Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В помощь школьнику. Биография радищева

Уже в девятом классе мы знакомимся с главным произведением Радищева - книгой «Путешествие из Петербурга в Москву». Конечно, понять в ней что-то в таком возрасте неимоверно сложно. Да и язык уже архаичен для нашего времени…

Биография и творчество Александра Радищева (1749-1802)

Первым русским Просветителем, несомненно, был . Вот почему одна из глав радищевского «Путешествия…» посвящена этой личности. Радищев был первым из русских писателей, кто обратился к внутреннему миру человека, что сближает его с сентименталистами. Его отличает невысокая степень религиозности. В 1790 году, воспользовавшись указом императрицы Екатерины II о возможности создания частной типографии, Радищев начинает собственную издательскую деятельность - по образцу Н.И.Новикова.

Годом раньше он уже издал «Житие Федора Васильевича Ушакова», посвященное памяти безвременно умершего университетского друга - в нарушение церковных канонов, но не подражая протопопу Аввакуму, написавшему еретическое собственное житие, по сути - автобиографию. «Путешествие из Петербурга в Москву» воспринимается современниками вначале в одном ряду с «Сентиментальным путешествием» английского писателя Лоренса Стерна - одного из родоначальников европейского сентиментализма. Жанр путешествия в европейской литературе возник еще в эпоху великих географических открытий.

Рассказывая о своих путешествиях в другие страны, авторы делились с современниками своими впечатлениями. Радищев повествует о своих переживаниях, о том, как они влияют на его поведение. Книга адресована другу Радищева - А.М.Кутузову. Книга Радищева, возможно, не вызвала бы такого ажиотажа, появись она годом ранее, в начале Великой французской буржуазной революции. А так - уже была напугана размахом революционного движения во Франции и начала «закручивать гайки» в своем Отечестве. В России впечатления от событий в Париже усугублялись еще и тем, что не так давно была подавлена пугачевщина.

Существует давняя традиция объявлять Радищева первым русским революционером из дворян. Однако революция - это коренной переворот общественной жизни, широкое движение народных масс. Ни о чем таком Радищев даже не упоминает. Он взывает к милосердию помещиков. Тем не менее, появился именной указ Екатерины, в котором книга объявлялась покушением на самые основы русского самодержавия. В устном общении Екатерина объявила Радищева «бунтовщиком хуже ». После заключения в крепость, допросов Шешковского и следствия, Радищев был приговорен к смертной казни.

Екатерина, по-прежнему разыгрывавшая из себя просвещенную государыню, конечно, не могла себе позволить утвердить смертный приговор Радищеву. Одно дело - Пугачев, совсем другое - директор Петербургской таможни (должность, которую занимал Радищев). И это при том, что виновным себя Радищев не признал. Он утверждал, что его не так поняли. Радищев отправляется в Сибирь до окончания царствования Екатерины. Император Павел вернул Радищева из ссылки, а при его сыне - - Радищев уже возвращен в Петербург, призван для реформаторской деятельности, исправлять российские законы и приводить их в соответствие с европейскими. Деятельность эта оказалась недолгой.

Непосредственный начальник Радищева граф Завадовский недвусмысленно намекнул Радищеву на возможность новой ссылки. Всегда отличавшийся тонкостью душевной организации Радищев воспринял слова Завадовского слишком близко к сердцу и, вернувшись домой, принял яд. На листе бумаги перед этим его рука вывела слова: «Потомство за меня отомстит».

  • Пушкин, всегда живо интересовавшийся личностью и творчеством Радищева, написал собственную оду «Вольность» явно в подражание старшему коллеге. В его наследии имеется и незаконченная статья «Путешествие из Москвы в Петербург». «Вослед Радищеву восславил я свободу» - вариант строки из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Александр Радищев (1749—1802)

Александр Николаевич Радищев родился в Москве в дворянской семье. Детство провел в имении отца, селе Верх-нее Аблязиво Кузнецкого уезда (ныне Пензенская обл.). «Начальное образование души» Радищев получил у своих же крепостных — няни Прасковьи Клементьевны и дядь-ки Петра Мамонтова, который обучил его грамоте.

С 1756 г. Радищев живет в Москве в доме дяди М. Ф. Аргамакова, вместе с детьми которого занимается у преподава-телей гимназии и Московского университета. В 1762 г., не закончив курса наук, Радищев был определен в Петербург-ский пажеский корпус, а с 1766 по 1771 гг. учился на юриди-ческом факультете Лейпцигского университета. По возвраще-нии в Петербург (осенью 1771 г.) он был определен чинов-ником в первый департамент Сената. Первое литературное вы-ступление Радищева — перевод книги Мабли «Размышле-ния о греческой истории...», который он сопроводил своими весьма вольнолюбивыми примечаниями (1773).

В 1773 — 1775 гг. Радищев служил в штабе 9-й Финлянд-ской дивизии в качестве дивизионного прокурора (обер-аудитора). Разбор дел беглых рекрутов раскрыл ему жизнь кре-постного крестьянина, злоупотребления помещиков, преступ-ные действия властей, их безнаказанность, бесправие обре-ченных на четверть века солдатчины. Служба в армии по-зволила Радищеву также ознакомиться с манифестами крестьянского «царя Петра III» — Емельяна Пугачева. Пос-ле разгрома восстания Радищев поступил на службу в коммерц-коллегию, президентом которой был граф А. Р. Ворон-цов, ставший вскоре другом и покровителем Радищева. В 1780 г. Радищев создает главные свои произведения, но печатает их только в конце десятилетия: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782; издано в 1790 г.), посвященное открытию в Петербур-ге памятника Петру I; оду. «Вольность» (1783) — первое действительно антимонархическое произведение в литера-туре, направленное против существующего в России соци-ального и политического уклада (частично было опублико-вано в «Путешествии из Петербурга в Москву »). В 1789 г. Радищев установил связи с «Обществом друзей словесных наук» и напечатал в декабре того же года в журнале обще-ства «Беседующий гражданин» статью «Беседа о том, что есть сын отечества».

В том же году вышло из печати «Житие Федора Василь-евича Ушакова». Во второй половине 1780-х гг. Радищев ра-ботает над «Путешествием из Петербурга в Москву». Роман был напечатан в маленькой домашней типографии в количестве 650 экземпляров весной 1790 г. Все эти произведения были изданы анонимно. 30 июня 1790 г. Радищева арестова-ли и посадили в Петропавловскую крепость. Он был приго-ворен к смертной казни, но в последний момент Екатерина помиловала писателя, повелев сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в сибирский острог Илимск. Там Радищев написал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (издан в 1809 г.) и некоторые другие произведения. После смерти Екатерины в 1796 г. император Павел разрешил Радищеву поселиться в имении Немцово под Москвой, однако за ним был установлен поли-цейский надзор. После возвращения из Сибири Радищев пишет «Песнь историческую», поэму «Бова» и ряд стихо-творений. Лишь при Александре I Радищеву было позволе-но вернуться в Петербург. Более того, юный император назна-чил Радищева в Комиссию составления законов, поручив ему разработку законодательных реформ. Однако весьма ради-кальные и в то же время утопические проекты Радищева у других членов Комиссии не вызывали ничего, кроме раздра-жения. Радищеву даже пригрозили новой ссылкой. Осознав всю тщетность и бесплодность своей гражданственной и пат-риотической деятельности, разочарованный и лишенный на-дежды, Радищев 11 сентября 1802 г. принял яд.

Ни один автор XVIII века не был так проникнут идеей отрицания, как А. Н. Радищев. Он стремился критически осмыслить все без исключения сферы общественной жизни. Устранение частных недостатков не могло его удовлетво-рить, он хотел изменить мир в целом.

«Нововводитель в душе», по меткому определению А. С. Пушкина, Радищев и к литературе подходил не с таки-ми требованиями, как большинство его современников. Ав-тор знаменитого «Путешествия» признается читателю, что написать книгу его побудила мысль: «Возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных». Не-обычайно острое сознание ответственности за «благодействие себе подобных» определяет существенные черты не только прозы Радищева, но и его поэзии.

При том что поэзия была для Радищева одним из спосо-бов пропаганды гражданских идей, он безусловно понимал и ценил специфику поэзии как искусства — «чародейства изразительной гармонии».

Смелый экспериментатор, Радищев стремился по-новому использовать распространенные поэтические жанры. Он пы-тался обогатить русскую поэзию новыми размерами, выступая не только с собственными практическими опытами, но и с теоретическими статьями, посвященными стихосложению («Памятник дактило-хореическому витязю»). Почти все сти-хотворения Радищева, созданные в период 1780 —начала 1800 гг., были опубликованы лишь посмертно, в Собрании сочинений 1807 —1811 гг.

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро.

Будешь проклято во век, в век удивлением всех.

Крови — в твоей колыбели, припевание — громы сраженьев;

Ах, омочено в крови ты ниспадаешь во гроб.

О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь

Истину, вольность и свет, ясно созвездье во век.

(«Осьмнадцатое столетие»)

Поэты, группировавшиеся вокруг «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», деятельно под-держали традиции Радищева. Его стихи, так же как и сам автор, представлялись творцам начала XIX в. воплощением подлинного гражданского мужества и героизма.

А.Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял "существо социальных противоречий", рассмотрел "дух самой истории, прежде всего народных движений" и перешел к "созданию концепции революционно развивающейся действительности".
В.Г. Базанов

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов). Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: "Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его [человека] трогают. Не доводи его токмо до крайности", "Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие".

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника ("Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего"). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду "Вольность", воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в "Житии Ф.В. Ушакова". Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло "Путешествие из Петербурга в Москву" – произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав "Путешествия из Петербурга в Москву", чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей. Он считал, что изменения должны начинаться с "низов", именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит "паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз".

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета. Главным героем "Путешествия из Петербурга в Москву" он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение "сельским Нимфам" перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в. присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором. То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

Александр Радищев прожил сравнительно недолгую жизнь - родился в 1749 (31 августа), а умер в 1802 (12 сентября). Он был первым ребенком в богатой дворянской семье - дед его Афанасий Прокопьевич был крупным землевладельцем.

Счастливое детство

Детские годы прошли в имении отца в Немцово, селе, относящемся к Боровскому уезду Калужской губернии. Семья была дружной, родители - прекрасно образованными людьми. Отец, владеющий несколькими языками, в том числе и латынью, сам занимался с сыном.

Мальчик был любимцем матери. Как это было заведено в дворянских семьях, его обучали на дому - русский язык дети познавали по богослужебным книгам - псалтырю и часослову, для изучения иностранных языков, преимущественно французского, приглашались гувернеры. Маленькому Александру не повезло - под видом преподавателя французского языка к ним нанялся беглый солдат.

Азы прекрасного образования

В 1755 году открывается Московский университет, и Александр Радищев отправляется в Москву, к родному дяде матери господину Аргамакову, родной брат которого занимал в то время пост директора (в 1755-1757 годах). И это давало право детям Аргомаковых и Саше Радищеву на дому получать знания под руководством профессоров и преподавателей гимназии при университете. В возрасте 13 лет Александр Радищев был пожалован в пажи при восхождении на престол в 1762 году Екатерины II, и направлен для дальнейшего обучения в Пажеский корпус - на ту пору самое престижное учебное заведение Российской Империи, в котором он учился с 1762 по 1766 годы.

Университетские годы

Он был богат, происходил из старинной дворянской семьи, а самое главное, хорошо учился и был очень старателен. Поэтому, когда Екатерина решила отправить за границу группу молодых дворян из 12 человек, в числе которых было и 6 пажей, то одним из первых в этот список попал Александр Радищев. В Лейпциг он поехал обучаться юридическому праву.

Однако кроме обязательных наук и глубокого изучения языков студентам разрешалось добавочно знакомиться и с другими науками. А. Н. Радищев дополнительными занятиями выбрал медицину и химию, в которых, как и в языках, очень преуспел. Пять лет, проведенные в Лейпциге, были наполнены учебой, и благодаря этому А. Н. Радищев становится одним из самых образованных людей своего времени, и не только в России. Там же, за границей он начинает писать. Неизгладимое впечатление в эти годы на него произвела дружба с Ушаковым, который был несколько старше, мудрее и образованнее Александра, и смерть этого друга. В память о нем Радищев Александр Николаевич написал произведение, которое так и называлось «Житие Федора Васильевича Ушакова».

Годы жизни в России после возвращения

По возвращении на родину в 1771 году А. Н. Радищев вместе со своим другом М. Кутузовым поступает на службу в петербургский Сенат, где они не проработали долго по ряду причин. Из-за границы Радищев возвращается вольнодумцем. В 1773 году он поступает юридическим советником в штаб Финляндской дивизии, находящейся в Санкт-Петербурге, откуда вышел в отставку в 1775 году. Это было время пугачевского бунта и его подавления. В эти годы Радищев Александр Николаевич выполнил несколько переводов, в том числе и «Размышления о греческой истории» Бонно де Мабли. Постепенно Радищев становится одним из самых убежденных и последовательных людей, считающих главным злом России самодержавие и крепостничество. После выхода в отставку А. Н. Радищев женился на сестре друга, с которым учился в Лейпциге. В 1777 году он поступает в Петербургскую таможню, в которой трудится до 1790 года и дослуживается до поста ее директора. Здесь он подружился с графом А. Р. Воронцовым, который будет поддерживать русского философа и мыслителя даже в сибирской ссылке.

Главное произведение жизни

Еще в 1771 году увидели свет первые отрывки из главного произведения, которое написал Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» отдельными главами публиковалось в петербургском журнале «Живописец». В 80-90-е годы XVIII века в Европе наблюдался необыкновенно большой общественный подъем, революции сначала в США, затем во Франции следовали одна за другой.

Воспользовавшись благоприятным климатом для продвижения идей свободы, Радищев заводит у себя дома типографию (на теперешней улице Марата), и в мае 1790 года отпечатывает 650 экземпляров книги. Ранее таким же способом было издано «Письмо к другу». Кому не знакома фраза «Да это бунтовщик, хуже Пугачева!», произнесенная Екатериной II по прочтении этого произведения. Как следствие из нее, А. Н. Радищев был посажен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни. Затем «милостивая» императрица заменила ее на 10-летнюю ссылку в Сибирь с лишением дворянского титула, всех орденов, регалий и состояния.

Книга-обличитель

Книги опального автора подлежали уничтожению. Но экземпляры, выпущенные Радищевым, быстро раскупались, с них было сделано очень много копий, что позволило А. С. Пушкину констатировать факт: «Радищев - рабства враг - цензуры избежал!». А может быть, великий русский поэт имел в виду тот факт, что цензор, полистав книгу, решил, что это путеводитель по городам, так как в ней перечисляются населенные пункты, расположенные вдоль тракта. Даже до наших дней дошли 70 подобных списков.

Затем в 1888 году было получено разрешение на выпуск 100 экземпляров этой книги, якобы исключительно для знатоков и любителей русской словесности. Чем же так возмутила книга просвещенную императрицу? В романе описаны ужасы крепостничества, неимоверно тяжелый быт крестьян, кроме того, книга содержит прямые обличения царизма. Написанная хорошим языком, она полна остроумных едких замечаний, и не оставляет равнодушным никого. В нее были включены «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Да и не было до этого таких обличений самодержавия.

Неисправимый жизнелюб

Радищев, произведения которого, стихи, философские трактаты, оды, в том числе «Вольность», с этих пор сжигали и перемалывали на бумажных фабриках, сидел в Илимском остроге. Но и здесь он по поручению занимался изучением быта коренных жителей Сибири, торговых путей в северные районы необъятной страны и возможности торговли с Китаем. Он был здесь даже по-своему счастлив. В остроге написано им много замечательных произведений, и туда к нему (а он уже был вдовцом) приехала его свояченица, чтобы скрасить в ссылке его одиночество. Взошедший на престол Павел I, ненавидевший мать, вернул опального философа, но без права выезда из родового гнезда в Немцове. Александр I не только дал А. Н. Радищеву полную свободу, но и привлек его к работе в Комиссии по составлению законов.

Самоубийство или смертельная невнимательность

Ссылка не изменила воззрений писателя и, принимая участие в составлении законов, Александр которого полна стычек с власть предержащими, написал «Проект либерального уложения». В нем высказывались мысли о равенстве всех перед законом, о необходимости свободы слова и печати, и прочие «вольные мысли», которые так возмутили Председателя комиссии графа П. В. Завадского, что он пригрозил автору очередной ссылкой в Сибирь.

То ли отповедь была уничижительной, то ли нервы у мыслителя окончательно сдали, а здоровье было сильно подорвано, то ли он что-то очень страшное пережил в ссылке, но А. Н. Радищев, придя домой, отравился, приняв яду. Очень печальная история. Правда, существует и другая версия, которая свидетельствует о крепости духа величайшего человека своего времени - он не собирался кончать жизнь самоубийством, а по ошибке выпил, чтобы успокоиться, стоящий на виду стакан водки. А это была «царская водка», убийственная для человека, приготовленная и оставленная старшим сыном писателя для реставрации старых эполет. Совсем печальная история.

Хороший и великий человек

В своей деятельности А. Н. Радищев был озабочен и вопросами воспитания. Его считают основоположником русской революционной этики и эстетики, а также педагогики. Наряду с серьезными исследованиями, философскими трактатами, грозными обличениями царизма и крепостничества Радищев, стихи которого полны любви к людям и природе, писал и детские песенки, составлял веселые стишки-загадки, придумывал разные игры и конкурсы.

То есть, человек очень любил жизнь, но хотел, чтобы она была справедлива ко всем людям, чтобы в России не было унижающего человека крепостничества. Прекрасную статью о А. Н. Радищеве написал А. С. Пушкин.

А.Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял "существо социальных противоречий", рассмотрел "дух самой истории, прежде всего народных движений" и перешел к "созданию концепции революционно развивающейся действительности".
В.Г. Базанов

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов). Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: "Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его [человека] трогают. Не доводи его токмо до крайности", "Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие".

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника ("Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего"). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду "Вольность", воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в "Житии Ф.В. Ушакова". Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло "Путешествие из Петербурга в Москву" – произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав "Путешествия из Петербурга в Москву", чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей. Он считал, что изменения должны начинаться с "низов", именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит "паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз".

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета. Главным героем "Путешествия из Петербурга в Москву" он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение "сельским Нимфам" перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в. присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором. То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса