Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В а астафьев краткая биография. Краткая биография виктора астафьева

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР - 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003). Член Союза писателей СССР.

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева (1899-1967) и Лидии Ильиничны Потылициной (1900-1931). Он был четвёртым ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за «вредительство». В 1931 году во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. Возвратившись домой, отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом.

Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что как железнодорожник, имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения (контузия) в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».

В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

Из наградного листа на медаль «За отвагу»

Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).Астафьев воспитывал также двух приёмных дочерей - Анастасию и Викторию.

С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР.

В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину - в Красноярск.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР.

В октябре 1990 года подписал «Римское обращение» (участников конф. «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?»).

5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Однако, по утверждению поэта Юрия Кублановского, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.

Скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.

Творчество

Важные темы творчества Астафьева - военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина - обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

По мнению маршала Дмитрия Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно, я бы сказал».

Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».

Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира.

Романы

  • «До будущей весны» (1953)
  • «Тают снега» (1958)
  • «Прокляты и убиты» (1995)

Повести

  • «Перевал» (1958)
  • «Стародуб» (1960)
  • «Звездопад» (1960-1973)
  • «Кража» (1966)
  • «Где-то гремит война» (1967)
  • «Последний поклон» (1968)
  • «Слякотная осень» (1970)
  • «Царь-рыба» (1976)
  • «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
  • «Печальный детектив» (1987)
  • «Так хочется жить» (1995)
  • «Обертон» (1995-1996)
  • «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
  • «Весёлый солдат» (1998)
  • «Васюткино озеро»
  • «Фотография, на которой меня нет»(1968)
  • «Стрижонок Скрип»
  • «Зачем я убил коростеля?»
  • «Бабушка с малиной»
  • «Гуси в полынье»

Современная пастораль

  • «Пастух и пастушка» (1967-1971-1989)
  • «Людочка» (1987)
  • «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)

Пьесы

  • «Прости меня» (1980)

Экранизации

  • 1977 - «Сюда не залетали чайки», реж. Булат Мансуров
  • 1979 - «Таёжная повесть», реж. Владимир Фетин
  • 1981 - «Звездопад», реж. Игорь Таланкин

Автор сценария

  • 1983 - «Дважды рождённый», реж. Аркадий Сиренко
  • 1986 - «Где-то гремит война», реж. Артур Войтецкий
  • До будущей весны: [Рассказы]. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1953. - 152 с.: ил.
  • Огоньки. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1955. - 98 с.
  • Васюткино озеро. - Молотов, 1956. - 48 с.
  • Дядя Кузя, куры, лиса и кот. - Пермь, 1957. - 32 с.
  • Тают снега: Роман. - Пермь: Кн. изд-во, 1958. - 307 с.: ил.
  • Тёплый дождь. - М.: Детгиз, 1958. - 96 с.
  • Перевал: Повесть / Ил. В. Жабский. - Свердловск: Кн. изд-во, 1959. - 135 с.: ил.
  • Сибиряк. - Пермь: Кн. изд-во, 1959 −1960. - 26 с.
  • Стародуб: Повесть и рассказы / Ил. А. Н. Тумбасова. - Пермь: Кн. изд-во, 1960. - 178 с., 1 л. ил.
  • Зорькина песня: Рассказы. - Пермь, 1960. - 116 с.
  • Кровь человеческая.- Свердловск, 1960. - 24 с.
  • Теплый дождь. - М.: Детгиз, 1960. - 96 с.
  • Дикий лук. - Пермь, 1961. - 40 с.
  • Рассказ о любви.- Пермь: Кн. изд-во, 1961. - 58 с.
  • Солдат и мать: Повесть и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1961. - 104 с.: ил. - (Корот. повести и рассказы).
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детгиз, 1961. - 64 с.
  • Васюткино озеро. - М.: Детгиз, 1962. - 96 с.
  • Звездопад: Повести. - М.: Мол. гвардия, 1962. - 336 с.
  • След человека. - Свердловск: Кн. изд-во, 1962. - 208 с.
  • Тают снега. - Пермь: Кн. изд-во, 1962. - 326 с.
  • Гуси в полынье. - Пермь, 1963. - 16 с.
  • Помню тебя, Любовь. - Пермь: Кн. изд-во, 1963. - 150 с.
  • Весенний остров: Рассказы. - Пермь: Кн. изд-во, 1964. - 264 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М.: Правда, 1964. - 48 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Свердловск, 1965. - 184 с.
  • Поросли окопы травой. - М.: Сов. Россия, 1965. - 174 с.:
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1965.- 16 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж: Центрально-Чернозем. кн. изд., 1968. - 200 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с
  • Кража. Где-то гремит война. - М.: Молодая гвардия, 1968. - 368 с.
  • Последний поклон. - Пермь: Кн. изд-во, 1968. - 260 с.
  • Синие сумерки. - М.: Сов. писатель, 1968. - 416 с.
  • Ясным ли днем. - М.: Правда, 1972. - 64 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - Пермь, 1969. - 52 с.
  • Повести. - М.: Сов. Россия, 1969. - 528 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1970. - 192 с.
  • Затеси: Книга коротких рассказов / Ил. Ю. В. Петрова. - М.: Сов. писатель, 1972. - 238 с.
  • Излучина: Рассказы / Ил. Б. Алимов. - М.: Современник, 1972. - 368 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.-669 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.- 669 с.: ил.
  • Ясным ли днём: Повести и рассказы / Вступ. ст. А. Михайлова. - Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972. - 256 с., 1 л. портр.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1972. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1972. - 192 с.
  • Тревожный сон. - М., 1972. - 92 с. (Б-чка журнала «Пограничник»)
  • Пастух и пастушка: Современная пастораль / Ил. В. Кадочников. - Пермь: Кн. изд-во, 1973. - 149 с.: ил.
  • Избранное: [Повести]. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 758 с.: ил.
  • Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка: Повести. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 753 с.: ил.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1974.- 32 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1975. - 624 с: ил.
  • Перевал: Повесть. - М.: Сов. Россия, 1975. - 135 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1975. - 192 с.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1976. - 445 с,: ил., 1 л.портр.
  • Мальчик в белой рубахе: Повести. - М.: Мол. гвардия,1977. - 591 с.
  • Повести/ Предисл. С. Залыгина. - М.: Сов. Россия, 1977. - 560 с., 1л. портр.
  • Повести; Рассказы; Затеси. Пермь: Кн. изд-во, 1977. - 463 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть/Ил. Ю. Боярский. - М.: Современник, 1978. - 639 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Худож. В. Бахтин. - Красноярск: Кн. изд-во, 1978. - 408 с.: ил.
  • Белогрудка. - М., Советская Россия, 1978. - 16 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - М.: Сов. писатель, 1980. - 400 с.
  • Последний поклон: Повесть. - Красноярск: Кн. изд-во, 1981. - 547 с.
  • Затеси: Миниатюры: Корот. рассказы / От авт., с. 5-10; ХУДОЖ. В. М. Харламов. - Красноярск: Кн.изд-во,1982. - 326 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1981. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж, 1981. - 82 с.
  • Бабушкин праздник. - М., Советская Россия, 1982. - 48 с.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1982. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть; Рассказы / Послесл. А. Хватова; Худож. Б. Непомнящий. - Л.: Лениздат, 1982. - 702 с.: ил., 1 л. портр.
  • Последний поклон: Повесть; - М., Известия, 1982. - 636 с.
  • Царь-рыба: Повествования в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1982. - 384 с.: ил.
  • Стародуб.- М.: Детская литература, 1982.- 64 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1982.- 32 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Малыш, 1982. - 22 с.
  • Ясным ли днём. - Иркутск, 1982. - 48 с.
  • Кража.- Красноярск, 1983. - 246 с.
  • Весенний остров. - М.: Малыш, 1983. - 18 с.
  • Зорькина песня.- М.: Малыш, 1983. - 10 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1983. - 288 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1983. - 384 с.: ил.
  • Звездопад: Повесть. - М.: Современник, 1984. - 80 с.
  • На далёкой северной вершине: Повести; Рассказы / Худож. Г. Краснов. - Красноярск: Кн. изд-во, 1984. - 455 с.: ил.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1984. - 680 с., 1 л. портр.
  • Повести и рассказы. - М.: Сов. писатель, 1984. - 688 с., портр.
  • Рассказы / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1984. - 577 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Нл. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1984. - 384 с.: ил.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1984. - 208 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Баку: Азериешр, 1985. - 470 с.
  • Последний поклон: Повесть / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Современник, 1985. - 543 с.: ил.
  • Всему свой час. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 254 с., ил., фотогр. - (Писатель - молодежь - жизнь).
  • Белогрудка: Рассказы. - М.: Детская литература, 1985. - 128 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986, 1987. - 460 с.: ил.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Рига: Лиесма, 1986. - 349 с.: ил.
  • Жизнь прожить: Роман, рассказы. - М.: Современник, 1986. - 317 с., 1 л. портр.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1985. - 10 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986. - 462 с.: ил.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1986. - 96 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Минск: Нар. асвета, 1987. - 367 с.
  • Печальный детектив. - М., Правда, 1986. - Кн. 1. - 64 с.; Кн.2. - 48 с. (Б-ка «Огонёк»)
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Петрозаводск: Карелия., 1986-368 с.
  • Царь-рыба. Повести. - Хабаровск, 1986. - 576 с.
  • Где-то гремит война. - М.: Современник, 1987. - 64 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 462 с.: ил.
  • Васюткино озеро. - Кишинев, 1987. - 64 с.
  • Печальный детектив. - М., 1987. - 80 с. (Б-чка журнала «Советская милиция»)
  • Печальный детектив. - М., Художественная литература, 1987. - 66 с. (Роман-газета).
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 480 с.
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 477 с.
  • Зрячий посох / Худож. Н. Абакумов. - М.: Современник, 1988. - 588 с.: ил.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1988. - 8 с.
  • Падение листа. - М.: Сов. писатель, 1988. - 512 с.
  • Перевал. Кража. - М., Детская литература, 1988. - 302 с.
  • Печальный детектив: Повести, роман, рассказы / [Худож. И. Кырму]. - Кишинев: Лит. артистикэ, 1988. - 671 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / [Вступ. ст. Н. Н. Яновского; Худож. В. А. Авдеев]. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1988. - 381, с., л. ил.
  • Царь-рыба. - Симферополь, Таврия, 1989-384 с.
  • Где лето с зимою встречаются. - М.: Малыш, 1989. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1989. - 352 с.
  • Кража; Зрячий посох: Повести / Худож. Ю. М. Павлов. - Кемерово: Кн. изд-во, 1989. - 479 с.: ил.
  • Пастух и пастушка / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 604 с., 1 л. портр.: ил.
  • Печальный детектив: Роман, рассказы, новеллы, очерк / Худож. Е. А. Галеркина. - Л.: Лениздат, 1989. - 366 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Мол. гвардия, 1989. - Т. 1-2. T.I, кн. 1,2.1989.333 с.: ил. Т. 2, кн. 2 (продолж.), 3.1989.430 с.: ил.
  • Царь-рыба. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - 368 с., л. портр.
  • Ясным ли днём: Сборник / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 668 с., л. портр.
  • Гуси в полынье. - М.: Малыш, 1990. - 24 с.
  • Кража. Последний поклон. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
  • Пастух и пастушка. - Иркутск, 1990. - 480 с.
  • Звездопад: Повести. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 554с.
  • Стародуб: Повести / Худож. Е. Яковлев. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 544 с.
  • Улыбка волчицы. - М.: Кн. палата, 1990. - 378 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1990. - 142 с.
  • Мною рождённый: Роман; Повести; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1991. - 606 с.
  • Печальный детектив: Роман; Зрячий посох: Повесть [Вступ. ст. Л. Вуколова, с. 5-22]. - М.: Профиздат, 1991. - 412. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 720 с. - 2500 экз.
  • Документальный фильм (2010, реж. Андрей Зайцев) «Виктор Астафьев. Весёлый солдат»
  • Евгений Ермолин Последние классики. М.: Совпадение, 2016.

Награды

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 апреля 1999) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
  • орден Дружбы Народов (25 апреля 1994) - за большой вклад в развитие отечественной литературы, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность
  • орден Отечественной войны I степени (1985) - как участник Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды .
  • ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)
  • орден Дружбы народов (1981) - к юбилею Союза писателей СССР
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
  • орден Красной Звезды (1944-45)
  • медаль «За отвагу» (1943)

Премии

  • Государственная премия СССР (1978) - за книгу «Царь-рыба»
  • Государственная премия СССР (1991) - за роман «Зрячий посох» (1988)
  • Государственная премия РСФСР имени
    • На родине писателя, в селе Овсянка, работает Библиотека-музей В. П. Астафьева, а при ней Центр изучения и распространения творчества великого земляка. Он ведёт работу по сохранению, исследованию и популяризации наследия писателя, сотрудничая с библиотеками, музеями, учебными заведениями, издательствами, журналистами, исследователями, деятелями литературы и искусства. Сюда приезжают почитатели таланта Астафьева.
    • 29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области. Дом-музей Астафьева есть также в Чусовом.
    • 30 ноября 2006 года в Красноярске открыт памятник Астафьеву. Скульптор - Игорь Линевич-Яворский.
    • Литературный музей в Красноярске носит имя Астафьева.
    • В Перми на доме 84 по улице Ленина, где писатель жил и работал в 1960-х годах, в Вологде на улице Ленинградской, где жил Астафьев, на здании железнодорожного вокзала города Чусового установлены мемориальные доски.
    • Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осётра, рвущего сети - рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя - «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка с видом на протекающий внизу Енисей и на Овсянку. Автором проекта скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.
    • Именем Астафьева названы школы в Игарке, в Железногорске, в посёлке Подтёсово, красноярский лицей № 19 (бывшее ФЗО-1, которое окончил писатель), Красноярский государственный педагогический университет.
    • Имя Астафьева носит танкер (бывший «Ленанефть-2035»):.
    • В Новосибирске на Затулинском жилмассиве открыта библиотека имени В. П. Астафьева.

Виктор Астафьев краткая биография для детей поможет составить сообщение о писателе.

Виктор Петрович Астафьев краткая биография

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край). Он рано лишился матери (она утонула в Енисее), воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал…Мальчик оказался сиротой при живом отце, который после гибели жены вскоре завел другую семью и о сыне не заботился. Об этом писатель расскажет в повестях “Кража” и “Последний поклон”.

Незадолго до Великой Отечественной войны он окончит школу ФЗО, будет работать на железнодорожной станции, а осенью 1942 года уйдёт на фронт. Трижды раненный, контуженный, он всё же выживет, создаст семью. О тяжёлых послевоенных годах он расскажет в повести “Весёлый солдат”. В эти тяжёлые годы В.П.Астафьев с семьёй живёт на Урале – там легче было найти работу.

Первый рассказ «Гражданский человек» о судьбе связиста Моти Савинцева был напечатали в газете “Чусовской рабочий” в 1951 году. И с этого момента всю свою жизнь В.П.Астафьев посвятил литературе.

Основной темой творчества писателя была военная и деревенская проза. Одно из первых произведений было написано еще в школе в качестве сочинения. Затем он превратил его в рассказ «Васюткино озеро». Астафьев часто публиковался в журнале «Смена».

В 1953 году вышла в свет первая книга писателя «До будущей весны». С 1958 года Астафьев числился в Союзе писателей СССР. С 1959 года он учился в Москве, затем переехал в Пермь, а после в Вологду. С 1980 года обосновался в Красноярске. Около двух лет числился народным депутатом СССР.

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в крестьянской семье.

Отец - Пётр Павлович Астафьев. Мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931 . Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После окончания 6-го класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942 , работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.

После демобилизации в 1945 вместе с женой - впоследствии писательницей М.С. Корякиной - поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.

В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьев очень рано.

С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий»; публиковался в пермских газетах «Звезда», «Молодая гвардия», альманахе «Прикамье», журнал «Урал», «Знамя», «Молодая гвардия», «Смена». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 , за ним последовали книги для детей: «Огоньки» (1955 ), «Васюткино озеро» (1956 ), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957 ), «Теплый дождь» (1958 ).

В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега», написанный в традициях беллетристики 1950-х.

С 1958 Астафьев - член СП СССР; в 1959-1961 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести «Старо-дуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Посвященная Леониду Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека».

Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях - «Звездопад» (1960 ), «Кража» (1966 ), «Где-то гремит война» (1967 ), «Последний поклон» (1968 ; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 1930-е и в не менее жуткие 1940-е. Все эти герои, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 1960-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража».

Герой повести - Толя Мазов - из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Сцены детдомовской, «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг, неожиданно объединяющихся в сочувствии и доброте.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А. Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Творчество Астафьева в 1960-е было причислено критикой к т.н. «деревенской прозе», в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971 ; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Впервые в творчестве писателя появляется тема войны. Любовный сюжет (лейтенант Костяев - Люся) был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных.

Еще в самом начале 1970-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. Наиболее противоречивые отклики критики были посвящены жанру и композиции повести. Кольцевая композиция повести казалась жесткой, излишне рационалистической. Выдержанные в стиле народных плачей и причитаний «увертюра» и «финал» произведения, по мнению некоторых исследователей, «не совсем сопрягаются с сюжетно-конфликтной основой повести». Критиковали эту яркую, ставшую классической повесть Астафьева и за «бытовизм», и за «пацифизм», и за пасторальность, за «дегероизацию», за «романтического» «невоенного» героя, умирающего от любви.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972 ) - своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей.

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-1978 ) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 1930-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность - «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и честность. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1974 , рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» - повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» - о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 1930-х.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986 ), «Людочки» (1989 ), заключительных глав «Последнего поклона» (1992 ) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека.

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимается публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979 , о Сибири, куда вернулся в 1980 , составили сборники «Древнее, вечное...» (1980 ), «Посох памяти» (1980 ), «Всему свой час» (1985 ).

В 1988 опубликована книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова. По своим рассказам Астафьев создает драмы «Черемуха» (1977 ), «Прости меня» (1979 ), пишет киносценарий «Не убий» (1981 ).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992 ; Ч.2. 1994 ) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьев резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

В 1995 опубликована повесть Астафьева «Так хочется жить» о причудливой фронтовой судьбе и послевоенной жизни простого русского солдата Коляши Хахалина, а позднее повести «Обертон» (1996 ) и «Веселый солдат» (1998 ). Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. «Спасибо еще Всевышнему,- говорил Астафьев в одном из последних интервью, что память моя милосердна, в обычной жизни многое тяжелое и страшное стирается» (Литературная Россия. 2000. №4).

Краткая биография Астафьева Виктора Петровича Астафьев Виктор Петрович Известный русский писатель, наш современник Виктор Петрович Астафьев был рождён 1-ого мая 1924-ого года, в маленьком селе Овсянка Красноярского края, стоявшем на берегу реки Енисей. Мать будущего писателя погибла, когда ему было всего лишь семь лет. До конца своих дней Виктор Петрович так и не свыкнется с этой потерей. После гибели мамы лучшим другом Астафьева становится его бабушка – Екатерина Петровна. В село Игарка был выслан дед Виктора Петровича. Туда и переехала новая семья Астафьева – его отец нашёл себе новую жену. Но отношения маленького мальчика и мачехи были ужасными, она никогда его не любила. Ещё совсем маленький Астафьев уходит из семьи, он бродяжничает, а потом его забирают в детский дом. Астафьеву очень повезло, потому что одним из преподавателей в интернате оказывается поэт Игнатий Рождественский, который очень быстро подмечает в Викторе литературный талант. И именно он начинает развивать его в будущем писателе. Однажды учитель задаст ему написать сочинение – описание любимого озера Астафьева. Это сочинение будет опубликовано в журнале, а через несколько лет он напишет рассказ «Васюткино озеро», основанное на этом сочинении. После того, как Астафьев выпускается из детского дома, он, ещё совсем юный, устраивается на работу в станок Курейка. Он очень много работал, чтобы прокормить самого себя. Но при этом и копил средства для того, чтобы уехать в Красноярск. Именно так и поступает Виктор Петрович, собрав достаточно денег на билет. В Красноярске он продолжает получать образование, и позже устраивается на железную дорогу – на одну из станций под Красноярском. В 1942-ом году, когда уже второй год шла Великая Отечественная война, Астафьеву становится добровольцем, и спустя год начинает принимать участие в боевых сражениях. При этом он прошёл всю войну, был несколько раз ранен. За свои боевые заслуги он получит орден Красной звезды и несколько медалей – «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией». После войны Астафьев женится и уезжает в город Чусовой на постоянное проживание. Его жена – Мария Семёновна Корякина будет главной музой писателя. Через два года у них родится дочь, которая через пол года умрёт – время было очень голодное. В 1948-ом году Бог подарит им ещё одного ребёнка – девочку Ирину, а ещё через два года – мальчика Андрея. С 1951-ого года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать, и уже через два года будет напечатана его первая книга – сборник рассказов «До будущей весны». Уже в 1955-ом году он издаст второй сборник – «Огоньки». В основном рассказы были написаны для детей – наверное, самый известный – это рассказ «Конь с розовой гривой». Для взрослых же он писал роман «Тают снега». С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей, его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами. 29-ого ноября 2001-ого года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78-ом году жизни.

Писатель, орденоносец и детдомовец – хронологическая таблица Астафьева расскажет обо всех этих ипостасях автора множества военно-патриотических и деревенских произведений. Романы, повести и сборники рассказов писателя отличаются свежестью литературного языка и яркостью изображения действительности глазами “простого человека”. Будучи человеком нелегкой судьбы, Виктор Астафьев умел рассказать о таких же работягах, как он сам.

История его жизни невероятно интересна, необыкновенна и во многом очень трагична. Это подтвердит биография, в которой можно найти все основные даты жизни Астафьева. Подобный материал интересен как школьникам, так и всем, кому не чужда русская литература. Чтобы узнать о писателе много нового, достаточно зайти в соответствующий раздел нашего сайта и изучить его хронологическую таблицу.

1924 год, 1 мая – Родился в селе Овсянка, Красноярского края. Отец – Астафьев Петр Павлович (1901 г.рожд.). Мать – Потылицина Лидия Ильинична (1901 г.рожд.).Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Астафьеву было 7 лет. Окончил 6 классов в городе Игарка, где жил с отцом и мачехой.

1936-1937 – Беспризорник, потом детдомовец.

1941-1942 – Учится в Железнодорожной школе.

1942-1943 – Обучается в пехотном училище в Новосибирске.

1943 – Отправлен на передовую и до конца войны служит рядовым в пехотных частях;
получает тяжелое ранение, контузию;
награжден орденом "Красной Звезды" и медалью "За отвагу".

1945 – После госпиталя женится на М.С.Корякиной (участница Великой Отечественной войны, литератор, автор 12 книг, в том числе "Отец", "Пешком с войны", "Липа вековая") и вместе с семьей живет на Урале (г. Чусовой, с 1963 - Пермь), где работает подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком.

1951 – Публикация первого рассказа Астафьева – «Гражданский человек» – в газете «Чусовской рабочий».

1951-1955 – Астафьев – литературный сотрудник газеты «Чусовской рабочий». За четыре года работы в газете опубликовал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов.

1950-е – Издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953,«Огоньки», 1955; итоговый сборник «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958).

1958 – Становится членом Союза писателей СССР.

1959-1961 – Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького в Москве.

1968 Автобиографическая книга «Последний поклон» (над ней Астафьев работает с конца 1950-х гг. до начала 1990-х гг).

1971 – Повесть "Пастух и пастушка. Современная пастораль».

1976 – Роман «Царь-рыба» (Государственная премия, 1978)

1980 – Возвращается с Вологды в родные места, живет в Красноярске и селе Овсянка.

1979-1981 – В издательстве "Молодая гвардия" выходит собрание сочинений Астафьева в 4-х томах.

1989 – За выдающуюся писательскую деятельность Астафьеву присвоено звание Герой Социалистического Труда.

1989-1991 – Народный депутат СССР. Секретарь Союза писателей СССР (1991г.), вице-президент ассоциации писателей "Европейский форум";
почетный гражданин городов Игарка и Красноярск;
действительный член Международной Академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета.

1991 – За повесть "Зрячий посох" (1981) Астафьеву присуждена Государственная премия.

1992-1994 – Роман «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000
писатель заявил о прекращении работы над романом.

1998 – Повесть «Веселый солдат».

1999 – Астафьев награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Самые популярные материалы апреля для класса.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса