Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Войска Дяди Васи». Каким он был, главком ВДВ Маргелов. Почему ВДВ называют «войска дяди Васи

2 августа по российским городам расплескается синева, а также вода из парковых фонтанов. Самый связанный с общественностью род войск будет отмечать праздник. «Защищать Россию» вспоминает легендарного «дядю Васю» — того самого, который создал ВДВ в их современном виде.

Такого количества мифов и баек, как о «войсках дяди Васи», нет больше ни об одном подразделении российской армии. Кажется, стратегическая авиация летает дальше всех, президентский полк чеканит шаг, как роботы, космические войска умеют заглядывать за горизонт, спецназ ГРУ страшнее всех, подводные стратегические ракетоносцы способны уничтожать целые города. Но «нет задач невыполнимых — есть десантные войска».

Командующих ВДВ было много, но самый главный командующий у них один.

Василий Маргелов родился в 1908 году. Пока Екатеринослав не стал Днепропетровском, Маргелов работал на шахте, конезаводе, в лесхозе и местном депутатском совете. Только в 20 лет он попал в армию. Отмеряя карьерные ступеньки и километры на марше, участвовал в Польском походе РККА и Советско-финской войне.

В июле 1941-го будущий «дядя Вася» стал командиром полка в дивизии народного ополчения, а спустя 4 месяца, очень издалека — с хода на лыжах — начал создание ВДВ.

Будучи командиром особого лыжного полка морпехов Балтийского флота, Маргелов добился, чтобы от морской пехоты к «крылатой» перешли тельняшки. Уже комдив Маргелов в 1944 году стал героем Советского Союза за освобождение Херсона. На параде Победы 24 июня 1945 года генерал-майор печатал шаг в составе колонн 2-го Украинского фронта.

ВДВ Маргелов возглавил в год, следующий за смертью Сталина. Ушел с должности за три года до смерти Брежнева — удивительный пример командного долгожительства.

Именно с его командованием были связаны не только основные вехи становления воздушно-десантных войск, но и создание их образа как наиболее боеспособных войск во всей огромной советской армии.

Маргелов был десантником номер один формально не все время службы. Его история взаимоотношений с постом командующего, да и со страной и ее режимом, похожа на карьерный путь главкома советского флота Николая Кузнецова. Тот тоже командовал с небольшим перерывом: у Кузнецова — четыре года, у Маргелова — два (1959-1961). Правда, в отличие от адмирала, пережившего две опалы, терявшего и получавшего звания вновь, Маргелов не лишался , а только прирастал ими, став в 1967 году генералом армии.

В Великую Отечественную войну ВДВ были больше привязаны к земле. Пехота стала крылатой именно под командованием Маргелова.

Во-первых, «дядя Вася» прыгал сам. За время службы он совершил более 60 прыжков — последний раз в 65 лет.

Маргелов значительно повысил мобильность ВДВ (на Украине их, например, и называют аэромобильными войсками). Активно работая с ВПК, командующий добился постановки на вооружение самолетов и Ан-76 , которые и сегодня выпускают в небо парашютные одуванчики. Для десантников были разработаны новые парашютные и стрелковые системы — массовый АК-74 был «обрезан» до .

Десантировать начали не только людей, но и боевую технику — из-за огромного веса были разработаны парашютные системы из нескольких куполов с размещением двигателей реактивной тяги, которые отрабатывали короткий промежуток времени при приближении к земле, таким образом гася посадочную скорость.

В 1969 году на вооружение была принята первая из отечественных боевых машин десанта. Плавающая гусеничная БМД-1 предназначалась для десантирования — в том числе с использованием парашютов — с Ан-12 и Ил-76 . В 1973 году под Тулой состоялось первое в мире десантирование на парашютной системе БМД-1 . Командиром экипажа был сын Маргелова Александр, в 90-х за аналогичный десант 1976 года получивший звание Героя России.

По влиянию на восприятие подчиненной структуры массовым сознанием Василия Маргелова можно сравнить с Юрием Андроповым.

Если бы в Советском Союзе существовал термин «связи с общественностью», командующего ВДВ и председателя КГБ наверняка считали бы классными «связистами».

Андропов явно понимал необходимость улучшения имиджа ведомства, получившего в наследство память народа о сталинской репрессивной машине. Маргелову было не до имиджа, но именно при нем вышли , создавшие их позитивный образ. Именно командующий настоял, чтобы «В зоне особого внимания» бойцы группы капитана Тарасова, в рамках учений проводящей разведку в тылу условного противника, носили голубые береты — символ десантников, очевидным образом демаскирующий разведчиков, но создающий образ.

Василий Маргелов умер в возрасте 81 года, не дожив до распада СССР несколько месяцев. Четверо из пяти сыновей Маргелова связали свои жизни с армией.


«Суворов двадцатого века» – так стали называть генерала армии Василия Филипповича Маргелова (1908 – 1990 гг.) еще при жизни западные историки (советским долгое время называть эту фамилию в печати запрещалось по соображениям секретности).

Прокомандовав Воздушно-десантными войсками в общей сложности почти четверть века (1954 – 1959, 1961 – 1979 гг.), он превратил этот род войск в грозную ударную силу, не знавшую себе равных.

Но не только как выдающийся организатор запомнился Василий Филиппович современникам. Любовь к Родине, замечательные полководческие способности, стойкость и беззаветная храбрость органично сочетались в нем с величием души, скромностью и кристальной честностью, добросердечным, истинно отеческим отношением к солдату.

Перелистаем некоторые страницы книги его судьбы, достойные пера и мастера детективного жанра, и творца героической эпопеи…

Как у десантника появилась тельняшка

На советско-финляндской войне 1940 года майор Маргелов – командир Отдельного разведывательного лыжного батальона 596-го стрелкового полка 122-й дивизии. Его батальон совершал дерзкие рейды по вражеским тылам, устраивал засады, нанося противнику большой урон. В одном из рейдов удалось даже взять в плен группу офицеров шведского Генерального штаба, что дало основания советскому Правительству выступить с дипломатическим демаршем по поводу фактического участия якобы нейтрального скандинавского государства в боевых действиях на стороне финнов. Этот шаг подействовал на шведского короля и его кабинет отрезвляюще: Стокгольм так и не решился послать в снега Карелии своих солдат…

Опыт лыжных рейдов по вражеским тылам вспомнили в конце осени 1941 года в осажденном Ленинграде. Майору В. Маргелову поручили возглавить сформированный из добровольцев Первый особый лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота.

Ветеран этой части Н. Шувалов вспоминал:

– Как известно, моряки – народ своеобразный. Влюбленные в морскую стихию, они не особенно жалуют сухопутных собратьев. Когда Маргелова назначили командиром полка морских пехотинцев, некоторые говаривали, что он там не приживется, «братишки» его не примут.

Однако это пророчество не сбылось. Когда полк моряков был построен для представления новому командиру, Маргелов, после команды «Смирно!» увидев много хмурых лиц, смотревших на него не особенно дружелюбно, вместо положенных в таких случаях слов приветствия «Здравствуйте, товарищи!», не задумываясь, громко крикнул:

– Здорово, клешники!

Мгновение – и в строю ни одного хмурого лица…

Много славных подвигов совершили моряки-лыжники под началом майора Маргелова. Задачи им ставил лично командующий Балтийского флота вице-адмирал Трибуц.

Глубокие дерзкие рейды лыжников по немецким тылам зимой 1941 – 42 годов были неутихающей головной болью для командования гитлеровской группы армий «Север». Чего стоил хотя бы десант на побережье Ладоги в направлении Липки – Шлиссельбург, встревоживший генерал-фельдмаршала фон Лееба настолько, что он начал снимать для его ликвидации войска из-под Пулково, стягивавшие петлю блокады Ленинграда.

Через два десятилетия командующий Воздушно-десантными войсками генерал армии Маргелов добился, чтобы десантники получили право носить тельняшки.

– Удаль «братишек» запала мне в сердце! – объяснял он. – Мне хочется, чтобы десантники переняли славные традиции старшего брата – морской пехоты и с честью их продолжали. Для этого я и ввел десантникам тельняшки. Только полоски на них под цвет неба – голубые…

Когда на военном совете под председательством министра обороны главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков стал пенять, что, мол, десантники крадут у моряков тельняшки, Василий Филиппович ему резко возразил:

– Я сам в морской пехоте воевал и знаю, что заслуживают десантники и что – моряки!

А воевал Василий Филиппович со своими «морпехами» лихо. Вот еще пример. В мае 1942 года в районе Виняглово близ Синявинских высот около 200 вражеских пехотинцев прорвались через участок обороны соседнего полка и зашли в тыл «маргеловцам». Василий Филиппович быстро отдал необходимые распоряжения и сам лег за пулемет «Максим». Тогда он лично уничтожил 79 фашистов, остальных добили подоспевшие подкрепления.

Кстати, в период обороны Ленинграда у Маргелова всегда был под рукой станковый пулемет, из которого по утрам он совершал своеобразную стрелковую зарядку: «подстригал» очередями верхушки деревьев. Затем садился на лошадь и упражнялся в рубке шашкой.

В наступательных боях командир полка не раз лично поднимал в атаку свои батальоны, дрался в первых рядах своих бойцов, увлекая их на победу в рукопашном бою, где ему не было равных. Из-за таких страшных схваток фашисты и прозвали морских пехотинцев «полосатая смерть».

Офицерский паек – в солдатский котел

Забота о солдате никогда не была для Маргелова второстепенным делом, тем более на войне. Его бывший однополчанин, гвардии старший лейтенант Николай Шевченко вспоминал, что, приняв в 1942 году 13-й гвардейский стрелковый полк, Василий Филиппович начал повышать его боеспособность с улучшения организации питания всего личного состава.

В то время офицеры в полку питались отдельно от солдат и сержантов. Офицерам м полагался усиленный паек: помимо общевойсковой нормы, они получали животное масло, рыбные консервы, галеты или печенье, табак «Золотое Руно» или «Казбек» (некурящим выдавался шоколад). Но, кроме этого, некоторые комбаты и ротные завели при общем пищеблоке и личных поваров. Нетрудно понять, что некоторая часть солдатского котла уходила на офицерский стол. Это и обнаружил командир полка при обходе подразделений. Начинал-то он его всегда с осмотра батальонных кухонь и пробы солдатской пищи.

На второй день пребывания подполковника Маргелова в части все ее офицеры должны были питаться из общего котла вместе с солдатами. Свой доппаек комполка приказал передать в общий котел. Скоро так стали поступать и другие офицеры. «Хороший пример нам подал Батя!» - вспоминал ветеран Шевченко. Удивительно, но Батей Василия Филипповича звали во всех полках и дивизиях, которыми ему довелось командовать…

Не дай Бог, если Маргелов замечал, что у бойца прохудившаяся обувь или обветшалая одежда. Тут уж хозяйственник получал на полную катушку. Однажды, заметив, что у сержанта-пулеметчика на переднем крае сапог «просит каши», комполка подозвал к себе начальника вещевого снабжения и велел ему обменяться обувью с этим бойцом. И предупредил, что если еще раз увидит подобное, немедленно переведет офицера на передовую.

Василий Филиппович терпеть не мог трусов, слабовольных, лентяев. Воровство же при нем было просто невозможно, ибо карал он за него беспощадно…

Горячий снег

Кто читал роман Юрия Бондарева «Горячий снег» или видел одноименный кинофильм, поставленный по этому роману, пусть знает: прообразом героев, что встали на пути танковой армады Манштейна, пытавшейся разорвать кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса в Сталинграде, были маргеловцы. Это они оказались на направлении главного удара фашистского танкового клина и сумели не допустить прорыва, выстояв до подхода подкрепления.

В октябре 1942 года гвардии подполковник Маргелов стал командиром 13-го гвардейского стрелкового полка, входившего во 2-ю гвардейскую армию генерал-лейтенанта Р. Я. Малиновского, которая формировалась специально для завершения разгрома врага, прорвавшегося в приволжские степи. Два месяца, пока полк стоял в резерве, Василий Филиппович напряженно готовил своих бойцов к жестоким боям за волжскую твердыню.

Под Ленинградом ему не раз приходилось вступать в единоборство с фашистскими танками, он хорошо знал их уязвимые места. И теперь лично учил истребителей танков, показывая бронебойщикам, как отрыть окоп в полный профиль, куда и с каких дистанций прицеливаться из противотанкового ружья, как метать гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

Когда маргеловцы держали оборону на рубеже р. Мышкова, приняв на себя удар танковой группировки «Гот», наступавшей из района Котель-никовcкого на соединение с группой прорыва Паулюса, они не испугались новейших тяжелых танков «Тигр», не дрогнули перед многократно превосходящим противником. Они сделали невозможное: за пять суток боев (с 19 по 24 декабря 1942 г.), без сна и отдыха, неся тяжелые потери, сожгли и подбили на своем направлении почти все танки противника. При этом полк сохранил боеспособность!

В этих боях Василий Филиппович был сильно контужен, но строй не покинул. Новый 1943-й год он встретил со своими бойцами, с «Маузером» в руке, увлекая атакующие цепи на штурм хутора Котельниковский. Этим стремительным броском частей 2-й гвардейской армии в сталинградской эпопее была поставлена жирная точка: последние надежды армии Паулюса на деблокаду растаяли, как дым. Потом было освобождение Донбасса, форсирование Днепра, яростные бои за Херсон и «Ясско-Кишиневские Канны»… Тринадцать благодарностей от Верховного Главнокомандующего заслужила 49-я гвардейская Херсонская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия – дивизия Маргелова!

Заключительный аккорд – бескровное пленение в мае 1945 года на границе Австрии и Чехословакии танкового корпуса СС, прорывавшегося на Запад, чтобы сдаться американцам. Сюда входила элита бронетанковых войск рейха – эсэсовские дивизии «Великая Германия» и «Мертвая голова».

Как лучшему из лучших гвардии генерал-майору Герою Советского Союза В. Ф. Маргелову (1944 г.) руководство 2-го Украинского фронта доверило честь командовать фронтовым сводным полком на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 г.

По окончании в 1948 году Высшей военной академии (с 1958 года – Военная академия Генерального штаба) Василий Филиппович принял Псковскую воздушно-десантную дивизию.

Этому назначению предшествовала встреча генерал-майора В. Маргелова с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Николаем Булганиным. В кабинете находился еще один генерал, тоже Герой Советского Союза.

Министр обороны начал беседу добрыми словами о Воздушно-десантных войсках, их славном боевом прошлом, о том, что принято решение развивать этот сравнительно молодой род войск.

– Мы верим в них и считаем необходимым укрепить их боевыми генералами, отличившимися в годы Великой Отечественной войны. Как ваше мнение, товарищи?

Тот, второй генерал, начал жаловаться на раны, полученные на фронте, сказал, что врачи не рекомендовали ему совершать парашютные прыжки. В общем, отказался от предложения министра.

Генерал Маргелов, имевший множество ранений за три войны, в том числе и тяжелые, да еще в ноги, задал в ответ единственный вопрос:

– Когда можно отправиться в войска?

– Сегодня же, – ответил министр обороны и крепко пожал ему руку.

Маргелов понимал, что придется начинать с нуля и как новичку постигать мудреную десантную науку. Но он знал и другое: есть в этом роде войск особая притягательность - дерзость, прочная мужская спайка.

Спустя годы он рассказывал корреспонденту газеты «Красная звезда»:

До 40 лет я смутно представлял, что такое парашют, мне и во сне прыжки не снились. Получилось это само по себе, а точнее, как положено в армии, по приказу. Я человек военный, если нужно, готов хоть к черту в зубы. Вот так и пришлось, уже будучи генералом, совершить первый прыжок с парашютом. Впечатление, скажу вам, ни с чем не сравнимое. Над тобой раскрывается купол, ты паришь в воздухе как птица, - ей-богу, петь хочется! Я запел. Но на одних восторгах не уедешь. Заспешил, за землей не следил, в итоге пришлось недели две ходить с перевязанной ногой. Получил урок. Парашютное дело - не только романтика, но и огромный труд и безукоризненная дисциплина…

Потом будет много прыжков - с оружием, днем и ночью, со скоростных военно-транспортных самолетов. За время службы в ВДВ Василий Филиппович совершил их более 60. Крайний - в 65-летнем возрасте.

Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника, - скажет как-то Маргелов.

Что увидел, приняв 76-ю гвардейскую воздушно-десантную Черниговскую дивизию, Василий Филиппович? Материально-техническая база боевой подготовки - на нуле. Простота спортивных снарядов обескураживала: два трамплина для прыжков, люлька для аэростата, подвешенная между двумя столбами, и остов летательного аппарата, смутно напоминающего самолет или планер. Травматизм и даже гибель людей - распространенное явление. Если Маргелов в десантном деле был новичком, то в организации боевой подготовки, как говорится, собаку съел.

Параллельно с боевой учебой шла не менее важная работа по обустройству личного состава, семей офицеров. И здесь всех удивляла настойчивость Маргелова.

- Солдат должен быть сыт, чист телом и силен духом, - любил повторять суворовское высказывание Василий Филиппович. Нужно было - и генерал становился заправским прорабом, как называл себя без всякой иронии, и на его рабочем столе вперемешку с планами боевой подготовки, учений, десантирования лежали расчеты, сметы, проекты…

Работая в привычном для себя режиме – день и ночь – сутки прочь, генерал Маргелов быстро добился того, что его соединение стало одним из лучших в десантных войсках.

В 1950 году он был назначен командиром воздушно-десантного корпуса на Дальнем Востоке, а в 1954-м генерал-лейтенант В. Маргелов возглавил Воздушно-десантные войска.

И вскоре доказал всем, что он не простоватый служака, как воспринимали Маргелова некоторые, а человек, видевший перспективы ВДВ, имеющий огромное желание превратить их в элиту Вооруженных Сил. Для этого требовалось сломать стереотипы и инерцию, завоевать доверие людей деятельных, энергичных, вовлечь их в совместную продуктивную работу. Со временем у В. Маргелова образовался тщательно подобранный и выпестованный им круг единомышленников. А выдающееся чувство нового, боевой авторитет и умение командующего работать с людьми позволили добиваться поставленных целей.

Год 1970-й, оперативно-стратегическое учение «Двина». Вот что писала о них газета Белорусского военного округа «Во славу Родины»: «Белоруссия – страна лесов и озер, и найти площадку для приземления неимоверно трудно. Погода не радовала, но и не давала повода для уныния. Проутюжили землю истребители-штурмовики, из комментаторской будки прозвучало: «Внимание!» – и взоры присутствующих обратились ввысь.

Вот от первых самолетов отделились крупные точки – это боевая техника, артиллерия, грузы, а затем как горох из люков Ан-12 посыпались десантники. Но венцом выброски стало появление в воздухе четырех «Антеев». Считанные минуты – и вот на земле уже целый полк!

Когда последний десантник коснулся земли, В.Ф. Маргелов остановил секундомер на командирских часах и показал министру обороны. 22 минуты с небольшим понадобилось для того, чтобы восемь тысяч десантников и 150 единицы боевой техники были доставлены в тыл «противника».

Блестящие результаты и на крупных учениях «Днепр», «Березина», «Юг»… Стало обычной практикой: воздушный десант поднимать, скажем, в Пскове, совершать длительный перелет и десантироваться под Ферганой, Кировабадом или в Монголии. Комментируя одно из учений, Маргелов сказал корреспонденту «Красной звезды»:

– Применение воздушного десанта практически стало неограниченным. У нас, например, существует такой вид боевой подготовки: на карте страны произвольно выбирается точка, куда сбрасывается десант. Воины-парашютисты прыгают на совершенно незнакомую местность: в тайгу и пустыни, на озера, болота и на горы…

Именно после учений «Двина», объявив благодарность гвардейцам за проявленные мужество и воинское мастерство, командующий как бы невзначай спросил:

Маргелова можно было понять: назрела необходимость сокращения сроков подготовки десантных подразделений к бою после приземления. Десантирование боевой техники с одного самолета, а экипажей – с другого приводило к тому, что разброс порой составлял до пяти километров. Пока экипажи разыскивали технику, уходило много времени.

Чуть позднее Маргелов вновь вернулся к этой мысли:

– Понимаю, что это сложно, но никто, кроме нас, этого не сделает.

Более того, когда – довольно нелегко принималось принципиальное решение на проведение первого такого эксперимента – Василий Филиппович предложил свою кандидатуру для участия в первом испытании такого рода, министр обороны и начальник Генерального штаба были категорически против.

Впрочем, и без этого о мужестве военачальника ходили легенды. Проявлялось оно не только в боевой обстановке. На одном из праздничных приемов, куда не могли не пригласить опального Маршала Георгия Константиновича Жукова, Василий Филиппович, вытянувшись по стойке «смирно», поздравил его с праздником. Жуков, будучи министром обороны, неоднократно наблюдал за действиями десантников на учениях и выражал удовлетворение их высокой выучкой, восхищался смелостью и отвагой. Генерал Маргелов гордился уважением к себе таких военачальников, а потому не менял своего отношения к заслуженным людям в угоду временщикам и высокопоставленным подхалимам.

Войска «дяди Сэма» и войска «дяди Васи»

В конце весны 1991 года состоялся официальный визит в США министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д. Т. Язова.

Вернувшись в Москву, министр встретился с офицерами Управления информации Минобороны.

Впоследствии размышляя об этой длившейся больше двух часов встрече в зале, где обычно проходили заседания Коллегии Министерства обороны, я пришел к выводу, что общение с нами, рядовыми сотрудниками управления, преследовало прежде всего цель донести до широкой общественности через офицеров, по долгу службы поддерживающих контакты с прессой, его весьма скептическое мнение о достоинствах военной техники богатейшей державы мира и об уровне подготовленности американских «профи», которыми тогда взахлеб восторгались журнал «Огонек» и родственные ему по духу издания.

Во время посещения военной базы в Форт-Брэгге советского министра обороны пригласили на показательное учение одного из парашютных батальонов знаменитого «полка дьяволов» – 82-й воздушно-десантной дивизии США. Эта дивизия прославилась тем, что участвовала едва ли не во всех конфликтах послевоенного времени, в которые вмешивались Соединенные Штаты (Доминиканская Республика, Вьетнам, Гренада, Панама и др.). Она первой высадилась на Ближнем Востоке перед началом антииракской «Бури в пустыне» в 1990 году. Во всех операциях «дьяволы» шли на острие атаки как самые ловкие, смелые, непобедимые.

И вот этим-то «дублерам Сатаны» и поручено было удивить советского министра классом выучки и бесстрашием. Их десантировали на парашютах. Часть батальона приземлялась в боевых машинах. Но эффект от «показушки» получился обратный ожидаемому, потому что Дмитрий Тимофеевич не мог говорить об увиденном в Северной Каролине без горькой усмешки.

– Какую бы оценку я тебе поставил за такое десантирование? – спросил, хитровато прищурясь, министр обороны тогдашнего заместителя командующего ВДВ по боевой подготовке генерал-лейтенанта Е. Н. Подколзина, входившего в состав советской военной делегации.

– Вы бы мне голову оторвали, товарищ министр! – отчеканил Евгений Николаевич.

Оказывается, едва ли не все американские десантники, выброшенные из самолетов в боевых машинах, получили тяжелые травмы и увечья. Были и погибшие. Приземлившись, больше половины машин так и не тронулись с места…

В это с трудом верится, но и в начале 90-х хваленые американские профессионалы не имели такого, как у нас, снаряжения и не владели секретами безопасного десантирования подразделений «крылатой пехоты» на технике, которые были освоены в «войсках дяди Васи» (как называли себя бойцы ВДВ, намекая на особую теплоту чувств к командующему) еще в 70-е годы.

А начиналось все с мужественного решения Маргелова возложить на свои плечи ответственность первопроходца. Тогда, в 1972 году, в СССР полным ходом шли испытания недавно созданной системы «Кентавр» – для десантирования людей внутри боевой машины десанта на парашютных платформах. Эксперименты были рискованные, поэтому начинали их на животных. Далеко не все шло гладко: то рвался купол парашюта, то не срабатывали активные двигатели торможения. Один из прыжков даже закончился гибелью пса Бурана.

Нечто подобное происходило и у западных испытателей идентичных систем. Правда, там экспериментировали на людях. В боевую машину, которая сбрасывалась с самолета, посадили приговоренного к смертной казни. Он разбился, и продолжать опытно-конструкторские работы в этом направлении на Западе долгое время считали нецелесообразным.

Несмотря на риск, Маргелов верил в возможность создания безопасных систем десантирования людей на технике и настаивал на усложнении испытаний. Поскольку в дальнейшем «собачьи» прыжки проходили нормально, он добивался перехода к новой фазе НИОКР – с участием воинов. В начале января 1973 года у него состоялся трудный разговор с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза А. А. Гречко.

– Ты понимаешь, Василий Филиппович, на что идешь, чем рискуешь? – убеждал Маргелова отказаться от задуманного Андрей Антонович.

– Отлично понимаю, потому на своем и стою, – отвечал генерал. – И те, кто готов к эксперименту, тоже все прекрасно понимают.
5 января 1973 г. исторический прыжок состоялся. Внутри БМД-1 на парашютно-платформенных средствах впервые в мире был десантирован экипаж. В него входили майор Л. Зуев и лейтенант А. Маргелов – в машине рядом с опытным офицером находился младший сын командующего Александр, в ту пору молодой инженер научно-технического комитета ВДВ.

Послать сына на столь сложный, непредсказуемый эксперимент решился бы только очень мужественный человек. Это был поступок сродни подвигу генерал-лейтенанта Николая Раевского, когда любимец Кутузова в 1812 году под Салтановкой бесстрашно вывел своих юных сыновей перед фронтом дрогнувших от французской картечи батальонов и этим потрясающим примером вдохнул стойкость в упавших духом гренадеров, удержал позицию, решив исход боя. Жертвенный героизм такого рода в мировой военной истории – явление уникальное.

– С АН-12 сбрасывалась боевая машина, раскрывались пять куполов, – вспоминал подробности беспрецедентного прыжка Александр Васильевич Маргелов, ныне сотрудник Министерства внешнеэкономических связей. – Конечно, опасно, но успокаивало одно: система успешно применялась не один год. Правда, без людей. Приземлились тогда нормально. Летом 1975 года на базе парашютно-десантного полка, которым командовал тогда майор В. Ачалов, мы с подполковником Л. Щербаковым внутри БМД и четыре офицера снаружи, в кабине совместного десантирования, прыгали еще раз…

Василий Филиппович за это смелое новаторство был удостоен Государственной премии СССР.

На смену «Кентавру» (не в последнюю очередь благодаря командующему ВДВ, который настырно доказывал в высших партийно-правительственных инстанциях страны перспективность нового метода доставки бойцов и техники к цели, его скорейшего освоения для усиления мобильности «крылатой пехоты») вскоре пришла новая, более совершенная система «Реактавр». Скорость снижения на ней была в четыре раза выше, чем на «Кентавре». В психофизическом отношении десантнику соответственно труднее (оглушительный рев и грохот, очень близко пламя, вырывающееся из реактивных сопел). Зато резко уменьшились уязвимость от огня противника и время от момента выброски из самолета до приведения БМД в боевое положение.

С 1976 по 1991 год система «Реактавр» применялась около 100 раз, и всегда успешно. Год от года, от учения к учению «голубые береты» приобретали опыт ее применения, шлифовали навыки собственных действий на различных этапах десантирования.

С 1979 года не было уже с ними рядом Василия Филипповича, сдавшего пост командующего ВДВ и перешедшего в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны. Спустя 11 лет, 4 марта 1990 г., он ушел из жизни. Но память о Десантнике номер один, его заветы голубым беретам нетленны.

Имя генерала армии В.Ф. Маргелова носят Рязанское высшее командное училище ВДВ, улицы, площади и скверы Санкт-Петербурга, Рязани, Омска, Пскова, Тулы… Ему воздвигнуты памятники в Санкт-Петербурге, Рязани, Пскове, Омске, Туле, украинских городах Днепропетровске и Львове, белорусском Костюковичи.

Воины-десантники, ветераны ВДВ каждый год приходят к памятнику своего командующего на Новодевичье кладбище, чтобы почтить его память.

Но главное – жив в войсках маргеловский дух. Подвиг 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского полка 76-й псковской дивизии, в которой начинал свой путь в ВДВ Василий Филиппович, – красноречивое тому подтверждение. Он – и в других свершениях десантников последних десятилетий, в которых «крылатая пехота» покрыла себя неувядаемой славой.

Василий Филиппович Маргелов, тот самый "дядя Вася", вошел в историю наших Вооруженных Сил, как родоначальник и самый яркий командующий «крылатой пехотой». Возглавляя Воздушно-десантные войска на протяжении в общей сложности 23 лет, он внес огромный вклад в воссоздание, становление и развитие ВДВ – недаром их по сей день называют «войсками дяди Васи».

Дело в том, что до 50-х годов ВДВ было всего лишь пехотой, десантируемой при необходимости в тыл противника. Задачей десантников было навязывание боя в тылу противника и удерживание форпоста до подхода основных силэ. Не имея хорошей экипировки и спецсредств они были обыкновенным "пушечным мясом". С приходом "дяди Васи" ситуация в корне изменилась.

Прошедший несколько войн и побывавший командиром разведчиков и даже морпехов подполковник Маргелов точно знал, что нужно ВДВ и несмотря на давление начальства стал воплощать свои идеи в жизнь.

Вот что он говорил о возможностях десантных войск:

«Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счёту, идеал, к которому мы должны стремиться»

К концу 50-х годов были приняты на вооружение в ВДВ новые самолеты Ан-8 и Ан-12, обладающие большей грузоподъемностью и дальностью полета, что позволяло десантировать большее количество личного состава со штатной техникой и вооружением. Маргелов установил личную связь с конструкторскими бюро, конструкторами, ученными, сам часто выезжал в КБ и НИИ. Зачастую договариваясь с конструкторами на разработку новой техники для ВДВ, он наталкивался на непонимание и препятствия со стороны Министерства Обороны и «верхних эшелонов власти». Ему постоянно приходилось доказывать необходимость оснащения ВДВ современными образцами техники и вооружения.

Ведя постоянную борьбу воздушно-десантные войска, он идет вразрез с желаниями вышестоящего руководства. За это в 1959 году Василия Филипповича отстраняют от должности командующего ВДВ и назначают заместителем. Но уже в 1961 году восстанавливают на должность командующего воздушно-десантными войсками. Двадцать лет Маргелов отдал командованию ВДВ. За эти годы, благодаря легендарному «бате», данный род войск стал самым популярным в СССР, служить там стало большой честью и мечтой любого подростка.

Кстати тельняшку десантникам тоже "подарил Маргелов, желая передать ВДВ традиции морской пехоты, только полоски было решено сделать голубые - под цвет неба. На одном из совещаний в Министерстве обороны СССР при утверждении новых образцов воинской формы адмирал флота СССР А. А. Горшков недовольно пробурчал:
- Мыслимое ли дело, товарищ министр (маршал А. А. Гречко), десантники - в тельняшках.
Командующий ВДВ генерал Маргелов резко возразил:
- Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что - нет!

В знак признания особых заслуг «десантника №1» перед Отечеством Министерство обороны РФ учредило в 2005 году медаль «ГЕНЕРАЛ АРМИИ МАРГЕЛОВ». Ею награждаются военнослужащие, ветераны и лица гражданского персонала и Воздушно-десантных войск за добросовестную службу и личный вклад в укрепление и развитие этого рода войск.

Он вошел в историю наших Вооруженных Сил как самый яркий командующий «крылатой пехотой», наиболее мобильного, молодого и перспективного в современных условиях рода войск. Именно при нем советские Воздушно-десантные войска вышли на лидирующие мировые позиции по таким показателям, как боевая мощь, выучка, оснащенность, высочайший моральный дух. Об этом человеке нельзя не вспомнить в год 85-летнего юбилея ВДВ. Речь идет о генерале армии В. Ф. Маргелове.

Есть военачальники, чья известность в мирное время зиждится лишь на том, что им тогда-то и тогда-то поручалось руководство округами, главкоматами, штабами оперативно-стратегических объединений, управлениями центрального аппарата Минобороны. Есть и иные люди при больших звездах на погонах – их не только хорошо знают в армии, они пользуются огромным авторитетом и в ратном сословии, и в народе. К числу таких военных деятелей, чьи имена доселе окружены легендами, принадлежал Василий Филиппович Маргелов. Возглавляя Воздушно-десантные войска на протяжении в общей сложности 23 лет, он внес огромный вклад в воссоздание, становление и развитие ВДВ – недаром их по сей день называют «войсками дяди Васи».

По свидетельству бывшего начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршала Советского Союза В. Г. Куликова, Маргелова уважали не только в частях и соединениях «голубых беретов», но и в других видах и родах войск ВС. Он заслужил такое отношение к себе незаурядной храбростью и отнюдь не показным мужеством, новаторским подходом к доверенному делу. Впрочем, Василий Филиппович был весьма популярен и за пределами родной страны – в среде коллег-профессионалов из армий зарубежных государств. Американские офицеры-десантники, например, считали советского генерала главным десантником в международном масштабе и выражали ему свое высочайшее почтение.

Тем не менее писать о Маргелове непросто. Одних только публикаций в СМИ и справочных изданиях о нем – почти две сотни. Вот почему хотелось бы избежать повторений и не хотелось бы лепить образ во всем идеального человека, что, прямо скажем, нелегко. Ведь звание Героя Советского Союза Василий Филиппович получил не к какому-то юбилею, а за личную отвагу и командирское мастерство на Великой Отечественной войне, за победы, одержанные в дерзко и смело проведенных боях. Здесь, кстати, нельзя не отметить, что характер у «дяди Васи», несмотря на личную скромность, был независимый. Потому свои взгляды на развитие ВДВ он отстаивал смело (чего, на мой взгляд, сегодня не всегда хватает иным нынешним военным руководителям) и, будучи уверенным в своей правоте, защищал правильную, по его мнению, точку зрения, невзирая на недопонимание вышестоящего начальства и осознание того, чем это могло обернуться для него лично.

Но если уж вспоминать о том времени, необходимо задаться вопросом: откуда оно шло – недопонимание, а порой и непонимание? Дело в том, что в пору Великой Отечественной воздушно-десантные соединения использовались главным образом как обычные стрелковые и на счету «крылатой пехоты» было всего две крупные операции – под Вязьмой в ходе Московской битвы (зима 1942-го) и при форсировании Днепра (осень 1943-го). Десантники проявили в них героизм и самопожертвование, но конечные результаты оказались, мягко говоря, неутешительными

Генерал-фронтовик Маргелов, одним из первых военачальников прозорливо заглянув за горизонт, пришел к выводу, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому маневру десанты. Он отказался от бытовавших ранее взглядов на удержание захваченного «крылатой пехотой» района, до того как к ней пробьются основные силы, методом жесткой обороны, ведь при таком подходе высадившимся грозит полное уничтожение.


Коллаж Андрея Седых

…Родился Василий Филиппович в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) в семье рабочего-металлурга 27 декабря 1908 года (9 января по новому стилю). В этой связи по инициативе ветеранской общественности ВДВ 2009 год был объявлен Годом генерала Маргелова. Удивительно, но не совсем привычную для русского слуха фамилию будущий легендарный военачальник «получил» по ошибке. Когда его принимали в партию, не шибко грамотный чиновник, выписывая партбилет, в фамилии «Маркелов» звук «к» воспринял как «г». То есть как услышал, так и записал.

Жизнь не баловала подростка. После окончания церковно-приходской школы какие только профессии ему не довелось освоить: и чернорабочего, и грузчика, и плотника, и разносчика почты, и кожевника, и коногона на шахте. Но из-за проблем со здоровьем от этой работы он вынужден был отказаться и уехал в Белоруссию, где стал лесником в леспромхозе. Не один десяток верст ежедневно отмахивал и на лошади, и на лыжах. Пришлось и браконьерам противостоять, и угодья защищать. Но вскоре злоумышленники на своей шкуре познали, каков новый лесник. На его участок они посягать не решались.

В сентябре 1928 года Василия Маргелова призвали в ряды РККА и направили учиться «на красного командира» в Минск, в ОБВШ – Объединенную белорусскую военную школу, позднее переименованную в Минское военное училище. Уже на втором курсе отличник учебы снайпер Маргелов был назначен старшиной пулеметной роты. Вскоре она вошла в число лучших в школе.

В апреле 1931 года, с отличием окончив училище, он получает назначение в Могилев, в полковую школу 99-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии. В таких школах в частях Красной армии готовился младший комсостав. А в 1932 году в военной биографии Маргелова отмечена первая попытка подружиться с небом. Он поступил в летную школу в Оренбурге, но пришлось ее покинуть досрочно. Небесная стихия примет его в свои объятия позже, уже в десантных войсках…

С 1933 по октябрь 1936 года Маргелов – на командных и преподавательских должностях в Минском военно-пехотном училище имени М. И. Калинина. Сохранилось фото того периода, на снимке – преподаватель Минского военного училища старший лейтенант В. Ф. Маргелов. С октября 1938 года он в звании капитана командует 23-м стрелковым полком 8-й стрелковой дивизии имени Ф. Э. Дзержинского Белорусского Особого военного округа. Затем некоторое время возглавлял разведку этой же дивизии.

В «незнаменитую войну» с Финляндией (1939–1940) Василий Филиппович командовал отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122-й дивизии. В ходе одной из операций Маргелов взял в плен офицеров шведского Генерального штаба (официально Швеция оставалась нейтральной, но «добровольцы» из этой и ряда других стран участвовали в войне на стороне Финляндии).

В богатейшей ратной биографии «дяди Васи» есть малоизвестный и не совсем типичный эпизод. В суровую осень сорок первого года майор Маргелов командовал 1-м Особым лыжным полком… Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Помните ежедневные многоверстные лыжные дозоры в бытность Василия Филипповича лесником в Белоруссии? Известно, что моряки к «чужакам» всегда относились настороженно. Но убедившись в высочайшем уровне военной подготовки, в богатейшем боевом опыте командира, морпехи безоговорочно посчитали его своим. И в знак особого расположения обращались к нему по-флотски: «Товарищ капитан третьего ранга».

Да и сам Маргелов проникся уважением к традициям отваги, удали и боевого братства «братишек». Забегая вперед, скажем: после войны, уже будучи командующим ВДВ, он добился, чтобы десантники, как и морская пехота, родившаяся еще при Петре I, получили право носить тельняшки.

После сражений на Ладожском озере некоторое время находился в госпитале. Потом снова в действующей армии: командир полка, начальник штаба дивизии, комдив. Помимо участия в боях на Ленинградском фронте воевал на Северо-Западном, Сталинградском, Южном, 4 и 3-м Украинских фронтах. Когда отгремела война, Маргелова направили на учебу в Академию Генштаба. Он успешно окончил ее в 1948 году с такой аттестацией: «Дисциплинированный, волевой, решительный и в строевом отношении хорошо подготовленный генерал. Обладает усидчивостью и напористостью в работе. Здоров. Политически и морально устойчив. Скромный в быту и хороший товарищ».

И вот после окончания академии он уже командир не стрелкового соединения, а 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии. За два года генерал-майору Маргелову удалось добиться немалых успехов в боевой подготовке ее личного состава, и поэтому ему доверяют командование 37-м гвардейским воздушно-десантным Свирским Краснознаменным корпусом, дислоцировавшимся на Дальнем Востоке. Именно Маргелова, самого молодого из пяти комкоров в ВДВ, обладавшего помимо боевого опыта аналитическим умом, командующий этими войсками генерал-полковник А. В. Горбатов, уходя на повышение, порекомендовал на свое место.

Василий Филиппович занял новый ответственный пост 31 мая 1954 года. Но в дальнейшем в его послужном списке были и взлеты, и падения. Однажды Маргелова несправедливо понизили в должности, но потом вернули обратно. Причем министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко признал, что наказали генерала Маргелова несправедливо. Однако в интересах дела Маргелов никогда обид не высказывал, а главное – не поступался принципами.

О принципиальности командующего ВДВ говорит хотя бы такой факт. Вскоре после назначения на эту должность он настоял на замене своих вчерашних коллег-комкоров более молодыми генералами, выпускниками Академии Генштаба. Так что не у всех отношение к Маргелову было однозначным. Тем более что он постепенно уволил в запас заплывших жирком «стариков», избегавших прыжков с парашютом. Им на смену пришли энергичные командиры совсем иного возраста, прыгавшие наравне со всеми.

«Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника», – писал Маргелов. В этих словах звучит юношеская романтика, которой наш «десантник № 1» никогда не был чужд.

Уже стали легендой такие эпизоды из «маргеловской эпохи» ВДВ, когда на первые десантирования экипажей внутри боевых машин десанта (БМД) Василий Филиппович отправил одного из пяти своих сыновей – Александра. Именно в нашей стране впервые в мире с военно-транспортного самолета Ан-12Б на парашютно-платформенных средствах была сброшена БМД-1 с двумя членами экипажа на борту – командиром майором Александром Маргеловым и механиком-водителем подполковником Леонидом Щербаковым. Это произошло 5 января 1973 года. Разработка и поступление в войска новых образцов техники и вооружений – это тоже неоспоримая заслуга командующего.

В интересах повышения боеготовности и боевой выучки личного состава ВДВ генерал армии В. Ф. Маргелов много сделал, когда с января 1979 года работал генеральным инспектором Генеральной инспекции СССР. В этой структуре, подчинявшейся министру обороны, Василий Филиппович курировал Воздушно-десантные войска. Он жил жизнью своих любимых ВДВ, часто бывал в командировках, поддерживал тесные связи с людьми. И непосредственно пестовал будущих офицеров-десантников, будучи председателем государственной экзаменационной комиссии в Рязанском воздушно-десантном училище. Василий Филипповича ушел из жизни в 1990 году…

В знак признания особых заслуг «десантника № 1» перед Отечеством Министерство обороны РФ учредило в 2005 году медаль «Генерал армии Маргелов». Ею награждаются военнослужащие, ветераны и лица гражданского персонала и Воздушно-десантных войск за добросовестную службу и личный вклад в укрепление и развитие этого рода войск.

По собственному опыту знаю: в наши дни очень многие, особенно молодые люди хотели бы побольше узнать о прославленном «десантнике № 1». В Центральном музее Вооруженных Сил есть экспозиция, посвященная генералу армии Маргелову. Есть такие экспозиции и в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Музее истории ВДВ в Рязани, музее «Крылатая гвардия» в Екатеринбурге, в Днепропетровске, а также в частях ВДВ и в домашнем мемориальном кабинете-музее Маргелова. Музей находится в Москве, в квартире, где Маргелов-старший прожил почти двадцать лет. «Главный хранитель» здесь – его сын, Герой России полковник запаса Александр Маргелов. Он подвижник патриотического воспитания молодежи, активно участвует в общественных мероприятиях. Вот и недавно мы встретились на 10-летнем юбилее газеты «Побратим», которая широко освещает афганскую и десантную тематику. Как всегда, Александр Васильевич был там в центре внимания.

А внук генерала – известный политик Михаил Маргелов возглавляет Комитет Совета Федерации по международным делам. Я хорошо знаю Михаила Витальевича и как политолога. Он выпускник Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук. Занимается проблемами безопасности страны на государственном, политическом и дипломатическом фронтах.

«Десантники – это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей». Эти слова Героя Советского Союза генерала армии В. Ф. Маргелова в полной мере можно отнести и к нему самому. Именно таким он остается в людской памяти. Сегодня у него достойные наследники и в семье, и в войсках.

Владимир Рощупкин,
кандидат политических наук, профессор АВН

Очередная его киношная работа - сценарий фильма «Маргелов» (съемки начнутся в 2018 году). Мы попросили Рубанова написать колонку о легендарном главкоме ВДВ.

Генерал армии Василий Маргелов - один из отцов глобального могущества, которым обладала Россия полвека назад.
Как академик Курчатов создал атомную бомбу, так генерал Маргелов создал воздушно-десантные войска.
Он - фигура, равная Королеву и Калашникову.

Во времена «холодной войны» западный цивилизованный мир одинаково боялся и советских ракет, и советских десантников.
Нельзя сказать, чтобы имя Василия Филипповича Маргелова было широко известно за пределами Вооруженных сил. Но внутри ВДВ это мифологическая фигура. Ему установлены памятники и мемориальные доски. О нем написаны книги. Отдельно изданы сборники его афоризмов.

Солдаты почитали его за божество, подбирали и бережно хранили выброшенные генералом папиросные окурки.
Аббревиатуру ВДВ до сих пор расшифровывают не иначе как Войска Дяди Васи.

Василий Маргелов не был основателем этого рода войск. Первые парашютные подразделения появились в Советской армии еще в 1930-е годы. Долгое время развитию парашютного дела мешала банальная причина: не было подходящего самолета. Парашютистов сбрасывали небольшими группами для выполнения диверсий. Подготовка таких квалифицированных солдат отнимала много ресурсов, а военная выгода от их использования была невелика. Судьбу Великой Отечественной войны решили танки и бомбардировщики, а не парашютисты.

Георгий Жуков вызвал его с Дальнего Востока: маршалу нужны были надежные офицеры для ареста Берии. Маргелов и охранял потом Берию в бункере Генштаба.

Генерал Маргелов совершил первый прыжок только в 40 лет, уже после войны.

За спиной у него было 20 лет боевой работы, финская кампания и Великая Отечественная война - от первого до последнего дня. Разведчик, лыжник, командир бригады морской пехоты, он защищал блокадный Ленинград и возглавлял печально известный «шлиссельбургский десант», при котором из-за ошибок командования погиб почти весь личный состав, а сам Маргелов был тяжело ранен в ногу и навсегда остался бы калекой, если бы не военный врач Анна Куракина - она спасла майору Маргелову ногу, а впоследствии стала его женой и родила двоих сыновей.

Участник Парада Победы. Командовал дивизиями воздушных десантников в Чернигове и на Дальнем Востоке. Оттуда вызван приказом Георгия Жукова: легендарному маршалу потребовались надежные офицеры для ареста Лаврентия Берии. Маргелов лично охранял Берию, помещенного в бункер на территории Генерального штаба ВС СССР. По одной из версий, там же его и расстреляли; но без участия Маргелова.

Через год Маргелов - главком ВДВ. Маршал Жуков не забывал верных людей.
Через три года в Советском Союзе создали самолет АН-12, сверхудачный, надежный воздушный грузовик. Он мог брать на борт 60 человек.

И вот, имея такой самолет, генерал Маргелов приступил к выполнению своей главной мечты: превращению десантных подразделений в полноценный род войск.

Когда генерала спросили, не боялся ли он потерять сына, Маргелов ответил: «У меня их пятеро, кто-нибудь долетел бы».

Это значило десантировать с воздуха не только крепких парней с автоматами, но и тяжелое вооружение. И артиллерию. И автомобили. Все, что угодно, вплоть до полевых кухонь.
Широко известен случай, когда Маргелов заставил прыгать с парашютом полковой оркестр в полном составе. Причем, по особому настоянию командира музыканты должны были начать играть марш еще в воздухе.

Пацифистам и людям, далеким от военной службы, эта ситуация может показаться грубым анекдотом, но генерал Маргелов был очень серьезный человек и занимался очень серьезным делом. Он был лауреатом Государственной премии СССР, имел ученую степень доктора военных наук и писал теоретические работы, которые до сих пор засекречены. Маргелова интересовали «масса залпа», «дульная энергия» и прочие категории, неизвестные гражданским людям.

На пике своего могущества, в середине 1970-х годов, генерал армии Маргелов мог поднять в воздух армию в сто тысяч солдат, а также артиллерию, автомобили и боевые машины десанта.

Мощные грузовые парашютные системы, парашютные платформы, укладки и сами боевые машины создавались при непосредственном участии генерала Маргелова. И даже складной приклад к автомату Калашникова был внедрен по личному приказу главкома.
Многокупольные парашютные системы, созданные под руководством Маргелова, затем много лет использовались в космической отрасли.

Боевой генерал, Герой Советского Союза, полководец, пробитый пулями воин лично вникал во все расчеты и проверял новшества на себе. Всего на его счету 60 прыжков.

В 1969-м году Маргелов впервые десантировал с воздуха боевую машину весом более 7 тонн. Это был настоящий, полноценный легкий танк. Кстати, в присутствии людей, служивших в десанте, лучше не называть БМД «танком» - можно получить по шее. Никаких «танков». БМД - и точка.

Экипаж прыгал отдельно и занимал места в машине после приземления. Это не устраивало главкома Маргелова. Он вынашивал планы сброса боевой машины с экипажем внутри: машина должна была вступить в бой через минуту после приземления.

Сначала новую систему «Кентавр» испытали на собаках, но сброс был неудачным, собаки погибли. На Тульском парашютодроме им поставили памятник.

Запрет на испытания «Кентавра» наложил персонально министр обороны маршал Гречко. Однако Маргелов от своего замысла не отказался. Уже понятно, что генерал армии Маргелов никогда не ладил с начальством. Такие люди, подвижники, созидатели, всегда неудобны, они смотрят в будущее, а не оглядываются по сторонам.
Генерал Маргелов поступил очень просто: посадил в боевую машину собственного сына.

Старшему лейтенанту Александру Маргелову было 28 лет. Он согласился немедленно, и в 1973 году в Советском Союзе впервые в мире десантировали боевую машину с экипажем на борту.

Прошло больше 40 лет.
Ни одна армия мира до сих пор не умеет этого делать.
Никто, кроме нас. Именно так.

Их было двое, Александр Маргелов и Леонид Зуев - их называют «первыми космонавтами ВДВ».

Когда генерала спросили, не боялся ли он потерять сына, Маргелов ответил: «У меня их пятеро, кто-нибудь долетел бы».

Мне посчастливилось познакомиться с Александром Маргеловым и побывать в квартире его отца, превращенной в музей. Больше всего поражало, что Маргелов-младший, полковник и Герой России, разговаривал очень тихо и вежливо.

Из афоризмов генерала Василия Маргелова, а их сотни, мне нравится один: «Даже смерть не является оправданием невыполнения боевого задания».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса