Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Войска в мьянму. Военные преступления в Мьянме: Армия ведёт карательные операции против этнических меньшинств. Причины да последствия

Национальная армия Бирмы · Близкие статьи · Видео «Национальная армия Бирмы»

Национальная армия Бирмы была создана японскими властями в конце 1941 года - под названием Армия независимости Бирмы . До 27 марта 1945 года сражалась на стороне Японии против Британии, после объявила войну Японии.

Армия независимости Бирмы была создана 28 декабря 1941 года в столице Таиланда Бангкоке полковником японского генштаба Судзуки, завербовавшего бирманского левого активиста, генерального секретаря Коммунистической партии Бирмы Аун Сана и так называемых «30 товарищей» (бирманских коммунистов и левых националистов). Изначально в АНБ было 227 бирманцев и 74 японца (командный состав). Аун Сану японцы дали звание генерал-майора. Было создано несколько подразделений (разведывательных, диверсионных, фуражирских) для участия в японском вторжении в Бирму.

Когда японские войска вторглись в Бирму, многие бирманцы стали вступать в АНБ. К моменту взятия японцами Рангуна 8 марта 1942 года Армия независимости Бирмы насчитывала 12 тысяч. Бойцы АНБ быстро уничтожали представителей национальных меньшинств Бирмы, убивали и грабили жителей индийского происхождения.

1 августа 1943 года Япония даровала независимость Бирме. Аун Сан стал министром обороны и командующим Национальной Армии Бирмы (переименованной АНБ). Эта армия состояла из 8 пехотных батальонов, 2 батальонов ПВО, 2 инженерных батальонов, и нескольких вспомогательных подразделений.

Бирма и качины

На севере Бирмы Мьянмы резко обострился продолжающийся уже полтора года конфликт между повстанцами-качинами...
2:42 мин.

Каренская национально-освободительная армия, представляющая собой ветвь Каренского Национального союза, ведёт борьбу за создание независимого государства Котхолей (Kawthoolei, «Зелёная страна», другой вариант перевода - «Отвоёванная земля») на территории бирманского штата Карен и в других районах Бирмы с большой численностью каренского населения.

Начавшаяся в 1947-м году Гражданская война в Бирме как конфликт между каренами и бирманцами продолжается до сих пор. Война ведётся как национально-освободительная, так и за контроль и сбыт опиумной продукции.

(Всего 16 фото)

Спонсор поста: Отдых в Карелии : Для вас экскурсионные туры по Карелии на Кижи, Валаам, Соловки, наполненные историческим прошлым, организация активного отдыха в Карелии, аренда коттеджей и турбаз на берегах озер.

1. Напряжённость между бирманцами и каренами имеет давние корни. Ещё во время Второй мировой войны Армия независимости Бирмы (англ. Burma Independence Army - BIA), оказывавшая поддержку японской армии, отличилась такой жестокостью в борьбе с пособниками англичан из числа каренов, что пришлось вмешаться японскому командующему BIA полковнику Судзуки Кейджи

На фото: Снайпер 101-го батальона армии НОАК на позиции на линии фронта, находящейся под контролем НОАК возле тайско-бирманской границы.

2. Во время объявления независимости Бирмы от британцев в 1948 года возникла значительная напряженность в отношениях между каренами и новыми властями страны, а также внутри каренской общины.

На фото: Солдаты из повстанческих армий ДБАК и НОАК готовятся к битве в лагере повстанцев около тайско-бирманской границы.

3. Некоторые карены стремились к независимости, обещанной им британцами за помощь в отражении японской агрессии, в то время как другие старались сосуществовать в пределах границ Бирмы.

На фото: Повстанцы из пятой бригады Демократической буддийской армии каренов (ДБАК) внутри грузовика в лагере боевиков, неподалеку от тайско-бирманской границы.

5. В начале 1949 года части социалистической политической милиции, сформированные центральным правительством, стали подавлять волнения в областях где проживают карены.

На фото: Минометы, которые используют повстанцы.

6. Тогда же начальник штаба армии генерал Дан Смит, карен по национальности, был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Новым начальником штаба стал бирманский националист У Не Вин, занимавший ряд командных постов в BIA.

На фото: Солдаты 101-го батальона КНОА на передовой.

7. После этого Каренская национальная оборонная организация, созданная в июле 1947 года, подняла восстание, к которому присоединились многие карены служившие в армии. Так началась гражданская война, которая не закончилась до сих пор.

На фото: Подростки-солдаты 101-го батальона КНОА на своем посту на линии фронта неподалеку от тайско-бирманской границы.

8. В начале боевых действий, каренские войска сумели вторгнуться в Северную Бирму и даже закрепиться в Инсейне, в 9 км от Рангуна.

9. После 112-дневной осады в конце мая карены были вынуждены отступить от столицы Бирмы.

На фото: Этот повстанец КНОА потерял ногу, подорвавшись на мине, когда совершал патрулирование в джунглях.

10. На фото: Солдат из армии Студенческого демократического фронта Бирмы (ABSDF) ослепший после взрыва фугаса в джунглях.

11. КНОА была крупнейшней группировкой ведущей борьбу против военной диктатуры в Бирме. В 1970-80-х годах КНОА насчитывала более 20 тысяч бойцов.

На фото: Партизаны спецбатальона из штаб-квартиры КНОА патрулируют деревни, расположенные в пределах территории на юге Бирмы, находящейся под контролем повстанцев.

12. В 90-х могущество каренских вооружённых сил было подорвано несколькими тяжёлыми поражениями, нанесёнными войсками центрального правительства Бирмы. Ситуация осложнилась конфликтом внутри КНОА, из-за которого в 1994-95 годах буддийское меньшинство образовало группу под названием Демократическая каренская буддистская армия и перешли на сторону военной хунты.

На фото: Партизан из штаб-квартиры Каренской национальной освободительной армии демонстрирует свое оружие. Он является главой одной из организаций, обеспечивающих поставки оружия повстанцам.

13. Как полагают, именно раскол привёл к падению штаба КНс в Манепло в январе 1995 года. К тому же изменилась и позиция властей соседнего Таиланда, которые перестали оказывать КНС и КНОА поддержку.

На фото: из 101-го батальона Каренской национально-освободительной армии на своем посту на линии фронта около тайско-бирманской границы.

14. Снизилась популярность партизан и среди карен, уставших от многолетней войны. В результате к 2006 году численность КНОА сократилась до менее чем 4 000 бойцов.

15. Каренскую национально-освободительную армию не раз обвиняли в вербовке солдат из числа несовершеннолетних.

На фото: Дети, принадлежащие к этническому меньшинству карен играют в бамбуковой хижине, в то время как солдаты спецбатальона партизанской армии НОАК отдыхают.

16. События гражданской войны в Бирме отражены в художественном фильме Рэмбо 4, который хоть и не является серьезным и достоверным источником, но дает представление о положении дел в стране, где с 1947-го года продолжается война.

На фото: Бойцу партизанского специального батальона делают татуировку в штаб-квартире Каренской национально-освободительной армии.

Российско-мьянманским отношениям - более полутора столетий. Ключевое значение в этих связях всегда имело взаимодействие в военной сфере. К примеру, когда россияне Пашуто и Хлудов в 1876 году после путешествия в эти края вернулись домой, они доставили письмо тамошнего правителя с предложением дружбы и просьбой о подготовке специалистов в России. В числе тех, кто высказал одобрение такого сотрудничества, был не кто иной, как военный министр Дмитрий Милютин.Сегодня военно-техническое сотрудничество остается наиболее «продвинутым» сегментом в отношениях двух стран. В 2016 году между оборонными ведомствами было заключено соглашение. Военные обмениваются делегациями, решают вопросы противодействия террористическим угрозам, в Мьянму поставляется российская боевая техника, упрощен порядок захода военных кораблей. Стимул конструктивному диалогу придал и недавний (в январе этого года) визит в эту страну министра обороны РФ Сергея Шойгу.В новом выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» журналист Алексей Егоров расскажет о некоторых аспектах нашего взаимодействия с мьянманскими военными. Зрители программы узнают о том, что представляют собой вооруженные силы этой страны, каким успехами гордятся и какая экзотика присуща армии Мьянмы - страны такой далекой от России, но такой близкой по духу и ратной истории.Наука побеждать: мьянманский вариант В Военной академии Мьянмы выпускники получают сразу три диплома: по компьютерным технологиям, по гуманитарным дисциплинам (история, иностранные языки) и по специализации, которую выбирают сами слушатели. Наверное, не случайно конкурс сюда - один из самых высоких в стране. Как подчеркивает ректор академии Таун Хтай Шве, военное образование - это и дисциплина, и физподготовка, и знакомство с техникой, и, конечно же, воспитание. «Наш курсант проходит весь путь - от рядового до офицера, - говорит ректор. - На первом курсе он постигает азы военной службы, на втором его учат быть командиром отделения. На третьем он переходит на уровень старшего сержанта взвода. И на последнем, четвертом курсе уже командует взводом».Примечательно, что едва ли не половина педагогического состава этого вуза владеет русским языком. Дело в том, что многие офицеры мьянманской армии в свое время проходили обучение в военных учебных заведениях СССР и России. Кстати, русский учат и в этой академии. Ее выпускники могут потом отправиться получать образование в нашу страну. Но только самые лучшие из них: так здесь заведено. В Мьянме российское образование ценится выше западноевропейского. «Россия - наш друг, единственная страна, которая понимает нас, помогает всегда, - говорит преподаватель академии капитан Йен Пайн Хэйн. - Мы как семья, как братья».Значительное внимание уделяется в период обучения строевой, физической выучке. Курсанты учатся мастерски выполнять приемы с оружием, по несколько раз в неделю занимаются со специальными снарядами - битами, которые позволяют развивать мышцы рук. Культивируется и собственный вид рукопашного боя - мьянма тай. Этому боевому искусству не одна сотня лет, оно появилось еще в древности, во времена императоров. В академии такие занятия помогают овладевать мастерством защиты и нападения без оружия. Кстати, все спортивные занятия здесь проходят на улице, благо погодные условия позволяют: в этой стране почти всегда лето. В мьянманской армии - культ здорового тела: поддерживать его в значительной степени позволяет запрет на службу для людей с избыточным весом. Особые требования - для спецназа. К слову, он регулярно привлекается для выполнения особых задач, учится десантироваться с вертолета в джунгли, способен выдерживать любые прихоти погоды.Российская военная техника в армии Мьянмы в особом почете. Причем давно. Неприхотлива, проста в эксплуатации, пригодна к обслуживанию в полевых условиях. К примеру, в составе Военно-воздушных сил страны прочно обосновались наши боевые машины МиГ-29 и Як-130. Машины КБ Яковлева настолько хорошо приспособлены к использованию в жарком климате, что даже имеют систему встроенного охлаждения при торможении: воздух подается на тормозные устройства, чем снижается риск перегрева при взлете-посадке. Моэ Хтэт, заместитель начальника инженерно-авиационной службы одной из эскадрилий ВВС Мьянмы, называет Як-130 очень простым в плане обслуживания по сравнению с самолетами других марок. Высокого мнения здесь и о МиГ-29. Кстати, Россия не только предложила Мьянме сами боевые машины, но и построила здесь сервисный центр, куда регулярно делегируются для работы наши специалисты.
С местным колоритом и экзотикой Конечно, многое в этой стране и в ее армии, скажем так, не совсем привычно для нашего восприятия. Например, в вооруженных силах Мьянмы узаконена выдача алкоголя. Правда, мера эта вынужденная - напитками с градусом здесь борются с малярией. Средство так и называется - «Армейский ром»: бутылки объемом 0,65 миллилитра и крепостью 43 градуса доставляются в каждую воинскую часть. Военнослужащие имеют право на 50 граммов, которые им наливают по три раза в день. Ром, как говорят в командовании мьянманской армии, также помогает преодолевать холод, когда военные операции проводятся в горах, где температура может опускаться до нуля. Для не привыкших к холодам жителей этой южной страны такие условия сродни экстремальным.Выпускают в Мьянме и пиво для военных. Поставки напитка в воинские части позволяют пополнять бюджет страны, дают возможность трудоустроиться бывшим военным. Ну и, безусловно, в здешней военной среде всегда учитывается религиозный аспект. Хотя формально Мьянма считается страной многоконфессиональной, большинство населения здесь (89%) - буддисты. Летчики перед полетами обращаются к Будде, берут с собой в небо амулеты. Также повсюду здесь и пагоды. Одну из них - 98-метровую позолоченную пагоду Шведагон, расположенную в Янгоне, - сами местные жители считают древнейшей в мире. Один из углов здесь называют Углом Побед: тут молился основатель независимой Мьянмы, лидер освободительного движения и национальный герой страны генерал Аун Сан. В эту пагоду и сейчас приходят молиться военачальники, правда, в отдельные часы, чтобы не было посторонних глаз и ушей. Сюда приходят перед важной боевой задачей, перед выступлением в парламенте, накануне принятия знаковых решений.
А еще мьянманские военные очень серьезно относятся к духам (ударение, естественно, на первый слог). Даже первые лица государства считают для себя важным учитывать этот фактор. Вообще, как говорят иностранцы, прожившие в Мьянме не один год, особенность страны в том, что здесь наряду с верой в знания присутствует вера в явления. Например, в нумерологию. В свое время здесь в ходу были купюры в 45 и 90 кьят (местная валюта). Оказывается, генерал У Не Вин, который правил страной с 1962 по 1988 год, очень уважал цифру 9. Ему даже предсказали жизнь длиной не менее 90 лет. Удивительно, но так и получилось: генерал скончался в возрасте 91 года.Армия победителей Для многих военнослужащих мьянманской армии едва ли не самой большой наградой за их ратный труд считается право участвовать в параде. Это торжественное событие проводится в марте в столице Мьянмы Нейпьидо и связано с созданием вооруженных сил республики. Кстати, в нынешнем году право освещать парад было впервые предоставлено иностранным журналистам, которыми оказались... как раз сотрудники телеканала «Звезда», съемочной группы программы «Военная приемка»! Стоит отметить, что история парадов ведется здесь с марта 1945 года, когда в стране развернулось восстание против японцев, состоявших тогда в союзе с Гитлером. Так что в той войне у нас был общий враг, и это как нельзя лучше роднит нас, россиян, и мьянманцев. Вообще, Мьянма - одна из немногих стран Юго-Восточной Азии, которая никогда не пасовала перед Западом, не прогибалась под санкциями. За это ее тоже стоит уважать.Военный парад - одно из самых волнительных и важных событий в жизни армии, в жизни страны. Что говорить, если во время прохода парадных коробок к месту торжественного марша женщинам разрешено забираться в строй и надевать военнослужащим ожерелье из цветов жасмина: этот цветок считается здесь символом победы. Так что к месту церемонии некоторые солдаты выходят в несколько неуставном виде, но гнева командиров это не вызывает...
Россия намерена и дальше поддерживать военное и военно-техническое сотрудничество с Мьянмой. Подтверждением тому стал недавний визит сюда министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу - второй за время его пребывания на посту главы российского военного ведомства (первый состоялся в 2013 году). На переговорах с главнокомандующим вооруженными силами Мьянмы старшим генералом Мин Аунг Хлайном отмечалась положительная динамика взаимодействия в военной области. Сегодня, как подчеркивают в Минобороны России, обе страны реализуют масштабный план двустороннего военного сотрудничества, согласно которому вооруженные силы республики оснащаются российскими системами вооружения, поддерживается боеготовность армии.В составе национальных ВВС успешно эксплуатируются российские истребители МиГ-29, десятки вертолетов Ми-24 и Ми-17. Система ПВО страны представлена российскими средствами радиолокации и зенитными ракетными комплексами. Кроме того, в российских военных вузах готовят военные кадры для армии Мьянмы, а на уровне военного руководства двух стран поддерживаются регулярные контакты.

По поводу ситуации в Мьянме. Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий

В международных конфликтах самое сложное обычно то, что люди не пытаются в них разобраться, а пытаются солидаризироваться с той или иной стороной по каким-то простым механизмам. Правительство Мьянмы поддерживает Россия? Ату их, с детства за рохинджа! Рохинджа - мусульмане? Ату их, и фото зверств у них поддельные! Ситуация похожа на Донбасс? Или на Сирию? Или на палестинцев в Ливане? Сейчас проведём аналогии, и, исходя из них, скажем, с кем мы…

Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий. Чай не на футболе.

В чём проблема?

Строго говоря, в истории. Нынешняя Мьянма, ранее Бирма - это древняя страна, но относительно молодое - в этих границах - государство. С XVIII по XX века она была британской колонией, и колониальные границы стали государственными. При этом в стране проживает более сотни разных национальностей. Грубо говоря, Мьянму нельзя считать национальным государством в европейском понимании этого слова. Это конгломерат очень различных сообществ и территорий, объединённых политически, но не культурно. Так получилось.

Но для понимания всего конфликта нам вся Мьянма не нужна. Нам достаточно штата Ракхайн . Это такая узенькая полоска побережья Бенгальского залива на самом западе государства, упирающаяся в Бангладеш. У него немножечко особенная стать: исторически он был отдельным государством, причём довольно сильным - контролировал и соседние бенгальские территории. Но ослабел и был присоединён к Бирме в XVIII веке. Впрочем, в том же веке вся Бирма была подчинена англичанами.

Как это бывает с пограничными территориями, население штата смешанно. Две основные этнорелигиозные группы - аракайн и рохинджа. Аракайн - это субэтнос бирманцев, исповедующий буддизм Тхеравады. Рохинджа - субэтнос бенгальцев, исповедующий суннитский ислам. По мнению аракайнцев, рохинджа здесь пришлые, припёрлись из своей Бенгалии (сейчас Бангладеш) и расселись тут при британском владычестве, чтобы британцам было проще местное население угнетать. По мнению независимых историков, это отчасти правда, но не так чтобы прям на 100% - впервые рохинджа были замечены там ещё до британцев, лет так четыреста тому, так что было время укорениться.

Рохинджа в Мьянме не любят, причём довольно давно. Тут мы вновь на минутку отходим от штата Ракайн и смотрим на страну в целом. После освобождения от британцев в 1948-м и последовавшей за ним гражданской войны там начали строить социализм, и так в этом преуспели, что к концу 1980-х страна стала совсем нищей. После чего в 1988 году произошёл военный переворот… но не произошло своего Пиночета. К власти пришла военная хунта высокой степени отмороженности: в диктатуру - смогла, в просвещённую - уже не получилось. Зато хоть страну переименовали из Бирмы в Мьянму. На рубеже 2010-х годов, впрочем, после ряда протестов прошла демократизация и были выбраны новые лидеры. Лидеры - потому что формально президент страны Тхин Джо (он мужчина), а реально рулит всем лидер его партии «Национальная лига за демократию», лауреат Нобелевской премии мира, министр иностранных дел и «государственный советник» (фактически спецдолжность «под человека») Аун Сан Су Джи (она женщина). Так получилось, потому что у Аун Сан Су Джи супруг и дети - иностранные граждане, а Конституция Мьянмы запрещает при таком условии избираться в президенты. Там вообще длинная красивая история, но если ещё и её пересказывать, статью придётся в трёх томах издавать.

Какое отношение вся эта история имеет к рохинджа?

Сейчас объясним.

Рохинджа, которых в Ракхайне около миллиона, дискриминированы примерно с того момента, как Бирма обрела независимость. Отчасти потому, что никто не любит нацменьшинства. Отчасти потому, что сами виноваты. Во-первых, потому что в них исторически видели пособников британских оккупантов. Во-вторых, потому что во время Второй мировой бирманцы сражались на стороне Японии, а рохинджа - на стороне союзников. Как бы и спасибо им за это, но в процессе они активно резали местное аракайнское население Ракхайна, что уже не в их пользу. В итоге по завершению войны союзники победили, но Британия дала Бирме независимость - и рохинджа остались один на один с теми, кого недавно били. Причём хотя сразу после войны аракайны думали отделяться от основной Бирмы, их соблазнили остаться обещанием помочь в разборках с рохинджа силами основной армии страны. И время от времени помогали. В общем, хреново быть рохинджа в Бирме/Мьянме.

Большинство из них не имеют гражданства страны - упомянутая выше военная хунта тупо не давала им паспортов, исключив их из закона о гражданстве 1983 года. То есть не могут голосовать, учиться и получать государственные медицинские услуги. Это не чёрная легенда, а правда. И это давно и плотно волнует ООН, считающую рохинджа крупнейшим непаспортизированным сообществом на планете. Официально в Мьянме вообще считается, что это какие-то бродяги из Бангладеша, и нации такой не существует.

Почему пошло обострение?

Обострения там случаются довольно регулярно, последнее было в 2012 году. Просто в этот раз оно сильнее взбудоражило мусульман по всему миру и лучше попало на страницы международной прессы. Потому что рохинджа стали лучше коммуницировать.

Как это бывает в подобных случаях, у рохинджа есть собственные вооружённые отряды, эдакие рохинджийские повстанческие армии. Наиболее активная ныне называется Араканская армия спасения рохинджа. В августе она сначала напала на пограничные посты армии Мьянмы, а потом выпустила видеообращение: мол, наш народ 60 лет угнетают, пришла пора положить этому конец, реализуем своё право на вооружённое восстание, идите все в…

Разумеется, армия Мьянмы начала операции против них. И да, в этих операциях начало активно страдать местное население - был запущен ещё один виток гражданского конфликта со всеми его «милыми» особенностями. Но ключевая разница - в том, что это уже делается на виду. Мьянма - вообще не очень «вшитая в мир» страна, но в этот раз внимание оказалось к ней приковано. По ряду объективных и субъективных причин, о которых ниже.

Правда и неправда

Разве бывает так, что буддисты бьют мусульман? - спросит читатель. Обычно же мы привыкли, что это мусульмане кого-то бьют, а буддисты - они мирные…

Бывает, особенно в районе Индийского субконтинента. Помимо Мьянмы, например, на Шри-Ланке. Тут дело не в религиях. Религия лишь выступает стержнем, вокруг которого формируется нация, а когда та уже сформировалась, она уже живёт по своим законам. Автор этих строк не устаёт повторять: если бы идеология хиппи-непротивленцев захватила бы мир, через пятьдесят лет Вооружённые силы Коммуны всеобщей любви выжигали бы напалмом войска Тусовки цветочков и ягодок в боях за территории и ресурсы, попутно объявляя их пацифизм еретической школой. Потому что таковы законы взаимодействий человеческих сообществ.

Таки да, в Мьянме буддисты бьют мусульман. А мусульмане - буддистов, но у буддистов получается явно лучше.

Но всё же определённую роль религия в этом конфликте сыграла. За мусульман в этот раз решило заступиться всё мусульманское сообщество - от Эрдогана и до Кадырова. Во-первых, потому, что мусульмане действительно чувствительны к таким штукам, а во-вторых, потому, что какой же лидер не любит мобилизовать сторонников против далёкого врага за семью морями? Естественно, войска они в Мьянму не отправят (слишком длинный «рычаг» для проекции силы), а Мьянма не отправит войска к ним. Но они активно включились в дипломатический процесс, а заодно и в информационную войну - пошли уже фейки с попыткой выдать старые и просто левые фото за зверства армии Мьянмы.

Тут следует отдельно заметить: то, что армия Мьянмы не особо заботится о мирном населении в зоне конфликта, фиксируют и международные организации. Да и со стороны вполне себе официальных представителей страны вроде главкома вооружённых сил Мин Аунг Хлайна звучит такая риторика в духе «пора исправить исторические ошибки», что не оставляет вариантов для сомнений: бьют и не сильно этого стесняются. Это правда. Но часть фотоматериала с доказательствами зверств военных поддельна - это тоже правда.

Тем временем мирные рохинджа пытаются сбежать от конфликта в соседний Бангладеш - что, в общем-то, вполне совпадает с планами мьянмских военных. Но там страна и так бедная и перенаселённая, так что новоприбывшим предлагается под освоение необитаемый остров Тенгар-Чар. Одна проблемка: во время приливов его затапливает. Вот спасибо! С другой стороны, от конфликта бегут и аракайны, но в меньших масштабах и в более определённом направлении.

Официальное правительство Мьянмы на словах солидаризируется с армией, что уже вызвало шквальную критику Аун Сан Су Чжи с ехидным «надо всё-таки Нобелевки мира давать только посмертно». Но тут есть нюансы. Исторически армия Мьянмы (по иронии судьбы, созданная отцом Аун Сан Су Чжи) - один из ключевых институтов страны, причём так было даже до военной хунты. Сейчас же хунта вроде как и отстранилась, но…

Положение нового правительства - шаткое. Особенно если учесть раздрай в экономике и всю специфику «лоскутной» страны»;

Правительство де-факто, да и де-юре, не имеет полного контроля над армией. Да, вот так. Такая себе Турция курильщика;

В обществе и в ряде политических и социальных сил бытует мнение, что рохинджа надо… ну вы поняли, по классику: мешок, балка, лом.

В смысле, даже если Аун Сан Су Чжи на самом деле каждый вечер плачет в подушку по поводу всего происходящего, на публике ей надо улыбаться и махать. Всё равно в её ситуации процесс-то особо не остановить.

В общем, гуманитарная катастрофа - есть, этнические чистки - похоже, тоже. Сделать пока ничего нельзя. Переселять некуда, вводить миротворцев неоткуда. Самореплицирующийся процесс взаимного отумачивания.

Напоследок рассмотрим то, как это сказывается на других странах.

Причины да последствия

Влияние на рохинджа ранее имели саудиты - и сейчас они активно высказываются в защиту единоверцев. Но как раз для них обострение конфликта сейчас очень не в тему. Ракхайн - важный элемент транзитного коридора на пути поставок энергоносителей из Саудовской Аравии и Катара в Китай. Обострение в этом регионе бьёт по этому сотрудничеству вне зависимости от того, кто там кого режет.

В свою очередь правительство Мьянмы работает над снижением зависимости от Китая, в чью зону влияния страна де-факто входит. Но вряд ли это могло стать причиной конфликта, хотя может быть одним из значимых его факторов.

Ситуацию в Мьянме используют отдельные лидеры исламского мира для увеличения своей популярности и веса - в первую очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Но это скорее попытка ловить момент.

Интересна ситуация в России. РФ давно поддерживает Мьянму - во-первых, в рамках выстраивания хороших взаимоотношений с Китаем; во-вторых, просто на уровне братства силовиков - Кужугетович с Мин Аунг Хлайном разве что в дёсны не целовался. Именно Россия и Китай блокируют в ООН все попытки приструнить правительство Мьянмы.

Но тут внезапно это стало фактором внутренней политики - Рамзан Кадыров требует от родного правительства решительно осудить Мьянму и поддержать рохинджа. Зная, что для родного правительства это стало бы прямым конфликтом с Китаем - собственно, почему . Да, автор слышал версию, что именно Кремль за этим и стоит, но, если честно, пока не очень похоже - особенно если учесть, какой эффект происходящее спровоцировало в самой России.

А оно выглядит очень любопытным, если сделать смелое допущение, что Рамзан Ахматович на самом деле клал на рохинджа и их проблемы. В таком разрезе это больше похоже на желание начать определять внешнеполитическую повестку всей России. То есть резко увеличить свой и без того немалый политический вес, а заодно и мобилизовать сторонников под это священное дело.

Бахнуло в Ракхайне - отозвалось в Москве. Интересно бывает жить в глобализованном мире.

Провозглашение государственного суверенитета Бирмы (ныне- Мьянма) повлекло за собой рост серьезных противоречий внутри пришедшей к власти Антифашистской лиги народной свободы. Результатом обострения отношений между представителями социалистического и коммунистического крыла АЛНС стала гражданская война между правительственными войсками и вооруженными формированиями Коммунистической партии Бирмы, точнее двух ее фракций – «Красного флага», действовавшего в штате Аракан, и «Белого флага», действовавшего на севере и востоке страны. Но если инициированная коммунистами гражданская война пошла на спад после либерализации политического курса Китая, то куда более серьезной проблемой для страны оказался сепаратизм национальных меньшинств.


Мьянма – государство многонациональное. Примерно половину населения составляют бирманцы (мьянманцы) – буддийский народ, стоявший у истоков государственности страны. Остальная часть населения представлена многочисленными народностями, относящимися к монголоидной расе и говорящими на тибето-бирманских, тайских, мон-кхмерских языках.

Во время британского колониального владычества англичанам удавалось играть на противоречиях между бирманцами как основным и государствообразующим народом страны, и многочисленными национальными меньшинствами, которые бирманцам противопоставлялись именно с целью превращения их в опору колониального режима. Естественно, что провозглашение суверенитета Бирмы было воспринято национальными меньшинствами как шанс к собственной национальной независимости. Тем более, что сепаратистские настроения активно подогревались англичанами, пообещавшими перед уходом колониальной администрации независимость нескольким бирманским штатам.

Один из очагов сопротивления центральной власти возник на Юго-Востоке Бирмы, на территории штата Карен. Основное население этой территории – карены – народ, а точнее – конгломерат народностей и племен, относящихся к каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. В современной Мьянме каренское население насчитывает до 7 миллионов человек и лишь около полумиллиона каренов проживает в соседнем Таиланде. В знаменитом фильме «Рэмбо – 4», события которого разворачиваются на территории Бирмы, главный герой оказывает помощь именно каренам, которые представлены угнетаемым центральными властями национальным меньшинством.

С давних времен южные карены подвергались культурному влиянию соседних монов. Моны – ныне один из наиболее мирных народов Бирмы – проживали на территории страны задолго до того, как ее заселили собственно бирманцы. Именно моны – родственники кхмеров – создали первые государства в Нижней Бирме. Естественно, что последующая экспансия бирманцев с севера и разгром монских королевств, сопровождавшийся вырезанием наиболее пассионарной части монов, способствовали не только усмирению монских земель, но и бегству части монов в соседние каренские земли. С тех пор феодальная верхушка каренов подвергалась монскому влиянию, впитывая, в том числе, и ненависть к центральной бирманской власти.

Британская колониальная администрация, следуя принципу «разделяй и властвуй», увидела в подвергшихся монскому влиянию южных каренах надежных помощников. Сотрудничеству с колонизаторами были рады и сами каренские вожди, которым не терпелось взять исторический реванш у бирманцев. К тому же, в отличие от бирманцев – убежденных последователей буддизма Хинаяны («малой колесницы»), карены охотно христианизировались, принимая веру британских миссионеров. Сегодня до 25 % каренов, преимущественно в дельте Иравади, идентифицируют себя как христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, католики. При этом христианство у них причудливо сочетается с сохранением традиционных племенных верований.

Христиане – карены положительно воспринимались британскими колонизаторами и имели преимущества в поступлении на военную и гражданскую службу. В годы японской оккупации Бирмы карены активно сопротивлялись новым властям, действуя под руководством англичан. Именно к этому времени относится и начало вооруженной конфронтации прояпонской Армии независимости Бирмы, из которой впоследствии и выросла вся послевоенная бирманская элита, и каренских формирований. В отместку за участие каренов в войне на стороне англичан, японцы и союзные им (до 1944 г.) бирманцы уничтожали каренские деревни, убивали мирное население, что также не могло не отразиться на взаимоотношениях двух народов.

Несмотря на то, что британская колониальная администрация пообещала решить после войны вопрос о каренской государственности, в действительности к этому не было предпринято никаких шагов. Более того, напряженность в отношениях между руководством бирманских социалистов и каренскими вождями нарастала. В вооруженных силах Бирмы к моменту провозглашения независимости служило много каренских военнослужащих – бывших британских солдат. По понятным причинам власть стремилась избавиться от каренской компоненты в армии. Так, был смещен и арестован генерал Дан Смит – карен по национальности, занимавший пост начальника штаба бирманской армии.

Для защиты своих интересов каренами был создан Каренский национальный союз. Возглавивший его генерал Бо Мя (1927-2006), баптист по вероисповеданию, начал свою политическую карьеру с участия в антияпонском сопротивлении на стороне британцев. Несмотря на молодые годы, ему удалось быстро занять руководящие позиции в каренском национальном движении. После того, как в 1949 году Каренский национальный союз провозгласил независимость Каренского государства от Бирмы, под непосредственным руководством Бо Мя была создана Каренская национально-освободительная армия (КНОА), на протяжении полувека остававшаяся серьезнейшим актором бирманской гражданской войны. Целью этих структур стало создание независимого государства Котхолей («Отвоеванная земля») на территории штата Карен и других районов компактного проживания каренских этнических групп.

Первое время каренским повстанцам удавалось настолько серьезно атаковать бирманские позиции, что мировая общественность сомневалась в самой перспективе существования Бирмы как единого унитарного государства. В частности, в 1949 году карены осаждали бирманскую столицу Янгон (Рангун), не говоря уже о полном контроле над территорией штата Карен.

Серьезность намерений Каренского национального союза в отношении создания собственного национального государства подтверждалась и тем фактом, что карены боролись с наркоторговлей и культивированием наркотических культур. Для Бирмы и вообще Индокитая это было на грани нонсенса – дело в том, что практически все вооруженные группировки, участвовавшие в гражданских войнах на территории региона знаменитного «золотого треугольника» (стык границ Бирмы, Таиланда и Лаоса) черпали значительную часть своих бюджетов именно за счет наркоторговли. Даже коммунистические отряды не брезговали контролем за плантациями опийного мака.

Каренский национальный союз не только вел боевые действия против бирманского правительства руками своего вооруженного крыла – национально-освободительной армии, но и стремился к развитию инфраструктуры на подконтрольных территориях. В меру возможностей создавались новые школы, лечебные учреждения, упорядочивалась торговля между населенными пунктами. Усилия бирманской армии по нейтрализации каренских формирований осложнялись тем, что последние отступали в горы, контролировать которые у центрального правительства не было никаких возможностей. В результате бирманцы отыгрывались на мирном населении каренских деревень, которое поддерживало своих повстанцев и являлось последним ресурсной и людской базой. За годы противостояния более миллиона человек покинули свои деревни и стали беженцами в соседнем Таиланде.

Стремление каренов к отделению от Бирмы росло тем сильнее, чем жестче действовали правительственные войска в отношении мирного населения штата Карен. Уничтожение мирных граждан, репрессии против приверженцев христианской религии, использование запрещенных мин – все это в изобилии присутствовало в войне бирманского правительства и Каренского национального союза.

Как и бывает в подобных конфликтах, на каренов делали ставку и другие государства – прежде всего, США и Великобритания, которые покровительствовали каренскому движению как естественному способу ослабления центральной бирманской власти. Значительную помощь каренскому национальному сопротивлению оказывал и соседний Таиланд. Между Таиландом и Бирмой наблюдалось давнее военно-политическое соперничество, уходящее своей вглубь веков, когда бирманцам даже удалось на некоторое время нанести тайскому королевству поражение и занять его столицу. Естественно, что карены в данной ситуации рассматривались руководством Таиланда как прекрасный инструмент для ослабления векового соперника, тем более заигрывавшего с социалистической идеологией.

Двадцатитысячная каренская армия, контролировавшая юго-восточные территории Бирмы, получала от Таиланда всестороннюю помощь, включая и вооружение. На территории Таиланда существовали военные лагеря каренских повстанцев. С помощью затяжной гражданской войны Таиланд серьезно нейтрализовал Бирму в качестве соперника в регионе, однако ничто не может продолжаться вечно. После того, как «Холодная война» пошла на спад, Таиланд существенно снизил и поддержку каренских сепаратистов. Бирма, переименованная в Мьянму, нормализовала отношения с ближайшим соседом и королевскому правительству ничего не оставалось, как постепенно вытеснить каренские формирования со своей территории.

К 1990-м гг. относится и раскол каренского национального движения по религиозному признаку – буддисты обвинили доминировавших христиан в дискриминации и посягательстве на свои интересы и сформировали собственную Демократическую каренскую буддистскую армию, которая достаточно быстро оказалась на стороне своих единоверцев – центральной бирманской власти. Одновременно появились и более радикальные и экзотические отколы от Каренского национального союза – Каренской национально-освободительной армии.

Одним из них стала Армия Бога, прославившаяся на весь мир детским и подростковым возрастом не только большинства своих боевиков (обычное дело для Индокитая – и среди «красных кхмеров», и среди других повстанческих групп дети и подростки всегда встречались в изобилии), но и лидеров. Братья Джон и Лютер Хту, присвоившие сами себе звания полковников, начали командовать «Армией Бога» в двенадцатилетнем возрасте, что было слишком юно даже по местным меркам. В центр внимания мировой общественности армия малолетних братьев попала в январе 2000 года, когда десять ее боевиков захватили госпиталь в таиландском городке Ратчабури. В заложниках у «солдат Бога» оказалось 700, а затем (после частичного освобождения) 200 сотрудников и пациентов госпиталя. Впрочем, подготовка таиландских спецподразделений оказалась более серьезным делом, нежели вера в харизматических братьев – террористы были уничтожены в результате спецоперации. Спустя год уже в Мьянме были захвачены в плен и сами братья Хту.

Примечательно, что более умеренное и многочисленное крыло каренского сопротивления, консолидировавшееся вокруг Каренской национально-освободительной армии, непримиримость братьев Хту оценило негативно – надежды на мирный исход борьбы за независимость не оставляют даже воевавших десятилетиями в джунглях ветеранов каренского движения.

Однако, вооруженное сопротивление каренских повстанцев с некоторой интенсивностью продолжается и в настоящее время. В 2012 году между центральным руководством Мьянмы – Бирмы и Каренским национальным союзом было заключено перемирие, но далеко не все каренские вооруженные группы, как это бывает в периоды гражданской войны, согласились с «оппортунистической» линией своего руководства. Поэтому территории штата Карен и пограничных с ним районов Таиланда до сих пор считаются одной из неспокойных зон региона.

Вывод из вышеизложенного обзора каренского вооруженного сопротивления можно сделать следующий. Пока активность каренского национального движения соответствовала интересам соседнего Таиланда, англичан и американцев, маячивших за спиной бангкокского правительства, оно рассматривалось как национально-освободительное, достойное не только сочувствия и заверений в моральной поддержке, но и вполне ощутимой материальной и военной помощи.

Изменения в политической ситуации в мире и регионе показали, что карены были лишь пешками в игре более крупных акторов мировой и региональной политики, когда же время использования их в качестве инструмента подошло к концу, они оказались предоставлены самим себе. И теперь перспективы независимого или автономного существования территорий, населенных каренами, зависят исключительно от них самих. Гораздо подлее американцы и англичане поступили с теми национальными движениями Бирмы, которые оказались вовлечены в производство и торговлю наркотиками. Об «опиумных войнах» в «Золотом треугольнике» - в следующем материале.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса