Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

XIII. Русские женщины. Жены декабристов в русской литературе

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов ()

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.

Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, т.к. губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

Рис. 3. Княгиня Трубецкая ()

Образ княгини Трубецкой в поэме.

В поэме Н. А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

Рассказ ведется от 3 лица . Таким образом, основная задача автора - не только рассказать о событиях, но и дать оценку поступкам героини, ее женскому подвигу.

Начинается поэма со сцены прощания с отцом:

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...

Куда-то едет в эту ночь...

Некрасов подчеркивает, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет верности перед Богом быть с супругом и в горе и в радости, Трубецкая принимает решение:

О, видит бог!... Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Таким образом, с первых строк поэмы Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа .

Екатерина прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом:

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне...

Мы видим, что Екатерина с детства была очень жизнерадостна .

В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

Ликуй. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .?

О чьей руке идет речь? Кого проклинает героиня?

Екатерина Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала свой самый первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

Рис. 4. Российский император Николай І (1796-1855) ()

Воспоминания детства

Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы,

Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы,

Изящно убран пышный зал,

Огнями весь горит.

О радость! нынче детский бал,

Чу! музыка гремит!

Воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним

Другое время, бал другой

Ей снится: перед ней

Стоит красавец молодой,

Он что-то шепчет ей...

Потом опять балы, балы...

Она - хозяйка их,

У них сановники, послы,

Весь модный свет у них...

Воспоминания о путешествии с мужем в Италию

И вот уехала она

С избранником своим.

Пред нею чудная страна,

Пред нею - вечный Рим...

Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. При пробуждении реальность поражает ее трагизмом и горечью:

Чу, слышен впереди

Печальный звон - кандальный звон!

Эй, кучер, погоди!

То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь,

Княгиня деньги им дает,

Спасибо, добрый путь!

Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом,

И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном!

Здесь к качествам главной героини мы, конечно, должны добавить такие черты как милосердие, доброта.

Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу. Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она показана Некрасовым не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией:

Пред нею ряд картин

Забитой, загнанной страны:

Суровый господин

И жалкий труженик-мужик

С понурой головой...

Как первый властвовать привык,

Как рабствует второй!

Екатерина обращается к мужу с вопросом:

Скажи, ужель весь край таков?

Довольства тени нет?..

Ты в царстве нищих и рабов! -

Короткий был ответ...

Здесь к характеристике героини мы должны добавить следующие черты: самостоятельность; наблюдательность; пытливый ум; свободолюбие.

Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Её решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стал эпизод «Встреча Трубецкой с иркутским губернатором».

Почти пять тысяч вёрст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны - княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой стороны - иркутский губернатор, представитель государственной властиКнягиня, здесь я - царь »), умудрённый житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

И в этом поединке побеждает княгиня Трубецкая. Эта храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается её мужеством:

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза).

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жён декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Н. А. Некрасов. Русские женщины ().
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество ().
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии ().
  6. История Российской империи. Жены декабристов ().
  7. Толковый словарь русского языка ().
  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Разговор Трубецкой с иркутским губернатором»
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».


В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет напомнить молодёжи об их делах, о судьбе первого поколения борцов за свободу дворянских революционеров-декабристов.
В поэме «Дедушка» Некрасов не мог говорить открыто о том деле, за которое был сослан на каторгу герой. Рассказ о восстании декабристов звучит приглушённо. Но идея высокая, святая - служить народу - яркой линией проходит через всю поэму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декабристы в поэзии Н.А. Некрасова

14 декабря 1825 год. В этот день новым императором стал Николай I. Офицеры - участники тайного общества, вошедшие в историю под именем декабристов, вывели на Сенатскую площадь Петербурга воинские части. На площади находилось более трёх тысяч военных. Здесь же собрались огромные толпы народа. Царь жестоко расправился с восставшими дворянами. Пять человек были казнены, многие сосланы в Сибирь. Чего же хотели декабристы? Выйдя на площадь, они хотели добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости, её они считали величайшим злом для России.

К началу 70-х годов наступает эпоха нового революционного подъёма.
В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет напомнить молодёжи об их делах, о судьбе первого поколения борцов за свободу дворянских революционеров-декабристов.
В поэме «Дедушка» Некрасов не мог говорить открыто о том деле, за которое был сослан на каторгу герой. Рассказ о восстании декабристов звучит приглушённо. Но идея высокая, святая - служить народу - яркой линией проходит через всю поэму. (Чтение отрывков из поэмы)

Замысел декабристской темы у Некрасова рос и развивался. Следующим этапом явилось обращение к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в далёкую Сибирь.

В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская» 1872 года поэт выражает восхищение лучшими женщинами из дворянского круга. Они осознали смысл того дела, за которое пострадали мужья.

(Чтение по ролям отрывка из поэмы - встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема декабристов в поэзии Некрасова

Презентация к внеклассному мероприятию "Тема декабристов в поэзии Некрасова" (к 190-детию поэта)...

"Ключи от счастья женского" в поэзии Некрасова

Форма урока: устный журнал, основанный на самостоятельной поисковой работе учащихся (групповой).Иллюстрация - презентация с музыкой....

Тема урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обрат...

интегрированный урок: литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русск...

Набрасывая план продолжения поэмы (см.: Другие редакция и варианты, с. 429–430), Некрасов опирался главным образом в «Записки» М. Н. Волконской в той их части, которая не была использована в поэме (последовательность событий и фактов - конфликт с Риком, сюжет о разбойнике Орлове, стычка с пьяным офицером и т. д. - соответствует «Запискам»). Судя по плану, Некрасов предполагал дать описание «самой жизни» декабристок в Сибири с ее постепенно оформившимися «условными рамами» и описание их переживаний, «мук нравственных»; в этом последнем смысле особенно существенным представлялся ему эпизод увоза А. О. Корниловича (1800–1834) «в Петербург для новых допросов» (см.: Другие редакции и варианты, с. 430; ср. также с. 377–378). В то же время поэма о Муравьевой не должна была стать простым стихотворным переложением «Записок» М. H. Волконской. Первая и последняя главы, в которых должно было рассказываться о смерти Муравьевой, были задуманы кат; композиционное обрамление поэтического повествования. Три сюжета в плане (см.: РЛ, 1981, № 3, с. 148) взяты Некрасовым не из «Записок» М. Н. Волконской. Сохранились и отдельные записи поэта, связанные с продолжением поэмы (см.: Другие редакции и варианты, с. 428–429). Заметки эти довольно широкого содержания, начиная с характеристик, отмечающих оригинальность личностей декабристов и разнообразие видов их новой деятельности, и кончая сценами соприкосновения их с уголовным миром и забавными историями (анекдоты о В. А. Бечасном). Знаменательна для Некрасова мысль изобразить встречу «возвращающегося декабриста» с «новым ссыльным» (см. там же, с. 431). Поэта продолжала волновать проблема преемственности поколений революционеров - возвращенных декабристов и деятелей освободительного движения 1870-х гг., затронутая им еще в «Дедушке» (1870). Интересен аналогичный замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина, который в письме к П. В. Анненкову от 2 декабря 1875 г. сообщал: «Хочу написать рассказ „Паршивый“. Чернышевский или Петрашевский, все равно. Сидит в мурье среди снегов, а мимо него примиренные декабристы и петрашевцы проезжают на родину и насвистывают „Боже, царя храни“, вроде того как Бабурин пел. И все ему говорят: „Стыдно, сударь! У нас царь такой добрый - а вы что!“ Вопрос: проклял ли жизнь этот человек или остался равнодушен ко всем надругательствам и все в нем старая работа, еще давно, давно, до ссылки начатая, продолжается? Я склоняюсь к последнему мнению» (Салтыков-Щедрин, т. XVIII, кн. 2, с. 233).

Все эти материалы остались в архиве поэта. Замысел его не был осуществлен. Частично в этом виноваты, как писал Некрасов П. В. Анненкову 29 марта 1873 г., «1) цензурное пугало, повелевающее касаться предмета только сторонкой, 2) крайняя неподатливость русских аристократов на сообщение фактов, хотя бы и для такой цели, как моя, т. е. для прославления». Некоторую роль сыграло и то, что Некрасов был отвлечен работой над своим итоговым произведением «Кому на Руси жить хорошо».

Первая поэма Некрасова о декабристках «Княгиня Трубецкая», появившаяся в апреле 1872 г., привлекла к себе широкое общественное внимание; вокруг нее сразу же возникла борьба мнений. В связи с выходом в свет в январе 1873 г. «Княгини М. Н. Волконской» позиции критиков окончательно определились. Через Месяц, 26 февраля 1873 г., Некрасов писал брату Федору Алексеевичу, имея в виду публикацию поэмы в первом издании пятой части своих «Стихотворений»: «Моя поэма „Кн. Волконская“, которую я написал летом в Карабихе, имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний <…> Литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает». «Русские женщины» вызвали недовольство в аристократических кругах. Сестра М. Н. Волконской С. Н. Раевская собиралась писать резко враждебную статью для газеты Краевского «Голос». Статья эта не была написана, но о характере возражений С. Н. Раевской можно судить по одному из ее частных писем. «Рассказ, который он (Некрасов, - Ред.) вкладывает в уста моей сестры, - писала С. Н. Раевская, - был бы вполне уместен в устах какой-нибудь мужички. В нем нет ни благородства, ни знания той роли, которую он заставляет ее играть» (Архив декабристов. Пгр., 1918, с. 15). С С. Н. Раевской в какой-то мере перекликался П. В. Анненков, который писал Некрасову 20 марта н. ст. 1873 г.: «Этой картине недостает только одного мотива, чтобы сделать ее также и несомненно верной исторической картиной, - именно благородно аристократического мотива, который двигал сердца этих женщин. Вы благоговеете перед ними и перед великостью их подвига - и это хорошо, справедливо и честно, но ничто не возбраняет поэту показать и знание основных причин их доблести и поведения - гордости своим именем и обязанности быть оптиматами, высшей людской породой во всяком случае…» (ЛН, т. 51–52, с. 98). Некрасов в силу его революционно-демократического понимания истории не мог принять эти возражения и сделать второстепенный аристократический мотив главным стимулом поведения жен декабристов. Как и их мужья, декабристки пошли на разрыв со своим прошлым, и главной целью поэта было воспроизвести их героическую поездку и дальнейшую подвижническую жизнь в Сибири, способствовавшие их сближению с народом. Французский аристократ виконт М. де Вогюэ в своей книге «Взгляды исторические и литературные» («Regards historiques et litteraires», Paris 1892) пытался дискредитировать историко-революционные поэмы Некрасова, подвергнув сомнению их фактическую достоверность. Он писал: «Липранди, приставленный царем к декабрьским сосланным, получил приказание ничего не жалеть для смягчения их участи. Их жены не могли сойтись с ними в подземной шахте по той простой причине, что они сами никогда туда не спускались. Эти дамы нашли вновь на берегах Лены роскошь элегантной жизни и светских удовольствий, к которым они были приучены. Сосланные вернулись из этого испытания без дурных воспоминаний; некоторые из них дожили до глубокой старости, и, кому случалось встретиться с ними, слышали рассказы об их изгнании, которые вовсе не согласовались с эпизодами, измышленными Некрасовым») (цит. по: Записки Волконской, с. XIX). Эти ложные сведения возмутили М. С. Волконского, сына декабристки, который в свою очередь сам протестовал против изображения «высокодобродетельной и кроткой» княгини Трубецкой бунтаркой и называл монолог ее в поэме, обличающий светское общество, «куском грязи» (там же, с. XIII). Он писал по поводу процитированного отрывка из книги М. де Вогюэ: «Нас не касаются воззрения виконта де Вогюэ на поэзию Некрасова, а касаются лишь приводимые им факты. Мы не знаем, от каких именно лиц, „переживших эту эпоху“, он мог почерпнуть все вышеприведенное, но не подлежит сомнению, что в четырех подчеркнутых нами кратких периодах заключается пять извращений имен и событий». Разъясняя искажения, допущенные М. де Вогюэ, он подчеркивал: «Прежде всего вымысла в поэме Некрасова нет, что доказывается самими „Записками“ княгини Волконской. Доказывается и многочисленными „Записками“ декабристов (Розена, Трубецкого, Якушкина, Басаргина, Оболенского, Горбачевского и других)» (там же, с. XIX–XXI). Немногочисленные похвальные отзывы, исходившие из аристократической среды, шли вразрез с конечной революционной идеей Некрасова. Так, граф П. И. Капнист в картинах, рисующих сближение декабристов и их жен с народом на каторге, увидел идею примирения высшего я низшего сословий. «Чудная вещь! Высокая поэзия и высокий подвиг современного русского поэта! - пишет Капнист Н. А. Некрасову 26 января 1873 г. - В теперешнее время прискорбной междоусобной розни нашей Вы нашли благородное примирение, изобразив, как великая скорбь вызывает великое чувство, свойственное русской душе, заглушённой мелочными условиями света, и как в этой скорби и этом чувстве высшие и низшие слои общества сливаются в бесконечной и божественной любви…» (ЛН, т. 61–52, с. 310).

Затушевать революционный смысл некрасовских поэм стремилась и реакционная критика. Так, В. Г. Авсеенко, объяснявший популярность поэзии Некрасова отсутствием глубины мысли и угождением толпе, враждебно откликнулся на появление «Княгини Трубецкой». «Если бы мы вздумали выловить из этой поэмы основную идею и формулировать краткою фразой ее мораль (известно, что у г. Некрасова всегда есть мораль, и в этом отношении он приближается к баснописцам), - писал Авсеенко, - мы, без сомнения, были бы до крайности поражены крохотностью и ветхостью этой идеи и этой морали. Действительно, г. Некрасов желает только сказать, что декабрист князь Т. был человек образованный и развитый, что жена его, решившаяся следовать за ним в Сибирь, поступила великодушно и что положение их обоих тяжелое. Против этого трудно спорить, но еще труднее не усомниться, чтобы во всем этом было что-либо новое или глубокое» (РМ, 1872, 13 мая, № 122; псевдоним - А. О.). Свое суждение Авсеенко пытается подкрепить замечаниями об антихудожественности поэмы, о вялости ее стиха, которые основаны на непонимании новаторского характера поэзии Некрасова. Как на недостаток он указывает на обильные подражания Рылееву, не учитывая того, что продолжение поэтической традиции декабристов было сознательной установкой Некрасова. В критическом отзыве о «Княгине М. Н. Волконской» Авсеенко утверждает: «Гражданские мотивы, некогда зажигавшие сердца поклонников этого самого петербургского из всех петербургских поэтов, отзвучали и не производят больше впечатления» (РМ, 1873, 21 февр., № 46; псевдоним - А. О.). Он пытается доказать антихудожественность и этой поэмы Некрасова, называя ее деревянным переложением «Записок» и подвергая сомнению ряд эпизодов (например, падение княгини с высокой вершины Алтая), взятых поэтом из мемуаров Волконской. В своей статье о Некрасове «Поэзия журнальных мотивов», появившейся в № 6 катковского «Русского вестника» за 1873 г., Авсеенко обвиняет поэта в приспособлении исторического сюжета к журнальным идеям своего времени. Он сомневается в достоверности подписания княгиней Трубецкой отречения от своих дворянских прав и столкновения княгини Волконской с обозным офицером, говоря, что Некрасов изобразил нереального «монстра» (все эти факты также соответствовали мемуарам). В. Г. Авсеенко вторит В. П. Буренин, который в 1860-начале 1870-х гг. ходил в радикалах и сотрудничал вместе с Некрасовым в «Искре» и возобновленных «Отечественных записках». Со статьи о «Русских женщинах» начинается поправение Буренина. Он, так же как и Авсеенко, заявляет, что после правительственной реформы 1861 г. «гражданская скорбь, имевшая когда-то значение могучего жизненного стимула, утратила свой прежний смысл, потому что обратилась в неискреннее, изученное „плохое фиглярство“…» (СПбВ. 1873, 27 янв., № 27; псевдоним - Z). В новой поэме Некрасова он видит свидетельство падения художественного таланта поэта. Зная о существовании реальных источников некрасовских поэм, Буренин не оспаривает их фактическую достоверность, а обвиняет Некрасова в натурализме, слепом следовании мемуарам. Его вкусу противоречат и картина падения Волконской с вершины Алтая, и езда ее в конце пути в простой телеге, и подробности бедного быта бурят, и упоминание о сибирских пельменях и бане. По поводу встречи Волконской с мужем в рудниках и целования ею оков Буренин упрекает Некрасова в «мелодраматизме» и «фальшивом гражданском эффекте».

Оказывается, что «Русские женщины» Некрасова есть лишь малый отрывок из задуманной им эпопеи о декабристах.

Некрасову мерещилась другая поэма — колоссальных размеров, куда должно было войти множество эпизодов и лиц.

Об этом свидетельствует любопытная рукопись, найденная нами в бумагах поэта. Эта рукопись бросает новый свет на знаменитое произведение Некрасова.

Раньше всего обнаруживается, что в центре своей поэмы Некрасов хотел поставить не Трубецкую, не Волконскую, а другую «русскую женщину», наиболее достойную славословий и песен, Александру Григорьевну Муравьеву.

Во-вторых, выясняется, что главной темой поэмы должна была служить не поездка русских женщин в Сибирь, а их многолетняя, многострадальная жизнь в Сибири.

Поездка же должна была занять в поэме самое скромное место: по плану Некрасова она являлась лишь вступлением в поэму. Некрасов так и написал в той рукописи, которая теперь перед нами: «Пролог. — Странницы», разумея под странствиями — героическую поездку жен декабристов в Сибирь.

Образ Александры Муравьевой был словно создан для его скорбной поэзии. Муравьева заплатила жизнью за свой самоотверженный подвиг. На пятом году пребывания в Сибири она простудилась в Петровской тюрьме и после жестокой болезни скончалась, оставив четырехлетнюю дочь.

Этой смертью и думал начать свою поэму Некрасов. Хотя он и не называет здесь по имени умирающей женщины, но мы не сомневаемся, что он имеет в виду Муравьеву, так как из жен декабристов она единственная умерла в тюрьме.

— «Смерть стучится в нашу тюрьму», — пишет Некрасов. — «Она угрожает отнять у нас самый лучший перл — эту великодушную женщину».

Муравьева была действительно «лучшим перлом» среди тех замечательных женщин. Об этом свидетельствуют записки Розена, Якушкина, Басаргина и других декабристов. — «У нее было любящее сердце, благородство сказывалось во всех ее поступках», — говорит о ней Мария Волконская. — «В делах любви и дружбы она не знала невозможного», — говорит о ней Пущин. — «Видеть ее была истинная отрада. В ней было какое-то поэтическое возвышенное настроение, хотя в отношениях она была необыкновенно простодушна и естественна. Это составляло ее главную прелесть».

— «Ее последние минуты были величественны, — вспоминает ее подруга. — Она продиктовала прощальное письмо к своим родителям и, не желая будить свою четырехлетнюю малютку «Ноно», спросила ее куклу, которую и поцеловала вместо нее… Она умерла на своем посту, и эта смерть повергла нас в глубокое уныние и горе. Каждая говорила себе: что станется без нас с нашими детьми?»

Четвертую главу своей ненаписанной поэмы Некрасов снова посвящает Муравьевой.

— «А этот случай с Муравьевой, когда к ней пристал пьяный офицер! Какие последствия его могли быть!»

Случай был действительно страшный. Произошел он еще в читинской тюрьме. Александра Григорьевна пришла на свидание к своему мужу, Никите Муравьеву, и стала разговаривать с ним по-французски. Дежурный офицер Дубинин, присутствовавший при этом свидании, был пьян и грубо закричал на нее, чтобы она говорила по-русски. Не поняв его требования, Муравьева спросила у мужа:

— Ou’est се qu’il veut, mon ami? (Что ему надо, мой милый?)

Эта французская фраза привела офицера в такое неистовство, что он схватил Муравьеву за руку и закричал:

— Я приказываю тебе говорить по-русски!

Муравьева, испугавшись, завопила и бросилась в сени в истерическом припадке, преследуемая Дубининым.

«Большая часть из нас, — рассказывает декабрист Басаргин, — и в том числе брат Муравьевой, граф Чернышев, услышав шум, выскочили из своих комнат, бросились на пьяного Дубинина, схватили его, но он в припадке бешенства закричал часовым и караульным у ворот, чтобы они примкнули штыки и шли к нему на помощь. Мы, в свою очередь, закричали также, чтобы они не смели трогаться с места, и что офицер пьяный, сам не знает, что приказывает им. К счастью, они послушались нас, а не офицера, и пропустили Муравьеву в ворота… Мы попросили старшего унтер-офицера бежать к плац-майору, Дубинина же отпустили тогда только, когда все успокоилось…» 1

Этот бунт мог кончиться трагически. Если бы солдаты подчинились своему офицеру, они убили бы и Чернышева, и Никиту Муравьева, и многих других декабристов. А те, которые остались в живых, были бы жестоко наказаны за возмущение солдат против законной власти.

Об этих п о с л е д с т в и я х и говорится в наброске Некрасова.

В приписке к пятой главе Некрасов снова поминает Муравьеву:

— «Муравьева плавала в лодке у крепости».

Эти строки относятся к весне 1826 года, когда Никита Муравьев, вместе с другими декабристами, сидел в Петропавловской крепости, а его жена брала челнок и подплывала к месту его заключения.

В восьмой главе — опять Муравьева. Говоря о «перебегании из тюрьмы домой», Некрасов, несомненно имеет в виду Александру Григорьевну, которая построила себе домик недалеко от Петровской тюрьмы и постоянно бегала туда и обратно. К этому перебеганию и относится фраза девятой главы: «в один-то из таких дней Муравьева простудилась».

Здесь же упоминается декабрист штаб-лекарь Вольф, который пользовался славой отличного медика. Когда заболела Муравьева, он просиживал у ее постели целые дни.

В его ведении была больница и аптека при Петровской тюрьме. Некрасов неправильно зовет его Вульфом.

Последняя фраза некрасовской рукописи относится опять-таки к Муравьевой: «не за танцы, не за шпоры, не за светские манеры полюбила она своего Никитушку».

Никита Муравьев был кабинетный ученый и на многих производил впечатление человека сухого. «Муравьев был холоден и серьезен», — говорит о нем Волконская, и тот же отзыв повторяет Некрасов.

Упоминая о Карамзине, Некрасов, очевидно, имеет в виду знаменитую статью Никиты Муравьева, направленную против монархических тенденций «Истории Государства Российского».

Остальные главы почти целиком основаны на «Записках» Волконской.

Из этих «Записок» Некрасов узнал и о романтическом разбойнике Орлове, и о жестоком тюремщике Рике, и о снятии цепей с декабристов, и о переезде в темный Петровский острог.

Разбойник Орлов бежал из тюрьмы и, в то время как его всюду искали, явился к Волконской за денежной помощью. Она дала ему денег, рискуя быть обвиненной в стремлении поднять бунт среди каторжников.

Рик, офицер горного ведомства, так сурово обращался с декабристами, что они готовы были объявить голодовку: он не давал им свечей, не позволял им обедать за общим столом и пр.

Снятие цепей с декабристов было произведено 1 августа 1829 года. Волконская в своих «Записках» говорит: «Мы настолько привыкли к звону цепей, что я слышала его как будто с удовольствием». О том же говорит барон Розен, с «Записками» которого Некрасов был превосходно знаком, о чем свидетельствует стихотворение «Дедушка», написанное в 1870 году.

Курьер, о котором упоминается в пятой главе, увез из Сибири декабриста А. О. Корниловича (cм. П. Е. Щеголев. «Декабристы», П., 1920. «Благоразумные советы из крепости»).

Неугасимая лампада была возжена декабристами на могиле Александры Муравьевой.

Таков был дальнейший план «Русских женщин», составленный Некрасовым после напечатания «Княгини Волконской» в 1873 году 2 . План необыкновенно широкий, захватывавший и Петербург, и Читу, и Петровский завод.

В этом наброске несколько раз повторяется:

— Сколько ужасу!

— Ужас от темноты!

Нечего было и думать провести через тогдашнюю цензуру эту поэму об у ж а с а х. В ту пору, в первой половине семидесятых годов, цензура только что начала разрешать наиболее безобидные отрывки из воспоминаний декабристов. Но поэтическое изображение лютых страданий, переживаемых их женами в Сибири, все еще не могло быть допущено.

Некрасову поневоле пришлось ограничиться одною лишь поездкою этих женщин в Сибирь, при чем и эта сравнительно невинная тема подверглась самым жестоким цензурным гонениям.

НЕНАПИСАННАЯ ПОЭМА НЕКРАСОВА

П р о л о г. — Странницы.

Г л а в а I. — Смерть стучится в нашу тюрьму. Она угрожает отнять у нас самый лучший перл — эту великодушную женщину и пр. Чем тоньше натура, тем менее может выдержать. Удивительно еще, как все они не умерли, как вспомнишь, что они терпят и терпели.

Г л а в а II. — Не говорю о муках физических. В первое время они буквально голодали, когда не было сообщения с родными. Сами мыли белье, пекли хлебы и пр. Нет, муки нравственные (Случай по поводу Рика).

Г л а в а III. — А этот случай! Сколько ужасу (Случай с Волконской, разбойник).

Г л а в а IV. — А этот случай с Муравьевой, когда к ней пристал пьяный офицер. — Какие последствия его могли быть. Сколько подумалось. — Ей стало казаться, что у нее отнимут мужа, когда она осмыслила последствия.

Г л а в а V. — И вот приезжает курьер, и разносится слух, что он приехал кого-то увезти в Петербург для новых допросов. Кого? Ужас.

Еще глава: а нервы уже надорваны: разве легко было перенести все это: аресты мужей (Муравьева плавала в лодке у крепости), долгий путь сюда и пр. и пр.

Г л а в а VI. — Жизнь входит несколько в условные рамы. Утром их ведут на работу; 2 раза в неделю свидания; все выбегают, чтобы встретиться, они сами открывают ставни; бродят у места работ; провожают издали, когда возвращаются. — Садятся у ограды; по звуку цепей узнают приближение; потом долго не могли привыкнуть, как сняли цепи; разговоры через частокол. — В 9-ть запирают их; в праздник пение и т. д. (Пение арестантов: Воля ты и пр.)

Г л а в а VII. — Переезд в Петровск и описание жизни там, сначала ужас от темноты тюрьмы и пр. Потом сравнительное удобство. Только беспокоили иногда приезды ревизоров, да был случай (не сюда ли то, что означено под цифрой VI).

Г л а в а VIII. — Но самая жизнь: беспрестанное перебегание из тюрьмы домой и обратно и пр. Стычки с комендантом. Мысль о покинутых в России детях и т. д., и т. д.

Г л а в а IX. — В один-то из таких дней Муравьева простудилась. Доктор Вульф и пр. Работа. Если зовут к больному, садится в телегу и едет. Больница. Аптека.

Живой мост.

Погребение.

Лампада неугасимая.

Не за танцы, не за шпоры, не за светские манеры полюбила она своего Никитушку. — Он был серьезен и пр. Карамзин и т. д.

В бумагах Некрасова отыскались и другие заметки, относящиеся к декабристам.

Одна заметка озаглавлена так: «О Бечасном анекдоты».

Анекдотов о Бечасном было много, так как это был один из тех рассеянных, неуклюжих и суетливых людей, над которыми принято добродушно смеяться.

Все, что он делал, выходило невпопад и некстати.

Со смехом вспоминали декабристы, как однажды он вздумал угостить их какими-то необыкновенными рыжиками. Вносит в комнату стеклянную банку, торжественно ставит на стол и убегает куда-то. А банка бежит за ним, падает на пол и разбивается вдребезги.

Как оказалось потом, Бечасный, убегая, не заметил, что шнурок от банки обмотался вокруг пуговицы его сюртука.

И такие катастрофы случались с ним на каждом шагу. Недаром мужики той деревни, где он был поселен, называли его Бессчастным, Несчастным…

Был он как-то в гостях и уже собрался уходить, но задержался в прихожей. Вдруг в соседней комнате на подоконнике лопнула огромная бутыль, и наливка, бывшая в бутыли, широко разлилась по всей комнате.

Это произошло оттого, что Бечасный с излишней энергией вытащил у себя из кармана платок, а вместе с платком и тяжеловесный пятак, который, вылетев из кармана, как пуля, перелетел такую большую дистанцию, что угодил прямо в бутыль.

Доктор Белоголовый рассказывает, что такие анекдоты «во множестве ходили по городу и передавались в присутствии самого Бечасного, который с милым добродушием подтверждал их и сам первый хохотал над своими приключениями».

Декабрист Завалишин с своей стороны сообщает, что иные подвиги Бечасного были даже воспеты в стихах. «Главным героем шуточных стихотворений, -говорит Завалишин, — был товарищ наш Бечасный, с которым случались беспрестанно приключения». На его счет писались целые поэмы, например, «Похождения Бечасного в царстве гномов», «Похищенный цикорий» и пр. (Д. И. Завалишин. «Записки». П. 1906. стр. 273.)

Некрасов записал о нем такое:

«Со стеклом. Ухаживал за [Волконской] дамой и обнаруживал неловкость.

Чуть не утонул в Иногде.

Однажды шел Бечасный
По жердочке опасной,
Споткнулся и упал,
Прямо в грязь попал.
Ах, бедный Бечасный,
Несчастный, злощастный.

Разводил пиявок — забыл, что в этом месте их разводит, стал купаться, и пиявки его облепили.

В Иногде — раки».

Почерк неразборчивый. Многие слова только намечены первыми буквами. Четвертая строка может быть прочитана и так:

Прямо в гроб попал.

Очевидно, Некрасов набрасывал эти строки в то время, как кто-то рассказывал ему об интересовавшем его декабристе.

Река Ингода, упоминаемая здесь, находится в полуверсте от Читы. Некрасов оба раза ошибочно пишет Иногда.

Не нужно думать, что стихи о Бечасном принадлежат Некрасову. Очевидно, это дружеская эпиграмма какого-нибудь декабриста, сочиненная еще в Сибири и записанная поэтом с чужих слов. Мы думаем, что эти стихи и анекдоты о Бечасном сообщил Некрасову доктор Белоголовый, который, как иркутский уроженец, с детства вращался среди декабристов и близко знал «злощастного Бечасного».

Если так, то строки на этом листке написаны не раньше 1872 — 1873 года, потому что до этого времени Некрасов не был с Белоголовым знаком. В ту пору поэма «Русские женщины» была уже Некрасовым закончена. Для чего же он продолжал записывать о декабристах чужие рассказы? Не думал ли он написать о них новую поэму, посвященную их жизни в Сибири?

Мы уверены, что это было именно так.

На обороте того листка, где записаны стихи о Бечасном, есть целый ряд записей о других декабристах.

— «Ездили в небольшой лес, где укрывались беглые — [те] прятались, чтобы не испугать детей.

— Айок — в 35 верстах от Иркутска. Урик, Усь-Куда, Камчатник.

— Конокрад Харламонов — не крал у ссыльных.

— Не ездите прямой дорогой. Там засел Харламонов (это был он сам).

— Пели или веселое, или печальное».

В этой записи приведено два эпизода, свидетельствующие о великом нравственном авторитете декабристов даже среди сибирских каторжников. Беглые каторжники, завидев декабристов, гуляющих в лесу со своими детьми, прятались, чтобы н[е] напугать детей своим видом. Конокрад Харламонов не только не крал у декабристов, но сам указывал им, какие дороги опасны.

Тут же приводятся названия деревень, в которых были поселены декабристы. Названия тоже записаны по слуху. Деревня Оёк превратилась у Некрасова в Айок, Усть-Куда в Усь-Куду.

Камчатник — летняя резиденция семейства Волконских.

Над словом Урик — Некрасов написал Мур., — т.е. в Урике жил и Никита Муравьев.

В заключение еще несколько слов о Бечасном.

Владимир Александрович Бечасный (или вернее: Бечаснов) родился в 1802 году. Он был прапорщик 8-й артиллерийской бригады и принадлежал к обществу Соединенных Славян.

В глазах Николая он был один из самых ужасных преступников. Следственная комиссия причислила его к первому разряду, наравне с Александром Бестужевым, Артамоном Муравьевым и др. Первоначально он был приговорен к смертной казни отсечением головы.

Преступления его были огромны:

— «Соглашался на цареубийство принятием клятвою назначения к совершению оного; участвовал в умысле бунта и подговоре нижних чинов и принял в общество одного товарища».

Изумительно, что о таком п е р в о р а з р я д н о м декабристе в нашей мемуарной словесности сохранилось так мало сведений.

Отбыв каторгу, Бечасный был поселен недалеко от Иркутска в деревушке Смоленщина. Его богатые товарищи по ссылке жили в Сибири на широкую ногу, а он вечно нуждался, хотя не брезгал никаким трудом. Одно время он устроил у себя в деревне маслобойню, но вряд ли это дало ему прибыль, так как он был совершенно беспомощен в житейских делах. Женился он на простой крестьянке, и когда, через тридцать лет после ссылки в Сибирь, ему, как и другим декабристам, было предоставлено право вернуться в Россию, он этим правом не воспользовался и остался умирать на чужбине, так как у него не было средств. К тому же он связался с Сибирью крепкими семейными узами. Многочисленные дети его по своему образу жизни мало чем отличались от прочих крестьянских детей.

Умер он в 1859 году и похоронен в Иркутске, в Знаменском монастыре, близ могилы жены Трубецкого.

Его могила долго считалась затерянной и отыскалась лишь в наши дни, осенью 1925 года.

Иркутская газета «Власть Труда» сообщает, что один из сыновей Бечасного содержал в Иркутске легковую биржу, а другой был дровосек-чернорабочий.

Конечно, говоря о Бечасном, мы должны вспомнить о нем не одни анекдоты. Белоголовый рассказывает, что хотя крестьяне той деревни, где он проживал, и потешались над его рассеянностью и неловкостью, но они любили и уважали его, как своего старшего брата, и в трудные минуты шли к нему за советом.

Перед крестьянами деревни Смоленщины у него есть одна большая заслуга, которая не должна быть забыта:

Бечасный первый начал сеять в той местности коноплю, и впоследствии деревня Смоленщина стала в большом количестве производить пеньку (С.В. Максимов. «Сибирь и каторга», т. IV, 244).

«Не подлежит сомнению одно, — говорит Белоголовый, — что Бечасный, при своей, общей всем декабристам, редкой мягкости характера, любви к народу и жажде труда и деятельности на пользу общественную, мог вносить только честное, доброе и прогрессивное в окружающую его обстановку».

Корней Чуковский

1 «Записки» Н.В. Басаргина. П. 1917, стр. 113 — 115.

2 См. «Полное собрание сочинений Некрасова», Л. 1928, стр. 539.

краткое содержание других презентаций

««Железная дорога» Некрасов» - Николай Алексеевич Некрасов. Когда, по вашему мнению, строили первую железную дорогу. Использование приема антитезы. Взгляд на народ. Н.А.Некрасов. Какие картины поэт описывает. От чьего лица ведется повествование. Кто вступает в спор с лирическим героем. Какое настроение создают прочитанные строки. Выявление приема построения текста. Приходилось ли вам когда-нибудь путешествовать. Площадь Святого Петра.

«Поэма «Кому на Руси жить хорошо»» - Савелий. Пир на весь мир. Мужик с одышкою. Поэма. Волнующий вопрос. Счастие мужицкое. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо?». Трудный год. Герои поэмы путешествуют по земле русской. Пробуждение сознания крестьянства. Некрасовский поп вызывает симпатию. Горькое время. Почёт. Богатство красок. Помещик. Семья мужа. Счастье в девках выпало. Каменотес-олончанин. Волчица. Глава «Поп». Счастье. Эпопея.

«Крестьянские дети» - Картины Маковского. Счастливый народ. Крестьянские дети. Мужичок с ноготок. Некрасов. Детство. Стихи для детей. Поэт-охотник. Красное детство. Грибные набеги. Образы крестьянских детей. Страсть к охоте и творчество. Зависть. Детство на Волге. Н. А. Некрасов. Родные места.

«Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»» - Н.А. Некрасов Особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Социально-исторический контекст. От замысла к воплощению. Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Большую роль в поэме играет устное народное творчество. Сюжет. План лекции. Матрёна Тимофеевна. Вопросы классу. Спор. Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин.

«Произведения Н.А.Некрасова» - Передник. Герой. Некрасов Николай Алексеевич. Тройка. В.Г. Белинский. Бестолковые люди. Народ. Железная дорога. Лирический герой. Нравственный человек. Вчерашний день. Добрый папаша. Насмешливый ум. Славная осень. Мотивы лирики Некрасова. Бич свистел. Толпа мертвецов. Труды роковые. Родился в г. Немиров. Мысль о бесправии. Грамотеи-десятники. Дороженька. Размышления у парадного подъезда. Праздный народ.

«Некрасов «Русские женщины»» - Дом-музей Трубецких. Н.А.Некрасов. Образы России. Доводы генерала. Образок. Граф Лаваль. Е.И.Трубецкая. Дом Лавалей. Пленительные образы. Е.П.Нарышкина. Музыкальное сопровождение. Диалог. Позади остался Петербург. П.Е.Анненкова. Ирина Купченко. Декабристка. К.П.Ивашева. Заповеди семейной жизни. Титры фильма. М.Н.Волконская. Градация.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса