Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Толкование праздника сорок мучеников в проваславии. Икона "сорок севастийских мучеников"-сорокасильный оберег. В завершении нашего небольшого повествования приведем слова Василия Великого, сказанные им в честь Сорока мучеников севастийских

Христианская вера настолько великая, что многие отдавали за нее жизнь. Очень вдохновляющая история произошла в начале 4 в. - сорок мучеников севастийских показали стойкость и мужество, которые служат примером до сего дня. Их страдания послужили к вечной славе, также способствовали распространению благой вести во все пределы земные.


История

Римская империя была настолько велика, что завоевала почти весь мир. Однако, несмотря на свою просвещенность в вопросах наук, искусства, римляне долгое время оставались идолопоклонниками. Но постепенно христианство настолько утвердилось, что один из императоров сделал его государственной верой. Но и тогда не все проходило гладко. Во времена правления Константина существовали и другие правители (они поделили империю на части), самым жадным и коварным был Лициний. Он хотел править один.

Чтобы подготовиться к бунту, Лициний подбил своего военачальника на уничтожение войска - сорок мучеников севастийских были солдатами родом из г. Севастия. В той местности начальником был Агриколай. Он пытался уговорить воинов принести жертву языческим богам, но те отказались. Тогда их заключили под стражу. Во время молитвы пленные получили откровение - они будут мучимы, но те, кто проявит стойкость, получат в награду от Христа венцы на небесах.

  • Целую неделю отважные солдаты провели в заключении, но не переменили своего мнения, они готовы были расстаться с жизнью, но только не предать Иисуса: «Он нам дороже всего!» - сказали они на суде.
  • Тогда к воинам применили старую казнь - решили забросать камнями. Однако, невидимая сила отводила из в сторону, ни один осужденный не пострадал.


Житие сорока мучеников севастийских

Далее житие сорока мучеников севастийских описывает самое тяжелое испытание. События происходили в конце первого весеннего месяца. Поэтому было еще довольно холодно, водоемы покрыты льдом. Обнаженных воинов вывели на середину ближайшего озера и оставили там. Рядом мучители растопили баню, предвкушая, как пленные станут переходить в тепло, предавая свою веру. Но не выдержал лишь один - он умер, не дойдя до укрытия.

Глубокой ночью один из стражников увидел чудесную картину: с неба спускались 40 венцов, затем они украсили головы страдальцев. Тогда он решил заслужить оставшийся венец, исповедовал себя христианином и сам пошел на середину замерзшего озера. На другой день пленным перебили ноги (чтоб не могли бежать), а тела сожгли.

Такой вид казни показывает, что были у палачей опасения насчет христиан - поскольку и до этого случались неоднократные случаи воскрешения людей, чудесного избавления от самых страшных ран. Довольно часто мучеников удавалось умертвить лишь отсечением головы. Кости солдат были выброшены в воду, но местная община верующих собрала их и с почетом похоронила.


Праздник

В России день сорока мучеников севастийских стал в народе одним из любимых весенних дней. Он приходится на великий пост, согласно народным приметам, весна в этот день начинает вступать в свои права. Поэтому символика этого дня связана с пробуждением природы. Из теста пекли круглое печенье (в форме светила), а также булочки в виде птичек (жаворонки, тетерки). Называется день - сороки (ударение на первый слог) - в память о сорока святых.

Приметы и традиции:

  • Во двор, где ласточка свила гнездо, придет удача.
  • Прилетают с юга первые птицы.
  • Выпеченных из теста птиц высаживали на открытое окошко - зазывали весну.
  • Также давали их детям, а те устраивали игры, пение особых «веснянок».
  • Вечером девушки выходили на озеро петь песни.

У некоторых народов в этот день принято наводить порядок, жечь мусор и прыгать через костер. Молодежь до утра шла гулять, возвращалась домой с листьями вербы, которыми надо было похлопать всех домашних с пожеланиями здоровья. Народные традиции праздника сорока севастийских мучеников - не церковные, хотя имеют древнее происхождение.

Храмы сорока севастийских мучеников

Во имя сорока севастийских мучеников возведен не один храм. Средневековая постройка имеется на территории Болгарии. Царь Иван, одержав победу в день памяти святых в 1230 г. посчитал, что этим он обязан молитвам доблестных воинов. Вскоре после постройки церкви в ней был захоронен святой по имени Савва, родом из Сербии. Правда, его останки потом вернулись на родину.

Во времена турецкой оккупации храмовые фрески подверглись варварскому уничтожению. В начале 20 в. именно здесь прозвучали слова об освобождении Болгарии. В храме покоятся многие цари, сам он является памятником архитектуры.

Московская церковь сорока мученикам севастийским была основана в 1645 г., находится на Динамовской ул., 28. Занятые на строительстве рабочие на захотели покидать столицу, откуда появились улицы с названием Каменщики. Вот так история воинов оказалась связана с развитием Москвы. В церкви можно заказать молебен святым, почитать акафист.

Иконография, молитвы

Православную икону, посвященную подвигу солдат из Севастии узнать довольно просто:

  • в центре находятся 40 мужчин, обнаженных до пояса, они стоят бок о бок;
  • некоторые падают, обессиленные, но товарищи поддерживают их;
  • под ногами воинов - вода;
  • над композицией - Иисус Христос, посылающий благословение с небес;
  • с неба спускаются короны (венцы).

Такова композиция большинства икон сорока мучеников севастийских. Иногда святые изображаются погруженными по пояс в воду. На многих образах можно увидеть и предателя, который уходит прочь. Иногда рисуют и обратившегося стражника, который, наоборот, приближается к мученикам.

Молиться сорока мученикам севастийским можно о даровании терпения, помощи в различных неурядицах, при ослабевшей вере. Помогут они также воинам с честью исполнять свой долг перед Родиной и Господом. Написаны в память мученического подвига несколько молитв, которые вы найдете на этой странице. Удивительно, но история донесла до нас все имена святых, среди них много таких, которые используются и в наше время:

  • Николай.
  • Валерий.
  • Илий (Илья).
  • Иоанн (Иван).
  • Кирилл.

Поэтому если дата крещения приходится на 22 марта (или рядом), можно выбрать одно из них в качестве небесного покровителя.

Молитвы сорока мученикам севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

История сорока севастийских воинов, которые за свою веру во Христа были много терзаемы и в конце концов жестоко убиты, напоминает верующим о том, что некогда славу Церкви составляли именно мученики. Их кровь стала тем фундаментом, на котором в дальнейшем христианство возросло, широко распространилось и покорило весь мир.

Это событие произошло в 4 веке, когда самые жестокие гонения на христиан уже были позади. В 313 году император Константин Великий издал Миланский эдикт - указ, по которому христиане на всей территории Римской империи уравнивались в правах с язычниками. Казалось, что уже не будет случаев гонений и мученичества. Однако на практике этот закон исполнялся только в той части империи, которой управлял сам Константин. В другой части, которой владел его соправитель язычник Ликиний, христиане по-прежнему подвергались притеснениям. Более того, готовясь к войне с Константином за власть, Ликиний решил очистить свое войско от христиан.

Как гласит Предание Церкви, в то время в городе Севастия (Малая Армения), среди прочей армии, стояла дружина из сорока каппадокийцев. Командовал ею военачальник - язычник Агриколай, все же остальные воины были христианами. Когда пришло приказание от Ликиния очистить войска от последователей Христа (или увещеванием, или казнью), Агриколай приказал солдатам принести жертву языческим богам. Воины, все как один, отказались это сделать. За это они были помещены в темницу, однако не пали духом, так как были закалены во многих сражениях и истинно верили в помощь Господа.

Солдаты стали молиться и ночью услышали голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Когда на следующее утро их снова привели к Агриколаю, тот пытался соблазнить их лестью. Военачальник стал восхвалять мужество воинов, их смелость, решительность, а также молодость, обещая, что за отказ от христианства император их щедро вознаградит. Но и в этот раз солдаты остались верны Христу. За это Агриколай повелел сковать воинов и отправить в темницу, но услышал слова старшего воина Кириона: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы», - после чего смутился и отправил их в темницу без оков. Спустя еще несколько дней в Севастию для разбора дела прибыл знатный императорский сановник Лисий. Он вызвал воинов на суд, где они твердо и прямо, отвечали ему: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Лисий не стал долго размышлять над ситуацией и приказал просто побить воинов камнями, что, по сути, было смертным приговором. Однако все камни, которые стали бросать в мучеников, летели мимо цели, а камень, брошенный самим Лисием, попал в военачальника Агриколая.

После несостоявшейся казни воинов снова отправили в темницу, где они долго молились и опять услышали ободряющий голос: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Это утешение Божие стало одновременно и пророчеством о будущей мученической кончине солдат. Последующие события стали главным испытанием для севастийских страдальцев.

Утром воинов снова призвали на суд, где опять потребовали отречения от христианской веры. Мученики остались непреклонны и отвергли все увещевания и угрозы. Тогда им был вынесен последний приговор… В это время была зима, по всей округе стояли сильные морозы. Воинов вывели в одном исподнем на улицу, отвели на замерзшее озеро и оставили под стражей на всю ночь на льду. Однако и этого истязателям показалось мало. Для большего искушения и мучения праведников они растопили на берегу озера баню. Любой, кто согласился бы отречься от Христа, мог зайти в нее и согреться.

В середине ночи, когда мороз стал просто невыносимым, один из воинов не выдержал пытки и побежал к бане, но, едва ступив на ее порог, упал и умер. Остальные же мученики продолжали стоять на льду Севастийского озера, поддерживая и укрепляя друг друга. В этом ночном стоянии и проявилось то единение, тот подвиг веры, который ранее прославил будущих святых на поле брани. Они действительно совершали общее, единое дело исповедания веры во Христа ценой своей жизни.

В третьем часу ночи произошло необычное событие: стало светло, лед растаял, а вода потеплела. Однако стражники, которые должны были сторожить мучеников, крепко спали, заметил произошедшее только один из них, воин по имени Аглаий. Он также увидел над головой каждого из святых светлый венец. Правда, венцов было не сорок, а тридцать девять - венец, предназначенный для сбежавшего сорокового, был отнят Господом. Аглаий, исполнившись веры и искреннего желания занять место отрекшегося, разбудил остальных стражников и сказал им: «И я - христианин!» Сбросив одежду, он встал в один ряд со святыми воинами и стал молиться: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Господь всегда слышит тех, кто обращается к Нему с верой и смирением, поэтому Он принял жертву Аглаийя. Утром, придя к озеру, истязатели увидели, что воины живы, вместе с ними находится их бывший страж и все они прославляют Христа. Раздосадованные такой картиной, они вывели мучеников из озера и перебили им голени, что было очень мучительной казнью. Тела убиенных положили на колесницу и повезли на сожжение. Один из воинов - юный Мелитон - был еще жив, поэтому его оставили лежать на земле. Мать юноши взяла сына на плечи и понесла вслед колеснице. Когда же Мелитон отошел ко Господу, его тело также положили на повозку. Истязатели желали не оставить и следа от мучеников, а потому все тела сожгли, а прах и кости бросили в воду, чтобы их не смогли достать христиане. Однако через три дня святые мученики явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру, и рассказали ему, где находятся их останки. В ближайшую же ночь владыка Петр вместе с несколькими служителями собрал все мощи и с почестями захоронил их. Так святые воины Христовы обрели покой и стяжали славу среди христиан.

Подвиг веры, который совершили 40 воинов- христиан на замерзшем озере, можно в полной мере сравнить с церковной литургией - ведь их исповедание веры, мучения и стяжание святости было общим, единым делом. Именно как общее дело переводится слово «Литургия» на русский язык с греческого. В жизни христианской Церкви Литургией называется главное богослужение, в котором, как единое мистическое Тело Христа, принимают участие все верующие. Во время этого богослужения совершается и главное Таинство - Евхаристия (Причащение).

По Божией милости, имена всех мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Икона 40 мучеников Севастийских

Иконография 40 севастийских мучеников достаточно проста - святые воины, пострадавшие за Христа, являются ее центральными персонажами, занимающими половину иконы. Мученики изображаются стоящими на замерзшем озере города Севастия. Они наполовину обнажены, и фигуры не статичны, а находятся в движении - кто-то из воинов пытается согреться, кто-то поддерживает рядом стоящего.

На заднем плане пишется фигура отступника, который не выдержал мучений и скрылся в теплой бане. Фигура убежавшего воина пишется не полностью: главное, что не изображается - это его лицо. Отсутствие на иконе лика сбежавшего символизирует его отпадение от Господа и извержение из лика мучеников.

В правом нижнем углу иконы по традиции изображается фигура стражника Аглаийя, который, видя подвиг воинов- христиан, уверовал во Христа и вместе с ними встал на лед замерзшего озера. На иконе Аглаий пишется также в движении - он скинул с себя одежду, которую держит в одной руке, другая его рука поднята к небу, что символизирует его исповедание веры в Господа.

Вверху по центру иконы пишется фигура Самого Иисуса Христа, Который благословляет святых мучеников на их подвиг. Между фигурами воинов и Господа символично пишутся мученические венцы - группа и один в стороне. Изображенный отдельно от других венец предназначался воину, который не выдержал мучений и отказался от него, но получает его стражник Аглаий, добровольно принявший мученичество, и с ним - этот венец.

Молитва 40 Севастийским мученикам

"О, святии, славнии страстоносцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитва вторая мученикам Севастийским

"О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

22 марта Пра­вославная Цер­ковь чтит память соро­ка мучеников севастийских , погибших в одно из послед­них гонений на христиан в пределах Римской империи (ок. 320 г.).

Святые мученики севастийские

Христианский календарь представляет нам множество имён мужественных людей, доказавших свои убеждения ценой жизни. Для порядочного человека земная жизнь – не само­цель и при определённых обстоятельствах теряет всякий смысл.

Христиане с самого начала мыслили себя воинами, – воинами духовными Христова воинства; и то, что очень многие святые были профес­сиональными военными, – отнюдь не слу­чайность: достаточно вспомнить святых Георгия Победоносца, Феодора Стратилата или нашего Феодора Ушакова.

Это произошло в Малой Азии, скорее всего, близ города Севастия Армянская (на территории нынешней Турции). Не убедив воинов-христиан добровольно изменить «при­сяге», данной ими Христу, языческие командиры загнали их по шею в ледяную воду Севастийского озера, за ночь покрывшуюся коркой льда. Горячая баня и сохранение жизни ждали на берегу каждого, кто согласился бы отречься от веры.

Лишь один из них не выдержал испытания, запятнав себя вечным позором; тогда его место занял стражник, вчерашний язычник, пораженный мужеством своих сослуживцев христиан. Он вдруг увидел, как небесные силы раздавали им венцы и одного оставили без награды.

В народном сознании этот день, практически совпадающий с весенним равноденствием, является точкой отсчета так называемых «утренников» – утренних морозов, продолжаю­щихся будто бы ровно сорок дней. Земля повернулась к солнцу северным полушарием, и об этом возвещают прилетающие птицы.

«Жаворонок весну благословил», – говорили хозяйки, выпекавшие из ржаного теста маленьких жаворонков. Внутрь птичек клали конопляное семя и иные сюрпризы, обмазывали мёдом, покрывали сусальным золотом и посылали родным и знакомым.

В прежние времена ребятишки бегали с печеными птичками по улицам и подбрасывали их к небу с криками: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!» Затем часть из них крошили и разбрасывали крошки для прилетевших живых птиц. Вот и мы дождались настоящей весны…

Верующий в Меня, если и умрет, оживет . (Ин. 11, 25)

День памяти

  • 22 марта

Имена 40 мучеников Севастийских:

Мученики Кирио́ н, Канди́ д, Домн, Иси́ хий, Ира́ клий, Смара́ гд, Евно́ ик, Вале́ нт, Вивиа́ н, Кла́ вдий, Приск, Феоду́ л, Евти́ хий, Иоа́ нн, Кса́ нфий, Илиа́ н, Сиси́ ний, А́ нгий, Ае́ тий, Фла́ вий, Ака́ кий, Екди́ кий (Екди́ т), Лисима́ х, Алекса́ ндр, Или́ й, Горго́ ний, Фео́ фил, Дометиа́ н, Га́ ий, Лео́ нтий, Афана́ сий, Кирилл, Сакердо́ н, Никола́ й, Вале́ рий, Филоктимо́ н, Севериа́ н, Худио́ н, Мелито́ н и Агла́ ий.

Житие 40 мучеников севастийских

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю.

Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

«Диавол же остался посрамленным: потому что, восставив на мучеников всю тварь, увидел, что все побеждено доблестию их, – и ветреная ночь, и холод страны, и время года, и обнажение тел. Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло Небо; вам отверзлись врата рая. Зрелище достойное Ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога в членах своих: став позором миру, Ангелом и человеком (1 Кор. 11, 9), восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. Все, воздвигнув один победный памятник за благочестие, украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.» — Святитель Василий Великий

Проповедь в день памяти Святых 40 мучеников Севастийских

Обращали ли вы внимание, возлюбленные братия и сестры, на то, что собой представляет теперешняя литература? Не говорю уже о той её части, которая специально рассчитана на то, чтобы развращать людей, ибо там такая грязь и непотребность, что просто об этом, по слову апостола Павла, «срамно есть и глаголати!»

И вообще настолько пуста теперешняя литература, сколько в ней суеты, сколько в ней того, что христианину совсем не должно быть интересно и не должно его привлекать. А рассчитано это именно всё-таки на то же самое, на опустошение человеческих душ.

Есть другая литература, то чтение, которое так любили когда-то на Святой Руси наши благочестивые предки, у которых со стола совсем не сходили книги, т.е., прежде всего, Жития святых.

В Житиях святых одной из прекраснейших страниц является то, что Церковь воспоминает в завтрашний день. Это память святых четыредесяти мучеников, сорока мучеников по-русски, подвиг которых был столь необычайным. Мы в Житиях святых читали о том, каким многоразличным мучениям подвергали мучители первых христиан, которые все умирали за Своего Спасителя, никоим образом не отвергаясь от веры в Него.

У сорока мучеников было необычайное страдание и после многих истязаний, в конце концов, мучители их погнали в замерзающее озеро, которое наполовину замерзло.

Не победив страшными пытками, и голодом, и морозом, повели этих сорок человек, и они там стоят, ободряют друг друга и, несмотря на страдания и мучения физические, духом радуются, сознавая, что Господь благоволит этот подвиг, этот подвиг их великой веры.

Но вот, один из них не выдержал, смалодушествовал, выбежал из ледяного озера, как говорится в Житии святых, и бросился в здание - баню натопленную, которая была на берегу специально для того, чтобы страдавшие видели и понимали, как легко спасение от мороза - только откажись от своего исповедания и иди там отогревайся.

Он выбежал из воды и побежал туда, но когда вошел в это теплое помещение, то умер внезапно. И вот сторож, солдат, который стоял там, наблюдая за порядком, видит, что с неба спускается сорок блестящих, сверкающих венцов на головы этих мучеников. Но венцов сорок спускается, а их тридцать девять, потому что один не выдержал и погиб. Видя все это, стражник бросился в воду, воскликнув: «И я христианин !» И все сорок венцов опустились на главы мучеников, включая этого нового, который присоединился к ним.

Это трогательное повествование всегда очень любили все и много витий и проповедников на эту тему говорили. Действительно, когда мы читаем о такой твердости, о таком мужестве, с каким они переносили те мучения, страдания, то не становится ли нам стыдно за наше малодушие?

Теперь православный человек часто боится перед другими перекреститься на храм Божий или вообще проявить себя христианином. А тогда христиане, не говоря о всяких подобных мелочах, смело шли на самые лютые страдания, потому что пламенели истинной верой.

Церковь пред нами ставит их пример в Великом посту, когда время особенного подвига поста и молитвы. Церковь призывает нас к их стойкости и взять пример их неуклонной и до смерти постоянной верности Христу. Здесь и сбылось то, что сказано в Апокалипсисе: «Будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни». Аминь.

Митрополит Филарет Вознесенский

40 мученикам севастийским, тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Иной тропарь, глас 1

Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас. / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Иной тропарь, глас 3

Страстотерпцы Христовы четыредесяте, / во граде Севастийстем мужественно пострадавшии, / чрез огнь и воду прошедшии, / в покой вечный в шедшии, / молитеся о нас ко Господу, / да жизнь мирну сохранит / и души наша спасет, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

РАССКАЗ О ТОМ, КАК СЕВАСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА СПАСЛИ

Рассказ митрополита Иосифа (Чернова; 1893–1975) о том, как однажды он чуть было не умер от лютого холода в фашистской тюрьме:

«– В Таганроге, в архиерейских покоях висела икона 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было…

И вот, зимой 1943 года, в Умани я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз. Я был почти раздет – на мне только подрясник. И тогда, в этом каменном мешке, я просил смерти: «Господи, дай мне умереть!» Невозможно было, не было сил терпеть эту стужу.

Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Молился горячо, усердно – и вскоре от души отступило отчаяние, по телу разлилось тепло, и я согрелся. И после того, как холод и отчаяние отступили, открылась дверь камеры и мне принесли передачу – Святые Дары, хлеб и теплую одежду.

К городу подступали советские войска, и немцы стали расстреливать заключенных. И вот, я взял в ладони Святые Дары и всю ночь перед ними молился. Верующие Умани собрали золото и подкупили помощника начальника тюрьмы. Он дал слово, что оставит меня в живых, и действительно, тогда как пленных немцы – одних угнали с собой, других расстреляли, – я же остался жив.

Когда пришли советские войска, владыка Иосиф был опять посажен – на этот раз советской властью. Уж больно подозрительным показалось то, что он выжил в гестаповской тюрьме. Но это уже совсем другая история»…

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф

Вконтакте

Севастийские мученики — образец смелости, крепкой веры, стойкости мужчин, не побоявшихся умереть за Бога, оставив даже блестящую военную карьеру. Их очень почитали на Руси — в день их памяти праздновали расцвет весны. Также их называют Сорока мучениками.
Само мученичество, отдание жизни за Христа многие века становилось источником чудес. Страданиями мученики обретали Царство и Славу Небесную, возможность помогать людям свыше. Слух об их подвиге распространялся во все пределы земные. Как герои Великой Отчечественной войны отдавали свои жизни за Родину, так и они претерпели пытки ради Христа

ИКОНА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ: КАК УЗНАТЬ ОБРАЗ, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ

Образ Севастийских мучеников очень узнаваем. На нем подробно изображено житие страдальцев за веру и их блаженная мученическая кончина, а также богословский аспект мученичества — терпение ради награды на Небесах:

    • Большую часть иконы занимают полуобнаженные мужчины с разной длины бородами, в набедренных повязках;
    • Некоторых, без сил склоняющихся вниз, под руки поддерживают другие мужчины;
    • Мученики стоят ногами на льду или по пояс в воде;
    • Над водой часто расположена баня — важный элемент жития мучеников;
    • Иногда изображен несчастный, не выдержавший мучений и ушедший в баню, и напротив, уверовавший во Христа одного из стражей;
    • Над святыми сияют нимбы (символ святости), зачастую с неба спускаются венцы или короны.
    • Вверху иконы в облаках находится Господь Иисус Христос, благословляющий верных ему людей обеими руками.

ЖИТИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Святые мученики Севастийские — одни из последних христиан, принявших мучения в годы гонений. Уже правил равноапостольный царь Константин Великий — император Византии. Однако соправителем его был некий Лициний (или Ликиний), бывшим не только язычником, желавшим уничтожить христианство в областях, подвластных ему, но и интриганом. Он планировал идти войной на Константина Великого и, конечно, опасался измены: ведь христиане могли встать на сторону своего единоверца.

Поэтому обращение христиан в язычество он решил начать со своих воинов, ведь дисциплину и послушание высшим чинам даже для христиан никто не отменял. Сам Лициний знал, что не так-то легко склонить христиан к вероотступничеству, но был готов уничтожить собственных воинов. После указа Лициния военачальник из армянского города Севастии Агриколай, знавший о том, что под его началом служат христиане, потребовал от них принести жертвы языческим богам, доказав преданность правителю. Эта Севастийская дружина состояла из сорока человек, прославившихся своим героизмом и многими победами. Конечно, они отказались предать свою веру, и были заключены своим начальником в тюрьму. Однако той же ночью, встав на молитву, все воины услышали голос Ангела или Самого Христа, говоривший, что спасется в Царствии Небесном тот, кто будет терпеть муки до конца.

Когда воины вновь предстали перед Агриколаем, тот изменил свою стратегию. Он стал льстить им, хвалить их смелость и силу, призывать подумать о молодой жизни, которая может оборваться. Он предлагал им, приняв язычество, получить внимание и милость императора, а там и блестящую карьеру. И вновь все воины отказались от почестей и были заточены.

Через неделю на суде Севастийские воины вновь исповедовали Христа, добавив, что готовы отдать и чины, и звания, и славу воинов, и саму свою жизнь ради сохранения верности Господу Иисусу, Который Один ценнее всего для них. Их хотели казнить избиением камнями. Возглавил казнь прибывший из Рима вельможа Лисий, однако ни один камень не попал в целую толпу казнимых воинов; по свидетельству очевидцев, разгневанный Лисий сам бросил камень, но попал прямо в лицо начальнику Севастийской дружины, Агриколаю. Даже палачам стало ясно, что их оберегает благодать Неведомого Бога. Вновь воинов-мучеников заключили в тюрьму, где ночью на молитве они услышали Голос Божий, укрепляющий их словами: «Тот, кто верит в Меня, даже если умрет — оживет на Небесах. Идите и не бойтесь, вы примете венцы небесные».

На следующий вечер, после очередных угроз и обещаний, воинов раздели и отвели к городскому озеру, покрытому льдом. Босыми ногами, без одежды они стояли на морозе, охраняемые стражниками. Чтобы заставить их изменить Богу, на берегу озера растопили баню, обещая сразу обогреть каждого, кто откажется от христианства. И действительно, после полуночи, когда холод стал ужасающим, один из дружинников бросился в баню… и упал мертвым на пороге ее. Возможно, Господь не попустил ему стать мучителем своих товарищей, взяв хотя бы на окраину рая за перенесенные мучения. Остальные же продолжали подбадривать друг друга и петь молитвы.

После трех утра Бог облегчил муки невинных страдальцев: в зимнюю ночь небо просияло светом, лед растаял и превратился в теплую воду, в которой мученики теперь стояли по пояс. На головы их зримо опустились сияющие венцы. Это чудо, как и бегство одного из дружинников, видел стражник Аглаий. Он сам снял с себя одежду и, разбудив остальных воинов охраны, исповедовал себя перед ними христианином, а затем вошел в озеро с молитвой: «Господь и Бог, в Которого верят эти воины, присоедини меня к их сонму, чтобы и я с Твоими рабами достойно пострадал».

Утром палачи увидели живых мучеников вместе с присоединившимся к ним охранником. Тогда их вывели из воды и казнили, перебив голени. Они скончались быстро, но в муках. Жизнь теплилась лишь в одном, самом юном — Мелитоне. Его мать, пришедшая на место казни, умоляла его терпеть страдания до конца. А когда тела всех мучеников сложили и повезли на костер, мать Мелитона понесла его за ними, чтобы пытки над ее сыном не продолжились и он не предал Бога. У костра скончался и он.

Тела Севастийских мучеников были сожжены на костре в тайном месте, а останки пущены в воду — ведь палачам было известно, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню. Но сами святые явились через три дня в сияющем сонме главе церкви Севастийской епископу Петру, указав на место, где пребывали их мощи. Владыка Петр со священниками Севастии ночью предал погребению останки мучеников.

ПОЧИТАНИЕ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

День памяти Севастийских мучеников — один из самых чтимых праздников Православной Церкви. Он празднуется весной, отмечается особым богослужением Литургии Преждеосвященных Даров и богат народными традициями.

День страданий Севастийских мучеников сохранился в Церковном предании — это 9 марта (по новому стилю 22-е). В этот день в 1230 году болгарский царь Иван Асень разбил вражескую армию и в благодарность за услышание его молитв Сорока мученикам устроил церковь с памятной колонной, а также распространил празднование их памяти в славянских странах.

Память Сорока мучеников, также называемая «сОроки», — начало весны, с которым связаны многие обычаи, традиции, приметы:

    • Во двор, где совьет гнездо ко дню Сорока мучеников ласточка, придет радость и удача;
    • Первые птицы прилетают к дню памяти мучеников Севастийских;
    • Пели в этот день песни-веснянки, призывающие весеннее тепло: дети на улицах, а девушки у озер, видимо, в связи с житием мучеников, страдавших на озере;
    • В этот день чистили дома, готовились к встрече весны кострами из зимнего сора;
    • Молодежь должна была до утра гулять и петь — очевидно, также в связи с житием мучеников, стоявших в воде ночь, — чтобы найти расцветшие листья вербы и утром, вернувшись домой, хлопать ими близких, желая здоровья.
    • Самый интересный обычай — печь особое печенье и булочки. Их «высаживали» на окно, как бы показывая весну. Печенье пекли круглым, в форме солнца — это был символ пробуждающейся природы. А вот булочки имеют даже богословский смысл. Их называют жаворонки (иногда — тетерки). Люди, наблюдая за этими птицами, узнали, что поющий жаворонок — первая весенняя птица — то летит очень высоко, под острым углом, к небу, а потом так же резко падает на землю. Православные говорили, что так птицы показывают пример смелости молитвы и смирения перед Богом: поднимаясь вверх, жаворонок, словно удивленный славе Божией, с благоговением опускается на землю. Христиане многих веков сравнивают песню первых весенних птиц — жаворонков — с молитвами Севастийских мучеников, которые они пели перед смертью. Они так же явили стремление в Царствие Небесное, к Солнцу Духовному, Господу Иисусу Христу, и смирение перед волей Его.

СВЯТЫНИ И ХРАМЫ В ЧЕСТЬ СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ

Царем болгарским Иван Асенем, распространившим почитание святых среди славян, был выстроен первый православный храм в их честь. Рядом с церковью он поставил памятную колонну. Церковь Сорока мучеников стала национальной святыней Болгарии. Здесь находятся захоронения многих правителей страны. В этом же храме был некоторое время похоронен великий святой Савва Сербский, а после его прославления мощи были перенесены обратно в Сербию. Он устоял даже во время захвата Болгарии турками, получив статус памятника архитектуры, хотя фрески и церковная утварь подверглись разграблению и уничтожению.

Интересно связано почитание Сорока мучеников с историей Москвы. Храм в честь Севастийских мучеников был основан в столице в 1645 г. (Динамовская, 28). Находится он у Новоспасского монастыря, в Спасской слободе. Строившие ее рабочие приехали из разных областей ради созидания храма, но место им настолько полюбилось, что они выстроили слободу вокруг храма. Так здесь появились улицы с названием Каменщики. В этом храме пребывает икона Севастийских мучеников и драгоценный ковчег с мощами. Также чудотворные иконы и святые мощи Сорока мучеников пребывают

    • В храме Севастийских мучеников Свято-Троицкой обители города Тюмень;
    • В церкви в их честь на территории Печорского Свято-Успенского монастыря Псковской области.

КАК МОЛИТЬСЯ И О ЧЕМ ПРОСИТЬ СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ?

Просить помощи Сорока мучеников можно в различных жизненных ситуациях, особенно тех, где требуется стойкость и смелость. Молиться образу Севастийских мучеников можно в храме и дома, возжигая свечи.

    • Придя в храм, приобретите церковные свечи и найдите образ Мучеников Севастийских по иконографическим приметам, указанным в начале статьи.
    • Дважды перекреститесь, поклонитесь, поцелуйте край иконы или ноги святых на иконе, перекреститесь в третий раз и поклонитесь снова.
    • Поставьте свечу на подсвечник, не важно, с какой стороны.
    • Обратитесь к иконе с молитвой.
    • Если в храме нет иконы Сорока мучеников, можно приобрести ее в церковной лавке — самый большой выбор обычно при кафедральном (главном) соборе вашего города. Дома прикладываться к иконе и молиться перед ней можно, также зажигая церковную свечу.

Святые мученики Севастийские особо помогают военнослужащим в исполнении долга, прохождении службы, в боях. Можно молиться им и если вы обычный человек:
— При сомнениях в вере;
— При необходимости сделать выбор;
— При трудностях, когда нужно проявить речение и стойкость;
— Для достойного выхода из неудачной для вас ситуации;
— Получить способность достойно преодолевать все беды, возникшие на жизненном пути человека;
— При отчаянии, депрессии, тоске и унынии;
— В отсутствии сил и желания для борьбы с жизненными неурядицами;
— Об уверенности в себе и доверии Богу.

Молитву Сорока мученикам Севастийским можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святые славные страстотерпцы Христовы, числом сорок в городе Севастии мужественно пострадавшие ради Господа, через огонь и воду прошли вы и как друзья Христовы вошли в покой Царства Небесного. Вы имеете великую смелость ходатайствовать перед Пресвятой Троицей о роде христианском, особенно же о людях, которые чтят вашу святую память и с верой и любовью вас призывают. Попросите у Господа Щедрого прощение наших грехов, исправления нашей жизни, чтобы в покаянии и любви друг ко другу без лжи мы жили, и смело предстали на Страшном Суде Христовом, а вашими молитвами встали рядом со Христом, Судей Праведным. О, угодники Божии, будьте нам защитниками от всех врагов: видимых, людей злых — и невидимых, духов злобы поднебесной, чтобы под вашим покровом избавились мы от всех бед, зла и нападений до последнего дня нашей жизни.
О страстотерпцы и всеми прославляемые воины, сорок солдат Христовых, твердые защитники: через огонь и воду прошли вы, и стали согражданами Ангелов в Небесном граде Иерусалиме. Молитесь с ними Господу Иисусу о тех, кто с верой вас и Его восхваляет: слава Подавшему вам силу и крепость, слава Венчавшему вас венцами нетленными, слава Дарующему исцеления вашими молитвами!

О страстотерпцы, угодившие Господу Богу и мученически свидетельствовавшие свою верность Ему! К вам, молитвенникам нашим, мы приходим с усердной молитвой и просим вас: умолите Бога Пресвятого прощение наших грехов, жизнь добродетельную нам, чтобы вечно мы прославляли имя Всесильного Бога во Святой Троице: Отца, Сына и Духа Святого, вечно. Аминь.

Молитвами святых мучеников Севастийских да хранит вас Господь!

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, войны же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер. Видя это постыдное бегство святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела. В это время сторожившие мучеников спали, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром пришли мучители и увидев, что святые живы и не пострадали от холода приписали все это волшебству. Они удивились, что среди них оказался темничный страж и впали в ярость. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию — перебить им голени молотами.

Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

Но когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы. Но мучители не успокоились, боясь что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Материалы по теме

Более миллиона гривен собрано в Великий пост для онкобольных детей Сумской области

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса