Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Творческий проект учащихся. Проект пушкин В стоимость входит

«ПУШКИНСКАЯ МОСКВА».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ПЯТИКЛАССНИКОВ К ЛИТЕРАТУРЕ

Наверное, никому не надо объяснять, что обучение такому предмету, как литература, имеет ряд особенностей. Не только вдумчиво читать, понимать авторский замысел, находить в тексте художественные средства, чтобы объяснить слово писателя или поэта, но и уметь аргументировать свою позицию по отношению к прочитанному - это все, конечно, должны уметь наши ученики. Но для меня, как учителя, не менее важным всегда был вопрос о том, какие чувства вообще испытывают дети к литературе - и как к школьному предмету, и как к огромной великой сокровищнице, чуду, соприкосновение с которым должно рождать радость и трепет. Поэтому очень большое внимание мы уделяем таким технологиям, которые помогают сделать процесс обучения необычным, творческим, интересным, захватывающим. Речь идет, конечно, в первую очередь, о творческих проектах на уроках литературы. И уже много лет в 5 классе я начинаю с проекта «Пушкинская Москва». С одной стороны, «Пушкин - это наше все», как сказал классик, и дети должны понимать уникальность и гениальность нашего величайшего поэта. С другой стороны, Москва - не просто наш город, мы должны знать ее как литературную столицу нашего государства. Отметим, что и первую стендовую экспозицию в кабинете литературы, и первую музыкально - литературную гостиную, и первую выездную презентацию пятиклассники тоже делают на тему «Пушкин и Москва».

Хотелось бы выразить огромную благодарность Московскому музею образования им. Академика Г.Ягодина, который является уникальной творческой площадкой для обмена опытом разных специалистов, работников музеев, школ города Москвы. Поэтому презентация проекта перед такой уважаемой аудиторией и в таком замечательном месте - для наших учеников событие огромной важности.

Для всех заинтересованных лиц представляем презентацию нашей проектной работы 2015 - 2016 учебного года.

Сценарий презентации творческого проекта 5 класса

«Пушкинская Москва»

Добрый день! Наш 5 класс представляет проект «Пушкинская Москва». Несколько слов о том, как мы готовили этот проект. Мы разделились на 4 группы, каждая группа работала над одной из тем: 1 группа взяла тему «Детские годы Пушкина в Москве», 2 группа - «Арбат в жизни поэта», 3 группа - «Памятники А.С. Пушкину в Москве» и, конечно же, 4 группа искала «Стихи Пушкина о Москве». И вот что у нас получилось. Мы начинаем…

Очень глубоко и нежно любил Александр Сергеевич Пушкин Москву, писал о ней, не мог жить без нее.

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед…

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года (в четверг, в день Вознесения), но после захода солнца. Поэтому, согласно церковному обычаю, дата его рождения означена следующим числом. Из опубликованной позднее записи о крещении Пушкина следовало, что родился он в Немецкой слободе. То был один из лучших районов тогдашней Москвы.

Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился. До самого последнего времени исследователи полагали, что находился он на месте нынешнего дома №10 по улице Баумана (бывшая Немецкая). Теперь, однако, называют другой адрес, неподалеку: по этим данным, дом стоял на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка. Хозяин дома Иван Скворцов был, между прочим, сослуживцем отца будущего поэта Сергея Львовича Пушкина.

Уже в 1936 году на месте дома, где родился Пушкин, была построена средняя школа №353. А в феврале 1937-го в связи со столетием со дня смерти поэта этому учебному заведению присвоено имя А.С. Пушкина. На здании укреплена мемориальная доска. Перед главным фасадом школы в сквере возносится бюст «Юный Пушкин». С начала 60-х годов прошлого века прежний скворцовский двор - теперешняя школьная территория - охраняется государством как заповедный участок. Если вы захотите побывать на месте, где родился великий поэт, вот вам современный официальный адрес: Москва, улица Бауманская, дом 40.

Близко расположена и Богоявленская церковь, в которой был крещен Пушкин. Современный адрес ее: площадь Баумана, дом №15. Богоявленская церковь находится тут с 17 столетия. В конце 18 века к храму пристроили новую трапезную палату и колокольню − они сохранились с некоторыми переделками до наших дней. В этом храме, судя по писцовым книгам, был в 1799 году крещен А.С.Пушкин.

Крещение происходило в трапезной, так что это здание сохранилось. В метрической книге церкви на дату 8 июня 1799 года в числе прочих приходится такая запись: «Мая 27-го. Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скворцова у жильца его майора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня…»

Москва пушкинского детства - неповторимый, своеобразный город, о котором современники говорили с удивлением, восторгом. Величественный Кремль, дворцы знати, утопающие в зелени садов и парков, вызывали всеобщее восхищение.

Разнообразной и живой

Она пленяет пестротой,

Старинной роскошью, пирами,

Невестами, колоколами,

Забавной, легкой суетой,

Невинной прозой и стихами.

Ты там на шумных вечерах

Увидишь важное безделье

И тяжкой знатности веселье,

И скуку с картами в руках.

А летом Пушкины жили в подмосковном имении Захарово, принадлежавшем бабушке поэта Марии Алексеевне Ганнибал. Пушкин впервые приехал сюда 6-летним мальчиком и бывал здесь ежегодно до 1810 года.

Захарово находилось на тридцать восьмой версте от Москвы по Смоленской дороге. Дом был уютный, с пристройками. Неболь-шая березовая роща окружала усадьбу, начинаясь сразу за воротами. Маленький Пушкин любил в ней гулять.

Никаких описаний Захарова до нас не дошло, а пейзаж его значительно изменился. Мы можем представить себе, как выглядели эти места в то время лишь по пушкинским стихам, в которых он изобразил Захарово.

Мне видится моё селенье,

Моё Захарово, оно

С заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

На холме домик мой; с балкона

Могу сойти в весёлый сад,

Где старых клёнов тёмный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополи шумят.

…туда с зарею поспешаю

С смиренным заступом в руках,

В лугах тропинку извиваю,

тюльпан и розу поливаю -

и счастлив в утренних трудах.

Из Захарова, где не было церкви, Пушкины ездили в село Большие Вяземы, расположенное поблизости, в двух верстах. Это село отличалось каменным господским домом, садом и прекрасными окружающими селение рощами. В Вяземах была церковь, построенная ещё при царе Борисе Годунове. Она сохранилась до наших дней.

Последнее лето детства, лето 1811 года Пушкин в Захарове не был. Он готовился ехать с дядей-поэтом Василием Львовичем Пушкиным в Петер-бург, определяться в Лицей. На всю жизнь осталась в его памяти родная Москва: холмы, утопающие в садах, Кремль, множество куполов монастырей и храмов…

Это была его родина, его земля, земля отцов, дедов — отечество.

Прошло много лет, и вот Пушкин снова в Москве…

Арбат… Арбат для москвичей - не просто улица, это как бы особый «кусочек» столицы, своеобразная «Москва в Москве» с ее собственной историей, самобытностью, традициями.

18 февраля 1831 года состоялась свадьба Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. После венчания в церкви Большого Вознесения молодые супруги поехали в арбатский дом праздновать свадьбу. Поэт был счастлив, вводя в свой дом красавицу - жену.

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал,

тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

А 27 февраля в доме на Арбате Пушкины давали свой первый бал. Современник вспоминал: «Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось. Много все танцевали… Ужин был славный…». 15 мая 1831 года чета Пушкиных уехала в Петербург, в Царское Село, где для них была нанята дача. В арбатской квартире Пушкины провели три первых счастливых месяца супружеской жизни. Здесь сбылись мечты Александра Сергеевича о Счастье, Любви и Доме.
- А в доме на Арбате в разное время жили очень интересные люди, в том числе младший брат нашего великого композитора Петра Ильича Чайковского, Анатолий. Знаменитый композитор нередко приезжал в Москву и гостил у любимого брата. В советские годы здесь был театр, в котором ставил свои пьески Маяковский. Позже это была коммунальная квартира.

Но все же теперь дом, в котором был счастлив великий поэт Пушкин, вновь обрела своего настоящего хозяина. Сейчас здесь музей. Открыт он был в 1986 году. «Квартира А.С. Пушкина на Арбате» является сегодня одним из знаковых музеев города. Ежегодно его посещают порядка пятидесяти тысяч человек. Здесь проходят важные культурные акции, научные заседания и конференции, концерты, поэтические вечера.

А в 1999 году напротив дома-музея Александра Сергеевича Пушкина был установлен памятник поэту и его жене (скульпторы - Бургановы). Гуляя по Арбату, вы, конечно же, видели этот замечательный памятник.

Своеобразный памятник возвели и недалеко от церкви Большого Вознесения, где проходил обряд венчания Гончаровой и Пушкина. Это даже не памятник, а красивый фонтан. Памятник открыли к двухсотлетию со дня рождения Пушкина (скульптор - Дронов, архитектор - Белов).

А если вернуться на Арбат и свернуть на улицу Молчановка, то можно увидеть еще один памятник Поэту - наверное, самый неформальный из всех! Скульптор - Рукавишников. Посмотрите: Пушкин отдыхает на лавочке в сквере!

Но самый известный памятник поэту в Москве - это тот, который появился первым. Автор - Опекушин. Памятник был открыт в день рождения Поэта в 1880 году. Воздвигнут он на народные деньги: целых 20 лет простые люди жертвовали средства, чтобы в Москве появился памятник великому русскому поэту. Сначала он стоял в начале Тверского бульвара, а на нынешнее место "переехал" в 1950 году. Эффектный, но без излишней помпезности, этот памятник стал одним из символов столицы.

Судьба Пушкина неразрывно связана с Москвой. Как и наша. Мы гордимся тем, что мы живем в Москве, родном городе великого поэта. Наша школа называется «Наши традиции». Быть патриотом, знать свою историю, любить свой город, гордиться наследием прошлого, быть благодарным своим родителям, уважать своих учителей - это наши традиции.

- «Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали крылатыми. Сам Пушкин, несомненно, был великим человеком. Читайте его произведения, следуйте за его мыслями, потому что его творчество способно пробудить в нас «чувства добрые» …

А закончим мы стихами Пушкина о нашей любимой Москве:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!..

Без внутренней отделки

Основание


Каркас
Силовой каркас LVL 50х200
Лаги Доска обрезная 100х200



Внутренняя и Внешняя отделка
Пол
Обрешетка брусок сухой строганный 45х90
Стены

Потолок
Обрешетка брусок сухой строганный 50х50
Фасад

Окна
i-стеклом .
Двери

Дверь стеклянная террасная
Кровля
Фальцевая сталь 0,5 PE Quarzit Lite, мокрый асфальт (RAL 7024)
Мембрана гидро-ветрозащитная Изоспан АS трехслойная
Пленка пароизоляционная Juta Ютафол Н 110 Standart

Инженерные коммуникации
без инженерных коммуникаций

С отделкой

Основание
Ростверк из доски (составной) 150х200
Подшивка дома ЦСП Тамак 10 мм (3200х1250)
Каркас
Силовой каркас LVL 50х200
Лаги Доска обрезная 100х200
Утеплитель Кнауф Aquastatic 037 200мм (пол, кровля, стены по периметру)
Мембрана гидро-ветрозащитная Изоспан АS трехслойная
Пленка пароизоляционная Juta Ютафол Н 110 Standart
Внутренняя и Внешняя отделка
Пол
Ламинат Kronospan Symbio 33 класс / Черновая отделка пола под плитку в с/у
Стены

Черновая отделка стен под плитку в с/у

Потолок
Натяжные потолки, белый матовый
Фасад
Имитация бруса () 18х140, камерная покраска
Фальцевая сталь 0,5 PE Quarzit Lite, мокрый асфальт (RAL 7024)
Окна
Профиль Deceuninck пяти камерный, стекла двух камерные с низко эмиссионным i-стеклом .
Двери
Внутренние двери из материалов заказчика (входит только работа по установке)
Двери входные Deceuninck стеклянная
Дверь стеклянная террасная
Кровля
Фальцевая сталь 0,5 PE Quarzit Lite, мокрый асфальт (RAL 7024)
Мембрана гидро-ветрозащитная Изоспан АS трехслойная
Пленка пароизоляционная Juta Ютафол Н 110 Standart
Утеплитель Кнауф Aquastatic 037 200мм
Инженерные коммуникации




Пассивная вентиляция (1 точка)

Фундамент
Сваи Винтовые 108х2500
Цоколь ЦСП 12 мм плита (пояс по периметру дома высотой 40 см) Покраска Резиновая краска 250 гр/м2 в тон кровли

Основание

Ростверк из доски (составной) 150х200
Подшивка дома ЦСП Тамак 10 мм (3200х1250)
Каркас
Силовой каркас LVL 50х200
Лаги Доска обрезная 100х200
Утеплитель Кнауф Aquastatic 037 200мм (пол, кровля, стены по периметру)
Мембрана гидро-ветрозащитная Изоспан АS трехслойная
Пленка пароизоляционная Juta Ютафол Н 110 Standart
Внутренняя и Внешняя отделка
Пол
Ламинат Kronospan Symbio 33 класс
Керамическая плитка на пол в с/у (из материала заказчика )
Стены
Вагонка штиль (хвоя сорт AB) 16х140 с камерной покраской
Керамическая плитка на стены в с/у (из материала заказчика)
Потолок
Натяжные потолки, белый матовый
Фасад
Имитация бруса () 18х140, камерная покраска
Фальцевая сталь 0,5 PE Quarzit Lite, мокрый асфальт (RAL 7024)
Окна
Профиль Deceuninck пяти камерный, стекла двух камерные с мульти функциональным i-стеклом .
Ламинация окон с одной стороны в цвет кровли
Двери
Внутренние (в т.ч. Замок, доборы, наличники) Порта-23 - 29, Ручка Bravo A-423
Двери входные Deceuninck стеклянная
Дверь стеклянная террасная
Кровля
Фальцевая сталь 0,5 PE Quarzit Lite, мокрый асфальт (RAL 7024)
Мембрана гидро-ветрозащитная Изоспан АS трехслойная
Пленка пароизоляционная Juta Ютафол Н 110 Standart
Утеплитель Кнауф Aquastatic 037 200мм
Снегозадержатель трубчатый универсальный Optima RAL 7004 3м
Водосточная система GrandLine 125/90 металл

Инженерные коммуникации
Электроустановочные изделия Розетки / выключатели Schneider Electric Unica
Скрытая разводка кабельной продукции, Щиток
Разводка трубопроводов канализации по дому
Принудительная вентиляция в с/у (1 точка)
Пассивная вентиляция (1 точка)
Аэратор канализации с выводом в кровлю
Отопление
Пояс электророзеток под электроконвекторы
Терраса
Терраса открытая, Террасная доска Лиственница,140x28, АВ 16 м2 Ступени терраса 6 м.п. (3 ступени) (напольное покрытие Лиственница,140x28, АВ)

Возможные опции (оплачиваются дополнительно)

Доставка до места монтажа
Стоимость доставки составляет 700р/км (от МКАД).

Оконечные устройства Освещения
Лампы, люстры, светильники.

Сан.тех устройства
Унитаз, раковина, смеситель, душевая/ванна.

Материал отделки пола и стен в с/у, сауне
Вам необходимо выбрать материал (плитка) для отделки пола и стен в с/у и сауне

Межкомнатные двери

Сваи
- Винтовые d108мм, 2500мм, толщина стенки 4мм
- Железобетонные забивные 150х150, 3000мм

Окна
- Ламинация окон с одной стороны в цвет RAL
- Замена i-стекла на Мульти-функциональное стекло Guardian Solar
- Замена стандартных окон на систему Патио

Замена отделочных материалов
- Замена обшивки внешних стен на фиброцементная плита KMEW
- Замена обшивки внутренних / внешних стен на имитацию бруса класса Прима
- Замена напольного покрытия на ламинат / паркетную доску
- Замена обшивки потолка на иммитацию бруса

Терраса
Терраса открытая, палубная доска лиственница 24м2

Система отопления

- На основе газового / электрического котла, трубы сшитый полиэтилен, биметаллические радиаторы
- Теплый пол водяной / электрический
- Точечная система отопления на базе электрических конвекторов

Септик

- Топас 5/6/8/10

Организация водоподачи
- Колодец / Скважина

Монтаж забора

Антресоль

В Михайловском с ума сошедшая сирень
И старый вяз, Григорием посаженный,
И дом господский, заново покрашенный,
И елей, помнящих его, тоскующая лень.

И яблоневый сад, и милые аллеи,
Крутые мостики и белые скамьи...
Любите праздники. И чтите юбилеи.
Читайте Пушкина, родимые мои.

Н.БОРИСЕНКО

Вся эпоха... мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов... министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками...
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое.

А.Ахматова

Слово проект явно принадлежит к техническому миру. И при чем здесь Пушкин? Речь, разумеется, идет не о техническом термине и не о проектном методе в педагогике тридцатых годов, а о совершенно необычном до недавнего времени понятии – проекте как разновидности современных педагогических технологий.
Что же такое проект вообще и Пушкинский проект в частности?
Если придерживаться строгих дефиниций, то проект – это «педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде». Проще говоря, упор здесь делается не на содержание деятельности, а на процесс применения знаний, важно не столько то, что нужно делать, сколько то, как нужно делать, причем это как намеренно планируется от начала и до конца.
Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект выполняется небольшой группой учеников, деятельность которых обязательно скоординирована.
В полной форме работа над проектом проходит шесть этапов:

    начало (определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы);

    планирование – анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, ролевое распределение и в команде (если проект групповой);

    принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта;

    выполнение (написание самой работы и оформление проекта);

    рефлексия (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов – успехов и неудач – и причин этого, самооценка);

    защита (подготовка доклада, коллективная или индивидуальная защита проекта, оценка в баллах).

Не правда ли, все это очень напоминает этапы написания реферата, а по сути – является алгоритмом любой нормальной интеллектуальной деятельности, с которой должен быть знаком каждый школьник не ниже 8–9-го класса? Однако, в отличие от обычного школьного реферата, выполняемая работа будет работой не репродуктивного характера, а исследовательского (о различиях в понимании реферата как экзаменационного жанра см. статью И.Р. Калмыковой в газете «Русский язык», № 31/99).

Отличительной особенностью проекта является акцент на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений и – более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. От этапа к этапу значимость фигуры учителя как руководителя проекта снижается, а степень самостоятельности и активности учащихся, напротив, возрастает.

Проектное обучение очень популярно в зарубежной педагогике. Там никого не удивят такие, например, проекты, как «Дом (квартира, город), в котором я хочу жить», или «По древним городам Италии», или «Приглашаем зарубежных гостей в нашу школу». Выполняются проекты в виде макетов, стендов, рекламных буклетов, самодельных книжек и т.п. Так, проект «Путешествие в прошлое: прогулка с Рембрандтом по Лейдену», выполнявшийся учащимися лицея г. Лейдена (Голландия), представляет собой почти законченное произведение с превосходно написанным текстом, замечательными репродукциями картин великого художника и фотографиями города.

Увлекательно и заманчиво, а главное – есть стимул и ожидаемый результат. Хорошо бы хоть некоторые элементы этой исследовательской технологии перенести в нашу довольно-таки скучную школьную действительность... Шел 1999-й год, и мои ученики как раз перешли в девятый класс... Целый год мы ничем другим не могли заниматься, кроме Пушкина. Некоторые просто «заболели» им, а значит, всей Пушкинской эпохой, которую мы отныне вопреки всем правилам орфографии писали с прописной буквы. Так само собой случилось, что выбор пал... на Пушкина, а сам проект стал называться «Пушкинским».

Семерых девятиклассников, которые стали работать над проектом, объединили и общая тематика, и общий исследовательский метод, и общий подход к анализу текстов. Мы вместе путешествовали по «Онегинскому залу» Литературного музея Пушкина в Москве (нам просто необходимо было приобщиться к воздуху эпохи), вместе читали одни и те же книги (прежде всего книги по истории культуры и быта русского дворянства пушкинского времени, ибо для нас изучать Пушкина и изучать его эпоху было неотделимо), вместе составляли планы предстоящей работы и обсуждали уже сделанное.

Но что предложить каждому конкретному ученику? При выборе индивидуальных проектов я исходила из того, что тема, во-первых, должна быть интересной, во-вторых, актуальной и, в-третьих, «проектной», то есть «тянуть на проект». Что я понимаю под последним? Выбранная тема должна относиться, несомненно, к исследовательским, ибо проект – это исследовательский метод (разумеется, исследовательский в «школьном, ученическом» понимании, никакого научного открытия на самом деле ученик не делает – это азбука дидактики). Но, кроме того, индивидуальная проектная тема должна быть связанной с темами, выбранными другими учениками, все темы вместе должны составить единый проект.

Часть тем я взяла из сборника , в котором также рассказывалось о методе проектов, другие придумала сама. Вот окончательный список:

    «Мода пушкинского времени и ее отражение в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”».

    «Что наша жизнь? – Игра!» (Карты и карточные игры в произведениях А.С. Пушкина и его современников).

    «Театр пушкинской поры (на материале романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”)».

    «Стрелялись мы... (Дуэль в системе русской культуры первой трети XIX в.)».

    «Вальса вихорь шумный...» (Бал в русской литературе пушкинского времени.)

    «Дворянская усадьба в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя».

    «Мы все учились понемногу...» (Образование и воспитание дворян (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Были у меня в запасе и другие темы, предлагаю их для тех, кто захочет испробовать на практике этот метод: «Вино и застолье в системе ценностей русской культуры первой трети XIX в. (на материале поэзии Пушкина и поэтов пушкинской плеяды)», «К Talon помчался...» (Еда и ресторации в «Евгении Онегине» Пушкина), «Альбомы пушкинской эпохи», «Библиотеки пушкинских героев» и некоторые другие.

Литературный текст мы исследовали не сам по себе, а в более широком культурно-социологическом контексте, в который входит быт как образ жизни, обычаи определенной группы людей (отсылаю читателей к широко известным трудам московско-тартуской школы, и в первую очередь книгам Ю.М. Лотмана «Пушкин» и «Беседы о русской культуре»).

Дворянский быт был организован, упорядочен до мелочей. Все имело значение: и цвет перчаток, и форма прически, и даже поворот веера в руках кокетки. Об этом ученикам известно из литературных и мемуарных произведений, но до сих пор они не соотносили эти знания с лотмановской формулой «поэтика бытового поведения». И вдруг после изучения книг Ю.М. Лотмана все предстало в совершенно другом свете. Но это на уровне «мелочей», деталей.

Важнейшими же структурными элементами дворянского быта были карты и дуэль, бал и парад, театр и маскарад. Помимо чисто бытовых функций, они выполняли еще и социально-знаковую роль. Например, дуэль – это не просто поединок двоих, а процедура по восстановлению чести, бал – не только сами танцы, но и целое театрализованное представление со своим строгим ритуалом, так называемой «грамматикой бала». Участники Пушкинского проекта должны были в той или иной мере учитывать эти положения лотмановской школы и исходя из этого анализировать избранные произведения (к слову сказать, это были не только произведения Пушкина, но и Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, а также Баратынского, Бестужева-Марлинского и некоторых других авторов этой эпохи). Каждый из индивидуальных проектов был посвящен отдельному элементу дворянского быта, а все вместе они должны были составить целостную картину дворянской жизни первой трети XIX в.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на всех этапах проектной деятельности. Тем читателям, которые заинтересовались методом проектов, лучше обратиться к указанной ниже специальной литературе. Что же касается нашего проекта, то он был завершен за полгода и представлен к защите к концу 9-го класса.

На защиту выносилась только видимая часть айсберга – сам выполненный проект, который был приравнен в нашей гимназии к традиционным экзаменационным рефератам. Но на защите проектов принято оценивать не только результат (рукопись, рисунки, макеты, видеоряд и т.п.), но и интеллектуальную активность, уровень творческого мышления и самостоятельности учащихся, деловые и волевые качества личности. Обычной «пятерки» здесь как-то мало, поэтому в технологии проектной деятельности большое внимание уделяется критериям оценки проекта (в рейтинговой системе «пятерка» равна 100 или 200 баллам). Лучше всего превратить защиту в настоящий праздник, на котором могли бы присутствовать не только члены комиссии, но и родители, друзья проектантов, гости.

Сейчас мои ученики оканчивают 10-й класс. Некоторых настолько увлекла исследовательская работа, что они решили продолжить работу над своим проектом, но уже на другом материале. «Бальная тема» и «карточная тема» уже нашли своих продолжателей, остальные пока обсуждаются.

Литература

1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 3–11.
2. Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы // Библиотека журнала «Директор школы». 1998. № 7. С. 110-127.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
4. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина / Сост.: В.Л. Кронгауз, Т.Ю. Пылаева. М., 1998. С. 127–129.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса