Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сколько дней длился побег мцыри из монастыря. Что стало главной причиной побега Мцыри из монастыря? Причины побега Мцыри

Причины побега Мцыри

“Мцыри” - пламенная поэма М.Ю.Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей. В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

А также Мцыри совершил побег с целью “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также “узнать, прекрасна ли земля”. И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме - монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

Казалось, звон тот выходил

Из сердца - будто кто-нибудь

Железом ударял мне в грудь.

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: “...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...”

Мир поэзии Лермонтова богат и разнообразен. Купец Калашников, боярин Орша, мятежный борец Мцыри – все в нем.

Любимый герой Мцыри близок своими качествами к личности самого Лермонтова. Как и Мцыри, Лермонтову тоже были свойственны яростное стремление к действию и «пламенная страсть» к свободе.

Речь Мцыри наполнена эмоциями, она с необычайной силой выражает его вольнолюбивую, пылкую натуру, его переживания и настроения.

Необычные обстоятельства жизни юноши подчеркивают своеобразие его личности и характера.

С детства он был обречен судьбой на унылое существование в стенах монастыря, которое абсолютно противоречило его пламенной натуре. Жизнь в неволе не смогла убить в Мцыри стремления к свободе, она лишь усилила его. В его душе разгорелось жгучее желание вопреки всему увидеть Родину любой ценой.

Мцыри сбежал во время грозы и впервые увидел мир, который скрывали от него стены монастыря. Он пристально всматривается и изучает каждую картину, открывающуюся его взору. Мцыри ослеплен красотой и великолепием Кавказа. В его памяти навеки сохраняются чудесные пейзажи и причудливые виды родной земли. Смутные воспоминания о Родине, которой он лишен был еще ребенком, всколыхнулись в душе героя.

Пейзаж в поэме Лермонтова является не только фоном, окружающим героя. Он служит для более глубокого раскрытия характера Мцыри и помогает созданию образа главного персонажа. Даже по тому, как Мцыри описывает природу, можно судить о многих качествах его натуры. Героя привлекает могущество и восхищает размах кавказской природы. Опасности, которые в ней таятся, совершенно его не пугают. Герой воспринимает родную природу во всей ее цельности и красе, а это свидетельствует о его душевной широте.

Усиливается восприятие пейзажа благодаря ярким эпитетам и необычным сравнениям, которые использует герой в своем рассказе («сонные цветы», «сердитый вал» и другие).

Схватка Мцыри с барсом является кульминацией его трехдневных скитаний. Герой мечтал сразиться с достойным соперником. Таким соперником для него и стал дикий зверь. Именно в этом эпизоде наиболее ярко показана бесстрашная натура Мцыри, его презрение к смерти и жажда борьбы. Герой пронес через всю свою недолгую жизнь могучую и неугасаемую страсть к свободе и борьбе.

Образ Мцыри весьма своеобразен, ведь в нем отразились настоящие черты характера человека-горца. Романтический образ главного героя поэмы Лермонтова и в наши дни пробуждает в людях стремление к действию и свободе.

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. «Неясная тоска» о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в страстную мечту «пройти в родимую страну». Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там. Интересно, что в воспоминаниях о родине у Мцыри неизбежно возникает образ вооруженного горца, готового к борьбе. Он помнит «блеск оправленных ножон кинжалов длинных», «кольчуги звон и блеск ружья». Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху:

* … за несколько минут

* Между крутых и темных скал,

* Где я в ребячестве играл,

* Я рай и вечность променял…

Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным «небесным счастьем» звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и слышит крик шакала; он не боится сорваться с обрыва, потому что -

* … юность вольная сильна,

* И смерть казалась не страшна!

Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению - выжить, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество, и он «пламенеет», упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями хевсурского и грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти - романтической природой поэмы. Условен, «романтичен» барс - «пустыни вечный гость». Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с «кровавым взором», «бешеным скачком», «грозно» блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер. Битва с грозным хищником тоже «романтическая»: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя, - но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, «полной тревог». Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри - смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе:

* Но с торжествующим врагом

* Он встретил смерть лицом к лицу,

* Как в битве следует бойцу!

«Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибел

Ь этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри оказывается не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

* . . . верь мне, помощи людской

* Я не желал…

* Я был чужой

* Для них навек, как зверь степной;

* И если б хоть минутный крик

* Мне изменил - клянусь, старик,

* Я б вырвал слабый мой язык.

Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, «собрав остаток сил», вновь пытается выйти из лесу.

Поэма помогает понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя. Созданию такого образа подчинена форма поэмы и стих ее. Она написана четырехстопным ямбом, своеобразно звучащим. Ритмический строй ее от начала и до конца (кроме «Песни рыбки») одинаково энергичен, чуть отрывист. Стих оказывается упругим, во-первых, из-за редких пропусков ударений в стихотворных; строчках и, во-вторых, из-за мужских рифм. Способ рифмовки в «Мцыри» не подчиняется строгой системе, количество стихотворных строк в строфах не стабильно, но тем не менее поэма кажется удивительно стройной и цельной именно благодаря одинаковому ритму и мужской рифмовке. Такое единство стихового строя хорошо передает сосредоточенность и страстность в характере героя, одушевленного одним стремлением. В. Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («… Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы («… как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков», - говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит:

* Воспоминанья тех минут

* Во мне, со мной пускай умрут.

Таким образом, в результате беседы и обобщений учителя все приходят к выводу, что Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.

Что стало главной причиной побега Мцыри из монастыря?

    Мцыри замечательное произведение великого русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова, как и многие его другие произведения, оно пропитано жаждой свободы, метаниями и поиском себя. Главная причина побега Мцыри из монастыря тоска по свободе. Мцыри мечтал о свободе, с ранних лет попав в плен его мятежный дух искал возможность вернуться туда, где его родина, туда, где его детские воспоминания рисовали ему счастье и покой, на свой далекий Кавказ:

    Увы! – за несколько минут

    Между крутых и темных скал,

    Где я в ребячестве играл,

    Я б рай и вечность променял…

    Его манили высоты, непокоренные кручины, оставшиеся там, далеко позади, в памяти его детства и в его вольной душе.

    Томимый этой тоской Мцыри мучился в святой обители, на подобии птицы в клетке, ни чем не выдавая своих метаний:

    Прощай, отец… дай руку мне:

    Ты чувствуешь, моя в огне…

    Знай, этот пламень с юных дней,

    Таяся, жил в груди моей..

    Но его вольный дух не смог перенести тишины, уединения в дали от родных гор и милых сердцу мест. Не даром даже на смертном одре мысли Мцыри о нем, о его Кавказе!

    Жить,по мнению Мцыри, это значит ненавидеть и любить, распознать и преодолеть настоящую опасность с одной целью – чтобы сердце билося живей. Мцыри не может находится в монастыре – он натура страстная и свободолюбивая, а его сдерживают оковами религии. Мцыри убегает из монастыря, чтобы познать и увидеть жизнь, разобраться в себе, чтобы

    Узнать, прекрасна ли земля,

    Узнать, для воли иль тюрьмы

    На этот свет родимся мы.

    Поиски и обретение себя начинается с Родины: Я цель одну Пройти в родимую страну

    Имел в душе… Только сбежав из монастыря, Мцыри обретает физическую и моральную свободу. Он вспоминает родной аул, в котором вырос, свою семью, вспоминает отца. Мцыри говорит о себе: быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. За монастырской стеной все пышет свободой, а герой наконец-то объединяется с природой: деревья – как братья в пляске круговой, скалы жаждут встречи каждый миг.

Поэма «Мцыри» повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, «гоним неясною тоской / По стороне своей родной». Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным. «…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь» - так герой отзывается о монастырском колоколе, неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и «дикой воле степей». Поэтому неудивительно, что незадолго до пострига, который окончательно сделает его пленником монастыря, Мцыри решается на побег. Юноша задумал бежать давным-давно, возможно, еще в те дни, когда его умирающим привезли сюда: «Давным-давно задумал я / Взглянуть на дальние поля», и цель побега Мцыри полностью ясна. Он стремится добраться на родину, которой был лишен, и познакомиться с тем огромным миром, который был скрыт от его глаз. Не оставляет его и другая надежда: добраться до кавказских гор, откуда его забрали, взглянуть на родной аул, отыскать семью, виденную Мцыри лишь в мечтах.

В грозовую страшную ночь Мцыри выходит «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Следующие три дня он бродит среди лесов, прячется, «как змей», от людей, голодает и не имеет ночлега. Но, тем не менее, это время Мцыри ценит больше, чем всю свою предыдущую жизнь, ведь он впервые узнал, что такое свобода. Так благодаря побегу исполняется одна цель Мцыри - стать вольным.

Помимо поисков свободной жизни, герой преследует и другие цели, как он сам говорит, он стремится «узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы /На этот свет родимся мы». Мцыри, как и любой романтический герой, задается философскими проблемами, стремится проникнуть в тайны бытия. Время, прожитое им за пределами монастыря, помогает ему понять жизнь, насладиться всей ее полнотой. Теперь Мцыри твердо убежден в том, что ранее знал только подсознательно - вокруг монастыря лежит прекрасный мир, в котором и должен существовать человек. Темница же является абсолютно неестественной средой обитания для гордых душ наподобие Мцыри, более того, даже недолгая жизнь взаперти способна погубить человека, рожденного для свободы, как это и происходит с главным героем поэмы. За несколько дней на воле Мцыри вырастает физически и духовно. Прежде слабый и бледный, он находит в себе силы победить страшного хищника - барса, и понимает, что «быть бы мог в краю отцов / не из последних удальцов».

Но самая главная победа Мцыри - победа духовная. Несмотря на свою кажущуюся неудачу: дорога через лес выводит его обратно к ненавистным монастырским стенам, а жестокие раны от когтей барса не дают продолжить путь, Мцыри не сдается. Побег Мцыри из монастыря можно назвать удачным, ведь он обрел внутреннюю свободу. Он не побоялся бросить вызов судьбе, с детства обрекавшей его на плен в монастыре, и прожил последние дни своей жизни именно так, как хотел, на свободе, в поиске и борении. Благодаря этому побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса