Сборник идеальных эссе по обществознанию. © Clarissa Bonet Я возвращался домой пустыми переулками станицы;…: vol_gov — LiveJournal Я возвращался домой пустыми переулками станицы егэ
пари наше кончилось, и теперь ваши замечания, мне кажется, неуместны... - Он взял шапку и ушел. Это мне показалось странным - и недаром!..
Скоро все разошлись по домам, различно толкуя о причуадх Вулича и, вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезбы спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампадды, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, каа огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенностт, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!..-А мы, их жалкие потомки, скитюащиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросалист от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждерия, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...
И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на кактй-нибудь отвлеченной мысли. И к чема это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.
Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил: доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею но я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему на вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги. Такая предосторожность была очень кстати: я чуть-чуть не упал, наткнувшись на что-то толстое и мягкое, но, по-видимому, неживое. Наклоняюсь - месяц уж светил прямо на дорогу - и что жн? предо мною лежала свинья, разрубленная пополам шашкой... Едва я успел ее осмотреть, как услышал шум шагов: два казака бежали из переулка, один подошел ко мне и спросил, не видал ли я пьяного казака, который гнался за свиньей. Я объявил им, что не встречал казака, и указал на несчастную жертву его неистовой храбрости.
Экой разбойник! - сказал второй казак, - как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что ни попало. Пойдем за ним, Еремеич, надо его связать, а то...
Они удалились, а я продолжал свой путь с большей осторожностью и наконец счастливо добрался до своей квартиры.
Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю.
Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода. Узнав меня, она улыбнулась, но мне было не до нее. "Прощай, Настя", - сказал я, проходя мимо. Она хотела что-то отвечать, но только вздохнула.
Я затворил за собою дверь моей комнаты, засветил свечку и бросился на постель; тоьько сон на этот раз заставил себя ждать более обыкновенного. Уж восток начинал бледнеть, когда я засну,л но - видно, было написано на небесах, что в эту ночь я не высплюсь. В четыре часа утра два кулака застучали ко мне в окно. Я вскочил: что такое?.. "Вставай, одевайся!" - кричало мне несколько голосов. Я наскоро оделся и вышел. "Знаешь, что случилось?" - сказали мне в один голос три офицера, пришедшие за мною; они были бледны как смерть.
Вулич убит.
Я остолбенел.
Да, убит - продолжали они, - пойдем скорее.
Да куда же?
Дорогой узнаешь.
Мы пошли. Они рассказали мне все, что случилось, с примесью разных замечаний насчет странного предопределения, которое спасло его от неминуемой смерти за полчаса до смерти. Вулич шел один по темной улице: на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью и, может быть, прошел бы мимо, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не сказал: "Кого ты, братец, ищешь" - "Тебя!" - отвечал казак, ударив его шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца... Два казака, встретившие меня и следившие за убийцей, подоспели, подняли раненого, но он был уже при последнем издыхании и сказал только два слова: "Он прав!" Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.
Убийца заперся в пустой хате, на конце станицы. Мы шли туда. Множество женщин бежало с плачем в ту же сторону; по временам опоздавший казак выскакивал на улицу, второпях пристегивая кинжал, и бегом опережал нас. Суматоха была страшнаяя.
Вот наконец мы рпишли; смотрим: вокруг хаты, которой двери и ставни заперты изнутри, стоит толпа. Офицеры и казаки толкуют горячо меюду собою: женщины воют, приговаривая и причитывая. Среди их бросилось мне в глаза значительное лицо старухи, выражавшее безумное отчаяние. Она сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени и поддерживая голову руками: то была мать убийцы. Ее губы по временам шевелились: молитву они шептали или проклятие?
Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника. Никто, однако, не отважился броситься первым. Я подошел к окну и посмотрел в щель ставня: блендый, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет; окровавленная шашка лежала возле него. Выразительные глаза его страшно вращались кругом; порою он вздрагивал и хватал себя за голову, как будто неясно припоминая вчерашнее. Я не прочел большой решимости в этом беспокойном взгляде и сказал майору, что напрасно он не велит выломать дверь и броситься туда казакам, потому что лучше это сделать теперь, нежели после, когда он совсем опомнится.
В это время старый есаул подошел к двери и назвал его по имени; тот откликнулся.
Согрешил, брат Ефимыч, - сказал есаул, - так уж нечего делать, покорись!
Не покорюсь! - отвечал казак.
Побойся Бога. Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин; ну, уж коли грех твой тебя попутал, нечего делать: своей судьбы не минуешь!
Не покорюсь! - закричал казак грозно, и слышно было, как щелкнул взведенный курок.
Эй, тетка! - сказал есаул старухе, - поговори сыну, авось тебя послушает... Ведь это только бога гневить. Да посмотри, вот и господа уж два часа дожидаются.
Старуха посмотрела на него пристально и покачала головой.
Василий Петрович, - сказал есаул, подойдя к майору, - он не сдастся - я егт знаю. А если дверь разломать, то много наших перебьет. Не прикажете ли лучше его пристрелить? в ставне щель широкая.
В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.
Погодите, - сказал я майору, я его возьму живого.
Велев есаулу завести с ним разговор и поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить, и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось.
Ах ты окаянный! - кричал есаул. - что ты, над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? - Он стал стучать в дверь изо всей силы, я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, - и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем. Народ разошелся. Офицеры меня поздравляли - точно, было с чем!
После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!
Возвратясь в крепость я рассказал Максиму Максимычу все, что случилось со мною и чему был я свидетель, и пожелал узнать его мнение насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою:
Да-с! конечно-с! Это штука довольно мудреная!.. Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмель пальцем; признаюсь, не люблю я также винтовок черксских; они как-то нашему брату неприличны: приклад маленький, того и гляди, нос обожжет... Зато уж шашки у них - просто мое почтение!
Потом он примолвил, несколько подумав:
Да, жаль беднягу... Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано...
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит мет
Страница 27 из 27
Герой размышляет над «вечными» вопросами бытия, формулирует общечеловеческие проблемы. К какой жанровой разновидности романа относится «Герой нашего времени»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...
И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Укажите главу романа «Герой нашего времени», из которой взят данный фрагмент.
Пояснение.
Данный фрагмент взят из главы романа «Герой нашего времени», которая называется «Фаталист».
Ответ: Фаталист.
Ответ: Фаталист
Назовите фамилию героя, размышления которого переданы автором в приведённом эпизоде.
Пояснение.
Фамилия этого героя Печорин.
Печорин Григорий Александрович — это главный герой романа. Именно его Лермонтов называет «героем нашего времени».
Ответ: Печорин.
Ответ: Печорин
Фрагмент в основном представляет собой развёрнутое рассуждение, обладающее внутренней логикой и смысловой законченностью. Как оно называется?
Пояснение.
Такое рассуждение называется монологом. Дадим определение.
Монолог - это вид художественной речи. Используется практически во всех литературных произведениях, это универсальная речевая форма. В эпических произведениях монолог - основа авторского повествования. Большинство лирических стихотворений представляют собой лирические монологи. В пьесах и в эпических произведениях монологи - форма высказываний персонажей.
Ответ: монолог.
Ответ: монолог|внутренниймонолог
Пояснение.
Такой термин называется пейзажем. Дадим определение.
Пейзаж - это изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, помещичья усадьба и т. д.)
Ответ: пейзаж.
Ответ: пейзаж
Пояснение.
Такой приём называется сравнением. Дадим определение.
Сравнение - это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Ответ: сравнение.
Ответ: сравнение
Какое художественное средство использовано в речи героя, размышляющего о своей первой молодости: «то мрачные , то радужные образы»?
Пояснение.
Антитеза - противопоставление: то мрачные, то радужные.
Ответ: антитеза.
Ответ: антитеза
Какую оценку даёт герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Пояснение.
М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» размышляет о судьбах своего поколения, поколения эпохи «безвременья», жестокого подавления личности. В период гонений и преследования любого свободомыслия люди пассивно принимали общественные перемены, ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Бунтари, которые выступали против этого, были обречены на одиночество. В душе они ощущали страх перед властью, неверие и сомнения. Поколение того времени жило в эпохе отказа от светлых идеалов. В приведённом фрагменте романа приводится рассуждение о том, как мечтатели с пылкими душами превращались в скептиков, «скитающихся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха». Представителем этого поколения становится на страницах романа Печорин, представителем этого поколения по большому счёту является и сам Лермонтов, осуждающий своих ровесников в бездействии и смирении.
Терзаем противоречиями герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, который чувствуя в себе силы и желания послужить на благо Отечества, остаётся невостребованным обществом, гонимым людьми ничтожными, не способными к прогрессу.
В романе «Преступление и наказание» Достоевского мятущаяся душа Раскольникова, осознающего всю несправедливость мира, приводит его к сомнительной теории наполеонизма, принёсшей ему ещё более глубокие страдания и противоречия.
В героях Лермонтова, Грибоедова, Достоевского нельзя не заметить общего: все они умнее и нравственно выше своего окружения, это не даёт им спокойно прожигать жизнь, а направляет на поиски, хотя порой эти поиски заканчиваются плачевно для них же самих.
Пояснение.
Философский роман - художественное произведение, в сюжете или образах которого известную роль играют философские концепции.
Ответ: философский.
Ответ: философский|философская
Какую оценку даёт герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...
И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Укажите главу романа «Герой нашего времени», из которой взят данный фрагмент.
Пояснение.
Данный фрагмент взят из главы романа «Герой нашего времени», которая называется «Фаталист».
Ответ: Фаталист.
Ответ: Фаталист
Назовите фамилию героя, размышления которого переданы автором в приведённом эпизоде.
Пояснение.
Фамилия этого героя Печорин.
Печорин Григорий Александрович — это главный герой романа. Именно его Лермонтов называет «героем нашего времени».
Ответ: Печорин.
Ответ: Печорин
Фрагмент в основном представляет собой развёрнутое рассуждение, обладающее внутренней логикой и смысловой законченностью. Как оно называется?
Пояснение.
Такое рассуждение называется монологом. Дадим определение.
Монолог - это вид художественной речи. Используется практически во всех литературных произведениях, это универсальная речевая форма. В эпических произведениях монолог - основа авторского повествования. Большинство лирических стихотворений представляют собой лирические монологи. В пьесах и в эпических произведениях монологи - форма высказываний персонажей.
Ответ: монолог.
Ответ: монолог|внутренниймонолог
Пояснение.
Такой термин называется пейзажем. Дадим определение.
Пейзаж - это изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, помещичья усадьба и т. д.)
Ответ: пейзаж.
Ответ: пейзаж
Пояснение.
Такой приём называется сравнением. Дадим определение.
Сравнение - это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Ответ: сравнение.
Ответ: сравнение
Какое художественное средство использовано в речи героя, размышляющего о своей первой молодости: «то мрачные , то радужные образы»?
Пояснение.
Антитеза - противопоставление: то мрачные, то радужные.
Ответ: антитеза.
Ответ: антитеза
Герой размышляет над «вечными» вопросами бытия, формулирует общечеловеческие проблемы. К какой жанровой разновидности романа относится «Герой нашего времени»?
Пояснение.
Философский роман - художественное произведение, в сюжете или образах которого известную роль играют философские концепции.
Ответ: философский.
Ответ: философский|философская
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
Пояснение.
М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» размышляет о судьбах своего поколения, поколения эпохи «безвременья», жестокого подавления личности. В период гонений и преследования любого свободомыслия люди пассивно принимали общественные перемены, ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Однако всегда, во все времена жили бунтари, которые выступали против этого, хотя зачастую были обречены на одиночество. Таким является лермонтовский Печорин.
Терзаем противоречиями герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, который чувствуя в себе силы и желания послужить на благо Отечества, остаётся невостребованным обществом, гонимым людьми ничтожными, не способными к прогрессу.
В романе «Преступление и наказание» Достоевского мятущаяся душа Раскольникова, осознающего всю несправедливость мира, приводит его к сомнительной теории наполеонизма, принёсшей ему ещё более глубокие страдания и противоречия.
В героях Лермонтова, Грибоедова, Достоевского нельзя не заметить общего: все они умнее и нравственно выше своего окружения, это не даёт им спокойно прожигать жизнь, а направляет на поиски, хотя порой эти поиски заканчиваются плачевно для них же самих.
Пояснение.
М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» размышляет о судьбах своего поколения, поколения эпохи «безвременья», жестокого подавления личности. В период гонений и преследования любого свободомыслия люди пассивно принимали общественные перемены, ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Бунтари, которые выступали против этого, были обречены на одиночество. В душе они ощущали страх перед властью, неверие и сомнения. Поколение того времени жило в эпохе отказа от светлых идеалов. В приведённом фрагменте романа приводится рассуждение о том, как мечтатели с пылкими душами превращались в скептиков, «скитающихся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха». Представителем этого поколения становится на страницах романа Печорин, представителем этого поколения по большому счёту является и сам Лермонтов, осуждающий своих ровесников в бездействии и смирении.