Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение о моне лизе. Лиза дель Джокондо: биография, интересные факты. Картина «Мона Лиза» работы Леонардо да Винчи. Чем занималась семья Джокондо

Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.

В наше время эта картина находится в парижском Лувре.

Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.

Кто такая Мона Лиза?

Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.

Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.

Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.

Создание картины

Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».

С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.

Мона Лиза (Джоконда) фото

Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.

Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».

Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.

Некоторые мифы о картине

Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет, из-за чего он оброс множеством легенд.

  • По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
  • По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
  • Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина, некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.

Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр

Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.

Похоже, что всемирная слава данного полотна объясняется не его художественными достоинствами, а спорами и тайнами, которые сопутствовали картину, а также особым воздействием на лиц мужского пола.

В свое время она так понравилась Наполеону Бонапарту , что он перевёз её из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне.

Мона Лиза - это упрощённый вариант написания названия «Мона Лиза», что в свою очередь является сокращением от слова madonna («моя госпожа») - так известный историк XVI века Джорджо Вазари с почтением высказывался об изображенной на портрете Лизе Джерардини в своей книге «Жизнь выдающихся итальянских архитекторов, скульпторов и художников».

Эта женщина была замужем за неким Франческо дель Джоконда, именно благодаря этому фактору итальянцы, а вслед за ними и французы стали называть картину «Джоконда». Однако нет полной уверенности в том, что на полотне изображена именно Мона Лиза Джоконда. На портрете, который описывает Вазари (хотя сам он его никогда не видел), у женщины брови «в некоторых местах более густые» (у Моны Лизы их вообще нет) и «рот немного приоткрыт» (Мона Лиза улыбается, но рот её закрыт).

Еще одно свидетельство сохранилось от секретаря кардинала Луиса Арагонского, последнего человека, который встречался с Леонардо да Винчи во Франции, где художник провел свои последние годы жизни при дворе монарха Франциска I в Амбуазе.

Похоже, что Леонардо показал кардиналу несколько картин, которые он привёз с собой из Италии, включая «портрет флорентийской женщины, написанный с натуры». Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда).

Она представляет собой достаточно большой спектр возможностей для разного рода альтернативных версий, любительских спекуляций и оспаривания авторства возможных копий картины и других работ Леонардо да Винчи.

С уверенностью можно лишь утверждать о том, что «Мона Лиза» была найдена в ванной комнате дворца Фонтенбло , который король Генрих IV в 1590-х годах задумал отреставрировать. На картину долгое время никто не обращал внимания: ни публика, ни ценители искусства, пока наконец после 70 летнего пребывания в парижском Лувре её не увидел известный писатель и поэт Теофиль Готье, занимавшийся в тот период составлением путеводителя по Лувру.

Готье очень высоко оценил картину и назвал её «восхитительной Джокондой»: «На губах этой женщины всегда играет чувственная улыбка, она как бы насмехается над своими многочисленными поклонниками. Ее безмятежное лицо выражает уверенность в том, что она будет всегда удивительна и прекрасна».

Несколькими годами позже неизгладимое впечатление, которое картина Джоконда произвела на Готье, стало ещё более глубоким, и он смог окончательно сформулировать особенность данного шедевра: «её извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты вверх в лиловой полутени, смеётся над вами с такой грацией, нежностью и превосходством, что, глядя на неё, мы робеем, как школьники в присутствии знатной дамы».

В Великобритании картина стала известна в 1869 году благодаря прозаику Уолтеру Патеру. Он писал: Это ощущение, которое таким странным образом возникает у воды, выражает то, к чему мужчины стремились в течение тысячелетий...

Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится; подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в пучину моря и хранила воспоминание об этом. Вместе с восточными купцами она отправлялась за самыми удивительными тканями, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной, и Святой Анной, матерью Марии, и все это происходило с ней, но сохранилось лишь как звучание лиры или флейты и отразилось в изысканном овале лица, в очертаниях век и положении рук.

Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место.

Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)

Чуть позже, в 1919 году, дадаист Марсель Дюшан купил дешёвую открытку с репродукцией полотна, нарисовал на ней бородку и подписал снизу буквы «L.H.O.O.Q», которые по-французски читаются почти как elle a chaud au cul, означающее что-то вроде «она горячая девчонка». С тех пор слава картины Леонардо да Винчи живет своей жизнью, несмотря на многочисленные протесты возмущённых художественных критиков.

Например, Бернард Беренсон в своё время высказал такое мнение: «...(она) неприятным образом отличается от всех женщин, которых я когда-либо знал или о которых мечтал, иностранка, которую трудно понять, хитрая, настороженная, уверенная в себе, преисполненная чувством враждебного превосходства, с улыбкой, выражающей предвкушение удовольствия».

Роберто Лонги заявил, что этой «невзрачной нервной женщине» он предпочитает женщин с полотен Ренуара. Однако, несмотря на всё это, возле портрета Моны Лизы ежедневно собирается гораздо больше фотографов, чем около самых знаменитых кинодив, на ежегодных церемониях присуждения Оскара. Также внимание к Джоконде значительно возросло после того, как она появилась в роли эпизодического персонажа в сенсационной книге Дэна Брауна «Код да Винчи».

Однако следует отметить, что имя «Мона Лиза» не является закодированным вариантом от «Амон Л"Иза», комбинации имен древнеегипетских богов плодородия Амона и Изиды. Иными словами, Мону Лизу (Джоконда) нельзя трактовать как выражение двуполого «женского божества». В конце концов, имя Мона Лиза - только лишь английское название картины Леонардо да Винчи, имя, которого не существовало во время создания полотна.

Возможно, есть доля правды и в том, что Мона Лиза - всего лишь автопортрет Леонардо в женском платье. Специалистам известно, что живописец действительно любил писать двуполые фигуры, именно поэтому часть искусствоведов и усмотрело сходство между пропорциями лица на картине и эскизом автопортрета Леонардо да Винчи.

В наши дни картина Леонардо да Винчи вообще не производит никакого впечатления на многих посетителей музея Лувр , равно как на Роберто Лонги или на героиню книги Дэна Брауна Софи Неве, которая вообще считала, что эта картина «слишком маленькая» и «темная».

Полотно Леонардо действительно имеет очень маленькие размеры, а именно 53 на 76 сантиметров, и в целом выглядит достаточно тёмным. По правде говоря, оно просто грязное, ведь в то время, как на большинстве репродукций исходные цвета картины «подправлены», еще ни один реставратор не осмелился предложить «подправить» оригинал.

Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит.

А пока сохранить полотно помогает стеклянное обрамление картины, созданное по проекту одной миланской фирмы. Если вам удастся пробиться через толпы посетителей, а также через налёт славы, грязь столетий и ваши собственные неправильные ожидания от картины, вы в итоге увидите прекрасное и неповторимое творение живописи.

Мы любуемся картинами старых мастеров, но редко задумываемся, как именно они выглядели в момент создания. Почему-то считается,что темная цветовая гамма - это оригинальный вид полотен. На самом деле, ВСЕ картины старше 50 лет были совершенно другими. Время разрушает цветовой пигмент многих красок. Некоторые исчезают, другие изменяются.
Поэтому то что видим мы,и то что писал художник, как говорят в Одессе:" Это две большие разницы ".

Мона Лиза. Леонардо да Винчи сегодня.

После года научных исследований, известная американская художница Дженес Кортес (Jenness Cortez) объявила о завершении своей работы по восстановлению картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в том виде, какой она была в начале XVI века.

Реставрация велась по заказу частного американского коллекционера. В своей работе Дженес Кортес использовала копию «Моны Лизы», принадлежащую музею Прадо, и данные французского научно-исследовательского Центра реставрации, опубликованные в 2004 году. Кроме этого, художница самостоятельно проанализировала большое количество исторических данных о картине и её копиях, сделанных современниками Леонардо да Винчи.

Согласно Джорджо Вазари (1511 — 1574 ), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза ) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo ), на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло .
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.


Дженес Кортес - Мона Лиза (копия картины Леонардо да Винчи)


Выполнив работу, Дженес Кортес отметила, что не претендует на полное сходство своей работы с оригиналом XVI века: “Я не претендую на то, чтобы сравняться в мастерстве с Леонардо. Но я вложила весь свой опыт, интуицию, воображение и страсть в свою работу. Мне хотелось бы думать, что мне помогала та же муза, что и великому Леонардо. Я надеюсь, что моя «Мона Лиза» будет принята поклонниками оригинальной картины”.

По мнению известных исследователей и реставраторов, многочисленные видимые изменения в «Моне Лизе», произошедшие за пять столетий, обусловлены следующими факторами:

Потемнение и пожелтение лака.

Полное исчезновение некоторых пигментов.

Природные химические реакции, которые изменили оригинальные оттенки.

Последствия чисток и реконструкций.

Изменения деревянной панели, на которой написана картина, под воздействием влажности.

Для понимания этих и других факторов, Дженес Кортес опиралась на результаты лабораторных исследований французских учёных-реставраторов. Обобщение исторического, научного материала и собственного опыта художницы позволили сделать следующие выводы:

1. Многие участки картины были светлее и более детально прорисованы, но изменение цвета лака изменило и цвет полотна, скрыв некоторые детали рисунка. Больше всего пострадали синий, коричневый и зеленый цвета, которым и было уделено главное внимание при реставрации.

2. Незначительному изменению цвета подверглись и другие пигменты. Для понимания того, каким образом они изменились, был проведён специальный анализ.

3. Поверхность картины имеет множество трещин, которые образовались, в первую очередь в результате большого числа перемещений, а также под воздействием влажности на деревянную основу.

4. Некоторые детали уничтожены благодаря интенсивным чисткам поверхности картины при реконструкции. Например, в области тени между переносицей и правым глазом, а также на подбородке, была утрачена более тонкая прорисовка деталей. Над верхним краем корсажа есть необъяснимые следы белой краски, что убедило Кортес в том, что на первозданном оригинале присутствовала нежная белая отделка лифа, тем более, что эта деталь довольна заметна на итальянской копии картины. Отметим, что версия «Моны Лизы», принадлежащая музею Прадо, была сделана неизвестным художником, современником Леонардо и, весьма вероятно, довольно точно передаёт оригинал.

5. На копии из музея Прадо также заметны блики в глазах, хотя они и не прослеживаются на оригинале. Однако, Джорджо Вазари, который сделал самое раннее описание «Моны Лизы» из всех известных, в своей книге «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов», датируемой 1550 годом, отметил, что взгляд женщины на картине имеет «водянистый блеск». Кортес вернула блеск в глазах Джоконды.

6. Сегодня картина имеет достаточно монотонный внешний вид, скорее всего из-за того, что Леонардо широко использовал летучие, органические пигменты в тонкой глазури. Проведённый анализ показал более яркое моделирование лица и рук, а тот же Вазари описывает и «радужные и нежные» ноздри, и «красные губы», и более яркие оттенки кожи, точно передающие цвет плоти. Действительно, некоторые красные пигменты, изготовленные из тел и выделений насекомых, широко использовались в эпоху Возрождения, но часто теряли цвет со временем.

7. Рукава платья, которые сейчас имеют бронзовый цвет, возможно, были красными (что видно на копии из музея Прадо).

8. Легендарному загадочному выражению лица Моны Лизы в значительной степени способствует отсутствие бровей. Дженес Кортес слегка приподняла ей брови, потому что известно, что они были, хотя и очень тонкие. Их тонкость впечатлила и Вазари, что он отметил в своей книге. Кортес очень деликатно отнеслась к этой части картины, не став спекулировать на арке, размере и цвете бровей, чувствуя, что любое непонимание с её стороны безоговорочно изменило бы привычное нам выражение лица женщины, а значит, исказило бы намерение Леонардо.

9. Волосы Лизы, которые сегодня кажутся почти чёрными, были, вероятно, теплого каштанового оттенка, но почернели со временем под изменившим свой цвет лаком.

10. На всей области картины, дорисованы мелкие детали, которые теперь скрываются под старым лаком, но следы которых заметны при при

История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Девушку звали Мона Лиза. Второе название полотна - "Джоконда" - как-то ближе широкой аудитории.

Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Популярность изображения была настолько огромной, что в дальнейшем о его написании сочинялись легенды и выдвигались различные теории.

Как она выглядит

Как выглядит «Мона Лиза»? Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Картина написана маслом на доске из тополя. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Она расположилась на фоне пейзажа. В ее портрете зрителя притягивает облик - ее необыкновенный, будто бы постоянно следящий за созерцателем взгляд, который излучает разум и волю. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Именно эта неуловимость привносит в образ нечто, порождающее желание вглядываться в него вновь и вновь.

В мировом искусстве найдется очень мало портретов, которые смогут сравниться с «Моной Лизой» силой выражения человеческой индивидуальности, переданной в единстве интеллекта и нрава. Там, где находится картина «Мона Лиза», витает дух тайны и загадочности. Известный портрет да Винчи отличается от всех остальных запечатленных изображений периода кватроченто необычной интеллектуальной заряженностью.

От «Джоконды» исходит чувство силы, которое является органическим сочетанием ощущения личной свободы и внутренней собранности. Улыбка женщины никоим образом выдает пренебрежения или превосходства. Ее воспринимают как результат полного самообладания и спокойной самоуверенности.

Всемирная слава

«Мона Лиза» (оригинал) была бы еще долго известна только искушенному и тонкому знатоку изобразительного искусства, если бы с ней не произошла одна удивительная история, принесшая полотну всемирно известную популярность.

С самого начала XVI столетия шедевр сберегался в королевской коллекции. Сюда он попал благодаря который купил его после кончины Леонардо. В 1793 году изображение поместили в Лувре. Большинство людей знают этот музей как место, где находится картина «Мона Лиза». Но речь сейчас не об этом.

Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Через два года в Италии картина была найдена. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.

Тайна личности

Тяжело идентифицировать особу, изображенную на полотне. По этому поводу представлено много спорных гипотез. Исследователи расходятся во мнениях. Приверженцы разных теорий выдвигают следующие утверждения относительно личности Моны Лизы: одни из них уверены, что это Изабелла из Эсте. Вторые - что на картине молодой человек в одежде женщины. Третьи склонны к тому, что это супруга знатного флорентийца дель Джокондо. Еще говорят, что это обыкновенная или собственный автопортрет да Винчи.

Тайна «Моны Лизы» остается неизвестной и сегодня. В 1517 году великого мастера посетил кардинал Луи Арагонский. Секретарь монсеньора описал эту встречу. Он записал, что Леонардо да Винчи продемонстрировал Луи три своих картины. На одной была изображена флорентийская дама, которую написали с натуры по прошению Джулиано Медичи. На второй был изображен лик молодого И третье полотно оказалось портретом и Марии с новорожденным Иисусом.

Некоторые историки утверждают, что флорентийской дамой была именно Мона Лиза. Но, может быть, это был и какой-либо иной портрет, с которого нет никаких копий и даже не осталось свидетельств о нем. Поэтому Медичи не мог иметь ничего общего с «Моной Лизой».

Как найти картину

Где находится картина «Мона Лиза», известно всем жителям нашей планеты. Она сберегается в Лувре. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. А само изображение покрывает толстая броня. Рядом с портретом постоянно находится пара охранников, сюда устремляется несчетное число посетителей. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре, и нигде больше. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.

Оттенки и тени

Ученые всей планеты не могут успокоиться, пытаясь разгадать тайны портрета «Мона Лиза» (музей, где он находится, указан выше). Несколько лет назад они прибегли к использованию дабы понять, как мастер создавал тени на своем полотне. Филипп Уолтер и его коллеги исследовали семь картин да Винчи, среди которых была и «Джоконда». Рентгеновские лучи дают возможность изучить портрет, не повредив при этом слои краски.

В ходе исследований было установлено, что Леонардо пользовался популярной в его время техникой «сфумато». Она делала возможными мягкие переходы цвета или оттенков на полотне.

Самым шокирующим открытием Уолтера было то, что на картине невозможно увидеть ни одного отпечатка пальца или мазка. Все выполнено просто совершенно, а потому анализировать «Мону Лизу» невероятно трудно.

Ученые выяснили, что Леонардо обладал способностью наносить слои, толщина которых была всего два микрометра, а общая толщина шага не была больше 30-40 мкм.

Неоценимый шедевр

Сколько же стоит сейчас «Мона Лиза»? Цена ее не определяется в денежных знаках. Но легендарная «Джоконда» внесена в книгу рекордов Гиннеса как полотно, застрахованное на наибольшую сумму. В 1962 году она составляла сто миллионов долларов. Но сегодня Лувр тратит эти деньги не на страховку, а на охрану. Принимая во внимание произошедшую инфляцию, в 2006 году эта сумма приравнивалась бы уже к 670 миллионам американских долларов. Таким образом, изображение Моны Лизы является самым дорогим портретом на Земле.

Тайна, покрытая мраком

«Джоконда» вызывает кучу вопросов. Один из них - почему у женщины отсутствуют брови. Конец XV - начало следующего столетия известны тем, что в моде тогда были полностью удаленные брови. Так, можно сделать вывод, что дама, изображенная на полотне, следила за всеми тенденциями стиля, а потому брови у нее и были выщипаны. Но инженер из Франции Паскаль Коте утверждает, что брови все-таки были.

Воспользовавшись суперсовременным сканером, исследователь сделал копию полотна, на которой обнаружились следы бровей. Паскаль уверен, что эти штрихи были и изначально, но впоследствии стерлись.

Причинами этого могли стать чрезмерно усердные намерения сохранить шедевр. На протяжении пяти столетий полотно часто чистили, а потому мелкие элементы на нем вполне могли стереться.

Неудачную попытку реставрации «Моны Лизы» также называет Коте в качестве «пропажи» бровей. Но так и не ясно, как же все-таки могли они полностью исчезнуть.

Хоть одним глазком

Где находится картина «Мона Лиза» читателю уже известно. И, наверное, каждому человеку хочется хоть раз в жизни, издалека, но увидеть оригинал, который покорил мир. Этот портрет хранит столько тайн и загадок, что просто невозможно не попытаться разгадать хоть одну из них. Но это еще не удалось никому. Все они известны только Леонардо, который унес их с собой, оставив будущим поколениям лишь загадки и свой бесценный, бессмертный шедевр.

Наверное, в мире нет более известного полотна, чем . Она популярна во всех странах, широко растиражирована как узнаваемый и броский образ. «Мона Лиза» за свою четырехсотлетнюю историю побывала и торговой маркой, и становилась жертвой похищения, упоминалась в песне Нат Кинг Кола, ее имя цитировалось в десятках тысяч печатных изданий и фильмов, а выражение «улыбка Моны Лизы» стало устойчивым словосочетанием, даже штампованной фразой.

История создания картины «Мона Лиза»


Считается, что картина - это портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца тканями по фамилии Дель Джокондо. Время написания, примерно 1503 - 1505 годы. Создал полотно великий . Возможно, будь картина написана другим мастером, ее не окутывал бы такой плотный флер загадочности.

Это небольшое произведение искусства размером 76,8 х 53 см написано маслом на доске из древесины тополя. Находится картина в , где ей отведен специальный зал, носящий ее имя. Привез ее во сам художник, который перебрался сюда под покровительство короля Франциска I.

Мифы и домыслы


Необходимо сказать, что ореол легендарности и необычности окутывает это полотно только последние лет 100 с лишним, с легкой руки Теофиля Готье, писавшего об улыбке Джоконды. До этого современники восторгались мастерством художника в передаче выражения лица, виртуозном исполнении и выборе красок, живости и натуральности изображения, но не усматривали в картине скрытых знаков, намеков и зашифрованных посланий.

Сейчас больше всего людей занимает пресловутая загадка улыбки Моны Лизы. Она - только намек на улыбку, легкое движение уголков губ. Возможно, расшифровка улыбки заключена в самом названии картины - Ля Джоконда на итальянском может означать «веселая». Может, все эти столетия «Мона Лиза» просто смеется над нашими потугами разгадать ее тайну?

Такой тип улыбки характерен для многих картин художника, например, полотна, изображающего Иоанна Крестителя или многочисленных мадонн ( , ).

Много лет интерес представляла идентификация личности прототипа, пока не были найдены документы, подтверждающие реальности существования настоящей Лизы Герардини. Тем не менее, есть утверждения, что картина - это зашифрованный автопортрет да Винчи, который всегда имел нетрадиционные наклонности, или даже изображение его юного ученика и любовника по прозвищу Салаи - Дьяволенок. В пользу последнего предположения приводят такие подтверждения, как тот факт, что именно Салаи оказался наследником Леонардо и первым владельцем «Джоконды». К тому же название «Мона Лиза» может быть анаграммой «Mon Salai» (мой Салаи на французском языке).

Большой интерес для конспирологов и сторонников идеи о принадлежности да Винчи к ряду тайных обществ представляет и загадочный пейзаж на заднем плане. Он изображает странную местность, которую не удалось точно идентифицировать до наших дней. Она написана, как и вся картина, в технике сфумато, но в другой цветовой гамме, голубовато-зеленоватой, и асимметрична - правая сторона не соответствует левой. Кроме того, в последнее время появились утверждения, что художник зашифровал в глазах Джоконды какие-то буквы, а в изображении моста - цифры.

Просто картина или шедевр


Бессмысленно отрицать великие художественные достоинства этой картины. Она безусловный шедевр эпохи Возрождения и значительное достижение в творчестве мастера, не зря же сам Леонардо высоко ценил эту свою работу и многие годы не расставался с ней.

Большинство людей воспринимают массовую точку зрения и относятся к картине как к загадочному полотну, шедевру, посланному нам из прошлого одним из самых гениальных и талантливых мастеров в истории искусства. Меньшинство видит в «Моне Лизе» необыкновенно красивую и талантливо исполненную картину. Загадочность ее состоит лишь в том, что мы приписываем ей те особенности, которые сами хотим увидеть.

Самая ограниченная, к счастью, группа людей относится к тем, кого эта картина возмущает и раздражает. Да, бывает и такое, иначе чем же можно объяснить как минимум четыре случая вандализма, из-за которых полотно сейчас защищено толстенным пуленепробиваемым стеклом.

Как бы то ни было, «Джоконда» продолжает существовать и радовать все новые поколения зрителей своей загадочной полуулыбкой и сложными неразгаданными загадками. Возможно, в будущем кто-то найдет ответы на существующие вопросы. Или же создаст новые легенды.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса