Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Валентина толкунова умерла от сердечной недостаточности. «Она - не от мира сего»: Валентина Толкунова умирала от рака и продолжала ухаживать за мужем От чего умерла толкунова

– Мы были очень близки и похожи характерами. Нам всегда было о чем поговорить, – вспоминает Евгения Николаевна. – Постоянно куда-то ездили… Я очень любила петь, и моя мама тоже пела… Но поскольку жили мы бедно, в простой семье, возможности стать артисткой не было. Я всю жизнь проработала в вагонном депо. А вот Валя смогла осуществить нашу семейную мечту! Пела в детском хоре, ездила с гастролями по стране, училась в Институте культуры…



По словам Евгении Николаевны, ее дочь будто чувствовала, что столкнется с тяжелой болезнью. Она всю жизнь помогала неизлечимо больным, под ее опекой всегда было несколько человек, которые не знали отказа ни в деньгах, ни во внимании.

– Валя помогала своей первой преподавательнице по вокалу, которая тяжело болела, – вспоминает мать певицы. – Дала денег на операцию поклоннице из Нижнего Новгорода, помогала одной девочке с Дальнего Востока, которая страдала рассеянным склерозом. Валя до последнего посылала ей деньги, а потом оплатила похороны и памятник. Да и со своим мужем вторым, хоть уже вместе не жили, поступила по-человечески. Когда он тяжело заболел и практически ослеп, перестал слышать, забрала его к себе, наняла сиделку. А уж обо мне и говорить нечего! Меня она полностью обеспечивала, шкафы были забиты одеждой, которую она дарила. И квартиру, где я живу, купила она.

Второй муж Валентины Толкуновой, 86-летний журналист Юрий Папоров, умер через полтора месяца после жены. После смерти супруги он фактически осиротел, почувствовал себя никому не нужным и очень переживал. Ведь у Папорова тоже была онкология, он заболел еще раньше, чем Толкунова. Через несколько дней после смерти Толкуновой он попал в больницу и уже не вышел оттуда. Папорова похоронили рядом с Валентиной Васильевной, на том же Троекуровском кладбище.

Всевышний помог ей умереть без боли

– Валя делилась со мной всем, поэтому я первая узнала о ее болезни, – говорит мать артистки. – После первой операции она довольно долго чувствовала себя нормально, казалось, болезнь удалось остановить… Но в 2006 году нашли новые метастазы. Она не следила за собой, много работала и о болезни никому не рассказывала. Я говорила ей: тебе надо больше отдыхать. Но она ездила по гастролям, пока не свалилась…

Мать певицы утверждает: у Толкуновой был шанс пожить подольше! Врачи предлагали ей разные варианты лечения. Но певица не соглашалась…

– После второй операции Вале стало лучше, – рассказывает Евгения Николаевна. – Врачи предложили сделать химиотерапию. А она отказалась! Не могла себе представить, что останется без волос. Сказала: «Сколько бы ни осталось жить, я до конца жизни останусь такой, какой меня знал народ». Очень была волевая. Конечно, «химия», наверное, и помогла бы ей какое-то время прожить. Но может быть, она и права. Ушла раньше, но хотя бы без безумных болей. До последнего, даже под капельницей, которую поставили из-за тромба, не верила в плохое. Меня в больнице всегда встречала радостной улыбкой. Когда ее увозили на последние два дня в реанимацию, была совсем слабенькая. Но еще и меня успокаивала: «Знаешь, мама, все будет хорошо. Я видела сегодня Бога, и он сказал мне: «Я тебя люблю и тебе помогу». Это были последние слова, которые я от нее слышала. Он помог ей избавиться от мучительных страданий, которые ее могли ожидать.

Для Валентины Васильевны ее длинные роскошные волосы были своеобразным оберегом, талисманом. Казалось, потеряй она их – потеряет и себя. Родные это знали и поэтому не стали настаивать на том, чтобы бороться до конца. Вот только теперь иногда, когда делается особенно горько, жалеют об этом.

Лучшие дня

Одна женщина - один театр

Валентина Васильевна Толкунова. Родилась 12 июля 1946 года в Армавире - умерла 22 марта 2010 года в Москве. Советская и российская певица. Народная артистка РСФСР (1987).

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир Краснодарского края в семье Василия Андреевича Толкунова и Евгении Николаевны Толкуновой.

Отец, Василий Андреевич, уроженец города Ртищево Саратовской области, был кадровым военным.

Мать, Евгения Николаевна (в девичестве Смирнова), родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на ж/д станции.

Дед - Николай Васильевич Смирнов был репрессирован и 18 лет провёл в лагерях.

Бабушка - Анисья Никаноровна Смирнова (Стрижак) из Танхоя.

Младший брат - Сергей Толкунов (род. 6 июля 1949), певец, заслуженный артист России, работал вместе с сестрой на концертах. Ныне является президентом Благотворительного фонда поддержки современного искусства имени Валентины Толкуновой.

Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы.

В 1950 году семья переехала в Москву. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении , Лидии Руслановой. Валентина выучила все композиции из их альбомов.

В 1964 году поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. В 1966 году Валентина Толкунова прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С. Саульского (ВИО-66), в котором она была солисткой и исполняла песни под джазовую музыку.

В 1971 году певица окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и озвучила песни композитора И.Е. Катаева на стихи Михаила Анчарова в телефильме «День за днём».

В 1972 году поэт Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Для этого выступления певице сшили платье расшитое жемчугом. Сама Толкунова вплела часть жемчуга в волосы. С тех пор это стало неотъемлемой частью ее сценического образа.

С 1973 года она работала в объединении «Москонцерт».

Отдельной строкой в творчестве певицы стоит песня для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» «Спят усталые игрушки».

Валентина Толкунова - Я не могу иначе

С 1989 года была руководителем театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ», в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей.

В 2004 году Валентина Толкунова приобрела небольшой домик недалеко от Дивеевского монастыря. Когда приезжала в Дивеево, ходила на службу, молилась, причащалась. Певица также старалась заниматься благотворительностью. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области, давала много благотворительных концертов для многодетных семей, средства от коммерческих выступлений также направляла многодетным семьям.

"Говоря о творчестве Валентины Толкуновой, всегда подчеркивают простоту её манеры исполнения, отсутствие нарочитых жестов, поиск своего пути в искусстве. Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства", - отмечал Микаэл Таривердиев.

"Я думаю, что она одна из самых великих российских, русских певиц, которая конечно же очень много сделала для своего Отечества. И вот Валя, она была такой - она гражданин, она настоящей была. Вот слово, которым можно определить её жизнь, её личность - она была настоящей", - говорил о певице Лев Лещенко.

Болезнь и смерть Валентины Толкуновой

В 1992 году у певицы был обнаружен рак молочной железы. Ей была сделана операция, проведён курс химиотерапии.

В 2006 года была обнаружена опухоль груди.

В августе 2009 года была обнаружена опухоль мозга.

После концерта в Могилёве 16 февраля 2010 года Валентина Толкунова была госпитализирована в реанимацию местной больницы. После выписки её перевели на обследование в Боткинскую больницу.

22 марта 2010 года в 6 часов утра Валентина Толкунова впала в кому и через два часа скончалась. Перед смертью прямо в больничной палате протоиерей Артемий Владимиров совершил соборование.

Церемония прощания с народной артисткой РСФСР прошла в Театре Эстрады. Отпевание певицы состоялось утром 24 марта 2010 года в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы, в тот же день была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Похороны Валентины Толкуновой

31 августа 2011 года состоялось открытие памятника на могиле Валентины Васильевны на Троекуровском кладбище. Певица похоронена напротив кладбищенской часовни, рядом с ней похоронен муж - Юрий Папоров, который лишь на месяц с небольшим пережил супругу.

1 июля 2011 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валентине Толкуновой на здании Московского государственного университета культуры и искусств. Инициатором установки выступил ректор МГУКИ Рамазан Абдулатипов, скульптор - Григорий Потоцкий.

21 августа 2011 года в городе Белореченск Краснодарского края состоялось открытие памятника Валентине Васильевне Толкуновой. Бронзовый монумент высотой 2 метра 85 см был изготовлен на средства местных предпринимателей по инициативе главы Белореченского района Ивана Имгрунта. Автор памятника - московский скульптор Ирина Макарова.

В 2013 году вышли художественный сериал по мотивам её биографии «Она не могла иначе» (в роли Алевтины Толкачёвой - Ольга Фадеева, а песни в фильме исполняла Юлия Михальчик) и документальный фильм «Буду любить я вас всегда».

Рост Валентины Толкуновой: 163 сантиметра.

Личная жизнь Валентины Толкуновой:

Дважды была замужем дважды.

Первым мужем был (1928-2003), композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), брак продлился 5 лет. Ушел от нее к актрисе Валентине Аслановой.

В 1974 году Толкунова вышла замуж за Юрия Папорова (1923-2010), журналиста-международника, писателя, автора книги «Хемингуэй на Кубе».

В этом браке родился Николай Папоров (10.10.1977), который работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни. В начале 80-х Юрий Папоров уехал по работе в Мексику, Толкунова с ним не поехала. В воспитании сына участия не принимал, денег не присылал. В начале 1990-х вернулся в Москву. После автокатастрофы стал терять зрение. Толкунова забрала его в свою квартиру, ухаживала за ним. Скончался через полтора месяца после смерти жены.

В 2000 сын певицы Николай был задержан с героином. Благодаря связям матери избежал наказания.

Фильмография Валентины Толкуновой:

1967 - На два часа раньше;
1971 - Лето рядового Дедова - ведущая концерта;
1971 - День за днём - исполнительница («Песня о России»);
1973 - Это сильнее меня - Певица в ресторане, в титрах не указана (песня «Такие старые слова»);
1973 - Озорные частушки;
1973 - Чёрный принц - Певица в ресторане;
1973 - Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег - исполнительница по радио лирической песни;
1974 - Романс о влюблённых - исполнительница финальной песни;
1974 - Дела сердечные - исполнительница песни;
1975 - Невеста с севера - исполнительница (песня «Пушинка белая»);
1976 - Мама - Ласточка (озвучивание);
1977 - Солдаты свободы;
1982 - Полынь - трава горькая - исполнительница песни;
1986 - Фильм-концерт «Верю в радугу»;
1989 - Фильм-концерт «Премьера года»

Озвучивание мультфильмов Валентины Толкуновой:

1975 - В порту
1984 - Зима в Простоквашино (песня «Кабы не было зимы»)
1972 - Русские напевы (песня «Ой, вставала я ранешенько»)
1974 - Песня волшебного камня (песня «Что такое чудеса?», в титрах не указана)
1975 - Заставка передачи «Спокойной ночи, малыши» (песня «Спят усталые игрушки»)

Дискография Валентины Толкуновой:

1972 - «Стою на полустаночке»
1973 - «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
1974 - «Пушинка белая»
1974 - «Всё это было не со мной»
1974 - «Год любви»
1975 - «Комсомолу посвящается»
1976 - «Уж отзвенели ливни сенокоса»
1977 - «Носики-курносики»
1980 - «У новогодней ёлки»
1985 - «Если б не было войны» (двойной альбом)
1986 - «Разговор с женщиной» (двойной альбом)
1991 - «Серёжа»
1992 - «Сорок пять»
1995 - «Я не могу иначе»
1997 - «Я деревенская»
1997 - «Сон-трава»
2002 - «Мой придуманный мужчина»
2011 - «Как быть счастливой» (вышел уже после смерти певицы)

Песни Валентины Толкуновой:

«А любовь-то лебедем» (Музыка: Алмаз Монасыпов - Слова: Лира Абдуллина);
«А я без Волги просто не могу» (Е. Мартынов - А. Дементьев);
«А мне б сейчас по окружной» (В. Попов - К. Филиппова);
«А почему ушла любовь» (Музыка: Лариса Андреева - Слова: Лариса Андреева);
«А ты любви моей не понял» (Музыка: А. Флярковский - Слова: М. Танич);
«Алёшка без отца» (Р. Майоров - М. Рябинин);
«Ах, любовь моя, любовь» (Музыка: Амаяк Морян - Слова: Наталья Емельянова);
«Ах, любовь моя, неудачница» (П. Аедоницкий - Ф. Лаубе);
«Ах, сирень-сиренюшка» (В. Попов - В. Попов, Н. Попова);
«Бабушка» (Б. Терентьев - Н. Доризо);
«Белая земля» (П. Аедоницкий - Ю. Визбор) с Эдуардом Хилем;
«Берёзовый вечер» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«В городе Ноябрьске» (О. Фельцман - Б. Дубровин);
«В единственной вазе» (Д. Ашкенази - О. Фокина);
«В порту» (М. Минков - С. Козлов) с Олегом Анофриевым;
«Вальс на всю жизнь» (Е. Щекалев - Г. Георгиев);
«Вальс на Голгофу» (О. Иванов - К. Филиппова);
«Вальс влюблённых» (Л. Лядова - П. Градов) со Львом Лещенко;
«Вальс женщины» (Музыка: Людмила Лядова - Слова: Владимир Лазарев);
«Вальс невесты» (Р. Майоров - С. Гершанова);
«Ваня» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Весенние страдания» (Е. Стихин - Г. Поженян);
«Ветка рябины» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Веточка вербы» (Л. Осипова - В. Дагуров);
«Вечер школьных друзей» (А.Морозов - М.Рябинин);
«Во всём мне хочется дойти…» (Б. Власов - Б. Пастернак) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (К. Молчанов) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (П. Аедоницкий);
«Воспоминание» (В. Мигуля - Л.Рубальская);
«Вспоминая о былом» (Музыка: В. Мигуля - Слова: Максим Геттуев);
«Всегда смотреть бывает грустно» (В. Попов - Ю. Щелоков, В. Попов);
«Всё до свадьбы заживёт» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Всё это было не со мной» (А. Морозов - М. Рябинин);
«Вторая молодость» (А. Морозов - М. Рябинин);
«Вы вспомните меня» (Е. Крылатов - Е. Растопчина);
«Вы помните» (В. Успенский - Л. Смоленская);
«Где прошла беда» (О. Кваша - Э. Кузнецов, Л. Алексеев);
«Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский - Е. А. Долматовский);
«Голос детства» (Б. Ривчун - В. Гин);
«Город мой Алма-Ата»;
«Горький мёд» (В. Попов);
«Давай соберемся» (Н. Иванова - А. Великоречина);
«Давнее» (Б. Емельянов - Д. Кедрин);
«Девочка и дождь» (Е. Щекалёв - Е. Наумова);
«Девочка с мальчиком» (Ю. Саульский - Б. Дубровин);
«Дельфины» (М. Минков - О. Анофриев);
«Деревенская улица» (В. Орловецкий - А. Романов);
«Деревянные лошадки» (М. Минков - Э. Шим);
«Детство ушло вдаль» (А. Островский - Л. Ошанин);
«Диалог у новогодней ёлки» (Э.Колмановский - Ю.Левитанский);
«Добрая примета» (М. Фрадкин - Е. Долматовский) со Львом Лещенко;
«Доброта» (В. Мигуля - Б. Дубровин) с Владимиром Мигулей;
«Добрые люди» (Н. Иванова - Р. Казакова);
«Довоенное танго» (В. Левашов - В. Крутецкий);
«Домик в деревне»;
«Домик на окраине» (В. Мигуля - А. Поперечный);
«Домой, домой» (О. Фельцман - Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Дорогая редакция» (Г. Долотказин - Б. Ларин);
«Дочери» (В. Пипекин - В. Лопушной);
«Друг» (О. Фельцман - Р. Рождественский);
«Если б не было войны» (М. Минков - И. Шаферан);
«Если в мире есть любовь» (М. Магомаев - Р. Рождественский) с Муслимом Магомаевым;
«Жалейка» (П. Аедоницкий - И. Романовский);
«Женщина» (Л. Лядова - В. Лазарев);
«Жёлтая рябина» (В. Гамалея - М. Поперечный);
«За окошком света мало» (Э. Колмановский - К. Ваншенкин);
«За что же счастье мне такое» (О. Фельцман - М. Танич);
«Замкнутый круг» (В. Высоцкий);
«Запоздалая песня» (И. Королёв - Л. Кретов);
«Зачем меня окликнул ты» (А. Пахмутова - Л. Ошанин);
«Звук шагов» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Здравствуй, сынок» (О. Фельцман - М. Рябинин);
«Зелена трава» (В. Дружинин - Г. Георгиев);
«Зимняя Москва» (Р. Майоров - Л. Иванова);
«И в шутку и всерьёз» (Е. Щекалёв - В. Костров) с Леонидом Серебренниковым;
«Иволга» (А. Мажуков - О. Гаджикасимов);
«Игорёшка-Игорёк» (Э. Григорьянц - А. Трилисов);
«Из трёх дорог» (Н. Богословский - М. Танич);
«Июльские грозы» (Л. Лядова - Т. Пономарёва);
«Кабы не было зимы» (Е. Крылатов - Юрий Энтин);
«Как по морю синему» (народная);
«Кап-кап» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Капля счастья» (Ю. Чичков - В. Каратаев) с Леонидом Серебренниковым;
«Качели» (С. Пожлаков - Г. Горбовский);
«Колыбельная» (А. Градский - Н. Кончаловская);
«Колыбельная» (М. Кажлаев - Б. Дубровин);
«Колыбельная миру» (И. Крутой - К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Колыбельная сыну» (Л.Хмельницкая - Р.Казакова);
«Кружится лист» (Н. Богословский - И. Шаферан);
«Кто в любовь по-прежнему верит» со Львом Лещенко;
«Куда бегут года» (П. Аедоницкий - Л. Завальнюк);
«Лодочка» (Т. Хренников - М. Матусовский);
«Люблю русскую берёзу» (В. Газарян - А. Прокофьев);
«Любовь - кольцо» (Я. Френкель - М. Танич);
«Любо мне» (М. Кажлаев - В. Портнов);
«Любовь прошла» (А. Мажуков - А. Дементьев);
«Маменька» (Э. Рабкин - Н. Палькин);
«Математик» (Н. Богословский - М. Танич);
«Мой город Горький» (П. Аедоницкий - И. Шаферан) с Иосифом Кобзоном;
"Мой придуманный мужчина (В. Попов);
«Мой Сочи» (В. Шеповалов - В. Гин);
«Морская невеста» (Е. Жарковский - В. Лазарев);
«Моряк черноморского флота»;
«Моя подруга - моя Москва» (В. Толкунова - Г. Георгиев);
«Музыка» (И. Крутой - К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Музыка прожитых лет» (М. Минков - Ю. Рыбчинский);
«Мы на лодочке катались» (Русская народная песня);
«На пристани» (А. Мажуков - В. Кузнецов);
«Над рекою туман» (Ю. Саульский - Л. Завальнюк);
«Наступил час ночной» (И. Брамс - Г. Шерер и А. Машистов);
«Не будите её так рано» (В. Лозовой - А. Кронгауз);
«Не говорите мне о нём» (А. Морозов - В. Гин);
«Не довелось» (А. Морозов-М. Рябинин);
«Не зря мне люди говорили» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Не судите меня» (В. Успенский - М. Осташова);
«Немое кино» (Н. Богословский - М. Пляцковский);
«Нет дороги у разлуки» (Ю. Саульский - Г. Поженян);
«Ничего не кончается» (А. Изотов - С. Гершанова) с Евгением Курбаковым;
«Носики-курносики» (Б. Емельянов - А. Булычёва);
«Ночной звонок» (В. Газарян - Г. Георгиев) со Львом Лещенко;
«Обыкновенный человек»;
«Одинокая гармонь» (Б. Мокроусов - М. Исаковский);
«Одиночество вдвоём» (В. Попов);
«Озеро» (Р. Паулс - Л. Ошанин);
«О, Кремли!» (А. Ильин - Н. Ибрагимов) - Гимн Рязани;
«Офицерская честь»;
«Ох, ты неверный» (Я. Дубравин - В. Гин);
«Очередь за счастьем» (Е. Птичкин - М. Пляцковский);
«Паутиночка» (Л. Лядова - М. Танич);
«Перезрела рябина» (В. Орловецкий - В. Дзюба);
«Переносы» (С. Томин - А. Клёнов);
«Песенка без конца» (Э. Колмановский - И. Шаферан);
«Песня Исидоры» (Н. Богословский - А. Богословский);
«Песня о волшебной стране» (Е. Адлер - Л. Дымова);
«Песня о женщинах» (Н. Иванова - А. Кронгауз);
«Песня о родном крае» (Е. Крылатов - Л. Дербенёв);
«Песня о счастье» (В.Рубашевский - В. Шлёнский);
«Песня об одиноком друге» (Н. Богословский - Н. Доризо);
«Печали свет» (А.Малинин - Л.Рубальская);
«Письмо себе» (Е. Филиппов - М. Рябинин);
«Поговори со мною, мама» (В. Мигуля - В. Гин);
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский);
«Поляна света» (А. Стальмаков - В. Степанов) с Евгением Курбаковым;
«По-над Суджею-рекою» (Е. Жарковский - И. Сельвинский);
«Поставь мне старую пластинку» (В. Попов);
«Приглашаю тебя» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Признание» (А. Колца - А. Гольцева);
«Прости, лес» (В. Вовченко - Г. Георгиев);
«Прости, что я была не рядом» (А.Морьян - Л.Щипахина);
«Прости меня, Россия» (В. Вовченко - Г. Георгиев);
«Прощайте, голуби» (М. Фрадкин - М. Матусовский) с Олегом Ухналёвым;
«Пушинка белая» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский);
«Расскажи мне, поле» (В. Пикуль - В. Кузнецов);
«Реченька туманная» (Э. Ханок - А. Поперечный);
«Решила я» (М. Мишунов - В. Соколов);
«Родители наши» (О. Фельцман - Ю. Гарин);
«Россия» (М. Болотный - Р. Казакова);
«Ромашки для влюблённых» (М. Чистов - Л. Татьяничева);
«Россия - Родина моя» (В. Мурадели - В. Харитонов);
«Россиянка» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Рубили дерево» (В. Патрушев, О. Дынов - Л. Овсянникова);
«Русская деревня» (С. Касторский - Е. Шантгай);
«Русская душа» (А. Кузнецов);
«Самолёты и соловьи» (А. Мажуков - Л. Ошанин);
«Светлячок» (груз. народная - А. Церетели/Н. Грунин);
«Свирель да рожок» (Ю. Чичков - П. Синявский) с Леонидом Серебренниковым;
«Серебряные свадьбы» (муз. Павла Аедоницкого - ст. Екатерины Шевелёвой);
«Серёжа» (Л. Квинт - Ю. Рыбчинский);
«Сероглазый король» (А. Вертинский - А. Ахматова);
«Сестричка» (М. Фрадкин - И. Шаферан);
«Сказки гуляют по свету» (Е. Птичкин - М. Пляцковский);
«Слово "нет"» (В. Попов - К. Филиппова);
«Снегопад» (А.Экимян - А.Рустайкис);
«Снова мамин голос слышу» (Я. Френкель - И. Шаферан);
«Солнечногорск» (В. Газарян - Э. Буранова);
«Сон-трава» (Е. Птичкин - Т. Коршилова);
«Сорок пять» (В.Добрынин - М.Рябинин);
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов - Е. Евтушенко);
«Спи, дитя моё, усни» (А. Аренский - А. Майков);
«Спи, моя радость, усни» (В-А. Моцарт - Б. Флис - Е. Свириденко);
«Станция конечная» (Ю. Саульский - П. Леонидов);
«Старт даёт Москва» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) со Львом Лещенко;
«Старые обои» (Ю. Николаенко);
«Старые слова» (О. Фельцман - Р. Рождественский);
«Старый вальс» (С. Каминский);
«Стать бы мне рябиною» (Н. Шестакова);
«Стою на полустаночке» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Тает снег» (Э. Колмановский - Л. Дербенёв);
«Таёжный вальс» (М. Славин - П. Градов);
«Танго в дискотеке» (О. Фельцман - Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Тебя любила» (А. Морозов - К. Рыжов);
«Текстильный городок» (Я. Френкель - М. Танич) с ансамблем «Ткачихи»;
«Тик-так» (Александр Морозов - Виктор Гин);
«Тихий дворик, старый домик» (В. Попов);
«Тот день» (В. Ветров - О. Фокина);
«Ты и я» (В. Баснер - М. Матусовский) с Леонидом Серебренниковым;
«Ты свистни» (М. Картинский - Р. Бернс/С. Маршак);
«Ты прости меня, дерево» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Уголок России» (В. Шаинский - Е. Шевелёва);
«Уж отзвенели ливни сенокоса» (В. Хорощанский - А. Поперечный);
«Уходит теплоход» (А. Изотов - М. Лисянский) с Леонидом Серебренниковым;
«Уходя, ничего не берите из прошлого» (В. Попов - К. Филиппова);
«Фуга» (И. Катаев);
«Ходил с Наташкою Алёшка» (С. Туликов - А. Гангов);
«Хочется верить» (И. Якушенко - И. Шаферан);
«Черёмуха» (В. Биберган - Д. Лившиц);
«Что тебе сказать?» (В. Пипекин - К. Филиппова);
«Чужой помады след» (В. Попов - К. Филиппова);
«Школьному другу» (В. Дмитриев - М. Рябинин);
«Это я была» (М. Таривердиев - Т. Коршилова);
«Я - деревенская» (В. Темнов - П. Черняев);
«Я ночью шла по улице» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Я тебя подожду» (А. Островский - Л. Ошанин);
«Яблонька» (Е. Грязнова - М. Гуськов);
«Ярмарка» (А. Стальмаков - С. Гершанова);
«Ясным солнечным днём» (М. Мишунов - И. Морозов, Л. Дербенёв);
«Я не могу иначе» (муз. Александры Пахмутовой - ст. Николая Добронравова)

Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

Пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова рассказала открытым источникам информации, что сегодня умерла Валентина Левко. Причиной смерти известнейшей оперной певицы, исполнявшей самые разнообразные партии с 1960 по 1982 год, названа тяжелая, продолжительная болезнь. Точный диагноз 92-летней артистки оглашать семья не стала, вероятнее всего возраст усилил плохое самочувствие любимицы публики.

Факты из биографии

Урожденная Суркова появилась на свет 13 августа 1923 года в одном из столичных госпиталей. С 8 лет Валентина Николаевна увлекалась музыкой, успешно прошла отборочные экзамены в музыкальную школу при консерватории по классу скрипки. С 12 лет талантливая девочка начала параллельно заниматься профессиональным вокалом.

В период с 1943 по 1949 год получила высшее музыкальное образование в училище имени Гнесиных и в одноименном вузе по классу артиста оркестра и преподавателя игры на альте. Во время учебы неоднократно работала в качестве приглашенной скрипачки в театре миниатюр и театре им. Ярмоловой.

Умерла Валентина Левко

С 1963 года участвовала во всех гастролях, благодаря быстрому получению диплома оперной исполнительницы в Московской консерватории. Природные данные и собственное желание сделали невозможное – Валентина Николаевна окончила вуз экстерном, чего до нее никто не делал.

Ее контральто и меццо-сопрано помнят самые известные концертные залы мира:

  1. Карнеги-холл и Мюзик-феррайн.
  2. Альберт-холл и Большой зал Московской консерватории.
  3. Концертный зал имени П. И. Чайковского и Малый зал филармонии имени М. И. Глинки в Санкт-Петербурге и другие.

Оперная певица скончалась на 92 году жизни

Музыкальные критики в начале столетия заинтересовались работами оперной дивы прошлого века. Благодаря этому мир увидели 11 CD-дисков с записями ее партий. Советские зрители старшего поколения помнят голос артистки по фильмам:

  1. «Свадьба в Малиновке» — песня матери главной героини Софьи.
  2. « Простая история…» — песня «На тот большак, на перекресток» и другим.

Семья и дети

Артистка вышла замуж в 1950 году за лучшего пилота 67 гвардейского авиаполка Владимира Левко. После окончания службы супруг оперной дивы много лет был летчиком-испытателем. Умер пилот в 1991 году, в разгар дефолта и падения СССР.

22 марта в Москве от тяжелого онкологического заболевания скончалась певица Валентина Толкунова. Ей было 63 года. Еще 16 февраля стало известно, что Толкуновой стало плохо в белорусском Могилеве, где она давала концерт. Вскоре из могилевской больницы ее перевели в Боткинскую, а поклонникам сообщили об отмене всех назначенных выступлений.

Толкунова родилась в Армавире в семье железнодорожников; почти сразу после рождения дочери родители переехали в Москву. Судьба Толкуновой оказалась связана с музыкой с детства: она пела в Московском детском хоре и в ансамбле Центрального дома железнодорожников под руководством Семена Дунаевского. В 18 лет она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение, а спустя два года прошла по конкурсу в ВИО-66 - вокально-инструментальный оркестр, или, говоря точнее, джазовый биг-бенд при Росконцерте.

"Помню, пришла в институт и говорю: "Я теперь артистка и не могу учиться на дневном", а мне отвечают: "А на заочное мы тебя переводить не станем, ты слишком хорошая студентка". И правда, я всегда отлично училась. Так я и покинула МГИК и ушла в ВИО-66, где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку", - рассказывала певица в интервью.

Руководитель биг-бенда, прославленный джазмен Юрий Саульский, стал первым мужем певицы; расформирование ВИО-66 совпало по времени с расставанием супругов. "У него было несколько жен, я даже не знаю точно, какой по счету женой я ему приходилась, но каждую свою жену он очень любил. Я благодарна богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком". Во втором браке, с писателем и журналистом-международником Юрием Папоровым, Толкунова прожила около 30 лет, родив сына Николая.

Закончив Гнесинское училище, Толкунова занялась сольной карьерой, дебютировав в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Певица работала с композиторами Павлом Аедоницким, Эдуардом Колмановским, Людмилой Лядовой, Микаэлом Таривердиевым, Виктором Успенским, Александрой Пахмутовой. Среди песен, которые прославили Толкунову, - суперпопулярные шлягеры последних советских десятилетий: "Стою на полустаночке", "Я не могу иначе", "Носики-курносики", "Во всем мне хочется дойти до самой сути", "Я деревенская", "Серебряные свадьбы", "Поговори со мною, мама", "Мой милый, если б не было войны". Коллеги Толкуновой сходятся на том, что сейчас невозможно представить эти песни, спетые чьим-то чужим голосом: певица создала свою неповторимую манеру исполнения - задушевную, откровенную, очень лирическую, очень женственную. Благодаря этой манере советская песня Толкуновой никогда не была советской в полном смысле слова, и певица с законным на то основанием говорила: "Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни".

Во второй половине 1980-х Толкунова создала на государственной основе свой собственный музыкальный театр. Среди спектаклей, которые были поставлены театром на сцене ГЦКЗ "Россия", - опера "Русские женщины" по поэме Некрасова и стихам Пушкина и Кольцова.

Заслуги певицы не раз отмечались государством: в 1987 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР, также она награждена орденами Дружбы и Почета. Тем не менее, в последние годы Толкунова фактически пропала с экрана телевизора. "Это связано с деньгами. У меня нет таких денег, чтобы платить за то, чтобы появиться на экране. Это же бешеные деньги, а кланяться спонсорам я не хочу, - объясняла она. - Те, кто хочет меня слышать и видеть, те меня видят и слышат. Концертов у меня столько же, сколько и раньше". И еще одно высказывание: "Мои песни - это не эмоции ниже спины. Это эмоции на уровне сердца, на уровне головного мозга".

Лейтмотив поздних интервью Толкуновой - тоска по высокой культуре. "Мне очень трудно понять, как при сегодняшней доступности литературы, при том, что лавки переполнены Цветаевой и Ахматовой, почему эти стихи не складываются в песни и никому не нужны?.. У людей при полных карманах денег обнищал дух. Раньше все было наоборот - Цветаеву или Ахматову было невозможно достать. Но люди были высоко духовны, они были готовы к слушанию и чтению таких стихов. А сейчас они не то что не готовы, они слушать даже этого не хотят. Раньше я пела баллады на стихи Гарсии Лорки. Кому они сейчас нужны?.."

Толкунова признавалась, что хотела бы жить в XIX веке. "По сути своей я все-таки из ХIХ столетия, там мне все близко. Когда я читаю великую прозу или окунаюсь в гениальную поэзию, когда открываю томик Пушкина, Тургенева, Достоевского, чувствую, что оттуда". На вопрос: "Тургеневская девушка?" - ответила: "Мне кажется, да". И еще: "Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса