Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вампилов утиная охота анализ пьесы. Анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова А.В. Утиная охота в жизни главного героя

Созданная в 1967-м году пьеса "Утиная охота", анализ которой мы проведем, оказалась самой загадочной из всех произведений Вампилова, ее сценическая судьба оказалась, в отличие от других пьес, которые ставились много и приносили успех постановщикам и актёрам, тоже необычной: впервые поставленная только в 1975-м году, она до сих пор так и не получила адекватного драматургическому материалу сценического воплощения, да и отличный в целом фильм В. Мельникова "Отпуск в сентябре" с блистательным Олегом Далем - это всё-таки не совсем Вампилов...

Виктор Зилов, главный герой "Утиной охоты", воплотил в себе черты характера и целого поколения, и всей эпохи, которую позже назовут "эпохой застоя". Этот тридцатилетий, физически крепкий, человек, у которого в жизни есть всё - работа, квартира, жена, друзья, женщины, которые его любят, - живёт, плывя по течению, его ничего не интересует, он живёт как бы во сне. Внешне кажется, что он активен и деятелен, но на самом деле он просто существует, не "проживая душой" всё, что с ним происходит. Поэтому он приносит несчастье жене и Ирине, юной девушке, влюблённой в него, поэтому он постоянно пьёт и скандалит - ему надоело так жить, но и изменить свою жизнь он не в силах.

Самое страшное в анализируемой пьесе то, что Зилов живёт среди людей, которые не замечают пустоту и бессмысленность своего существования, наоборот, они всем довольны, им кажется, что у них всё отлично, и они не понимают, чего же, собственно, не хватает Зилову. Отношения людей, которым "все до лампочки", которым на всё "наплевать" не могут удовлетворить Зилова, он мается тем, что его жизнь сложилась так, но у него есть отдушина в душе - утиная охота. Весь год он живёт ожиданием времени, когда можно будет бросить всё и уехать туда, где можно быть самим собой, где душа человека обретает успокоение: "О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви...". Только вот стрелок он неважный, потому что не может равнодушно видеть летящих уток: "Но они не на картинке. Они-то все-таки живые". "Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые," - говорит Зилову его "друг" Дима, который на охоте "гигант" - и Зилов легкомысленно соглашается с ним.

Финал пьесы "Утиная охота" Вампилова не даёт ответа на вопрос о дальнейшей судьбе героя, который, после попытки самоубийства и не то плача, не то смеясь ("Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем") звонит тому же Диме и говорит "Да, всё прошло... Совершенно спокоен... Да, хочу на охоту... Я готов...". Если Зилов успокоился, стал "таким, как все", то это означает, что он окончательно смирился с пошлостью и бездуховностью существования, с которой давно смирились все окружающие. Если нет?.. Но ведь он "совершенно спокоен", и теперь он перешел в разряд тех, "кто попадает"...

Анализ пьесы А.В. Вампилова «Утиная охота»

Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения.

Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету ему около тридцати лет) чувствует глубокую усталость от жизни. Для него не существует никаких ценностей. Из первого же разговора Зилова с приятелем выясняется, что вчера он устроил какой-то скандал, суть которого он уже и не помнит. Оказывается, он обидел кого-то. Но его это не очень волнует. «Переживут, верно?» - говорит он приятелю Диме.

Неожиданно Зилову приносят похоронный венок с ленточкой, на которой написаны трогательные поминальные слова: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей».

Первоначально это событие кажется неудачной шуткой, но в процессе дальнейшего развития событий читатель понимает, что Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог.

В интерьере комнаты Зилова есть одна важная художественная деталь - большой плюшевый кот с бантом на шее, подарок Веры. Это своеобразный символ нереализованных надежд. Ведь у Зилова с Галиной могла бы быть счастливая семья с детьми и уютным налаженным бытом. Не случайно после новоселья Галина предлагает Зилову завести ребенка, хотя понимает, что он ему не нужен.

Основной принцип отношений с людьми для Зилова - безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других. Так, например, приглашая на новоселье своего начальника Кушака, который вообще сначала не хочет идти в гости без жены, Зилов сообщает Галине, что для него приглашена Вера, в которую тот якобы влюблен. На самом деле Вера -любовница самого Зилова. В свою очередь, Виктор подталкивает Кушака к ухаживаниям за Верой: «Ерунда. Действуйте смело, не церемоньтесь. Это все делается с ходу. Хватайте быка за рога».

Выразителен в пьесе образ жены Саяпина Валерии, идеал которой - мещанское счастье. Семейные узы она отождествляет с материальными благами. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь» - заявляет она мужу на новоселье у Зиловых.

Метко обрисован А.В. Вампиловым и другой выразительный женский образ пьесы - образ Веры, которая тоже, в сущности, несчастна. Она давно разуверилась в возможности найти себе надежного спутника жизни и всех мужчин называет одинаково (Аликами). На новоселье Верочка постоянно шокирует всех своей бестактностью и попыткой сплясать у Зилова на столе. Женщина старается казаться грубее и развязнее, чем есть на самом деле. Очевидно, это помогает ей заглушить тоску по настоящему человеческому счастью. Лучше всех это понимает Кузаков, который говорит Зилову: «Да, Витя, мне кажется, она совсем не та, за кого себя выдает».

В сцене новоселья используется важный композиционный ход. Все гости дарят Зиловым подарки. Валерия долго мучает хозяина дома, прежде чем сделать подарок, и спрашивает, что тот любит больше всего. Эта сцена играет большую роль для раскрытия образа Зилова. Галина в ней сознается в том, что давно уже не чувствует любви мужа. У него к ней потребительское отношение.

Вера, с усмешкой спрашивая про любовницу, тоже понимает, что Виктор к ней равнодушен и ее визит не доставляет ему особого удовольствия. В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...», Саяпины дарят Зилову снаряжение для охоты, о котором так мечтает герой. Образ утиной охоты в произведении, несомненно, носит символический характер. Его можно рассматривать как мечту о стоящем деле, на которое Зилов как раз оказывается неспособным. Неслучайно Галина, которая знает его характер глубже остальных, замечает, что для него главное -сборы и разговоры.

Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся, - жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят). У Зилова есть выбор: поехать в сентябре в отпуск к отцу или реализовать давнюю мечту об угиной охоте. Он выбирает второе. В результате несчастный старик так и умрет, не увидев сына.

На наших глазах Зилов разрушает последние надежды Галины на личное счастье. Он безучастно относится к ее беременности, и женщина, видя это, избавляется от ребенка. Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу детства, который до сих пор любит ее.

Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом.

В кафе с сентиментальным названием «Незабудка» Зилов частенько появляется с новыми женщинами. Именно туда он приглашает молоденькую Ирину, которая искренне влюбляется в него. В кафе его с девушкой застает жена.

Узнав о желании Галины уйти от него, Зилов пытается ее удержать и даже обещает взять с собой на охоту, но, увидев, что к нему пришла Ирина, быстро переключается. Однако и другие женщины, которых он когда-то привлек к себе лживыми обещаниями, в итоге покидают его. Вера собирается замуж за Кузакова, который относится к ней серьезно. Неслучайно она начинает называть его по имени, а не Аликом, как остальных мужчин.

Только в конце пьесы зритель узнает, что за скандал устроил Зилов в «Незабудке»: он собрал там своих друзей, пригласил Ирину и начал оскорблять всех по очереди, грубо нарушая правила приличия.

В конце концов он обижает и ни в чем неповинную Ирину. А когда официант Дима, с которым герой и собирается на долгожданную утиную охоту, вступается за девушку, он оскорбляет и его, называя лакеем.

После всей этой отвратительной истории Зилов в действительности пытается покончить с собой. Его спасают Кузаков и Саяпин. Хозяйственный Саяпин, мечтающий о своей квартире, пытается хоть чем-то отвлечь Зилова. Он говорит, что пора ремонтировать полы. Виктор в ответ отдает ему ключи от квартиры. Официант Дима, несмотря на обиду, приглашает его ехать на утиную охоту. Тот разрешает ему взять лодку. Потом он прогоняет людей, которые хоть как-то пытаются бороться за его жизнь. В финале пьесы Зилов бросается на кровать и то ли плачет, то ли смеется. А скорее всего и плачет, и смеется над собой. Потом он все-таки успокаивается и звонит Диме, соглашаясь поехать с ним на охоту.

Какова же дальнейшая судьба героя? Совершенно очевидно, что ему нужно переосмыслить свое отношение к жизни в целом, к людям, с которыми он связан общением. Возможно, Зилов еще сможет преодолеть душевный кризис и вернуться к нормальной жизни. Но скорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор - типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства. В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли от захватчиков, потом - послевоенное строительство. В шестидесятые - семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем остальным.

Рассмотрим одну известную пьесу, проведем ее анализ. "Утиная охота" (Вампилов А. В.) создавалась в период с 1965 по 1967 год. Это время было в жизни драматурга чрезвычайно важным, переломным, насыщенным и ярким. Происходило его рождение как художника. В это время в полной мере ощущал собственную поэтическую силу Вампилов ("Утиная охота"). Анализ, кратко изложенный в этой статье, поможет вам лучше понять эту непростую для восприятия пьесу.

Три пласта в произведении

Произведение сложно, самобытно, структура его изощренна. Это пьеса в воспоминаниях. Прием их использования в качестве особой формы драматического повествования в 60-е годы был весьма распространен. Из трех пластов состоит, как показывает анализ, "Утиная охота" (Вампилов): пласта настоящего, воспоминаний и промежуточного, пограничного - пласта видений.

В пласте воспоминаний есть несколько довольно напряженных сюжетных линий. Главный герой заводит интрижку с девушкой, которая влюбляется в него. Обнаружив измену, жена уходит. Когда, вроде бы, ничто не мешает Зилову воссоединиться со своей юной возлюбленной, он вдруг тяжело напивается и скандалит, оскорбляя девушку и приятелей.

Параллельно развивается другой сюжет. Зилов получает новую квартиру. Он "сводит" со своей бывшей подружкой своего начальника. У этой девушки в это же время завязывается роман с еще одним приятелем Зилова. У главного героя на работе неприятности - он подсунул липовый отчет начальству. Его увильнув от ответственности за содеянное. Как вы видите, этот пласт обилен событиями. Тем не менее особого драматизма он в себе не несет.

Необычайно разнообразен житейскими подробностями сюжет воспоминаний. У героя умирает его отец, которого тот не видел уже давно, у жены Зилова оказывается роман с бывшим своим соучеником. Наконец, главный герой мечтает об утиной охоте.

Другой пласт действия - пласт видений героя, который прикидывает, как его сослуживцы, друзья, подруги отнесутся к вести о его смерти. Сначала он воображает ее себе, а затем она кажется ему неотвратимой. Пласт этот состоит из 2-х интермедий. Их текст, кроме двух-трех фраз, практически полностью совпадает словесно. Тем не менее по эмоциональному знаку они полностью противоположны. В первом случае сцена смерти, которую воображает герой, носит шуточный характер, а во втором в тоне ее, в настроении нет ни тени улыбки. Драма, таким образом, развивается между полушутливым замыслом совершить самоубийство, который навеян "оригинальным" подарком Кузакова и Саяпина, и попыткой осуществления этого замысла всерьез.

Исповедальный характер пьесы

Продолжим анализ. "Утиная охота" (Вампилов) - произведение, которое имеет исповедальный характер. Произведение построено как исповедь, длящаяся на протяжении всей пьесы. Она представляет в ретроспективной последовательности жизнь героя - начиная от событий двухмесячной давности и заканчивая сегодняшним днем. Конфликт в произведении не внешний, а внутренний - нравственный, лирический. Трагизм усиливается по мере того, как во времени приближаются воспоминания героя и осознание их в настоящем.

Воспоминания Зилова составляют завершенную, всеобъемлющую, цельную картину. В них отсутствует причинно-следственная связь, несмотря на их слаженность. Они мотивируются внешними импульсами.

Главный герой

Главный героем является Виктор Зилов в пьесе "Утиная охота" (Вампилов). во многом строится на мировосприятии этого героя. События пьесы мы наблюдаем именно через призму воспоминаний Зилова. Множество их происходит за 1,5 месяца его жизни. Апогеем их является похоронный венок, который подарили друзья "герою своего времени", который "безвременно сгорел" на работе.

Значение ремарок

В произведении выражается через ремарки. Для драматургии это традиционно. У Вампилова ремарки довольно распространенные. В них делается качественный акцент, как, например, в случае с Ириной: в героине основная черта - искренность. Ремарки указывают режиссеру на то, как следует интерпретировать того или иного героя.

Роль диалогов в выражении авторской позиции

Анализ пьесы А. В. Вампилова "Утиная охота" был бы неполным, если бы мы не отметили значение диалогов. В них также прослеживается авторское отношение к персонажам. Оценочные характеристики здесь дает в основном Зилов. Этому цинику и непредсказуемому легкомысленному гражданину позволено многое, как было разрешено во все времена шутам. Над Зиловым не зря шутят и смеются даже наиболее близкие друзья, причем иногда очень зло. Окружение его испытывает к этому герою различные чувства, но не дружеские. Это ревность, ненависть, зависть. И Виктор их заслужил ровно настолько, насколько каждый человек может заслужить.

Маска Зилова

Когда у Зилова спрашивают гости, что он любит больше всего, он не знает, что им ответить. Однако друзья (как и государство, партия, общество) знают лучше него - больше всего Зилов любит охоту. Одна подчеркивает трагикомизм ситуации (такими деталями изобилует вся пьеса). До конца воспоминаний Зилов не снимает, словно маску, своих охотничьих принадлежностей. Лейтмотив маски в творчестве этого автора появляется в "Утиной охоте" не впервые. Мы видим подобный прием и в более ранних пьесах ("История с метранпажем", "Старший сын"). Вампиловские персонажи зачастую прибегают к ярлыкам, поскольку навешивание их освобождает от мыслей и необходимости принятия решений.

Утиная охота в жизни главного героя

Для Виктора утиная охота - воплощение свободы и мечты. Он собран уже за месяц до заветного дня и охоты ждет как начала новой жизни, избавления, периода для передышки. С одной стороны, это приобщение к природе, которое столь ценно для современного человека. В то же время охота - один из наиболее чудовищных символов убийства, который не берет в расчет культура. Это узаконенное цивилизацией убийство, которое возведено в ранг развлечения, причем респектабельного. Двойная суть охоты - приобщение к чистому, вечному природному началу, очищение через него, и убийство реализуется в пьесе. Все действие пронизывает тема смерти.

Для Зилова охота - единственный момент жизни духа. Это возможность оторваться от повседневности, быта, суеты, лени, вранья, которые преодолеть он не в силах самостоятельно. Это мир идеальной мечты, высокой и не скомпрометированной нигде. В этом мире его бедной, скверной, изолгавшейся душе хорошо, она распрямляется и оживает, объединяясь в светлую и единую гармонию со всем живым.

Вампилов так строит действие пьесы, что проводником Зилова, его неизменным спутником в этот мир является Официант. Его фигура лишает смысла, высокой поэзии, чистоты утопию Зилова.

"Герои своего времени"

Интересующее нас произведение рассказывает о ценностях поколения "оттепели", вернее, об их распаде. Проведем анализ пьесы Вампилова "Утиная охота" с точки зрения персонажей. Трагикомическое существование героев произведения - Саяпиных, Гали, Кушака, Кузакова, Веры - говорит о неуверенности их в себе и зыбкости окружающей реальности, казалось бы, определенной обществом навсегда. В системе персонажей нет деления на положительных и отрицательных. Есть Дима, уверенный в себе, Зилов, страдающий от несправедливости жизни, вызывающая Вера и Кушак, пребывающий в вечном страхе. Есть люди несчастные, жизнь которых почему-то не сложилась.

Проводя анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова, следует учитывать личность автора. Вампилов - последний романтик отечественной драматургии советского периода. Он сформировался как личность во второй половине 50-х годов. В это время цели, лозунги, идеалы, стремления общества, сами по себе вполне гуманные, казалось, начнут вот-вот соединяться с жизнью реальной, обретут в ней смысл и вес. Вампилов работал тогда, когда в обществе начались процессы размежевания ценностей, провозглашаемых повсюду, и реальной жизни. Страшное заключалось не в том, что смысл идеалов уничтожался таким образом, а в том, что был уничтожен смысл нравственности как таковой. Вампилов был сыном времени, породившего его. Он жаждал знать, куда человеку идти, чем он жив, как следует жить. Ему нужно было дать ответы на эти вопросы себе самому, и он первым из драматургов увидел, что жизнь подошла к последней черте. А за ней вопросы эти не имеют уже привычного ответа.

Вампилов - мастер открытых финалов. Анализ пьесы Вампилова "Утиная охота" показывает, что это произведение также заканчивается неоднозначно. Мы так и не узнаем, смеется или плачет главный герой в последней сцене.

Правда времени

Мы привыкли употреблять выражение "правда характера", подразумевая под ним то, что писатель не сфальшивил ни в чем, ничего не утаил, изобразил определенный социальный тип, сложившийся в действительности. Читая пьесу, которую создал ("Утиная охота"), анализируя ее, можно почуствовать жалость к человеку, "правда" которого оказалась слишком беззащитна. Как правило, разговоры о нравственности бывают скучны. Автор произведения скучным быть не умел. Все его пьесы, включая "Утиную охоту", характеризуются напряженностью главного героя. Произведение заставляет нас задуматься о самой жизни, а не только об искусстве и литературе. Автор хотел понять основные законы, называемые правдой времени. Отметим еще одну мысль, завершая анализ. "Утиная охота" (Вампилов) - произведение, которое породил ритм времени. Он живет внутри, а не вне каждого из нас, поэтому появление "героев своего времени" закономерно.

На этом закончим анализ пьесы Вампилова "Утиная охота". Короткое произведение - а столько смысла! Говорить об этой пьесе можно довольно долго, открывая все новые и новые ее особенности.

Жанровые особенности пьес А. Вампилова

«Старший сын» и «Утиная охота»

Творчество А.В. Вампилова занимает достойное место в истории русской литературы. Пьесы А.В. Вампилова образуют самобытное, многогранное и яркое художественное явление, по праву названное исследователями «Театр Вампилова».

Представленный пьесами разных жанров, начиная от лирической комедии и заканчивая психологической драмой, «театр Вампилова» оказывает глубочайшее психологическое воздействие, заставляет зрителей и читателей переосмыслить собственное бытие и философские основы жизни.

Александр Валентинович Вампилов рано ушел из жизни. Почти не замеченный при жизни, захваленный после смерти, А. Вампилов стал одной из загадочных фигур в истории советской и русской драматургии. Он оказал существенное влияние на развитие современной драмы.

«Театр Александра Вампилова» рассматривается как развивающееся художественное явление, в котором социальные и нравственные проблемы своего времени переходят в план общечеловеческих «вечных вопросов» духовного бытия. Следует отметить тот факт, что большинство исследователей драматургии А.В. Вампилова затрудняются точно определить жанр его пьес, говоря только об их жанровом своеобразии и выделяя у него наличие различных жанровых форм, что приводит, в свою очередь, к появлению таких терминов, как «полижанровость», «жанровый синтез», «жанровый полифонизм», «жанровый синкретизм».

А.В. Вампилов уже в ранних своих пьесах-рассказах конца 50-х – начала 60-х годов проявляет жанровое своеобразие своей драматургии, экспериментируя с драматическими жанрами и создавая новаторскую пьесу, опирающуюся на традиции лирической драмы И.С. Тургенева, сатирической комедии Н.В. Гоголя и психологической драматургии А.П. Чехова, выстраивая действие как психологический эксперимент.

Своей реальной театральной славой драматург обязан, главным образом, пьесе «Старший сын», которая в течение нескольких лет занимала ведущее место в его репертуаре.

Свобода художественного вымысла и поэтики отличают пьесу «Старший сын», пьеса тяготеет к небытовым, фантасмагорическим, притчевым формам, выводящим их за рамки бытового анекдота. Пьеса «Старший сын» несет в себе вполне конкретные и узнаваемые мотивы эпохи. Распространенная в мировой драматургии тема внезапного или ложного обретения родных также получает в эти годы свою исторически обусловленную популярность.

С одной стороны, комедия отличается откровенной веселостью. А. Вампилов использует такие известные комедийные приемы развития сюжета, как подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш. Вампилов мастерски владеет приемами создания комических положений и характеров. Он умеет ввести своего своеобразного, не лишенного комических черт героя в нелепейшие ситуации.

С другой стороны, пьеса «Старший сын» воспроизводит атмосферу неустроенного быта, распадающихся семейных связей настолько психологически точно и верно, как это было свойственно психологической драме 60-х годов XX века.

Благодаря тому, что в комедии задано одновременно несколько нравственно-эстетических ракурсов изображения действительности, «Старший сын» приобретает черты трагикомедии, что усложняет жанр лирической комедии.

Пьеса умещена молодым драматургом в классическое триединство. И вместе с тем в ней не ощущается никакой драматургической предопределенности. Напротив, ей свойственна абсолютная спонтанность, непреднамеренность происходящего: Бусыгин и Сильва фактически знакомятся на наших глазах, не говоря уже о семействе Сарафановых, с которым и зритель, и герои знакомятся одновременно.

Комедия «Старший сын» построена на жестком парадоксальном сломе, парадоксальном превращении событий, возникающем от «неправильной», неканонической реакции героев на обстоятельства.

За пьесой же «Утиная охота» с самого начала закрепилась репутация самой загадочной и сложной пьесы А.В. Вампилова, в том числе на уровне определения жанра произведения. В «Утиной охоте», тональность повествования и в целом звучание пьесы серьезны. «Утиная охота» построена как цепь воспоминаний Зилова.

Последовательно поставленные, но разрозненные памятные эпизоды из прошлой жизни героя представляют не только читателю и зрителю, но и самому Зилову историю его нравственного падения. Благодаря этому уже с самого первого эпизода пьесы перед нами разворачивается настоящая драма человеческой жизни, построенной на обмане. Драма жизни Зилова постепенно переходит в трагедию одиночества: равнодушие или притворное участие приятелей, утрата чувства сыновней привязанности, опошление искреннего чувства влюбленной в него девушки, уход жены… Очевидны приметы трагикомедии в пьесе (разговор Зилова с Галиной в момент ее ухода; публичное обличение Зиловым пороков друзей; подготовка Зилова к самоубийству).

Однако ведущими приемами построения пьесы, создающими жанровую направленность произведения, являются приемы психологической драмы. Например, герой А.В. Вампилова показан в момент острого душевного кризиса, показан изнутри, со всеми его переживаниями и проблемами, практически безжалостно вывернут наизнанку, психологически обнажен. В центре внимания драматурга оказывается содержание нравственного мира его современника, при этом нет определения героя как плохого или хорошего, он внутренне сложен, неоднозначен. Усложнен финал «Утиной охоты»: пьеса могла бы быть закончена до основного финала дважды: когда Зилов приставил к груди ружье или делил имущество с Саяпиным (тогда бы это больше соответствовало канонам трагикомедии). Основной же финал пьесы носит открытый характер и решен в традициях психологической драмы.

Пьесу А.В. Вампилова «Утиная охота» принято рассматривать как социально-психологическую драму (реже как трагикомедию с элементами производственного конфликта, фарсовыми и мелодраматическими вставками), в которой драматург подвергает пересмотру проблематику своих ранних произведений.

В критике 70 – 90-х гг. сложилась тенденция трактовать «Утиную охоту» прежде всего как драму потерь, поскольку в пьесе последовательно обнажаются ценностные ряды: герой осознает, или делает видимым для осознания то, что могло бы стать твердой опорой в его жизни, но уже не стало. И все же «Утиная охота», в первую очередь, трагикомедия существования и самоценного осознания: ее конфликт рождается там, где действительность, принимая форму беспощадно объективного зеркала, предоставляет герою возможность посмотреть на себя со стороны.

При постоянном тяготении драматурга к жанру комедии на всем протяжении его творческой жизни жанровой доминантой его творчества все же стала трагикомедия.

Разделы: Внеклассная работа

Цель:

  • Через анализ пьесы показать особенность писательской манеры: изображение противоречивости бытия, крайних состояний человеческих чувств.
  • Развивать умение анализировать произведение и обобщать полученные знания.
  • Воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о благе и истине, о смысле человеческого бытия, показать актуальность проблемы, поднятой автором в пьесе.
  • Воспитывать в детях справедливое отношение к людям, стремление не давать им категоричных характеристик и оценок.

Оборудование: портрет А. Вампилова, выставка книг и фотографий.

Предварительное задание:

  1. Прочитать пьесу “Утиная охота” и подумать, как автор решает проблему взаимоотношения личности и окружающих её людей.
  2. Дать письменную оценку образа В. Зилова.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Валентин Распутин считал, что вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю...

В творчестве писателя нас прежде всего интересуют его пьесы, с большим трудом пробивавшиеся к зрителю, принёсшие ему широкую славу, а среди них, по мнению критиков, лучшая пьеса Александра Вампилова – “Утиная охота”. В рецензии на её первую постановку отмечалось: “В этой пьесе сказано так много и сказано так, что её следует определить как яркое явление советского театра”.

Сам же Александр писал Е. Л. Якушиной, заведующей литчастью театра им. М.А. Ермоловой: “Я начал третью трагикомедию, мне кажется, она будет хорошей пьесой...”.

Данная пьеса, как считали, друзья, коллеги, читатели – самая лучшая, но, не смотря на этот факт, она оказалась наиболее трудной для критики.

На уроке нам с вами предстоит выяснить, в чём же заключалась причина того, что судьба её, как и предыдущих драматических произведений была не из легких? Ведь напечатанная, она вызвала... долгое молчание.

II. Целеполагание от учащихся

Исходя из прочитанной вами пьесы, темы сегодняшнего урока, определите наиболее важные для каждого из вас цели урока.

III. Выбор эпиграфа

Чтобы успешно решить принципиальный для каждого из нас вопрос, поднятый драматургом в пьесе, нам нужно выбрать один из предложенных эпиграфов, который будет соотноситься с темой и содержанием нашего сегодняшнего разговора. Обоснуйте свой выбор.

Варианты эпиграфов:

“...останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое, всё то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих испытаниях, где трудно стали различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение...”

Валентин Распутин

“Вампилов строит характеры своих героев таким образом, что разница куража и серьёза, боли и насмешки непреодолима. Дело в конечном итоге... в том, что писатель предлагает характер человека в поведении которого восторженность и цинизм, искренность и ложь, высокость порыва и низменность поступка слиты воедино”.

Е. Грушанская

Христос . Не хлебом единым жив человек.

Великий инквизитор. В этом ты был прав. Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себя, для чего ему жить. Человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя кругом его были хлебы”.

(наиболее подходящий вариант)

IV. Работа по пьесе

1. Более 30 лет не утихают споры об “Утиной охоте”.

– Что же, по вашему мнению, составляет главный предмет спора? (Главный герой пьесы – Зилов, его жизненное кредо, безнравственность, взаимоотношения с окружающими.)

– Можно ли дать конкретную оценку образа Зилова?

– Действительно, нет. Оценки критиков противоречивы, даже полярны. Одни – отмечают в нём даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нём оставляет надежду на обновление.

Другие считают, что перед ними человек падший, деградация его завершена. Всё лучшее в нём утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей.

2. Какую оценку дали образу Зилова вы, самостоятельно прочитав пьесу?

(Зачитывают варианты своих оценок образа.)

Владимир П.

“...Мне кажется, Зилов в жизни ничего не добился, кроме боли и одиночества. Он вёл себя непристойно со своими близкими и друзьями. У него была возможность иметь жену и ребёнка. Но он упустил этот шанс из-за своей глупости и слабости. Его нельзя назвать настоящим мужчиной, он морально слабый человечишка...”.

Юлия М.

“...Зилов – это холодный, равнодушный человек. Он утрачен для общества как личность. Зилов не дорожил своими близкими, из-за равнодушия он потерял жену, друзей. Но, мне кажется, он нисколько не пожалел об этом, потому что он любил только себя. Таких людей как Зилов в наше время очень много...”.

Ян К.

“...У всех в жизни бывает чёрная полоса, и Зилов в определённый момент тоже не исключение, поэтому я бы его не осуждал, а постарался протянуть руку помощи. Ведь, если посмотреть с другой стороны, у Зилова есть замечательное качество: осознавать свои ошибки и просить прощения, я считаю, что именно это приведёт его на путь исправления и понимания...”

3. Беседа с классом:

– Итак, как вы видите, мнения ребят разделились точно так же, как разделились и мнения критиков. А это ещё раз говорит о противоречивости образа главного героя пьесы. Но каждый из ребят составил для себя определенный портрет Зилова.

– Но, чтобы осуждать Зилова в безнравственности, бездуховности, мы должны понять, кто его друзья, какие они? Может, так или иначе именно они “толкают” его в “пропасть бытия”? Или именно они помогли стать ему таким, каким он предстаёт перед читателями?

4. Работа по составлению таблицы по образам:

образ характеристика
Саяпин Идея розыгрыша Зилова с венком и телеграммой, якобы спасает “друга” от самоубийства, но думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется после гибели “друга”. Неприятности по работе переваливает на Зилова.
Валерия (жена Саяпина) Молодая, энергичная, напористая. Муж восхищён её “пробивными” способностями. Немногословна. Ради выгоды готова даже приударить за начальником мужа, грубо ему льстить.
Кушак Ограничен, глуп и труслив, но не против весело провести время в отсутствие жены.
Кузанов Наивен. Почти не разбирается ни в людях, ни в жизни

– Устраивает ли Зилова его круг общения? Смешно или грустно читателю от картины, нарисованной драматургом? Герои пьесы, представляющие молодое поколение, не находятся в столкновении, потому что они все одинаковые. Тогда в чём же драматический конфликт? Что движет пьесу? (Конфликт пьесы заключён в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы: как и для чего жить?)

– Для чего понадобился драматургу приём воспоминаний главным героем своей прежней жизни?

А всё просто: в начале пьесы, увидев страшный символ смерти, мы ждём, как будет объяснено его появление. Это объяснение мы находим в воспоминаниях Зилова, воспринимаемых как исповедь героя.

– Что же возникает в первых воспоминаниях Зилова? (Ждёт отъезда на утиную охоту, завидует меткому глазу и твёрдой руке Димы, получает новую квартиру, ему надоела Вера, справляет новоселье, пригласив друзей.)

– Почему же тогда его не покидает чувство, что жизнь какая-то пустая, никчёмная и даже горькая? Отчего такое впечатление?

– Проанализируйте взаимоотношения Зилова с женой Галиной. Можно ли назвать их счастливыми? Кто виноват в том, что они уже давно перестали понимать друг друга?

– С чем связано второе воспоминание Зилова? (Подпись под липовым документом, письмом отца и знакомством с Ириной.)

– Проследите его отношение должностным обязанностям, к отцу и Ирине. На что нужно обратить особое внимание? Что вас поразило, а может, даже потрясло? (Отношение к отцу.)

– Почему преображается этот холодный человек при встрече с Ириной? Ведь на первый взгляд жена Зилова, хрупкая Галина, очень похожа на непосредственную и доверчивую Ирину?

– Зилов лжёт себе, жене, Ирине. Понимает ли он страшный смысл происходящего? Что открывает для нас это понимание в Зилове?

(Реальность – подарок друзей, похоронный венок и воскрешенное в памяти, привели Зилова в смятение, он мучается, чувствует себя одиноким.) Докажите по тексту.

У Зилова была возможность стать прощённым и понятым своей женой Галиной в момент её отъезда, но и здесь он поступает непредсказуемо.

– Как ведёт себя Виктор при расставании? Найдите по тексту.

– Как вы считаете, можно ли верить Зилову или нет?

– Ваши мнения вновь разделились, а вот как разделились мнения критиков:

Б. Сушков:

“...Вампилов в этом монологе показывает искренне и глубокое раскаяние души героя, а не очередной его трёп, как ухитрились воспринять его те критики, которые с порога отрицают в нём духовные начала... (“Тебя там нет.. Ты ещё не родился. И ничего нет... И не будет – то есть нет больше его прежнего, дурного и не будет) – этот обет исправиться, возродиться, который он даёт жене, тоже признак “бездуховности”?

В. Лакшин:

“Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно-поэтическое. В самом деле – природа, тишь, сосредоточенность души... Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? “Знаешь, какая это тишина? – объясняет герой. – Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты ещё не родился. И ничего нет. И не было. И не будет”. Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами (“И ничего нет. И не было. И не будет”) будто гвозди заколачиваются...”

Учитель: Давайте вернёмся к названию пьесы. Почему пьеса получила название “Утиная охота”, почему возникает мотив охоты в самых разных сценах?

– Какова роль охоты для человека? А для Зилова?

Он не убил ни одной даже маленькой птички. Но о чём он больше всего мечтает, чему завидует?

– Какой парадокс скрывает автор в этой метаморфозе? (На охоте Зилов вряд ли сможет убить, а в жизни бьёт без промаха по своим родным и близким людям, не понимая старую истину, что творимое тобой зло вернется к тебе во сто крат.)

Финал пьесы открытый.

– Обратимся к финальной сцене пьесы. Как её истолковать?

– Плачет или смеётся Зилов? Ведь от того, как вы растолкуете эту сцену, зависит дальнейшая судьба героя...

Вот как переосмыслил финал пьесы О. Ефремов, в его толковании можно проследить нравственные представления актёра: “...Такой человек, как Зилов, может захлебнуться тоской, может потерять веру в людей, в целесообразность жизни, но он не может стать Димой, охотником, убийцей. Это всё же люди разных социальных пород. Тут другая кровь. Мне хотелось бы открытым финалом вызвать в зрителе трагическое напряжение, если хотите нравственное напряжение, если хотите, нравственное содрогание...”

– Согласны ли вы с трактовкой О. Ефремова?

Автор подводит читателя к мысли о том, что все мы участвуем в создании морального климата жизни. Именно об этом А. Вампилов очень точно сказал: “Среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности?..”

Вернемся к эпиграфу.

– Почему эпиграфом к своим размышлениям о пьесе “Утиная охота” мы выбрали именно эту цитату?

– Мы возвращаемся “на круги своя”: без веры, без любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без сознания, для чего и как живём, хотя человек и остаётся живым, но приговаривает себя к духовной смерти.

V. Итоговая рефлексия

– Какие нравственные уроки вынес сегодня каждый для себя?

VI. Заполнение листов самоконтроля

VII. Домашнее задание

Написать сочинение “Актуальность проблем, поднятых А.Вампиловым, в современном обществе”.

Литература

Крупина Н.Л., Соснина Н.А. Сопричастность времени. М.: “Просвещение”,1992

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса