Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ван Гог: биография, интересные факты, творчество. Жизнь винсента ван гога Что нарисовал ван гог


Имя: Винсент Гог (Vinsent Gogh)

Возраст: 37 лет

Место рождения: Грот-Зюндерт, Нидерланды

Место смерти: Овер-сюр-Уаз, Франция

Деятельность: Нидерландский художник-постимпрессионист

Семейное положение: не был женат

Винсент Ван Гог - биография

Винсент Ван Гог не стремился доказать окружающим, что он настоящий художник, -он не был тщеславным. Единственным человеком, кому он хотел это доказать, был он сам.

Винсент Ван Гог долго не имел ни какой-либо сформулированной цели в жизни, ни профессии. По традиции, поколения Ван Гогов или избирали церковную карьеру, или шли в торговцы произведениями искусства. Отец Винсента, Теодорус Ван Гог, был протестантским священником, служил в маленьком городке Гроот Зюндерт в Южной Голландии, на границе с Бельгией.

Дяди Винсента, Корнелиус и Вине, торговали картинами в Амстердаме и Гааге. Мать, Анна Корнелия Карбендус, мудрая женщина, прожившая почти сто лет, заподозрила, что сын у нее не обычный Ван Гог, едва он появился на свет 30 марта 1853 года. Годом раньше, день в день, у нее родился мальчик, нареченный тем же именем. Он не прожил и нескольких дней. Так что судьбой, считала мать, ее Винсенту уготовано жить за двоих.

В 15 лет, проучившись два года в школе в городке Зевенберген, а затем еще два - в средней школе, носившей имя Короля Вильяма П, Винсент оставил учебу и в 1868 году, с помощью дяди Винса, поступил в открывшийся в Гааге филиал парижской художественной фирмы «Гупиль и Ко». Работал он неплохо, юношу ценили за любознательность - он изучал книги по истории живописи и посещал музеи. Винсента повысили - направили в лондонский филиал «Гупиля».

В Лондоне Ван Гог пробыл два года, стал глубоким знатоком гравюр английских мастеров и приобрел подобающий коммерсанту лоск, цитировал модных Диккенса и Элиота, гладко брил рыжие щеки. Он вообще, как свидетельствовал его младший брат Тео, впоследствии тоже пошедший по торговой части, жил в те годы с почти блаженным восторгом перед всем, что его окружало. Сердечная переполненность вырывала у него страстные слова: «Нет ничего более художественного, чем любить людей!» -писал Винсент. Собственно, переписка братьев -главный документ жизни Винсента Ван Гога. Тео был тем человеком, к которому Винсент обращался как к духовнику. Другие документы отрывочны, фрагментарны.

Винсента Ван Гога ждало блестящее будущее комиссионера. Он должен был в скором времени переехать в Париж, в центральное отделение «Гупиля».

Что случилось с ним в 1875 году в Лондоне, не известно. Брату Тео он написал, что внезапно впал «в болезненное одиночество». Полагают, что в Лондоне Винсент, в первый раз по-настоящему влюбившись, оказался отвергнутым. Но избранницей его называют то хозяйку пансиона на Хакфорд Роуд 87, где он жил, Урсулу Лойер, то ее дочь Евгению и даже некую немку по имени Каролина Хаанебик. Поскольку в письмах к брату, от которого он ничего не скрывал, об этой своей влюбленности Винсент умолчал, возможно предположить, что «болезненное одиночество» его имело другие причины.

Еще в Голландии, по свидетельству современников, Винсент временами, вызывал недоумение своей манерой поведения. Выражение его лица внезапно делалось несколько отсутствующим, чужим, в нем было что-то задумчивое, глубоко серьезное, меланхолическое. Правда, потом он смеялся сердечно и весело, и все его лицо тогда светлело. Но чаще он казался очень одиноким. Да, собственно, и был таковым. К работе в «Гупиле» он охладел. Не помог и перевод в парижское отделение в мае 1875 года. В начале марта 1876 Ван Гог был уволен.

В апреле 1876 года он вернулся в Англию совсем другим человеком - без всякого лоска и амбиций. Устроился воспитателем в щколу преподобного Вильяма П. Стоука в Рэмсгейте, где получил класс из 24 мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Читал им Библию, а после и вовсе обратился к преподобному отцу с просьбой разрешить ему служить молебны для прихожан церкви Тернхам Грин. Скоро ему разрешили вести и воскресную проповедь. Правда, делал он это чрезвычайно скучно. Известно, что и отцу его тоже не хватало эмоциональности и умения завладеть аудиторией.

В конце 1876 года Винсент написал брату, что понял свое подлинное предназначение - он будет проповедником. Вернулся в Голландию и поступил на теологический факультет Амстердамского университета. По иронии судьбы, он, свободно говоривший на четырех языках: голландском, английском, французском и немецком, не сумел одолеть курс латыни. По результатам испытаний его определили в январе 1879 года приходским священником в шахтерскую деревню Васмес в самой бедной в Европе области Боринаж в Бельгии.

Миссионерская делегация, проведавшая отца Винсента в Васмесе через год, была немало встревожена переменами в Ван Гоге. Так, делегация обнаружила, что отец Винсент переехал из удобной комнаты в лачугу, спал на полу. Раздал бедным свою одежду и ходил в поношенном военном мундире, под который надевал самодельную рубашку из мешковины. Не умывался, чтобы не выделяться среди перепачканных угольной пылью шахтеров. Его пытались убедить, что Писание не следует понимать буквально, а Новый Завет не прямое руководство к действию, но отец Винсент выступил с обличением миссионеров, что, естественно, закончилось отстранением от должности.

Из Боринажа Ван Гог не уехал: перебрался в крошечную шахтерскую деревушку Кузмес, и, существуя на подношения общины, а по сути дела за кусок хлеба, продолжил миссию проповедника. Он даже прервал на время переписку с братом Тео, не желая принимать от него помощь.

Когда переписка возобновилась, Тео в очередной раз удивился переменам, произошедшим с братом. В письмах из нищего Кузмеса он рассуждал об искусстве: «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров, и там окажется - Бог!» И сообщал, что много рисует. Шахтеров, жен шахтеров, их детей. И всем нравится.

Эта перемена удивила и самого Винсента. За советом, стоит ли ему продолжать рисовать, он отправился к французскому художнику Жюлю Бретону. С Бретоном он не был знаком, но в своей прошлой, комиссионерской, жизни уважал художника до такой степени, что прошел пешком 70 километров до Коуррьереса, где Бретон жил. Нашел дом Бретона, однако постеснялся постучать в дверь. И, подавленный, отправился так же пешком обратно в Кузмес.

Тео полагал, что брат после этого случая вернется к прежней жизни. Но Винсент как одержимый продолжал рисовать. В 1880 году он приехал в Брюссель с твердым намерением учиться в Академии художеств, однако заявление его даже не было принято. Винсента это ничуть не расстроило. Он накупил популярных в те годы пособий по рисунку Жан-Франсуа Милле и Чарльза Бага и отправился к родителям, собираясь заняться самообразованием.

Только мать одобрила удивившее всю семью решение Винсента стать художником. Отец отнесся к переменам в сыне весьма настороженно, хотя занятия искусством вполне вписывались в каноны протестантской этики. Дяди, не одно десятилетие торговавшие картинами, посмотрев рисунки Винсента, решили, что племянник не в себе.

Случай с кузиной Корнелией лишь укрепил их подозрения. Корнелия, которая недавно овдовела и одна воспитывала сына, приглянулась Винсенту. Добиваясь ее расположения, он ворвался в дом своего дяди, вытянул руку над масляной лампой и поклялся держать ее над огнем до тех пор, пока ему не позволят увидеть кузину. Отец Корнелии разрешил ситуацию, задув лампу, и Винсент, униженный, покинул дом.

Мать очень переживала за Винсента. Она уговорила своего дальнего родственника Антона Мауве, удачливого художника, поддержать сына. Мауве прислал Винсенту коробочку акварели, а затем встретился с ним. Посмотрев работы Ван Гога, художник дал несколько советов. Но узнав, что изображенная на одном из набросков модель с ребенком - женщина легкого поведения, с которой Винсент теперь жил, отказался поддерживать с ним дальнейшие отношения.

Ван Гог встретил Класину в конце февраля 1882 года в Гааге. У нее было двое малолетних детей, и ей негде было жить. Пожалев ее, он предложил Класине с детьми поселиться у него. Они были вместе полтора года. Брату Винсент писал, что таким образом искупает грех падения Класины, принимая на себя чужую вину. В благодарность она и ее дети терпеливо позировали Винсенту для этюдов масляными красками.

Именно тогда он признался Тео, что главным для него в жизни стало искусство. «Все остальное - следствие искусства. Если что-то не имеет к искусству отношения, этого не существует». Класина и ее дети, которых он очень полюбил, стали для него обузой. В сентябре 1883 года он оставил иx и покинул Гаагу.

Два месяца Винсент, полуголодный, кочевал с мольбертом по Северной Голландии. За это время он написал десятки портретов и сотни этюдов. Возвратившись в родительский дом, где его приняли как никогда прохладно, он объявил, что все, что он делал до этого, - «штудии». И теперь он готов написать настоящую картину.

Над «Едоками картофеля» Ван Гог работал долго. Сделал массу набросков, этюдов. Он должен был доказать всем и самому, себе в первую очередь, что он настоящий художник. Первой в это поверила жившая по соседству Марго Бегеман. Сорокапятилетняя женщина влюбилась в Ван Гога, но тот, увлеченный работой над картиной, ее не замечал. Отчаявшись, Марго пыталась отравиться. Ее с трудом спасли. Узнав об этом, Ван Гог тяжело переживал, и много раз в письмах к Тео возвращался к этому несчастному случаю.

Закончив «Едоков», он остался удовлетворен картиной и в начале 1886 года уехал в Париж - его внезапно увлекли работы великого французского художника Делакруа по теории цвета.

Еще до отъезда в Париж пробовал связать цвет и музыку, для чего взял несколько уроков игры на фортепиано. «Берлинская лазурь!» «Желтый хром!» - восклицал он, ударяя по клавишам, ошарашивая учителя. Он специально изучал буйные краски Рубенса. На его собственных картинах уже появились более светлые тона, и любимым цветом стал желтый. Правда, когда Винсент написал брату о своем желании приехать к нему в Париж, познакомиться с импрессионистами, тот пытался его отговорить. Тео опасался, что атмосфера Парижа окажется губительной для Винсента. Но его уговоры не подействовали...

К сожалению, парижский период Ван Гога наименее освещен документально. Два года в Париже Винсент жил у Тео на Монмартре, и переписку братья, разумеется, не вели.

Известно, что Винсент сразу погрузился в художественную жизнь столицы Франции. Он посещал выставки, знакомился с «последним словом» импрессионизма - работами Сера и Синьяка. Эти художники-пуантилисты, доведя до крайности принципы импрессионизма, ознаменовали его конечный этап. Он подружился с Тулуз-Лотреком, вместе с которым посещал занятия рисунком.

Тулуз-Лотрек, увидев работы Ван Гога и услышав от Винсента, что тот «всего лишь любитель», неоднозначно заметил, что он ошибается: любители - те, кто пишет плохие картины. Винсент уговорил брата, вхожего в художественные круги, познакомить его с мэтрами - Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Пьер-Огюстом Ренуаром. А Камиль Писсарро проникся сочувствием к Ван Гогу до такой степени, что отвел Винсента в «Лавочку папаши Танги».

Владелец этого магазинчика красок и других художественных материалов был старым коммунаром и щедрым меценатом. Он разрешил Винсенту устроить в магазине первую выставку работ, в которой участвовали и ближайшие его друзья: Бернар, Тулуз-Лотрек и Анкетен. Ван Гог уговорил их объединиться в «группу Малых бульваров» - в противовес знаменитым худож никам Больших бульваров.

Его давно посетила идея создать, по модели средневековых братств, сообщество художников Однако импульсивный характер и бескомпромиссность суждений помешали ему выстроить от ношения с друзьями. Он вновь стал сам не свой.

Ему стало казаться, что он слишком подвержен чужому влиянию. И Париж, город, куда он так стремился, вмиг стал ему отвратителен. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», - написал он брату из небольшого городка Арль в Провансе, куда уехал в феврале 1888 года.

В Арле Винсент почувствовал себя собой. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - жесткой расположенности Гогена, говорил ему писал он Тео в августе 1888. Как и прежде, брат Ван Гог постоянно работал. Он писал на открытом воздухе, не обращая внимания на ветер, который часто опрокидывал мольберт и засыпал песком палитру. Он работал и ночью -используя систему Гойи, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Так были написаны «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной».

Но тут оставленная было идея создания сообщества художников вновь овладела им. Он снял за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в ставшем знаменитом благодаря его картинам «Желтом доме» на площади Ламартин, у въезда в Арль. И 22 сентября к нему, после неоднократных уговоров, приехал Поль Гоген. Это было трагической ошибкой. Винсент, идеалистически уверенный в дружеской расположенности Гогена, говорил ему все, что думал. Тот тоже не скрывал своего мнения. В канун Рождества 1888 года, после бурной ссоры с Гогеном, Винсент схватил бритву, чтобы напасть на друга.

Гоген спасся бегством и ночью перебрался в гостиницу. Впав в неистовство, Винсент отрезал себе мочку левого уха. Наутро его нашли в «Желтом доме» истекающим кровью и отправили в больницу. Через несколько дней его отпустили. Винсент вроде бы выздоровел, но вслед за первым приступом помутнения рассудка последовали другие. Его неадекватное поведение настолько пугало жителей, что депутация горожан написала петицию мэру и потребовала избавить их от «рыжего безумца».

Несмотря на многие попытки исследователей объявить Винсента сумасшедшим, все-таки нельзя не признать его общую вменяемость, или, как говорят психиатры, «критичность к своему состоянию». 8 мая 1889 года он добровольно лег в специализированную лечебницу Св. Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. За ним наблюдал доктор Теофиль Пейрон, который пришел к заключению, что пациент болен чем-то, напоминающим раздвоение личности. И назначил лечение периодическим погружением в ванну с водой.

Особой пользы в излечении душевных расстройств гидротерапия никому не приносила, но и вреда от нее не было. Куда больше Ван Гога угнетало то, что пациентам лечебницы ничего не дозволяли делать. Он упросил доктора Пейрона разрешить ему ходить на этюды в сопровождении санитара. Так, под присмотром, он написал много работ, в том числе «Дорогу с кипарисами и звездой» и пейзаж «Оливы, синее небо и белое облако».

В январе 1890 года, после выставки «Группы Двадцати» в Брюсселе, в организации которой участвовал и Тео Ван Гог, была продана первая -и единственная при жизни художника - картина Винсента: «Красные виноградники в Арле». За четыреста франков, что примерно равно нынешним восьмидесяти долларам США. Чтобы как-то подбодрить Тео, он написал ему: «Практика в торговле произведениями искусства, когда цены поднимаются после смерти автора, сохранилась до сих пор - это что-то вроде торговли тюльпанами, когда у живущего художника больше минусов, чем плюсов».

Сам Ван Гог был безмерно рад успеху. Пусть цены на работы ставших к тому времени классиками импрессионистов были несравнимо выше. Зато у него был свой собственный метод, свой, найденный с таким трудом и мучениями путь. И его наконец признали. Винсент безостановочно рисовал. К тому времени он и так написал уже более 800 живописных полотен и почти 900 рисунков -так много работ всего за десять лет творчества не создавал ни один художник.

Тео, воодушевленный успехам «Виноградников», присылал брату все больше красок, но Винсент стал их есть. Доктору Нейрону пришлось спрятать мольберт и палитру под замок, а когда Ван Гогу их вернули, он сообщил, что больше на этюды ходить не будет. Почему, он объяснил в письме своей сестре - Тео в этом он побоялся признаться: «...когда я в полях, меня до такой степени переполняет чувство одиночества, что даже страшно выходить куда-то...»

В мае 1890 года Тео договорился с доктором Гаше, терапевтом-гомеопатом из клиники в Овер-сюр-Уаз в окрестностях Парижа, что Винсент продолжит лечение у него. Гаше, ценящий живопись и сам увлекающийся рисованием, с радостью принял у себя в клинике художника.

Винсенту тоже понравился доктор Гаше, которого он считал сердечным и оптимистичным. 8 июня навестить брата приезжали Тео с женой и ребенком, и Винсент провел прекрасный день в кругу семьи, рассуждая о будущем: «Все мы нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный».

Через месяц Гаше уже разрешил Ван Гогу поехать к брату в Париж. Тео, у которого тогда сильно заболела дочь и пошатнулись финансовые дела, не слишком ласково встретил Винсента. Между ними вспыхнула ссора. Подробности ее неизвестны. Но Винсент почувствовал, что длй брата он стал обузой. И, наверное, всегда был таким. Потрясенный до глубины души, Винсент в тот же день вернулся в Овер-сюр-Уаз.

27 июля после обеда Ван Гог вышел с мольбертом на этюды. Остановившись посередине поля, он выстрелил себе в грудь из пистолета (как у него появилось оружие - осталось неизвестным, да и сам пистолет так никогда и не был найден.). Пуля, как потом выяснилось, попала в реберную кость, отклонилась и прошла мимо сердца. Зажимая рану рукой, художник вернулся в приют и лег в постель. Хозяин приюта вызвал врача Мазри из ближайшего поселка и полицию.

Казалось, рана не причиняла Ван Гогу больших страданий. Когда прибыла полиция, он спокойно курил трубку, лежа в постели. Гаше послал-брату художника телеграмму, и Тео Ван Гог приехал утром следуюшего дня. Винсент до последней минуты находился в сознании. На слова брата, что ему обязательно помогут выздороветь, что надо только избавиться от отчаяния, ответил по-французски: «La tristesse "durera toujours» («Печаль продлится вечно»). И скончался в полвторого ночи 29 июля 1890 года.

Свяшенник в Овере запретил хоронить Ван Гога на церковном кладбище. Решено было похоронить художника на маленьким кладбише в расположенном неподалеку местечке Мери. 30 июля тело Винсента Ван Гога было предано земле. Давний друг Винсента, художник Эмиль Бернар, в подробностях описал похороны:

"На стенах комнаты, где стоял гроб с его телом, были вывешены его последние работы, образуя собой своего рода нимб, и яркость гения, которую они излучали, делала эту смерть еще более болезненной для нас, художников, что были там. Гроб был покрыт обычным белым покрывалом и окружен массой цветов. Там были и подсолнухи, которые он так любил, и желтые георгины - повсюду желтые цветы. Это был, как вы помните, его любимый цвет, символ света, которым он мечтал наполнить сердца людей и который наполнял произведения искусства.

Рядом с ним на полу лежал его мольберт, его раскладной стульчик и кисти. Было много народу, в основном художники, среди которых я узнал Люсьена Писсарро и Лаузета. Я посмотрел на эскизы; один очень красивый и грустный. Заключенные, идущие по кругу, окруженные высокой тюремной стеной, холст, написанный под впечатлением от картины Доре, от ее ужасающей жестокости и символизирующий его скорый конец.

Разве жизнь для него не была таковой: высокой тюрьмой с такими высокими стенами, с такими высокими... и эти люди, бесконечно идущие вокруг ямы, разве они не бедные художники - чертовы бедные души, которые проходят мимо, подгоняемые хлыстом Судьбы? В три часа друзья понесли его тело на катафалк, многие из присутствующих плакали. Теодор Ван Гог, который очень любил брата и всегда поддерживал его в борьбе за свое искусство, не переставая плакал...

На улице было ужасно жарко. Мы поднялись на холм за пределами Овера, беседуя о нем, о том смелом импульсе, который он подарил искусству, о великих проектах, которые он все время обдумывал, и о добре, которое он всем нам нес. Мы дошли до кладбища: маленькое новое кладбище, полное новых надгробных плит. Оно располагалось на небольшом холме среди полей, которые были готовы к жатве, под чистым голубым небом, которое он на тот момент все еще любил... наверное. Затем его опустили в могилу...

Этот день был как будто создан для него, пока не представишь, что его уже нет в живых и он не может восхититься этим днем. Доктор Гаше пожелал произнести несколько слов в честь Винсента и его жизни, но он так сильно плакал, что смог только, заикаясь, сконфуженно произнести несколько прощальных слов (может быть, это было лучше всего). Он дал короткое описание мучений Винсента и его достижений, упомянув о том, насколько возвышенную цель тот преследовал и как сильно сам его любит (хотя он знал Винсента очень недолго).

Он был, сказал Гаше, честным человеком и великим художником, у него было всего две цели: гуманность и искусство. Искусство он ставил превыше всего, и оно отплатит ему тем же, увековечив его имя. Потом мы вернулись. Теодор Ван Гог был сломлен горем; присутствовавшие стали расходиться: кто-то уединялся, просто уходя в поля, кто-то уже шел обратно на станцию..."

Тео Ван Гог скончался через полгода. Все это время он не мог себе простить ссоры с братом. Степень его отчаяния становится понятной из письма, которое он написйл своей матери вскоре после смерти Винсента: «Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился... Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты... О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

После смерти Тео в его архиве было найдено последнее письмо Винсента, которое тот написал после ссоры с братом: «Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

Винсент Ван Гог - один из величайших художников мира, чье творчество имеет большое влияние на развитие современных направлений в живописи и дает толчок для развития импрессионизма. На сегодняшний день такие страны как Нидерланды, Франция и Англия гордятся тем, что такой великий творец некогда проживал и творил на их территории, а ценность его картин, находящихся в разных уголках земли, не исчислима ни какой денежной единицей, как и стоимость irobot . Однако, как бы это не печально звучало, при жизни Винсента Ван Гога его картины не представляли для общества того времени никакой ценности, и умирал этот гений в состоянии безумия и полного одиночества.

На творчество Ван Гога влияло множество факторов, так, бесспорно на него повлияло его детство, склад характера, время в которое он был рожден. Однако, не смотря на то, что за свою короткую жизнь творец пережил множество болезней, депрессий, нищету, одиночество, он никогда не боялся и не переставал экспериментировать. А экспериментировал он со всем, с чем только было возможно. Так за свой недолгий творческий путь Ван Гог ставил эксперименты со светом и тенью, с цветовыми решениями, с формой, с моделями и с различными художественными приемами. Менялось его творчество и по мере того, как изменялось его мировоззрение.

Так, родившись в конце девятнадцатого века в малообеспеченной нидерландской семье рабочего класса, Ван Гог привык наблюдать за жизнью простых людей и сопереживать ей. В то время беднякам едва хватало средств на еду, и потому не возможно было себе представить, что через пару веков люди смогут, расположившись дома в кресле приобрести себе технику, задав в поисковой строке браузера: «irobot roomba 790 купить ».

Тяжелые времена и впечатлительность молодого Ван Гога послужили основным толчком для развития его творчества, в котором главными героями были люди рабочего класса. В картинах того времени творец передавал всю тяжесть положения бедных людей. Исполняя полотна в темных цветах, художник отчетливо и точно передавали давящую и гнетущую атмосферу того времени.

Однако, перебравшись в солнечную Францию, художник начинает писать наполненный жизнью пейзажи и натюрморты. Картины того периода творчества Ван Гога словно струились светом, благодаря использованию голубых, золотисто-желтых, красных цветов, а также написанию их при помощи техники мелких мазков.

Конец непродолжительной, но такой насыщенной художественной деятельностью жизни Винсента Ван Гога, считается рассветом его творчества. Именно в последние годы жизни творец определяется со своим стилем и техникой написания картин.

Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Его творческий путь был недолог, всего десять лет, но за это время он успел создать около 2100 картин, из них 860 произведений написаны маслом. Творил в художественном направлении постимпрессионизма. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. Он жил в нищете и постоянных тревогах, лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, только после этого критики оценили его великое творчество.

Рождение и семья

Винсент появился на свет в южной нидерландской провинции Северный Брабант, которая расположена около границы с Бельгией. Там была маленькая деревушка Грот-Зюндерт, где 30 марта 1853 года и родился будущий великий художник.

Его отец, Теодор Ван Гог, 1822 года рождения, был протестантским пастором.
Мама, Анна Корнелия Карбентус, была родом из Гааги, что расположена на западе Нидерландов. Её отец переплетал и продавал книги.

Всего в семье родилось семеро детей, Винсент был вторым, но самым старшим, потому что первый ребёнок умер. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Но спустя полтора месяца от рождения ребёнок умер, его смерть стала тяжёлым ударом, родители были безутешны в своём горе. Однако прошёл год и у них родился второй малыш, которого решено было снова назвать Винсентом в честь умершего братика. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог.

Спустя два года после рождения Винсента в семье появилась девочка Анна Корнелия. В 1857 году родился мальчик Теодорус (Тео), который впоследствии стал известным в Голландии торговцем картин, в 1859 году сестра Элизабет Губерта (Лиз), в 1862 году ещё одна сестрёнка Виллемина Якоба (Вил), а в 1867 году мальчик Корнелис (Кор).

Детские годы

Среди всех детей Винсент был самым нудным, трудным и своенравным, отличался странными манерами, за что частенько получал наказания. Гувернантка, которая занималась воспитанием детей, любила Винсента меньше остальных и не верила, что из него может получиться что-то путное.

Он рос угрюмым и одиноким. В то время как остальные дети носились по дому и мешали отцу готовиться к пасторской проповеди, Винсент уединялся. Он уходил бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывал растения и цветы, плёл косички из шерстяных ниток, сочетая при этом яркие оттенки и восторгаясь игрой красок.

Однако стоило только Винсенту выйти из семейного окружения и оказаться среди людей, как он становился совершенно другим ребёнком. Среди односельчан проявлялись совсем иные стороны его характера – скромность, добродушие, сострадание, дружелюбие, предупредительность. Люди видели в нём милого, тихого, задумчивого и серьёзного ребёнка.

Удивительно, но такая двойственность потом преследовала художника до конца его дней. Он очень хотел иметь семью и детишек, но прожил жизнь в одиночестве. Он творил для людей, а они отвечали ему насмешками.

Среди братьев и сестёр Винсент был наиболее близок с Тео, их дружба продлилась до последнего вздоха художника. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.

Образование

Когда Винсенту исполнилось семь лет, родители отдали его на обучение в деревенскую школу. Однако спустя год забрали оттуда, и образование мальчик получал на дому у гувернантки.

Осенью 1864 года его отвезли в школу-интернат, которая располагалась в 20 километрах от родной деревни, в городке Зевенберген. Отъезд из родного дома наложил на мальчика глубокое впечатление, он сильно страдал и вспоминал об этом всю жизнь. В этот период Ван Гог сделал свои первые зарисовки и копии литографий.

Через два года его перевели в другой интернат, это был колледж Виллема II в городе Тилбург. Лучше всего подростку давались иностранные языки, здесь же он начал обучаться рисованию.

В начале весны 1868 года, когда учёба ещё не закончилась, Винсент бросил колледж и уехал домой к родителям. На этом его формальное образование окончилось. Родителей очень волновало, что сын вырос таким нелюдимым. А ещё их беспокоило то, что Винсента не привлекала ни одна профессия. Как только отец заводил с ним разговор о том, что надо трудиться, сын с ним соглашался, коротко отвечая: «Конечно, труд – это необходимое условие человеческого бытия».

Юность

Отец Ван Гога всю жизнь служил в не очень престижных приходах, поэтому мечтал, чтобы у его сына была хорошая высокооплачиваемая работа. Он обратился к своему брату, которого тоже звали Винсент, чтобы тот помог куда-нибудь устроить юного Ван Гога. Дядюшка Сент раньше работал в крупной торгово-художественной фирме, но уже отошёл от дел и понемногу занимался торговлей картин в Гааге. Однако связи у него остались, и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль».

Здесь Винсент прошёл первоначальное обучение на должность дилера по продаже картин и с огромным рвением принялся работать. Результаты он показывал неплохие, и уже летом 1873 года парня перевели в лондонский филиал от этой фирмы.

Каждый день по роду службы ему приходилось сталкиваться с произведениями искусства, и парень стал прекрасно разбираться в живописи, причём не просто разбираться, но и глубоко ценить её. На выходных он ходил в городские галереи, антикварные лавки и музеи, где любовался работами французских художников Жюля Бретона и Жана-Франсуа Милле. Пробовал рисовать и сам, но потом, разглядывая каждый новый рисунок, недовольно ухмылялся.

В Лондоне он жил на квартире у вдовы священника Урсулы Луайе. Винсент влюбился в дочь хозяйки Евгению. Но у девушки молодой паренёк, скверно говорящий на английском языке, вызывал лишь чувство забавы. Ван Гог предложил Евгении стать его женой. Она дала резкий отказ, заявив, что уже давно помолвлена, а он, провинциальный фламандец, ей не интересен. Такой удар Винсент получил впервые, но последствия этой душевной раны остались на всю жизнь.

Молодой Ван Гог был раздавлен, ему не хотелось ни работать, ни жить. Винсент писал в письмах брату Тео, что только Бог помогает ему выжить, и, наверное, он станет священником, как дед и отец.

В конце весны 1875 года Винсента перевели по работе в Париж. Но потерянный интерес к жизни привёл к тому, что его уволили в связи с плохим исполнением своих обязанностей, не помогло даже покровительство дядюшки Сента. Ван Гог вернулся в Лондон, где какое время работал в интернате на неоплачиваемой должности учителя.

Поиск себя

В 1878 году Винсент уехал на родину в Нидерланды. Ему уже было 25 лет, а он так и не определился, как дальше жить. Родители отправили сына в Амстердам, где он поселился у дяди Яна и начал усердно готовиться к поступлению в университет на факультет теологии. Совсем скоро учёба разочаровала молодого Ван Гога, ему хотелось быть максимально полезным для простых людей, и он принял решение уехать на юг Бельгии.

Винсет приехал в шахтёрский район Боринаж в качестве священника. Он спасал горняков, попадающих под завалы, проводил беседы с умирающими людьми, читал проповеди шахтёрам. На последние деньги он покупал воск и лампадное масло, рвал свою одежду на бинты. Он не имел ни малейшего представления о медицине, но помогал безнадёжным больным, в скором времени его стали считать «не от мира сего».

При этом у Винсента постоянно возникало желание рисовать. Он хотел набрасывать на бумагу каждый предмет, который встречался на пути. Но Ван Гог понимал, что рисование станет отвлекать его от основного дела и решил не начинать. Каждый раз своему желанию взять в руки кисть или карандаш он говорил твёрдое «нет».

У него не было ничего. О женщинах он не мог даже думать после отказа Евгении. Деньгами Винсенту помогал младший брат Тео. Родные настаивали, что пора бросать свои проповеди, которые не приносят дохода и возвращаться к жизни, обзаводиться домом и семьёй.

Творческий путь

В конце концов, Винсент решил прислушаться к упрёкам родни, он оставил проповеди и определил для себя единственно желанный и верный жизненный путь – рисование. В этом деле у него не было никакого опыта, но как сказал сам Ван Гог: «Где есть желание, там найдётся и выход». Он стал осваивать технику рисования, изучать законы перспективы, ради искусства готов был терпеть всяческие лишения.

В 1880 году брат Тео помог Винсенту материально, чтобы тот смог отправиться в Брюссель на обучение в Королевскую академию изящных искусств. Проучившись там четыре месяца, Ван Гог поругался с преподавателем и уехал домой к родителям. В это время у них гостила его кузина Кее Вос-Стрикер, с которой Винсент попробовал завязать любовные отношения. Понравившаяся женщина вновь отвергла его. Не в силах больше терпеть неудачи на любовном фронте Ван Гог решил навсегда завязать с попытками создать семью и посвятить свою жизнь только рисованию.

Он переехал в Гаагу, где его учителем в мире живописи стал художник-пейзажист Антон Мауве. Денег у Ван Гога по-прежнему не было, его содержал Тео. Винсент стал очень много трудиться, чтобы отблагодарить младшего брата за его доброту и покровительство. Он много ходил по городу, изучая каждую мелочь, особенно художника интересовали бедные кварталы. Так появились его первые картины «Задворки» и «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога».

Вскоре из Гааги Винсент уехал в провинцию Дренте на северо-востоке Нидерландов. Там он снял отельную хижину, оборудовал её под мастерскую и с утра до ночи рисовал пейзажи. Также его очень увлекала тема крестьян, их повседневного быта и труда.

Отсутствие художественного образования всё-таки сказалось на картинах Ван Гога, ему проблематично было изображать человеческие фигуры. Так выработался его собственный стиль, в котором человек был лишён грациозных, плавных, размеренных движений, он как бы сливался с природой и становился неотъемлемой её частью. Этот подход хорошо виден в его картинах:

  • «Крестьянка у очага»;
  • «Две женщины на вересковой пустоши»;
  • «Копающая крестьянка»;
  • «Селяне за посадкой картофеля»;
  • «Две женщины в лесу»;
  • «Две крестьянки, копающие картофель».

В 1886 году художник переехал из Дренте в Париж к своему брату. Этот плодотворный период отметился в творчестве Ван Гога тем, что его палитра стала гораздо светлее. Раньше в его картинах преобладали краски землистого оттенка, а теперь появилась чистота голубого, красного, золотисто-жёлтого цветов:

  • «Экстерьер ресторана в Аньере»;
  • «Мосты вдоль Сены на Асниере»;
  • «Папаша Танги»;
  • «На окраине Парижа»;
  • «Заводы в Аньере»;
  • «Закат на Монмартре»;
  • «Угол парка д’Аржансон в Аньере»;
  • «Внутренний двор госпиталя в Анри».

К сожалению, публика никак не принимала и не покупала картины Ван Гога. Это наносило художнику душевные муки. Но он продолжал работать сутками напролёт, при этом мог целыми неделями сидеть только на табаке, абсенте и кофе.

Последние годы жизни и смерть

Употребление большого количества абсента в результате привело к развитию психических отклонений. Однажды во время приступа Винсент срезал себе на ухе мочку, после чего его поместили в психиатрическую больницу в палату для буйных.

Весной 1889 года его перевезли в заведение для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Здесь он прожил год, за это время написал около 150 картин.

В конце 1889 года его работы впервые вызвали неподдельный интерес на Брюссельской выставке, а в январе 1890 года вышла восторженная статья о картинах Ван Гога. Однако художника уже ничего не радовало.

В начале 1890 года его отпустили из клиники, и Ван Гог приехал к брату. Он успел написать свои знаменитые полотна:

  • «Сельская дорога с кипарисами»;
  • «Улица и лестница в Овере»;
  • «Пшеничное поле с воронами».

А 27 июля 1890 года Винсент стрелял в себя из револьвера, который купил, чтобы отпугивать птиц во время рисования. Он промахнулся и не попал в сердце, поэтому скончался лишь через полтора суток, 29 июля, от потери крови. Ушёл тихо, не сказав ни слова. Всё, что он хотел сказать этому миру, Ван Гог изобразил на своих полотнах. Ровно через полгода умер его младший брат Тео.

При жизни художника было продано только четырнадцать его картин. Прошло сто лет, и его работы вошли в список самых дорогих полотен, продаваемых в мире. Например, «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в конце 1990-х годов был продан в частную коллекцию за 90 миллионов долларов.


23 декабря 1888 года ныне всемирно известный художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог лишился уха. Существует несколько версий произошедшего, впрочем, вся жизнь Ван Гога была полна абсурдных и весьма странных фактов.

Ван Гог хотел пойти по стопам отца – стать проповедником

Ван Гог мечтал стать, как и его отец, священником. Он даже прошёл обязательную для поступления в евангельскую школу миссионерскую стажировку. Он около года прожил в глубинке среди шахтёров.


Но оказалось, что правила поступления изменились, и голландцы должны платить за обучение. Миссионер Ван Гог обиделся и после этого решил оставить религию и стать художником. Впрочем, выбор его был не случаен. Родной дядя Винсента был партнёром крупнейшей на то время арт-дилерской фирмы «Гупиль».

Рисовать картины Ван Гог начал только в 27 лет

Рисовать Ван Гог начал уже в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 27 лет. Вопреки расхожему мнению, он не был этаким «гениальным дилетантом», как кондуктор Пиросмани или таможенник Руссо. К тому времени Винсент Ван Гог был опытным арт-диллером и поступил сначала в Академию художеств в Брюсселе, а позже в антверпенскую Академию художеств. Правда, проучился он там всего три месяца, пока не уехал в Париж, где и произошло его знакомство с импрессионистами, в том числе и с .


Начинал Ван Гог с «крестьянской» живописи вроде «Едоков картофеля». Но его брату Тео, который знал толк в искусстве и поддерживал Винсента материально на протяжении всей его жизни, удалось убедить его, что «светлая живопись» создана для успеха, и публика её обязательно оценит.

Палитра художника имеет медицинское объяснение

Обилие жёлтых пятен разных оттенков на картинах Винсента Ван Гога, по мнению учёных, имеет медицинское объяснение. Есть версия, что такое видение мира вызвано большим количеством лекарств от эпилепсии, потребляемых им. Приступы этой болезни у него появились в последние годы жизни из-за напряжённой работы, разгульного образа жизни и злоупотребления абсентом.


Самая дорогая картина Ван Гога была в коллекции у Геринга

Более 10 лет картина Винеснта Ван Гога «Портрет доктора Гаше» удерживала титул самой дорогой картины в мире. Бизнесмен из Японии Риоей Саито, владелец крупной компании по производству бумаги, приобрёл эту картину с аукциона «Кристи» в 1990 году за $82 млн. Владелец картины в своём завещании указал, что полотно после его смерти должно быть кремировано вместе с ним. В 1996 году Риоей Саито умер. Доподлинно известно, что картина сожжена не была, но где именно она теперь находится – неизвестно. Есть мнение, что художник нарисовал 2 варианта картины.


Впрочем, это всего один факт из истории «Портрета доктора Гаше». Известно, что после выставки «Вырождающееся искусство» в Мюнхене в 1938 году эту картину для своей коллекции приобрел нацист Геринг. Правда, вскоре он продал её некому голландскому коллекционеру, а потом картина оказалась в США, где и была, пока её не приобрёл Саито.

Ван Гог – один из самых похищаемых художников

В декабре 2013 года ФБР опубликовало топ-10 громких краж гениальных художественных произведений с целью, чтобы общественность могла оказать содействие в раскрытии преступлений. Самыми ценными в этом списке являются 2 картины Ван Гога – «Вид моря в Шевингене» и «Церковь в Ньюнене», которые оцениваются в $30 млн. каждая. Обе эти картины были похищены в 2002 году из Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме. Известно, что в качестве подозреваемых в хищении были арестованы двое мужчин, но доказать их вину не удалось.


В 2013 году из музея Мухаммеда Махмуда Халиля в Египте из-за халатности руководства было украдено полотно Винсента Ван Гога «Маки», которое экспертами оценивается в $50 млн. Вернуть картину пока не удалось.


Ухо Ван Гогу мог отрезать Гоген

История с ухом у многих биографов Винсета Ван Гога вызывает сомнения. Дело в том, что если бы художник отрезал себе ухо под корень, то он умер бы от потери крови. Отрезанной же у художника оказалась только мочка уха. Запись об этом есть в сохранившемся врачебном заключении.


Есть версия, что инцидент с отрезанным ухом произошёл во время ссоры Ван Гога и Гогена. Гоген, искушённый в матросских драках, полоснул Ван Гога по уху, а у того от стресса случился припадок. Уже позже, пытаясь себя обелить, Гоген и придумал историю о том, как Ван Гог гонялся за ним в припадке безумия с бритвой и покалечил сам себя.

Неизвестные картины Ван Гога находят и сегодня

Осенью нынешнего года музей Винсента Ван Гога в Амстердаме идентифицировал новую картину, принадлежащую кисти великого мастера. Картина «Закат в Монмажуре», как заявили исследователи, была написана Ван Гогом в 1888 году. Исключительной находку делает тот факт, что полотно принадлежит к периоду, который искусствоведы считают вершиной творчества художника. Открытие удалось сделать, используя такие методы как сравнение стиля, красок, техники, компьютерный анализ холста, рентгеновские фотографии и изучение писем Ван Гога.


Картина «Закат в Монмажуре» выставляется в настоящее время в музее художника в Амстердаме в экспозиции «Ван Гог за работой».

По оценкам социологов, в мире наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо. Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог — за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо — за абстракционистов и модернистов XX столетия. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо — модным «светским львом» и общественным деятелем — борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины.

В основе легенды о художнике лежит подлинный факт — он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком, и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Биография художника не изобиловала приключениями, как, например, судьба Поля Гогена, который успел побывать и брокером на бирже, и матросом, и умер от экзотической для европейского обывателя проказы на не менее экзотическом Хива-Оа, одном из Маркизских островов. Ван Гог был «скучным трудягой», и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти, и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела.

Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Он быстро понял масштаб гениальности великого голландца, а главное — рыночный потенциал его картин. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Обладая бойким пером, Мейер-Грефе решил написать привлекательную для коллекционеров и любителей искусства биографию художника. Живым он его не застал и поэтому был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Кроме того, Ван Гог родился и вырос в Голландии , а как живописец окончательно сложился во Франции . В Германии , где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал, и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Но модерн выдохся за считанные годы, и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности.


Винсент Ван Гог. 1873 год

О «кривизне» прототипа

Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Начать с того, что он окончил престижную частную гимназию, свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки, хотя и была не в восторге от его экспериментов. Его дед был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов, трое из его дядей успешно торговали искусством, а один был адмиралом и начальником порта в Антверпене, в его доме он жил, когда учился в этом городе. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком.

Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи! Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Объясняется же все просто. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Или — пройти ускоренный курс за три года в евангельской школе по упрощенной программе, да еще бесплатно. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Конечно, он был гуманистом, старался помочь этим людям, но сближаться с ними и не думал, всегда оставаясь представителем среднего класса. Отбыв положенный срок в Боринаже, Ван Гог решил поступать в евангельскую школу, и тут оказалось, что правила изменились и голландцам вроде него, в отличие от фламандцев, надо платить за обучение. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником.

И этот выбор тоже не случаен. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Он ему покровительствовал. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. За 7 лет Ван Гог сделал карьеру в непростом, основанном на семейных традициях антикварном бизнесе. Из амстердамского филиала он перебрался сначала в Гаагу, потом в Лондон и, наконец, в штаб-квартиру фирмы в Париже . За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу, изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Его кумиром был французский художник Жан Франсуа Милле, прославившийся в то время своими «крестьянскими» полотнами, которые «Гупиль» сбывал по ценам в десятки тысяч франков.


Брат художника Теодор Ван Гог

Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог, используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Имея за плечами фундаментальное знакомство с историей и теорией искусства, а также с практикой торговли им, упорный голландец в двадцать семь лет приступил к систематическому изучению ремесла живописи. Начал он с рисования по новейшим специальным учебникам, которые ему со всех концов Европы присылали дяди-артдилеры. Руку Ван Гогу ставил его родственник, художник из Гааги Антон Мауве, которому позже благодарный ученик посвятил одну из своих картин. Ван Гог даже поступил сначала в брюссельскую, а затем в антверпенскую Академию художеств, где проучился три месяца, пока не отправился в Париж.

Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Публика рано или поздно ее обязательно оценит.

Тео-провидец

Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.

Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.

Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.

Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.

«Непризнанный»

В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». И этим артдилером был его брат. О таком положении считающий каждый франк неприкаянный бродяга Гоген, например, мог только мечтать. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Ван Гог, как и всякий нормальный человек, желал признания не у далеких потомков, а при жизни. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.

Одна из главных тем его писем к Тео отнюдь не богоискательство, а рассуждения о том, что надо делать, чтобы выгодно сбыть картины, и какая живопись быстрее найдет путь к сердцу покупателя. Для продвижения на рынке он вывел безупречную формулу: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса». Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Позже легенда обыграла этот факт как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки.

А между тем он постоянный участник выставок в Салоне независимых и Свободном театре — самых модных местах парижских интеллектуалов того времени. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Великий Сезанн получил возможность показать свое творчество на персональной выставке только в возрасте 56 лет, после почти четырех десятилетий каторжного труда. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа.

Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Он — свой в среде передовых художников эпохи, самое убедительное свидетельство чему — несколько портретов голландца, написанных Тулуз-Лотреком, Русселем, Бернаром. Люсьен Писсарро изобразил его беседующим с самым влиятельным художественным критиком тех лет Фенелоном. Камилю Писсарро Ван Гог запомнился тем, что не стеснялся остановить нужного ему человека на улице и прямо у стенки какого-нибудь дома показывать свои картины. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно.

Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. На самом деле продажа этого полотна с выставки в Брюсселе в 1890 году за 400 франков была прорывом Ван Гога в мир серьезных цен. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года, и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.

Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Критик Октав Мирбо посоветовал Родену купить его картины. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Он намеревался создать биографию Ван Гога, но, к сожалению, умер от туберкулеза вскоре после смерти самого художника.

О разуме, свободном «от оков»

Зато «биографию» издал Мейер-Грефе, и в ней он особенно расписал «интуитивный, свободный от оков разума» процесс творчества Ван Гога.

«Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос».

Проще всего опровергнуть это представление о Ван Гоге словами самого художника: «Великое создается не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому... С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, но должно быть создано упорным волевым напряжением».

Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя кожу». В конце жизни он действительно писал очень быстро, картину мог от начала до конца сделать за два часа. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».

Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Контраст цветовой, тематический, композиционный. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех».

Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Периоды депрессии, сопровождаемые припадками, похожими на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. Врачи видели в этом действие абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало.

Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. И кто это сделал? Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху, и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя.

Даже картина «Комната в Арле», искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Но хорошо известно, что после нее он написал еще целый ряд работ, где злополучное поле изображено сжатым.

«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьями, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти.

«Прозрения юродивого»

Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя абсолютно нормально. Сегодня врачи сходятся на том, что самоубийство произошло не во время припадка, а было результатом стечения внешних обстоятельств. Тео женился, у него появился ребенок, и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира.

После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания. Он скончался на руках у безутешного брата, который так и не смог оправиться от этой потери и умер спустя полгода. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог, и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком. Но судьба распорядилась иначе. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.

В кого вселился Винсент?

Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Мученик от искусства и безумец, мистическое творчество которого предстало под пером Мейер-Грефе чем-то вроде новой религии, такой Ван Гог захватил воображение и пресыщенных интеллектуалов, и неискушенных обывателей. Легенда оттеснила на задний план не только биографию реального художника, но и извратила представление о его картинах. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке.

В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. На суде танцор-галерист рассказывал байку-«провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Картины он якобы приобрел у русского аристократа, который купил их еще в начале века, а во время революции успел вывезти из России в Швейцарию. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России.

В битве экспертов, которая развернулась в апреле 1932 года в судебном зале берлинского района Моабит, Мейер-Грефе и его сторонники горой стояли за подлинность вакеровских «Ван Гогов». Но полиция устроила обыск в ателье брата и отца танцора, которые были художниками, и нашла 16 свеженьких «Ван Гогов». Технологическая экспертиза показала, что они идентичны проданным полотнам. К тому же химики выяснили, что при создании «картин русского аристократа» были использованы краски, появившиеся только после смерти Ван Гога. Узнав об этом, один из «экспертов», поддержавших Мейер-Грефе и Вакера, заявил ошеломленному судье: «А откуда вы знаете, что Винсент после смерти не вселился в конгениальное тело и не творит до сих пор?»

Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским.

В Стране восходящего солнца великого голландца благодаря легенде стали считать чем-то средним между буддийским монахом и совершившим харакири самураем. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. По завещанию Сайто ее должны были сжечь вместе с ним после его смерти, но кредиторы разорившегося к тому времени японца не дали этого сделать.

Пока мир сотрясали скандалы вокруг имени Ван Гога, историки искусства, реставраторы, архивисты и даже врачи шаг за шагом исследовали подлинные жизнь и творчество художника. Огромную роль в этом сыграл Музей Ван Гога в Амстердаме, созданный в 1972 году на основе коллекции, которую подарил Голландии сын Тео Ван Гога, носивший имя своего великого дяди. Музей занялся проверкой всех картин Ван Гога в мире, отсеяв несколько десятков фальшивок, и проделал огромную работу по подготовке научной публикации переписки братьев.

Но, несмотря на огромные усилия как сотрудников музея, так и таких корифеев вангоговедения, как канадка Богомила Велш-Овчарова или голландец Ян Хальскер, легенда о Ван Гоге не умирает. Она живет своей жизнью, порождая очередные фильмы, книги и спектакли о «святом безумце Винсенте», не имеющем ничего общего с великим тружеником и первооткрывателем новых путей в искусстве Винсентом Ван Гогом. Так уж устроен человек: романтическая сказка для него всегда привлекательнее «прозы жизни», какой бы великой она ни была.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса