Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Условия жизни катерины после замужества. Образ катерины в драме "гроза"

После выхода в свет пьесы Островского «Гроза» жители некоторых городов Поволжья спорили о том, с каким из них были связаны события, изображённые драматургом. Однако Островский изобразил типичные характеры и картины русской жизни, не конкретизируя образы героев под определённые прототипы.

Вот шествует по бульвару Кабаниха в сопровождении дочери Варвары, сына Тихона и его жены Катерины. Все терпят обиды, нанесённые главой этого семейства. Все, кроме Катерины, которая мужественно отстаивает своё право на уважение. Молодая женщина не хочет никому угождать, а хочет любить и быть взаимно любимой. Этим она отличается от других персонажей пьесы.

Катерина в пьесе сравнивается с народно-поэтическим образом – птицей, которая является символом любви к свободе. Вот и Катерина, рассказывая Варваре о своей жизни у родителей, с восторгом говорит о вольной жизни, когда она была девушкой:

«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

Жизнь Катерины в семье Кабановых – это плач по погибшей молодой жизни. Но героиня – сильная и волевая натура, не желающая мириться с кабановскими порядками. Она не воет по безвольному, униженному матерью мужу, который уезжает по делам. Она тоскует по настоящей любви и поэтому без оглядки отдаётся своему чувству к Борису, так как понимает, что переломить себя она не сможет.

Но Катерина религиозна, кара за совершённый грех пугает героиню. Гроза надвигается не только на город Калинов. Гроза зарождается в сердце героини. Борис в последнем свидании повёл себя как зависимый от материальных обстоятельств человек, проявив душевную слабость и незрелость. Поэтому, будучи на пределе психологического состояния, Катерина прилюдно признаётся мужу в совершённом грехе, а затем бросается с обрыва в реку.

Самоубийство с точки зрения религии – страшный грех! Видимо, героиня Островского думала в последнюю минуту жизни не о спасении своей души, а об открывшейся ей любви. Поэтому и последние её слова были:

«Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Таким образом, не могла она, да и не хотела мириться с жизнью семьи Кабановых и ей подобных… Вот и Добролюбов в критической статье «Луч света в тёмном царстве» пишет о Катерине: «Она … не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за её живую душу…»

«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

«А я же говорила! А никто меня не слушал!»

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

«Эх, кабы сила!»

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.


Пьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси.

Вообще, Островский считается настоящим «певцом купеческого быта». Он является автором многочисленных пьес, центральной темой которых стало изображение купеческого мира второй половины XIX века.

Драма характеризуется тем, что в основе ее лежит неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Конфликт возникает между Катериной Кабановой и «темным царством» купеческого мира, которое представлено в лице Кабанихи и ее окружения. Катерина совершает самоубийство – поступок, который принято считать проявлением трусости и слабости характера. Хотелось бы разобраться в этом вопросе поподробнее.

Итак, Катерина Кабанова – главная героиня пьесы «Гроза», жена Тихона и невестка Кабанихи.

Образ Катерины наделен сильным характером и представляет собой личность, просыпающуюся в патриархальных условиях. Истоки характера Катерины скрываются в условиях ее жизни до замужества. Рассказывая о девичестве героини, автор рисует патриархальный мир в его идеальном проявлении. Главное в этом мире – огромное и взаимное чувство любви.

В родительском доме Катерины царили те же порядки, что и в доме Кабанихи. Но там Катерина занимала положение любимой доченьки, а в доме у Кабанихи – подчиненной невестки. Поэтому в девичестве Катерина не знала принуждения и насилия, с которыми ей довелось столкнуться после замужества. Для нее патриархальная гармония семейной жизни является нравственным идеалом, но в доме мужа она не находит этой гармонии. Замуж Катерину выдали совсем юной, так решили ее родители, и она покорно подчинилась их воле, ведь таков обычай. Но это было подчинение с любовью и уважением, а, попав в дом к свекрови, Катерина с удивлением обнаружила, что уважать здесь некого. Спустя какое-то время, в ее душе начинает формироваться новый взгляд на жизнь, иное отношение к людям и к самой себе. Это проявляется в ее первом самостоятельном выборестрастной любви к Борису. Катерина религиозна и проснувшееся сильное чувство пугает ее. Она воспринимает эту любовь как страшный грех, всячески сопротивляясь ей. Но героине не хватает поддержки и внутренних сил. В душе Катерины нарастает страшная гроза. «Грешная» любовь разгорелась в ней с невероятной силой, стремление к воле росло с каждым днем, но и религиозный страх тоже становился все сильнее. Катерина не смогла больше противиться страсти и изменила мужу, а затем прилюдно созналась в своем грехе, не надеясь на прощение. Именно отсутствие надежды толкнуло героиню к еще большему греху – самоубийству. Любовь к Борису она не могла примирить с требованиями своей совести, а мысль о возвращении в домашнюю тюрьму, куда заточила ее Кабаниха, вызывала физическое отвращение. Безвыходность такого положения привела Катерину к погибели.

Образ Катерины олицетворяет собой душевную красоту и нравственную чистоту русской женщины. В одной из своих статей А. Н. Добролюбов писал об этой героине, называя ее «лучом света в темном царстве». Катерина поразительно естественна, проста и искренна. В пьесе неоднократно упоминается образ вольной птицы. Действительно, героиня напоминает птицу, которую заперли в железной клетке. Она стремится на свободу, поскольку жить в неволе стало просто невыносимо. На мой взгляд, ее самоубийство – это скорее протест против «темного царства» и самоотверженное стремление к свободе, чем слабость характера, хотя существуют и другие точки зрения.

Обновлено: 2012-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. ". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Екатерина в драме "Гроза"
Сочинение по драме А.Н. Островского "Гроза"
Катерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза". Основная
идея произведения - конфликт этой девушки с "темным царством",
царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не
чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!...
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее
идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис -
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
человеку - грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный,
русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом.
Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса