Вычитание круглых сотен. Урок по математике на тему " сложение и вычитание "круглых" сотен". Случаи вычитания с переходом через два разряда
Урок
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ КРУГЛЫХ СОТЕН
Педагогические задачи :
образовательные: создать условия для закрепления вычислительных навыков сложения и вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 100, познакомить с алгоритмом сложения и вычитания круглых сотен;
коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, связной речи учащихся ,
воспитательная: содействовать в соблюдению аккуратности в оформлении записей в тетрадях.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: познакомятся с правилом сложения и вычитания круглых сотен; научатся применять данное правило при решении примеров.
Познавательные: научатся строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: научатся осуществлять пошаговый контроль к результату.
Коммуникативные: научатся задавать вопросы.
Личностные: получат возможность сформировать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Оборудование : учебник математика 5 класс автор Перова М. Н. и Капустина Г. М., наглядный материал для устного счета; опоры; рабочая тетрадь по математике; счеты; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой .
Учитель читает стихотворение.
Сложение – это действие совсем-совсем несложное:
Давайте сложим вместе мы предметы всевозможные.
Сложи игрушки в ящике или в коробке фантики…
И выйдешь в настоящие большие математики.
Кто хочет с числами дружить, все может сам легко сложить!
А. Усачев
– Как вы думаете, какова тема урока? (Сложение чисел.)
– Назовите обратное действие сложению. (Вычитание.)
– Сегодня на уроке мы будем учиться складывать и вычитать числа в пределах 1 000.
Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа.
II. Устный счет.
1. Упражнение «Вставь пропущенные числа».
7 + … = 15 12 – … = 7
8 + … = 14 … – 8 = 6
… + 9 = 16 15 – … = 9
– Как называются компоненты при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
– Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)
– Что надо сделать, чтобы найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)
2. Упражнение «Заполните таблицу».
Учитель демонстрирует таблицу.
Слагаемое
18
3
13
Слагаемое
11
4
18
Сумма
15
17
Уменьшаемое
14
17
18
Вычитаемое
3
9
7
Разность
8
3
– Какие арифметические действия с числами выполняли? (Сложение, вычитание.)
– В пределах какой разрядной единицы складывали и вычитали числа? (В пределах 100.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– Какой класс изучили? (Класс единиц.)
– Какие разряды составляют класс единиц? (Единицы, десятки, сотни.)
– На какой проволоке счетов откладывают единицы; десятки; сотни? (Единицы откладывают на первой проволоке снизу; десятки – на второй снизу; сотни – на третьей снизу.)
– Отложите на счетах числа и запишите их в тетрадь в два столбца.
20 200
40 400
30 300
– На какие две группы по количеству цифр их разбили? (Двузначные и трехзначные числа.)
– Зачитайте двузначные числа. (20, 40, 30.)
– Какой разряд у них отсутствует? (Единицы.)
– Как называются такие числа? (Круглые десятки.)
– Как называются числа, записанные во второй столбец? (Круглые сотни.)
– Докажите. (Отсутствуют единицы и десятки, на их месте пишем нули.)
– Составьте из чисел первого столбца по три примера на сложение и вычитание. (20 + 40; 40 – 20; 20 + 30; 30 – 20; 30 + 40; 40 – 30.)
– Решите их, объясняя свое решение.
– Как складывают, вычитают круглые десятки? (Круглые десятки складывают и вычитают так же, как и простые единицы.)
IV. Изучение нового материала.
– Сегодня научимся складывать и вычитать круглые сотни.
– На какое арифметическое действие примеры? (На сложение.)
–
– Как вычитают круглые сотни?
Проведение физминутки
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику: выполнение заданий 110 (1, 2 ст.), 114 (2, 3 ст.) на с. 54–55.
Учащиеся выходят к доске по одному, решают примеры с объяснением.
– Решите примеры.
100 + 300 600 + 400 100 + 400 + 200
500 + 300 700 + 300 300 + 400 + 300
– Как складывают круглые сотни?
– Решите примеры по образцу.
Образец : 50 – 30 = ?; 5 дес. – 3 дес. = 2 дес. = 20.
600 – 400 = ?; 6 сот. – 4 сот. = 2 сот. = 200.
90 – 60 700 – 300
60 – 30 500 – 400 (В задаче говорится о поезде.)
– Как можно оформить краткое условие задачи? (Условие оформляется в виде чертежа.)
– Как вы думаете, как следует решать задачу? (Действием сложения.)
– Решите задачу самостоятельно.
Один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски; проверка.
– Как складывают круглые сотни? (Так же, как простые единицы и круглые сотни.)
– Назовите правила перехода через железнодорожные пути. (Ответы учащихся.)
VII. Итог урока.
– Какие числа учились складывать и вычитать? (Круглые сотни.)
– Как складываем и вычитаем круглые сотни? (Круглые сотни складывают и вычитают так же, как единицы и круглые десятки.)
– К какому классу относятся круглые сотни? (Круглые сотни относятся к классу единиц.)
– Какие числа называем слагаемыми? (Числа, которые складывают, называются слагаемыми.)
– Какое число называем уменьшаемым? (Число, из которого вычитаем, называем уменьшаемым.)
– Какое число называем вычитаемым? (Число, которое вычитаем, называем вычитаемым.)
Домашнее задание: задание 110 (3, 4 стр.), с. 54.
В изучении действий сложения и вычитания в пределах 1000 можно выделить следующие этапы:
I. Сложение и вычитание без перехода через разряд (устно).
1. Сложение и вычитание круглых сотен. 192
200+100 300+200
Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся лцеству к действиям в пределах 10. Рассуждения проводятся 200 - это 2 сотни, 100 - это 1 сотня.
Это 300. 200+100=300
Сот. + 1 сот.=3 сот. 3 сотни
500-200=?
5 сот.-2 сот.=3 сот.=300
Отдельным учащимся, которые еще нуждаются в использовании средств наглядности, можно предложить пучки палочек (1000 "милочек, связанных в пучки по сотне), пластины из арифметического ящика, полоски длиной 1 м, разделенные каждая на 100 см, н">ак, счеты.
Полезно решение и составление троек примеров вида
| последующим сопоставлением компонентов и результатов действий.
2. Сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых
< отен и десятков (действия основываются на знании нумерации):
а) 300+ 5 305- 5 б) 300+ 40 340- 40
5+300 305-300 40+300 340-300
в) 300+ 45 345- 45
3. Сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых
с отен и десятков:
Б) 430+200 630-200
При решении случаев а), б) рассуждения проводятся так: «430 - это 4 сот. и 3 дес., 20 - это 2 дес. Складываем десятки: 3 дес.+2 дес. = 5 дес. 4 сот.+5 дес.=450».
Разряды, которые складываются или вычитаются, можно рекомендовать подчеркивать:
430+200=630 630-200=430
7 Перова М. Н.
При решении примеров вида в) рассуждения проводятся т|| «120=100+20, 430+100=530, 530+20=550», т. е. этот случ(сложения (вычитания) сводится к уже известным учащимся с/ чаям сложения (вычитания) а), б).
4. Сложение трехзначных чисел с однозначным, двузначным | трехзначным без перехода через разряд и соответствующие сл\ чаи вычитания:
а) 540+5 543+2 | 545-5 545-2 | б) 545+40 585-40 | в) 350+23 356+23 | 373-23 379-23 |
г) 350+123 | 673-123 | |||
356+123 | 679-123 |
Выполнение действий производится устно. Учащиеся при выпол« нении действий пользуются теми же приемами, какими они пользо^ вались при изучении действий сложения и вычитания в пределах! 100, т. е. раскладывают второй компонент действия (второе слагав-; мое или вычитаемое) на разрядные единицы и последовательно их] складывают или вычитают из первого компонента.
Например:
123=100+20+3 350+100=450 450+ 20=470 470+ 3=473
5. Особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся 1 случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых ] чаще всего допускаются ошибки. Учащихся больше всего затрудняют действия с нулем (нуль находится в середине числа или в конце). Случай с числами, содержащими нуль, не требует особых приемов. Но таких примеров надо решать больше, повторить перед решением таких примеров решение примеров на сложение и вычитание, когда компонентом действия является нуль: 0+3, 5+0, 5-5:
а) 308+121 б) 402-201 в) 736-504
308+100=408 402-200=202 736-500=236
408+ 20=428 202- 1=201 236- 4=232
428+ 1=429
г) 0+436 700-0 725-725
х "стные приемы вычислений требуют от учащихся постоянного шза чисел по их десятичному составу, понимания места ры в числе, понимания того, что действия можно производить ко над одноименными разрядами. Не всем учащимся вспомо-льной школы это становится понятным одновременно. 11еред выполнением действий необходимо добиваться от уча-ц\ся предварительного анализа десятичного состава чисел. Учи-и- п. чаще должен ставить вопросы: «С чего надо начинать сложе-|пм"> Какие разряды складываем?»
15 противном случае учащиеся допускают ошибки при вычислениях. Они складывают десятки с сотнями, а результат записывают "|Ц)0 в разряд сотен, либо в разряд десятков, например: 100+10=500, 30+400=70, 30+400=470, 30+400=340, (./0+2=690, 670-3=640.
Эти ошибки свидетельствуют о непонимании позиционного значения цифр в числе, о неумении самостоятельно контролировать результаты действий. Учителю необходимо добиваться того, чтобы учащиеся проверяли выполнение действий, причем делали это не формально, а по существу. Нередко приходится наблюдать, что ученик якобы и сделал проверку, но выполнил ее формально. Он написал только обратное действие, а не решал, поэтому и не заметил допущенной ошибки, например: 490-280=110. Проверка. 110+280=490.
Нередко можно столкнуться с непониманием умственно отсталыми школьниками (даже старших классов) сущности проверки. Проверка часто выполняется учениками только потому, что этого либо требует учитель, либо такое задание содержится в учебнике. Часто при выполнении проверки ученик получает несоответствие между полученным результатом и заданным примером, но это не служит ему поводом для исправления неверного ответа, например: 570-150=320. Проверка. 320+150=470.
В данном случае проверка выступает как самостоятельное действие, никак не связанное с тем, которое ученик проверяет.
Учитель постоянно должен помнить об этих ошибках школьников с нарушением интеллекта и требовать ответа на вопросы: «Что показала проверка? Верно ли решен пример? Как доказать, что действие выполнено верно?»
Осознанному выполнению устных вычислений, выработке обобщенных способов выполнения действий служит постоянное внима-
ние к вопросам сравнения и сопоставления разных по трудно случаев сложения, вычитания. Важно научить учащихся вид| общее и особенное в тех примерах, которые они решают.
Например, сравнить примеры и объяснить их решение:
30+5, 300+40, 300+45, 300+140, 300+145, 300+105.
305-5, 340-40, 345-45, 340-300, 345-300, 345-200.
Полезно и составление учащимися примеров, аналогичных (г хожих) данным, или примеров определенного вида: «Составьт! пример, в котором надо сложить круглые сотни с единицами»;! «Составьте пример на вычитание, в котором уменьшаемое - | трехзначное число, а вычитаемое - круглые десятки» и т. д. 1
Для закрепления действий сложения и вычитания в предела» 1000 приемами устных вычислений полезно решение примеров с| неизвестными компонентами.
II. Сложение и вычитание с переходом через) разряд.
Сложение и вычитание с переходом через разряд - это наибо«| лее трудный материал. Поэтому учащиеся выполняют действия столбик. Сложение и вычитание в столбик производятся над каж-| дым разрядом в отдельности и сводятся к сложению и вычитании в пределах 20. Но в этом случае возникают у умственно отсталь школьников трудности в записи чисел, т. е. в умении правильно подписать разряд под соответствующим разрядом.
Часто из-за неумения организовать внимание, из-за недостаточно четкого понимания позиционного значения цифр в числе, а то и из-за небрежности при записи цифр ученики сдвигают число, которое нужно прибавить или вычесть, влево или вправо и поэтому допуска-; ют ошибки в вычислениях. Особенно много ошибок учащиеся допускают при записи чисел в столбик, если действие производится над трехзначным и двузначным или однозначным числом. В этом случае десятки подписываются под сотнями, единицы под сотнями или десятками. Это приводит к ошибкам в вычислениях.
Например:
+ 6 + 38 ~18
Наибольшие трудности вызывает действие вычитания. Ошибки в вычислениях носят различный характер. Причиной некоторых из
Слабоуспевающим учащимся разрешается выполнение всех случаев в стол-
Их является слабое усвоение табличного сложения и вычитания
I пределах 20.
7 ~ 7
Много ошибок допускается в результате того, что ученики
убывают прибавить получившийся в уме десяток или сотню, а
Также забывают, что «занимали» сотню или десяток. Например:
. 178 345
_____ "218
Особенно трудны случаи, при решении которых: 1) переход через разряд происходит в двух разрядах; 2) получается нуль в одном из разрядов; 3) содержится нуль в уменьшаемом; 4) в середине уменьшаемого стоит единица. Например:
"-" з ? к КПП
546 ~287 ~36Т
-^ту^- -тге- или
Нередко при вычитании можно встретить и такую ошибку: вместо того чтобы «занять» единицу высшего разряда, раздробить ее, ученик начинает вычитать из большей цифры вычитаемого меньшую цифру соответствующего разряда уменьшаемого. Например:"
^___ 8 ~145
При этом рассуждение проводится так: «Из 5 единиц 8 единиц вычесть нельзя, вычитаем из 8 единиц 5, 7 десятков и 3 сотни
сносим, разность 373».
Учитывая трудности изучения данной темы, необходимо повторить с учащимися сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20 и 100, обратить внимание на решение примеров, в которых компонентом является нуль, или нуль получается
в одном из разрядов суммы или __________ ,_______ :_____________
разности (17+3, 25+15, 36-6, 36-27), или нуль содержится в одном из разрядов уменьшаемого или вычитаемого (60-45, 75-40).
Тем учащимся, которые долгое время не усваивают запис! примеров в столбик, можно разрешить записывать их в разряди) сетку.
При решении примеров на сложение и вычитание с переходе через разряд соблюдается следующая последовательность:
1) сложение и вычитание с переходом через разряд в одно разряде (единиц или десятков):
Например: | ||||
.1010 | ||||
~375 | ~375 | ~805 | ~805 | ~1000 |
148 | ||||
~229" | Г39~ | ~Т68~ |
Особого внимания заслуживает решение примеров вида 800- -236, 810-236, 810-206. Следует сопоставить сначала 1-й и 2-й, а потом 2-й и 3-й примеры, особенности их решения, объяснить, в чем их различие, почему получаются разные ответы.
2) сложение и вычитание с переходом через разряд в двуй
разрядах (единиц и десятков): 375+486, 375-186, 286+58, 375-™
-86;
3) особые случаи сложения и вычитания, когда в сумме или в
разности получается один или два нуля, когда в уменьшаемом
содержится один или два нуля, когда в уменьшаемом содержатся
нуль и единица:
4) вычитание трехзначных, двузначных и однозначных чисел из 1000: 1000-375, 1000-75, 1000-5.
При объяснении решения примеров с переходом через разряд, учитывая, что умственно отсталые школьники при сложении забывают прибавлять то число, которое надо запомнить, можно разрешать надписывать это число над соответствующим разрядом.
Например:
При вычитании же ставится точка над тем разрядом, из которого заняли единицу. Можно поставить и число 10, которое записывается над разрядом, к единицам которого этот десяток прибавляется.
При выполнении действий на сложение и вычитание в пределах 1000 решаются примеры с тремя компонентами без скобок и с круглыми скобками: 375+36+124; 379+(542-276); 910-375--264, 375+186-264, 1000-565+136. Решаются также примеры на нахождение неизвестных компонентов действий. Проверка выполняется двумя действиями.
Умножение и деление в пределах 1000
Умножение и деление так же, как сложение и вычитание, могут производиться как устными, так и письменными приемами вычислений, записываться в строчку и столбик.
I. Устное умножение и деление в пределах 1000.
1. Умножение и деление круглых сотен.
Умножение и деление круглых сотен основывается на знании учащимися нумерации, а также табличного умножения и деления. Поэтому, прежде чем знакомить учащихся с умножением и делением круглых сотен, необходимо повторить табличное умножение и деление, а также раздробление сотен в единицы и наоборот. Например: «Сколько содержит 1 сотня единиц? Сколько единиц в 5, 7, 10 сотнях? Сколько сотен составляют 300 единиц? 500 единиц?» И т. д. Объяснение умножения и деления должно сопро-
вождаться операциями с наглядными пособиями и дидактичес|| материалом.
Покажем объяснение умножения, а потом деления.
Например, надо 200-2. Рассуждаем так: 200 - это 2 соТ|
Возьмем 2 сотни палочек и еще 2 сотни палочек. Будет 4 сот!
или 400. Запишем: 2 сот.-2=4 сот.=400, 200-2=400. ?,
При делении 200:2 рассуждаем так: 200 - это 2 сотни. Воз! мем 2 сотни палочек. Если разделить их на две равные части, -т в каждой части получится по одной сотне, или по 100 единим Запишем: 2 сот.:2=1 сот. = 100, 200:2=100. Полезно сопоставим, умножение и деление единиц, десятков и сотен:
ц итков). Делим 18 десятков на 3. Получим 6 десятков, или 60. щишем: 18 дес. :3=6 дес. =60, 180:3=60». Процесс деления;но показать и на палочках, и на брусках. Сначала учащиеся г. подробную запись, заменяя единицы десятками, затем запись _!ртывается. От учащихся требуется лишь устное объяснение. [яконец, свертывается и объяснение. Учащиеся записывают лишь
Такое же объяснение проводится и при знакомстве с умножением и делением круглых десятков на однозначное число. Решети- подобных случаев сводится к внетабличному умножению и |и чению. Поэтому приведем лишь подробную запись решения:
12 дес. -4 дес.=48 дес.=480 120-4=480
48 дес.:4= 12 дес.= 120 480:4=120
|
Действия умножения и деления надо сопоставлять, проверяя каждое обратным действием: 400x2=800, 800:2=400.
2. Умножение и деление круглых десятков на однозначное число.
а) Рассматриваются случаи умножения и деления круглых де
сятков, которые сводятся к табличному умножению и делению:
60-3, 180:3. |
б) Рассматриваются случаи, которые сводятся к внетабличному|
умножению и делению без перехода через разряд: 120-3, 480:4.
Перед умножением и делением круглых десятков с учащимися необходимо повторить табличное и внетабличное умножение и деление (4-6, 24-2, 36:6, 36:3), а также определение общего количества десятков в числе («Сколько всего десятков в числе 120, 180, 360, 720?») и количества единиц в десятках («7 десятков. Сколько это единиц?»; «Сколько единиц з 2 десятках? 5 десятках? 10 десятках? 52 десятках?»).
При объяснении проводятся следующие рассуждения: «60-3=? 60 - это 6 десятков, 6 дес.-3=18 дес. 18 десятков - это 180, значит, 60-3=180». Можно показать учащимся на брусках арифметического ящика, пучках палочек, связанных десятками, что результат будет тот же. Для этого учитель берет по 6 брусков 3 раза. Получает 18 брусков, или 18 десятков. Это число 180.
При знакомстве с делением ход рассуждения аналогичен: «180:3=? Узнаем, сколько десятков содержится в числе 180 (18 200
123-3=?_________
123 = 100+20+3 100-3=300 20-3= 60 3-3= 9 300+60+9=369
123=100+20+3 100-3=300 20-3= 60 3-3= 9 300+60+9=369
486:2 = ?_
486=400+80+6 400:2=200 80:2= 40 6:2= 3 200+40+3=243
100-3=300 20-3= 60 3-3= 9 300+60+9=369
4. Умножение 10 и 100, умножение на 10 и 100.
В пределах 1000 рассматривается умножение однозначного двузначного числа на 10 и 100 и соответствующие случаи дел* ния:
8-100=800
10- 3 | 3- 10 | 80: 10 |
100- 8 | 8-100 | 800:100 |
25-100 | Ю- 25 | 250: 10 |
Умножение числа 10 учитель объясняет, опираясь на понятии умножения как сложения равных чисел.
10-3=10+10+10=30 10-3=30
10-5=10+10+10+10+10=50 10-5=50
Рассматривается еще несколько примеров. Сравниваются отве ты. Учащиеся убеждаются, что при умножении числа 10 на любой множитель к нему справа приписывается нуль.
Затем решаются примеры на умножение однозначного числа ня 10. Решение примера 3x10=? также производится приемом заме ны умножения сложением одинаковых слагаемых:
3-10=3+3+3. . .+3=30 10 раз
1 Можно использовать и переместительный закон умножения: \
Рассмотрев ряд таких примеров, сопоставив произведения и первый множитель, учащиеся приходят к выводу: чтобы умножить число на 10, нужно к первому множителю приписать справа один нуль.
Это правило умножения числа на 10 распространяется и на умножение двузначных чисел (25x10=250).
При умножении на 100 множитель 100 рассматривается как произведение двух чисел: 100=10* 10. Учащиеся практически знакомятся с использованием сочетательного закона умножения, хотя этот закон они не называют и не формулируют. Учитель объясняет: «Чтобы число умножить на 100, его нужно умножить сначала на 10, .. потом произведение умножить еще раз на 10, так как 100=10.10».
Затем запись дается в строчку: 6-100=6-10 10=600.
Решается также подробно еще несколько примеров. При реше-«и каждого примера учитель просит сравнивать произведение и!рвый множитель. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: обы умножить число на 100, к нему нужно приписать справа а нуля.
Умножение 100 на однозначное число выполняется путем ис-
пьзования переместительного закона умножения:
5. Целение на 10 и 100.
Деление на 10, как показывает опыт, лучше усваивается учащимися при сопоставлении с действием умножения. Деление на 10 рассматривается как деление по содержанию:
2-10=20, отсюда 20:10=2.
20:10=2 сопровождается вопросом: «Сколько раз в двух десятках содержится один десяток?»
Как и в умножении, решается несколько примеров на деление на 10, сравниваются частное и делимое. Учащиеся убеждаются, [ что в частном получается делимое без одного нуля, и делают вывод:
чтобы разделить число на 10, в нем надо отбросить нуль справа. Этот вывод распространяется и на деление круглых сотен и десятков на 10 (400:10=40, 250:10=25).
Аналогично учащиеся знакомятся с делением на 100: 400:100=? 4-100=400 400:100=4
Деление на 100 можно объяснить и последовательным делением на 10 и еще раз на 10:
400:100=400:10:10=4
Деление на 10 и 100 учащиеся учатся производить как без остатка, так и с остатком: 40:10=4, 45:10=4 (ост. 5).
Следует указать, что при делении числа на 10 (100) опредв ется, сколько всего десятков (сотен) содержится в нем. Учите, необходимо помнить о том, что умственно отсталые школьникь трудом дифференцируют сходные и противоположные понят|| Поэтому, когда ученики познакомились с правилами умножена деления числа на 10, 100, необходимо рассмотреть случаи, | которых эти правила используются одновременно, попросить щихся сравнить их, найти сходство и различие:
40: 10 400: 10 400:100
Необходимо также сравнить умножение на 10 и 100 с умнонв
нием на 1 и 0, деление на 10, 100 с делением на 1. Это позвол!
каждый раз анализировать выражения, прежде чем приступать!
выполнению действия.
Закреплению действия способствует также кратное сравнение! чисел (во сколько раз одно число больше или меньше другого).; Например, даются такие задания: «Во сколько раз 2 меньше, чем/ 20, 200?»; «Во сколько раз 300 больше, чем 3, 10, 100?» Пример 300:3=100 можно прочитать так: «Число 300 больше, чем 3, в 100 раз». Или: «Число 3 меньше, чем 300, в 100 раз». «Какими действиями можно сравнить числа 400 и 10?» - спрашивает учитель. Ученики отвечают: «Сравнить эти числа можно действиями деления и вычитания: 400:10, 400-10». Учащиеся учатся самостоятельно ставить вопросы: «На сколько число 400 больше 10?»; «Во сколько раз 400 больше 10?»
МКОУ « СОШ № 2 с. Карагач»
Прохладненского района
(Открытый урок в рамках семинара учителей начальных классов Прохладненского района)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Люева М.М.
Февраль 2015г.
Аннотация:
Данная разработка урока математики предназначена для учащихся 2 класса по теме "Сложение, вычитание и сравнение круглых сотен". Цель урока: Совершенствовать навыки сложения и вычитания, сравнения «круглых» сотен в пределах 1000. Тип урока закрепление изученных знаний. В соответствии с ФГОС на уроке учащиеся работают коллективно, в парах, индивидуально, под руководством учителя и самостоятельно формируя УУД. Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. Задания привязаны к конкретному учебнику А.Чекин математика 2 класс, поэтому представленный урок можно использовать учителям, работающим по программе «Перспективная начальная школа».
Математика, 2 класс, III четверть.
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока. Поупражняемся в вычислениях. Сложение, вычитание и сравнение круглых сотен. (Слайд 1)
Цели урока. Совершенствовать навыки сложения и вычитания, сравнения «круглых» сотен в пределах 1000.
Задачи урока.
Обучающая: Совершенствовать вычислительные навыки при сложении, вычитании, сравнении «круглых» сотен в пределах 1000. Закрепить знания устной и письменной нумерации, умение решать задачи.
Развивающая: Развивать логическое мышление и конструктивные навыки; сознательное восприятие учебного материала, зрительную память и грамотную математическую речь.
Воспитательная: создать условия для развития коммуникативных качеств и личной рефлексии.
Воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность
Форма проведения . Путешествие по сказочной стране.
Тип урока: закрепление изученных знаний.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Математика» 2 класс, под ред. А.Л. Чекина.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД :
Осуществлять самоконтроль;
Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
Определять последовательность действий на уроке;
Работать по плану;
Отличать верно выполненное задание от неверного;
Ориентироваться в учебнике;
Овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
Уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения.
Коммуникативные УУД :
- слушать и понимать речь других;
- точно и полно выражать свои мысли;
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Развивать умения, корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные УУД :
Формирование осознанного положительного отношения к процессу познания математики в собственной жизни;
Формирование способности к самооценке, пониманию оценок учителя на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, понимание важности осуществления собственного выбора.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнём,
Дружно наш урок начнём.
Какое у вас настроение?
Повернитесь друг к другу и подарите друг другу улыбки.
Каким вы хотите, чтобы получился у нас урок математики? (Интересным, увлекательным, познавательным).
А какими вы должны быть? (послушными, трудолюбивыми, активными)
Сегодня на уроке математики мы встретимся со многими сказочными героями. Вы все, наверное, узнали главного героя мультика «Тачки» МакКуина. (Слайд 2)
А вы помните, как звали его подружку? (Салли Каррера)
Салли отправилась в путешествие по сказкам и не возвращается. МакКуин очень соскучился и решил отправиться за ней. Чтобы отправится в дальний путь, нужна разминка. Давайте поможем МакКуину в проведении разминок. (Слайд 3)
II .Актуализация ранее изученных знаний и закрепление.
Заполните пропуски, называя числа сначала в порядке возрастания, потом в порядке убывания.
100, 200, …, …,…....1000.
1000, 900, ………100.
Запишите в первую строчку самое маленькое круглое трехзначное число, а во вторую строчку самое большое круглое трехзначное число.
Какие числа вы записали?(100 и 900)
Что мы можем сделать с этими числами?
(Составить примеры на сложение, вычитание и сравнение)
Составьте такие примеры.
Что вы сейчас делали?
(Составили примеры на сложение, вычитание и сравнение)
А вы можете теперь назвать тему нашего урока?
-Сложение, вычитание и сравнение круглых сотен.
На прошлых уроках мы выполняли такие действия?
А какую цель вы поставите перед собой?
(Закрепить знания в сложении, вычитании и сравнении круглых сотен)
И так в путь. МакКуин направляется к сказочному городу. Долго ли ехал, коротко ли, въехал в какое - то страшное царство. Это царство Кощея Бессмертного. (Слайд 4)
Решить задачу устно.
Чтобы Кощей пропустил его в Страну сказок, где очень любят математику, должен решить задачу.
Давайте поможем МакКуину.
Царь Кощей в своем дворце
Прячет сто ключей в ларце.
Те ключи от сундуков,
Не открыть без них замков.
В сундуках хранит добро:
Золото и серебро.
тридцать маленьких ключей,
Сколько больших, отвечай поскорей? (100-30= 70)
Молодцы! Мы помогли нашему герою. Теперь его путь свободен.
И так наш герой начинает своё путешествие по сказочному городу в поисках Салли. Долго ли ехал, коротко ли, МакКуин на своем пути встречается с Незнайкой. Знайка - главный ученый этой сказки предложил ему разгадать ребусы, но он не может. Но так ему хочется удивить Знайку! МакКуину захотелось помочь Незнайке. Давайте и мы ему поможем.
Ребусы. (Слайд 5)
К О 100 Ч К А (косточка)
С В И 100 К (свисток)
100лица (столица)
Молодцы! Мы смогли помочь Незнайке, и наш герой может продолжить путь. МакКуин прощается с Незнайкой и продолжает путь, думая о встрече со своей подругой. Долго ли ехал, коротко ли на своем пути он встречается с Буратино. Он на уроке у Мальвины. Она хочет, чтобы Буратино написал математический диктант, а он упрямится. Не хочет, да и мало чего умеет, ведь он недавно поступил в школу. МакКуину стало жалко Мальвину и решил помочь Буратино. Давайте и мы поможем и напишем математический диктант.
Математический диктант . (записать только ответы) (Слайд 6)
Увеличить данные числа на 200: 100, 400, 300, 500, 200
Уменьшить данные числа на 300: 600, 800, 700, 400, 500
Давайте проверим выполненное задание. Правильно ли вы написали ответы. Если правильно на полях поставьте знак +, а если допустили ошибки -
Буратино тоже правильно написал ответы. Мальвина очень обрадовалась, что Буратино правильно написал ответы, и поблагодарила МакКуина. Он тоже был рад, что принес пользу, и попрощавшись с новыми друзьями продолжил путь.
Какое действие мы совершаем, когда говорим увеличить? (Сложение)
А какое действие мы совершаем, когда говорим уменьшить? (Вычитание)
Долго ли ехал, коротко ли наш герой на своем пути встречается с Красной Шапочкой. Она не может определить длину дороги от дома к бабушке, чтобы не попасться волку. МакКуин с удовольствием решается помочь этой милой девочке.
Давайте, ребята, мы тоже поможем Красной Шапочке и узнаем длину дороги.
III . Работа по теме.
1.Работа с геометрическим материалом. Самостоятельная работа (Слайд 7)
- Дорога к бабушке имеет форму ломаной линии. Найдите длину всей дороги, если известно:
200+300+400+100=1000м
Какова длина дороги? (1000м) Если вы правильно решили на полях поставьте знак +, а если нет -
Молодцы дети! Мы помогли Красной Шапочке, и она благополучно доберется до своей бабушки. МакКуин продолжил путь, попрощавшись с Красной Шапочкой.
Долго ли ехал, коротко ли встречается по дороге с Чиполино. Он учится во втором классе и не может справиться с заданием № 6 на странице 24, и просит МаКуина ему помочь.
2.Работа с примерами на порядок действий. Стр. – 24, № 6. (Слайд 8)
Давайте, ребята, откроем учебники и посмотрим это задание. Здесь примеры на нахождение значений выражений.
Назовите порядок действий, в котором вы будете выполнять решение примеров.
(Сначала выполняем то, что в скобках)
Чтобы быстрее справиться с заданием, договоритесь с соседом и решите: верхнюю строчку - 1 ученик, нижнюю строчку – другой.
(200 + 600) – 100 =700 (500 + 400) – 700=200
200+ (500 – 400) =300 700 + (800 – 600)=900
800 – (300 + 200) =300 900 – (100 + 700)=100
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Если правильно на полях поставьте знак +, а если нет -
Проверим ответы еще раз (на экране). Все ли правильно решили?
Молодцы! Мы помогли нашему герою и Чиполино. МакКуиин попрощался с ним и двинулся дальше. Долго ли ехал, коротко ли немного устал и решил отдохнуть. Давайте, ребята, и мы тоже отдохнем и проведем физминутку.
IV . Физминутка «Мы считали». (Слайд 9).
Мы считали и устали.
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, встали, и друг друга не задели,
Проведем гимнастику для глаз. (Слайд 10) -черный квадрат
1.Горизонтальные движения глаз: направо - налево -6 раз
2.Круговые движения глаз по часовой стрелке и в противоположном направлении – 6 раз
3.Сжать и разжать глаза в быстром темпе- 6 раз
V . Продолжение работы по теме.
3. Решение задач, изученных видов. (Слайд 11)
Немного отдохнувши, наш герой продолжил путь. Как только свернул за перекресток, встретился с маленьким и добрым Змеем Горынычем. Он сидел над задачами. Нужно было решить три задачи. Но головы спорят между собой и никак не могут договориться. МакКуину стало жалко Горыныча, и решил помочь. Давайте и мы тоже присоединимся. Мы же умеем договариваться и работать в команде. Разделимся на три группы: I ряд-первая группа, II ряд-вторая группа, III ряд- третья. Каждая группа получает по одной задаче. Нужно составить краткую запись и решить ее.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
На гонках в Японии автомобиль команды «Феррари» ехал со скоростью 300 километров в час , а «Мерседес» на 100 километров в час медленнее. С какой скоростью двигался автомобиль команды «Мерседес»? | Команда «Мерседес» подготовила для гонок 500 литров бензина, а «Феррари» - 400 литров . На сколько литров бензина меньше подготовила команда «Феррари»? | За год команда «Мерседес» израсходовала 400 шин , команда «Феррари» на 200 шин больше . Сколько шин израсходовала команда «Феррари»? |
300 – 100 = 200км/ч | 500 – 400 = 100 л | 400 + 200 = 600 (ш.) |
«Феррари»-300 км/ч «Мерседес»-? на 100 км/ч медленнее. | «Феррари»-400 л «Мерседес»-500 л На? меньше | «Мерседес»- 400 ш «Феррари»-? на 200 ш. больше |
Первая группа называет ответ: автомобиль команды «Мерседес» двигался со скоростью 200км/ч, вторая группа: команда Феррари подготовила на 100 л меньше, третья группа: команда Феррари израсходовала 600 шин.
Молодцы! Горынычу понравилась наша работа. Теперь головы решили думать и принимать решения вместе.
МакКуин прощается с Горынычем и продолжает свой путь, радуясь предстоящей встрече с Салли. Долго ли ехал, коротко ли встретился у дороги с Машенькой. Ей на дом задали примеры №7 на странице 24 и № 8 на странице 25. Машенька пожаловалась, что не может быстро справиться с двумя заданиями, ведь она должна встретиться с Мишей. Наш герой вызывается помочь Машеньке. Давайте и мы поможем.
4.Работа по учебнику. (Стр. 24, № 7, стр. 25 № 8) (Слайд 12)
Рассмотрите задания и по выбору решите примеры, с которыми вы можете справиться, чтобы быстрее помочь Машеньке.
Проверим ответы.
Встаньте, те, кто выбрал примеры № 7.
Встаньте, те, кто выбрал примеры № 8
У всех совпадают ответы? Садитесь. Если совпадают, на полях поставьте знак +, а если нет -
стр. 24, № 7 Стр.25, № 8
800 + 26 = 826 900 + 3*5 =915
500 + 40 = 540 300 + 6*7 =342
300 + 4 = 304 400 + 5*8 = 440
85 + 200 = 285 800 + 3*3 = 809
Машенька поблагодарила за скорую помощь, попрощалась с МакКуином и побежала к Мише.
Наш герой, думая о скорой встрече с подругой, продолжил свой путь. Долго ли ехал, коротко ли ну вот и Салли. Наконец - то они встретились, но Салли не может уехать с МакКуином в свою страну, если не выполнит сравнение следующих чисел.
5. Сравнение чисел . Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)
МакКуин во время путешествия научился многому и принялся один помогать Салли, выполнять сравнения. Давайте и мы поможем нашим героям соединиться и уехать домой на Родину вместе и никогда уже не расставаться. Ведь нет на свете Родины дороже.
Молодцы! Все препятствия мы преодолели вместе. Маккуин и Салли благодарят вас за оказанную помощь и дарят вам на память свои изображения для раскраски. Они прощаются с нами и уезжают к себе на Родину вместе, чтобы никогда уже не расставаться. Давайте и мы пожелаем им счастливого пути! (Слайд 14)
IV Рефлексия. (Слайд 15)
Самооценка работы на уроке.
Кто считает, что на уроке было интересно,
работал хорошо, всё понял, поднимите
улыбающегося
А кто считает, что ему было интересно, работал не плохо, было трудно поднимите
печального
Молодцы! Вы сегодня хорошо работали на уроке.
Оценка работы учащихся, выставление оценок
Сколько у вас получилось плюсиков?
А какую оценку вы поставите себе?
А как вы думаете, кто в классе работал лучше всех?
Кому можно сегодня поставить «5»?
V. Итог урока.
- Что мы закрепляли на уроке?
(Сложение, вычитание и сравнение круглых сотен).
Как они складываются и вычитаются? (Сотни складываются так же, как и единицы).
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
V I . Домашняя работа. (Слайд 16)
Стр.25 №9-все учащиеся;
№12,13- Танова Д., Танова С., Рыскаль Л., Итова Р., Люев А., Танов В..
Резерв.
Викторина от Макуина.
На каком шоссе расположен городок тачек? (Шоссе, 66)
Как называется городок тачек? (Радиатор Спрингс)
Кто главный герой? (МакКуин)
Кто его подруга? (Салли Каррера)
Сколько тачек в знаменитой банде? (4)
Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся по существу к действиям в пределах 10. Рассуждения проводятся так:200 - это 2 сотни, 100 - это 1 сотня.
2 сот. + l сот. = 3 сот. 3 сотни - это 300. 200+100=300 500-200=?
5 сот.-2 сот. = 3 сот.=300 500-200 = 300
Отдельным учащимся, которые еще нуждаются в использова-нии средств наглядности, можно предложить пучки палочек (1000 палочек, связанных в пучки по сотне), пластины из арифметичес-
кого ящика, полоски длиной 1 м, разделенные каждая на 100 см, абак, счеты.
Полезно решение и составление троек примеров вида
400+200= 700-500=
с последующим сопоставлением компонентов и результатов дейст-
2. Сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых
сотен и десятков (действия основываются на знании нумерации):
а) 300+ 5 305- 5 б) 300+ 40 340- 40
5+300 305-300 40+300 340-300
в) 300+ 45 345- 45
3. Сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых
сотен и десятков:
а) 430+ 20 450- 20 б) 430+200
в) 430+120 550-120 630-200
При решении случаев а), б) рассуждения проводятся так: «430 - это 4 сот. и 3 дес, 20 - это 2 дес. Складываем десятки: 3 дес.+2 дес. = 5 дес. 4 сот.+ 5 дес.=450».
Разряды, которые складываются или вычитаются, можно рекомендовать подчеркивать:
4 30+2 00=630 6 30-2 00=430
7 Перова М. Н.
При решении примеров вида в) рассуждения проводятся так
«120=100+20, 430+100=530, 530+20=550», т. е. этот случай
сложения (вычитания) сводится к уже известным учащимся слу-чаям сложения (вычитания) а), б).
4. Сложение трехзначных чисел с однозначным, двузначным и
трехзначным без перехода через разряд и соответствующие слу-
чаи вычитания:
а) 540+5 545-5 б) 545+40 в) 350+23 373-23
543+2 545-2 585-40 356+23 379-23
г) 350+123 673-123 356+123 679-123
Выполнение действий производится устно. Учащиеся при выпол-нении действий пользуются теми же приемами, какими они пользо-вались при изучении действий сложения и вычитания в пределах 100, т. е. раскладывают второй компонент действия (второе слагае-мое или вычитаемое) на разрядные единицы и последовательно их складывают или вычитают из первого компонента.
Например:
350+123 ______ 673-123 _______
123=100+20+3 123=100+20+3
350+100=450 673-100=573
450+ 20=470 573- 20=553
470+ 3=473 553- 3=550
5. Особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся
случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых
чаще всего допускаются ошибки. Учащихся больше всего затруд
няют действия с нулем (нуль находится в середине числа или в
конце). Случай с числами, содержащими нуль, не требует особых
приемов. Но таких примеров надо решать больше, повторить
перед решением таких примеров решение примеров на сложение
и вычитание, когда компонентом действия является нуль: 0+3,
5+0, 5-5:
а) 308+121 б) 402-201 в) 736-504
308+100=408 402-200=202 736-500=236
408+ 20=428 202- 1=201 236- 4=232 428+ 1=429
г) 0+436 700-0 725-725
Устные приемы вычислений требуют от учащихся постоянного анализа чисел по их десятичному составу, понимания места
цифры в числе, понимания того, что действия можно производить
только над одноименными разрядами. Не всем учащимся вспомо-гательной школы это становится понятным одновременно.
Перед выполнением действий необходимо добиваться от уча-
щихся предварительного анализа десятичного состава чисел. Учи-тель чаще должен ставить вопросы: «С чего надо начинать сложе-
ние? Какие разряды складываем?»
В противном случае учащиеся допускают ошибки при вычисле-
ниях. Они складывают десятки с сотнями, а результат записывают
либо в разряд сотен, либо в разряд десятков, например: 400+10=500, 30+400=70, 30+400=47 0, 30+400=34 0,
670+2=69 0, 670-3=64 0.
Эти ошибки свидетельствуют о непонимании позиционного значения цифр в числе, о неумении самостоятельно контролировать результаты действий. Учителю необходимо добиваться того, чтобы учащиеся проверяли выполнение действий, причем делали это не формально, а по существу. Нередко приходится наблюдать, что ученик якобы и сделал проверку, но выполнил ее формально. Он записал только обратное действие, а не решал, поэтому и не заметил допущенной ошибки, например: 490-280=110.
Проверка. 110+280=490.
Нередко можно столкнуться с непониманием умственно отсталыми школьниками (даже старших классов) сущности проверки. Проверка часто выполняется учениками только потому, что этого либо требует учитель, либо такое задание содержится в учебнике. Часто при выполнении проверки ученик получает несоответствие между полученным результатом и заданным примером, но это не служит ему поводом для исправления неверного ответа, например: 570-150=320. Проверка. 320+150=470.
В данном случае проверка выступает как самостоятельное действие, никак не связанное с тем, которое ученик проверяет.
Учитель постоянно должен помнить об этих ошибках школьников с нарушением интеллекта и требовать ответа на вопросы: «Что показала проверка? Верно ли решен пример? Как доказать, что действие выполнено верно?»
Осознанному выполнению устных вычислений, выработке обобщенных способов выполнения действий служит постоянное внима-
ние к вопросам сравнения и сопоставления разных по трудности случаев сложения, вычитания. Важно научить учащихся видеть общее и особенное в тех примерах, которые они решают.
Например, сравнить примеры и объяснить их решение:
30+5, 300+40, 300+45, 300+140, 300+145, 300+105.
305-5, 340-40, 345-45, 340-300, 345-300, 345-200.
Полезно и составление учащимися примеров, аналогичных (по-хожих) данным, или примеров определенного вида: «Составьте пример, в котором надо сложить круглые сотни с единицами»; «Составьте пример на вычитание, в котором уменьшаемое -трехзначное число, а вычитаемое - круглые десятки» и т. д. 1
Для закрепления действий сложения и вычитания в пределах 1000 приемами устных вычислений полезно решение примеров с неизвестными компонентами.
II. Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание с переходом через разряд - это наибо-лее трудный материал. Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик. Сложение и вычитание в столбик производятся над каж-дым разрядом в отдельности и сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20. Но в этом случае возникают у умственно отсталых школьников трудности в записи чисел, т. е. в умении правильно подписать разряд под соответствующим разрядом.
Часто из-за неумения организовать внимание, из-за недостаточно четкого понимания позиционного значения цифр в числе, а то и из-за небрежности при записи цифр ученики сдвигают число, которое нужно прибавить или вычесть, влево или вправо и поэтому допускают ошибки в вычислениях. Особенно много ошибок учащиеся допускают при записи чисел в столбик, если действие производится над трехзначным и двузначным или однозначным числом. В этом случае десятки подписываются под сотнями, единицы под сотнями или десятками. Это приводит к ошибкам в вычислениях.
Например:
+ 6 + 3818
Наибольшие трудности вызывает действие вычитания. Ошибки в вычислениях носят различный характер. Причиной некоторых из
Слабоуспевающим учащимся разрешается выполнение всех случаев в столбик.
них является слабое усвоение табличного сложения и вычитания сделах 20.
Много ошибок допускается в результате того, что ученики забывают прибавить получившийся в уме десяток или сотню, а также забывают, что «занимали» сотню или десяток. Например:
При этом рассуждение проводится так: вычесть нельзя, вычитаем из 8 единиц 5, сносим, разность 373».
Конспект урока по математике, 5 класс
Тема урока: Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Цель: - продолжить работу по формированию умений и навыков в сложении круглых сотен и десятков;
Научить решать примеры вида 220+10,840-40
Совершенствовать умения в решении задач в 2 действия;
Развивать и корректировать внимание, память, математическую речь.
Оборудование: учебники, тетради, простые карандаши, ПК, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие в природу.
Это путешествие будет помогать нам учиться складывать числа. А какие числа? Это мы узнаем чуть позже. А сначала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы урока.
Настало время выяснить всё-таки тему урока. Для этого вам необходимо выполнить несколько заданий.
1 ЗАДАНИЕ
400, 210, 325, 600, 870.
Какое число лишнее? Как можно назвать оставшиеся числа? – (круглые )
По мере выполнения задания открывается тема урока.
2 ЗАДАНИЕ
100,200,300,….,…..,……,…….,…….,…….,1000.
Из каких чисел состоит числовой ряд? – (круглых сотен ).
Открывается полная тема урока – «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков».
Устный счёт.
- Загадка: Проворная зверюшка
Живёт в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (Белка)
- выполняют №135 с 58 устно по цепочке
Зрительная гимнастика. - Слайд
Постановка проблемы.
У: - Мы продолжаем своё путешествие и добрались мы с вами до ручья. А чтобы его перейти нам нужно возвести мостик. На берегу есть брёвна с заданиями
Чтобы вы с лёгкостью справились с этим заданием давайте разберём как будете их решать. У кого есть предложения? (учащиеся предлагают способы решения таких примеров). Учитель обобщает.
Закрепление.
У: - Ну, а теперь приступим к строительству мостика. Решают в тетрадях примеры из учебника №137 с.58
У: - Молодцы! С помощью ваших знаний мы переправились на другой берег. Мы славно потрудились, утомились. Отдохнем немного.
Физминутка.
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка! (ходьба на месте)
Песни птиц звучат повсюду,
Шумом их пугать не буду,
Здесь отличные места,
Ах, какая красота. (наклоны вперед, назад)
Снова мы идем по лесу.
А вокруг - так интересно!
(Повороты вправо-влево)
Отдохнули, и пора.
(Потягивания- руки в стороны)
За работу, мастера!
(Дети садятся за парты)