.яз.) - способ продажи товаров, при котором товар приобретается тем лицом, который предложил за него наивысшую цену

Б) Задание командам: за одну минуту назвать:

  • ФИО известных писателей;
  • ФИО известных композиторов;
  • ФИО известных художников

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

5. «Бумеранг» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием
Бумеранг (англ. яз.) - изогнутая деревянная метательная палица, которая, описав кривую, возвращается к метателю.

Б) Задание командам: подобрать прилагательные к существительным (выигрывает тот, кто последним назовёт прилагательное)

  • Жюри (строгое)
  • Кольраби (вкусная)
  • Шимпанзе (весёлый)
  • Рояль (чёрный)
  • Такси (новое)
  • Кофе (чёрный)
  • Кафе (красивое)
  • Мадам (пожилая)
  • Салями (свежая)
  • Тбилиси (красивый)
  • Тюль (новый)
  • Сухуми (замечательный)
  • Мозоль (шершавая)
  • Повидло (кислое)
  • «Юманите» (утренняя)
  • Миссисипи (широкая)

6. Решение лингвистических уравнений (по 2 для каждой команды)
1. Земля - земель
Туфля - Х

2. Ботинки - ботинок
Сапоги - Х

1. Директор - директора
Торт - Х

2. Носки - носков
Сапоги - Х

1. Плейер - плейеры
Профессор - Х

2. Ананасы - ананасов
Яблоки - Х

7. Подберите антонимы.
Злость (доброта)
Трусость (смелость)
Равнодушие (активность)
Лень (трудолюбие)
Лживость (честность)
Ссора (дружба)

8. Конкурс капитанов (по 3 балла за каждый правильный ответ)
1. «Молчанка». Показать существительное с помощью жестов (болельщики угадывают; карточки на выбор капитанов)

  • бутерброд
  • шпаргалка
  • комар

2. «Собери слова»
Совет- -щик-
Гон- -онок-
Медвеж- -чик-
Велосипед- -ик-
Хваст- -ун-
Нож- -ист-
Замоч- -ек-

3. Подберите существительные к словам:
Полоскать…
Поласкать…
Отварить…
Отворить…
Сидеть…
Седеть…

9. Задание для всех участников (проводится // с конкурсом капитанов): составить и записать как можно больше существительных из букв слова существительное.
(Существо, лещ, щель, вещь, ноль, твист, ус, стул, сон, нос, тон, лето, совет, лес, село, енот, олень, ствол, лов, вол, свист)

10. Конкурс эрудитов (участвует те учащиеся, кто набрал больше всего баллов) (слайд № 11)

  1. Что изменится в словах гвоздик, замок, если перенести ударение с первого слога на последний?
  2. Могут ли эти слова быть разными частями речи? Докажите свою точку зрения. Рой, вой, печь, пропасть, больной.
  3. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Рыбаки ели сухой хлеб с ухой.

11. «Волшебный пакет». Отгадайте, что находится в пакете.
Этот предмет универсальный. Он даёт информацию о правописании, лексическом значении, правилах произношения существительных. Тем, кто забыл морфологические признаки имени существительного, этот предмет поможет их вспомнить. Этот предмет - наш друг и незаменимый помощник!
(Приложение к учебнику русского языка)

12. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение №1
Представление командами имени существительного.
1) Команда «АБВГДейка» (Сценка)
Всем привет!

Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу - буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность - непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самоеприятное для меня - быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Падают, жёлтые, красные…» Что падает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Падают на землю жёлтые и красные листья. Правда, так лучше?

А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

2) Команда «Почемучки» (Инсценировка)
Капризная иностранка
Однажды в словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно. Это слово оказалось Существительным, поэтому ему предложили на выбор любое склонение.
- Только сначала нужно выяснить, какого Вы рода,- объяснили ему.
- Пардон, - сказало Иностранное Существительное. - Я так давно езжу по всему миру, что совсем позабыло свой род.
- Но как же Вы тогда будете склоняться? - удивился Словарь.
- Склоняться? Перед кем склоняться? Я никогда ни перед кем не склоняюсь, я личность независимая и свободная.
- Позвольте, - возмутился Словарь. - Ведь существует обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
- Мерси, - ответило Иностранное Существительное. Это не в моих правилах, меня это не касается.
- Тогда мы не сможем Вас принять, - сказали Существительные Первого и Второго склонения.
Существительные Третьего склонения ничего не сказали. Они были очень воспитанными и деликатными, потому что все принадлежали к женскому роду.

Так Иностранное Существительное поселилось в русском языке в качестве несклоняемого.

Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Существительному захотелось поближе познакомиться с Глаголами и Прилагательными. Познакомившись с ними, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые и воспитанные слова.

Ради Несклоняемого Существительного спрягались Глаголы, с ним согласовывались Прилагательные. Это было так приятно, что Иностранному Существительному стало стыдно капризничать.

Постепенно Иностранное Существительное нашло свой род и оценило его по-настоящему. В русском языке оно обрело родину, и сегодня иностранные слова кофе, такси, салями, рояль стали полноправными жителями русского языка. А капризное Иностранное Существительное стало вежливым и деликатным!

3) Команда «Лингвистята» (Песня)
Здравствуйте!
Мы разносклоняемые существительные! Нас целое племя: 10 существительных на -мя и существительное мужского рода путь. От всех остальных существительных мы отличаемся тем, что в родительном, дательном и предложном падежах мы склоняемся, как существительные 3 склонения и имеем окончание -и. А в творительном падеже у нас окончание -ем (ём), как у существительных 2 склонения. Мы весёлые, озорные, любим пофантазировать. Послушайте песню, которую мы сочинили про себя.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя,
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак наш - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать - воевать!
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь,
Всем милее мирный путь…
Песню нашу не забудь!


Полный текст материала Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Тестовые задания для 6 класса

«Имя существительное»

1.Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…

А) состав слова и словообразование

Б) слово как часть речи и его формы

В) правила произношения слов

Г) правила постановки знаков препинания

2. Какого признака нет у имени существительного:

А) рода

Б) времени

В) падежа

Г) числа

3. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая обозначает…

А) предмет

Б) признак предмета

В) признак другого признака

Г) действие предмета

4. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе:

А) косьба, белизна, свежесть, синева

Б) асфальт, камень, столб, дорога

В) ходок, ходьба, хождение, переход

Г) плавание, пловец, пловчиха, плавник

5. Найдите строчку с разносклоняемыми существительными

А) время, семя, путь

Б) рояль, семья, бремя

В)путь, семя, родня

Г) ворота, яблоня, путь

6. Существительные, употребляемые только во множественном числе

А) бревна, сани, вожжи

Б) семена, рельсы, каникулы

В) школы, грабли, обои

Г) сумерки, шахматы, духи

7. Найдите существительные 3-го склонения

А) конь, огонь, роскошь

Б) жизнь, способность, тяжесть

В) брат, мышь, собака

Г) плач, силач, малыш

8. Найдите правильный порядок склонения существительного ПЕНЬ

А) пень, пня, пень, пне, пню, о пне

Б)пень, пня, пне, пню, пнем, о пне

В) пень, пня, пню, пень, пнем, о пне

Г) пень, пня, пню, пнем, пень, о пне

9.Укажите слово с буквой О в суффиксе после шипящих:

А) сверточ..к

Б) горшоч..к

В) бумаж..нка

Г)поясоч..к

10. Укажите несклоняемые существительные среднего рода

А) жюри, пальто

Б) пианино,инженер

В) шимпанзе,край

Г) эскимо, время

11. Укажите существительные мужского рода

А) вуаль, герань, мозоль

Б) пропуск, пропаганда, прощание

В) искусство, шоссе, повидло

Г) тюль, рояль, кофе

12.Укажитеимя существительное по следующимморфологическим признакам: ср.р., 2 скл, Предл.п., ед.ч.

А) о кофе

Б) у окна

В) в кино

Г)в молоке

13. Найдите существительные 1-го склонения

А) планета, космос, луноход

Б) ракета, дядя, молодежь

В) лошадь, лекция, мышь

Г) польза, семья, лошадка

14. Определите существительные общего рода

А) сирота

Б) бухгалтер

В) учитель,

Г)помощница

15. Сколько падежей в русскомязыке

А) 8б) 6В) 7 Г) 5

16. Найдите имя существительное

А) троим

Б) третьих

В) троих

Г) тройка

17 Определите строку, где НЕ пишется слитно

А) (не) было, (не) вежа

Б) (не) стоять, (не) ряха

В) (не) годование, (не) уч

Г) (не) навидеть, (не) стоять

18. Определите склонение существительных: Из деревни, за рекой, в машине

А) 1-го склонения

Б) 2-ое склонение

В) 3-е склонение

Г) общее склонение

19. Определите собирательные существительные

А) листва, молодёжь, крестьянство

Б) Семиречье, человек, березняк

В) добро, книга, зло

Г) кружка, хлопья, кнут

20. Найдите собственное имя существительное

А) семерка, б) Семиречье

В) городГ) сорока

21. Укажите слово, которое пишется слитно с – ПОЛ

А) (пол) Европы

Б) (пол) листа

В) (пол) квартиры

Г) (пол) арбуза

22. Найдите слово с суффиксом ЩИК.

А)подпис.. ик

Б) развед.. ик

В)камен.. ик

Г) пульмет.. ик.

23.Укажите слова с буквой Ев суффиксах имен существительных:

А)руч..нка, жуч..к.

Б) лож..чка, ореш..к

В) медвеж..нок, лож..чка

Г) хомяч..к, собач..нка

24. Укажите существительноес суффиксом ИК:

А)кузнеч..к, словар..к

Б) песоч..к, ящич..к

В)огонеч..к, платоч..к

Г)узелоч..к, хвост..к

25.Выберите группу существительных, у которых верно указана форма множественного числа:

А)много ботинок, чулков,макаронов, помидоров;

Б) много ботинков, чулок, макарон, помидор;

В) много ботинок, чулок, макаронов, помидоров;

Г) много ботинок, чулок, макарон, помидоров.

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

Разноуровневые задания по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Собственные и нарицательные.

1 уровень .
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, река, Нина, лев, окно, Амур.


2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика .
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные .
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. (мужской /женский/ средний)
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.


2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных .
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.


3 уровень .
Составьте рассказ, используя данные слова :
Утро, дождь, плащ, луч солнца, зонт, туча, лето.
Определите род всех имён существительных .

Число имён существительных .
1 уровень.
Запишите слова в два столбика . (единственное / множественное )
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2 уровень.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите род и число существительных .

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам .
Посеяла на грядке , шишки ёлки , пронёсся по степи , напиши бабушке , вечер за книгой , альбом подруги , протекает по равнине , был за школой , забыл о задаче .


2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.


3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных .
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж . Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .


2 уровень .
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падеж и род. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные :

бури, грибы.


2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных .
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).


3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса