Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скульптура давида. Давид — скульптура Микеланджело, фото, история скульптуры. Размещения и повреждения статуи

8 выбрали

Юный пастушок Давид, поразивший камнем из пращи огромного воина-филистимлянина Голиафа, издавна вдохновлял скульпторов. Но есть четыре шедевра, сотворенные лучшими из лучших...

«Давид» Донателло, между 1430 и 1440 годами

Бронзовая статуя Давида скульптора эпохи Возрождения Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло) – первая прямостоящая обнаженная фигура со времен античности.

Юноша Давид уже победил Голиафа, нога его покоится на голове огромного воина. Будущий царь стоит, почти кокетливо опустив голову в пастушеской шляпе с лавровым венком, словно и не было только что великого боя между ним и гигантом Голиафом. Давид кажется уязвимым, нагота это только подчеркивает. В одной руке Давид держит камень, в другой - меч Голиафа, которым отсек голову своему врагу.

«Давид» Верроккьо, 1462–1477

Давид скульптора Андреа Верроккьо почти повторяет позу Давида Донателло, но этот мальчик не скромничает и не погружен в себя. Давид Верроккьо – уверенный в себе, задорный и озорной. Он явно гордится тем, что одолел такого противника и торжествует победу.

«Давид» Микеланджело, 1501-1504

Микеланджело приступил к скульптуре, когда ему было двадцать шесть лет. Скульптор взялся за огромную глыбу мрамора, с которой не справились несколько его предшественников.

Мраморный «Давид» Микеланджело – символ эпохи Возрождения. В отличие от «Давидов» Донателло и Верроккьо, герой Микеланджело еще не совершил своего подвига. Он сосредоточен и напряжен, он устремлен вперед и собран, и собранность эта не столько телесная, сколько духовная.

"Давид" Микеланджело Буонарроти стоит в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции.

У "Давидов" Донателло, Верроккьо и Микеланджело немало копий. В Итальянском дворике Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно увидеть все три скульптуры.

«Давид» Бернини, 1623

Мастера не только Возрождения, но и барокко вдохновлялись личностью Давида. Скульптор эпохи барокко, Джованни Лоренцо Бернини высек из мрамора яростного Давида, который замахивается пращой. Фигура Давида, изображенного сильным юношей, скручивается в мощном движении. Эмоции считыватся безошибочно: гнев, сосредоточенность, напряженность и уверенность в победе. "Давид" Бернини сейчас находится в римской Галерее Боргезе.

Статуя Давида работы великого Микеланджело – одно из самых впечатляющих произведений итальянского Возрождения. Эту скульптуру считают совершенным идеалом мужской красоты. Сегодня Давида можно увидеть в Академии Изящных Искусств.

«Давид» Микеланджело Буонаротти – бесценный шедевр эпохи итальянского Возрождения, фото isra

Статуя Давида работы великого Микеланджело (David di Michelangelo Firenze) – одно из самых впечатляющих произведений итальянского Возрождения. Эту скульптуру считают совершенным идеалом мужской красоты.

Сегодня «Давида» можно увидеть в здании флорентийской Академии Изящных Искусств. На площади Синьории, где изначально стояла статуя, сейчас установлена её копия.

Версия создания Давида

Существует версия создания шедевра, описанная в произведении Джорджо Вазари. Согласно этой истории, огромная глыба мрамора, предназначенная для изваяния, была испорчена неумелым скульптором. Исправить работу предложили Леонардо да Винчи, но прославленный мастер с возмущением отказался. Тогда материал отдали молодому талантливому Микеланджело, и скульптор поразил всех своим творением.

О скульптуре

Давид в Академии Изящных Искусств, фото b.fabio85

«Давид» был установлен на Пьяцца Синьория возле Палаццо Веккьо в сентябре 1504 года. Высота мраморной статуи составила 516 см. Её масштаб свидетельствует о мастерстве Микеланджело. Он не делал полноразмерной глиняной модели, а вылепил только небольшой восковой прообраз. Работая над фрагментами скульптуры, вблизи он видел только малую её часть – однако все пропорции фигуры и черт лица Давида соблюдены идеально.

Мраморный Давид выглядит грозным и уверенным, полным внутренней силы. Герой готовится к схватке с Голиафом: в руке его праща, мышцы напряжены. В ожидании противника взгляд юноши-пастуха направлен в сторону реки Арно. Давид изображен обнажённым, в духе античных статуй, но нагота его только подчеркивает спокойствие и свободу.

Размещения и повреждения статуи

Власти Флоренции были восхищены работой Буонаротти. Статую поместили в специальную деревянную башню (мраморное изваяние подвесили в коробе, чтобы предохранить его от ударов при транспортировке). Неприятности поджидали творение Микеланджело ещё в момент перевозки: на процессию напала группа молодых людей, сторонников династии Медичи. Они стремились захватить и уничтожить символ республиканского правительства. К счастью, замысел бунтарей провалился.

Мраморная статуя Давида работы Микеланджело, фото Pete Riches

В 1512 году молния ударила в постамент, но мраморную фигуру стихия не повредила. В апреле 1527 года, в период второго изгнания Медичи из города, в Палаццо Веккьо укрывались сторонники республики. Они бросали из окон камни и мебель, и нанесли несколько повреждений статуе. Отколотые фрагменты собрали и спрятали Франческо Сальвиати и Джорджо Вазари. Позже дефекты были устранены, но их следы видны до сих пор.

Столетиями поверхность мрамора разрушалась от ветра и влаги. Статуе требовалась реставрация – её провёл в 1843 году Лоренцо Бартолини. Методы того времени были грубыми: мрамор счищали режущими инструментами и соляной кислотой, верхнему слою материала был нанесён непоправимый ущерб.

Копия скульптуры Давида на площади Синьории, фото Alan-Studt

Чтобы остановить разрушение шедевра, решено было переместить «Давида» в Академию Изящных Искусств. В конце Картинной галереи Академии архитектор Эмилио де Фабрис построил новый постамент. Статую перевозили с беспрецедентными мерами предосторожности, в сложной деревянной повозке. В августе 1873 г. она заняла новое место, но ещё несколько лет стояла запакованной в коробе. Только с июля 1882 года творение Микеланджело было открыто общественности.

В 1991 году, уже в стенах Академии, произошло новое покушение на «Давида». На статую набросился с молотком безумный Пьеро Каната. Он успел повредить на скульптуре два пальца левой ноги. Ущерб устранили, но следы его видны до сих пор.

Реставрация

Капитальная реставрация шедевра Буонаротти проводилась в 2003 году, во флорентийской мастерской по обработке полудрагоценных камней Opificio delle pietre dure. К 500-летнему юбилею создания бесценной статуи опытные мастера полностью очистили её от загрязнений, накопившихся за века.

Скульптура Давида (Микеланджело)
Via Bettino Ricasoli, 60 50122 Firenze Италия
uffizi.firenze.it

Ехать автобусом 1, 6, 11, 14, 17, 19, 23, 31, 52, 54, 82, C1, G до остановки Piazza Di San Marco

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Вершиной творчества Микеланджело Буонарроти (Michael Angelus Bonarotius) как скульптора стала статуя Давида (David). Все свои cкульптуры Микеланджело создавал вразрез канонам и благодаря этому новаторству они прославились в веках. Он не отесывал глыбу, а высекал из камня фигуру, как бы освобождая заложенный в нем образ.

История Давида Микеланджело (David Michael Angelus)

Флорентийский соборный храм, богато украшенный красным итальянским мрамором , было решено дополнительно украсить примерно в середине XV века. Эту работу начал Донателло (Donatello), но успел создать лишь одну скульптуру. Гигантская же глыба мрамора, из которой должна была быть изготовлена статуя Давида, постепенно разрушалась. С наступлением XVI века работы решили возобновить. История изготовления статуи Давида получила продолжение. Авторитетной комиссией, в которую входил и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) было признано, что поврежденный мрамор может быть использован для изготовления статуи. Осуществление проекта было поручено молодому скульптору Микеланджело Буонарроти. Работы были начаты в сентябре 1501 года.

Уникальность Давида

Высота скульптуры составила 547 см. Но, несмотря на ее огромный размер, Микеланджело справился с поставленной задачей блестяще. При изготовлении скульптуры Давида применено иконографическое новшество. Ранее героя изображали в момент его победы над гигантом, когда голова побежденного была у ног юноши. Здесь же изображен процесс подготовки к бою. Взор Давида наполнен гневом и устремлен на врага, в руке он сжимает пращу, прекрасная голова повернута влево. Юноша максимально сконцентрирован и целеустремлен, уверен в победе, несмотря на явное физическое превосходство своего противника. Давид Микеланджело не хрупкий подросток (так его изображали ранее), а прекрасный атлет, вызывающий восхищение.

Почему Давид стал символом Флоренции

Интересна история, связанная с размещением готовой статуи. Изначально ее планировали установить вблизи собора. Но когда работа подошла к концу, общегражданское значение произведения превысило его религиозный смысл. Статуя так сильно поразила флорентийцев, что было решено поместить ее в лоджии Ланца (в то время в этом месте проводились заседания городского совета). Флоренция торжествовала, а открытие монумента в 1504 году стало настоящим народным праздником. Небольшая город-республика Флоренция была вынуждена постоянно отбивать нападение более сильных противников (на севере ей угрожала Франция, а на юге – Папская область). Жители трактовали смысл скульптуры как призыв к справедливому управлению и защите города. Поэтому юный Давид, победивший великана Голиафа (Goliath), стал символом республики Флоренция, отстаивающей свою свободу.

Где можно увидеть оригинал произведения

Более трех веков Давид украшал площадь Синьории (Piazza della Signoria). Но в 1873 году скульптура была заменена копией, а оригинал перемещен в академию художеств (Флоренция), где она находится по сегодняшний день. Статуя открыта для кругового обзора. Флоренция не имеет метрополитена, автобус здесь основной транспорт. Академия находится в центре города на пересечении основных автобусных маршрутов. Биография Микеланджело тесно связана с Флоренцией, поэтому закономерно, что его самое знаменитое произведение хранится именно в этом городе.

Реставрация Давида

При изготовлении статуи был использован не очень качественный мрамор, и она со временем начала разрушаться. В 2002 г. статую реставрировали, отчистив ее специальным раствором (вода и химические средства не использовались), рисовой бумагой и тонкими кисточками. В конце двухлетней кропотливой работы статую отполировали лоскутками замши и материи.

Несколько интересных фактов

Когда статуя была исследована специалистами по анатомии, то предстала интересная картина. Оказалось, что ради художественной выразительности, Микеланджело исказил пропорции некоторых частей тела Давида, а мышца между позвоночником и правой лопаткой совсем отсутствовала. Интересно, что когда Флоренция решила сделать подарок копии статуи городу Иерусалиму (к его 3000-летию), то получила отказ от властей. Аргументировалось это тем, что герой голый и не обрезанный. У большинства людей при виде статуи Давида возникает чувство восхищения и благоговения. Но не у всех она вызывает подобные эмоции. На Давида несколько раз покушались. В первый раз скульптура была повреждена в 1527 году во время восстания. Второе нападение было совершено неудачливым скульптором Пьером Каната, который ударом молотка отбил у статуи из мрамора палец на левой ноге. Неугасающий интерес к данному произведению искусства послужил созданию множества его копий. Наиболее известные из них находятся в пушкинском музее Москвы(Moscua) и музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне(London).

Описание статуи Давида можно встретить на многочисленных интернет-сайтах, этой теме посвящено множество книг. Но лучше посмотрите на это чудо сами. Флоренция вас ждет!

Пятиметровая статуя юноши, древнеизраильского царя Давида, поражает зрителей даже сегодня, когда мир привык к гигантским сооружениям. Однако броский взгляд не в состоянии оценить подлинного мастерства художника. Скульптор, обтёсывающий глыбу мрамора такого размера и превращающий её в пропорции идеального человеческого тела, непременно должен обладать превосходной зрительной памятью: ведь в каждый момент времени у него перед глазами находится только небольшая часть всей фигуры.

Надо сказать, что художнику требовалось изобразить фигуру Давида как бы в движении, использовав классическую динамическую позу – контрапост. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы. То, что Микеланджело создавал практически в одиночку, сегодня исследуют учёные, использующие технику и компьютерное моделирование. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения.

Об этой фигуре ещё при жизни великого мастера ходило множество легенд и анекдотов. Многие из них приведены в его биографии, написанной Вазари. Например, рассказывали, что главе Флорентийской республики не понравился нос «Давида», мол, слишком длинный, и он попросил Микеланджело его укоротить; скульптор притворился, что укорачивает нос, хотя на самом деле ничего не сделал; но глава республики на сей раз сказал: «Вот теперь нормально!». Всё это, разумеется, легенда.

Другая такая же легенда повествует, что гигантская мраморная глыба, над которой работал предыдущий скульптор, после его смерти стала считаться испорченной и готовилась к выбросу; Микеланджело якобы выкупил её за бесценок, а затем удивил мир готовой скульптурой. Но этот рассказ хотя бы частично отвечает действительности: начатая задолго до Микеланджело статуя, прозванная Гигантом, на самом деле долгое время стояла без дела – взявшиеся за неё мастера умерли.

Главным из них был Дуччо – ученик Донателло; также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида». Как бы то ни было, великие флорентийцы прошлого не смогли закончить своё творение, оставив кучу мрамора мокнуть под дождём на площади возле собора. Но затем власти города пожелали продолжить работу над статуей, для чего перед этим пригласили целую группу экспертов. Среди этих экспертов был и Леонардо. Все они признали глыбу годной для работы. Создание произведения поручили Микеланджело, который уже стал набирать известность в республике.

Сам Микеланджело говорил, что буквально воюет со своей статуей: «Давид», мол, вооружён пращой, а я, Микеланджело, луком. Всё дело в имени скульптора, которое в переводе означает «архангел Михаил». Но было в этой работе и соперничество с легендарным израильским царём: Давид с помощью пращи победил Голиафа, а архангел Михаил с луком воевал с самим сатаной. Возможно, Микеланджело ощущал, что они оба – он и его герой, каждый со своей стороны, сражаются против сил зла.

В современную эпоху, начиная с XIX века, «Давид», как и многие другие шедевры эпохи Возрождения, стал объектом китча и коммерческой культуры: создаются многочисленные «копии» и «вариации» шедевра Микеланджело, фото-, живописные и графические произведения, эксплуатирующие творение великого мастера.

Религиозная или гражданская скульптура?

Гражданский посыл скульптуры «Давид» флорентийцы оценили практически сразу. Поэтому лишь немногие настаивали на том, чтобы статуя оставалась возле собора: большинство людей согласились, чтобы она была перенесена в здание, где заседал правительственный совет.

Фигура Давида уже давно стала ассоциироваться у флорентийцев с независимостью и мощью их республики. До Микеланджело скульптурное изображение этого юноши создавали другие великие флорентийские мастера.

  • Одно из них – скульптура Верроккьо «Давид», для которой, по преданию, позировал сам Леонардо. Это бронзовая статуя, на лице которой играет своеобразная полуулыбка, которую впоследствии так полюбит сам Леонардо.
  • Другая статуя принадлежит Донателло. Она уже мраморная. В ней Донателло, работавший как бы в двух стилях – «реалистическом» и «классическом», пришёл к определённому компромиссу, создав произведение достаточно возвышенное и вместе с тем оригинальное, не копирующее античные статуи.

Все предшественники Микеланджело изображали Давида торжествующим после сражения. Микеланджело же принёс новый иконографический облик юноши, изобразив его готовящимся к битве. Выражение лица его достаточно спокойное, но мышцы напряжены. Давид – образец обнажённого мужского тела, излучающего силу и мощь; только худощавость и непропорционально большие руки говорят зрителю, что перед нами всего лишь юноша.

В ХХ веке власти Иерусалима отказались принять копию статуи от флорентийцев, так как в произведении Микеланджело Давид не обрезан, да и вообще – изображён в виде молодого итальянца XVI века.

Если картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти с их преимущественно гражданским посылом и реалистичностью в основном благосклонно принимались высшим светом общества – богатыми горожанами, дворянами и церковными деятелями, то творчество его более позднего тёзки, Микеланджело Караваджо, публика отказывалась принимать, всячески отвергая: говорили, например, что религиозные полотна Караваджо выполнены не по церковным канонам.

Караваджо также стремился к безудержному реализму, однако его реализм не был возвышенным: художник будто обнажал самые неприглядные стороны действительности. Возвышенное у Караваджо довольно «низменно»; так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина. Кажется, народ устал от игр в реалистичность, либо слишком быстро осознал, что реальность не совсем такова, как в произведениях ренессансных мастеров. Караваджо, творивший в эпоху барокко, отличался от своих современников не только неустанному стремлению к реализму, но и резким противопоставлением света и тени.

Видео: Скульптура. Давид Микеланджело


Мраморная статуя Давида работы Микеланджело является одной из самых известных и узнаваемых в мире, и достаточно хотя бы раз увидеть это изваяние своими глазами, чтобы понять причину этой популярности. Трудно передать все величие и красоту этой скульптуры посредством фотографий, трудно понять масштаб и грандиозность работы, и потому, конечно, даже сотни кадров не заменят одного посещения галереи, однако отдельные фотографии позволяют рассмотреть скульптуру с близкого расстояния, чего в музее сделать уже проблематичнее.


Статуя Давида выполнена из цельного куска мрамора, который доставили из копей Каррары, Италия. Глыба долго пролежала, ожидая своей участи, постепенно портясь из-за воздействия осадков, пока наконец ее не признали достаточно годной для создания статуи. Микеланджело Буонарроти было 26 лет на тот момент, когда с ним заключили контракт на выполнение этого заказа. Скульптор приступил к работу 13 сентября 1501 года и работал почти без остановок два года.


В начале 1504 встал вопрос куда поставить столь грандиозное творение. Заказчики собирались поставить статую возле соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре, но консультанты, среди которых был и Леонардо да Винчи, убедили переместить Давида в лоджию Ланци, где заседал городской совет, чтобы уберечь статую от негативного действия сил природы. На свое нынешнее место в Академии изящных искусств Давид был перенесен только в 1873 году.


Первое, что поражает посетителей Академии, пришедших посмотреть на Давида, это его размеры - скульптура достигает в высоту 5,17 метров. Вес изваяния составляет 5660 кг. Статуя изображает обнаженного Давида в момент перед схваткой с Голиафом. Обычно Давид изображался в момент торжества после победы над гигантом, и потому новый подход Микеланджело был своеобразным вызовом традициям. Давид изображен спокойным, сосредоточенным, готовым с схватке.







Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса