Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каком году русь приняла крещение. Крещение руси князем владимиром как феномен древнерусской истории

Кто крестил Русь?

Крещение Руси - это один из самых знаменательных фактов в истории Российского государства. Кто крестил Русь? Из школьного курса, наверное, каждый помнит о том, что человек крестивший Русь, - это князь Владимир. Давайте обратимся к истории.

Русь крестил князь Владимир Святославич. Он стал новгородским князем в 970 году, а захватил киевский престол в 978 году. В 988 году христианство было выбрано им в качестве религии Киевской Руси. Многое о крещении Руси написано в "Повести временых лет". Согласно этому источнику, князь Владимир принял христианство от Константинопольской Церкви. Многие историки говорят о том, что сам Владимир был крещен в 978 году. Интересен тот факт, что в византийской литературе событие крещения Руси осталось практически незамеченным. В каком году крестили Русь? Согласно "Повести временых лет" крещение состоялось в 988 году, хотя греки утверждают, что оно было на целое столетие раньше. Крещение Руси произошло в тот момент, когда раскол между двумя церквями, а именно между Западной и Восточной, еще до конца не произошел. Однако, уже к тому времени это отделение друг от друга угадывалось в вероучениях и отношениях церковных и светских властей.

Значение крещения для Руси

Согласно литературному источнику "Повесть временых лет", Русь была крещена в 6496 году от "сотворения мира". Принятие христианства на Руси не могло не отразиться в культурной жизни людей того времени. Это событие повлияло на ход истории радикально. Получили большое развитие и толчок вперед живопись и зодчество. В жизни русских людей постепенно привносились античные традиции из Византии. Одно из самых важных событий того времени - это распространение кириллической письменности и книжных традиций. Только после крещения Руси появились первые памятники древнерусской литературы.

Без сомнения, можно утверждать, что крещение Руси в корне поменяло весь мир. Дело в том, что христианство получило развитие на огромной территории Восточной Европы. Это не могло не сказаться на судьбе всего человечества и мира в целом.

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт - князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

  • Сварог
  • Жив и Жива
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года


Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю. Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Была языческая страна. Многие летописцы описывают, что в те времена русские были дикими и жестокими. В борьбе с нуждой, зверями и природными стихиями шли в ход все методы. Бесконечные войны заливали кровью землю, храбрость русских богатырей была злодейской, как пишет Карамзин в своих историографиях. Продолжалось это до тех пор, пока не появилось христианство на Руси. Оно в корне изменило жизнь людей, их поведение и отношение к окружающей действительности.

Конечно, произошло это не сразу, изменения происходили в течение долгих лет, постепенно меняя мировоззрение людей. Поначалу существовало еще язычество и христианство на Руси пробивало себе дорогу далеко не семимильными шагами. Этому способствовало то, что люди мало знали о новой вере, многих крестили помимо их воли, насильно, и языческие корни еще долго давали знать о себе. Чтобы обуздать грубый эгоизм, властолюбие и честолюбие в русском человеке, понадобились долгие годы и много усилий было приложено для изменения сознания людей.

Многие задают вопрос - а кто ввел христианство на Руси? Как случилось, что языческая Русь стала Началось все в далекие годы середины 10 века. Правила тогда, после смерти своего мужа на Руси Она первая и крестившись в Византии. Что привело ее к этому - промысел Божий или государственные планы, до сих пор остается тайной, известной лишь Богу. Вернувшись из Константинополя, Ольга начала склонять пойти по ее пути сына своего, Святослава. Но князь был закоренелым язычником, любил проводить время в сражениях и пирушках, ему никак не подходила смиренная роль христианина.

Но понемногу Ольга делала свое дело, страстно желая ввести христианство на Руси. Но страна тогда еще не была готова к смене религии, тем более, что приняв ее от Византии, Русь попадала в зависимость от нее. Тем временем князь Святослав постепенно превращал Киев в центр Руси, международный престиж города все возрастал. К середине 10 века Русь становится могучим государством, объединившим в себе все племена в единое целое. Не хватало только новой, единой религии, которая повела бы народ совсем по другому пути. Нужна была политическая реформа, которую завершил внебрачный сын Святослава - Владимир.

Еще с детства Владимир присматривался к новой вере, которую привезла с собой из Византии его бабушка, княгиня Ольга. Придя к власти после смерти Святослава, Владимир, обладавший единой центральной властью, принимает решение о крещении Руси. Этот акт имел большое международное значение, так как, отказавшись от язычества, Русь становилась в один ряд с другими развитыми странами. Так появилось христианство на Руси. Это сыграло немаловажную роль в развитии культуры под воздействием Византии, упрочило позиции Киевского государства и власть киевского князя в том числе.

Сам Владимир тоже менялся под воздействием новой веры. Если в начале пути это был жестокий человек, любитель женщин и пьяных застолий, то став христианином, князь на себе первом стал применять постулаты новой религии. Он отпустил всех жен, оставив при себе только одну, показав тем самым пример отказа от многоженства своим подданным. Затем уничтожил всех идолов, напоминающих о языческих временах. Характер Владимира стал меняться в сторону благодушия, князь сделался менее жестоким. Но все же, видимо, не посетило его в полной мере рождение свыше, поэтому пьяные пиры продолжались, разве что посвящались они теперь

Христианство на Руси постепенно завоевывало все больше последователей. Кирилл и Мефодий создали кириллицу, на славянский язык стали переводится церковные книги. Монастыри становились центром книгоиздания, создавались богадельни для нищих и нуждающихся. Церкви учили доброму отношению к окружающим людям, милосердию и смирению. Вера осуждала грубое отношение к подневольным людям, постепенно смягчались жестокие нравы, как отголоски язычества. Прекращались кровопролития, даже злодеев не всегда решались наказывать, боясь гнева Господня. Строились храмы, и люди имели возможность ходить в церкви и учиться слову Божию. Так Русь постепенно превращалась в добропорядочную христианскую страну.

Крещение Владимира. Фреска В.М. Васнецова, Владимирский собор в Киеве

Крещение Руси

Крещение Руси

Крещение Руси - процесс принятия и распространения христианства в Великом Княжестве Русском, .

Ключевое событие - массовое крещение в 988 году жителей Киева, а впоследствии и других городов государства князем Владимиром I Святославичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси.

Утверждение христианства на Руси - длительный сложный процесс, которыый растянулся во времени на много веков, пройдя несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских идей и ценностей в языческую среду, борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси, противостояния языческого общества новой идеологии.

Первой правительницей Руси, официально принявшей христианство, стала вдова князя Игоря, княгиня Ольга. Во время ее пребывания в 957 г. в Константинополе было приложено немало усилий, чтобы добыть высший государственный титул "дочери" императора, для чего Ольга частно (скорее всего - в Киеве, в 955 г.) принимает крещение. В своейм свите Ольга имела пресвитера Григория, о чем подробно повествует Константин Багрянородный. По возвращении из Константинополя княгиня начинает проводить линию на ограничение влияния язычества в государстве, разрушив "требища бесовские" и построив деревянную церковь святой Софии. Однако меры Ольги не дали желаемых результатов.

Во-первых, не получив политических преимуществ от Византии, она повернула свой взгляд на Запад, пригласив священнослужителей из немецкого королевства. По свидетельству немецких хронистов, послы княгини Ольги в 959 г. "просили посвятить для сего народа епископа и священников". В ответ было прислано на Русь посольство во главе с епископом Адальбертом. Однако уже в 962 г. он вернулся ни с чем.

Во-вторых, попытки сохранить собственную самобытность между Западом и Востоком приводили к тому, что в киево-русском обществе периодически происходила реставрация язычества. Деятельность Ольги не находила поддержки и понимания в ее ближайшем окружении. Даже сын Святослав, несмотря на уговоры матери, отказывается от принятия христианства, но его сыновья Ярополк и Олег, вероятно, уже были христианами.

Продолжить дело своей бабушки - крестить Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией - смог лишь князь Владимир Великий. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Владимир ради их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются шесть разноплеменных богов - Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргла, Мокош. Но чуть позже Владимир, убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужна новая вера, решил принять христианство и окрестить весь свой народ.

Крещение состоялось во времена ослабления внутриполитического положения в Византийской империи. Во второй половине 80-х гг Х в. начинается крайне опасное антиправительственное восстание на Востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержанное населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться к Киеву с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это тот должен отдать за Владимира свою сестру Анну и способствовать крещению населения Киевского государства. При этом Владимир сначала получил отказ, и только захват византийской колонии Херсонес (Корсунь) заставил Византию заключить эту сделку.

Войско Владимира разгромило мятежников в Византии, а летом 988 г. великий князь Владимир Святославович был крещен в церкви св. Иакова в Херсонесе и женился на Анне. В конце лета он со своей новой женой вернулся в Киев и приказал всем принять новую веру. Крещение киевлян, по летописи, происходило на р. Почайне, притоке Днепра.

По преданию, Владимир в первый после крещения день приказал сбрасывать идолов, рубить и жечь. Статую Перуна привязали к хвосту коня и тащили к Днепру - двенадцать человек били его железом. Бросили фигуру в реку и князь приказал: "Как где пристанет, отбивайте его от берега, только когда перейдет пороги - тогда оставьте его". И Перун поплыл Днепром и задержался далеко за порогами, в месте, которое называлось позднее Перунова галька. На местах, где стояли идолы богов, построили христианские церкви или божницы, как их порой называли.

После официального крещения киевлян в 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Христианизация Руси шла постепенно по водным путям, сначала его приняли большие поселения, позднее провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Главное сопротивление оказали служители языческого культа - "волхвы", влияние которых на южных землях Руси было незначительным. Зато на севере в Новгороде, Суздале, Белоозерье они подстрекали население к открытым выступлениям против христианских священников. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христианством (т.н. двоеверие).

Для нормирования церковной жизни в своем государстве Владимир издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства. Таким образом Владимир пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Во главе церкви стоял киевский митрополит. В крупных городах находились епископы, которые решали все церковные дела своих епархий. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами. Церковь имела собственные войско, суд и законодательство. Первым митрополитом, о котором существует упоминание в письменных источниках, был грек Теотемпт.

С принятием христианства на Руси распространилась письменность. Владимир закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а впоследствии и в других городах.

Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.

  • Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
  • Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
  • Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.

Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.

Крещение Аскольда и Дира

Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

Крещение княгини Ольги

Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.

Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.

Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.

Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.

Ярополк Святославович и его внешняя политика

В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.

Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства

Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.

Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

  • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
  • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
  • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

Как князь Владимир крестился…

Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.

Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.

В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.

Политические последствия крещения Руси. Что это дало?

Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).

  • Оно открыло для Руси новый мир.
  • Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
  • Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
  • Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций

Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?

Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.

С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались. Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением. Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса