Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Таблица по литературе чацкий и фамусов. Отношение Чацкого к службе, к чинам и богатству. Характер главного героя пьесы "Горе от ума" А.С. Грибоедов. Отношение к богатству, чинам и т.д

к просвящению

4.Отношение к иностранному

5.Отношение к богатству и чинам

6.Отношение к любви,браку

7.Отношение к службе

8.Понимание слова ум

Служба:

"служить бы рад, прислуживаться тошно"

для него служба - тонкое дело, т.к. для продвижения по службе нужно прислуживаться тем, кто выше по чину.

"...учились бы на старших глядя: мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре - назолоте едал...дворе"

он очита службу главным "делом жизни"

Иностранное

"Сам погружен умом в зефирах и амурах...судьи... и в женах матерях...отрекся"

он патриот

"А дочек кто видал...выводят нотки"

он подстраивался под общестно своим отношением к иностранному

К любви, браку

Чацкий не видел брака без любви.

Для Фамусого брак должен быть по расчету. Считал, что любви вообще не существует.

Просвящение

"Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется....пожар!"

"Что нынче так же издревле хлопочут набирать учителей полых...и географом..."

"Собрать бы все книги да сжечь"

"Учение - вот чума...спиться..."

Идеал

для Чацкого - человек, любящий его искренне, без выгоды.

"Не надо много образца, когда в глазах пример отца. Учились бы на старших глядя"

Комедия «Горе от ума» скоро уж 200 лет как является украшением репертуаров многих театров. Все помнят цитаты Чацкого. И все знают, кто ее написал. Дипломат и поэт Грибоедов, статский советник. Для более полной характеристики этой личности следует напомнить, что этот человек, высокоэрудированный и компетентный, по своему темпераменту был гусаром. Он знал, что такое отстаивать законы чести, и мог отстоять ее на дуэли.

Грибоедов - в тройке самых образованных людей России начала XIX века

А еще Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство и Азии. Это поразительно - свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском языках. Кроме того, он сослужил великую службу России как дипломат-виртуоз. Разработанный им мирный договор с Персией подарил России 2 ханства. И в этом смысле, как утверждали его современники, один лишь Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не смог не оставить без внимания и награды старания дипломата. Вот какую силу представляли его образованность и ясный ум!

Удивительно ли то, что тема просвещения прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тезисно перекликается с точкой зрения самого дипломата-драматурга. Однако сначала нам стоит какой была сама Россия Грибоедова.

Малокультурная, необразованная Россия начала XIX века

По словам известного философа Бердяева, страна Россия была «огромным, необъятным мужицким царством», руководимым поместным дворянством, «малокультурным и ленивым», а также мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом. При этом при всем слой людей образованных и культурных был незначительным. Вот и ответ, почему высказанное отношение Чацкого к образованию вызывает такой негатив

Ведь даже император Александр I, пришедший к власти как либерал-прозападник, во времена написания бессмертной комедии Грибоедова возглавил антиевропейскую оппозицию, приблизился к религиозному мистицизму.

Александр Сергеевич Грибоедов - патриот и гражданин

Что делать, когда фамусовские слова «книги все собрать да сжечь» становятся сутью негласно поддерживаемой царем реакционной позиции чиновничества и помещиков? Они не просто боятся ремикса французской революции у себя в Отечестве, они боятся, что их потеснят на Олимпе российской власти.

Вот почему отношение Чацкого к образованию их пугает: ведь грамотность в перспективе вызовет изменение курса страны на антикрепостнический, либеральный.

Александр Грибоедов в своей «крамольной» комедии поднимает действительно острый для России вопрос, фактически влияющий на ее будущее. Причем его интерпретация должного уровня заслуживает пристального внимания.

Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении

В 1816 году в России, в среде военных образованных дворян, возникает Это те люди, которые во время увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. Они ожидали от императора Александра I принятия конституции, отмены крепостного права.

Отношение Чацкого к образованию фактически совпадает с позицией декабристов. Предложим вашему вниманию соответствующие фразы главного героя комедии.

Остры и лаконичны вышеупомянутые цитаты Чацкого! Что же этими фразами хотел выразить Александр Сергеевич? Он показывает несостоятельность действующей на то время системы русского дворянского обучения. Во-первых, его показной характер. Нередко нераспознанными оказывались псевдогувернанты. Нанимая их, без контроля оставалось то, чему реально они могут научить. Отношение Чацкого к образованию и просвещению, несмотря на его недавнее посещение заграницы, - прорусское. Он не считает разумным, например, слепое следование опыту немцев. Более того, молодой человек уверен, что «умный и бодрый» верующий русский народ, обладая инстинктом правды, многие внутренние проблемы решает эффективней, чем западные советчики.

Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования

Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет - разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.

В отличие от классических помещиков, дворяне, пребывающие на госслужбе, вынуждены были иметь определенное образование, хотя его критерии были, мягко скажем, невысоки. Чиновником является тот же Фамусов. Возникает вопрос: много ли ума нужно, чтоб работать с документами, следуя принципу «подписано, так с глаз долой»? Высоким военным чином является Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают лишь сожаление...

Взгляды Фамусова противоположны взглядам Чацкого

Ревностное отношение Чацкого к образованию и просвещению, в котором ощущается прогосударственная позиция, сталкивается с инертной, примитивной позицией Фамусова. Ощущается, что лично его в свое время учили (как метко сказал Пушкин) «как-нибудь». Впрочем, этот московский дворянин со средним состоянием, не утруждая себя чтением книг, не жалеет времени на пустые светские формальности. И что характерно, его ближний круг знакомых дворян и чиновников солидарен с ним.

Образование Чацкого, в отличие от Фамусова и Молчалина, соответствует стандартам «нынешнего веку». Автор не вдается в детали, но упоминает, что и за кордон Александр Андреевич поехал-то, чтобы «ума набраться».

Вместо заключения

Впрочем, Александр Андреевич в своем трепетном отношении к образованию не одинок, как показывает проведенный читателями анализ Чацкого, точку зрения которого разделяют внесюжетные персонажи комедии. Это, например, упомянутый Скалозубом, его двоюродный брат, князь Федор, ботаник и химик, а также «упражняющаяся в расколах и безверье» профессура московского педагогического института.

Поэтому уход Чацкого из фамусовского дома мы не воспринимаем как полное игнорирование обществом его взглядов на образование.

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии "Горе от ума", оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел "великосветское общество" того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями "века нынешнего" и "века минувшего".

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель "века минувшего", недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что "на поселенье".Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку.
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему -
И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений
И его окончательное о просвещении и образовании в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Представители "фамусовщины" думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. "Мне только бы досталось в генералы",-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый .Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, "сгибался вперегиб", "отважно жертвовал затылком", зато был уважаемым человеком, "пред всеми знал почет".
Фамусовскому обществу чужда родная , русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных". Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К "кандидату в женихи" предъявляются определенные материальные требования:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,-
Тот и жених.
Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:"кто беден, тот тебе не пара".А вот полковник Скалозуб-"и золотой мешок, и метит в генералы". Чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.
Главный представитель "века нынешнего"-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый .Чацкий совершенно по-другому относится "к звездам и чинам".Он потому и ушел со службы, что "служить бы рад, прислуживаться тошно".Он ненавидит карьеризм и подхалимство:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!...
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком...
Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает "Нестора недодяев знатных", который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный добрый наш народ
Хотя по языку нас за немцев.
Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он "проиграл битву, но выиграл войну".Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:"Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы".Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?...нам каждого велят признать историком и географом.»
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса