Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий фольк. праздн. "Деревенские посиделки". Сценарий для детей начальной школы

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!

Можно использовать на любой вечеринке для пенсионеров. Пригодится также , юбилей, 8 марта, Новый Год и т.д.

Зал для посиделок украшается воздушными шарами, окна закрываются шторами, расставляются столы и накрываются для чаепития. На отдельном столе ведущей-хозяйки стоят подсвечники со свечами. Для гостей заранее дети готовят несколько музыкальных номеров.

В зал, где собрались гости, входит хозяйка и зажигает свечи. На стульчике устроился гармонист.

Частушки для пенсионеров

Посиделки нас собрали за душистым чаем,
Тут болячки и невзгоды мы не замечаем.

Будем вспоминать знакомых, и свои успехи,
Конкурсы устроим вместе, разные утехи.

Не давай скучать соседу, весели соседку,
Возьми к горячему чайку сладкую конфетку.

Гармонист наш удалой к танцу приглашает,
Ну, а кто тут с кем пойдёт, каждый сам решает.

А сейчас первый конкурс: наш уважаемый гармонист будет играть мелодии, а мы попытаемся угадать их.

Угадай мелодию

Гармонист играет, к примеру, «Златые горы», « Вот кто-то с горочки спустился», «Ромашки спрятались», «Ах, Самара-городок», «Старый клён».

Хозяйка:
Видно, что мелодии молодости Вы хорошо знаете, а давайте послушаем, что-нибудь современное. Сможете ли Вы их узнать.
Гармонист играет такие мелодии, как «Берёзы» (Любэ), «Трактористы» (Игорь Растеряев), Гимн РФ.

Хозяйка:
Предлагаю сейчас посидеть, поболтать, чаю попить с конфетками, музыку послушать.
Гости проводят время за чашкой чая.

Хозяйка:
Вкусный у нас чаёк? А конфетки? А ведь они не простые. На фантиках каждой загадка написана. Попробуем их отгадать?
Каждый читает загадку и е сообща отгадывают.

Хозяйка:
Вижу, освоились все, познакомились с соседями. Давайте вспомним, что было самое счастливое в нашей жизни. Это ведь у каждого личное. Поделитесь радостью. Начнём вот с этого стола. Пожалуйста, Мария Ивановна, расскажите, что для вас было самым счастливым моментом в вашей жизни.
Слушают рассказы 3-4 человек.

Хозяйка:
Счастьем мы поделились. А, какие трудности пришлось Вам преодолеть в жизни, Вспомните самые запоминающиеся моменты.
Так же опрашивают 3-4 человек.

Хозяйка:
Чтобы нам не загрустить, нужно Вас развеселить,
В круг давайте собираться, в пляс мы будем все пускаться.

Хозяйка:
Хорошо размялись мы, можно и дух перевести. К тому же поприветствовать Вас пришли внучата. Они подготовили небольшие музыкальные номера, которые предлагается вам оценить. И так, встречайте! Юные танцоры и эстрадные исполнители.

С небольшими номерами выступают дети.

Хозяйка:
У нас на посиделках присутствует семейная пара, которая прожила вместе не один десяток лет. Это Нина Алексеевна и Иван Николаевич. Попросим их подняться. Откроем секрет, что недавно вы отметили … годовщину семейной жизни. Позвольте поздравить Вас с этой датой и вручить памятный адрес. Для Вас звучит песня «Свадебные цветы» в исполнении Ирины Аллегровой.

Хозяйка:
Большинство из вас сейчас на заслуженном отдыхе. Но, скучать я думаю, не приходится. Хлопоты по дому, сад-огород, дети и внуки, да мало ли разных дел, которыми вы занимаетесь в течение дня.

Сейчас мы проведём конкурс, на самого расторопного пенсионера. Попрошу выйти трёх желающих. Перед вами по три картофелины, которые нужно очистить, кукла, которую необходимо запеленать, и счёт за электричество, сумму которого вы должны рассчитать и вписать в квитанцию. Кто первый качественно и правильно выполнит все три задания, тот победитель.

Хозяйка:
Наши посиделки продолжаются. Переходим к танцам. Желающие могут выйти в круг, а остальные могут попить чайку.

Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий

Ход праздника

Все дети одеты в русские национальные костюмы. В зале на столе выпечка — бублики, пироги, блины, булочки, ватрушки. Зал убран в стиле деревенской избы: на полу тканые коврики, скатерти, подушки-думочки с вышитыми наволочками, деревянная и керамическая посуда, вышитые полотенца.

Хозяйка : Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка : Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

Хозяйка : Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому — правду, кому — песенку.

(Гости, ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья, расставленные полукругом)

Хозяин : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость: Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?

Хозяин : В тесноте, да не в обиде!

(Хозяева усаживаются среди гостей)

Хозяйка : Небылицы в лицах сидят в теремах, щелкают орешки да говорят потешки.

Хозяин : Эй, собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки,

Вас сегодня ожидают русские потешки.

Два ученика ведут диалог:

— Что ваши девчата делают?

— Шьют да поют.

— А матушки?

— Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

— Сынок, сходи за водицей на речку.

— Живот болит.

— Сынок, иди кашу есть.

— Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.

Два мальчика:

— Что везешь?

— Какое же это сено?

— А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

— Фома, что из леса не идешь?

— Медведя поймал.

— Так веди его сюда!

— Да он не идет.

— Ну так сам иди.

— Да он меня не пускает.

Ведущий: Дорогие гости! Вы прослушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты? А насколько меток русский язык в пословицах, поговорках, изречениях. Послушайте их и попробуйте объяснить значение.

— Добрый сын — отцу радость, а худой — печаль.

— Птица рада весне, а дитя — матери.

— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

— Друг познается в беде.

— Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

— У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.

— Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Ведущий : А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а загадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.

— Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

— Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка)

— Зубов много, а ничего не ест. (Расческа или гребень)

— Посреди двора золотая голова. (Подсолнух)

— На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (Березки)

— Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

— Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)

— Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

— Живая живулечка на живом стульчике. (Грудной ребенок)

— В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)

— Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)

Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народные игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.

— Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыки драл.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто украл?

— Родион.

— Выйди вон.

(Проводятся русские народные игры для всех детей: «Каравай», «Горелки», «Колечко»)

Ведущий: Для проведения игры «Горелки» образуем пары, станем вереницей. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться назад. Играющие хором говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Глади в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо —

Звезды горят,

Журавли кричат —

Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь.

(Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой - в другу. Если водящий никого не осалит, то игра продолжается. Если водящий поймает, то второй, оставшийся без пары, становится водящим, а за ним стоит новая пара игроков)

Ведущий : А вот игра «Шли кони».

(Дети становятся в круг и поют песенку)

А шли кони по улице,

Чем они попутаны?

Золотым путом

Под копытом.

Зайка идет,

Травку рвет —

Что вырвет,

То в пучок.

(Спев эту песенку, дети быстро приседают, кто не успел — присел последним, на того дети кричат: «Квач-бельмач, черные глаза»)

Хозяйка: А теперь я вас приглашаю в хоровод для игры.

(Дети выходят в центр зала и образуют хоровод, идут по кругу и поют)

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей — было семь сыновей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

(После этих слов ведущий показывает какое-либо движение — хлопки, прыжки, постукивание кулаками по коленям, мимика глазами, ртом, взять друг друга за уши и так далее. Тот, кто неправильно выполнил задание, отстал или зазевался, становится в круг. И теперь в кругу уже два Трифона. Игра продолжается до тех пор, пока Трифонов станет больше, чем детей во внешнем круге)

Ведущий: Как только весной просохнут дороги, парни и девушки выбегали на полянку, веселились, водили хоровод, играли в лапту и другие игры. Давайте споем хороводную песню «В хороводе были мы». (Песню заранее разучивают на уроке музыки)

(Дети поют и водят хоровод, выполняя несложные движения, подсказываемые словами песни. Каждая строчка песни поется два раза)

В хороводе были мы,

Были мы, были мы.

Кого надо видели,

Видели, видели.

Сокола- молодчика.

Молодца, молодца.

Встань, молодчик, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись.

Вправо, влево развернись,

Развернись, развернись.

Кому хочешь, поклонись,

Поклонись, поклонись.

Ведущий: А теперь давайте рассядемся полукругом и споем русскую народную песню «А я по лугу». Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм для работы. Да и работа продвигалась с песней веселей.

(Мальчики мотают клубки, девочки вышивают или вяжут)

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла,

Я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала,

С комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку,

Комар ножку отдавил,

Комар ножку отдавил.

Все суставчики, все суставчики,

Суставчики раздробил,

Суставчики раздробил.

А я матери, а я матери,

Я матери кричала,

Я матери кричала.

«Ой, подай, матерь, ой, подай, матерь,

Подай, матерь, косаря,

Подай, матерь, косаря.

Я рубить-казнить, я рубить-казнить,

Рубить-казнить комара,

Рубить-казнить комара».

Покатилася, покатилася,

Покатилась голова

За широкие ворота.

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

(К окончанию пения песня стихает и с последними словами почти шепчется)

Ведущий : Эх, частушка-веселушка! Сколько в ней задора и юмора, но есть и правда. Кто останется равнодушным, когда играет гармонь и звучат девичьи голоса.

Эх, топни, нога,

Топни правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Пойду плясать

По соломушке,

Разойдися, народ,

Ко старонушке.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Хозяйка : Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать? (Раздаются сладости всем гостям)

(Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад»)

Ведущий:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое — золотое.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба:

Да смотри, что я нашла:

Наша курочка Пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела!

Баба:

Да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое.

Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба : Погляди, горит, как жар!

Дед: Не случился бы пожар.

Баба: Ой, горит, слепит глаза.

Дед : Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед : Ты в сундук запри его.

(Раздается стук в дверь)

Баба:

Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло.

Ты поди, запри засов.

Да спустить бы надо псов.

Баба (возвращаясь):

В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко я продам.

Накидают мне рублей.

На пальто себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую.

До краев набью сундук.

Что мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко.

Баба:

Да уймись ты, не кричи.

Вот упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или нет?

Баба:

Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось,

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось.

Ну, что мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба:

И Шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь.

Что нам прятаться теперь?

Эй, соседки!

Баба:

Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И соленья, и варенья.

Вместе: Заходите без стесненья!

Ведущий: Вот и закончились наши посиделки. Давайте попрощаемся с хозяевами.

1-й ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

2-й ученик: Большого здоровья!

3-й ученик : С новым вас урожаем!

4-й ученик : Большого вам приплода у скотины!

5-й ученик : С хорошими блинами!

6-й ученик : На новое вам лето!

7 ученик: На красное вам лето!

8 ученик:

Куда конь хвостом,

Туда и жито кустом!

9 ученик:

Куда коза рогом,

Туда и сено стогом!

Все: Где труд, там и счастье!

(Праздник завершается чаепитием, которое организуют родители)

Оформление: Зал оформлен под русскую горницу. На стенах развешаны рушники. Стоит стол, накрытый скатертью. На столе - русский расписной самовар, ваза с сушками.

Для играющих:
Стулья, 2 стола.
Силуэты матрёшек - 2 шт.
Мотки ниток - 2 шт.
Корзинки для клубков - 2 шт.
Конфеты
Буквы (фамилия художника)
Лотки для букв (название дерева)
Хохломские плошки - 2 шт.

Звучат русские народные наигрыши.
В зал входят гости.

Зазывалы: (Два мальчика, одетые в русские народный костюм).
Ото всех дверей, ото всех ворот,
выходи скорей, торопись народ!

Открываются ворота,
Выходи, кому охота.
А кому неохота, тоже выходи!

Ведущая: Добрый день, гости званные да желанные!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, весёлые удальцы.

Пригласили мы гостей со всех волостей.

Я рада видеть вас в моей горнице посиделочной!
Рада гостям, как добрым вестям.
Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Пошутить, поиграть, посмеяться!
Так что, смех вам, да веселье!

Ведущая: А чтобы посиделки наши прошли более интересно, зажигательно, давайте придадим им дух соревнования, т.е. разобьёмся на две команды. Да придумайте название своей команде.
Итак, состязаются две команды: (примерные названия)
«Большие кружки» и «Малые чекушки».
«Завалинка» и «Околица».
Ну, а теперь выберем мудрейших судей. Они будут судить наши затеи.
Все наши затеи вы будут оцениваться по трёхбальной шкале. Заработанный балл равен одной конфете. У кого в плошке их окажется больше к концу посиделок, та команда и будет победительницей.

Давайте выберем заводилу, т.е. командира в своей команде.
Команды поприветствуйте друг друга. Можно стихами, песней, шуткой- прибауткой. Как говорится, кто во что горазд!
(Команды приветствуют друг друга)

Ведущая:
Прошу следить со вниманием - вот вам первое задание!
Начинаем наши состязания посиделочные с небольшой интеллектуальной разминки. Вопрос команде______________
Кто из нас не любит блинов - пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?
Ответ: «Левша» Лескова.

Многие из нас имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?
Ответ: Её делали мастера из Палеха.
Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?
Ответ: Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?
Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области.
Ведущий: А теперь подсчитаем баллы-конфеты. (Жюри называет счёт)
Ведущая: Дальше речь пойдёт об одной замечательной игрушке, которая прославилась на весь мир. Угадайте, о какой?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
В 19 веке жил - был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

Так, кто же тот художник? Его фамилию вы должны угадать. Сейчас мы с вами поиграем в «Поле чудес» .

На табло узорчатыми квадратами закрыта фамилия художника. Вы по очереди называете букву, угадаете - буква открывается - вам конфета. А если сразу фамилию назовёте, то 3 конфеты зарабатываете. (М А Л Ю Т И Н).

ЗАГАДКИ:
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
Загадка первая! Просьба не слушать тех, которые нервные.
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).

Загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).

Ну ладно загадка третья. На неё (хоть) ответьте!
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут - жидко,
Из печи несут - твёрдо! (Каша).
Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
Пять чуланов - одна дверь. (Перчатка)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Всё пря сам на виду. (Сундук)
Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Молодичка - невеличка, а весь мир одевает. (Игла)

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведушая: А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.
Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача - нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 - рукава, 5-й - фартук.
Внимание! Приготовились! Начали!
(Звучит музыка. Начинается состязание)
Жюри объявляет победителя.
Ведущая: Следующее состязание называется «СОСТАВЬ СЛОВО» .

Славились на Руси своим ремеслом богородские мастера. Хороши были игрушки - зверюшки из дерева выточенные. Умели резать - умели и дерево подобрать.
Название этого дерева у всех на слуху. (Липа)
(Команда получает лоток, на котором выложено слово «палисадник».
На лотках выложено слово «Палисадник».
Из этого слова нужно выбрать нужные буквы и сложить ещё одно слово - название дерева.
Кто раньше выберет нужные буквы и сложит слово - зарабатывает 3 конфеты.
(Звучат народные наигрыши. Команды приступают к работе).


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Ведущая: Пополняются вазы конфетами. А впереди ещё много конкурсов.
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица - душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица - к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали - конфету получили.

1. Труд -пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово - воробей. (Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль - синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк - лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)
5. Красавица - умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним - плачем. (Что имеем - не храним, потерявши - плачем.)
7. Снову - смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток - платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.
Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую.
Вьетнамская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»
«Семь раз отмерь - один раз отрежь»
Афганская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»
«Кто обжёгся на молоке - дует воду».
Финская: «Шуму много, а шерсти мало - сказал чёрт, остригая кошку».
«Много шуму из ничего»
Африканская: «Сын леопарда тоже леопард».
- «Яблоко от яблони недалеко падает».
Ведущая: И следующее состязание у нас называется (МОДА - РЕТРО).
Скоро великий день - пасха. Не мешало бы и обновку прикупить. Мы не поедем на ярмарку. Мы сошьем платье сами. Но сначала надо фасончик подобрать.
ЗАДАНИЕ: Нарисовать модель платья в стиле РЕТРО (или юбки с блузкой).
(Команды получают фломастеры., ватман. Модель платья рисует вся команда, по очереди. У кого оригинальней - получают конфеты.
Ведущая: В старину посиделки устраивали не только ради развлечений. Женщины и девушки собирались в отдельных избах и пряли, и вязали, шили. Есть ли среди вас мастерицы? Выходите по одной от каждой команды!
(Девушки получают по мотку ниток.)
Ваша задача: За определённое время вы должны смотать нитки в клубок. У кого клубок окажется больше, да аккуратней - та команда получает конфеты.


Ведущая: А хорошо работа спорилась под песню. Песня - это душа народа. Без неё человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках. Зима закончилась, весна наступила. Как быстро идёт смена времён года. Летят годы - а песни остаются.
Сейчас мы с вами вспомним песни, в которых упоминается о весне и о зиме.
Команды выбирают себе время года. (Тянут жребий).
Итак, перед вами две команды певцов. Одна вспоминает песни о Зиме, а другая - о Весне. Пропеваете по очереди куплет или несколько строк из песни.
Итак, начнём с зимы.
Вдоль по улице метелица метёт. - (мужчины)
Когда весна придёт не знаю.. -(женщины)
У леса на опушке жила зима в избушке.
Ждите весну, ждите весну, ждите весну, обязательно ждите.
Ой, мороз, мороз…
Ландыши, ландыши - светлого мая привет…
Снег кружится, летает, летает…
Бегут ручьи, кричат грачи, и тает снег и сердце тает,
Кабы не было зимы в городах и сёлах….
Расцвела под окошком белоснежная вишня…
Застыли реки и земля застыла, а я мороза не боюсь.
Яблони в цвету - весны творенье, Яблони в цвету - любви круженье.
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…
Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны…
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Расцвели в саду весной цветочки, Ещё лучше девушки весной.
Ведущая: Дорогие гости, уважаемые коллеги! Все мы работники ДО, но порой мы можем и быть врачами. Мы сами ставим диагноз себе, своим детям, мужьям близким.

И сейчас предлагаем сыграть в игру, «Поставь диагноз», используя строки из песен. Все вместе мы пропеваем куплет известной песни, а потом ставим диагноз заболевания герою песни.
Команда, ответившая первой, зарабатывает конфету.


ИГРА «ПОСТАВЬ ДИАГНОЗ»

Участники отгадывают, какой диагноз можно поставить герою песни.
Суди люди, суди бог
Как же я любила.
По морозу босиком
К милому ходила. (ОРЗ)

Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома (Алкоголизм)
Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет. не вспыхнет огонь.
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Бессоница)
На закате ходит парень
возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего. (нервный тик)
Сладку ягоду рвали вместе.
Горьку ягоду я одна. (отравление)
Распустилась черёмуха.
Нарядилась невестою.
На душе одиноко так.
Не найду себе места я… (Аллергия)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье
Это Родина моя. (Дальнозоркость)
Товарищ, я вахты не в силах стоять.
Сказал кочегар кочегару.
Огни в моих точках совсем не горят.
В котлах не сдержать мне уж пару. (Упадок сил)
Всю-то я вселенную объехал,
Нигде милой не нашёл. (Бродяжничество. Или крыша поехала)
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит. (Возникнут проблемы со зрением.)
Что ж ты, милая смотришь искоса,
Низко голову наклоня.
Трудно высказать и не высказать.
Всё что на сердце у меня. (Заикание)
Во субботу день ненастный,
Нельзя в поле работать.
Не боронить, не пахать,

Пойдём в зелёный сад гулять. (Хроническая лень) (Симуляция)
И опять я молодёшенькой была.
И опять я целу ночку не спала.
Всю-то ноченьку мне спать было невмочь.
Раскрасавец барин снился мне всю ночь. (Вечная молодость)
Ведущая: Молодцы! Поаплодируйте друг другу.!
Замечательно спелись, друзья! Ни победителей, ни проигравших в этом конкурсе нет.
Ведущая: Хочешь победить подружку,
Спой весёлую частушку!
Дорогие мои, я просто уверена, что среди вас есть любительницы весёлых и задорных русских частушек.
Сейчас вы получите карточки с частушками. Ознакомьтесь с текстом. Если знаете свои - пойте их.
Вот на такой мажорной нотке и закончим наши посиделки.
Ведущая: А ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЕМ НАШИ СЛАДОСТИ. - т.е. баллы
И судя по количеству, побеждает команда ______________________________
Аплодисменты команде- победительнице. Ну а я с вами прощаюсь. Спасибо, что посетили мою избу, да позабавили хозяйку утехами.
Ведущая: И всем вам на прощание
Я от всей души желаю:
Пусть будет у вас весёлым досуг.
Пусть к вам не приходит недуг.
(Парням желаем хороших подруг)
И жить - не тужить!
Всем вам до ста лет во - счастье прожить!

Внеклассная работа и нравственное воспитание младшего школьника в нашей гимназии №3 содействуют развитию личности, воспитанию высокой духовной культуры, развитию профессиональных качеств, сохранению нравственного и физического здоровья. Процесс воспитания осуществляется через учебные занятия и внеклассную работу.
Внеурочная деятельность в гимназии имеет личностно-ориентированную направленность, которая проявляется в разнообразии видов и форм занятий. При гимназии №3 10 лет работает школа искусств. Имеются следующие отделения: изостудия, танцевальный кружок, театральная студия, музыкальное отделение. За первый год обучения дети посещают все отделения. Педагоги, учитывая индивидуальные возможности ребенка, желание родителей, отбирают детей по отделениям. Со 2-го класса дети распределяются по индивидуальному расписанию кружков и дополнительно 4- часа в неделю развивают свои способности в мини-группах.

Мы, учителя, начальных классов Меняйло Ирина Леонидовна и Назарова Марина Юрьевна работаем в тесном сотрудничестве 14 лет. Разработали интересные сценарии праздников, конкурсов, КВНов, викторин, спортивных праздников: "Папа, мама, я - спортивная семья". Особое внимание уделяем проведению семейных праздников, связанных с обрядами. Один из таких праздников - "Деревенские посиделки", поставленный для совместного праздника с родителями.
На внеклассных мероприятиях осуществляется взаимодействие детей с ведущими и с детьми трех классов. Классные руководители незаметно осуществляли сотрудничество детей со своими сверстниками в параллели, с руководителями школ-искусств в разнообразных видах деятельности: во время декламирования стихов, в исполнении песен хором, в ансамбле, в танцах. Происходящее на сцене дети воспринимали как эталон стиля поведения во время выступлений, знакомятся с историей народа России.
Хорошо отслеживаются усилия всех педагогов: как классных руководителей, так и учителей школы искусств, влияющих на становление и развитие нравственной личности гимназистов.
Цель данных мероприятий: показать достижения каждого ребенка по окончании начальной школы. Установление контакта взаимопонимания с каждым отдельным ребенком, коррекция межличностных взаимоотношений между детьми. Справедливое решение всех конфликтных ситуаций (если они возникают). Достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми. Создать атмосферу праздника и добра.
На праздник приглашаются администрация гимназии, родители, все родственники, все работающие учителя в начальных классах. Учителя изостудии помогают в оформлении сцены, учителя школы искусств помогают в записи фонограмм, подборе костюмов.
Праздники красочные, яркие, запоминающиеся, добрые. Красной линией через весь сценарий проходит тема семья, традиции русского народа: лирические мелодии, танцы, красочные костюмы, красивое русское слово. Дети гордятся своей страной, народом, семьей, гимназией.
По возможности снимается видеофильм для показа его на выпускном балу 11 класса. Внеклассная работа у нас проводится не от случая к случаю, а включает ее в продуманную систему постижения народной культуры. Постоянно дети выезжают на экскурсии по историческим местам города Казани. Посетили святые места в мужском Раифском монастыре, на острове Свияжске. Обязательное посещение театров и балетных постановок.
Именно такое воздействие на души младшего школьника создает неоценимое мировоззренческое воздействие на детей.

Сценарий внеклассного мероприятия "Деревенские посиделки"

Звучит песня "Калинка" (ансамбль)
Ведущий : Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Ведущая:
Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
Ведущий: В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет,
кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
Ведущая : А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...
Ведущий : Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяйка: Дом вести - не головой трясти,
Все надо припасти.
Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.
Хозяйка : Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка : Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин : Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Ведущая: Родители трудолюбивы - и
Дети в этом доме неленивы.
Сын : Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин : А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин : Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин : Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали, тятенька?
Хозяин : Моего дедушку звали Иваном.
Сын : Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает -
Твово дедушку ругает.
Хозяин: Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын : Да это же для рифмы, тятенька.
Хозяин : Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын : Федя!
Хозяин : Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка : Будет вам ругаться, да ссориться, лучше загадку отгадайте.
Не сеяно, не пашено, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено, на зиму припрятано. (Достает соленые огурчики.)
Дочка : И я загадку знаю.
Пришел Филипп, на нем сто лип.
Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок. (Веник)
Вбегают соседи.
Соседки : Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!
Хозяйка : Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.
1 соседка : У Иванова двора загорелася вода.
Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.
2 соседка : Пришел дедушка Фома, расседая борода.
Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.
3 соседка : Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал.
Только слышно стороной, затушил он бородой!
Хозяин : Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.
Хозяйка : Всех речей не переслушаешь!
Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.
1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки,
Останешься без рубашки. (Убегают)
Стук в дверь.

Хозяин : Кого еще нелегкая несет?
Сосед : Можно, хозяин?
Хозяин: Гость - не кость, за дверь не выкинешь. Заходи.
Сосед : Да я не один.
Хозяин: Заходите вдвоем. Эй, Фома, чего не идешь?
Сосед : Да медведя поймал.
Хозяин : Так веди его сюда!
Сосед : Да он не идет.
Хозяин : Так сам иди.
Сосед : А он не пускает.
Хозяин : Бегу, помогу сейчас.
Входят охотники - тащат медведя.
Охотники : Ближние соседи - лучше дальней родни. Ты уж, соседушка, нам пособи!
Хозяйка : Федул - а ты чего губы надул?
Сосед : Да кафтан порвал!
Хозяйка: Зачинить можно?
Сосед : Да иглы нет!
Хозяйка : А велика ли дыра?
Сосед : Да вот один ворот остался!
Хозяйка: Хорошо постарался - без кафтана остался!
Хозяин : Ну, берись, братцы, дружно, не будет и грузно!
Уходят, уносят медведя.
Ведущий : У дороги близко жить - всем соседям надо годить!
Раздается стук, шум за дверью.
Хозяйка : Добрые гости всегда в пору!
Дочка : (выглядывает за дверь).
Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!
Девочки заходят, кланяются и хором:
Девочки : Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!
Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.
1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?
Хозяйка : Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.
Раздает пяльцы, звучит песня.
Ведущая : Сидят девушки, вышивают, себя песней забавляют, каждая мастерица - трудится, не ленится.
Недаром говорят люди добрые: "Какова пряха, такова на ней и рубаха".
Ведущий : Расступись, честной народ, не пыли дорожка,
Добры молодцы идут - погулять немножко.
Шутят, рассаживаются.
1 мальчик : Мороз не велик, а стоять не велит.
2 мальчик : Молодо - зелено - погулять велено.
3 мальчик : Эй, девчоночки - беляночки, где вы набелилися?
Девочки : Мы вчера коров доили, молоком умылися.
Хозяйка : Ну что ж, пришла пора - отложи дела.
Делу время - потехе час!
Мальчики : Эх, возьмем в руки балалайку!
Да потешим хозяина с хозяйкой!
Эй, Тимоха, эй Иван, Николай, Демьян,
Сядем, братцы-то рядком да частушки пропоем!
Девочки : Балалайка, балалайка, свое дело знает,
Она в Ваниных руках хорошо играет!
Мальчики : Мы с веселой песней дружим, по-русски говорим,
Хорошо живем, не тушим, без сметаны хлеб едим.
Девочки : Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает, эх, русская старина.
Мальчики : Эх, березонька, березка,
Раскудри - кудрявая,
Хороша ты, речка Волга,
Волга величавая!
Мальчики : Вы послушайте девчата,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Девочки : А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки - босиком, думала - подружки.
Мальчики: Сидит ежик на заборе, белая рубашечка,
На головке - сапожок, на ноге - фуражечка.
Девочки : На горе стоит телега, слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова, надевает сапоги.
Мальчики : Запрягу я кошку в дрожки, а котенка - в тарантас,
Повезу свою подружку всем соседям напоказ!
Девочки : По деревне нашей шла и Федюшу видела -
Под кустом сидел и плакал, курица обидела.
Мальчики : Если б не было воды, не было бы кружки,
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
Мальчики : Ты играй повеселее, балалайка - три струны,
Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны.
Девочки : Шире круг, шире круг, парни круг - пошире,
Не одна иду плясать, нас идет четыре.
Мальчики : Я плясал в три ноги, потерял сапоги,
Оглянулся назад - сапоги мои лежат.
Девочки : Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,
Но гармошка так играла, я не удержалася.
Эх, топну ногой, да притопну другой -
Устоять не могу: характер такой.
Девочки : Хороши у нас частушки?
Хороши припевочки?
Хорошо учиться в школе,
Мальчики и девочки?
Ведущий : Складно добры молодцы поют, да и девицы от них не отстают.
Хозяйка: Ну, а теперь, красны девицы да добры молоды, наряжайтеся, да на танцы отправляйтеся.

Танец "Русский перепляс".

Хозяйка : Ну, гости дорогие, напелись, натанцевалися, чай проголодалися?
Ведущий: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хозяин : Все, что есть в печи - все на стол мечи!
Хозяйка : Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.
Вот чай, чай, чай...Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай!
1 гость : Чай пить - приятно жить.
2 гость : Попьешь чайку - позабудешь про тоску!
3 гость : Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!
4 гость : От чая лиха не бывает.
Хозяйка : Как Марфуша для Петра наварила, напекла, 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов!
Хватит на всех едоков!
Хозяин : Хозяюшку нашу потешьте,
Блинков, пирогов поешьте.
1 гость : Мы люди не гордые -
Нету хлеба - подавай пироги!
2 гость : Лакомый кусок - скорее в роток.
3 гость : Эх, с маслом да со сметаной и хозяюшкин лапоть съешь!
Ведущая : Много за столом гостей, много услышишь разных новостей!
1 гость : Назар, а Назар, сходи-ка ты на базар!
Купи мне сарафан, ни долог, ни короток,
Ни в лес ходить, ни зайцев ловить!
2 гость: Ах, тари, тарра-ри, куплю Маше янтари,
Останутся деньги - куплю Маше серьги,
Останутся пятаки - куплю Маше башмаки,
Останутся грошики - куплю Маше ложки.
3 гость : Пошла я на гору лыко драть,
Увидала на утках озеро плавает.
Срубила 3 палки: одну еловую,
Другую березовую, третью рябиновую,
Бросила еловую - не добросила,
Бросила березовую - перебросила,
Бросила рябиновую - угодила,
Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались.
4 гость : Шла соседка - торговка мимо рынка,
Зацепилась она за корзинку
И упала в яму - бух!
Раздавила 40 мух!
Ведущий : Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.
2 гость : Стол "спасибом" красится.
3 гость : Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
1 гость : Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
4 гость: Спасибо, этому дому, пойдем к другому.
Ведущий : Вот и шуткам, прибауткам конец,
А кто здесь был, да нас слушал - молодец!

Праздник был показан на городском семинаре учителей начальных классов, работающих по системе РО Л.В.Занкова, 24 апреля 2003 года 4Б классом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса