Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок внеклассного чтения по повести марка твена " принц и нищий". Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству М.Твена "Марк Твен фантазирует" Открытый урок принц и нищий

Конспект урока внеклассного чтения.

Тема: «Человеком остаться…» по рассказу Т. Кудрявцевой «Принц и нищий»

Цель: Выявление идеи произведения, воспитание определённых нравственных категорий через отношение к понятию «дружба» и к понятию «самообразование»

Задачи:

- детально изучить содержание текста (через слово, художественные средства, способы организации речи);

Объяснить обучающимся, что само название произведения несёт огромную смысловую нагрузку;

Сформулировать понятие настоящей дружбы;

Подвести обучающихся к правильному пониманию значения учения и самообразования.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

Работать с текстом и литературоведческими терминами.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ;

Осуществлять совместную познавательную деятельность;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

Развивать умение высказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Воспитывать духовно – нравственные чувства и готовность совершать позитивные поступки.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

Подводить итоги своей деятельности на уроке;

Оценивать свои учебные действия.

Используемые технологии: элементы ИКТ, элементы технологии критического мышления, технология продуктивного чтения (СТРАТЕГИЯ «АНТИЦИПАЦИЯ» Антиципация (лат. aticipatio, от aticipo – предвосхищаю) – предвосхищение, заранее составленное представление о чем-либо).Возможно использование технологии «Мозговой штурм», «Глоссарий!», «Рассечение вопроса» и др.

Оборудование : видеоролик, презентация, рабочие материалы для учеников, текст рассказа Т. Кудрявцевой «Принц и нищий»

Ход урока

Стадия «вызов» по технологии критического мышления

(Побуждение интереса к получению новой информации)

(фильм по щелчку)

Слайд – 1

2 слайд – Марк Твен

Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не должны их стесняться. Я им предложила такие же рабочие материалы, что и вам. Они тоже весь урок будут работать.

А начать урок я хотела бы с такого видеоролика посмотрите, послушайте и подумайте, на какое произведение он будет указывать?

ИЛИ иллюстрация к книге «Принц и нищий»

Итак, какое произведение вы узнали в мюзикле? (приложение №1)

Смотрят видеоролик

Одним из самых знаменитых произведений американского писателя Марка Твена является роман «Принц и нищий» (1880).

Формулировка темы и целей урока.

(3 слайд – Т. Кудрявцева)

(Приложение №2)

Представляете, мы сегодня будем читать рассказ «Принц и Нищий» Татьяны Кудрявцевой, вышедший в печать в 2013году.

(На слайде запись Рассказ Т Кудрявцевой «Принц и нищий»___________________)

«Мозговой штурм» Как вы думаете о чем пойдет речь? Кто может быть главными героями произведения?

«Рассечение вопроса»

Прочитайте заглавие и разделите его на смысловые группы

«Глоссарий» Запишите слова с которыми связано понимание данных слов.

У нас сформулирована часть темы урока, назовёте вы его позднее).

А сейчас поставьте задачи на урок для себя лично и запишите их в тетрадь.

1.Изучить содержание рассказа.

2. Составить первичное возможное представление о героях рассказа.

Выяснить значение слов «Принц» и «Нищий», записать слова с которыми связаны ассоциации по понятиям «Принц» и «Нищий».

Понятие «социальное неравенство». (должны сами прийти к открытию этого понятия)

3. Выявить художественную идею произведения?

(Учитель пишет на доске по мере озвучивания)

СТРАТЕГИЯ «АНТИЦИПАЦИЯ» (ПРЕДВОСХИщЕНИЕ)

(презентацию закрыть)

У вас на столах листы, переверните. Заполните самостоятельно графу слева и приготовьтесь к беседе. 5 минут на работу.

(Приложение №3)

Работают самостоятельно.

Ребята будет лучше, если вы ответ будете строить в виде связного текста.

У кого-то есть иное мнение?

Обсуждают записанное.

Работа с приложением №3

Будьте добры: заполните графу после чтения текста, если точка зрения не изменилась, то повторно можно не писать. Вам 5 минут на работу. Повторяю ответ давать, опираясь на текст, цитаты в тексте можно выделить карандашом.

Отвечают на вопросы после текста.

Работа с названием – введение нового термина «квипрокво» - 4 слайд

Многие из вас (или все вы) сошлись на мнении, что Заглавие рассказа связано с темой бедности и богатства, социального расслоения в обществе. Так вот Рассказ с названием «Принц и нищий» повествует о приключении, в основе которого ситуация квипрокво ,

когда одного персонажа принимают за другого, когда герои меняются местами (чаще всего случайно)

Смотрят на слайд, записывают в тетрадь определение.

Квипрокво - недоразумение (кто вместо кого)

Знакомство с произведением

«Чтение в кружок» Учитель – ученик. С вопросами.

Давайте познакомимся с рассказом?

Следят за текстом, читают по предложению учителя. Готовят устно вопросы по тексту.

Анализ текста

Изменилась ли ваша точка зрения после прочтения рассказа? Почему? Коллективное обсуждение ответов.

Вступают в дискуссию.

Углубление понимания текста с опорой на ответы учителя.

Слайд 5

Почему Алиса стала звать Лизу «Бедной»? Найдите в тексте и прочитайте.

Это произведение будем изучать на следующий год, если хотите можете прочитать уже сейчас.

Какие темы явные и скрытые поднимает автор в рассказе?

Какие вопросы у вас возникли по мере прочтения текста?

Хотели бы вы иметь такого друга как Алиса? -А Лиза?

Зачитывают цитату из текста

Возможные ответы учеников:

Социальное расслоение в обществе

Взаимоотношения подростков

Дружба истинная и ложная

Проблема поверхностного обучения вшколе

Отношение членов семьи к качеству знания ребенка и «плата ха качество знаний в РЭ Запись в тетради возможных синквейнов по концепту «дружба истинная» и «дружба ложная»

Слайд 6 -12 («Лесная речка»)

Физкультминутка.

А что ещё можно сказать про Лизу, о чём она пыталась рассказывать в кафе Алисе?

Сядьте удобнее, насладитесь этими пейзажами под музыку: Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Знает полотна Поленова и Левитана.

Слайд 13-14

Я надеюсь, что многие из вас знакомы с творчеством Поленова и Левитана, а вот что подтверждает, что Лиза серьёзно интересовалась живописью?

Читают цитату

Звук убавить

Возвращение к заглавию

Скажите, а зачем Лиза решила вступить в диалог с телевизионщиками?

Давайте вернёмся к началу урока, вспомним видеоролик на роман Марка Твена. Роман основан на историческом сюжете о юном короле Эдуарде VI. События в книге происходят в XVI в. А главная мысль романа проста и очевидна для людей любого общества: только справедливость и доброта делают человека человеком.

А что ещё кроме доброты и справедливости?

Решила помочь Алисе, так как считала себя её подругой.

Милосердие, отзывчивость, умение любить и дружить.

Умение и желание быть развитой личностью.

Слайд 15.

Тогда как можно назвать наш урок?

Главное что, в любой ситуации?

«Человеком остаться…»

Или «Дружба бывает истинная и ложная».

Слайд 15 -16

Давайте вернёмся к целям, которые вы перед собой поставили? На какие вопросы мы ответили?

Какова идея произведения.

Только ли об этом говорит Татьяна Кудрявцева?

(Почему не Алису, а Лизу приметили телевизионщики?)

Стремление к саморазвитию, учению, самосовершенствованию

На этом этапе урока можно использовать стихотворение А.Деменьева

Друг познается в беде

Также порой, как в беде,

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде…

Друг познается в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует- значит

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит. Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

Вопросы:

Есть ли общая тема в рассказе и стихотворении?

Каие или какая это тема?

Можно включить ролик с пеней о дружбе.

Можно вспомнить пословицы и поговорки Составить синквейн.

Обсуждаются вопросы.

Умение дружить и делает человека человеком.

Она много знала.

Обладать точными знаниями, а не поверхностными и приблизительными. Учиться нужно для себя, для общего развития, чтобы уметь поддержать разговор, а для этого нужны прочные знания, а не поверхностные. Учиться не за РЭ, а для получения знаний. Дружить истинно, а не ложно.

Слайд 16

А знала много потому, что много трудилась.

Стремление к саморазвитию, учению, самосовершенствованию,

Она много знала.

Обсудите в группе, какова позиция автора

(Если не будем успевать – домой)

Что из поставленных задач мы ещё не успели сделать?

Слайд 17

Многоточие в конце текста.

Слайд 15-16

Картина «Шоколадница»)

Рефлексия

Посмотрите, а по отношению героев, не может автор высказывать своё мнение словами телевизионщиков:

Алиса поначалу промямлила нечто, но эти зубастые акулы эфира не смех подняли её познания»

- «Ну, это что-то! Посмотри, какой взгляд! Прямо «Незнакомка» из Блока. У девчонки явно есть лицо»

Ребята, Актуальна ли данная тема на сегодняшний день?

Возможна ситуация, описанная в рассказе, в настоящее время?

Интересен ли был урок?

Что нового вы узнали о дружбе?

Какая она бывает?

Хотите ли вы имееть таких друзей как Лиза? А таких как Алиса?

Ребята ищут цитаты

Домашнее задание.

Определяются с выбором

Звучит песня

    Напишите продолжение рассказа

    Сочинение «Дружба – это дар или труд?»

    Сочинение – рассуждение «Дружба бывает истинная и ложная» с продолжением (ответ на вопросы: Захочет ли Алиса стать настоящей «Принцессой» во всем? Будет ли учиться усердно? Будет ли дружить искренне? Хотите ли вы иметь такого «ДРУГА» как Алиса?) При написании сочинения –рассуждения аргументы привести из текста (можно указать № предложения (ий) и пример из личного опыта (случай из жизни).

выбор

Список литературы

    Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.

    Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М: КомКнига, 2006. - 144 с.

    Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. -Вологда -2016

    Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. - М. : Баласс, 2012. - 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).


Цели и задачи урока Продолжить знакомство с личностью и творчеством Марка Твена; продолжить формирование интереса к произведениям нравственной проблематики, умением учащихся размышлять над чувством долга, которым руководствуются герои произведения; учить учащихся размышлять над мотивами поступков, когда герои оказываются в ситуации нравственного выбора и в сложных обстоятельствах решают, как поступить; продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.
















Выводы Простой мальчик из бедного квартала понял, что нельзя быть бессердечным, злым, жадным… Надо любить свою страну, свой народ, заботиться о всех людях в государстве… Надо издавать справедливые законы… Надо заботиться о детях и стариках, чтобы у каждого человека была своя крыша над головой, чтобы они не ложились спать голодными… Необходимо сделать так, чтобы люди верили в свое будущее и жили свободно и счастливо…












Дополнительный материал к уроку Марк Твен (англ. Mark Twaiп, псевдоним, настоящее имя Saтue/ Laпghorпe C/eтeпs - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; (30 ноября 1835, посёлок Флорида (штат Миссури)­21 апреля 1910, Реддинг (штат Коннектикут)) - выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена. которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Имя при рождении: Самюэл Лэнгхорн Клеменс Дата рождения: 30 ноября 1835г. Место рождения: поселок Флорида (штат Миссури) Дата смерти: 21 апреля 1910г. Место смерти: Реддинг (штат Коннектикут) Род деятельности: американский писатель, сатирик, журналист и лектор Биография писателя




Дополнительный материал к уроку В те времена словосочетание «Марк Твен» означало самую маленькую меру длины, пригодную для прохождения морских судов. Это 2 морских сажени = 365,76 см. Псевдоним писателя Марк Твен - это псевдоним писателя, настоящее его имя - Самюэль Клеменс. А псевдоним взят из терминов речной навигации, когда в юности Марк Твен работал помощником лоцмана на реке Миссисипи.


Дополнительный материал к уроку Знаете ли вы? Марк Твен – юморист. Некоторый известные шутки писателя Задействованы материалы с сайта: lib.ru/INPROZ/MARKTWAIN Свинья Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было одно слово "свинья". В газете писатель дал следующее сообщение по этому поводу: "Часто мне посылают письма без подписи, но вот я получил письмо с одной подписью". Вы от хорошенькой Молодая симпатичная дама интересуется у М. Твена: - Правда ли, что все люди произошли от обезьян. - Да. - Все, все и даже я? - Да, но вы от очень хорошенькой.



Урок внеклассного чтения

«О, в милосердии двойная благодать…»

(Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).

Задачи урока:

Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

Наблюдение за психологией человека, наделённого властью;

Рассуждение о милосердии как одном из лучших качеств человека.

Оборудование: портрет Марка Твена; написан эпиграф к роману, взятый писателем из произведения Шекспира «Венецианский купец»: «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Анализ романа; беседа по вопросам (вслед за автором).

Учитель объявляет тему урока, который является завершающим этапом в изучении творчества американского писателя Марка Твена.

Учитель: Часто произведение начинается с эпиграфа. А что такое эпиграф? Эпиграф – это слова какого-либо автора, которые ярко демонстрируют основную мысль данного произведения, таким образом писатель раскрывает в эпиграфе свой авторский замысел. Обратимся к тем словам, которые Марк Твен в качестве эпиграфа заимствовал у Шекспира. (Учитель просит одного ученика прочитать эпиграф и обращается к классу с вопросом: «Как вы понимаете значение слова: «милосердие»? Ученики отвечают, что милосердие – это одно из лучших качеств человека, это человеколюбие). Растолковав значение этого слова, мы в конце урока вновь обратимся у эпиграфу с тем, чтобы выяснить смысл всей этой шекспировской фразы применимо к роману Твена.

Учитель: Давайте обратимся к началу романа и прочитаем главу I «Рождение принца и рождение нищего». (Один из пятиклассников выразительно читает эту главу, а затем начинаем анализ романа по вопросам, которые предлагались учащимся для домашней работы).

Учитель: Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти?

Ученик: Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогой каморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

Учитель: Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая?

Ученик: День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.

Учитель: Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: «Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде…»).

Учитель: Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

Ученик: Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу…

Учитель: Какие неприятности поджидали Принца?

Ученик: Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.

Учитель: А как нашего героя приняли другие члены семьи?

Ученик: Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.

Учитель: Как чувствовал себя Том на новом месте?

Ученик: Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё в порядке: сын не узнавал его сначала.

Ученик (цитирует): «Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю».

Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни.

Учитель: Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

Ученик: Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.

Учитель: Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

Ученик: (читает отрывки из главы XXX «Успехи Тома», в которой говориться о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

Учитель: Какие события происходят во время коронации?

Ученик: Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.

Учитель: Что говориться в заключении о Томе? Прочитайте это.

Ученик (читает): «Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной…одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Снимите шляпу, это королевский воспитанник!

Учитель: А какова судьба короля?

Ученик: Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук. Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.

Учитель: Давайте вернёмся к эпиграфу произведения. Как мы можем истолковать его сейчас?

Ученик: Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается. Поэтому «в милосердии двойная благодать». Именно милосердию как замечательному человеческому качеству М. Твен посвятил роман «Принц и нищий».

3) Подведение итогов урока.

Подводя итоги урока, обращаем внимание учащихся на следующую проблему: какими качествами должен обладать человек, наделённый могуществом и властью?

4) Задание на дом:

Подготовить устный рассказ об истории создания романа «Принц и нищий» или выступить в роли устного иллюстратора к роману.

Урок внеклассного чтения

План – конспект

открытого урока

по литературе

для учащихся 5 класса.

Тема урока:

«О, в милосердии двойная благодать…»

(Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).

Величко Ирина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 им.М.Ю.Лермонтова

Г.Пятигорска

Урок внеклассного чтения

«О, в милосердии двойная благодать…»

(Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).

Задачи урока:

Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

Наблюдение за психологией человека, наделённого властью;

Рассуждение о милосердии как одном из лучших качеств человека.

Оборудование: портрет Марка Твена; написан эпиграф к роману, взятый писателем из произведения Шекспира «Венецианский купец»: «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Анализ романа; беседа по вопросам (вслед за автором).

Учитель объявляет тему урока, который является завершающим этапом в изучении творчества американского писателя Марка Твена.

Учитель: Часто произведение начинается с эпиграфа. А что такое эпиграф? Эпиграф – это слова какого-либо автора, которые ярко демонстрируют основную мысль данного произведения, таким образом писатель раскрывает в эпиграфе свой авторский замысел. Обратимся к тем словам, которые Марк Твен в качестве эпиграфа заимствовал у Шекспира. (Учитель просит одного ученика прочитать эпиграф и обращается к классу с вопросом: «Как вы понимаете значение слова: «милосердие»? Ученики отвечают, что милосердие – это одно из лучших качеств человека, это человеколюбие). Растолковав значение этого слова, мы в конце урока вновь обратимся у эпиграфу с тем, чтобы выяснить смысл всей этой шекспировской фразы применимо к роману Твена.

Учитель: Давайте обратимся к началу романа и прочитаем главу I «Рождение принца и рождение нищего». (Один из пятиклассников выразительно читает эту главу, а затем начинаем анализ романа по вопросам, которые предлагались учащимся для домашней работы).

Учитель: Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти?

Ученик: Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогой каморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

Учитель: Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая?

Ученик: День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.

Учитель: Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: «Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде…»).

Учитель: Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

Ученик: Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу…

Учитель: Какие неприятности поджидали Принца?

Ученик: Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.

Учитель: А как нашего героя приняли другие члены семьи?

Ученик: Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.

Учитель: Как чувствовал себя Том на новом месте?

Ученик: Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё в порядке: сын не узнавал его сначала.

Ученик (цитирует): «Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю».

Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни.

Учитель: Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

Ученик: Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.

Учитель: Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

Ученик: ( читает отрывки из главы XXX «Успехи Тома», в которой говориться о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

Учитель: Какие события происходят во время коронации?

Ученик: Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.

Учитель: Что говориться в заключении о Томе? Прочитайте это.

Ученик (читает): «Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной…одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Снимите шляпу, это королевский воспитанник!

Учитель: А какова судьба короля?

Ученик: Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук. Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.

Учитель: Давайте вернёмся к эпиграфу произведения. Как мы можем истолковать его сейчас?

Ученик: Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается. Поэтому «в милосердии двойная благодать». Именно милосердию как замечательному человеческому качеству М. Твен посвятил роман «Принц и нищий».

3) Подведение итогов урока.

Подводя итоги урока, обращаем внимание учащихся на следующую проблему: какими качествами должен обладать человек, наделённый могуществом и властью?

4) Задание на дом:

Подготовить устный рассказ об истории создания романа «Принц и нищий» или выступить в роли устного иллюстратора к роману.

История, ее смысл, ее уроки интересовали Твена особенно сильно. И неудивительно, что все эти размышления заполняют страницы «Принца и нищего». Никогда прежде Твен не обращался к исторический прозе. Но «Принца и нищего» он писал для своих дочерей и хотел поговорить с ними о самом главном - о том, каким создала человека природа и как меняют его природу условности и нелепости, несправедливости и жестокости, с которыми каждый сталкивается, вступая во взрослую жизнь. Он создавал философскую сказку. История была для него материалом гораздо более богатым, чем современность.

Но тут же возникали свои трудности. В историческом жанре существует собственная традиция и есть собственные корифеи - ими в ту пору, да и позднее, оставались Вальтер Скотт и Фенимор Купер. Прежде всего Скотт. Купера мы сегодня тоже считаем историческим романистом:, но для своих первых читателей он был вполне злободневен: ведь события, о которых он пишет,- это война Америки за независимость, ранние годы фроптлра, иначе говоря: время, еще очень близкое к тому, когда жил сам автор «Следопыта», -«Прерии», Последнего из могикан. А Скотт описывал действительно далекую эпоху - средневековье, крестовые походы, борьбу Шотландии против англичан, подвиги рыцарей л героев-простолюдинов.

Ео между шотландским бардом и создателем: Кожаного Чулка при всем том есть много общего. Оба они любили изображать людей сильных и не зависимых,-выводя: на сцену персонажей, имевших только отдаленное сходство с реальными историческими лицами и, скорее, воплощающих романтический идеал личности. Оба обладали способностью передать не просто колорит, а самую суть описываемой эпохи, и поэтому их так высоко ценили современники, к примеру Белинский, отзывавшийся и о Скотте, и о Купере с глубочайшим уважением. Оба больше веек других сделали дли того, чтобы исторический роман из развлекательного чтения стал настоящей литературой.

Только неверно было думать, будто никто уже не сможет написать об истории иначе, чем Скотт и Купер. Между тем именно так и считалось. Подражали им обоим просто рабски, Скотту в особенности. И Твена эти бездарные копии раздражали так сильно, что он переставал замечать достоинства и в самом оригинале - в «Айвенго» или в «Роб Рое» и «Квентине Дорварде»,

Конечно, он был неправ, когда с такой пристрастностью судил о своих предшественниках, создавших исторический роман как полноценный литературный жанр. Суть дела заключалась не в том, что Твен не принимал Вальтера Скотта. Это реалистическая школа не принимала романтическую. Такое в истории литературы случается постоянно. Романтики тоже отвергали тех, кому шли на смену,- классицистов да и просветителей, II были точно так же несправедливы, как Твен по отношению к ним самим.

С дистанции времени хорошо видно, что каждое крупное явление в искусстве необходимо, чтобы сложилась плодотворная традиция и возникла органичная преемственность. Но ведь дистанция эта должна возникнуть. А пока ее нет, кажется, будто ближайшие предшественники писали совсем не так, как нужно.

всем не так, как нужно. И с ними спорят куда яростнее, чем с писателями, которые творили давно.

Вог потому-то столько ядовитых стрел выпустил Твен в Вальтера Скотта, когда - одновременно с работой над «Принцем и нищим» - заканчивал цикл очерков о жизни на Миссисипи в пору своей молодости. Впоследствии от него сильно достанется и Куперу - за мелодраматичные переживания персонажей и их цветистую речь, за неуважение к здравому смыслу и приверженность к пафосу, за то, что невежественный охотник, у него изъясняется так, словно десятилетие провел среди придворных вельмож, и за другие «литературные грехи». Но Вальтера Скотта он изобличал еще язвительнее. Твену представлялось, что Скотт не просто привил литературе напыщенный стиль, но оказывал пагубное воздействие на своих многочисленных поклонников. Ведь, вместо того чтобы учить честности и мужеству, Скотт своими романами «заставляет весь мир влюбиться в сны и видения, в сгнившие и скотские формы религии, в глупость, пустоту, мнимое величие… безмозглого и ничтожного, давно исчезнувшего общества». Твен полагал, что нравы на американском Юге с его кичливостью и фанаберией были прямым результатом повального увлечения книгами сэра Вальтера. И значит, «он причинил неизмеримый вред, быть может, самой большой и стойкий вред из всех доселе живших писателей».

Твен заботился не столько о достоверности создаваемых им картин прошлого, сколько о том, чтобы они заставляли снова и снова задуматься, что истинно, а что глубоко ложно и постыдно в побуждениях и устремлениях людей, их образе мыслей, их поведении, в общем-то неизменных, как, по сути, неизменен во все эпохи и сам человек. У него не было ни малейшего преклонения перед стариной. Наоборот, старина - и уж тем более средневековье - его не притягивала, а отталкивала. Одному из друзей он как-то сказал, что не любит зарываться в книгах историков: «То, о чем они пишут, слишком для нас унизительно».

И с Вальтером Скоттом он спорил не только впрямую, как на страницах своих очерков о Миссисипи былой поры, Он полемизировал с великим шотландцем и тогда, когда описывал в своих исторических произведениях средневековые нравы, понятия л порядки паленого времени. Скотт с увлечением а патетикой изображал пышность королевских дворцов, утонченный этикет рыцарей, изысканных в обращении сановников, бесстрашных и чистых сердцем аристократов. А Твен на полях мемуаров герцога Сен-Симона, долгие годы проведшего при дворе фратщузских королей Людовика XIV и малолетнего Людовика XV,- эту книгу автор «Принца и нищего» читал как раз во время работы над своей цервой исторический повестью - записывает: «Двор - всего лишь сборище голодных псов и кошек, отчаянно дерущихся за кусок падали. Уже в рассказе о лондонском уличном оборвыше Томе Кенти и наследнике английского престола Эдуарде, принце Уэльском, придворная знатъ - вес эти лорды, графы, пэры и канцлеры выглядят комично, чтобы не слазать - жалко. Четырнадцать лет спустя, повествуя о Жанне д’Арк, Твеи покажет короля Карла VII и его окружение не просто жеманными и смешными паяцами, а преступниками.

окружение не просто жеманными и смешными паяцами, а преступниками.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса