Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Встреча олега с волхвом. Великий русский художник васнецов обвинен в экстремизме. Волхвы в период христианства

Во всех языческих культурах важную роль играли жрецы, служившие посредниками между людьми и сверхъестественными силами – духами и божествами. В дохристианской Руси таких людей называли волхвами.

Волхвы осуществляли ритуалы, связанные с поклонением славянским богам, а также, как считалось, могли узнавать волю богов и прорицать будущее. Неудивительно, что они обладали огромным влиянием, в том числе и политическим.

Роль волхвов в языческой Руси

Исследователи Иванов и Топоров полагают, что само слово «волхв» имеет тот же корень, что и «волосы». Волхвы носили длинные волосы и бороды, никогда не стриглись, за что их могли называть «волосатыми» («волхатыми»). Вероятно также, что именно от «волхва» произошли слова «волшба», «волшебство», то есть «колдовство».

Волхвы участвовали в религиозных обрядах, совершали жертвоприношения, проводили магические ритуалы, гадали, занимались целительством. При этом они занимали довольно высокое положение в государственной иерархии: власть предержащие часто приходили к ним за советом. Всем нам известна легенда о Вещем Олеге, который, пожелав узнать у кудесника, что сбудется с ним в жизни, услышал в ответ предсказание о грядущей смерти от собственного коня.

Волхвы в период христианства

С принятием христианства для волхвов настало неблагоприятное время. Отныне язычество объявлялось вне закона, и они могли потерять свой статус. Это вынуждало волхвов выступать на стороне оппозиционных киевской власти сил.

Так, в 1024 году волхвы возглавили восстание в Суздальской земле. Как рассказывает «Повесть временных лет», там приключилась засуха, вызвавшая неурожай и голод. Волхвы обвинили в этом «старшую чадь».

Ситуация накалилась до того, что в город для урегулирования конфликта прибыл киевский князь Ярослав Мудрый: «В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью гаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: “Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже”».

По мнению советского историка Тихомирова, это событие являло собой яркий пример борьбы низших слоев населения – «младшей чади» против «старшей» - феодалов и знати, при этом движущей силой восстания исследователь считает крестьян (смердов). Что же до волхвов, то они, с его точки зрения, олицетворяют собой сопротивление церковной власти.

В отличие от своего коллеги, доктор исторических наук Фроянов полагает, что в данном случае речь шла о конфликте между волхвами и местными языческими вождями-старейшинами: первые обвиняли вторых в том, что те нарочно задерживают дождь, чтобы не было урожая. Что же касается приезда Ярослава Мудрого, то он прибыл в Суздаль вовсе не для того, чтобы усмирить восстание, а по каким-то своим делам.

В общем, ясно, что тут присутствовали волхвы, но вот кто подразумевается под «старшей» и «младшей» чадью и какую роль в этом сыграл князь Ярослав, остается предметом исторических споров.

Аналогичная ситуация сложилась в 1071 году в Новгороде. Считается, что Новгородское восстание было спровоцировано несколькими причинами: неурожаем, недовольством народа знатью и, наконец, насильственной христианизацией.

Вот что пишет об этом советский историк Мавродин в книге «Народные восстания в древней Руси XI-XIII вв.»: «…Во главе восставших против „старой чади“ смердов стояли волхвы, которые стремились использовать антифеодальное выступление народа для возврата к прежним дохристианским культам».

Так или иначе, в Новгороде во время правления князя Глеба Святославовича объявился некий волхв и стал пророчествовать и проводить «антихристианскую пропаганду», толкая народ на убийство епископа.

Епископ, выйдя к людям в полном облачении и с крестом, попытался вразумить их, но это ему не удалось. Тогда за него вступился князь Глеб со своей дружиной. Поскольку никто из народа не перешел на сторону епископа, князь решил взять хитростью и, подойдя к волхву со спрятанным под плащом топором, спросил: «Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?»

Волхв подтвердил, что это ему известно. Тогда князь поинтересовался: «А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?». «Чудеса великие сотворю», - хвастливо отозвался смутьян. Глеб неожиданно вытащил топор и разрубил волхва. После того как он упал мертвым, люди разошлись, и мятеж не состоялся.

Борьба за власть

Были в XI веке и другие смуты, связанные с волхвами. В частности, они выступали на стороне полоцкого князя Брячислава Изяславича против киевского князя Ярослава Мудрого, а также поддержали в борьбе за власть в Киеве сына Брячислава, Всеслава Полоцкого, который, согласно летописям, был «рожден от волхвования», а также сам обладал умениями волхвов, такими, как оборотничество, гадание и наваждение (видимо, тут имеется в виду умение насылать на людей морок). Правда, княжил в Киеве Всеслав недолго – всего семь месяцев.

Волхвы всячески пытались удержать утраченное могущество. «Повесть временных лет» описывает, как во время голода 1071 года в Ростовской земле и Белозерье жрецы обвинили в его причинах «лучших жен», то есть самых знатных женщин, якобы прятавших съестные припасы. Кудесники чудесным образом доставали из-за спин обвиняемых «жито, либо рыбу, либо белку». Понятно, что это был ловкий трюк, дабы продемонстрировать свои магические способности.

Фроянов считает, что выступления волхвов представляли собой «религиозный и бытовой конфликт общины со своими высшими властями».

Последние упоминания о волхвах как языческих жрецах встречаются в новгородских и псковских летописях XIII-XIV столетий. Позднее на Руси так стали называть любых знахарей, колдунов, чернокнижников и носителей различных «ересей».

Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова "Встреча Олега с кудесником".

Ленинский районный суд города Кирова признал картину русского художника Виктора Васнецова "Встреча Олега с кудесником" экстремистской. Квалифицированную экспертную оценку васнецовского "Кудесника" сделали для суда местные специалисты с кафедры педагогики и психологии Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кировские специалисты открыли для себя, суда и современной просвещенной общественности, что картина "Кудесник", написанная художником в 1899 году, невербально манипулирует зрителем и читателем – с этой целью ее поместил на обложку своей брошюры "Волхвы" писатель Алексей Добровольский, опус которого и подвергся вятской инквизиции.

"Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре "Волхвы", использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки "Волхвы", на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу", - вывели кировские образованцы.

Экспертное заключение помогло Ленинскому суду сделать вывод о том, что Васнецов помогал Добровольскому публично возбуждать "национальную, расовую или религиозную вражду", унижать "национальное достоинство" и пропагандировать "исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности" (ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Ресурс DAL.by, рассказавший об изгоняющих беса экстремизма из Кирова, глумливо предложил правосудию приобщить к экспертному мнению местных умников еще и свидетельские показания Пушкина А.С., знакомого с обоими персонажами картины – как с князем Олегом, так и с волхвом:

"Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам" - согласно УК РФ, "унижение по национальному признаку".

"Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам", - ст. 353 - "Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны".

А вот как обращается старец с представителями государственной власти:

"Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен".

Здесь явно прослеживается пренебрежение к князю Олегу (ст. 319 - "Оскорбление представителя власти"), которое усугубляется предсказанием: "Примешь ты смерть от коня своего" (ст. 320 - "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица").

Старик действительно "повелевал" - заставил князя умертвить собственного коня ("Жестокое обращение с животными", до кучи). Что, впрочем, не спасло "главнокомандующего" от укуса змеи (заранее обдуманное покушение?)".

Материалы, признанные по суду "экстремистскими", подлежат уничтожению. Васнецов отправится в печь 21-го века. Туда же и Пушкина...

Автор "Песни о вещем Олеге" Александр Пушкин впервые приехал в Киев 21-летним юнцом. Поэт был в опале у императора Александра I за крамольные стихи: "Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу..." - и в Киеве он был тайно, проезжая в так называемую южную ссылку. Но, как известно, император был отходчив, и своенравного поэта вскоре вернули ко двору. Однако впечатление, оставленное Киевом в душе первого поэта Российской империи, оказалось неизгладимым. И Пушкин вновь и вновь приезжает в "столицу ведьм и веры".

В один из таких приездов Александр Сергеевич, вдоволь набродившись по склонам Щекавицы в поисках княжеской могилы и изрядно сбив носки новых штиблет, написал "Песнь о вещем Олеге".

По пушкинским местам пройдемся и мы.

Капище на Хоревице

Начинаем с горы Хоревицы. Гора, названная в честь брата - основателя Киева Хорива является еще и одной из пяти киевских Лысых гор, на которых, по легендам, собираются на сборища ведьмы из Украины и Белоруссии. Там же находилось древнее капище Перуна, которому поклонялись в дохристианском Киеве.

Именно тут "…из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному…". И тут волхв повстречал князя с дружиной, который возвращался в княжий замок.

На этом месте восстановили ритуальный алтарь, и сегодня родноверы приносят жертвы своим древним языческим богам. Правда, характер жертвоприношений изменился, кровь больше не проливают, а приносят вполне "мирные" жертвы - хлеб, молоко, зерно. А в остальном - природа такая же дикая, и гора выглядит очень неухоженной. Тут никогда не ступала нога коммунального работника, а в зарослях крапивы и бузины можно найти что угодно, начиная от целующихся парочек и заканчивая дамскими шляпками, использованными шприцами и бутылками из-под спиртного.

У Пушкина и в "Повести временных лет" князь Олег просит волхва рассказать о будущем. Прогноз жреца достаточно оптимистичен: у владыки будет долгая жизнь, наполненная победами и прочими житейскими радостями, и ничего ему не будет страшно. Кроме одного: "…но примешь ты смерть от коня своего". Естественно, Олег отправляет коня в изгнание.

"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время", - сокрушается князь и сплавляет лошадку в княжеские конюшни, которые находились в непосредственной близости - у дворца на Старокиевской горе.

Именно тут находится исторический центр Киева - место, где изначально княжил Кий, основатель столицы. Сейчас место, где был замок, окружено символической изгородью. Неподалеку лежит памятный камень с высеченными древне¬славянской вязью словами Нестора Летописца: "Отсюда появилась земля русская".

Смерть на Щекавице

Во времена правления вещего Олега князья имели обыкновение бывать дома реже, чем в ратных походах или на охоте. Жизненный уклад вещего Олега особо не отличался. В одно из редких возвращений домой князь поинтересовался, как же поживает изгнанный любимец. И узнал, что конь его умер, а останки его белеют на ветру, на склоне Щекавицы.

"…И внемлет ответу: на холме крутом, давно уж почил непробудным он сном", - получает князь ответ. И естественно, решает отправиться посмотреть на коня, который уже перестал быть опасным.

"…И видят - на холме, у брега Днепра лежат благородные кости", - князь нашел останки боевого товарища на склоне горы. Сейчас на этом месте родноверы установили жертвенник.

Согласно легендам, а заодно и "Повести временных лет" Нестора Летописца, могила князя Олега должна быть тут же, на Щекавице, но, к сожалению, ее расположение не известно. Кто-то утверждает, что она находится на территории Замкового кладбища: полуразрушенными могилами усеяна вся гора, и затеряться там не составляет труда.

КСТАТИ

Обстоятельства смерти вещего Олега противоречивы. По киевской версии, отраженной в "Повести временных лет", его могила находится в Киеве на горе Щекавице. Новгородская первая летопись "передвигает" его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушел "за море".

Интересно, что легенды тесно переплетаются с исландской сагой о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня, которую ему предсказала скандинавская вещунья. И учитывая "северное" происхождение киевских князей и оставшиеся родственные связи, вполне вероятно, что первый киевский князь стал героем скандинавского эпоса.

Ленинский районный суд в городе Кирове признал картину замечательного русского художника В.М. Васнецова «экстремистской»...



Наконец-то «длинные руки» правоохранительной системы дотянулись до главного. Вступило в законную силу решение Ленинского районного суда города Кирова о признании Васнецова Виктора Михайловича, русского, 1848 г. р., художником-экстремистом. Посмертно. Основание — выводы экспертизы по его картине «Встреча Олега с кудесником», изготовленной мастером по заказу неустановленным следственными органами лица в городе Москве в 1899 году.
Справедливости ради стоит отметить, что самый известный иллюстратор русских сказок вновь попал в историю случайно, очутившись не в то время и не на том месте. «Кудесника» поместил на обложку своей брошюры «Волхвы» писатель Алексей Добровольский, он же «Доброслав». Творческий союз писателя с художником (т. е. фактически банда), оказывается, занимался тем, что публично возбуждал «национальную, расовую или религиозную вражду», унижал «национальное достоинство», а также пропагандировал «исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности» (ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Существуют и доказательства вышеупомянутых бесчинств. Художника ведь может обидеть далеко не каждый. «Квалифицированные» и «переподготовленные» эксперты (все они — сотрудники кафедры педагогики и психологии Кировского института повышения КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ работников образования) своим заключением вскрыли преступные замыслы «подсудимого» Виктора Васнецова.

Читаем внимательно: «Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу».

Мнение экспертов подтверждает и пока еще свидетель (статус может быть переквалифицирован) Александр Пушкин. Ведь «старец в образе язычника» беседовал с его вещим Олегом:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам. (согласно УК РФ — «унижение по национальному признаку»)
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам. (ст. 353: «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»)

А вот как обращается старец с представителями государственной власти:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Здесь явно прослеживается пренебрежение к князю Олегу (ст. 319: «Оскорбление представителя власти»), которое усугубляется предсказанием: «Примешь ты смерть от коня своего» (ст. 320: «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица»).

Старик действительно «повелевал» — заставил князя умертвить собственного коня («Жестокое обращение с животными», до кучи). Что, впрочем, не спасло «главнокомандующего» от укуса змеи (заранее обдуманное покушение?).

Так что прав был «ленинско-кировский» районный суд, прислушавшись к «экспертному мнению». Кстати, все материалы, признанные Фемидой «экстремистскими», подлежат уничтожению. И художник Васнецов здесь не исключение — в печку его!

Давно пора очистить при помощи наших гуманных судов Россию-матушку от «человеконенавистнической» макулатуры. Для «священного огня» пищи хватит. Тут и Достоевский, экстремистки пророчествовавший: «Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов… Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным…». И Гоголь, с его главным возбудителем национальной и религиозной вражды — Тарасом Бульбой. А уж сколько художников можно подвести под 282-ю статью, если правильно подобрать экспертов!

Покончим с классиками — доберемся и до современников. Вот Дмитрий Анатольевич Медведев в своей статье «Россия, вперед!» написал о «вековой коррупции, с незапамятных времен истощавшей Россию». Не унижает ли это национальное достоинство целого народа, а, граждане эксперты?

Виктор Васнецов Встреча Олега с кудесником . 1899 Бумага , акварель Государственный Литературный музей , Москва

«Встреча Олега с кудесником» - акварель Виктора Васнецова . Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге » А.С.Пушкина .

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства ».

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, картина была использована в оформлении обложки книги националиста -неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы» . 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами . При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги . Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира :

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса