Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий праздника «Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней! III. Изучение нового материала

«Крылов басни» - Знаете ли вы басни И.А.Крылова? Истоки басенного жанра. Басни- «книга мудрости самого народа» (н.В.Гоголь). В чём своеобразие басен И.А.Крылова?

«Басни Крылова» - «Лисица и виноград». Знаменитые баснописцы. Веласкес диего. «Лебедь, рак и щука». «Стрекоза и муравей». Памятник И.А.Крылову в Москве в летнем саду. «Кукушка и петух». Жан де лефонтен. «Мартышка и очки». Эзоп. «Волк и ягненок». «Квартет». Веласкес диего. Иван андреевич крылов (1768-1844). Существует скульптура на патриарших прудах, посвящённая басням крылова.

«Крылов Стрекоза и муравей» - Терпеливо выслушивай мысли других. «Люблю, где случай есть пороки пощипать» И.А. Крылов. Уважай мнение другого. Санкт-Петербург Летний сад. Памятка к работе над басней. Капитан определяет выступающего. Внимательны или отвлекаются участники группы? Речевая разминка. Мораль басни. Пазл. Без работы хоть убей, Жить не может муравей.

«Басни Крылова 5 класс» - Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец. «Волк на псарне». Номера слайдов. Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844). В Санкт-Петербурге. В. И. Майков. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Взаимные похвалы не бывают искренними.

«Крылов Ворона и лисица» - Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Портрет И.А. Крылова. Исчезла, скрылась. Утратила способность здраво рассуждать. Глупая, доверчивая. Главная среди птиц. Во всё горло -. Трудно стало дышать. На цыпочках подходит -. Пленить -. Простофиля. Обманывает, льстит, лукавит.

«Басни Крылова урок» - Урок внеклассного чтения в 6 классе по теме «Басни Ивана Андреевича Крылова». Угадай мораль басен Басня «Волк на псарне» Вывод. Словарная работа. План урока. Иван Андреевич показал нам целый зверинец. В.А. Жуковский. Крылов родился в Москве. Организационный момент. Иван Андреевич. Урок по русской литературе.

Театральный конкурс «Басни Ивана Андреевича Крылова»
«Стрекоза и Муравей»
1 девица: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица:
2 девица: - Скучно мне, хочу в столицу!
3 девица: - В столицу? Что ж, сестрица,
Ты послушай небылицу.
(Выходит баснописец) Как-то дядюшка Крылов
Вышел в поле.
Видит он
Как огромный Муравей
Созывает всех друзей.
Муравей: (тянет огромную гусеницу)
- Эй, товарищи! Друзья!
Выручайте муравья!
Вот история такая
Вслушайся, братва лесная!
3 девица: Долго Муравей вещал
Обо всем он рассказал.
А история ЧУД-НА-Я…
Очень даже НЕ-ПРОС-ТА-Я!
Муравей: То тяну… а то толкаю… Но ведь толстая какая!
Что-то больно тяжела!
Стрекоза: (танцует, легкомысленно)
Брось ее и все дела!
(срывает листок и накрывает им голову Муравья).
Ты, я вижу, притомился. На вот, от жары надень! Чем возиться целый день, Лучше б с нами веселился!
Муравей: А работа?
Стрекоза: (беззаботно)
Подождет!
Муравей: (осуждающе)
Нет, так дело не пойдет! Кто всегда быть сытым хочет, Тот о том с весны хлопочет.
(Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник).
1 девица: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима кати́т в глаза.
(Раздается вой ветра)
2 девица: Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.
3 девица: Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный!1 девица: Злой тоской удручена, К Муравью ползет она.
(Стрекоза медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей)Стрекоза: (жалобно)
Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
Муравей:
Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?
Стрекоза: (восторженно)
До того ль, голубчик, было
В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.Муравей: (осуждающе)
А, так ты…
Стрекоза: Я без души Лето целое все пела.
Муравей: Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
(Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза бредет прочь)1,2,3 девица (вместе):
Если вдруг узнал себя
Будешь знать, что так нельзя!
«Свинья под дубом»
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”. Дети в костюмах цветов и грибов исполняют танец)1 ведущий: Взгляните-ка, друзья, какой чудесный вид!
Полянка и грибы, могучий дуб стоит.
2 ведущий: Но стоит здесь у нас невежде появиться,
как может всё тут в прах оборотиться.
Грибы: Растоптаны цветы, испорчены грибницы,
удастся ли опять нам снова возродиться?
1 ведущий: Уж сколько раз твердили миру,
что в баснях есть мораль, но только все не впрок.
Невеждам мы хотим преподнести урок.
2 ведущий: И в этом деле нам уже помочь готова “Свинья под дубом” дедушки Крылова.
(Появляется Свинья, хрюкает, изображает то, что говорит ведущий)
3 ведущий: Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей до сыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним;
Потом глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
(Свинья роет под дубом. Из-за кустов вылетает Ворон и садится рядом со Свиньей)
Ворон: Ведь это дереву вредит,
Не заслужил дуб от тебя обид!
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.
Свинья: Пусть сохнет от макушки и до пня!
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: без них я ведь ху-де-ю.
Дуб: Неблагодарная! Ведь роешься ты тут,
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.
1 ведущий: Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Грибы: Невежды, верно, басен не читают,
И, потому, морали сей не знают.
Плюют в колодец, хоть он может пригодиться,
Когда придет пора воды напиться.
2 ведущий: Невежды рубят сук, хотя на нём сидят.
Учителей бранят, учиться не хотят.
3 ведущий: Что свиньи! – люди есть, что обижают
Всех тех, кто их заботой окружает,
И губят то, что им дает плоды,
Не видя в этом для себя беды.
Не стоит нам, друзья, такими быть, как эта неблагодарная и глупая свинья.
Хором все участники:
Спасибо за мораль любимому поэту!


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Лукьянчикова Леонида Васильевича»

Анализ басни «Свинья под Дубом»

Дериглазова

Александровна

Анализ басни « Свинья под Дубом »

Цели урока.

1. Образовательные:

1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней «Свинья под Дубом».

2) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

3) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, приемы баснописца (аллегория , олицетворение, ирония)

4) Познакомить с термином аллегория.

5) Дополнить знания об особенностях жанра басни.

6) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2. Развивающие:

1) Формировать самостоятельного и активного читателя.

2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

3) Развивать чуткость к художественному слову.

4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3. Воспитательные.

1) Обогащать духовный мир ученика.

2) Воспитывать сопротивление невежеству.

Урок закрепления.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование. Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, дидактический материал.

Подготовка к уроку: написать эпиграф, оформить выставку рисунков, включить презентацию, вставить диск с басней, раздать детям имена на парты.

ход урока

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»

1. Эмоциональная зарядка. Вступительное слово учителя.

2. Актуализация знаний.

Я читаю начальные строки басни и показываю слайды. Дети отгадывают название басни.

Слайд 1: " По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас"

Слайд 2: " Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок".

Слайд 3: "Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню."

Слайд 4: " Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука".

Слайд 5: " Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза."

Учитель обращает внимание на выставку рисунков учеников к басне «Свинья под дубом».

Достаточно ли прочтения произведения, чтобы постичь его смысл? (нет, необходимо проанализировать его).

- Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом»

·Формулировка темы и целей урока.

Запись темы на доске и в тетрадти.

3. Основной этап урока. Анализ басни

А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Слайд 7: Крылов использует аллегорию. Примеры аллегории(иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа).

4) Физкультминутка.

Сели, встали, встали, сели

Вы друг друга не задели?

На соседа оглянитесь-

Искренне ему - улыбнитесь.

Обратите взор ко мне,

Улыбнитесь теперь мне.

Поо бразный анализ. Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль. Использование словесного рисования.

Свинья - глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии.

Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Дуб - воплощение вековой мудрости, житейской истины.

Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение. Ворон - деликатный, спокойный, удивляется глупости Свиньи.

персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.

Слайд 8. Обращение к эпиграфу и с ловарная работа . Объясните значение следующих выражений: Подложить свинью, поступить по - свински, метать бисер перед свиньями.
Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)

Невежа - не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.

Невежда - необразованный, несведущий человек;

5) Первичное закрепление изученного. Инсценировка басни (четверо учеников читают по ролям)

6) Выявление художественных особенностей басни.

Мораль басни - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.

Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки)

·Рефлексия.

Обращение к целям урока.

·Домашнее задание - выучить басню и подготовить выразительное чтение.

Театральный конкурс «Басни Ивана Андреевича Крылова»

« Стрекоза и Муравей»

1 девица : Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Говорит одна девица:

2 девица: - Скучно мне, хочу в столицу!

3 девица : - В столицу? Что ж, сестрица,

Ты послушай небылицу.

(Выходит баснописец)

Как-то дядюшка Крылов

Вышел в поле.

Видит он

Как огромный Муравей

Созывает всех друзей.

Муравей: (тянет огромную гусеницу)

Эй, товарищи! Друзья!

Выручайте муравья!

Вот история такая

Вслушайся, братва лесная!

3 девица : Долго Муравей вещал

Обо всем он рассказал.

А история ЧУД-НА-Я…

Очень даже НЕ-ПРОС-ТА-Я!

Муравей: То тяну… а то толкаю…
Но ведь толстая какая!

Что-то больно тяжела!

Стрекоза: (танцует, легкомысленно)

Брось ее и все дела!

(срывает листок и накрывает им голову Муравья).

Ты, я вижу, притомился.
На вот, от жары надень!
Чем возиться целый день,
Лучше б с нами веселился!

Муравей: А работа?

Стрекоза: (беззаботно)

Подождет!

Муравей: (осуждающе)

Нет, так дело не пойдет!
Кто всегда быть сытым хочет,
Тот о том с весны хлопочет.

( Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник).

1 девица: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,

Как зима кати́т в глаза.

(Раздается вой ветра)

2 девица : Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

3 девица: Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
1 девица: Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она.

(Стрекоза медленно бредет к муравейнику и стучится. Выглядывает Муравей)

Стрекоза: (жалобно)

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Муравей:

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Стрекоза: (восторженно)

До того ль, голубчик, было

В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

Муравей : (осуждающе)

А, так ты…

Стрекоза: Я без души
Лето целое все пела.

Муравей: Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

(Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза бредет прочь)

1,2,3 девица (вместе):

Если вдруг узнал себя

Будешь знать, что так нельзя!

«Свинья под дубом»

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”.

Дети в костюмах цветов и грибов исполняют танец)

1 ведущий: Взгляните-ка, друзья, какой чудесный вид!

Полянка и грибы, могучий дуб стоит.

2 ведущий: Но стоит здесь у нас невежде появиться,

как может всё тут в прах оборотиться.

Грибы: Растоптаны цветы, испорчены грибницы,

удастся ли опять нам снова возродиться?

1 ведущий: Уж сколько раз твердили миру,

что в баснях есть мораль, но только все не впрок.

Невеждам мы хотим преподнести урок.

2 ведущий: И в этом деле нам уже помочь готова

Свинья под дубом” дедушки Крылова.

(Появляется Свинья, хрюкает, изображает то, что говорит ведущий)

3 ведущий: Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей до сыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

(Свинья роет под дубом. Из-за кустов вылетает Ворон и садится рядом со Свиньей)

Ворон: Ведь это дереву вредит,

Не заслужил дуб от тебя обид!

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

Свинья: Пусть сохнет от макушки и до пня!

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: без них я ведь ху-де-ю.

Дуб: Неблагодарная! Ведь роешься ты тут,

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут.

1 ведущий: Невежда также в ослепленье

Бранит науку и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Грибы: Невежды, верно, басен не читают,

И, потому, морали сей не знают.

Плюют в колодец, хоть он может пригодиться,

Когда придет пора воды напиться.

2 ведущий: Невежды рубят сук, хотя на нём сидят.

Учителей бранят, учиться не хотят.

3 ведущий: Что свиньи! – люди есть, что обижают

Всех тех, кто их заботой окружает,

И губят то, что им дает плоды,

Не видя в этом для себя беды.

Не стоит нам, друзья, такими быть,

как эта неблагодарная и глупая свинья.

Хором все участники:

Спасибо за мораль любимому поэту!

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания 1. Артикуляционная разминка.

2.Прослушивание чтения наизусть басни «Волк на псарне». II. «Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности Учитель читает басню «Свинья под Дубом».

Словарная работа.

В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)

Анализ басни. — Какой описывает Крылов Свинью? Ответ: Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии. — Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни. — В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки? Ответ: Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки. В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди:

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

Физкультминутка

А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

Стоит дуб-стародуб,

На том дубе-стародубе

Сидит птица-вереница,

Никто ее не понимает -

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Солнце на небе)

Продолжение анализа:

— Вспомните, что такое аллегория. — Какое явление жизни аллегорически описывает басня? Ответ: Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь». Рассмотрим и обсудим с учениками иллюстрацию к басне Г. Куприянова (с. 62 учебника) , спросим: — Что бы вы изобразили, если бы сами рисовали иллюстрацию к этой басне? Ответ: он помогает сделать «раскадровку» басни, четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации. Эта работа подготовит выразительное чтение по ролям. Итак, к этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций. Первая: Свинья под Дубом ест желуди. Вторая: Свинья под Дубом спит. Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба. Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба. Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону. Шестая: Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

III . Чтение басни по ролям. Инсценирование басни.

Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение (инсценировку, чтение по ролям) басни: «Ворона и Лисица».

2.Нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных басен.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса