Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русская живопись в эпоху просвещения. Искусство эпохи просвещения в русской культуре. Архитектура эпохи Просвещения в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал

Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

Кафедра общеобразовательных дисциплин

Реферат

По учебному предмету: «Культурология»

На тему: «Архитектура и изобразительное искусство эпохи Просвещения»

Выполнила: студентка 1 курса группы 102

Воронова Ю.C.

Научный руководитель: ст. преподаватель

Колупаева Е.А.

Воронеж, 2015

Введение

Глава 1. Архитектура эпохи просвещения

1.1 Архитектура эпохи Просвещения в Европе

1.2 Барочная архитектура

1.3 Стиль классицизм в архитектуре

1.4 Архитектура эпохи Просвещения в России

Глава 2. Изобразительное искусство эпохи просвещения

2.1 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в Европе

2.2 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность. Движение Просвещения было общеевропейским, но зародилось и стало наиболее действенным именно во Франции, где новая идеология, новая мораль и новая эстетика в конце концов привели к разрушительным последствиям Великой французской революции.

Движущей силой исторического процесса просветители считали борьбу разума и суеверий. На формирование личности решающее влияние оказывает общественная и природная (географическая) среда, а феодальный общественный порядок, его политические институты, правовые и нравственные нормы губительны для человека. Общественному благополучию, по их мнению, препятствовали невежество, суеверия, предрассудки, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви. Поэтому так не­истово ненавидел церковь Вольтер. Его фраза: «Раздавите гадину!» стала крылатой. Разум объявлялся самым могучим орудием преобразования окружающего мира.

Ключевым принципом политической программы просветителей являлся закон, который как бы автоматически предполагал наличие Свободы, Равенства, Братства. Свободу просветители понимали как добровольное подчинение закону. Равенство - как равное право перед законом каждой личности от пастуха до короля. Братство имело сугубо эмоциональное звучание. При соблюдении законности форма государственной власти не имела для просветителей принципиального значения. «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только зако­нам», - писал Вольтер в «Философских письмах».

Стремление оказать прямое влияние на умы, характерное для деятелей Просвещения, определило подчеркнутую публицистичность их творчества и его назидательный тон. Просветители признавали огромную роль искусства в общественной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения. Бытовавший в эстетике со времен античности принцип «поучать развлекая» получил у просветителей новое толкование: литература и искусство призваны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума.

А что касается России, то в России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

Цель исследования: Изучить архитектуру и изобразительное искусство эпохи просвещения.

Предмет исследования: Архитектура и изобразительное искусство эпохи просвещения.

Глава 1. Архитектура эпохи просвещения

1.1 Архитектура эпохи Просвещения в Европе

Европейская культура эпохи Просвещения подарила нам два великих стиля, посредством которых происходило самовыражение основополагающих идей того времени. Этими великими направлениями были барокко и классицизм. Их объединяет то, что базой, на которой они появились, был ренессанс. Но при этом оба стиля получили совершенно разную образную и идейную основы. Как барокко, так и классицизм оказали сильнейшее влияние на различные области культуры - литературу, живопись, архитектуру, музыку, театр.

1.2 Барочная архитектура

Переход от Возрождения к барокко был обусловлен глубоким религиозным и духовным кризисом, охватившим континент в результате Реформации. Италия того времени была слабой и раздробленной, а ее знать, в первую очередь религиозная, не имела достаточно средств для строительства новых дворцов. Возникшее в то время движение, известное как Контрреформация стремилось восстановить могущество римской католической церкви. За недостатком средств, особое внимание архитекторы переключили на богатое декорирование существующих храмов.

Постепенно преимущественно на севере Италии сформировался архитектурный стиль барокко. Он имел своими корнями архитектуру Ренессанса, однако значительно превзошел его в живописности и многообразии. Прямые линии здесь уступили место ломаным и извилистым (откуда произошло и название стиля - «вычурный», «завиток»). Непременными атрибутами стиля стали изощренные украшения - статуи, лепнина, вазоны. Благодаря игре светотени и бесчисленных отражений во множестве зеркал создавалась иллюзия расширения пространства. Для зданий, построенных в этом стиле, характерны профилированные карнизы фасадов, колонны, пилястры и полуколонны высотой в несколько этажей, вогнутые или выпуклые скульптурные детали. Все эти элементы делают облик здания живым и подвижным. Нет самостоятельных деталей, но все подчинено архитектурному ансамблю. Принципы барокко распространились на городскую архитектурную и садово-парковую планировку.
Известнейшими сооружениями в стиле барокко стали: творение Лоренцо Бернини -- ансамбль площади собора Св. Петра в Ватикане, а в абсолютистской Франции -- Версальский дворец с парковым ансамблем.

1.3 Стиль классицизм в архитектуре

Классицизм возник лишь чуть позднее барокко, и само его возникновение было вызвано попыткой оспорить идеи и принципы, проповедуемые барочным стилем. Он отражал запросы нарождающегося класса буржуазии и присущую ему философию рационализма. Проповедники классицизма полагали барокко «неправильным», неясным и запутанным с точки зрения четко сформулированных и взвешенных норм античной классики. Мастера искусства, творившие в стиле классицизма, вслед за гениями Ренессанса, стремились к возрождению стиля древней Греции. Все исполнялось согласно классическим канонам, строго соблюдался ордерный порядок.

Классицистическая архитектура олицетворяется греческим фасадом с треугольным фронтоном, либо портиком с колоннами. Корпус здания блокообразный, расчленяется пилястрами и карнизами. Колонны не только украшают стены, но также несут нагрузку системы балок. Декор умеренный, без барочной пышности. Везде господствует симметрия. В стиле классицизма в Европе были реализованы массовые градостроительные проекты того времени. Их девизом было - масштабное строительство без шедевров; целью - строить здания разной функциональности, а не только храмы и дворцы; подходом - рациональность и лаконизм.

1.4 Архитектура эпохи Просвещения в России

Эпоха Просвещения в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями - барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение 18 века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.

Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.

Этот период, совпавший с правлением дочери Петра - Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли-сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты -- новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.

барокко классицизм изобразительный искусство

Глава 2. Изобразительное искусство эпохи просвещения

2.1 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в Европе

Не случайно XVII век (век эпохи Просвещения в Европе) называют иногда веком живописи. Именно в этот период были созданы непревзойденные шедевры европейской живописи -- достаточно вспомнить полотна Рембрандта и Веласкеса, Хальса и Рубенса, Пуссена и Караваджо. Главное в этом небывалом расцвете искусства -- немыслимое ранее расширение возможностей живописи, активное отношение к действительности, глубина психологического проникновения во внутренний мир человека.

Одна из основных тем искусства XVII века -- человек, становление его характера в борьбе, которая знала и высочайшие взлеты, и поражения. В ней человек познавал свои силы и выявлял свои лучшие качества. Эта центральная проблема решалась в разных видах искусства, но, прежде всего -- в литературе и живописи.

В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. Если на предшествующих этапах развития искусства стиль мог существовать благодаря своей стабильности и отточенности на протяжении чрезвычайно длительного времени, то теперь, в пределах одного столетия, рождаются и сосуществуют несколько стилей. Так, в ХVII веке одновременно возникли и параллельно развивались два ведущих стиля эпохи -- барокко и классицизм. Тот факт, что в ряде стран барокко получило большее распространение, чем классицизм, господствовавший главным образом во Франции, объясняется особенностями исторического развития этих стран, но отнюдь не, классицизма по сравнению с барокко. Больше того -- необычайная широта охвата жизненных явлений, остававшихся до того за пределами искусства, а также многообразие новых художественных средств уже не позволяли выразить все художественное содержание эпохи в рамках только двух стилей. Впервые в истории возникают художественные явления, которые не могут быть отнесены ни к одному из двух главных стилистических направлений и которые образуют, как ее иногда называют, внестилевую линию.

Стиль барокко, возникший в начале ХVII века, в отличие от классицизма не имел своей развернутой эстетической теории. До сих пор неясно даже значение этого слова, которое стало употребляться в ХVIII веке. Для искусства барокко, стремящегося к созданию большого стиля, было характерно представление о мире как о некоем космическом единстве, о могучей стихии, объединяющей небо и землю, богов и людей и находящейся в непрестанном движении и изменении. Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Все формы находятся в бурном движении, человеческие эмоции всегда приподняты, а страсти подчас граничит эффектом. Живописи барокко присуща известная театральность.

Что касается, классицизма, то этот стиль отдавал предпочтение пластике и линейно-графическому началу. Отношение классицизма к цвету и живописности прекрасно выражено кратким определением Пуссена, звучащим как афоризм: ...краски в живописи -- словно приманка.

Было бы наивно и неверно противопоставлять барокко и классицизм, оба эти стиля, искусству так называемой внестилевой линии с точки зрения их большей или меньшей прогрессивности, реалистичности и художественной значимости. Каждый из них отразил разные, но очень существенные стороны действительности и внес свой вклад в историю искусства. И все же возникновение внестилевой линии явилось чем-то принципиально новым. Оно свидетельствовало о необычайном расширении возможностей искусства, о включении в его сферу таких жизненных явлений, которые уже не могли быть отражены в рамках канонизированных форм художественного обобщения, каким по существу является всякая стилистическая система. К этой внестилевой линии могут быть отнесены самые разные художники -- от Рембрандта и Веласкеса до малых или французских мастеров крестьянского жанра. И есть еще одна особенность искусства XVII века, которую не знали предшествующие эпохи -- одновременное развитие искусства сразу в нескольких странах, отсутствие национальной замкнутости, усиление по сравнению с прошлым того, что на современном языке принято называть «культурными контактами» (общение между художниками разных стран, обучение и поездки в другие страны и т.д.)

2.2 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в России

XVIII век - важная веха в развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули все слои общества и все стороны жизни российского государства. Городские и загородные царские резиденции, дворцы знати стали украшаться круглой станковой скульптурой, декоративной пластикой и портретными бюстами. Не дожидаясь, пока сформирует кадры отечественная школа, Петр повелел покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. Русские юноши отправлялись в Европу учиться искусству скульптуры.

Вначале XVIII в. особенное распространение получила монументально-декоративная пластика. В это время часто встречается горельеф, причем такой, в котором допускала сильный отрыв пластических объемов от фона. В тех же случаях, когда мастера создавали барельеф, они охотно пользовались типом так называемого живописного рельефа, в котором, как в картинах, чередуются планы, передается перспективное сокращение предметов, используются элементы пейзажа. Наиболее плоскостно решаются чисто орнаментальные композиции.

Все это можно видеть на примере скульптурных украшений Дубровицкой церкви (1690-1704) и Меншиковой башни (1701-1707) в Москве, изящной резной декорации кабинета Петра в Большом дворцов Петергофе, исполненной в 1718-1721 гг. Никола Пино, барельефов на стенах Летнего дворца в Петербурге (1710-1714), аллегорически отображающих события Северной войны. Их автор выдающийся немецкий скульптор и зодчий Андреас Шлютер умер всего через полгода после своего приезда в Петербург и, естественно, не успел за этот срок создать ничего большего.

Своеобразным разделом скульптуры, в частности декоративной пластики, является резьба деревянных иконостасов, надпрестольных сеней и т.п. Особенно примечательны произведения Ивана Петровича Зарудного, занимавшегося, кроме того, живописью и архитектурой.

С достижениями в области декоративной пластики намечаются серьезные успехи в развитии скульптурной миниатюры. В 40-х годах благодаря стараниям видного русского ученого Д.И.Виноградова - друга М.В.Ломоносова - в Петербурге основывается фарфоровый завод, третий в Европе по времени возникновения. В 1766г. открывается частный завод Гарднера в Вербилках под Москвой. Эти заводы наряду с посудой, табакерками и другими бытовыми предметами выпускали также привлекающие изяществом произведения мелкой пластики.

Исключительный вклад внес в русскую культуру середины века Михаил Васильевич Ломоносов, возродивший искусство мозаики, известное еще мастерами Киевской Руси. Секреты изготовления смальт - цветных стекловидных масс разнообразных оттенков - сохранялись в Западной Европе в строгой тайне. Чтобы получить смальты, Ломоносов должен был разработать технологию и технику их производства. Богатейшая «палитра» окрасок стекла, не уступающих по силе и красоте цвета знаменитым в XVIII в. итальянским смальтам, была получена ученым на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом после проведения более чем четырех тысяч опытных плавок. В 1758г. М.В.Ломоносов представил на конкурс устроенный Сенатом по его инициативе, проект памятника Петру I в Петропавловском соборе, где похоронен император.

Широкие возможности применения своих сил и способностей привлекали в Россию большое количество иностранцев-художников, скульпторов, архитекторов и т.д. Немало прекрасных зарубежных мастеров вошли в историю русского искусства, участвуя в художественной жизни России и занимаясь здесь педагогической деятельностью.

Вторая половина XVIII в. - период высоко подъема скульптуры. Развиваются все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст, наряду с монументально-декоративными становятся излюбленными и станковые произведения.

В русской провинции скульптура по своему составу и особенностям отличалась от пластики Петербурга и Москвы. В поместьях аристократии лишь изредка встречались произведения знаменитых столичных мастеров. Основная масса работ принадлежала местным скульпторам, преимущественно резчикам по дереву, и, как правило, имела явно декоративный характер (архитектурные детали, резьба иконостасов).

Обильно применялись мотивы растительного орнамента, позолота и яркая расцветка резных из дерева форм. Во многих музеях хранится круглая скульптура религиозного характера: многочисленные варианты статуй на темы «Христос в темнице», «Распятие» и т.п. Некоторые из них, относящиеся к XVIII в., имеют примитивный характер, стилистически восходят к древнейшим пластам русской художественной культуры. Другие произведения, тоже XVIII в., говорят уже о знакомстве с произведениями профессиональных скульпторов первой половины XVIII в. или даже раннего классицизма.

Большой интерес и эстетическую ценность представляют памятники изобразительного фольклора. Это пластически решенные предметы домашнего обихода русского крестьянства (резные деревянные изделия, керамика, игрушка и т.д.)

XVIII в. - это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традиции.

В искусстве XVIII в. приобретает самостоятельность изображение природы. Пейзаж развивается как отдельный жанр, где видными мастерами были Семен Щедрин, Михаил Иванов, Федор Алексеев. Двое первых часто изображали окрестности Царского Села, Павловска, Гатчины, передавали впечатления путешествий по Италии, Швейцарии, Испании. Русским столицам, Петербургу и Москве, посвятил много произведений Алексеев, который учился в Императорской Академии художеств, а затем совершенствовался в Венеции. «Вид дворцовой набережной и Петропавловской крепости» - одна из самых известных его картин, которая передает просторы невских берегов, разнообразную игру света на воде, строгую красоту дворцов классической архитектуры.

Конец XVIII в. отмечен появлением больших произведений русской академической живописи. Формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764г.) Екатерины II. Открыт для публики в 1852г.

Для русской культуры XVIII в. стал периодом развития светского искусства, этапом накопления творческих сил. Отечественная живопись не только не уступала европейской, но и достигла вершин. Полотна великих портретистов - Рокотова, Левицкого, Боровиковского - ярко обозначили достижения на этом пути, повлияли на дальнейший плодотворный рост русской художественной школы.

Заключение

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Театр в Англии Публика театров XVIII в. стала куда более демократичной. В партере устанавливались простые скамьи для горожан. Раек заполняли слуги, студенты и мелкий ремесленный люд. Во время спектаклей зрители вели себя весьма активно, оживленно реагируя на то, что показывалось на сцене. Так, в Англии театр эпохи Просвещения критиковал пороки нарождавшегося буржуазного строя.

Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр - мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности. Основным содержанием нового жанра была критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия. Однако, наделяя своего положительного героя - буржуа - высокими гражданскими и моральными добродетелями, драматурги-просветители вносили в свои произв. Черты идилличности и дидактизма. Французский художник Жан Батист Грез тоже последовательно использовал искусство как средство нравственного воспитания человека. Все жанровые композиции живописца не без основания кажутся современному зрителю скучными, а его живопись назидательной. В известных работах “Паралитик”, “Балованное дитя”, “Посещение священника” главное внимание Грез уделяет подробному повествованию, из которого обязательно должна следовать мораль.

Иначе выглядит Просвещение Англии. Не один из европейских стилей не существовал в искусстве этой страны в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому черты барокко (стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18вв.) и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или художника. Для английского искусства характерно большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Все это нашло блестящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры - обостренное внимание к проблемам этики и морали. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску. Очень важным для английских просветителей было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызвало желание идти во всем своим путем, и опыт европейской живописи часто воспринимался критически

Список используемой литературы

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ, 2000. -- 600 с.

2. Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II./Евсина Н.А. --М.: Наука, 1994. --223 с.

3. Замятин Д. Н. Культура и пространство: моделирование географических образов./ Замятин Д. Н. --М.: Знак, 2006. 488 с.

4. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты./ Хоркхаймер М., Адорно Т. --М.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 54 c.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с культурным наследием XVIII столетия. Рассмотрение главных ценностей эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства. Век великих открытий и великих заблуждений; культ природы.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Западноевропейская культура эпохи Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Английское и Шотландское Просвещение. Французское Просвещение. Просвещение в Германии. Русское Просвещение. Живопись, скульптура.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Понятие эпохи Просвещения. Ее характерные особенности в экономической, социально-политической и духовной сферах. Культура эпохи просвещения, ее представители в литературе (Дени Дидро, Дж. Свифт, Д. Дефо). Сады и парки как ее воплощение в архитектуре.

    презентация , добавлен 07.06.2011

    Франция как гегемон духовной жизни Европы XVIII века. Хронологические и территориальные рамки эпохи Просвещения. Эволюция философских идей просветителей и их воплощение в изобразительном искусстве. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Характерные черты эпохи Просвещения, отличительные черты ее развития в Англии, Франции и Германии. Философская мысль Просвещения. Стилевые и жанровые особенности архитектуры, живописи, музыки, литературы данного отрезка времени, его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2009

    Знакомство с видными представителями литературы, музыки, живописи эпохи Просвещения. Особенности литературы данного периода. Характерные черты живописи и скульптуры. Творчество И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л. Бетховена как представителей эпохи барокко.

    конспект урока , добавлен 14.05.2014

    Стили в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки. Дворянско-церковная культура эпохи расцвета абсолютизма. Распространение барокко во Фландрии, в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на Украине и в Литве.

    презентация , добавлен 29.02.2012

    Европейская культура Нового времени, ее черты: гуманизм и европоцентризм. Философско-эстетические особенности культурного развития эпохи Просвещения. Идеи просветителей и социальные утопии. Научные культурологические концепции эпохи Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Изучение искусства эпохи Возрождения, включающее развитие архитектуры, основоположником которой был Филиппо Брунеллески. Особенности Тосканской, Ломбардской и венецианской школ, в стилистике которых ренессансные веяния сочетались с местными традициями.

    реферат , добавлен 05.01.2011

    Идеи и принципы эпохи Просвещения. История проникновения культурного направления в Россию во время правления Екатерины ІІ. Ознакомление с литературным творчеством наиболее известных представителей эпохи разума - Радищева, Новикова, Вольтера и Гете.

В мировой культуре восемнадцатый век ознаменовался Эпохой просвещения, которая оставила свой глубокий отпечаток в истории. Именно в это время заканчивает свое существование такое направление, как барокко, уступив место рококо. В Европе начинается своеобразный конфликт между малообразованным, но благодаря книгам активным населением и образованной властью.

Родившиеся в Англии благодаря развитию интеллектуального движения основные идеи философии просвещения постепенно начали распространяться на Германию, Францию, Россию и остальные европейские страны.

Особенно влиятельными были просветители из Франции - Дидро, Руссо, Д"Аламбер, Гельвеций, Вольтер, которые называли себя «властителями дум». Они считали, что атеистический, рациональный образ мышления и знания в силах расшатать устаревший порядок, изменить его моральные и этические устои, а это ускорит течение исторического процесса и грядущие социальные преобразования.

Искусство эпохи Просвещения, пропагандирующее величие Разума, Свободы и Счастья, пыталось в действительности отразить эти идеи. Вот почему литература выводит на первое место таких персонажей, которые являются воплощением пытливого ума, чувства справедливости, умеют противостоять невежеству.

Литературное рококо предлагает читателю красочно описанные пейзажи, игру слов, ироническую речь, приправленную намеками, фривольностями и недомолвками. Особенно заметен этот стиль у Вольтера, Монтескье, Лесанжа.

В России началась с Петра Первого. К концу его правления благодаря реформам русские уверенно шли к «европеизации», вовлеченные в культуру Запада. Становление науки, образования шло очень быстрыми темпами.

Эпоха просвещения в России принесла с собой журналы, газеты, портретную живопись.

К 18-му веку русское общество, считающееся мало-мальски образованным, состояло только из представителей московского и петербургского дворянств, а также из очень малочисленных интеллигентов-разночинцев.

Для Европы эталоном было Поэтому эпоха просвещения в России дала возможность расширению культурных связей с Францией, особенно после второй половины восемнадцатого столетия. Дворянам была дана возможность приобщаться к искусству и литературе во время их заграничных путешествий, а приличное владение языком Дидро и Вольтера позволяло им легко изучать труды этих просветителей. Образованное русское общество зачитывалось такими произведениями, как «Орлеанская девственница», «Монахиня», «Хромой бес», «Нескромные сокровища», «Персидские письма» и многими другими шедеврами просветительского направления, где описывался «быстротечный праздник, которым правили Венера и Вакх».

Однако эпоха Просвещения в России многим отличалась от европейского варианта, и ее семена, «проросшие» на отечественной почве, дали несколько иной результат, чем на Западе.

Россия петровского времени, а позже и при сильно отличалась от вольтеровской Франции. Блестящая империя, за фасадом которой находилась бескрайняя страна с населением, не поднимающим голову от тяжелого крестьянского труда, не имела третьего сословия, которое бы, как на Западе, предъявляло царю свои требования.

Эпоха Просвещения в России поддерживалась дворянами и самодержавием, которые использовали новые западно-культурные веяния для сохранения существующего крепостного порядка.

И хотя после смерти Петра его реформаторство продолжила Екатерина ll, мечтающая стать «просвещенной царицей», подлинными русскими просветителями были Дашкова, Голицын, Сумароков, Новиков, Фонвизин и другие, которые пытались осовременить российскую действительность.

Каноны барочного парадного портрета А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет императора Петра III 1762 Шарль-Жозеф Натуар (1700 -1777) Портрет Луи, дофина Франции 1747

Вариации императорского парадного портрета А. П. Антропов (1716 -1795) Император Петр III на фоне сражения 1762 А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет императора Петра III Эскиз, 1762

Церковный (экклезиастический) портрет А. П. Антропов (1716 -1795) Портрет архиепископа Портрет архиепископа С. П. Кулябки. 1760 Платона (Левшина). 1775 Антон Рафаэль Менгс (1728 -1779) Портрет папы Климента XIII 1758

Аллегории правления Екатерины II Франческо Фонтебассо (1709 -1768/9) Аллегория восшествия на престол Екатерины II 1762 Стефано Торелли (1712 -1780) Аллегория покорения Екатериной II турок и татар Около 1772

Ранняя (ученическая?) работа Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет императрицы Екатерины II 1760 -е гг. Мартин ван Мейтенс (1695 -1770) Портрет императрицы Марии Терезии 1759

Портрет кисти Рокотова - “тип Рослина” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет Екатерины II 1780 Александр Рослин (1718 -1793) Портрет Екатерины II. Ок. 1780 Дроттингхольм, королевский дворец

Портреты “высокопоставленных детей” Портрет великого князя Павла Петровича; 1761 Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет княжны Е. Б. Юсуповой; нач. 1760 -х гг.

“Герой, пиит и едкое время” Жан-Оноре Фрагонар (1732 -1806) Вдохновение Ок. 1769 Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет поэта В. И. Майкова Ок. 1766 “То ради славных дел от времени защиты Рождаются во свет с героями пииты, Дабы на оное оковы наложить И силу едкости его уничижить. Итак, когда певцы героев воспевали, С героями они жить вечно уповали. Прости, великий муж, ты слабости моей, Я вечно жить хочу со славою твоей; Когда сии стихи читать потомки станут, Конечно, и меня с тобою воспомянут” В. И. Майков “Послание графу П. И. Румянцеву”, 1775

“Загадочный герой” эпохи Просвещения Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет молодого человека в треуголке Начало 1770 -х гг. Бенджамин Уэст (1738 -1820) Автопортрет 1770

“Эксцентричный герой” эпохи Просвещения Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет Н. Е. Струйского 1772 Жозеф Дюкро (1725 -1805) Автопортрет в образе насмешника 1789 -91

“Таинственность” и кокетство (?) Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет А. П. Струйской 1772 Александр Рослин (1718 -1793) Портрет дамы с вуалью 1769

Молодая дама “стиля рококо” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 -е гг. Александр Рослин (1718 -1793) Портрет мадам де Ламбаль 1770 -е гг.

Обнаженная фигура в “стиле рококо” Ф. С. Рокотов (1732? 5? -1808) Обнаженная девочка 1770 -80 -е гг. Франсуа Буше (1703 -1770) Туалет Венеры 1740 -е гг.

Немолодая дама в России и во Франции И. П. Аргунов (1729 -1802) Портрет А. А. Лазаревой Конец 1760 -х гг. Луи Токе (1696 -1772) Портрет мадам Данже за рукоделием 1753

“Естественный человек” на лоне природы Адольф Ульрик Вертмюллер (1751 -1811) Мадам д’О, подруга королевы Марии Антуанетты, в костюме доярки. 1787 И. П. Аргунов (1729 -1802) Портрет молодой женщины в крестьянском костюме 1784 “Кончает солнце круг, весна в луга идет, Увеселяет тварь, и обновляет свет. Сокрылся снег, зефир на пастве повевает: Источники журчат, и жавронок вспевает. Приближилися те дражайшия часы, Чтоб видеть пастуху пастушкины красы” А. П. Сумароков (1717 -1777) Эклога “Пальмира”, 1787

Эклога и пастораль на театральной сцене Н. И. Аргунов (1771 -1829?) Актер И. Я. Якимов в роли Амура 1790 Лоран Паш Младший (1733 -1805) Актеры, танцующие на сцене 1760 -е гг.

Статусный / ролевой автопортрет художника Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Автопортрет 1783? (1790 -е гг. ?) Жозеф Дюкро (1725 -1805) Автопортрет в морском мундире 1795

Портрет “просвещенного правителя” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Екатерина II законодательница в храме правосудия. 1783 Помпео Джироламо Батони (1708 -1787) Император Франц I Стефан защитник правосудия. 1768

Аспекты образа “просвещенной императрицы” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Екатерина II законодательница в храме правосудия. 1783 Ф. И. Шубин (1740 -1805) Екатерина II - законодательница 1789 -90 Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины II (в виде Минервы). 1780 -е гг.

Портрет просвещенного вельможи (I) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова 1769 -1770 Антон фон Марон (1733 -1808) Портрет Иоганна Йохима Винкельмана 1768

Портрет просвещенного вельможи (II) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет П. А. Демидова 1773 Жан-Луи де Вельи (1730 -1804) Портрет графа И. И. Шувалова 1755 -57

“Смягчить нравы и создать новую породу людей” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой 1772 Джордж Ромни (1734 -1802) Портрет девочек Камберленд 1772 -73

Программа обучения в Смольном: танцы Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины Нелидовой 1773 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Мадемуазель Жимар в виде Терпсихоры 1773 -74

Программа обучения в Смольном: светские манеры Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Наталии Борщовой 1776 Томас Гейнсборо (1727 -1788) Портрет Джиованны Баччелли 1782

Программа обучения в Смольном: музыка Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Глафиры Алымовой 1776 Помпео Джироламо Батони (1708 -1787) Принцесса Гиацинта Орсини Буонкампаньи Людовизи. 1770 -е гг.

Программа обучения в Смольном: естествознание Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Екатерины Молчановой 1776 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Антуан-Лоран Лавуазье с супругой 1788

Просвещенное руководство “свободными художествами” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет графа И. И. Шувалова 1780 -е гг. Сэр Джошуа Рейнольдс (1723 -1792) Автопортрет вдолжности президента Королевской Академии художеств 1773

Разум и чувства в “просвещенной жизни” (I) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Урсулы Мнишек 1782 Жозеф Дюкро (1725 -1805) Портрет королевы Марии-Антуанетты 1782

Игра и страсть в “просвещенной жизни” Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет актрисы Анны Давиа Бернуцци 1782 Томас Гейнсборо (1727 -1788) Портрет актрисы Сары Сиддонс 1783 -85

Разум и чувства в “просвещенной жизни” (II) Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет А. Д. Ланского 1782 Иоганн-Батист Лампи (1751 -1830) Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. 1792

Просвещенный ум: философ Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Дени Дидро (?) 1773 -74 Жан-Оноре Фрагонар (1732 -1806) Портрет Дени Дидро Ок. 1769

Просвещенный ум: мистик Д. Г. Левицкий (1735 -1822) Портрет Н. И. Новикова 1797 (?) Карл Фредерик фон Бреда (1759 -1818) Портрет Эммануэля Сведенборга 1817

Э. -М. Фальконе - главный художник Севрской мануфактуры Этьен-Морис Фальконе (1716 -1791) Аллегория зимы Амур, грозящий пальцем Флора 1771 1757 1750 -е гг.

“Скульптурная аллегория русского Просвещения” Мари-Анн Колло (1748 -1821) Голова Петра I Барельеф Петра I 1767 1769 -70 Этьен-Морис Фальконе (1716 -1791) Памятник Петру I на Сенатской площади 1766 -1782

“Просвещенческая аллегория” в городской среде “Торжественное открытие памятника Петру I 18 августа 1782 года” Гравюра А. Мельникова (1830) по рисунку А. Ф. Давыдова; 1782 ↖ Неизвестный художник Перевозка “Гром-камня” (ноябрь 1769 – февраль 1770 гг.) Раскрашенная гравюра, 1780 -е гг. ← Беньямин Патерсен (1748 -1815) Вид Сенатской площади и памятника Петру I. 1799

Екатерининский двор - в скульптуре Ф. И. Шубин (1740 -1805) Портрет фельдмаршала Портрет статс-секретаря, обер-гофмейстера Портрет П. А. Румянцева-Задунайского А. А. Безбородко М. В. Ломоносова 1778 1798 1792

Аллегория искусства: “живописец - обезьяна Бога” И. И. Фирсов (ок. 1733 -1785) Юный живописец После 1765 Жан-Батист Симеон Шарден (1699 -1779) Обезьяна-живописец Париж, 1740

Дидактическая “бытовая сценка” ← И. Ф. Тупылев (1758 -1821) Плутовская игра 1790 -е годы Жорж де Ла Тур (1593 -1672) Мошенничество с тузом бубен. 1635 -47 Микеланджело да Караваджо (1571 -1610) Карточные мошенники. 1596.

“Оборотная сторона” Просвещения (I) ← Неизвестный художник Портрет Д. -А. -Ф. де Сада Начало 1760 -х гг. Неизвестный художник Портрет А. Н. Радищева (1749 -1802) Около 1790 Донасьен-Альфонс-Франсуа маркиз де Сад (1740 -1814) Первое издание романа “Жюстина, или несчастья добродетели” (Амстердам/Париж, 1791)

“Оборотная сторона” Просвещения (II) Жан-Франсуа Туркати (1763 -?) Жан-Поль Марат на трибуне С оригинала С. Пти; ок. 1792 Неизвестный художник Портрет Е. И. Пугачева (ок. 1742 -1775) Ок. 1775 -80 Г. -Х. Сивкинг (1751 -1799) Казнь короля Людовика XVI 21 января 1793 года Раскрашенная гравюра, 1793

“Естественный человек” погружен в природу (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 Франсуа Буше (1703 -1770) Жанна-Атнуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур. 1759

“Естественный человек” погружен в природу (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1790 -е гг. Элизабет Виже-Лебрен (1755 -1842) Королева Мария-Антуанетта с розой в руке. 1783

Новый “канон сентиментального портрета” В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Е. Н. Арсеньевой. Ок. 1795 Портрет Скобеевой. Ок. 1795

Сентиментализм или ампир? (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет М. И. Лопухиной 1797 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Портрет неизвестной молодой дамы 1798
“Естественный человек” погружен в природу (III) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Д. А. Державиной 1813 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Портрет Кристин Бойер Ок. 1800

“Начало русского ориентализма” В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Муртаза Кули-хан, брат персидского шаха Ага-Мухаммеда. 1796 Жак-Андре-Жозеф Авед (1702 -1766) Паша Мехмед Саид, посол турецкого султана во Франции. 1742

Образ военного героя Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Генерал Бонапарт на Аркольском мосту. 1796 В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет генерала Ф. А. Боровского 1799 “Как буря, молнией угрюма, Взмахнув, в яру, крылами шума, Рванулись Россы к бою вновь. Не знает их копье отдыха, Грудь взнемлется от часта пыха, Течет ручьем с них пот и кровь” В. П. Петров (1736 -1799) “Ода на взятие Измаила” (1790)

Дамский “ампирный” портрет (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет Е. В. Родзянко 1821 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Портрет мадам Леблан 1823

Дамский “ампирный” портрет (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет мадам А. -Л. -Ж. де Сталь Около 1812 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Портрет мадам Генриетты де Вериньяк 1802

Устойчивость канона парадного портрета В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера двора Павла I 1801 -02 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Ж. -К. -М. Дюрок, герцог Фриулийский, гофмаршал двора Наполеона I 1804

Устойчивость канона “августейшего” портрета (I) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет императора Павла I 1800 Робер Лефевр (1755 -1830) Коронационный портрет Наполеона I 1804

Аскетический (квази-романтический?) портрет С. С. Щукин (1762 -1828) Портрет императора Павла I 1797 -99 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Бонапарт - первый консул 1802

Устойчивость канона “августейшего” портрета (II) В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Портрет императора Александра I 1807 -08 Сэр Томас Лоуренс (1769 -1830) Портрет Георга IV, короля Англии 1820

Религиозная живопись Просвещения В. Л. Боровиковский (1757 -1825) Богоматерь с младенцем и ангелами ← 1823 Мертвый Христос во гробе 1824 -25 ↓ Жак-Луи Давид (1748 -1825) Распятый Христос 1782

Тема 4.Русское искусство нервой половины XVIII века

(правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны )

Положение русского искусства к началу XVIII века: «необходимость Ренессанса». Задачи Ренессанса («открытие мира и человека») решались путем приглашения иностранных мастеров и обучения русских за границей. Художественная политика Петра I (1682-1725): строительство и украшение С.-Петербурга, прославление побед русского оружия (преобладание прикладных задач). - Духовное и формальное наследие иконы и парсуны. - Творчество иностранцев, внесших вклад в русскую культуру: итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли (1675?-1744; в России с 1716 ), его “Бюст Петра I” (ГЭ и ГРМ, 1719), конная статуя Петра I (перед Инженерным замком), статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Живописцы: саксонец Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737; в России с 1711 ); французы Франсуа Жувене (1664-1749; в России с 1718 по 1723 ) и Луи Каравакк (1684-1754; в России с 1716 ), итальянец Пьетро Антонио Ротари (1707-1762; в России с 1756 ). Их произведения характеризуют средний (с отдельными исключениями - в лучшую сторону) уровень европейского искусства в стилистике барокко и рококо.

Русские живописцы: И.Н. Никитин (1690?-1742) , «петровский пенсионер» в Италии; важнейшие произведения: «Портрет напольного гетмана» (ГРМ); «Портрет канцлера Г.И. Головкина»; «Петр I на смертном одре» (1725). А.М. Матвеев (1701-1739?) , пенсионер в Голландии; автор первого автопортрета в русском искусстве («Автопортрет с женой», 1729). - Правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Елизаветы Петровны (1741-1762). Дальнейшее развитие русского искусства: основание Академии художеств (1757). - Живописцы: И.Я. Вишняков (1699-1762) - автор детских портретов С.Э. Фермор и В.Г. Фермора (1740-е гг.); А.П. Антропов (1716-1795) , его «Портрет Петра III” (1762), образчик парадного портрета стиля рококо; картины Антропова: «Портрет графини М.А. Румянцевой» (1764), «Портрет казачьего атамана Ф.И. Краснощекова» (1763?).

Литература

Алексеева Т.В. Гравюра петровского времени. - Л.: Художник РСФСР , 1990;

Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М.: Трилистник , 2000;

Андреева В.Г. Андрей Матвеев. - Л.: Искусство , 1983;

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. - М.: Искусство , 1987;

Алексей Федорович Зубов 1682-1751. Каталог выставки [из собрания ГРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина]. - Л.: Искусство , 1988;

Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. - М.: Искусство , 1979;

Ильина Т., Римская-Корсакова С. Андрей Матвеев. - М.: Искусство , 1984;

Лебедева Т.А. Иван Никитин. - М.: Искусство , 1975;


Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. - Л.: Художник РСФСР , 1987.

Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половина XVIII века)

Общее понятие «Просвещения»: эпоха рационализма, вера во всемогущество разума, «энциклопедизм», «просвещенная монархия». Императрица Екатерина II (1762-1769), ее культурная политика, покровительство искусству и наукам. Новый устав Академии художеств, здание Академии (архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламотт; 1764-1788). Важнейшие портретисты: живописец Ф.С. Рокотов (1735?-1808) , мастер психологической характеристики: «Портрет поэта В.И. Майкова» (ок. 1765); «Портрет А.П. Струйской» (1772); «Портрет графини Е.В. Санти» (1785). -Живописец Д.Г. Левицкий (1735-1822 ), автор программных работ: «Екатерина II законодательница» (с вариантами, 1783), серия портретов воспитанниц Смольного института - «смолянок» Е.И. Нелидовой (1773), Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773), Г.И. Алымовой (1776; вся серия в ГРМ). Стилистические особенности «просвещенческих» парадных портретов. - Скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791): памятник Петру I в С.-Петербурге = «Медный Всадник» (портретная голова исполнена М.-А. Калло; 1782). - Живописец В.Л. Боровиковский (1757-1825) , создатель «сентиментального» направления в портретном жанре: «естественный человек на лоне природы». «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с вариантами, 1794-1800-е гг.), «Портрет М.И. Лопухиной» (1797); «Портрет графини А. Безбородко с дочерьми» (1803), «Портрет императора Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена» (1800). Религиозная живопись Боровиковского. Русское искусство и «позднее» европейское Просвещение - родственные черты и отличия.

Литература

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII - XIX веков. - М.: Искусство , 1975;

Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1964;

Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись России второй половины XVIII века. - М.: Искусство , 1994;

Кузнецов С. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. - СПб.: Логос , 1996;

Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 - 1822. Каталог [выставки из собрания ГРМ]. - Л.: Искусство , 1987;

Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. - М.: Искусство , 1980;

Россия - Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии [Каталог выставки]. - Л.: изд-во Государственного Эрмитажа , 1987.

Тема 6. Российская Академия художеств на рубеже XVIII-XIX веков:

Восемнадцатый век в Европе называют „веком просвещения. В России это определение может быть отнесено к последним десятилетиям века, к екатерининскому времени, и с существенными оговорками. Просвещение затронуло лишь тонкий культурный слой общества - дворянство, причем далеко не все, и небольшое количество выходцев из народа, выдвинувшихся благодаря таланту или предприимчивости в сферы интеллигенции и купечества. Своеобразный национальный вариант культуры Просвещения окрашивался специфическими условиями русской действительности.

Государственное положение дворянства изменилось - законом 1762 года оно было бессрочно освобождено от обязательной службы, которая приобретала теперь для лучших людей характер общественного долга. Образовавшимся досугом и огромными средствами, добываемыми крепостным трудом еще сильнее закабаленных крестьян, пользовались по-разному. Во времена Екатерины не только усиливалась социальная рознь. Явственным стало идейное расслоение дворянства-на впадающих в „древнюю дикость и дичающих до степени салтычих крепостников и тех, кто смысл жизни полагал в службе Отечеству или в собственном интеллектуальном и эстетическом совершенствовании. Все больше честных умов начинает судить о несправедливостях и пороках общества, видя путь к их исправлению в облагоражи­вании личности. Документы, письма, литературные произведения пестрят словами „Отечество, „просвещение, „общество, „добронравие, „человеколюбие, „попечение о благе общем, „чувствования человеческого сердца. К нам эта лексика пришла именно из екатерининского времени. Популярным жанром становятся сатиры, обличающие во имя благонравия и общественной пользы пороки и злоупотребления. Вся поэзия насыщена призывами к дворянству, примеры можно приводить десятками. Вот лишь несколько: А. П. Сумароков - „А во дворянстве всяк, с каким бы ни был чином, не в титле, в действии быть должен дворянином; М. М. Херасков - „Будь мужествен ты в ратном поле, в дни мирны доброй гражданин, не чином украшайся боле, собою украшай свой чин; Г. Р. Державин - „Вельможу должны составлять ум здравый, сердце просвещенно, (...) вся мысль слова, деяньи должны быть - польза, слава, честь. Утопичность программы эпохи Просвещения - сначала облагородить человека, а потом уж улучшить условия его жизни - нам сейчас ясна, мы помним о Пугачеве и Радищеве, но надо быть признательным этим идеям, послужившим питательной почвой для замечательной художественной культуры.

Рядом с нравственным воспитанием и мыслями об общем благе, естественно, шло и вольнодумство, увлечение произведениями французских просветителей, в изобилии читавшихся и переводившихся в России. Начиная от самой Екатерины, зачитывались Монтескье, Вольтером, Дидро, Руссо, Мерсье, Лессингом, Ричардсоном, вырабатывая в себе „античный вкус к доблести (из „Записок Екатерины). „При Петре дворянин ездил учиться за границу артиллерии и навигации; после он ездил туда усваивать великосветские манеры. Теперь, при Екатерине, он поехал туда на поклон философам. Вообще чтение, как никогда ранее, становится одним из любимейших занятий. Многие могли бы сказать о книгах, как ярославский помещик Опочинин: „Они были первое мое сокровище, они только и питали меня в жизни; если бы не было их, то моя жизнь была бы в беспрерывном огорчении...

Таковы были настроения просвещенных людей того времени, того возникшего культурного сообщества, о котором мы узнаем из мемуаров, из публикуемых писем русских писателей и к которому принадлежали лучшие наши портретисты. Удивительно ли, что их творения согреты высоким представлением о человеческой личности, что в их живописи чувствуется мечта о совершенном человеке?

В портретной живописи снова, как в Петровское время, ощущается присутствие гражданственного идеала. Этому способствовала победа в искусстве и литературе эстетических принципов классицизма и его задачи „подражать прекрасной природе и выражать просветительские идеи. Живописец должен быть „в красках философом и смертных просветителем (Я. Б. Княжнин). О том, как нормативно понимались задачи портретиста в изобразительном искусстве теоретиками классицизма, красноречиво говорит популярное в России сочинение французского теоретика конца XVII - начала XVIII века Роже де Пиля, которое вольно, с собственными добавлениями, перевел на русский язык Архип Иванов (1789). Художнику предписывалось работать так, чтобы „портреты казались как бы говорящими о себе самих и как бы извещающими: смотри на меня, я есть оный непобедимый царь... я тот покровитель знатнейших художеств, оный любитель изрядства... я есмь та сановитая госпожа, которая благородными своими обращениями делает себе честь... я та веселонравная, которая любит только смехи и забавы... Для достижения этой цели художник, хотя и должен „подражать как недостаткам, так и красотам, может „поправить и „нос кривоватый, и „грудь гораздо сухую, и „плеча слишком высокие. В „Рассуждении о совершенном живописце П. П. Чекалевского (1782) каждой части лица на портрете поручалась своя задача: „откровенность на челе и бровях, разум в глазах, здравие на щеках и добродушие или приязненность на устах. В следующем году И. Ф. Урванов пишет о „портретного рода художнике: „...надлежит, чтобы все части головы одно изъявляли свойство, или веселое, или важное...

Классическая нормативность, даже догматичность, в какой-то степени стандартизировала портрет, особенно, конечно, парадный, однако присущая русским художникам привязанность к реальности вырывалась за рамки норм, не споря с ними, а создавая тот сплав правил и индивидуальности, который можно назвать стилем времени. Мы увидим далее, как у крупнейших мастеров идеал облагораживал реальность, не отнимая у нее конкретности, но наделяя ее значительностью или поэзией. Стандарт у них возвышался до типичности, до эстетически нравственной программности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса