Всё о музее что такое музей. Что такое музей? Краткий экскурс. Беседа «музейные профессии»
Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение «museion» на русский язык буквально переводится как храм муз. Однако, музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место созерцания, миросозерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный в 280 году до нашей эры Птоломеем Сотером. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени.
В те же века существовали и прототипы современных музеев, то есть собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, преследовали как основную цель такого «накопления» стремление выделиться. Принцип калокогатии – стремление греков к достижению совершенства во всем, быть может, и стал провозвестником музея. Античный человек должен был быть красив и телом, и духом, особенно в сравнении с людьми чуждыми его государству, его полису. Собирание красивых вещей и осознание себя как их владельца отделяло прекрасного грека от низших варваров. Таким образом, музей в то время был одним из способов самоидентификации.
Другой уровень развития явления музея мы находим в Древнем Риме, где возникают первые частные императорские коллекции. При создании этих собраний уже начинает доминировать эстетическая ценность каждого экспоната в отдельности, но наслаждение от этого эстетического могут получать только «избранные люди», владельцы. Стремление римлянина сделать красивым весь мир вокруг себя приводит к такой ситуации, точную оценку которой дал музеевед И.А. Фролов в своей книге «Основатели российских музеев»: «Рим не имел музея как такового, но весь мир был музеем» 1 . Однако, приближаясь к концу своего существования, Рим предложил другую трактовку этого феномена. Музей, собрание, коллекция теперь стали не собраниями красоты, а накоплениями богатств, значимых не с эстетической, а с экономической точки зрения.
Интерес к коллекционированию существует и в средневековой Европе. Преимущественно это явление связывается с королевскими фамилиям. Здесь легко проследить определенное влияние через Византию наследия античного Рима. Особенно пышными были коллекции итальянских династий. В XII веке Венеция держала пальму первенства в походах по Средиземному морю, что повлияло на приток в страну антикварных ценностей.
Эпоха Ренессанса – эпоха обращения к традициям прошлого. Небывалый интерес к античности подхлестнул состоятельных купцов и аристократов создавать свои коллекции из монет, печатей, медалей, гобеленов, скульптуры, живописи и т.д. Наиболее преуспевающими в этом деле были флорентийские династии, среди коллекций которых по широте интересов не было равных никому по сравнению с собранием рода Медичи.
Именно Флоренция и открывает самый большой на то время музей, считающийся одним из первых в Европе. Создание галереи 11 е 11 osi во Флоренции, родившейся на рубеже «XIV-XV веков, стало немаловажным шагом «от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность» 2 . Именно с появлением этой и других подобных галерей становится возможным трактовать понятие «музей» как специальное научно-исследовательское и просветительское учреждение, в котором «коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры» 3 .
Теперь, в XVIII начинают появляться и научные коллекции, немало стимулов чему дало общее направление развития наук, где наряду с продолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопления фактических данных и их эмпирического описания» 4 . Так многие ученые становились увлеченными коллекционерами, например, М.В. Ломоносов, поэт, писатель и. Вместе с тем, естество-испытатель и один из основоположников сравнительной анатомии И. В. Гёте. Систематизаторская деятельность ученых XVIII века создала базу для появления различных теорий эволюции уже в веке XIX. Так, Чарльз Дарвин начал свой путь в науку именно с составления коллекций минералов и насекомых.
В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в его еще нередко определяли как собрание предметов представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.
В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых - не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.
Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов».
Существует научная дисциплина – музееведение (музеология), изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных объектов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.
В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х – начале 1970-х годов А.М.Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А.Равикович, Ю.П.Пишулина, А.Б.Закс.
Функция документирования предполагает целенаправ-ленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
По мнению ряда исследователей, например Д.А.Равикович, помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие предлагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.
Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а так же в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.
Музейная сеть. Виды музеев (классификация)
Совокупность музеев, существующих на определенной территории, называют музейной сетью. Это понятие употребляется и для обозначения групп музеев одного профиля, одного типа или одной ведомственной принадлежности: сеть художественных музеев, сеть музеев под открытым небом, сеть музеев Министерства культуры РФ.
Музейная сеть России формировалась на протяжении трех столетий, и начальные этапы этого процесса носили в значительной степени стихийный характер, хотя объективно они отражали экономические, научные и культурные потребности своего времени. На основе музейной сети, сложившейся к 1917 г., а также национализации, конфискации и секуляризации огромных художественных ценностей после Октябрьской революции в России была создана единая государственная музейная сеть, развитие которой направлялось и регулировалось центральными органами власти.
Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию.
Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.
Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы : естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.
Исторические музеи делятся на:
общеисторические музеи (широкого профиля); например Государственный Исторический музей в Москве;
археологические музеи ; например археологический музей-заповедник «Танаис»;
этнографические музеи ; например Российский этнографический музей в Петербурге;
военно-исторические музеи ; например, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в Москве;
музеи политической истории ; например Музей политической истории России в Петербурге;
музеи истории религии ; например Музей истории религии в Петербурге;
историко-бытовые музеи , воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; например Музей городского быта «Старый Владимир»;
монографические музеи , посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; например, Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;
Прочие исторические музеи; например, Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX -XX вв. в Петербурге.
Художественные музеи делятся на:
музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;
музеи декоративно-прикладного искусства ; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;
музеи народного искусства ; например, Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;
монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.;
Прочие художественные музеи.
Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие музеи.
Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля . Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи , сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.
Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли , созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области - «Новый Иерусалим».
Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Хотя остатки древних судов и прежде поднимались на поверхность водолазами, только изобретение автономного аппарата для дыхания позволило археологам вести раскопки под водой в соответствии с теми же правилами, что и на суше. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы - музеев подводной археологии. В их собраниях - остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в., а также Бодрумский музей подводной археологии (Турция), в 18 выставке 18 которого - предметы, найденные в ходе раскопок пяти кораблей, затонувших между 1600 г. до и. э. и 1025 г. н. э.
Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.
Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва), где на протяжении многих лет ведутся исследования внеземного вещества и создаются приборы для проведения научных изысканий в космосе. В музейной экспозиции представлены коллекции метеоритов и лунных образцов, а также приборы - инструменты дистанционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет.
К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.
Главное назначение учебных музеев - обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах - Музей лесоводства им. Г.Ф.Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.
Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания - в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.
Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев - музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.
Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников, например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Он образован в 1969 г. на острове Кижи, соседних островах и прилегающей к ним части побережья Онежского озера. Музей включает свыше 70 памятников народного деревянного зодчества - культового и гражданского, часть из которых привезена из различных районов Карелии. Среди них - уникальная деревянная ярусная пирамидальная Преображенская церковь с 22 главами (1714 г.), с четырехъярусным иконостасом и иконами середины XVIII в. Архитектурно-этнографическая экспозиция музея воспроизводит облик карельских и русских деревень, уклад жизни их обитателей. В интерьерах построек демонстрируются иконы, расписные церковные потолки - «небеса», народные музыкальные инструменты, хозяйственная утварь, инструменты для различных ремесел, народная одежда, вышивка, узорное ткачество.
Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи, создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.
Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х - начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.
Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.
Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.
Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией. В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республиканские, краевые, областные, районные музеи. По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.
Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить Зоологический музей Московского университета им. М. В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования, Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).
К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, При которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей».
Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX -XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и за 22 е 22 osi. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 января 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.
Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краеведческую направленность, в фондах преобладают материалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную, мемориальную ценность. Поэтому общественные музеи рассматриваются как резерв развития государственной музейной сети: за последние два десятилетия около 200 общественных музеев получили статус государственных учреждений.
В начале 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам - музеи А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, B.C.Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около 1000 общественных музеев.
В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.
В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей - Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.
Музей как форма коммуникации
Коммуникация (лат. Communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями - такой смысловой ряд выстраивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо носителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт, коммуникация осуществляется посредством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации - это наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает.
Понимание как сущность коммуникации предполагает единство языка коммуницирующих, единство ментальностей, единство или сходство уровней социального развития. Но возможна и коммуникация далеких во времени и пространстве культур; в таком случае понимание культур возможно как реконструкция или конструкция по тем законам обработки информации, которые приняты в воспринимающей культуре.
В начале XX в. появился термин «социальная коммуникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассматривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития.
Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация - это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой, - способность посетителя понимать «язык вещей».
Такой подход позволил Д.Ф. Камерону сформулировать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Во-первых, наряду с хранителями-экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспозиции должны принимать художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Во-вторых, экскурсоводам (музейным педагогам) следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. В-третьих, в музей должны прийти новые специалисты - музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.
Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала настоятельно ощущаться потребность в теории, позволяющей объяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направить его в нужное русло. Заполнить этот вакуум в музееведении помогли коммуникационные представления, получившие к тому времени распространение в других областях знания. В 1980-е гг. происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась наряду и в полемике с такими традиционными направлениями, как, например, теория музейного предмета, теория музейной деятельности. Существенный вклад в ее разработку наряду с трудами Д.Ф. Камерона внесли исследования Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского.
Постепенно в музееведении сформировался новый, коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные модели музейной коммуникации.
Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения - не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.
Принципиально новым в контексте теории музейной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторого общественно-исторического содержания» 3 . Музейная экспозиция в данном случае предстает как знаковая система, отображающая различные историко-культурные явления и процессы через экспонаты как знаковые компоненты. Причем отображается не сама действительность, а ее понимание автором экспозиции, которое представлено в виде определенной концепции и художественного образа (дизайна). Эта модель музейной коммуникации используется для общения с иной культурой, и главное в ней - преодоление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в обще 26 е 26 между двумя культурами.
Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения нарушений и в целях выработки «общего взгляда на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания предметов. Необходимы также социологические и психологические исследования в рамках «музей и посетитель», которые позволяют музеям устанавливать «обратную связь» со своей аудиторией.
греч. museion - место, посвященное музам, храм муз, от musa - муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск-ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.
Возникновение и развитие М. связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. памяти, с другой - с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразами М. были др.-греч. Александрийский мусейон (3 в. до н. э.; здесь изучались мусич. иск-ва), собрания ценностей и худож. произведений в Пер-гаме (2 в. до н. э.), галереи Варреса и Сул-лы в Риме (1 в. до н. э.), коллекции растений и минералов Теофраста (3-4 вв. до н. э.) и Плиния Старшего (1 в.), универсальные ср.-век. монастырские и мирские сокровищницы. В 16-18 вв. появились разл. кабинеты натуралий, кунсткамеры и т. п.; обширные собрания произв. иск-ва. Долгое время крупнейшие коллекции были мало доступны широкой публике. Демократизация М. началась в эпоху Возрождения. Собрания случайных раритетов сменились систематич. коллекциями, имеющими дидактич. значение. Совр. М. часто представляют собой науч.-культурные комплексы и центры. Просветительские и образоват. аспекты стали неотъемлемым компонентом музейной деятельности.
В России музейное просветительство ведет свое начало от первого рос. общедоступного М. - «Кунсткамеры» (1714). Идея «публичного музеума» воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, так или иначе связанных с решением образоват. задач. На рубеже 18-19 вв. в России возникли первые уч. М. - Горного ин-та в Петербурге, Зоологический («Кабинет естеств. истории»), Ботанический («Гербарий») и Минералогический при Моск. ун-те, М. при гор, школе в Иркутске (1782). В нач. 19 в. открылись для публичных посещений Кремлевское «древлехранилище» (Оружейная палата) в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. 19 в. ознаменовался интенсивным музейным стр-вом, воплотившим широко обсуждавшиеся ранее проекты создания общедоступных музеев с широкой просветит. программой (В. И. Баженов, Ф. И. Прянишников, Е. Д. Тюрин и др.). Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. На рубеже 19- 20 вв. сложилась сеть гос. и частных М. - художественных, исторических, краеведческих и др. Разл. М. действовали в высш. и ср. уч. заведениях.
Музейное просветительство в России было тесно связано с реформами в сфере образования, с развитием наглядных методов обучения. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. Своеобразным уч.-образоват. центром с сер. 70-х гг. 19 в. стал Поли-техн. М., где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для учительниц, создавались экспозиции по обучению шк. предметам, по проблемам физич. воспитания, для занятий со слепыми, глухими детьми. В 1886 в Ист. М. проведены первые экскурсии для воспитанниц жен. гимназий, с 1913 организовывалась систематич. работа с педагогами по подготовке их к экскурсионной деятельности. Создавались панорамы или диорамы, воспроизводившие ист. события, биогруппы - сценки из жизни животных и т. д.; были распространены экспозиции с рубрикациями, пояснит, текстами. Выделялись музейные фонды, доступные специалистам и предназначенные для широкой публики. В музейной работе ведущую роль стал играть экскурсовод. Образоват. сущность М. теоретически обосновывали Н. Ф. Федоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. Развитию музейно-образоват. деятельности способствовали идеи рус. экскурсионной школы (И. М. Гревс, Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский и др.), воплотившиеся в массовом экскурсионном движении.
После октября 1917 демокр. традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались дет. музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. исследования шк. аудитории (впервые - в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. устроил выставку - «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. образования с приемами пед. работы в М. В центр. и местных М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. с созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. постановления о нач. и ср. школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. работников на укрепление связи М. с уч. заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч. материала и экскурсионного метода, а с другой - ставили музейно-образоват. деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. материалу шк. программ.
До 80-х гг. музейно-образоват. деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. показателем ее эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя. Т. о., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.
С кон. 80-х - нач. 90-х гг. начался поиск новой модели М. и его образоват. концепции. М. рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. наследия и совр. культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. возможности М. используются при создании комплексных образоват. программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.
Отношения между М. и уч. заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнерства и сотрудничества.
Внимание М. направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. музейной деятельности, а также области науч. исследований - музейной педагогики и возникновению в штате М. новой должности - музейного педагога.
Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. в обществе в 60-е гг. 20 в. музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. В 60-70-е гг. 20 в. появились первые музейно-пед. центры (в Зап. и Вост. Берлине, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин « музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. деятельности, методы воздействия М. на разл. категории посетителей, взаимодействие с др. пед. учреждениями.
Совр. музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. и его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре. Увеличение объема зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.
Центральным для этой отрасли пед. знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. становится местом осуществления культурно-ист. диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.
Педагогика М. осн. на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. предметы и ист. реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.
Во мн. заруб. странах М. рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. вводится должность музейного педагога, спец. задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. ведется оригинальная эксперим. работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создается атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл. ассоциаций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счете человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. деятельности, интереса к познанию. М. рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. н. осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. знаний существуют при М. науки и техники в Чикаго (США), М. науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.
Значит. вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. опыта вносит К-т по просветит. работе Между-нар. совета музеев (ИКОМ).
Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2-3, Ми960-61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6-7, М., 1968-71; Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 - 606; Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985; Гнедовский М. Б., Совр. тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. странах: теория и практика, М., 1986; его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика, М., 1989; Музей и образование, в сб.: Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.
З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю - Юхневич.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Что такое Музей? Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры Раньше это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.
Лувр Национальный музей Франции. Один из первых европейских музеев и один из самых посещаемых музеев мира и третий в мире по величине. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.
Музей Санкт-Петербурга Лабиринтум Интерактивный музей занимательной науки для детей и взрослых Открылся совсем недавно в декабре 2010 года. Здесь можно познакомиться с основами законов физики экспериментальным путем. В музее есть зал с оптическими иллюзиями; зал с приборами, где можно поучаствовать в экспериментах с электричеством; зал экспериментов с водой; зеркальный лабиринт.
Музей человеческого тела Само здание музея, находящегося в нидерландском Лейдене, сделано в виде фигуры человека. Передвигаясь с этажа на этаж, посетители музея словно совершают путешествие внутри человеческого тела: мимо огромных органов или прямо сквозь них. На специальных экранах можно увидеть различные процессы, проходящие в организме: пищеварение, снабжение кислородом и т.д.
Музей растворимой лапши Растворимая лапша была изобретена японцем Момофуку Андо в 1958 году, и в музее, находящемся в Осаке, собрано все, что только может иметь отношение к этому продукту. Более того, посетители могут не только поглазеть на экспонаты, но и сами поучаствовать в создании уникальной лапши на мини-фабрике, причем готовый продукт в пластиковом стаканчике можно унести с собой.
Центральный музей связи им. А.С. Попова Один из старейших научно- технических музеев, Посетители могут познакомиться здесь не только с редкими экспонатами, относящимися к истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, но и с современными средствами телекоммуникации.
Музей железнодорожной техники Музей расположен недалеко от Брестской крепости. Основан в 2002 году. Под открытым небом можно увидеть около 50 образцов железнодорожной техники начала и середины прошлого века. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие. Прокатиться с ветерком, правда, не получится, а вот фотосессию устроить - запросто.
Дарвинский музей в Москве Занимательное путешествие познакомит с удивительными животными, представленными в экспозиции залов «История музея», «Многообразие жизни на Земле», «Происхождение видов (Микроэволюция)», «Зоогеография». «Весёлый музей» расскажет вам истории и про зверя-шишку, птицу-гриб, плавающего ежа, шестиногого оленя, собаку-игрушку и про других зверей, птиц и рыб. В нашем музее вам не будет скучно.
Наталья Анисимова
Беседы с детьми о музее
Беседы с детьми о музее.
Цель: Подготовка детей к восприятию мира музея
1. Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.
2. Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают,с музейными профессиями.
3. Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.
Беседа «Что такое музей»
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки…
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в … (музей).
– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.
Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).
Для чего люди создают музеи (Ответы детей).
Давайте заглянем в музей и узнаем о нем побольше. (показ картинок)
Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.
А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).
Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).
Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)
Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.
А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ картинок
– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).
– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.
Их профессия называется археолог.
А еще экспонаты в музеи дарят люди.
Их называют дарители.
– Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).
Чем отличается экспонат от простого предмета?
(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).
В каждом городе есть музеи. В нашем городе, селе тоже есть.
А знаете ли вы музеи нашего города? Показ картинок.
Воспитатель вместе с детьми подводит итог беседы:
Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?- Какие виды музеев вы знаете?
Беседа «музейные профессии».
Цель этой беседы - показать музей как сложный механизм; от того, как отлажена его работа, зависит сохранность произведений искусства.
Ход беседы
Ребята вы уже знаете что такое музей. Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам.
Воспитатель знакомит детей с профессиями людей,которые работают в музее (экскурсовода, музейных смотрителей, работников охраны, хранители, реставраторы, такелажники, осветители, климатологи)
Экскурсовод - Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты
Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках
Эксперт - оценщик Оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.
Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции
Реставраторы- это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.
Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.
Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,
Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы.
Экскурсанты - Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.
Беседа правила поведения в общественных местах- музее.
Ход беседы:
Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе - едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье. Какие общественные места вы знаете?
Ответы детей.
Как вы думаете, зачем нужны правила поведения?
Вспомните, какие из этих правил вы знаете.
Ответы детей.
Всё названное вами – правила поведения или этикет.
Что такое “этикет”? Это каждый знает:
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомнения.
А теперь серьёзное дадим определение.
«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».
И так мы с вами отправляемся в музей. Какие же нам с вами нужно знать правила.
Куртку, шапку иль пальто,
Не мешало, чтоб оно,
Не ходить, чтоб нам в развалку,
Отнесем мы в … раздевалку (гардероб).
О каком правиле поведения идет речь в стихотворении?
Ответы детей.
Правило: сдай вещи в гардероб.
Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты. А в качестве «сменной обуви» им предлагают специальные кожаные чехлы, которые надевают прямо на обувь.
Правило: будь всегда опрятен и вежлив.
В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.
Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся, ведь даже если тебе абсолютно неинтересно то, что говорит экскурсовод, то это не значит, что другим людям тоже все равно.
Правило: внимательно слушай и не перебивай экскурсовода
Экспонаты помогают узнать много новогои интересного о культуре прошлых веков, поэтому одно из наиглавнейших правил,которое следует соблюдать,
Правило: строго воспрещается трогать руками то, что выставлено.
После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.
Давайте, ребята повторим правила поведения в музее или на выставке
Правила поведения в музее.
Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты.
По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.
В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Публикации по теме:
«Берегите воду». Конспект беседы с детьми (старшая группа) ЦЕЛЬ: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям,что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил.
Конспект беседы с детьми второй младшей группы «Что такое театр?» Конспект беседы с детьми 2 младшей группы на тему «Что такое театр?» Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Кто такие герои?» Цель: Формирование у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну. Задачи: - воспитывать любовь.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Верблюд - домашнее животное» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Верблюд - домашнее животное". Рассказ воспитателя о домашних животных. Чтение.
Музей! Как много смысла в этом слове! А количество содержащихся там раритетов поражает, равно как и их стоимость. Некоторые экспонаты вообще не имеют цены, потому как сохранились в единственном экземпляре для всего человечества! Что такое музей? С научной точки зрения, это социокультурный институт, где собирают, изучают, хранят всевозможные памятники искусства, науки и техники, а также истории и других сфер человеческой деятельности. Как правило, многие музеи занимаются еще и просветительством, выставляя свои драгоценные экспонаты на всеобщее обозрение.
Откуда произошли музеи?
Все начиналось когда-то с частных коллекций (они и поныне существуют). Что такое музей? В античный период предметом «собирания» были в основном произведения искусства. В Средние века коллекционировались иконы, церковная амуниция, Мощи святых. А первые научные музеи появляются в Европе (эпоха Возрождения). В них преобладают минералы, инструменты для исследований, предметы этнографии. Первый публичный музей России — это, конечно же, Кунсткамера! За основу ее коллекции взято собрание Петра Первого: оружие, гравюры, живопись, скульптуры различных народов, а также приборы, станки, инструменты, которыми так интересовался правитель.
Классификация и функции
2. Метрополитен. Чтобы понять, в музее — настоящая, великолепная — необходимо побывать в этом музее, находящемся в Нью-Йорке. Расположен он в парке на Пятой авеню. Был основан группой энтузиастов в 1870 г. Из известных величайших экспонатов, выставленных там, артефакты Египта, статуэтки Африки и Востока, живопись Моне и Леонардо.
3. Эрмитаж. Находится в России и обладает огромнейшей коллекцией экспонатов, насчитывающей до трех миллионов произведений, памятников культуры. Это и скульптура, и живопись, и предметы прикладного искусства, и галерея драгоценностей (кладовые Золотая и Бриллиантовая). В общем, чтобы понять, что такое музей, надо обязательно, хотя бы раз в жизни, посетить Эрмитаж!
Из так называемых «музеев для взрослых» наиболее известны Египетский, Британский, Национальная Галерея и некоторые другие.
Что такое музей для детей?
А среди самых интересных детских заведений такого рода первое место, пожалуй, занимает музей игрушек Штайгера, который находится в Чехии. Он содержит уникальную коллекцию для детей, которая собиралась на протяжении многих лет. Здесь и старинные елочные украшения, и оловянные солдатики, и игрушки более современные. Это учреждение полностью соответствует своей задаче — воспитанию подрастающего поколения посредством изучения истории.
Еще на детскую тему: музей Шарля Перро во Франции, где ребят встречают фигуры сказочных персонажей из воска; музей Астрид Линдгрен в Швеции, а также музей Муми-Троллей и музей Волшебства в Англии. Все они прекрасны по-своему, но есть и общее: детям оттуда не хочется уходить!