Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Старые русские имена. Старославянские имена и их значения

В древности люди считали, что существует магическая связь человека и его имени. Полагали, что не зная основного имени, невозможно причинить человеку зла. Поэтому часто детям давали два имени: первое – обманное, известное всем, и второе – тайное, которое знали только самые близкие. Тайное имя скрывали, чтобы защитить дитя от сглаза и злых духов. Ложное имя иногда специально делали непривлекательным , чтобы обмануть нечистую силу.

В подростковом возрасте происходил обряд повторного имянаречения. Юношу называли в соответствии с выраженными чертами и особенностями характера, которые проявлялись к этому времени.

История возникновения

В дохристианскую эпоху славянские имена отражали смысл, вкладываемый при наречении. Обычно имя несло положительную энергетику и выражало надежды и пожелания родителей. Можно выделить несколько вариантов происхождения славянских имен :

  • От погодных явлений (Мороз, Ветран), времени суток (Суморок, Зорян).
  • Из природного мира: рыбьи (Ерш, Сом), звериные (Волк, Заяц), птичьи (Орел, Соловей, Ворон).
  • По качествам человека (Умник, Добряк, Молчан, Тишило). По чертам характера: Храбр (смелый, храбрый), Веселин (веселый, озорной), Обиден (обидчивый).
  • По внешним особенностям (Кудряш, Мал, Черныш). Крепких старославянских мальчиков могли назвать: Дубыня (сильный, как дуб), Горислав (стойкий, как гора).
  • Имена от глаголов, наречий (Ждан, Хотен, Найден, Дарен).
  • По порядку рождения: числительные (Первуша, Вторак, Третьяк, Шестак, Девятко), и порядковые (Старшой, Меньшак).
  • От языческих богов (Велес, Ярило).
  • Отрицательные имена выбирали для защиты от сглаза (Лихо, Злоба, Неждан, Дурак), или как отражение физических недостатков (Крив, Невзор, Некрас).
  • По роду занятий, профессии – Кожемяка, Воин, Селянин. Эти имена похожи на прозвища, но на самом деле они подтверждены сохранившимися документами.
  • Имена-производные от имен других народов. От древнегерманских имен Хродрик, Ингварр, Хельг произошли древнерусские Рюрик, Игорь, Олег.
  • Сложные или двухосновные имена, составленные из двух корней, объединенных соединяющей гласной.

Двухосновные

Большая часть древнеславянских имен представлена сложными двухосновными именами . Один корень такого имени определял качества (сила, власть, мощь, любовь), а второй корень показывал сферу их применения (все, люди, добро, боги, войско). Заложенный смысл таких имен можно определить интуитивно на слух. Например, Богомил – Богу милый, Всемил – всем милый, Казимир – кажет, показывает мир.

Склонность к военному искусству передавалось именами с военными корнями -полк, вой-, рати-:

  1. Ярополк.
  2. Ратибор.
  3. Ратислав.
  4. Воислав.

Склонным к изучению духовных наук добавлялся корень свят-:

  1. Святослав.
  2. Святомир.

Положительные качества определяли корни добро-, мило-, радо-, любо-:

  1. Любомир.
  2. Доброгост.
  3. Радолюб.

Некоторые смыслы уже сложно определить по звучанию, потому что значения слов изменились. Например, корень -жир означал изобилие, богатство:

  1. Жирослав.
  2. Домажир.

Корень -остр (остръ) означал храбрый:

  1. Остромир.
  2. Остромысл.

Корень -слав говорил о княжеском происхождении имени и высшем сословии. У ремесленников и крестьян те же имена имели простые суффиксы и окончания: -л(о), -ят(а), -ш(а), -н(я):

  1. Доброслав – Добрыня, Добрята.
  2. Путислав – Путята, Путятя.
  3. Станислав – Станило.
  4. Мстислав – Местило, Мистяша.

Эволюция

Многие имена древних славянских мужчин были утеряны после прихода на Русь христианства. На смену славянским языческим богам с христианством пришел единый Бог . С изменением веры произошел отказ от имен, которые включали имена старых богов (Ярило, Велес). Часть древнеславянских имен были запрещены христианской церковью.

Старославянские имена заменили имена из Библии (греческие, еврейские, римские и другие). После принятия христианства детей стали называть в честь православных святых. К примеру древнее имя Иван, которое легло в основу многих народных сказок и кажется исконно русским, произошло от еврейского имени Иоанн, и появилось уже после крещения Руси.

Часть древнеславянских имен оставались в обиходе, как мирские домашние имена, ими называли ребенка в семейном кругу. Некоторые из этих имен постепенно превратились в прозвища.

Много древних имен легло в основу фамилий (Неждан – Нежданов, Волк – Волков, Невзор – Невзоров, Некрас – Некрасов, Молчан – Молчанов, Заяц – Зайцев, Третьяк – Третьяков, Злоба – Злобов, Путяй – Путин, Орел – Орлов, Ерш – Ершов).

Часть славянских имен дошли до наших дней практически в неизменном виде. Владимир, Станислав, Вячеслав, Владислав – остаются популярными и современными и в настоящее время. Эти имена носили правители, князья, полководцы и воеводы, поэтому они сохранялись актуальными многие столетия. Часть старославянских имен были канонизированы церковью , по ним были добавлены именины, эти имена были внесены в церковные календари и остались в употреблении:

  • Владимир.
  • Богдан.
  • Всеволод.
  • Владислав.
  • Ярослав.

Полный список старославянских и их значения

Вот что означали древние имена русских мужчин :

  • Бажен (желанный, любимый, божий).
  • Базан (крикун).
  • Башило (баловник, шалун).
  • Белимир (белый, светлый мир).
  • Белогор (белая гора, возвышенный).
  • Белослав (белая, светлая слава).
  • Беляй (белый, светлый).
  • Берислав (берущий славу).
  • Богдан (Богами данный).
  • Боголюб (Бога любящий).
  • Богомир (Богу мир).
  • Болеслав (более славный, наиславнейший).
  • Боримир (борющийся за мир).
  • Борислав (борющийся за славу).
  • Братислав (брат, друг славы).
  • Бронислав (оберегающий славу).
  • Брячислав (славный воин).
  • Будимир (будящий, пробуждающий мир).
  • Бурислав (бурная слава).
  • Вадим (спорящий, доказывающий).
  • Вадимир (привлекающий, зовущий).
  • Велизар (великая заря, много света).
  • Велимир (великий, большой мир).
  • Велимудр (знающий).
  • Весилин (веселый, жизнерадостный).
  • Владимир (владеющий миром, стремящийся к согласию).
  • Владислав (владеющий славой).
  • Властимир (властвующий над миром).
  • Воислав (воюющий за славу, славный воин).
  • Володар (владеющий волей, владыка).
  • Вольга (чудодей, богатырь).
  • Воротислав (возвращающий славу).
  • Всеволод (всем владеющий).
  • Всеслав (самый славный, великодушный).
  • Вышеслав (выше других славой, прославленный).
  • Вячеслав (наиболее славный, наиславнейший).
  • Глеб (представленный Богу, отданный под защиту Богу).
  • Горазд (большой, крупный, умелый).
  • Горислав (пылающий в славе).
  • Градомир (созидатель мира).
  • Градислав (хранящий славу).
  • Гремислав (громко прославившийся).
  • Данислав (пусть будет славным).
  • Даримир (дарующий мир).
  • Добролюб (добрый, любящий).
  • Добромил (добрый, милый).
  • Добромысл (добро мыслящий).
  • Доброслав (прославленный добром, славящий добро).
  • Добрыня (добрый, удалой).
  • Драгомил (особенно дорогой, драгоценный).
  • Драгомир (дорожащий миром, любимый всеми).
  • Дружина (друг, товарищ, или войско, отряд).
  • Душан (душевный, духовный).
  • Духовлад (владеющий духом).
  • Есений (ясное небо, ясный).
  • Ждан (желанный, ожидаемый).
  • Житеслав (славящий жизнь).
  • Звяга (крикливый).
  • Звенимир (звенящий о мире, зовущий к согласию).
  • Златан (золотой, драгоценный).
  • Златомир (золотой мир).
  • Златослав (золотая слава).
  • Изяслав (добывший славу).
  • Ижеслав (будь со славой).
  • Истислав (истину славящий).
  • Казимир (несущий мир, покой).
  • Красимир (прекрасный мир).
  • Красислав (красота славы).
  • Лабута (неуклюжий, увалень).
  • Ладимир (умиротворяющий, в ладу с миром).
  • Ладислав (славящий красоту, гармоничный).
  • Лель (любовный, страстный).
  • Лучезар (лучащийся, светящийся).
  • Любим (любимый).
  • Любомир (любящий мир, любый миру).
  • Любомысл (любящий мыслить).
  • Любослав (славящий любовь).
  • Людмил (людям милый).
  • Мал, Малюта (маленький, малыш).
  • Мечислав (прославившийся мечом, славный воин, доблестный).
  • Милан (милый, нежный).
  • Милован (ласковый, заботливый).
  • Милослав (милая слава).
  • Мирко (мирный, спокойный).
  • Мирослав (славный миром, славящий мир).
  • Молчан (молчун, немногословный).
  • Мстислав (непримиримый, мстящий за славу, славный мститель).
  • Мыслимир (мыслящий о мире).
  • Надея (надежда, ожидание).
  • Негомир (нежный мир).
  • Никола (победитель, воин).
  • Одинец (единственный, первый по счету).
  • Олег (священный, посвященный).
  • Остромир (пронзающий, храбрый мир).
  • Остромысл (остро мыслящий, храбро мыслящий).
  • Пересвет (пресветлый, яркий, ясный).
  • Полкан (сильный, прыткий).
  • Полюда (великан, огромный).
  • Прекрас (прекрасный).
  • Путимир (разумный мир, путь мира).
  • Путислав (прославивший свой путь, благословенная дорога).
  • Радамир (радующийся миру, борец за мир).
  • Радей (радостный, радость).
  • Радимир (радеющий за мир).
  • Радислав (радующийся славе, радеющий о славе).
  • Радмил (милая радость).
  • Радосвет (свет радости).
  • Ратибор (бесстрашный воин, победитель войска).
  • Родислав (родом славный).
  • Ростислав (растущая слава, выросший для славы).
  • Светозар (светом озаряющий, озаренный светом).
  • Святомир (святой мир).
  • Святослав (освященный славой).
  • Святополк (борец за святое дело, святое воинство).
  • Славомир (славящий мир).
  • Станислав (становящийся славным или славящийся станом).
  • Стоян (стойкий, крепкий).
  • Твердимир (твердый мир).
  • Творимир (создающий мир).
  • Тихомир (тихий, мирный, умиротворенный).
  • Тихослав (тихая слава).
  • Хотислав (желающий славы, стремящийся к славе).
  • Храбр (храбрый).
  • Хранислав (хранитель славы).
  • Чеслав (прославленный).
  • Чудомил (чудесный, милый).
  • Янислав (славный).
  • Яромир (яркий мир).
  • Ярополк (яркий полк, мощное войско).
  • Ярослав (яркий славный, славящий Ярилу, бога Солнца).

Древнеславянские мужские имена не только красиво звучат, но и имеют глубокие корни и сакральные значения. Они несут в себе печать энергетики, культуры и традиций славянского народа. Выбирая древнеславянское мужское имя, родители закладывают основы духовных качеств и направление жизненного пути своего ребенка, ведь на растущего мальчика будут проецироваться те черты, которыми обладали великие предки.

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

Алфавитные списки имен святых, упоминаемых в современных календарях (месяцесловах) Русской Православной Старообрядческой Церкви:

1) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2017 год",

издание Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ (Москва, Рогожский поселок, д. 29),

см. мужские имена (от А до К) мужские имена (от Л до Я) женские имена (от А до Я)

2) "Православный старообрядческий церковный календарь на 2016 год",

со ставитель и редактор-издатель епископ Зосима Донской и Кавказский (г. Ростов-на-Дону),

Алфавитный список имен святых из месяцеслова Русской Древлеправославной Церкви:

исходные документы - "Древлеправославный церковный календарь" (на 2009 и 2017 гг.), и здатель Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси (Москва, ул. Новокузнецкая, 38),

Месяцеслов Русской Православной Старообрядческой Церкви можно найти, например, на сайте "Старообрядчество Марийского Края" (http://maristarover.ru/), см. ссылку .

Месяцеслов Древлеправославной Поморской церкви (подготовлен Рижской Поморской Богоявленской старообрядческой общиной и Союзом Старообрядческих приходов Эстонии, ежегодно публикуется на сайте "Старовер-поморец", г. Рига, http://starover-pomorec.eu/, см. Месяцеслов на 2016 год , Месяцеслов на 2017 год

http://www.endzeli-starover.com/ Месяцеслов Энджельской Поморской староверской общины (Древлеправославная Поморская Церковь Латвии)

Как правильно: старовер или старообрядец? С тароверы о себе (социолингвистический аспект). // Статья опубликована в журнале "Вестник РУДН", серия "Теория языка. Семиотика. Семантика", 2012 год, № 3, стр. 96-104 // Автор Н.В. Иванова, Кафедра русистики и славистики Даугавпилсского университета (Латвия) // Представлен анализ различных точек зрения на староверов: официальной, зафиксированной в словарях русского языка; точки зрения представителей других вероисповеданий; взгляды староверов на самих себя, .

Об именах старообрядцев Урала и Сибири, а также потомков переселенцев в Канаду и США. Многие традиции наречения имени были в советские годы «вырублены топором» почти в буквальном смысле. Большой массив имен перешел в разряд «редкие имена», а многие русские имена практически полностью вышли из употребления. Искать утраченное оказалось возможным у старообрядцев Урала и Сибири, а также у потомков переселенцев в Канаду и США - русских староверов, духоборов (духоборцев) и молокан, которые сумели сохранить наследие предков, приспособив к современным реалиям. Предлагаем вам статью известного лингвиста Никитиной Серафимы Евгеньевны «Об имени собственном в русских конфессиональных группах» (опубликована в 2004 г.) - обязательно почерпнете что-то новое для себя! .

На этой ссылке находится сайт русских духоборов в Канаде "Doukhobor Genealogy Website": http://www.doukhobor.org/ (в разделе Doukhobor Names вы найдете интересный материал по теме, и в частности, 1. Russian Male Names Among the Doukhobors , 2. Russian Female Names Among the Doukhobors , 3. English-Russian Name Cross-Index , 4. Russian-English Name Cross-Index , 5. Guide to Doukhobor Names & Naming Practices).

Имена старообрядцев Уральского казачьего войска

Статья "Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска" опубликована в журнале "Вопросы ономастики" (2009, № 7, стр. 81-99, автор Назаров Алоис Ильич; сайт журнала http://www.onomastics.ru/). В статье представлен именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска, извлеченный из нескольких метрических книг (1832-1837 гг., 1841 г.) старообрядческой часовни в г. Уральске. Приводятся перечни мужских и женских имен староверов Уральского казачьего войска и православных г. Петропавловска. Читайте здесь: аннотация , текст статьи .

Именник старообрядческой общины на территории Миорского района Витебской области.

Исетские старообрядческие имена в современном языковом сознании: структура, семантика, прагматика (на материале Первой всероссийской переписи 1897 года). Кузнецова Янина Леонидовна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.19 - теория языка. Работа выполнена в Тюменском государственном университете (кафедра общего языкознания), Тюмень, 2006 г., .

Женский антропонимикон старообрядцев Исетской волости конца XIX века. Автор Кузнецова Янина Леонидовна. Опубликовано в сборнике "Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования", выпуск № 7 / 2006, стр. 138-141, .

Структура и содержание святцев староверов Федосеевского согласия. Автор Алла Камалова (Варминско-Мазурский университет, Ольштын, Польша). Опубликовано в сборнике «Православие в славянском мире: история, культура, язык», стр. 95-113. Издатель: Centrum badań europy wschodniej Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie, Olsztyn 2014. ISBN 978-83-61605-30-0. Электронная версия статьи (pdf, 10 Mb) .

Антропонимическое пространство села Верхний Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай (на примере имен собственных). Авторы Т.Н. Никонова, Л.И. Толстых, Н.А. Куликова. Опубликовано в монографии "Коммуникативная культура старообрядцев Горного Алтая", стр. 138-141. Редакционно-издательский отдел Горно-Алтайского Гос. Университета, 2014 г., 104 стр. ISBN 978-5-91425-109-0, .

Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии / Полная режиссерская версия фильма Сергея Ястржембского "Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии", снятого в 2012 г. в Боливии. Показан в 2013 г. на канале "Моя планета". Фильму предшествует беседа с протоиереем Леонтием Пименовым (Русская Православная старообрядческая Церковь). Смотрите на YouTube, время 43 мин. 25 сек. https://www.youtube.com/watch?v=IMdgqMg5X28 . Интервью С. Ястржембского об этом фильме - .

Русские староверы в Уругвае. По закону иудейскому над младенцем в восьмой день по рождении совершался обряд обрезания, при этом младенцу нарекали имя. Обряд этот был совершен и над воплотившимся «от Духа Свята и Марии Девы» вочеловечившимся Сыном Божиим, и Ему нарекли имя Исус, что значит Спаситель. Господь, Творец закона, исполнив обряд обрезания, явил нам пример, как следует исполнять Божественные установления. В то же время Господь принял обрезание для того, чтобы впоследствии никто не мог усомниться в том, что Он был истиным Человеком, т.е. истинно воплотился, а не призрачно, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. // Из календаря РПСЦ на 14 января (1 января по старому стилю)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса