Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь не только изображает жизнь украинского казачества, но и показывает душу этого народа, особенности формирования их национального самосознания в семнадцатом веке. На примере Остапа и Андрея автор характеризует жизнь и судьбу молодого поколения. Оба они сыны славного полководца Тараса Бульбы. Остапа и Андрия в повести дает возможность понять, насколько разными могут вырасти люди, воспитанные в одной семье.


Как проявлялись характеры братьев во время учебы?

Итак, Тарас Бульба (Гоголь отмечает это) гордится своими сыновьями. Они сильные, смелые, статные - настоящие казаки.
Характеры Остапа и Андрея прорисовываются во время обучения в бурсе. Остап - открытый, бесхитростный, прямодушный, готов нести наказания за шалости и проступки, но никогда не предает товарищей. Андрей обладает способностью выйти сухим из воды, хотя частенько верховодит проказами бурсаков. Он кажется нам в начале повести более чутким, утонченным, интересным, человечным, чем его старший брат, который не замечает прекрасных девушек и цветущих садов. Остап думает только о гулянках с друзьями и казачьих военных походах.

Отношения братьев с родителями

Сравнительная и Андрея не может быть полной без рассмотрения их взаимоотношений с родителями.

Во время своего приезда домой из бурсы старший сын ведет себя излишне серьезно, не позволяя никому над собой смеяться. Остап готов драться с отцом из-за его насмешек, а младший будто и не слышит колкостей.

Остап резок, даже грубоват, но, уезжая на Сечь, очень жалеет мать, вспоминает детство. Тонко чувствующий младший брат тут же забывает обо всем.

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея не может быть полной без оценки их поведения на Сечи. Отец, Тарас Бульба, понимает, что оба сына смелые и ловкие, но отмечает, что Андрий видит только битву, развлекает себя, а не продумывает результат своих действий.

Остап, напротив, быстро оценивает опасность и мгновенно находит способ исправить положение. Отец замечает, что его старший сын может стать «добрым полковником», и не ошибается.

Об отношении Тараса к отчизне и сыновьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба», конечно, невозможна без рассмотрения эпизодов прощания отца с сыновьями.

Андрий предает отчизну из-за любви к красивой полячке и вступает в сражение против своих земляков, против отца и брата. Тарас Бульба, не колеблясь, убивает его собственной рукой, ведь только так, по его мнению, можно избежать позора. Он не прощает предательства. Тарас бросает мертвого Андрия, как врага, не похоронив.
К преданному отчизне Остапу отец из последних сил пробирается в Варшаву и готов отдать за его освобождение любые деньги. Когда же становится понятно, что ничего нельзя сделать, он отправляется на место казни любимого сына. Даже в последние минуты жизни Остапа Тарас видит перед собой стойкого командира, который подает пример товарищам.

Отношение Гоголя к братьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея обязательно должна включать

авторскую оценку персонажей. Николай Васильевич Гоголь полностью разделяет уважение и бесконечную любовь главного героя к сыну. Андрей, по мнению автора, не стоит внимания, поэтому о нем он забывает после его уважает Остапа за сильный характер, за его способность любить и почитать родителей, земляков, отечество.

Чужие среди своих

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея не может не затронуть тему одиночества обоих героев.

Оба брата - смелые, сильные, умные. При этом они очень разные. На первых страницах повести автор как будто несколько больше симпатизирует Андрею, отмечая в нем живость и развитость чувств. Нельзя, однако, не заметить, что Гоголь уважает Остапа за его прямоту, умение нести наказание, но в то же время считает его простоватым. Андрей же очень изобретателен и всегда может избежать наказания, его душа доступна более высоким чувствам, он рано ощутил потребность в любви. Из-за нее он и погибает.

Остап тоже ощущает потребность в любви, но ему нужна любовь родителей, прежде всего отца. На первый взгляд, он суровый воин, но страх перед наказанием батьки заставляет его, например, взяться за ум во время обучения. Именно поэтому так ранят его сердце отцовские насмешки. Он не испытывает ни малейшей гордости, когда его, молодого казака, назначают шалашным атаманом после того, как погиб Бородатый. Для него важно служить отчизне, ведь он любит то, что дорого сердцу его отца. Даже его последние слова обращены к батьке.

Андрей же ищет другой любви. Среди земляков все ему чужие. Любовь к женщине заставляет его совершить преступление. Казаки - народ простой, грубоватый, а младший сын Тараса Бульбы совсем не такой. Он очень одинок. Богатое воображение и живой ум, вероятно, не давали ему в простой казачьей жизни. Одиночество души объединяет обоих братьев. Один стремится завоевать любовь отца, второй пытается найти ее в лице прекрасной полячки.

Такова сравнительная характеристика Остапа и Андрея.

Трагедия в жизни Тараса Бульбы

Тарас Бульба - смелый и отважный атаман. Он живет своим отечеством, бесконечно предан родине.

Трагедия главного героя в том, что он потерял обоих сыновей. Остап погиб за отечество, Андрей пострадал за любовь к женщине и принял смерть от руки отца. Не может быть, чтобы в глубине души отец не скорбел по младшему сыну, но он заглушил в себе подавил его.

После смерти Остапа жизнь Тараса Бульбы фактически заканчивается. Он справляет «кровавые поминки» по старшему сыну. Тарас беспощаден к врагам. Он живет одной мыслью - отомстить.

Смерть Тараса Бульбы наступает нелепо. Он возвращается на поле боя за потерянной люлькой, которая считалась своеобразной душой казака. Существовала примета, что, потеряв ее, можно было заболеть или умереть. Но по иронии судьбы (как знать, быть может, атаман забыл ее не случайно) главного героя схватили именно во время поисков люльки. Сгорая заживо, Тарас Бульба призывал соотечественников вернуться и хорошо погулять. Трагическая смерть объединила отца и таких непохожих друг на друга сыновей.

Остап и Андрий - старший и младший сыновья главного персонажа повести, Тараса Бульбы. Остапу 22 года, Андрию - едва за 20. Братья возвращаются в родной дом из киевской бурсы по окончании обучения, описана их встреча с отцом и матерью. Мать скучает по сыновьям, ее приводит в отчаянье желание мужа немедленно увозить их в Запорожскую Сечь.

Тарас Бульба напротив к сантиментам не склонен и намерен знакомить ребят с жизнью в суровых условиях поля битвы. «Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!» Также известно, что Бульба прислал юношам лошадей лишь к моменту окончания их учебы; прежде во все каникулы они возвращались домой пешком. Проявление чувств у мужчин того времени было не в чести. Долг перед Родиной – вот святая обязанность козака.

У Остапа несгибаемая воля и железный характер; ему не присущи никакие сомнения и колебания. Еще подростком, принимая участие в шалостях семинаристов, он показал себя отличным товарищем, ни разу никого не выдав и не пытаясь уходить от справедливого возмездия в виде порки. Желания учиться у него не было, он не раз избавлялся от своего букваря, но стоило отцу пригрозить Остапу монастырем, как тот быстро оказался в числе лучших учеников. Он умеет ставить цели и искать способы их достижения, проявив себя грамотным стратегом на поле боя. В сражении он хладнокровен, вынослив и неутомим, решая четко поставленную задачу: одолеть противника.

Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». В период обучения он чаще Остапа бывал предводителем юношеских проказ, но старался найти способ увильнуть от наказания. Он также отважен в сражении, как старший брат, но куда менее расчетлив: «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».

Андрий отличается от брата большей эмоциональной подвижностью: «…Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет…». Способен он и к состраданию: его глубоко потрясла сцена казни убийцы, когда того закопали живым в могилу, поставив сверху гроб его жертвы; идя спасать возлюбленную, он бросает кусок хлеба умирающему от голода. Он стесняется проявления чувств, поскольку в то время это совершенно не было принято. Эта душевная потребность отдаляет его от собратьев-козаков, став роковой.

Встретив очаровательную панночку, Андрий влюбляется со всем пылом юношеского сердца и отрекается от всего святого для запорожского козака: веры, Отчизны, отчего дома. Безусловно, это предательство. Но предательство почти всегда идет рука об руку с трусостью: это не про Андрия. Его предательство говорит о едва ли не большей отваге и мужестве, чем поведение его старшего брата во время пыток и казни. Скорее всего, он понимает, что ничем особенно хорошим его история с панночкой не завершится; скорее всего он по молодости и горячности все же надеется на благополучный исход ситуации, но несмотря ни на что, он не может оставить любимую.

Факт измены Родине налицо, но это следствие не подлости человека, а непреодолимого свойства его натуры. Потребность в любви - одна из базовых в жизни нашего современника, и сейчас мои слова кажутся смешными по причине совершенной их очевидности; в то время люди мыслили другими категориями, и в этом смысле, конечно, Андрий был более душевно развитым, нежели другие персонажи повести.

Для обоих братьев вспыхнувшая война стала, в сущности, первой и единственной. Остап героически сражается, но попадает в плен в неравном бою. Его казнят. Сцена пыток страшная, но самый, пожалуй, отчаянный момент, когда он, несгибаемый, целеустремленный, невероятно сильный духом и телом человек, перед смертью зовет отца, и тот отзывается ему.

Как было и раньше, в момент расплаты Остап не мечтает о пощаде и не молит о ней, принимая неминуемую гибель, как должное. Но в последнее мгновение он надеется на поддержку «твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
Андрий погибает раньше от рук отца: Тарас не находит возможности смириться с предательством сына. Как и Остап, он не противится своей участи, но перед дулом ружья он вспоминает лишь свою прекрасную панночку, сожалея о ней - не об измене.

Трудно сравнивать братьев между собой. Внешне все выглядит просто: старший - герой Отчизны, младший - подлый изменник, продавший за юбку все на свете. Но не все в жизни можно мерить черным и белым. У братьев говорящие имена. «Остап» означает «устойчивый», что вполне подходит под его характер, а «Андрий (Андрей)» - «мужчина, мужественный, храбрый».

Так что не считает автор своего юного изменника предателем всего самого святого… Младший брат попал в такие несчастливые для себя обстоятельства, когда все, что свято для козака, оказалось противопоставлено его личной святыне - глубокой любви. И если сузить понятие Родины до одного-единственного человека, то оба брата были верны ей до конца.

Необыкновенная художественная правда сквозит в типах этой повести. Особенно хорошо и ярко выведены два брата, сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий. Хороши они по тому контрасту в характерах, который так ярко очертил Гоголь. Остап — железный характер, рассудительный, суровый, яркий представитель той среды, из которой он вышел.

Он выдается среди других по способностям; еще совсем молодой, он быстро входит в ту боевую жизнь, для которой он как бы и был создан, быстро приобретает опыт и становится не только наравне, но и выше старых вояк. Он не рожден для исканий и сомнений, для восприятия нового и проведения его в жизнь по своей натуре, в какую бы эпоху ни жил, он не реформатор, не проводник новых начал. Он лишь выдающийся и яркий представитель своего времени, тех традиций и тех форм жизни, какие сложились до него. Такие люди не знают противоречий ни сами с собой, ни со средой.

Остап, доживи он до возраста своего отца, Тараса Бульбы, был бы натурой столь же цельной, не знающей раздвоенности ни в своем миросозерцании, ни в своих поступках. Если бы он не так рано умер, он, несомненно, совершил бы не один подвиг, пользовался бы большим уважением среди казаков и влиянием среди них, а после смерти бандуристы воспевали бы его подвиги. Это одна из тех натур, которые необыкновенно полно отражают свою эпоху. Во всей повести этот тип необыкновенно выдержан. Свое пребывание в бурсе он начинает с того, что несколько раз пытается бежать оттуда, и его не останавливают самые жестокие наказания.

Только после угрозы отца отдать его в монастырь он меняет свое поведение и усаживается за учебник; занимается он с непоколебимой энергией, какая была ему свойственна. В похождениях бурсаков он всегда принимает участие. Он редко предводительствует другими, но всегда в таких случаях является самым верным товарищем. Он создан для бранной жизни. Настоящее воспитание для него начинается в Сечи. Он суров и рассудителен, ко всему присматривается и из всего извлекает пользу. Немного ему нужно времени, чтобы явиться уже испытанным бойцом и даже разумным начальником. Умирает он геройски, с обычной суровой непреклонностью.

Совсем другое представляет из себя его младший брат Андрий. Это — поэтическая, увлекающаяся натура. Гоголь с особенной любовью обрисовал его черты. Он имеет более мягкое сердце, чем его брат. Он доступен чувству прекрасного. Его рано начинает занимать фраз красавицы, которая носится в его мечтах. Когда же увидел таковую в действительности, он увлекается ею до самозабвения. Он склонен к идеализации и мечтам.

Даже в войне он видел ее эстетическую сторону. Он не был ремесленником войны, он упивался ее поэзией. Он не был способен, подобно Остапу, «в один миг вымерить всю опасность и все положения дела, тут же найти средство, как уклониться от нее, уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее». Нет — «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит измерять заранее свои и чужие силы.

Бешеную негу он видел в битве: что-то пиршественное зрилось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, а он несется как пьяный, в свисте пуль…». Ему, Андрию, достаточно одного напоминания о панночке, произведшей на него два года тому назад такое сильное впечатление, чтобы он отбросил все и кинулся к ее ногам.

Преданностью православию, преданностью Запорожью и славной Сечи, верностью товарищам, — всеми этими святынями для запорожца, крепко укоренившимися в нем под влиянием бранной жизни и постоянных опасностей, он жертвует ради увлечения, порыва. Сопоставление двух братьев со столь различными натурами отнюдь не носит искусственного характера.

Остап Андрий
Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус.
Характер Каменный. Утонченный, гибкий.
Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный.
Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции.
Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к полячке затмили всё и он начал сражаться за врага.
Взгляд на мир Мир прост и суров.
Интерес к «чужому» (иностранному) Не интересуется политикой, мнением «чужих». Чуткий по отношение к «иному».
Эпоха Героическая, примитивная эпоха. Утонченная цивилизация и культура. Войны и разбои заменены торговлей и политикой.
Отношение в семье Подражает отцу. Мамина радость.
Место обучения Киевская Бурса.
Учёба Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников. Андрию легко даются знания без особого напряжения.
Отношение к наказанию Не избегает наказание, сам ложится на пол и терпит удары. Никогда не сдавал друзей. Выкручивался, чтобы избежать наказание.
Мечтает О подвигах и сражениях.
Мысли при поездке в Запорожскую Сечь Думает о сражениях, мечтает о подвигах. Думал о встрече в Киеве с полячкой, не мог забыть свои чувства к ней.
Поведение в битве Холоднокровно рассчитывает угрозу, ведет себя спокойно и рассудительно. Может найти выход из трудной ситуации, причем с пользой. Целиком ныряет в битву, при этом обо всем забывает. Наслаждается битвой, не боясь, несётся в самый ад. Опьянён звоном оружия, блеском саблей и свистом пуль.
Мысли во время осады в Дубне О войне. О матери.
Отношение к товарищам Наравне с отцом, они самое дорогое что есть. Отрекся от них, семьи и Родины ради любви.
Отношение отца к сыну Гордость отца. Истинный казак. Позор отца. Предатель-сын.
Гибель Его пытали страшными муками, но он ничего не сказал. Его казнили враги. Убил отец.
Цитаты
  • «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал».
  • «О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!»
  • «Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые»
  • «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, добрый вояка».

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он вместе со своим старшим братом Остапом окончил Киевскую бурсу, где учился охотно, без напряжения, мечтал о подвигах и сражениях. Он был изобретательнее, чем его брат, умел увёртываться от наказания.
В отличие от Остапа Андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений. С самой ранней юности он начал ощущать «потребность любви» . Именно любовь заставляет Андрия совершить преступление, перейти на сторону врага. Для него воплощением любви становиться прекрасная панночка: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! » Андрий готов был служить паночке до последней капли крови. Из — за любви козак предаёт свою отчизну: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!» . Андрий отказался от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата.
Андрий начинает сражаться на стороне врага против своих вчерашних друзей соратников. Смерть выступает достойным наказанием для человека, совершившего такое предательство. Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мёртвый прекрасен» . Андрий погиб за свою любовь, судьба его была трагична.

Остап-старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии.
Вскоре Остап стал одним из лучших в академии. Всегда считался хорошим товарищем и его за это единодружно любили. С равными был прямодушен. Имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. После окончания учёбы Остап с братом приехали домой. Оба молоды и красивы, отправились с отцом в Запорожскую Сечь. Остап всё время думал о сражениях, мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступать своему прославленному в битвах отцу.
В свои 22 года он был поразительно хлоднокровен, всегда трезво мог оценить опасность. Остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. Крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. Казаки быстро оценили силу, смелость, ловкость, отвагу в бою. Даже Тарас Бульба поговаривал, что со временем из Остапа будет добрый полковник.
Остап остался до конца жизни верен своей отчизне, своему дому. Даже в плену, когда его подвергали страшным мукам, он не сказал ни слово, ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди.
Он умер, как верный сын своей Родины.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса