Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сколько лет глинке. Краткая биография глинки самое главное

Детские и юношеские годы

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер. В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

Творческие годы

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочиняет в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляют пьесы на темы популярных опер, уже не остается ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию - «Ночь в Мадриде».

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе. Здесь композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки:

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы в 1856 году). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу написали «ФАРФОР». Это очень символично, если вспомнить канон, сочиненный друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле Глинки установлен памятник, созданный архитектором И. И. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору.

Память

  • В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки
  • Памятники М. И. Глинке:
    • в Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек - отрывков 24 произведений композитора
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин
    • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у

Пушкина В. Н.

В 1804 году 20 мая в Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился мальчик, которому суждено было стать основоположником русской классической музыки. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере Глинки, и без того очень мягком. Впоследствии мягкость его характера часто переходила в слабость и беспомощность в житейских делах.

Одним из самых ярких первых музыкальных впечатлений мальчика было церковное пение и колокольный звон. По праздникам Мишу водили в церковь. Возвращаясь домой он набирал медные тазы, и подолгу звонил в них, подражая церковным колоколам. В семилетнем возрасте, когда мальчик бывал в городе, он безошибочно мог отличить звон каждой церкви. Музыка производила на маленького Глинку потрясающее впечатление. Однажды на уроке рисования учитель, заметив рассеянность Миши спросил его – “ Вы, наверно, все думаете о вчерашней музыке.”- “Что же делать, - отвечал мечтательный мальчик, - музыка - душа моя”. Играть на скрипке Мишу учил крепостной скрипач, а на фортепиано гувернантка. Однако музыкальные занятия в домашних условиях были далеки от совершенства.

В 1817 году семья Глинки переехала в Петербург. Там Михаила определили в Благородный пансион при Педагогическом институте. В студенческие годы Глинка часто посещал театр, увлекаясь балетом и оперой. Во время летних каникул он упражнялся в дирижировании с крепостным оркестром своего дяди.

После окончания пансиона Глинка получил должность помощника секретаря в канцелярии совета путей сообщения. Служба не обременяла композитора, и он продолжал заниматься главным делом своей жизни - музыкой. Вскоре из-за конфликта с начальством Глинка был вынужден уйти в отставку, однако это событие ни сколько не огорчило композитора. К тому времени его произведения уже издавались, он был широко известен в Петербурге как композитор и вращался в высшем Петербургском обществе (гр. М. Ю. Виельгорский, Толстые, Штерич, князья Голицыны). Так безоблачно проходили молодые годы композитора. Казалось, впереди его ожидает самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы – это болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.

В 1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. Глинка сделал вывод, что при всей привлекательности итальянской музыки, в ней не хватает глубины. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской национальной музыки.

В 1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана Сусанина. Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера “Жизнь за царя” была восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора.

В 1837 году Глинку назначают капельмейстером в придворной Певческой капелле (В наши дни Санкт- Петербургская капелла носит имя этого великого композитора.) Глинка находится в расцвете своего творчества. Но его жизнь омрачает неудачная женитьба.

Разлад с женой действовал на ранимую душу композитора угнетающе, и в итоге привел к публичному разводу, что весьма плохо отразилось на репутации Глинки. От всех жизненных переживаний композитор спасается работой над оперой “Руслан и Людмила”.

Пять лет шла работа над этим произведением. Однако всем, кому он показывал оперу, опера не нравилась. Глинка был разочарован, он с горечью говорил: “Из ”Руслана” я мог бы сделать десять таких опер, как “Жизнь за царя”. Постановка оперы получилась очень слабая. В следующем сезоне оперу и вовсе убрали из репертуара театра. При таких грустных обстоятельствах композитор покинул Россию.

На этот раз Глинка уезжает во Францию и Испанию. В Париже Михаил Иванович знакомится со знаменитым французским композитором Гектором Берлиозом.

В 1857 году Глинка простудился. Болезнь развивалась очень быстро, и 3 февраля композитор скончался в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Глинку по праву можно считать создателем русской музыкальной классики. Художественное совершенство и профессиональное мастерство его произведений вывели русскую музыку на мировой уровень. Им по-новому была решена проблема национального в музыке. Композитором были созданы образцы лучшей национальной русской лирики и в музыке выражен русский героический дух.

В творчестве Глинки оперой был приобретён характер сплошного развития. Им были написаны две оперы:

1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») является первой народной музыкальной драмой, первой русской драматической оперой. Самим Глинкой жанр этой оперы был определён как «отечественная героико-трагическая опера».

2. «Руслан и Людмила» является первой сказочно-эпической оперой. Она совершенно не похожа на оперу «Иван Сусанин». Глинкой она была названа «большой волшебной оперой».

Глинкой было написано более 70 романсов. Этот жанр был поднят композитором на новую высокую ступень. Глинка – певец, и поэтому при написании романсов он учитывал все особенности человеческого голоса, что делало мелодии естественными и удобными для пения. В них прослеживается соединение национальных черт и итальянского bel canto.

Считают, что Глинка создал русский жанровый симфонизм. Им были написаны такие увертюры на народные темы:

- «Камаринская»,

- «Ночь в Мадриде»,

- «Арагонская хота».

Глинка является родоначальником лирического симфонизма. По высказыванию Чайковского, из симфонической музыки Глинки появилась вся симфоническая русская школа.

Глинка и Пушкин были современниками и стали классиками. У них много общего:

Цельность,

Объективность,

Стройность,

Ясность взгляда на мир,

Гармоническое равновесие между добром и злом,

Светлое восприятие мира,

Уравновешенность форм.

Глинка проникал в сущность народной песни, посвятил много времени её изучению.

Глинка был очень образованный человеком своего времени. Он владел шестью языками, поэтому мог общаться со многими музыкантами мира, усвоить все достижения мировой музыки.

С детства Глинка изучал оркестр своего дяди. Кроме этого, он обучался оркестру у Зигфрида Дена, составившего учебники по полифонии и гармонии специально для Глинки.

Также Глинкой было написано множество камерных ансамблей, фортепианных произведений, альтовых сонат, музыки к спектаклям. Композитор также написал музыкальное сопровождение к трагедии «Князь Холмский».

Русский композитор Глинка оставил значительный след в мировой музыке, стоял у истоков своеобразной русской композиторской школы. Его жизнь вместила многое: творчество, путешествия, радости и трудности, но главное его достояние - это музыка.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Годы учебы

Прожил в деревне Михаил Глинка недолго. Когда ему было 13 лет, родители отвезли его в недавно появившийся в Санкт-Петербурге Благородный пансион при Педагогическом институте. Учиться мальчику было не очень интересно, так как большую часть программы он уже освоил дома. Его гувернером был бывший декабрист В. К. Кюхельбекер, а одноклассником - брат А. С. Пушкина, с которым Михаил впервые встретился в это время, а позже стал дружен.

В пансионерские годы он сходится с князьями Голицыными, С. Соболевским, А. Римским-Корсаковым, Н. Мельгуновым. В этот период он значительно расширяет свой музыкальный кругозор, знакомится с оперой, посещает многочисленные концерты, а также занимается с известными музыкантами того времени - Бемом и Фильдом. Он совершенствует свою пианистическую технику и получает первые уроки композиторской профессии.

Известный пианист Ш. Майер занимался с Михаилом в 20-х годах, обучая его работе композитора, правя его первые опусы, давая основы работы с оркестром. На выпускном вечере пансиона Глинка в паре с Майером сыграл концерт Гуммеля, публично продемонстрировав свое мастерство. Композитор Михаил Глинка окончил пансион вторым по успеваемости в 1822 году, но желания учиться дальше не испытывал.

Первый опыты сочинительства

Окончив пансион, композитор Глинка не спешил искать службу, благо материальное положение это ему позволяло. Отец не торопил сына с выбором места работы, но не думал, что он всю жизнь будет заниматься музыкой. Композитор Глинка, музыка для которого становится главным в жизни, получил возможность съездить на воды на Кавказ для поправки здоровья и за границу. Он не оставляет занятий музыкой, изучает западноевропейское наследие и сочиняет новые мотивы, это становится для него постоянной внутренней потребностью.

В 20-х годах Глинка пишет знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет.

Жизнь в свете

В 1824 году композитор М. И. Глинка поступает на службу, становится помощником секретаря в Канцелярии путей сообщения. Но служба не задалась, и в 1828 году он подает в отставку. В это время Глинка обрастает большим количеством знакомых, общается с А. Грибоедовым, А. Мицкевичем, А. Дельвигом, В. Одоевским, В. Жуковским. Он продолжает заниматься музыкой, участвует в музыкальных вечерах в доме Демидова, пишет много песен и романсов, издает вместе с Павлищевым «Лирический альбом», где были собраны произведения разных авторов, в том числе и его самого.

Заграничный опыт

Путешествия были очень важной частью жизни Михаила Глинки. Первый большой зарубежный вояж он совершает после выпуска из пансионата.

В 1830 году Глинка отправляется в большое путешествие в Италию, которое растянулось на 4 года. Целью поездки было лечение, но оно не принесло должного результата, да и музыкант не занимался этим всерьез, постоянно прерывая курсы терапии, меняя докторов и города. В Италии он знакомится с К. Брюлловым, с выдающимися композиторами того времени: Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти. Под впечатлением от этих встреч Глинка пишет камерные произведения на темы зарубежных композиторов. Он много занимается за рубежом с лучшими педагогами, совершенствует исполнительскую технику, изучает теорию музыки. Он ищет свою сильную тему в искусстве, и таковой для него становится тоска по дому, она подталкивает его к написанию серьезных произведений. Глинка создает «Русскую симфонию» и пишет вариации на русские песни, которые потом войдут в другие крупные сочинения.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача - писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Симфоническая музыка Глинки

Развитие национальной темы нашло свое отражение и в симфонической музыке автора. Композитор Глинка создает большое количество сочинений экспериментального характера, он одержим поиском новой формы. В своих сочинениях наш герой показывает себя как романтик и мелодист. Произведения композитора Глинки развивают такие жанры в русской музыке, как народно-жанровый, лирико-эпический, драматический. Самыми значительными его сочинениями являются увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота», симфоническая фантазия «Камаринская».

Песни и романсы

Портрет Глинки (композитора) будет неполным, если не упомянуть его песенное творчество. Всю жизнь он пишет романсы и песни, которые приобретают невероятную популярность уже при жизни автора. Всего им написано около 60 вокальных произведений, из которых самыми заметными являются: «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Попутная песня» и многие другие, которые и сегодня являются частью классического репертуара вокалистов.

Частная жизнь

В личной жизни композитор Глинка не был удачлив. Он женился на милой девушке Ивановой Марье Петровне в 1835 году, надеясь найти в ней единомышленника и любящее сердце. Но очень быстро появилось множество разногласий между мужем и женой. Она вела бурную светскую жизнь, тратила очень много денег, так что даже доходов от имения и оплаты за музыкальные труды Глинки ей не хватало. Он был вынужден брать учеников. Окончательный разрыв происходит, когда в 1840-х годах Глинка увлекается Катей Керн, дочерью музы Пушкина. Он подает на развод, в это время выясняется, что его жена тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым. Но расставание затягивается на 5 лет. За это время Глинке пришлось пережить настоящую драму: Керн забеременела, требовала от него решительных мер, он субсидировал ее избавление от ребенка. Постепенно жар отношений угас, и когда развод был получен в 1846 году, Глинка уже не имел желания жениться. Остаток жизни он провел один, увлекался дружескими пирушками и оргиями, что пагубно отразилось на его и без того слабом здоровье. 15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался. Позже по требованию его сестры прах покойного был перевезен в Россию и захоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса