Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каком стиле писал радищев. Биография радищева кратко самое главное

Александр Николаевич Радищев - русский писатель, поэт, философ - появился на свет 31 августа (20 августа по ст. ст.) 1749 г. в Москве, был сыном крупного землевладельца-помещика. Именно в его подмосковном имении, с. Немцово, прошло детство Радищева; некоторое время он жил в Верхнем Аблязове. Домашнее образование, полученное мальчиком, было прекрасным, а в Москве, где он оказался в 7-летнем возрасте, Саша имел возможность заниматься с детьми родного дяди А.М. Аргамакова, который несколько лет был директором недавно открытого Московского университета. Здесь с Александром и его двоюродными братьями занимались профессора и преподаватели из гимназии при университете, а лично мальчиком занимался гувернер-француз, спасавшийся от преследования своего правительства бывший советник парламента. Поэтому, не посещая учебного заведения, будущий знаменитый писатель, вероятнее всего, прошел если не всю программу гимназического курса, то, по крайней мере, частично.

В 13-летнем возрасте Радищев становится воспитанником привилегированного учебного заведения - Пажеского корпуса, где он учился до 1766 г., после чего оказался среди 13 молодых дворян, которых отправили в Лейпцигский университет учиться на юриста. Помимо права, Радищев занимался литературой, медициной, естественными науками, изучил несколько иностранных языков. Мировоззрение молодого Радищева во многом формировалось под влиянием трудов Гельвеция и других французских просветителей-энциклопедистов.

По возвращении в Петербург в 1771 г. Радищева назначили работать в сенат протоколистом. На протяжении 1773-1775 гг. он служил в штабе Финляндской дивизии обер-аудитором, благодаря чему имел возможность узнать не понаслышке о лозунгах, провозглашенных Пугачевым (как раз шло его восстание), познакомиться с приказами военного ведомства, делами солдат и т.д., что наложило заметный отпечаток на его идейное развитие. Вскоре он вышел в отставку, хотя и относился к своим обязанностям добросовестно.

С 1777 г. Радищев служит в Коммерц-колегии, возглавляемой А. Воронцовым, негативно относившимся к политике Екатерины II. Либеральный чиновник сделал его своим приближенным, и в 1780 г. благодаря его рекомендации Радищев стал работать в Петербургской таможне; будучи государственным служащим, он в 80-ых гг. поддерживал просветителей Новикова , Кречетова, Фонвизина . Параллельно Радищев выступает как писатель: так, в 1770 г. появляется его философская статья «Слово о Ломоносове », в 1783 г. - ода «Вольность». Радищев являлся членом организованного в 1784 г. в Санкт-Петербурге «Общества друзей словесных наук», в которое входили бывшие студенты университета.

С 1790 г. Радищев работал директором таможни, в конце 90-ых гг. увидело свет главное произведение в творческой биографии Радищева - философско-публицистическая повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», обличавшая существовавшую в то время социально-политическую систему крепостничества, сочувственно изображавшая жизнь простого народа. Книгу сразу конфисковали, а спустя 3 недели после ее опубликования было начато следствие под личным контролем самой императрицы. Вошли в историю слова Екатерины II о том, что Радищев - бунтовщик хуже Пугачева. Автор крамольной книги был приговорен к смертной казни, но по велению императрицы наказание было заменено 10 годами ссылки в далекий острог в Сибири.

В годы ссылки Радищев не бездействовал: исполняя поручения А. Воронцова, занимался изучением экономики края, народных промыслов, крестьянского быта. Также им был написан ряд произведений, в частности, философская работа «О человеке, о его смертности и бессмертии». Занявший престол Павел I в 1796 г. выдал разрешение Радищеву под строгим полицейским надзором жить в Немцово, собственном имении. Истинную свободу он приобрел только при Александре I.

В марте 1801 г. этот император привлек Радищева к работе комиссии по составлению законов, однако и на новой должности Радищев предлагал отменить крепостное право, сословные привилегии. Возглавлявший работу комиссии граф Завадовский поставил зарвавшегося служащего на место, намекнув ему о новой ссылке. Находясь в сильном душевном смятении, Радищев 24 сентября (12 сентября по ст. ст.) 1802 г. принял яд и лишил себя жизни. Существуют и другие версии его смерти: туберкулез и несчастный случай, связанный с тем, что писатель по ошибке выпил стакан царской водки. Где находится могила Александра Николаевича, неизвестно.

Русский революционер, писатель, философ-материалист, родился 20(31). VIII.1749 г. в Москве в богатой дворянской семье; умер 12(24).IX.1802 г. в Петербурге.

Детские годы провел в подмосковном имении отца селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове (Пензенской губернии).

Начальное образование Александр Николаевич Радищев получил дома, под руководством отца. Грамоте научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. Запомнилась на всю жизнь нянюшка Прасковья Клементьевна.

С 1756 он живет в Москве, в семье родственника М. Ф. Аргамакова, с детьми которого занимается на дому с преподавателями и профессорами недавно открытого первого русского университета (1755).

В 1762, после переворота, на престол вступила Екатерина II . Во время коронационных празднеств в Москве в том же году Александр Николаевич вместе с другими дворянскими юношами был определен в Пажеский корпус. До 1766 он прожил в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце.

Желая заполнить судебные учреждения образованными юристами, Екатерина решила отправить в Лейпцигский университет наиболее отличившихся пажей. Радищев вместе со своим товарищем Алексеем Кутузовым оказался в их числе.

С 1766-71 учеба в Лейпцигском университете. Там, Радищев занимался не только на юридическом факультете, но изучал литературу, естественные науки, медицину. Университет дал ему отличные знания, помог овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками.

Но жили русские студенты в чудовищных условиях, под надзором начальника русской колонии невежественного, жадного и деспотического майора Бокума.

Студенты, «доведенные до крайности», подняли бунт, во главе которого стал старший по возрасту студент Федор Ушаков. Ненавистник рабства, свободолюбец, Ушаков делал блестящую карьеру в Петербурге . Но, увлеченный философией, он бросил службу и вместе с молодыми людьми уехал в Лейпциг. Человек большого самобытного ума и таланта, твердой воли и непреклонного чувства, он завоевал уважение и любовь своих товарищей, заняв место идейного вождя в русской колонии. Бунт против Бокума дал свои результаты: улучшились условия жизни, студенты стали чувствовать себя свободнее и «с того времени жили... почти как ему (Бокуму) неподвластные». Радищев же сделал важный вывод для себя: насилию, неправде, самодержавному гнету надо противиться. Только сопротивляясь, только бесстрашно борясь против деспотической власти, человек может добиться победы и сохранить себя как личность, отстоять свою свободу и достоинство.

Живя в Лейпциге, русские студенты не теряли связей с родиной. Они внимательно следили за работой Комиссии по составлению «Нового уложения» (законов), которая заседала с 1767. Демократические депутаты, споря с дворянскими идеологами, ставили вопрос об ограничении прав помещиков, о смягчении рабства. Они читали сочинения первых русских просветителей - Я.Козельского («Философические предложения»), сатирический журнал Н. Новикова «Трутень», в котором обличались помещики-крепостники, защищались крепостные крестьяне, развертывалась смелая полемика Н. Новикова с самой Екатериной - автором статей в журналов «Всякая всячина».

Помимо посещения лекций в университете, русские студенты приобретали широкие знания в домашних занятиях, которые проходили под руководством Ушакова. Он считал, что нельзя ограничиваться науками, преподававшимися в университете. Изучая философию, он стремился «иметь понятие и о других частях учености». Так началось знакомство с философией и литературой французского Просвещения, с сочинениями Руссо и Гельвеция, Мабли и Дидро. На этих занятиях, по словам Радищева, он начинал «учиться мыслить». Жизнь его в Лейпциге проходила в напряженном идейном развитии, в активной подготовке к исполнению своего долга по возвращении на родину. Накануне окончания срока обучения ему суждено было пережить большое горе: умер его друг и «учитель, по крайней мере в твердости» - Ф. Ушаков.

В конце ноября 1771 Радищев со своими друзьями - Кутузовым и Рубановским - вернулся в Россию. В декабре они уже были назначены протоколистами в сенат. В обязанности протоколиста входило составление экстрактов (краткого извлечения) всех разбиравшихся там дел по челобитным (жалобам) и подготовка проектов решений.

Работа эта требовала знания юриспруденции и русского законодательства. В свое время он, по обязанности пажа бывая во дворце, видел екатерининское правление с его парадной стороны. Теперь сенат открыл ему крепостную Россию с черного хода - без прикрас, какой она была в действительности: с деспотизмом помещиков, бесправием крестьян, с безнаказанными действиями крупных чиновников государства, бравших взятки, обворовывавших казну, торговавших интересами отечества. Служба в сенате - учреждении, призванном следить за исполнением законов,- убеждала его, что искать правду в самодержавном государстве - дело безнадежное.

Первым общественным выступлением Радищева Александра Николаевича был перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», в которой французский просветитель, прославляя гражданские добродетели и демократический характер государственных учреждений древней Греции, нападал на тиранов. Материалы истории перекликались с современностью, позволяли под покровом истории осуждать монархическую власть. Этим и воспользовался Радищев. Его намерение с особой силой и откровенностью проявилось в примечаниях, которыми он снабдил переводимую книгу. Так в число русских просветителей вошел новый деятель.

С мая 1773-75 он работал в штабе финляндской дивизии. Служба в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора), знакомство с делами беглых рекрутов раскрыли Радищеву жизнь крепостного крестьянства, злоупотребления помещиков при продаже рекрутов, преступные действия правительства. Военная служба помогла ему следить за ходом крестьянского восстания, читать приказы военной коллегии, знакомиться с манифестами Пугачева, в которых были высказаны надежды и требования народа. Восстание Пугачева явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева Александра Николаевича. Русская действительность, социальные противоречия эпохи, вылившиеся в могучую крестьянскую войну против своих угнетателей, довершили его воспитание.

Впервые с такой потрясающей очевидностью раскрылась для него ненависть крестьян к своим поработителям.

Впервые он увидел великую энергию народа в общественном движении, его умение создавать свою армию, узнал о выдвинувшихся «из среды народный» замечательных руководителях восстания, военачальниках, во главе с Пугачевым одержавших победы над прославленными генералами. Все это послужило мощным толчком для теоретической работы Радищева, определило демократизм его убеждений.

Именно после крестьянского восстания 1773 - 75 коренные вопросы социального и политического развития отечества стали в центре внимания Радищева А.Н.. Он настойчиво стал изучать жизнь народа, его художественное творчество, проявляя особый интерес к многочисленным и постоянным в крепостническом государстве «бунтам, к расправам крестьян со своими помещиками-мучителями.

В 1775 уйдя в отставку, Радищев Александр Николаевич женился на племяннице своего университетского товарища - Анне Васильевне Рубановской.

В 1777 он вернулся на службу, поступив в Коммерц-коллегию, руководителем которой был гр. А. Р. Воронцов, либеральный вельможа, настроенный оппозиционно к Екатерине II. Огромные знания Радищева, его честность и принципиальность в исполнении своего служебного долга были замечены и высоко оценены Воронцовым. Он приблизил к себе Радищева, между ними возникли дружеские отношения.

Десять лет служил Радищев в таможне в должности помощника Даля.

С 1780-х гг. начинается новый этап развития Радищева - его произведения проникаются революционной мыслью. В своих сочинениях он будет выступать как революционер. Годы, проведённые в Петербурге, были годами напряженной работы - служебной и литературной. Много времени отнимала семья.

В 1780 Радищев написал «Слово о Ломоносове» (опубл. в 1790), в котором дал высокую оценку замечательному русскому деятелю - ученому и поэту, «исторгнутому из среды народныя».

В 1782 - «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе (знаменитый Медный всадник). В облике Петра Радищев увидел могучую личность великого преобразователя, русского «плотника», «обновившего Россию». В то же время он подчеркнул и второй лик Петра - «властного самодержца», который, укрепляя русское помещичье государство, «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества».

В 1783 после непродолжительной болезни умерла жена Радищева, оставив ему четверых маленьких детей - трех сыновей и дочь. Приходилось заниматься воспитанием детей и всеми домашними делами. К счастью, в лице сестры жены, Елизаветы Васильевны Рубановской, самоотверженной девушки, он нашел верного и доброго помощника.

В то же десятилетие внимание всего мира привлекли события за океаном - там тринадцать английских колоний подняли восстание против колониального владычества королевской Англии и образовали новую республику - Соединенные Штаты Америки: Радищев А.Н. с огромным интересом следил за вооруженной борьбой народа за свою свободу.

В 1783 американская революция победила. Ее опыт подтверждал правильность складывавшейся у Радищева теории, что уничтожить рабство, угнетение может только сам народ, которому свойственно и высшее творчество - революция.

Служба в Коммерц-коллегии, а потом в таможне не могли его удовлетворить. Он стремился к деятельности на благо страждущего в оковах народа. Какой же могла быть эта деятельность? Работа французских и русских просветителей помогала Радищеву определить свой путь.

Он принимает решение выступить единым фронтом с просветителями и передовыми писателями, избрав для этого писательскую деятельность, рассматривая свободное слово как сильное оружие в борьбе. Предстояло написать правду о политическом строе России, о положении народа, о деспотизме екатерининского правления, о революции, которая одна только может преобразовать отечество на началах вольности. Радищев А.Н. определил свое понимание роли писателя: он не только патриот (какими были Ломоносов и Державин), но и революционер, «прорицатель вольности» и потому активный политический деятель, вождь освободительного движения.

В 1783 Радищев закончил оду «Вольность» - первое революционное стихотворение в России. В ней Радищев приветствовал победивший американский народ, славил его революцию. Ода - произведение огромного философского и политического содержания, в ней была изложена теория народной революции. Создавая оду, пробуя свои силы в поэзии, писатель должен был «вдаваться в области неизведанные», прокладывать пути русскому революционному стихотворству. Он избрал жанр оды, который получил широкое распространение в европейском и русском классицизме. В одах раскрывалась высокая, торжественная тема, причем, как правило, высокое определялось тем, что было посвящено богу и царю. Радищев же написал революционную оду, в которой, воспевая свободу, отстаивал право народа судить и казнить царя-злодея. Александр Николаевич создает новое представление о высоком - это стремление человека к свободе, ко всему прекрасному. Ода начинается гимном вольности.

Она «бесценный дар» человека, «источник всех великих дел». Что же является «препоной свободе»? Законы, создаваемые самодержавием и освящаемые церковью, согласно которым у народа отняли вольность и утвердили рабство. Значит, народ имеет право вернуть отнятую у него свободу, выступить против монарха.

Ода завершается вдохновенным пророчеством о будущей победе русской революции.

Историзм помог ему понять, что в современных ему условиях победа еще невозможна.

Ода Радищева «Вольность» глубоко лирична, она воссоздает духовный облик автора - первого русского революционера. Небывалым предстал нравственный мир личности, избравшей для себя жребий «прорицателя вольности». Ненавистник рабства, он мечтал - и это была мечта о революции в России, о «дне, избраннейшем всех дней».

В 1784 из бывших воспитанников Московского университета, определившихся после окончания обучения на службу в столицу, в Петербурге было создано «Общество друзей словесных наук». Кроме бывших студентов, в него входили молодые чиновники, а позже - молодые офицеры. В это общество вступил Радищев А.Н., желая установить тесные связи с передовой молодежью и мечтая подчинить целям революционной пропаганды журнал общества - «Беседующий гражданин». В журнале печатались статьи, получившие общее одобрение всех его членов. На одном из собраний он прочитал статью «Беседа о том, что есть сын отечества», проникнутую «вольностью духа» (опубл. в 1789). Писатель доказывал, что свободного по рождению человека преступно превращать в «тяглый скот». Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек.

Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба.

В 1787 Радищев закончил автобиографическую повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (опубл. в 1789), посвященную воспоминаниям о годах, проведенных в Лейпцигском университете. Повесть рисовала образ положительного героя - человека и гражданина, готового к борьбе за свободу своего народа.

С середины 80-х гг. Радищев А.Н. приступил к работе над главным своим сочинением - «Путешествием из Петербурга в Москву», в котором мужественный писатель ставил коренные проблемы русской революции. Книга отличалась необыкновенной широтой охвата явлений русской действительности XVIII в. и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Жанр путешествия, при котором возможно описание самых различных сторон жизни, Александр Николаевич использовал для освещения вопросов экономики и права, политики и религии, войны и мира, морали, семейных отношений, положения женщины, воспитания детей, вопросов культуры (школа, цензура, печать) и другого.

Вся книга пронизана, с одной стороны, страстной любовью автора к русскому закрепощенному крестьянину и, с другой - ненавистью революционера к помещикам- крепостникам, «алчным зверям и пиявицам ненасытным», ко всему самодержавно- крепостническому строю. Главными героями книги стали народ, движущая сила будущей революции, и передовой дворянин, от имени которого ведется рассказ, порывающий со своим классом и становящийся в ряды «прорицательной вольности», деятелей революции. Книга должна была «отнять завесу с очей» тех, кто «взирал непрямо на окружающие его предметы», должна была открыть истину, раскрыть заблуждения, научить понимать «истинное блаженство».

Весной 1789 «Путешествие» было отдано в цензуру. Цензор по небрежности дал разрешение печатать книгу, не прочитав ее. Для того чтобы издать революционное сочинение, Радищеву пришлось завести у себя в доме маленькую типографию, где с помощью своих друзей он и напечатал ее в количестве 650 экз.

В апреле 1790 он официально был назначен директором столичной таможни.

А в мае 1790 уже продавалось в книжной лавке Зотова в Гостином дворе «Путешествие». Слух о выходе революционного сочинения быстро распространился по столице. Дошел он и до Екатерины II. Секретарь императрицы Храповицкий записал в дневнике: «Говорено о книге «Путешествие от Петербурга до Москвы»...

Открывается подозрение на Радищева...Сказывать изволили, что он бунтовщик, хуже Пугачева». После ареста книгопродавца Зотова писатель уничтожил нераспроданные экземпляры книги. 30 июня 1790 Радищева по приказу Екатерины был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

В июле 1790 сенат приговорил его к смертной казни «посредством отсечения головы». Екатерина - возможно, из опасений потерять в Европе репутацию просвещенной императрицы - повелела сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в далекий сибирский острог - Илимск.

8 сентября его, закованного в кандалы, отправили в Сибирь. Императрица, проявляя «милость», была уверена, что он не вынесет тяжелого пути и погибнет, еще не доехав до места ссылки. Так бы оно и случилось, если бы не вмешался вельможа Воронцов. Он потребовал от Екатерины, чтобы она приказала снять с осужденного кандалы.

Затем, используя свои связи с губернаторами и свое влияние, он послал вслед за Радищевым специальных курьеров с письмами к тем губернаторам, через чьи губернии должен был ехать ссыльный. В письмах он просил оказать ему личную услугу и облегчить осужденному Радищеву Александру Николаевичу условия тяжелой дороги. Желая заручиться поддержкой могущественного вельможи, губернаторы выполнили его просьбы, снабдили Радищева всем необходимым для дальнего и трудного пути. В далеком Тобольске он задержался на полгода. Туда же к нему прибыла Елизавета Васильевна Рубановская с его двумя младшими детьми.

Мужественная девушка, полюбив Александра Николаевича, решила последовать в Сибирь за дорогим ей человеком, чтобы быть вместе с ним, чтобы облегчить его участь и скрасить его жизнь в ссылке.

Ни следствие, ни суд, ни ссылка не сломили могучий дух революционера. Живя в Илимске, он ищет и находит способы и пути к многообразной деятельности. В центре всех занятий Радищева в Илимске была работа над философским сочинением «О человеке, о его смертности и бессмертии», за которое он принялся уже на двенадцатый день своей илимской жизни. В нем основной философский вопрос - об отношении сознания к природе - Радищев А.Н. решал как материалист. Он указывал, что мозг является материальным органом мысли.

Здесь же он развивал тезис о познаваемости мира человеком, категорически отвергая учение о врожденных идеях. Развивая идею изменения природы, вскрывая влияние окружающей среды на развитие организма, Радищев, однако, оставался метафизическим материалистом. Он писал: «Шествие природы есть тихо, неприметно и постепенно».

Он не только освоил достижения материализма и естественных наук XVIII в., но и внес в теоретическую разработку проблем материализма революционную идею, которая отличает его от материализма французских энциклопедистов, бывших сторонниками мирных способов социальных преобразований.

Смерть Екатерины в ноябре 1796 избавила Александра Николаевича от сибирской ссылки. Новый император Павел разрешил ему покинуть Илимск и поселиться в подмосковном имении его отца Немцове, где он должен был жить под строжайшим полицейским надзором. Радость возвращения в родные края была омрачена новым несчастьем: по дороге простудилась и после тяжёлой болезни умерла подруга Елизавета Васильевна. В Немцово он прибыл с маленькими детьми.

Только в 1801 он получил полную свободу, когда на престол вступил Александр I . Вернувшись в Петербург, Радищев много работает, пишет поэтические и прозаические сочинения, встречается с новыми общественными деятелями - просветителями, литераторами. Указом нового царя он назначается в Комиссию по составлению законов и активно занимается составлением проектов законодательных реформ. До нас дошли три юридических сочинения Радищева:

«О законоположении»,

«Проект гражданского уложения».

«Проект для разделения уложения Российского».

Программа Радищева, сформулированная им в 1802 в законодательных сочинениях, включала требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, уничтожения чудовищного произвола властей, отмены телесных наказаний. И в период либеральных обещаний Александра I писатель подвергался травле в Комиссии по составлению законов за вольнолюбивые «особые мнения» по казусным (спорным) делам («О ценах за людей убиенных», «О праве подсудимых отводить судей и выбирать себе защитника»). Председатель комиссии гр. П. В. Завадовский заявил Радищеву, что если он не смирится, то его ждет новая сибирская ссылка. Понимая невозможность осуществления своих идеалов, Радищев А.Н. в ответ на угрозы и преследования покончил жизнь самоубийством.

Главной книгой Радищева, делом его жизни, революционной энциклопедией русского Просвещения, было «Путешествие из Петербурга в Москву». Пушкин называл его «сатирическим воззванием к возмущению». Выдвинув идею народной революции, Р. изобразил народ в своем «Путешествии» так, как он еще никогда не изображался ни в русской, ни в мировой литературе. До Радищева народ не был героем искусства. Для классицизма жизнь крепостного крестьянства - «низкая» тема, поэтому писатели-классицисты изображали не народ, а отдельного крестьянина, да и то как сатирический персонаж - в комедии или басне. Новое искусство - сентиментализм - разрушало сословный принцип и учило ценить любого человека, вне зависимости от его происхождения и положения.

Но своим героем оно сделало не народ, а представителя третьего сословия, чаще всего мелкого буржуа, человека, делающего карьеру или отстаивающего свое семейное счастье. В русской литературе первое изображение крепостного мы встречаем у Новикова в «Трутне» (1769). В соответствии со своими просветительскими убеждениями он протестовал против крепостного права, показывал униженную рабством и ужасающей нищетой жизнь, взывал к чувству, к человеколюбию, к жалости дворян. Отсюда и характер изображения крепостного: несчастный Филатка лишь скорбно плачется на свою судьбу, он не протестует, но молит барина быть милостивым отцом своих крепостных.

Радищев , писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги, совершив тем самым переворот в литературе. Его открытие состояло в том, что, изображая русских крестьян, людей, отягощенных рабством, низведенных крепостничеством на положение «пленников в отечестве своем», он героизировал их, видя в каждом мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Мы чувствуем в «Путешествии» в каждом русском крепостном будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает потенциальная судьба свободного человека. Радищев писал так о русском народе потому, что верил и понимал, что именно ему предстоит решить судьбу русского государства, обновить отечество.

Образ бурлака открывает галерею крестьян «Путешествия». Утверждая свою веру в народ, Радищев дерзко бросает вызов дворянству и самодержцу, заявляя: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской». В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином. Писатель подчеркивает: как ни чудовищно положение крепостного, но его труд, даже безмерно тяжелый, спасает его и от голодной смерти, и от нравственной гибели. Несмотря на бедность, он полон достоинства и потому не плачется, а судит своего жестокого барина. В нем нет ни капли смирения и унижения.

Еще более характерна встреча путешественника с крестьянской девушкой Анютой в деревне Едрово. Несмотря на бедность, сиротство и рабское положение, она независима, горда, полна достоинства. Основа ее жизненного поведения, как и у крестьянина из Любани,- труд. По деревне о ней слава: «Какая мастерица плясать! всех за пояс заткнет, хоть бы кого... А как пойдет в поле жать... загляденье». Крестьянин из Любани, Анюта из Едрова - крепостные, сумевшие, несмотря на гнет рабства, сохранить в себе «величественные преимущества человека».

Встреченный в Городне рекрут - крепостной интеллигент; волею «человеколюбивого помещика» он получил образование, и в нем оказались разбуженными дремавшие силы, таланты и способности. Главное в нравственном облике образованного крепостного - рост самосознания; он говорит о себе: Я «есмь человек, реем другим равный».

Он «тверд в мыслях» и ненавидит «робость духа». Разбуженное в нем человеческое достоинство делает его активным и смелым. Как истинно русский человек, он терпелив, но до предела. Он грозно предупреждает своего мучителя: «не доводи до отчаяния души», «страшись!». Рядом с образом крепостного интеллигента - образ Ломоносова, сына холмогорского рыбака («Слово о Ломоносове»). Крепостной интеллигент - только возможность, Ломоносов - свершение. Ломоносов - великий деятель русской национальной культуры - неопровержимое свидетельство талантливости русского трудового народа, его огромных потенциальных сил, его способности к величайшему созидательному творчеству.

С еще большей силой новаторство Александра Николаевича Радищева проявилось в созданном им коллективном образе народа. Крестьяне даны Р. в действии, в наивысший момент своей жизни - в момент, когда они совершали справедливое отмщение своим мучителям и поработителям. Впервые мы сталкиваемся с народом в действии в главе «Зайцево», где крестьяне, доведенные до крайности помещиком, обрушили на него свое мщение. В главе «Хотилов» прямо говорится о Пугачевском восстании, которое подняло десятки тысяч крестьян и сделало из них мужественных воинов, одушевленных желанием «освободиться от своих властителей». Создавая образ русского народа, писатель использовал народнопоэтические мотивы, в особенности русскую песню. Он был убежден, что песня, обнаруживая «образование души нашего народа», раскрывает его характер. Герцен отлично понял это, сказав, что в песне автор «Путешествия» нашел «ключ к таинствам народа». Новаторство Радищева как писателя тесно связано с его революционными убеждениями.

Создав первую революционную оду - «Вольность», он утверждал пафос борьбы за свободу человека как основное содержание гражданской поэзии, тем самым надолго определив поэтический словарь русской вольнолюбивой лирики - декабристов, Пушкина, Лермонтова, Огарева. При внешнем сходстве книги Радищева А.Н. с жанром сентиментального путешествия она не может быть отнесена к литературному направлению сентиментализма. Пафос «Путешествия» Радищева не в изображении внутреннего мира автора, а в создании реальной картины действительности, правдивых, социально заостренных портретов крестьян и крепостников.

Исторический подход к обществу, понимание социальной обусловленности человека позволили Радищеву создавать типические характеры. Своим творчеством он способствовал победе реализма в русской литературе.

Александр Николаевич Радищев в своем знаменитом произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" впервые в русской литературе правдиво рассказал о бесчеловечном отношении помещиков к своим крепостным крестьянам, о бесправии народа и творимом над ним насилии. Писатель показал картину бунта крепостных крестьян, доведенных до отчаяния. За это ему пришлось дорого заплатить - суровой ссылкой в Сибирь... Обо всем этом и других фактах из биографии А. Н. Радищева вы сможете узнать в данной публикации.

Происхождение Радищева

Начнем с представления нашего героя. Николаевич - известный русский писатель, приверженец "просветительной философии". Биография Радищева начинается 31 августа 1749 года (по старому стилю - 20 августа). Именно тогда появился на свет Александр Николаевич. Радищев Афанасий Прокопьевич, дед будущего писателя, был одним из потешных Петра. Он дослужился до чина бригадира. Своему сыну Николаю Афанасий Петрович дал хорошее воспитание. Николай Афанасьевич Радищев был саратовским помещиком. А Фекла Степановна, мать Александра, была из семьи Аргамаковых, старинного дворянского рода. Старшим сыном ее был Александр Радищев. Биография и творчество великого писателя прославили эту фамилию.

Обучение в Вернем Аблязове и в Москве

Имение отца было расположено в Верхнем Аблязове. Александр выучился русской грамоте по псалтырю и часослову. Когда ему исполнилось 6 лет, к нему приставили француза, однако выбор учителя оказался неудачным. Как узнали впоследствии, этот француз был беглым солдатом. Отец принял решение отправить в Москву своего сына. Здесь он был поручен заботам француза-гувернера, который раньше был советником руанского парламента, однако ему пришлось бежать от преследований Людовика XV.

Александра в 1756 году отдали в дворянскую гимназию, находившуюся при Московском университете. Шесть лет продолжалось обучение в ней. В Москве в сентябре 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Многие дворяне были повышены в чинах по этому случаю. Биография Радищева была отмечена важным для него событием 25 ноября: Александр Николаевич был пожалован в пажи.

Как Радищев попал за границу

Он приехал в Петербург в январе 1764 года и обучался в пажеском корпусе до 1766 г. Когда Екатерина решила отправить для научных занятий в Лейпциг 12 молодых дворян, в числе которых - 6 пажей, отличившихся успехами в учении и поведении, одним из счастливчиков стал и Радищев. Когда студентов отправляли за границу, Екатерина II лично написала инструкцию относительно того, чем им следует заниматься. Значительные средства были назначены на их содержание - сначала по 800 рублей, а с 1769 года - по тысяче в год на каждого.

Жизнь в Лейпциге

Однако майор Бокум, приставленный в качестве воспитателя к дворянам, утаивал значительные суммы в свою пользу, поэтому студенты нуждались. Радищев, биография которого нас интересует, рассказал о своем пребывании за границей в "Житии Ф.В. Ушакова". Довольно разнообразны были занятия молодых людей в Лейпциге. Они изучали философию, право, историю. Согласно инструкции Екатерины II, студенты по желанию могли заниматься и "прочими науками". Радищев выбрал химию и медицину. Он увлекся ими не просто как любитель, а очень серьезно. Александр Николаевич даже сдал экзамен на врача и впоследствии успешно занимался лечением. Одними из любимых его дел навсегда остались также занятия химией. Радищев хорошо знал различные языки (латинский, французский, немецкий). Позднее он выучил также итальянский и английский. Проведя в Лейпциге 5 лет, Радищев, как и его товарищи, позабыл русский язык. Поэтому он начал заниматься им по возвращении в Россию под руководством секретаря Екатерины Храповицкого.

Возвращение в Петербург, служба в Сенате

По окончании обучения Александр Николаевич стал очень образованным человеком, каких в то время было не много не только в нашей стране, но и в мире. В 1771 году Радищев вернулся в Петербург. Вскоре он поступил на службу протоколистом в Сенат. В чине титулярного советника Александр Николаевич недолго прослужил, поскольку мешало плохое знание родного языка, а также тяготило обращение начальства и товарищество приказных.

Служба в штабе Брюсова и в коммерц-коллегии, женитьба

Радищев решил поступить в штаб генерал-аншефа Брюсова, командовавшего в Петербурге. Он стал обер-аудитором. Александр Николаевич в 1775 году вышел в отставку, дослужившись до чина секунд-майора. Рубановский, один из товарищей его по Лейпцигу, познакомил Александра Радищева с семьей старшего брата. На Анне Васильевне, дочери последнего, и женился Александр Николаевич.

В 1778 году он вновь поступил на службу в камерц-коллегию на должность ассесора. В 1788 году Радищева перевели в петербургскую таможню. Он стал помощником управляющего, а затем и управляющим. Как в таможне, так и в камерц-коллегии Александр Радищев выделялся преданностью долгу, бескорыстием, серьезным отношением к своим обязанностям.

Первые литературные труды

Чтение и занятия русским языком привели его в итоге к собственным литературным пробам. В 1773 году Радищев опубликовал перевод сочинения Мабли, после чего стал составлять историю Сената России, однако уничтожил написанное.

Книга, принесшая роковую известность

Биография Радищева продолжается смертью его горячо любимой супруги. Она произошла в 1783 году. После этого Александр Николаевич решил погрузиться в литературную работу и найти в ней успокоение. Он напечатал в 1789 году "Житие Федора Васильевича Ушакова...". Радищев, воспользовавшись указом императрицы о вольных типографиях, завел у себя на дому собственную и выпустил в 1790 году главное свое сочинение под названием "Путешествие из Петербурга в Москву".

Сразу же начала быстро раскупаться эта книга. Смелые рассуждения Александра Николаевича о крепостном праве, а также других явлениях государственной и общественной жизни того времени обратили внимание самой Екатерины II, которой кто-то преподнес "Путешествие...".

Как цензура пропустила "Путешествие..."

Весьма любопытна биография Радищева. Интересные факты о нем многочисленны. Их нельзя уместить в формат одной статьи. Однако об одном из них непременно нужно упомянуть. Книга Радищева была выпущена с позволения управы благочиния, то есть установленной цензуры. Однако против автора все же было начато преследование. Как такое возможно? Дело в том, что "Путешествие..." прошло цензуру просто потому, что цензор подумал, что это путеводитель. Действительно, на первый взгляд может так показаться - главы произведения называются по местам и городам. Цензор посмотрел лишь содержание и не стал вникать в книгу.

Арест и приговор

Не сразу узнали о том, кто автор сочинения, поскольку его имя в книге не было указано. Однако после ареста купца Зотова, в магазине которого продавался труд Радищева, узнали, что именно Александр Николаевич написал злополучное произведение и издал его. Радищева арестовали, а его дело "препоручили" вести Шешковскому. Императрица забыла о том, что Александр Радищев учился "естественному праву" и за границей, и в пажеском корпусе, о том, что она сама дозволяла проповедовать и проповедовала лично принципы, о которых было сказано в "Путешествии". Екатерина II отнеслась к произведению Александра Николаевича с большим личным раздражением. Императрица лично составила вопросы Радищеву и руководила через Безбородко всем делом.

Александра Николаевича посадили в крепость, где его допрашивал Шешковский. Неоднократно заявлял о раскаянии, отказывался от написанной им книги Радищев. Краткая биография его, однако, не должна упустить тот факт, что в своих показаниях он часто обнаруживал те самые взгляды, которые приводились в его произведении. Наш герой надеялся выражением раскаяния смягчить наказание, угрожавшее ему. Однако не мог скрывать свои убеждения Радищев.

Краткая биография его дальнейших лет вполне закономерна. Ясно, что судьба Александра Николаевича была решена заранее. Его признали виновным уже в указе о предании суду. Было произведено краткое расследование уголовной палатой. Содержание его указано в письме Безбородко к графу Брюсу, главнокомандующему в Петербурге. Радищев был приговорен к смертной казни.

Смягчение участи

Переданный в Сенат, а потом и в Совет приговор был утвержден в двух этих инстанциях, после чего представлен императрице. 4 сентября 1790 года был выпущен именной указ, признававший Александра Николаевича виновным в преступлении должности подданного и присяги изданием этой книги. Вина Александра Радищева, как говорилось в нем, такая, что он заслуживает смертной казни. Однако по милосердию и в честь заключения мирного договора со Швецией столь суровое наказание было заменено ссылкой в Илимский острог, находившийся в Сибири. Ему следовало пробыть там 10 лет. Немедленно был приведен в исполнение этот указ.

Тяжелые годы ссылки

Тяжелое время пережил Александр Николаевич Радищев. Биография его отмечена нелегкими испытаниями сразу же после вынесения приговора. Арестованный летом писатель был увезен без теплой одежды из крепости. Видимо, Екатерина II надеялась, что Радищев, и без того тяжело переживающий свое заключение, по дороге погибнет. Известно, что отправил деньги тверскому губернатору для того, чтобы Александру Радищеву было куплено все необходимое для долгой дороги.

Александр Николаевич Радищев, биография которого продолжается в Илимском остроге, провел здесь почти 5 лет. Однако он не унывал. Радищев лечил местных жителей. Александр Николаевич прививал оспу детям, оборудовал у себя дома небольшую печь, где занялся обжигом посуды. И, безусловно, он продолжил свою литературную деятельность.

Всеобщее внимание привлекла к себе печальная судьба такого известного писателя, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его не должна упустить и того, что приговор, вынесенный ему, казался невероятным. Много раз в обществе возникали слухи о том, что Александр Николаевич прощен, что он скоро вернется из ссылки. Однако они не оправдывались.

Взаимоотношения с Е.В. Рубановской

В Сибирь к нему приехала Е.В. Рубановская, сестра его покойной жены, и привезла с собой младших детей (для получения образования старшие дети остались у родных). Радищев в Илимске сблизился с этой женщиной. Однако права обвенчаться они не имели. Это приравнивалось к кровосмешению и было нарушением церковных правил. В ссылке Елизавета Васильевна родила Радищеву троих детей. Она скончалась в 1797 году от простуды в Тобольске, при возвращении из ссылки. Однако подвиг этой женщины, которая предвосхитила декабристок, не только не был оценен современниками. Даже после смерти Елизаветы Васильевны их с Александром Николаевичем продолжали осуждать. Когда Радищев возвратился домой, Николай Афанасьевич, его слепой отец, отказался принять внуков. Он сказал, что жениться на свояченице немыслимо. Если бы Радищев выбрал крепостную девку, то он бы принял ее, а Елизавету Васильевну не может.

Возвращение домой

Вскоре после воцарения на престол император Павел вернул из Сибири такого важного общественного деятеля, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его дальнейших лет, однако, отмечена новыми трудностями. Указ о помиловании был составлен 23 ноября 1796 года. Александру Николаевичу было предписано жить в селе Немцове Калужской губернии, где находилось его имение. За перепиской и поведением Радищева было поручено наблюдать губернатору. Александр Николаевич после воцарения императора получил полную свободу. Его вызвали в Петербург. Здесь стал членом комиссии по составлению различных законов Александр его обрывается совсем неожиданно. Как же это произошло? Сейчас вы узнаете о том, как погиб А.Н. Радищев. Биография его завершается весьма необычно.

Смерть Радищева

Борн и Ильинский, современники Александра Николаевича, удостоверяют, что предание о его смерти верно. Согласно ему, Радищев подал проект о законодательных преобразованиях. В нем снова выдвигалось освобождение крестьян. Тогда граф Завадовский, секретарь комиссии, сделал Александру Николаевичу строгое внушение за его мысли, напомнив ему о былых его увлечениях. Завадовский даже упомянул о сибирской ссылке. Радищев, здоровье которого было сильно расстроено, а нервы разбиты, был до такой степени потрясен угрозами и выговором Завадского, что даже решил покончить с собой.

Александр Николаевич выпил яд. Он умер в больших мучениях. Радищев скончался в ночь на 12 сентября 1802 года. Похоронили Александра Николаевича на Волковом кладбище.

Запрет имени Радищева и реабилитация

Долго лежал запрет на имени такого великого писателя, как А.Н. Радищев. Краткая биография его интересует сегодня многих, однако после смерти имя его практически не появлялось в печати. Несколько статей об Александре Николаевиче были написаны вскоре после его кончины, а затем в литературе почти исчезло его имя. Очень редко оно упоминалось. Лишь неполные и отрывочные данные приводились о Радищеве. Батюшков внес Александра Радищева в программу сочинения по словесности, составленную им. Только со 2-й половины 1850-х годов был снят запрет с имени Радищева. С этого времени в печати стало появляться множество статей о нем.

И по сей день исследователей привлекает биография Радищева. Краткое содержание его "Путешествия..." знают многие наши соотечественники. Все это говорит о бессмертии его как писателя.

Первые годы жизни писателя прошли в Немцове, затем семья перебралась в самое крупное свое имение - село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества. Его первыми воспитателями были дворовые слуги. От своего первого учителя крепостного дядьки, мальчик слышал предания о мстителе за народ - атамане казацкой вольницы Степане Разине . От крепостных слуг ребенок узнавал о жестоких нравах соседских помещиков, об их издевательствах над крестьянами. Эти рассказы рождали в душе мальчика ненависть к угнетателям народа. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. В семь лет отец повез Александра в Москву, в дом дяди, директора Московского университета Алексея Михайловича Аргамакова. Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения

Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии. Воспитанником этой гимназии стал и Александр Радищев: с 8 до 13 лет он учился в доме дяди по программе гимназического курса, бывал на экзаменах, гимназических и студенческих диспутах.

Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову , в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» . Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь» .

Памятник А. И. Радищеву в Москве на ул. В.Радищевская

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» известному Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии».

Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах и измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в сенат и затем в совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем. публикация все равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. Вместе с тем в Радищеве Пушкин видит хотя и «преступника», но, парадоксально, «честного человека» (honnête homme), «действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию», а в черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

Восприятие Радищева в XIX-XX вв.

Восприятие Радищева как «первого русского революционера» (Ленин), провозвестника революционной борьбы в России, отразилось уже в замечаниях Екатерины II на полях «Путешествия» и было канонизировано в радикально-демократическом дискурсе после публикации «Путешествия» в лондонской Вольной русской типографии А. И. Герцена (1858; до этого, в 1830-е-1850-е, имя Радищева было практически забыто). После революции 1917 года такое представление о Радищеве стало официальным, он рассматривался прежде всего как борец против крепостного права.

В 1930-1940-е годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное Полное собрание сочинений Радищева, где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические.

В 1950-1960-е годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Штром и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. И. Эйдельман и др.).

В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и др., подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, не сводимая к борьбе против крепостного права.

Адреса в Санкт-Петербурге

1775 - 30.06.1790 года - Грязная улица, 14.

Примечания

Библиография

  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - СПб.: б. и., 1790. - 453 с.
  • Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. - М.: В. М. Саблин, 1907. - 486 с.: п., То же Т. 2. - 632 с.: ил.
  • Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. - 501 с.: п. То же Т. 2 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. - 429 с.
  • Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И. А. Груздев, В. П. Друзин, А. М. Еголин [и др.]. - Л.: Сов. писатель, 1947. - 210 с.: п.
  • Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. - М.; Л.: Гослитиздат, 1949. - 855 с.: П, к.
  • Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.: п.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749-1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. - М.; Л.: Гослитиздат, 1950. - 251 с.: ил.
  • Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. [К 150-летию со дня смерти. 1802-1952] / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.: п.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / [Вступит. статья Д. Благого]. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.
  • Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. - М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) -- 400 с, ил. То же. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1978. - 511 с, ил.

Ссылки

  • Радищев, Александр Николаевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Вильк Е. А. «Чудище стозевно» и Тифон: «Путешествие…» А. Н. Радищева в контексте мистической литературы XVIII века // Новое литературное обозрение. - 2002. - N 3(55).- С. 151-173.
  • Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник? : «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева // Вопросы литературы. - 2006. - N 4. - С. 83-138.
  • Жизнь А. Н. Радищева Труды, наследие, музыкальная эстетика
  • Радищев, Александр Николаевич - Философские и социологические взгляды. Биография

Wikimedia Foundation . 2010 .

Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

А.Н.Радищев - это первый российский революционный писатель и поэт, философ и юрист.

В то время как молодой поэт служил Екатерине II, он ни чуть не забывал о литературе, по возможности читал произведения Иоанна Вишенского и Федора Грибоедова. Наблюдая за жизнью родной страны, по большей мере, обращал внимание на войны, битвы и путешествия, после чего, основываясь на увиденное, писал свои произведения.

Первый свой отрывок, в будущем из собственной книги "Путешествие из Петербурга в Москву", прислал журналу «Живописец» анонимно. Чуть позднее были напечатаны рассказы «Офицерские упражнения», «Дневник одной недели» и «Размышления о греческой истории». В своих произведениях А.Н.Радищев рассуждал о крепостном праве, писал о незаконной торговле людьми.

Правительство не оставило писателя без наказанным, Радищев был выслан в ссылку посмертно. В последние свои годы он успел написать трактат «О человеке, его смертности и бессмертии».

11 сентября Александр Николаевич кончает жизнь самоубийством, чувствую за собой вину перед народом. Вина заключалась в том, что он понимал и знал всю правду о высших слоях общества и не знал как защитить от этого ужаса своих "сородичей". Позднее выяснилось, что умерший оставил письмо, в котором было написано: "Потомство за меня отомстит!"

Биография Радищева для 9 класса

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) – русский писатель, философ, политический и литературный деятель.

Детство и юношество

Родился в семье зажиточного сельского помещика под Калугой. Отец его хоть и не служил, но был человеком образованным и владел несколькими языками, и свою тягу к знаниям передал сыну. Родители старались дать каждому из своих десяти детей достойное образование – и Радищев с ранних лет учился грамоте и языкам.

В 1855 году его отправляют в Москву, где он продолжает обучение под присмотром дяди своей матери. В возрасте 13 лет поступает в Пажеский корпус и отправляется в столицу. К сожалению, практически ничему, кроме умения деражть себя при дворе, в этом заведении обучить юношей не могли; к счастью, Радищеву выпадает возможность приобщиться к европейскому образованию – в числе двенадцати счастливчиков в 1766 году он отправляется слушать учебные курсы в Лейпцигском университете.

После университета

Вернувшись на родину в 1771 году Радищев некоторое время работал на мелкой должности в Сенате, затем перевёлся в штаб Главнокомандующего графа Брюса. Ненадолго оставив службу в 1775 году – для женитьбы – в 1776-ом он снова сменил должность и посвятил себя Коммерц-Коллегии.

Протрудившись там четыре года в статусе асессора, Радищев перешел в подчинение управляющего Петербургской таможней и сделался его ближайшим помощником. По долгу службы вынужденный постоянно общаться с англичанами, Александр Николаевич быстро выучил английский язык, что позволило ему познакомиться с оригиналами великих произведений литературы Великобритании. Еще через десять лет – в 1790 году – Радищев стал управляющим Петербургской таможни.

После «Путешествия из Петербурга в Москву»

Известнейшее произведение Радищева – очерк «Путешествие из Петербурга в Москву» - вышло в свет в том же 1790 году. После заключения под стражу и многочисленных допросов Александру Николаевичу был вынесен смертный приговор, заменённый по милости императрицы Екатерины Второй десятилетней ссылкой. Её цензурный запрет, наложенный на «Путешествие», был окончательно снят только в 1867 году. В ссылке в городе Илимске Радищев прожил в общем счёте пять лет (1792 – 1797).

Помилованный императором Павлом I, он вернулся домой – в усадьбу Немцово, принадлежавшую его семейству. Полную свободу ему даровал Александр I, сменивший Павла на престоле. В 1801 году в Петербурге Радищев был сделан членом Комиссии для составления законов. В течение следующих двух лет он работал над проектом законодательства, основанного на соблюдении всех естественных прав и свобод всех граждан государства.

Ходят слухи о том, что в Комиссии этот проект восприняли в штыки, намекнули Александру Николаевичу, что за него можно поплатиться свободой и угодить во вторую ссылку; после чего тот покончил жизнь самоубийством, отравившись азотной кислотой.

В историографии нет единого мнения о смерти Александра Николаевича Радищева – доподлинно известно, что он скончался 11-го сентября 1802 года, в скором времени был похоронен, но могила его до настоящего времени не сохранилась.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса