Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Первые князья кратко. Князья русские. Правление Игоря и Ольги

Согласно норманской теории происхождения древнерусского государства, следует вести отсчет первым русским князьям начиная с 862 года.

Именно в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик, которого и следует считать основоположником первой правящей династии на Руси.

Бояру Семену Ивановичу Воронцову тяжело достать останки и уволить верующих: «Если бы Семен не запретил, все люди последовали бы за ним в императорский город Москва». Цель состояла в том, чтобы укрепить «полюс святости» коллегиальной церкви Св. Михаила Кремля и избежать местного культа, выступающего в качестве раллийного для врагов московского ордена.

Проводят ли эти точечные наблюдения когерентную картину? Сазонов выделяет два отношения к смерти в средневековой русской культуре. Менталитеи киевского периода характеризуются «спокойной уверенностью» в спасении, основанной на простой оппозиции между христианами, предназначенными для спасения, и язычниками, которых может искупать только обращение. Покойные мертвые в православной религии обязательно остаются в руках праведников, а живые могут полагаться на их ходатайство. Но с конца двенадцатого века, и особенно после монгольского нашествия, усилилась мука проклятия.

Рюрик

Рюрик (862-879) - сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Был приглашён частью жителей Новгорода, чтобы "володеть" ими. Согласно легенде явился вместе с братьями Синеусом (это слово переводится так же, как "семья") и Трувором (это слово переводится так же, как "дружина"). Рюрику достался Новгород, Синеусу - Белоозеро, Трувору - Изборск. После смерти братьев Рюрик остался единовластным правителем и значительно расширил свои владения. От Рюрика пошёл древний княжеский род. К его потомкам относятся княжеские фамилии: Шуйские, Оболенские, Вяземские, Гагарины, Трубецкие, Одоевские, Волконские, Ухтомские и др. Правил в Новгороде 17 лет.

Наказания, посланные Богом, показывают, что основное различие заключается не между христианами и язычниками, а между хорошими и плохими христианами. Поэтому представляется необходимым принести новые гарантии, такие как взятие одежды, для личного и не коллективного спасения. Отныне и мертвые нуждаются в молитвах и поминовении живых. Пессимистический взгляд преобладал до конца четырнадцатого века, когда возрождение «древности» Киева учеными восстановило уверенность, по крайней мере, в окружении Дмитрия Донского.

Однако партия, возглавляемая высшей церковной иерархией, утверждает, что принадлежность к христианскому народу или даже к роду святого Владимира недостаточно, чтобы избежать проклятия. Нам кажется, что эта бинарная презентация сама по себе не позволяет объяснить поведение, с которым мы сталкиваемся в москвичах.

Олег Вещий

Олег (Вещий) (879-912) - князь новгородский и (с 882) киевский. Будучи родственником и воеводой Рюрика, правил за его малолетнего сына Игоря. Прославился военными походами. Завладел Смоленском, подчинил своей власти всех кривичей, полян, радимичей, северян, взял Любеч. Обманным путём в 882 захватил Киев, убив Аскольда и Дира - последних князей династии Кия. Перенёс столицу своего княжества из Новгорода в Киев, названный им "матерью русских городов". Подчинил себе северян, радимичей и древлян. В 898 произошло первое столкновение с западными соседями - венграми, агрессию которых удалось остановить. В 908 предпринял поход на Византию. Согласно византийским источникам, носил титул Великого князя русского. Княжил 33 года и был первым исторически достоверным князем.

Со своей стороны мы наблюдали три типа отношения к смерти и спасению: монашеский принц, светский принц и принц-питатель. Но, возможно, более показательно классифицировать людей в соответствии с функцией, которую они выполняли в момент смерти, поскольку она решительно определяет их выбор.

Они выбрали его из верности на примере Александра, но также потому, что, например, их семья, в отличие от Твери, не считает князей-мучеников, освященных его страданиями, и поэтому должна принять другую модель, Старейшины Москвы предпочли светскую смерть от царствования Дмитрия Донского, когда они конфисковали функцию великого князя Владимира в их интересах, а также когда принцип вертикальной преемственности заменяет принцип горизонтальная преемственность, традиционная до тех пор. Последний должен сражаться против своего дяди и его двоюродных братьев, но после его победы передача власти происходит по мужскому первородству.

Игорь

Игорь Рюрикович (Старый) (912-945) - великий князь киевский, сын Олега. В договоре 911 появляется статья о возможности приёма руссов на военную службу в Византию. Хазария отбивалась от наседавших печенегов, гузов, асиев, с 932 - алан, поэтому беспрепятственно пропускала русские отряды через свои земли. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940 иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать "дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944, был более удачным. В 944 русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944 соглашения между Русью и Византией с более содержательной, чем в 911, частью о военных обязательствах. В отличие от предыдущих походов в 945 руссы не сожгли Бердаа, а заставили жителей повиноваться Руси. Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев, и лишь тяжёлые болезни и неустанные бои вынудили их покинуть город, но перед этим руссы под предлогом выкупа собрали с жителей города огромное количество денег, золота и товаров. В 949 Византия направила против критских и сирийских арабов войско, в котором были и русские воины. В 954 русские, армяне и болгары сражались на стороне Византии против сирийского эмира.

С этого момента старшая из династии не может отказаться от своего положения, не рискуя дестабилизировать здание монархии. Но тип принца-фидера более характерен для младших князей. Он заключается в том, что сохранение привилегированных отношений с одним или несколькими аббатствами является для кадетов приемлемым способом выражения его духовных забот, осуществления его временных прерогатив и защиты местной идентичности его территории. Более того, заступничество могущественного монашеского сообщества может, возможно, избежать позора москвичей.

Убит, жившими по Припяти, древлянами за попытку вторичного сбора дани.

Ольга Равноапостольная

Ольга (Равноапостольная) (945-964) - киевская княгиня, жена Игоря, мать Святослава. Подавила восстание древлян, в отместку за смерть мужа сожгла их главный город Искоростень (погибли 5 тыс. жителей), присоединила потерянные Игорем земли уличей и тиверцев, учредила первые нормы налогового права на Руси. Совершив в 955 или в 957 дипломатический визит в Константинополь, приняла христианство под именем Елена. С 957 и до своей смерти правила за своего сына Святослава. Завершить строительство единого государства княгиня Ольга стремилась путем создания христианской епископии. Искусно играя на политических и религиозных противоречиях двух империй, Византийской и Священной Римской, не обращая внимания на уже существовавшие конфессиональные различия между восточно-христианской с западно-христианской церквами, она попросила германского короля Оттона (будущий император Оттон I Великий) прислать на Русь епископа и священников. Но когда в 961-962 Адальберт (будущий первый Магдебургский архиепископ) со священниками находился на Руси, там произошёл переворот. Ольга скончалась в 969, передав власть Святославу. Погребена по христианскому обряду.

Примечательно, что кадетские князья, которые стали монахами или которые появляются среди «питомцев», скорее всего, не будут похоронены вместе со своими братьями и двоюродными братьями в коллегиальной церкви Михаила Кремля. Это из-за их непосредственной близости к монашескому ордену или из-за того, что они достаточно стерты, что нет необходимости репатриировать их останки в семейный некрополь?

Те, кто умирает в тюрьме, признаются страждущими князьями, если не настоящими мучениками, и часто зарываются в семейный некрополь, что является своего рода посмертной реабилитацией. Говорят, что те, кто предпочитает изгнание в тюрьму, умирают в состоянии блуждания. Но даже в этом случае каждая связь, похоже, не разбивается между ними и родословной, так как возвращение всегда мыслимо.

Святослав

Святослав Игоревич (957-972) - киевский князь, первым из Рюриковичей носивший славянское имя, сын Игоря и Ольги, правил в 964-972. Отстранил Ольгу от управления и начал гонения на христиан, стремясь к религиозному единству страны. Используя огромный военный потенциал государства, не раздираемого религиозными противоречиями, Святослав смог совершить в с.960-н.970-х грандиозные походы, освободив от хазарской дани и подчинив своей власти вятичей (в 964-966), разгромив Хазарский каганат, завоевал обширные балканские владения Византии, которые та смогла вернуть их себе путём максимального напряжения сил. В 964-964 совершил поход на Семендер в Дагестане и Серкел (Белую Вежу). Нижний Дон был колонизован славянскими поселенцами, а на Таманском полуострове образовалось русское Тмутараканское княжество (фактория), в состав которого вошли племена Северного Кавказа - ясы и косоги.

Великие князья Древней Руси в период раздробленности

Дмитрий Шемьяка и его сын Иван умерли в изгнании, но внуку, Василию Ивановичу, было позволено восстановить свое место в царствующей семье, когда он покинул Литву. Солидарность по линии, символизированная в Москве некрополем архангела Сен-Мишеля, остается основой надежды на спасение. Конечно, живые молятся более, чем когда-либо, для мертвых, поскольку Москва подтверждает свою власть, но они также рассчитывают на помощь своих потомков, а не только тех, кого Церковь почитает официально, таких как Владимир, Борис и Глебом или Александром Невским.

В 966-967 Святослав спустился вниз по Волге к Итилю - главному городу Хазарского каганата. Летопись: "И бывши брани, одоле Святослав козаром, и град их… взя". Местное население оказывало слабое сопротивление, так как не хотело воевать за интересы иудеев.

В 967 Святослав вмешивается в византийско-болгарскую борьбу и предпринимает новый поход на Балканы. Он хотел перенести столицу государства из Киева в Переяславец на Дунае. Поход был прерван из-за нападения в 969 на Киев печенегов, подготовленный по инициативе византийского императора Иоанна Цимисхия.

Эта попытка не была бы исключительной, поскольку несколько монархий преследовали эту цель с различными успехами. Русские усилия не увенчались успехом, вероятно, в значительной степени из-за духовного провала царствования Ивана Грозного в глазах Церкви, а спонсоры Степенной книги ожидали 17-го и предельная степень мистического восхождения русского народа к спасению. Примечательно, что эта степень неполна, и все склонности к преследованию и заключению Книги степеней остались тщетными. Тем не менее, святость, как и династическая легитимность, нисходит, а не восходит.

В 969-971 Святослав в союзе с болгарами предпринимает второй поход на Балканы. В 969-970 он разоряет Северную Фракию. Однако в 971 императору Иоанну Цимисхию удалось вытеснить Святослава из Болгарии. И хотя русское войско, осаждённое в Доростоле на Дунае, продолжало сопротивляться, численное превосходство византийцев (100 тыс. греков против 10 тыс. славян) принудило Святослава отступить. Возвращаясь с остатками соей дружины в Киев, в 972 он был убит печенегами у днепровских порогов. После его смерти между наследниками началась борьба за власть.

Он исходит из первой степени, Владимир, и должен быть передан каждому поколению, чтобы быть все еще эффективным. Подобно тому, как князь, отец которого не властвовал над престолом Киева, не может законно утверждать, что он был потомком Владимира таким же образом, принц, чей отец не был бы, также, освященный, не мог воспользоваться святыней Владимира.

Короче говоря, независимо от личной преданности и материального положения принца, он не может быть полностью отрезан от своего генеалогического древа. Метафора дерева - это то, что открывает Книгу степеней и составляет ее организационный принцип. В предисловии к книге потомки Владимира определяются как «линия праведности», в которой каждый «любит Бога» по-своему.

Святослав впервые объединил под властью Киева все восточнославянские племена.

Владимир Великий

Владимир I Святославич (Святой, Великий, Красно солнышко, Равноапостольный) (956 - 1015) - великий князь киевский с 980, при котором завершилось образование русской государственности. В 980 разгромил войско своего брата Ярополка и убил его самого. Походами на вятичей, радимичей и болгар укрепил Древнерусское государство. Завоевал Червоную Русь (Галицию) по обе стороны Карпат, победил ятвягов. У поляков были захвачены Червень, Перемышль и другие города. При нём построена первая засечная черта по рекам Стугне, Суле и Десне. Наблюдался расцвет экономики и культуры ("былинный период русской истории"). Начата чеканка монеты на Руси - "серябреников" и "златников" Владимира Святославича. Первые годы его княжения были омрачены жестокостью его характера, ревностным поклонением идолам и наклонностью к многожёнству. После корсунской истории в 988 начал христианизацию Руси. Церковью причислен к лику святых, назван "равноапостольным". В девяти крупнейших центрах Руси он посадил своих сыновей на княжение.

Здесь мы находим концепцию, которая напоминает нам о политических теологиях, разработанных на Западе, особенно в Англии и Франции, о династической преемственности и двух телах короля. Также на Западе ясно, что учение о богословии и каноническом праве, которое учит, что Церковь и христианское общество в целом являются корпусом мистикума, главой которого является Христос, юристы богословской сферы относятся к государству, глава которого - король. Согласно доктрине томистов, в то время как в человеческом теле конечности присутствуют «все сразу», в мистическом теле Христа, члены аккумулируются постепенно, в постоянном порядке, «с самого начала мир до конца света».

При Владимире I укрепилась русская государственность:

    завершается объединение восточных славян в составе единого государства;

    оформляется территория Киевской Руси;

    завершается формирование древнерусской (восточнославянской) народности, языка и культуры;

    феодальные отношения становятся полностью господствующими во всех областях общественной жизни, оставаясь при этом весьма неразвитыми;

    Правление Владимира Мономаха

    Отныне, в глазах теоретиков, династия, «дом», была похожа на сверхличную сумму, сравнимую с универсумом, который «никогда не умирал». Однако есть существенная разница. На Западе, в династической преемственности, как в гильдиях. Нам кажется, что москвичи, со своей стороны, составляют мистическое тело путем последовательного накопления во времени; но в каждом поколении это тело формируется не только властелином в должности, но коллективностью или корпорацией, которую он составляет в обществе своих братьев и двоюродных братьев.

    завершается смена родовой общины общиной территориальной;

    завершается формирование системы управления и суда.

Святополк Владимирович (Окаянный)

Святополк Владимирович (Окаянный) (1015-1019) - после смерти Владимира Святого Святополк объявил себя великим князем Киевским. Был незаконнорожденным сыном, так как мать его была язычницей, отсюда прозвище - "окаянный". Чтобы избавиться от младших братьев, убил Бориса - князя ростовского, Глеба - муромского, а так же Святослава - князя древлянского. Он говорил: "...изобью братию всю свою и власть Русскую един прииму". В Новгороде занимает престол Ярослав Владимирович, который тоже решает вступить в борьбу за власть. Святополк опирался на помощь поляков, Ярослав же хотел воспользоваться помощью новгородцев и варягов. Однако его брат Ярослав разбил его под Любечем в 1015 (1016). Святополк бежал в Польшу к своему тестю - польскому королю Болеславу Храброму. В 1018 Болеслав выступил в поход на Русь, разбил Ярослава и занял Киев, вернув престол Святополку. В следующем году (1019) Ярослав, вернувшийся из Новгорода, победил Святополка и печенегов на реке Альте. Святополк бежал на западные границы Руси и по дороге умер. При Ярославе Мудром Борис и Глеб будут канонизированы как святые.

Корпорация блестяще реализуется в семейном некрополе, «где лежат все благочестивые великие князья, их родословная». Известный как один из самых утонченных в свое время, ни одно общество не было так жестоко выбрано из своей родины, как русское дворянство.

Несмотря на выравнивание современности, русская аристократия остается для некоторых недоступной областью, что все способствует роскошью и полному великолепия. Утонченность, сложные обычаи, имена и линии, которые уходят своими корнями в историю, превратили его в мифический мир, дрейфующий между историей и мечтами. Власть во сне является привилегией великих обездоленных, - подчеркивает Жак Ферран в его богато иллюстрированной русской знати: портреты изгнания.

Ярослав Мудрый

Ярослав Владимирович (Мудрый) (ок.978-1054) - каган киевский, правил с 1019 по 1054. Впервые попытался принять титул "кесарь" (царь). В 1024 против него выступает брат бежавшего в Польшу и умершего там Святослава Мстислав Тмутараканский. Между ними произошла битва под Лиственом близ Чернигова. Мстислав нанёс Ярославу поражение. В результате Ярослав был вынужден бежать в Новгород и согласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра переходит к Мсиславу, западнее от Днепра остались владения Ярослава. Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти Мстислава в 1035 (1036). В Новгороде Ярослав посадил своего старшего сына Владимира, известного неудачным походом на Византию в 1043, сам же воссел на Киевский стол. Перед смертью Ярослав разделил русскую землю между 6 наследниками (5 своими сыновьями и племянником), и с этих пор началось развитие на Руси удельной системы. Установлен порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Очевидно предполагалось, что наследники будут править страной сообща (ни у одного из братьев не было какого-то одного княжества, все земли были расположены чересполосно). При Ярославе "Закон русский" начал заменяться "Русской правдой", шло широкое строительство церковных храмов, переводились византийские и другие книги на русский язык, основано училище в Новгороде; в стране было около сотни городов и строились новые (Ярославль, Юрьев - в 1030 и другие). Митрополитом самовольно в 1051 был назначен русский по происхождению - Иларион.

Фигура была составлена ​​из инициалов императрицы, увенчанной короной бриллиантов и прикрепленной к голубой ленте, цвету ордена Святого Андрея. Мы понесли его на левое плечо, чтобы пойти в суд или на свадьбу, а также во всех официальных случаях. Меня немедленно вызвали к императрице на пасхальную мессу во Дворце.

Как прекрасна была святая ночь с гимнами, исполняемыми хорами придворной часовни, и всей радостью Воскресения! «На следующий день был традиционный шар в костюме Суда», - добавила Вера Галицин в «Воспоминаниях эмигрированной принцессы». Строгое платье, которое носят женщины, - национальный костюм. Имперские кокочники, сверкающие как тиары, падали на тканые поезда из золота и серебра из кружевных парусов, которые носили камергеры. Почетные дамы были зелеными, красные подружки невесты. Остальные могли выбирать цвета по своей воле, как великие княжны и принцессы крови, чьи поезда носили джентльмены и страницы. Эта формальная одежда плохо прижилась к современным танцам, поэтому они танцевали только польских женщин, и комната выходила на огромный балкон, из которого можно было увидеть великолепное освещение, охватившее весь город. из лампочек, знаменитая колокольня Ивана Великого появилась из бриллиантов.

Список использованной литературы:

    История России с древнейших времен до конца XX века. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. (М.: Изд. Астрель, 2003)

    История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников. (М. Изд. Новый учебник,2007)

1. Деятельность князя Олега (879-912)

Шаковская собираются в сельской местности. Люди вторглись в собственность, и, несмотря на протесты слуг, они сломали тюлени, прикрепленные к спиртовому заводу, который был закрыт с войны, и погрузили кувшины в чаны с алкоголем. утонул. Благодетельница окружающего населения, принцесса пыталась улучшить положение крестьян на протяжении всей своей жизни: модельный госпиталь, школы, популярная библиотека, детская детская и т.д. но на революции, выступая против мародеров, для которых свобода означает грабеж, она объявлена ​​врагом народа.

И там, бессильная, она посещает обыск своего дома. Не просто воровство, крестьяне уничтожают многие произведения искусства, накопленные семьей в течение нескольких поколений. Картины и картины мастеров бросаются в окна и прижимаются к ветвям деревьев.


Деятель­ность первых киевских князей была подчинена двум основным целям. Во-первых, они стремились распространить свою власть на все восточнославянские пле­мена. Во-вторых, хотели выгодно продать получен­ное во время полюдья добро. Для этого необходимо было поддерживать торговые связи с другими стра­нами и расчищать торговые пути от разбойников, грабивших купеческие караваны.

Наиболее привлекательной и доступной для русов была Византийская империя - самое развитое и богатое европейское государство того времени. Поэтому киевские князья совершали военные похо­ды на Константинополь (Царьград), чтобы поддер­жать или восстановить прерванные торговые связи с Византией.

Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказал­ся путь «из варяг в греки». В 907 году Олег совер­шил грандиозный поход на Царьград. В нём участ­вовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань Константинополя ог­ромной цепью и укрылись за стенами города.

Тогда Олег повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колёса. Попутный ветер погнал парусники русов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. Результатом похода стал выгодный для русских куп­цов торговый договор с Византией, который Олег заключил в 911 году.

Согласно преданию, Олег, которого современни­ки называли Вещим, умер от укуса змеи, выползшей из валявшегося черепа его умершего любимого коня.

2. Правление Игоря (912-945) и Ольги (945-957).

После смерти Олега киевским князем стал сын Рю­рика Игорь. Он начал свою деятельность с возвра­щения под власть Киева древлян, которые отдели­лись, воспользовавшись смертью Олега.

В 941 году Игорь совершил большой поход на Константинополь. Но он был неудачным. Византий­цы сожгли ладьи русов особой горючей смесью - «греческим огнём».

Это поражение не остановило Игоря. В 944 году он вновь пошёл на Византию. Узнав об этом, греки направили к князю посольство с богатыми дарами. Игорь повернул свои дружины назад. Заключённый им в 944 году договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом до­говоре владения киевского князя впервые были на­званы Русской землёй.

Пока киевский князь совершал военные походы, дань с русских земель собирал воевода. Но, вернув­шись домой, в 945 году Игорь по настоянию дружи­ны сам отправился за данью к древлянам. Древля­не не стали перечить князю. Однако по возвраще­нии Игорю показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и вернулся к древлянам с новым требованием дани. На этот раз древляне возмутились - ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Ес­ли повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, по­ка не убьют его». Древляне перебили княжеских дружинников и жестоко расправились с князем.


История России в рассказах для детей. Начало Российского государства. (аудио)

После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня ус­тановила точный размер дани - уроки и места её сбора - погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа - важное изменение в жизни людей.

В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христиан­ство.


3. Походы князя Святослава (957-972).

По воз­вращении из Византии Ольга передала княжение своему сыну Святославу, которому суждено было стать одним из самых выдающихся полководцев сво­его времени. Вся жизнь этого князя прошла в похо­дах и сражениях.

Святослав был голубоглазый силач среднего роста, не­обычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Он брил го­лову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Мрачный и свире­пый, он презирал любые удобства, спал под открытым не­бом и вместо подушки клал под голову седло. На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь, а его воины издавали дикий пугающий вой. Но Святослав не на­падал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гон­цов с предупреждением: «Иду на вы».

Святослав присоединил к Руси последний вос­точнославянский союз племён - вятичей, которые до того платили дань хазарам. Из земли вятичей он двинулся на Волгу. Разорив земли волжских булгар, Святослав устремился в Хазарию, которая чинила препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем через Каспийское море в богатые страны Востока.

Во время двух походов против Хазарского кага­ната (965-969) войска Святослава разгромили глав­ные хазарские города - Итиль, Семендер и Саркел. Затем русский князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. На Таманском полу-острове было образовано зависимое от Руси Тмута- раканское княжество. Хазарский каганат вскоре по­сле походов Святослава перестал существовать как самостоятельное государство.

Победоносные походы Святослава встревожили византийского императора. Он всеми силами старал­ся превратить киевского князя в своего союзника, рассчитывая с помощью русских дружин восстано­вить свою власть над дунайскими болгарами.

В 968 году киевская флотилия вошла в устье Ду­ная. Святослав захватил ряд болгарских поселений, а город Переяславец объявил своей новой столицей.

Подобный поворот событий не входил в планы Византии. У её границ появлялся новый сильный противник. Император уговорил своих союзников печенегов напасть на Киев, где находилась преста­релая княгиня Ольга с внуками. Святослав с частью дружины поспешил домой и отогнал печенегов от столицы. Но князь заявил своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят всё доброе: от греков золото, ткани, вина, фрукты раз­ные, от чехов и венгров серебро и ко­ней, из Руси меха, мёд, воск и рабов». Но старая княгиня Ольга не хотела от­пускать князя в новый поход. Вскоре она умерла. Святослав оставил в Кие­ве старшего сына Ярополка. Второго сына - Олега он отправил в землю древлянскую. Третьего сына - мало­летнего Владимира, которого ему роди­ла ключница Ольги рабыня Малуша, с дядей его Добрынею отпустил в Нов­город. А сам князь устремился на Ду­най, где ситуация изменилась не в его пользу.

Весной 971 года против Святослава двинулись лучшие войска Византии. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых противники понесли большие потери. Это вынудило их начать переговоры. Византийский им­ператор согласился пропустить дружинников Свято­слава домой в обмен на обещание князя отступить­ся от Болгарии.

В 972 году, когда Святослав с небольшим отря­дом возвращался в Киев, печенеги подстерегли его в засаде у днепровских порогов (каменных нагро­мождений, перекрывающих реку) и убили. Печенеж­ский хан приказал вставить череп Святослава в зо­лотую оправу и использовал его на пирах в качест­ве чаши.

Пройти тест
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса