Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Замок вечной любви в секешфехерваре. Замок вечной любви. Секешфехервар, Венгрия. Музей алюминиевой промышленности в Секешфехерваре

The castle was built by Jenő Bory (1879-1959), who was a sculptor and architect, a professor of sculpture at the College of Fine Arts and that of architecture at theTechnical University Budapest. He followed his own plans and imagination, and raised this special castle through 40 summers. It is a memory of his eternal love for his wife and his artistic dreams.

Jenő Bory bought the land of the castle where there was only a press house and a wine vault among grape and fruit trees in 1912. He enlarged the press house to an accommodation and developed a studio above it. He only started building the castle itself after the First World War, when he could afford it from the fee of his sculptural orders.

He continued building the castle, elaborating details and doing reconstruction works after the Second World War until his death. He mainly worked alone relying on his own two hands and resorted to occasional help only a few times. He was a qualified architect, but instead of factual plans he followed his imagination and adapted to the topography of the land. The slowly growing walls, the shapes of the towers and the areas surrounded by them are all the result of the same artistic idea as the statues. This way, the Bory-castle is nothing else but a sculptural work of art with architectural forms and sizes.

Walking in the castle, the visitor can realise that the material they meet everywhere again and again is the concrete. More precisely, it is the so called quartz concrete which Jenő Bory preferred. At the beginning of the twentieth century concrete appeared in architecture as a new material and in Hungary Jenő Bory was one of the first ones who used it. The door and window frames, columns, domes, balustrades and staircases, and also fountains, pools, statues and relieves in different sizes were made from this material.

He filled the castle with works of arts of contemporary artists, his wife Ilona Komócsin (1885-1974) and those of his own. An exhibition of sculptures and pictures can be seen in the studio gallery.

In the Court of the Hundred Columns, under the archways, you can find plaster statues, the bronze or marble originals of which can still be found in different parts of the country. Behind, in the Chapel the sculpture symbolizing the eternal love of men for their wives is awaiting the visitors.

Bory-castle is now in possession of Jenő Bory’s descendants who manage and look after it with daily hard work with the help of the foundation they have established.

Секешфехервар , город королей, их резиденция и место коронования, усыпальница венгерских правителей. А для нас в первую очередь трудно запоминающиеся название Секешфехервар. Поводом заглянуть сюда по пути из Мишкольца в Хевиз, стало заинтриговавшее местечко - замок Бори, или замок вечной любви как его часто называют люди. Расположен он на городской окраине, на краю небольшой площади с бюстом хозяина и владельца замка Йено Бори.

Замок, самый настоящий, чем то напоминающий диснеевскую заставку мультиков, возвышается на небольшом холме. Он зовет вас к себе в сказку, предлагая взбежать по каменным степеням. Кажется что сейчас к ним подъедет карета с Золушкой и на встречу выйдет принц...

Это и есть замок влюбленных. Творение архитектора и скульптора Йено Бори, строительство которого продолжалось почти сорок лет. Все что он сделал, было посвящено только одной, его любимой жене Илоне. Говорят, что побывавшие здесь пары будут неразлучны всю жизнь. Так что здесь не редко можно встретить свадьбы, по ставшей уже традиции, приезжающие сюда.

Известность это место получило не только благодаря таланту скульптора Бори, но и то что этот замок он построил один. Правда надо сказать, помогали ему в этом пара разнорабочих из местных, но все равно стройка растянулась на долгие года...

История строительства начинается с приобретения семьей Бори в 1912 году, на окраине Секешфехервара, в долине Святой Марии, участка земли. К этому времени в семье уже есть двойняшки, Клара и Елена. Небольшой дом с виноградником, точнее небольшая винодельня с винным погребом и прессом, стала отправной точкой строительства. Бори перестраивает дом, надстраивает второй этаж, пристраивает мастерскую.

Есть еще один "секрет" строительства замка. Впервые при строительстве, масштабно был применен бетон. Все перекрытия, проемы, балки, балюстрады и несущие конструкции были отлиты из бетона. Бори потом описывая строительство говорил: Задайте мне сейчас вопрос. Как это могло быть все построено, одним человеком? Ужасно простое объяснение. Если у вас нет цемента, то и не может быть замка Бори. Само строительство он уже под конец называл своей опытной станцией.

Портрет Йено Бори

Многочисленные изображения Илоны Бори, жены архитектора, в скульптурах, картинах или стихи посвящённые ей и высеченные на камнях замка, каждый уголок его рассказывает о том высоком чувстве, которое он питал к своей возлюбленной.

Hítvesi szeretet называется называется скульптурная композиция, встречающая нас прямо с входа. Супружеская любовь. Илона изображенная св. Мадонной и Бори припавший к ее ногам, в образе ангела. А за ними на небесном своде Мона Лиза Леонардо да Винчи, Форнарина Рафаэля, Саския Рембрандта и Хелена Фоурмент Рубенса. От каждой из них лучшее воплотилось в Илоне.

Глаза, как небо, голубые, улыбка, плавность линий... Женщина-цветок, прекрасная в своей кротости, не осознающая всей силы своей красоты, прелестная куколка… написанная страстно влюбленным в нее гениальным мужем.

Йено обожал своих дочек, он видел в них продолжение красоты и всех добродетелей Илоны.В честь своих близняшек он потом назовет башню замка - башней Близнецов. Не знаю насколько он мог уделять время для них, среди работы и стройки. Ведь строил он в свободное от преподавания время. Но есть на террасе перед замком небольшой уголок, со скамейками для детей. Есть что то в нем уютное и семейное. Скамейки стоят лицом к замку, так чтобы утреннее солнце освещало своими лучами его башни.

Башня близнецов

Под ней можно пройти в маленький, увитый плющом дворик. Народ фоткает друг друга под висящим мечем и отлитым барельефом арки. Велик только бог гласит надпись на нем. Ну а мечь напоминает нам об этом).

Внутри башни витая лесенка, на стенах картины мастера и его жены. В пролетах устроены небольшие экспозиции их жизни.

Сам замок был построен на месте бывшего виноградника... При любви венгров к культуре виноделия, можно представить что говорили соседи, когда Бори вырубал лозу). Да и мало ли еще чего говорили, когда год за годом шла стройка. Но она двигалась, росли стены, появился дворик перед ними. Постепенно Йено размещал в нем свои скульптуры. Для них в стенах заранее встраивались арочные ниши.


Под средней частью замка устроена зала. Сила, мудрость, благополучие, символ верности и супружеского счастья по замыслу архитектора располагается здесь. Фигура слона на земном шаре, подпирает центральную колонну свода, как бы говоря - на этих символах и держится замок Бори. Судя по потертостям на бивнях и ушах, не мало людей заходят сюда по приметам).

Вместе с тем этот замок и свидетельство любви архитектора к своей Родине, к её истории и культуре. В саду, на террасах и под аркадами замка, в мастерской художника представлено более 500 произведений искусств, выполненных самим Бори, его женой и дочерью. Прогуливаясь по замку, посетитель как бы проходит через исторические эпохи, соприкасаясь с их символами, с героями, отождествляющими славные их страницы, с художниками и мыслителями, сохранившими для нас их историю.

Внутри замка

Был построен Йено Бори (Bory Jenő), архитектором, скульптором, профессором Института Изобразительных искусств и Политехнического института. Этот замок называют замком вечной любви , так как Йено Бори посвятил это творение своей любимой жене Илоне.

Замок Бори, город Секешфехервар

История замка началась в 1912 году, когда Йено приобрел небольшой домик на окраине (раньше город назывался Альба Регия) и начал строительство. Но тут вмешалась первая мировая война и на 10 лет строительство приостановилось. В 1923 году Йено Бори возобновил строительство замка и продолжал работать до конца своих дней (1959 год).

Строительство велось в течение 40 лет лично самим Йено Бори и несколькими помощниками по его собственному проекту. Средства на строительство он приобретал в обмен на свои картины и скульптуры.

Своим трудом, свидетельствующим о его богатой фантазии, он поставил памятник художественным мечтам и супружеской любви. Многочисленные изображения Илоны в скульптурах, картинах и стихах, посвященных ей и высеченных на камнях замка, каждый уголок его рассказывает о том высоком чувстве, которое он испытывал к своей жене.

Характерной особенностью построенного замка является многообразное художественное применение железобетона, осуществленное простейшим способом (статуи, вазы, бассейны, башни, перила, лестницы, дверные и оконные переплеты и т.д.)

Лестница в замке Бори

Около мастерской и в саду выставлены произведения известных художников, а также самого Йено Бори и его жены. Стены замка украшены фресками, на террасах – бюсты известных венгерских архитекторов, скульпторов и живописцев. Между башнями замка висит дамоклов меч. Вдоль стен можно увидеть скульптуры венгерских королей.

Работы художника можно встретить во всех уголках страны, причем гипсовые копии многих из них выставлены под арками стоколонного двора, над которыми находятся статуи, изображающие выдающихся деятелей венгерской истории.

Стоколонный двор заканчивается часовней, в которой главное место занимает памятник супружеской любви.

Илона прожила 89 лет, пережив Йено на 15 лет.

Прогуливаясь по сказочному замку Бори, вы почувствуете, как здесь все пропитано атмосферой любви, преданности и чистоты, восхититесь создателем замка и как будто сами окажетесь в чудесной сказке. Сюда любят приезжать влюбленные и молодожены, чтобы почувствовать эту романтическую атмосферу, зарядиться энергией любви и пронести свою любовь также через всю жизнь!

Поднявшись на башню замка, перед вами откроется чудесная панорама окрестностей города Секешфехервар.

В 1980 году замок был реконструирован и фактически восстановлен в первоначальное состояние, внуками семьи Йено Бори.

Адрес : 8000 Székesfehérvár, Máriavölgy út 54

Как доехать: от автовокзала г. Секешфехервар на автобусе 26А, от железнодорожного вокзала г. Секешфехервар на автобусах 31 или 32

До Секешфехервара на поезде из Будапешта (С Южного вокзала Déli pályaudvar, по времени поезд идет 1 час)

Замок открыт каждый день с 9.00 – 17.00

На окраине венгерского города Секешфехервар стоит необычный замок.

Район здесь полусельский – полудачный: частные дома, палисадники, и никаких намеков на замок. Даже стоя перед воротами с табличкой, слегка недоумеваешь: ну, и где он?

А потом проходишь во двор, заворачиваешь за угол – и ахаешь. И впрямь – рыцарский замок с башенками, донжонами, крытыми галереями. Ведут к нему ступени, а на террасах перед замком – цветники, подстриженные кустарники и лавочки в укромных уголках.

Замок красив и необычен. А самое поразительное, что грандиозное это сооружение построено фактически одним человеком. У него, конечно, были помощники на разных этапах строительства, но львиная часть работы проделана им самим – Йено Бори, скульптором, архитектором, строителем – в общем, Художником в широком смысле этого слова.

Строил он свой замок 40 лет – с перерывами на мировые войны и другие обстоятельства. Строил в свободное от основной работы время. При этом работал над заказами, преподавал в Венгерской королевской школе рисования, в Королевском техническом университете, некоторое время был ректором Венгерского университета изобразительных искусств.

Участок с домом и виноградником был приобретен в 1912 году, а строительство завершилось в 1959. Бори в тот год исполнилось 80 лет, в декабре того же года он умер.

Когда его спрашивали, как он умудрился возвести такой дворец своими силами, он отвечал: весь секрет – в использовании бетона. Не было б цемента – не было бы замка. И тем не менее…

Говорят, двигала им великая сила любви – к своей жене Илоне, ставшего его музой. Действительно, образом этой женщины здесь все наполнено. Скульптуры, барельефы, портреты с ее изображением встречаются здесь на каждом шагу.

Впрочем, исторические и мифические персонажи тоже «прописались» в этом замке. Стоит обнаженный Каин с окровавленными руками. Вдоль открытых галерей по периметру внутреннего двора выстроились скульптуры венгерских королей. Воины, герои, колдуны, животные, композиции многофигурные и малофигурные вплелись в пространство замка и заняли свои места. В крытых галереях внутреннего двора расставлены копии скульптур Йено Бори, когда-либо сделанные им на заказ.

Итак, давайте прогуляемся по замку.

На входе посетителей встречает первая партия скульптур, установленных на лужайке.

В кустах прячется «Манекен-пис»

За ним – молодая женщина с одухотворенным лицом. Илона, жена и муза

Замок находится на небольшом возвышении.

Можно подниматься справа вдоль стены по лесенке. Это как бы приватный проход.

Парадный вход – слева, через цветники, вдоль широкого склона.

Так или иначе, вы оказываетесь на просторном прямоугольном дворе – торжественном и нарядном.

Башня Близнецов – построена и названа в честь дочек-близняшек: Илоны и Клары.

Галереи со скульптурами

Поднимаемся на верхние галереи

Короли и королевы

Сверху открывается вид на Секешфехервар.

Многочисленные переходы, лестницы, связки пространств, выходы на открытые галереи и в залы. Россыпь неких знаков, которые хочется прочесть.

«Сердце» замка – Семейная часовня, где Илона представлена в образе Мадонны, а за ее спиной теснятся музы великих гениев: Мона Лиза да Винчи, жена Рембрандта Саския, жена Рубенса Елена Фоурмант и Форнарина — порочная возлюбленная Рафаэля, кистью Мастера превращенная в святую («Сикстинская мадонна»).



До посещения замка я ничего не слышала ни про скульптора Бори, ни про творение рук его.

Есть в этом мире образцы сверхчеловеческих усилий, нечто такое, что обычному человеку трудно вообразить. Не буду сейчас говорить о художественной ценности замка – несомненно, высокой. Он радует взор, удивляет и восхищает.

За гранью понимания остается, как обычный человек мог выстроить такое! В течение одной человеческой жизни, без каких-то запредельных денег (короли и нувориши, конечно, могут себе позволить такую роскошь, но – преподаватель?) , без строительных бригад и техники!

Ровное и созидательное горение, безостановочное, длиною в жизнь. Делание, делание, делание. Одна ли любовь им двигала? Я ничего не знаю про жизнь этих людей. Илона тоже была художница, творческий человек. Но, скажите, если бы 40 лет ваш любимый муж каждую свободную минуту проводил на стройке, не взмолились бы вы в конце концов: «Любимый, проведи этот день со мной и детьми, не ходи на стройку, оставь свой замок!» Я бы взмолилась. Я бы возненавидела этот замок, отнимающий у меня любимого. Как и каждый заурядный обыватель. В итоге, «Ни сказок о вас не расскажут, Ни песен о вас не споют».

Я думаю, этот замок — выражение любви и, прежде всего, взаимопонимания двух людей. Илона понимала, что ее муж – одержимый, что он женат в первую очередь на своем замке, это – выражение его творческого начала. Создание замка стало для мужа смыслом жизни. Она приняла это – в силу духовного родства ли, или великой любви.

Красивая история о любви, повесть об упорстве и горении, образец того, что в состоянии совершить одержимость и какой красотой способен наполнить пространство отдельно взятый человек за отдельно взятую жизнь.

Йено Бори и его семья (фото взято из Википедии)

Перед смертью Йено попросил внуков, чтобы, когда их с Илоной похоронят, между их захоронениями положить окно, чтобы они всегда могли взглянуть друг на друга. Ну, вдруг …

Универсальная сим-карта, одна для всех стран -

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Это совсем необычный зáмок. И стоит он не на высокой замковой горе, как водится, а среди жилых одноэтажных домов на окраине Секешфехервара. Поэтому и встреча с замком получается совсем необычной. И впечатления этот зáмок дарит совсем необычные. А всё потому, что история появления зáмка тоже необычная: создал его один-единственный человек - фантастически талантливый венгерский инженер-строитель и скульптор Енё Бори (1879 - 1959 гг.).

С детства Енё увлекался искусством, а его любимым жанром была скульптура.

Как написал мастер в своих мемуарах, однажды, ещё в школьном возрасте, выполняя домашнюю работу по переводу текста с немецкого на венгерский язык, он крепко задумался над одним предложением: « Искусство - это замечательная вещь, однако и на жизнь нужно уметь зарабатывать». Именно тогда у него родилась идея соединить строительное мастерство с творчеством.

Закончив школу реальных наук в Секешфехерваре, Енё Бори поступил в будапештский технический университет, где получил диплом инженера-строителя. Енё не зря получал студенческую стипендию от родного города - студентом он был очень прилежным и учился с большим желанием. За время учёбы он стал частым посетителем Музея истории искусств и охотно проводил там многие часы.

Своё образование Бори получил в так называемой Школе рисования, ставшей впоследствии Акаденией изобразительных искусств. Его преподавателем был замечательный венгерский живописец Берталан Секеи. Премудростям скульптурного мастерства Бори четыре года обучался на факультете скульпторского ремесла под руководством выдающегося Алайоша Штробля. Как отмечал Бори в своих мемуарах, идея о строительстве необычного зáмка вряд ли родилась бы, если бы не воспоминания о необычной романтической атмосфере в мастерской Штробля в Шелковичном парке.

Талантливому студенту была назначена государственная стипендия для продолжения учёбы в Германии и Италии. Несколько месяцев Бори провёл в Карраре, где изучал мрамор и технику изготовления мраморных скульптур в мастерской всемирно известного Паоло Трискорни (благодаря которому, кстати говоря, в Петербурге появились «Диоскуры» перед Конногвардейским манежем и знаменитые львы перед домом Лобанова-Ростовского).

Автопортрет мастера.

С 1911-го по 1946-ой год Бори был преподавателем скульпторского дела в Академии изобразительных искусств, а с 1943-го по 1945-ый год - там же ректором. Современники называли Енё Бори талантливым педагогом. Мастер в совершенстве владел всеми техниками скульптурного искусства и успешно передавал свои знания ученикам.

А теперь самое время рассказать вам об истории строительства зáмка и прогуляться по его необычным дворам, лестницам и залам.

Когда в 1912 году Бори приобрёл засаженный фруктовыми деревьями и виноградом участок для строительства будущего дома-замка, там стоял только маленький домишко с винным погребом и прессом для виноделия. Сначала мастер расширил дом и соорудил на втором этаже большую мастерскую. Когда скульптор стал получать гонорары не только за педагогическую деятельность, но и за свои скульптурные работы, он с 1922 года смог начать строительство своего необычного детища. Работал Бори в основном в летние месяцы, а его временными помощниками были двое - трое разнорабочих. Продолжалось возведение замка почти четыре десятилетия, до самой смерти мастера в 1959 году!

Очень интересно, что Бори не сделал никакого строительного проекта, главными «инженерами-строителями» были неуёмный полёт фантазии, особое видение мира и безграничная трудоспособность мастера! И ещё огромная, всепоглощающая сила любви. Любви к искусству, к природе, к своему народу, к своей стране и к венгерской культуре. И любовь к супруге - художнице Илоне Бори (в девичестве Комочин), с которой мастер счастливо прожил долгие-долгие годы. Супругов связывали очень нежные и искренние чувства, у них родились трое детей - девочки-близнецы и сын.

Замок стоит посреди небольшого заботливо ухоженного сада. В небольшом здании, где находится билетная касса, есть и две жилые комнаты с оригинальной обстановкой. Для того, чтобы представить, что представляет из себя весь замковый комплекс и где какие терассы и залы находятся, советую сначала рассмотреть макет замка.

В парке стоит огромное количество самых разнообразных скульптур. Все они - копии работ, созданных Енё Бори в разные годы.


К главному зданию, стоящему на холме, ведёт широкая лестница, соединяющая две террасы. На первой из террас находятся оригинальные турецкие надгробья


Место его гибели отмечено отдельно.

Первой была построена Башня близнецов слева.


На первой террасе расположены скульптуры и бюсты венгерских художников.
На бетонной дорожке, украшенной золотой мозаикой, читаем: "Камни говорят".

Вторая терраса называется "Двор со слоном".
Вот он, родимый, держит центральную колонну, которая (только визуально, конечно) поддерживает весь замковый комплекс.



Этюды фресок, изображающих архитектурное восприятие мастером четырёх периодов истории: эпохи Греции и Рима и эпох христианства, дворянства и социализма.

Направо лестница ведёт к ателье- мастерской и галерее, где выставлено более 500 (!) художественных работ мастера и его супруги.



Рабочий стол Енё Бори.


Проход под жилой башней ведёт во "Двор ста колонн".




На аркадах, окружающих двор, размещены скульптуры венгерских королевских пар и важных исторических персон - наглядный экскурс в историю.
В самом центре галерии в небольшой часовне находится выразительная скульптура "Супружеская любовь" (Hítvesi szeretet), для которой позировала жена скульптора.


Фото

Продолжаем экскурсию в "Остроконечной башне".

Гуляем по узким лестницам замка.




А вот это и ещё много-много других замечательных фото о Венгрии вы найдёте в журнале almacska

Глядим через окна.



Рассматриваем кусочки плитки под ногами.

И подмечаем, смакуем тысячи деталей, благодаря которым замок производит сказочное впечатление.
Описывать это трудно. Просто ходим и впитываем Любовь, Красоту и Фантазию.





Надпись гласит: "Велик только Бог".


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса