Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русские былины киевский и новгородский циклы. Былины новгородского цикла, сюжеты и образы


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Парфенова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга БЫЛИНЫ Былина – историческая эпическая песня героического содержания. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных захватчиков. Все былины делятся на 2 категории: ГероическиеСоциально-бытовые Композиция былин: Зачин – начальная, вводная часть произведения. Здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине.Основная часть. Дается описание героя, показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается.Заключение. Подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя. Циклы былин: КИЕВСКИЙНОВГОРОДСКИЙ Новгородский цикл былин В древней Руси было два крупнейших культурных центра: Киев и Новгород. Между городами возникло невольное соперничество, которое сказывалось во многом: в 1037г. в Киеве заложен Софийский собор, а через несколько лет начали строить свой Софийский собор и новгородцы. Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Это один из древней ших русских городов, он впервые упомянут в летописи в VI в. Новгород был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали тогдашней Восточной Европы – так называемого пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Чёрным системой рек, озёр и «волоков»(водораздельных участков между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которым в старину волочили суда из одной реки в другую). Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. В системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В ХII веке он становится боярской республикой с самобытным политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании – вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя. Экономическое могущество Новгорода, его богатство основывались на промыслах и торговле, Богатые купцы Новгорода(«гости») вели широкую заграничную торговлю на территории, простиравшейся от Средиземного моря до Северного полярного круга. Особенно активно шла торговля со странами Западной Европы. Иноземные купцы привозили драгоценные металлы, свинец, олово, дорогие ткани, ценные сорта древесины, увозили же собольи, песцовые, лисьи меха, воск, кожи. Киев славился былинами и Новгород имел свои былины или, как их называли на севере, старины. Особенности новгородского цикла былин: Действие происходит в НовгородеХарактерны социальные темы, не имеет героических сюжетовПрославление Новгорода Герои новгородского цикла былин Садко Василий Буслаев Садко является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода Василий Буслаев Самым знаменитым из всех богатырей, носящих имя Василий, является Василий Буслаев, герой новгородский, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Одна из из новгородских былин "Садко" В славном в Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гусельки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко. Садка день не зовут на почестей пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.Как пошел Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты.Как тут-то в озере вода всколыбалася,Тут-то Садко перепался,Пошел прочь от озера во свой во Новгород Как тут-то в озере вода всколыбалася,Показался царь морской,Вышел со Ильмени со озера,Сам говорил таковы слова:- Ай же ты, Садхо новгородский!Не знаю, чем буде тебя пожаловатьЗа твои за утехи за великие,За твою-то игру нежную:Аль бессчетной золотой казной?А не то ступай во НовгородИ ударь о велик заклад,Заложи свою буйну головуИ выряжай с прочих купцовЛавки товара красногоИ спорь, что в Ильмень-озереЕсть рыба - золоты перья. Ай же вы, купцы новогородские!О чем же бьете со мной о велик заклад?Ударим-ка о велик заклад:Я заложу свою буйну голову,А вы залагайте лавки товара красного.Три купца повыкинулись,Заложили по три лавки товара красного,Как тут-то связали невод шелковойИ поехали ловить в Ильмень-озеро.Закинули тоньку в Ильмень-озеро,Добыли рыбку - золоты перья; Стал Садко поторговывать,Стал получать барыши великие.Во своих палатах белокаменныхУстроил Садко все по-небесному: На небе солнце - и в палатах солнце,На небе месяц - и в палатах месяц,На небе звезды - и в палатах звезды. А чем мне, Садку, хвастаться,Чем мне, Садку, пахвалятися?У меня ль золота казна не тощится,Цветно платьице не носится,Дружина хоробра не изменяется.А похвастать - не похвастать бессчетной золотой казной:На свою бессчетну золоту казнуПовыкуплю товары новогородские,Худые товары и добрые! Взимает он гусельки яровчаты,Сам говорит таковы слова:- Свалите дощечку дубовую на воду:Хоть я свалюсь на доску дубовую,Не столь мне страшно принять смерть во синен море.Свалили дощечку дубовую на воду,Потом поезжали корабли по синю морю,Полетели, как черные вороны. Увидел Садко: во синем мореСтоит палата белокаменная.Заходил Садко в палату белокаменну:Сидит в палате царь морской,Голова у царя как куча сенная. Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,Как начал плясать царь морской во синем море,Как расплясался царь морской.Играл Садко сутки, играл и другиеДа играл еще Садко и третии -А все пляшет царь морской во синем море.Во синем море вода всколыбалася,Со желтым песком вода смутилася,Стало разбивать много кораблей на синем море,Стало много гибнуть именьицев,Стало много тонуть людей праведныих. А Садко стоит на крутом кряжу,Встречает свою дружинушку со ВолховаТут его дружина сдивовалася:- Остался Садко во синем море!Очутился впереди нас во Нове-граде,Встречает дружину со Волхова! Былины вдохновляли многих музыкантов, художников, поэтов на создание оригинальных произведений Николай Андреевичевич Римский-Корсаков. Опера «Садко». Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. Новгородский кремль.Автор проекта фонтана "Садко" - новгородский скульптор Эдуард Николаевич Курылев. Фонтан представляет собой чашу с мозаичным покрытием, в центре которой расположена скульптурная композиция былинного героя Садко и царевны Волховы. Фонтан открылся в 1978 году. В последние годы перед реставрацией в связи с аварийным состоянием работа фонтана ограничивалась, его включали только по выходным дням с 11 до 23 часов и по праздникам.В 2009 году к 1150-летию Великого Новгорода фонтан реконструировали.Появилось новшество - подсветка фонтана. До новых встреч!

В русском эпосе особняком стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали не ратные подвиги и политические события государственного масштаба, а случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда занимали отдельное место в жизни, а, значит, и в культуре Руси.

Слагали и рассказывали эти былины скоморохи, которыми особенно славился древний город. Естественно, за щедрую награду они старались угодить вкусам новгородской буржуазии, создавая яркие, увлекательные, а порой и забавные сюжеты из их жизни.

Былины о Садке

Самый известный герой новгородский сказаний – Садко. Вышедший из небогатой среды (то ли гусляр, то ли простой купец, то ли просто добрый молодец) он становится весьма состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлечённых идеей обогащения жителей торгового центра.

В сюжетах былин о Садке можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда всё это могло быть заключено в одно сказание. Но в любом варианте большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, все легенды о Садке прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

Былина о Ставре

Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством. Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода, а прототипом служит сотский, заточённый Владимиром Мономахом. Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

Былины о Василии Буслаеве

Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев, ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

Другие былины

Выражением вкусов новгородских жителей становятся и другие былины – о Хотене Блудовиче, решившем посвататься к дочери спесивой и богатой вдовы, о богатом госте Терентьище и т.д. Они носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской буржуазии.

Роль новгородского цикла былин

Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Самим своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий.

Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в , а на обычную жизнь древнего города. Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминают скорее яркие и захватывающие «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями. Именно поэтому новгородские былины выделяют среди своих «собратьев», относя скорее к разряду европейских новелл о городской жизни (фабльо).

Былины о Садко вошли в общерусский эпос со своей своеобразной мифолого-исторической образностью. Летопись упоминает под 1667 году некоего Садко Сытинца (вариант Сотко Сытинич), который заложил церковь в каменном городе-детинце близ собора Святой Софии. Софийский временник называет этого храмосоздателя "Сотко богатым". Дело, разумеется не в том, что былинный Садко тождественен летописному Сотко, а в том, что какие-то предания об историческом реальном лице могли повлиять на былинное повествование. Историзация местной мифологии (представлений о реках, морском царе и проч.), соединенная с некоторыми христианскими понятиями о святом Николае, дополнила демократическая тенденция былин. Они сделали своим героем простого гусляра, верного в своей преданности родной земле, а не богатея, для социального облика которого характерны стяжательство и корыстолюбие.

Не менее интересен и другой персонаж новгородских былин - Василий Буслаев. Столкновение Буслаева с богатым посадом и всеми, кто его в Новгороде поддерживал, воспроизводит борьбу новгородских политических партий в XII - первой половине XIII веков. В Новгороде XII-XIII веков была очень сильна суздальская партия, Василий Буслаев выступает против нее, против торгового посада и одновременно против великокняжеских претензий Суздальско-Владимирской Руси. Свою противосуздальскую направленность обнаруживает в образе могучего Новоторженина и старца-пилигрима - новгородского архиепископа. Идея независимости от власти тех, кто поддерживал владимиро-суздальских князей, была боевой на всем протяжении XII века и в XIII веке до нашествия татаро-монголов.

В былинах о Садко, о Василии Буслаеве народ разработал сюжеты, тематически совершенно не связанные с Киевом и Киевским князем, а целиком взятые из исторической действительности XII-XIV веков. Они, равно как и другие областные проявления этнического творчества вроде брянской песни о князе Романе (о нем упоминается в летописи того времени) и братьях Ливиках, были показателем сильной потребности песенно-эпического творчества отозваться на все то, что несла с собой действительность XII-XIX столетий.

Таким образом, историзм русского эпоса состоит в том, что в былинах верно отражен общий характер эпохи с ее материальной и духовной культурой, военными и социальными конфликтами, бытом и обычаями, что в деятельности некоторых богатырей и содержании ряда былин отразились конкретные факты древнерусской истории. Русские былины упоминают около тридцати исторических лиц, известных нам по письменным источникам с 975 по 1240 года. Исторический подход к русским былинам показал, что былины X-XIV веков являются исключительно важными историческими источниками, рисующими нам на протяжении пяти столетий отношение народных масс к важнейшим событиям жизни Киевской Руси, ее героям и деятелям.

(стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Былины выражали высокие общественные и нравственно-этические идеалы народа. Богатырь и богатырство обладали силой влекущего жизненного примера. Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом. Всегда повествует о борьбе 2 начал: добра и зла и о победе добра. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Основная классификация былин : былины Киевского и Новгородского циклов.

Киевский цикл былин. Характеристика образов богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Новгородский цикл былин. Три сюжета о Садко: Садко получает богатство, Садко состязается с Новгородом, Садко у морского царя.

В былинах киевского цикла отразилась главным образом деятельность княжеско-дружинного класса Киевской Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты былин суть следующие: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Былины новгородского цикла – бытовые(случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда занимали отдельное место в жизни, а, значит, и в культуре Руси). Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович). овгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада. Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в былинах киевского цикла, а на обычную жизнь древнего города. Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминают скорее яркие и захватывающие «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями. Именно поэтому новгородские былины выделяют среди своих «собратьев», относя скорее к разряду европейских новелл о городской жизни.

Сюжеты былин: их около 100.

Выделяют былины, в основе которых:

1. сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович );

2. борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник );

3. борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ),

4. войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ).

5. Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович , Состязание с Чурилой ).

Основные былинные герои : (против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе)

1. «старшие» богатыри (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси.

2. «младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

Былины делятся на:

1. Киевские.

Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович . Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, освободил дорогу от соловья-разбойника.

После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси. Богатырский подвиг Добрыни изображает былина «Добрыня и змей» - рассказ о том, как на Пучай-реке Добрыня одной шляпой отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась и предложила заключить мир. Добрыня отпустил змея, но потом увидел, как тот схватил княжескую дочь и отправился ее выручать. В этот раз бой был долгим, но Добрыня одержал победу.

Алёша Попович - сын ростовского попа. Алёшу Поповича отличает не сила. Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив. Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве.

2. Новгородские

Новгородские былины не разрабатывали воинской тематики. Они выразили иное: купеческий идеал богатства и роскоши, дух смелых путешествий, предприимчивость, размашистую удаль, отвагу.

Чисто новгородским богатырем являет Василий Буслаев . Ему посвящены две былины: «Про Василия Буслаева» и «Поездка Василия Буслаева».

Иной тип новгородского герояСадко . О нем известно три сюжета: чудесное обретение богатства, спор с Новгородом и пребывание на дне у морского царя.

В. Миллер отнес к новгородским – по ряду бытовых и географических признаков – былину «Вольга и Микула». Областная ориентация этого произведения сказалась в том, что новгородец Микула изображен более сильным, чем племянник киевского князя Вольга со своей дружиной.

Былины имеют свой особый художественный мир. Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Композиционную основу многих сюжетов составляет антитеза: герой резко противопоставляется своему противнику. Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений, как и в сказках, является утроение . Былинные сюжеты имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку. В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении героя, об обретении им силы. Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки – с княжеского пира. подобно сказкам, сюжеты былин имели свое художественное обрамление: запевы и исходы.

Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения, так называемые общие места, т.е. существует характерное описание пира, похвальбы на пиру и т.д.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса