Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ромен роллан личная жизнь. Ромен Роллан: биография, личная жизнь, фото писателя и книги. Путь к «прощанию с прошлым»

Книги Ромена Роллана - словно целая эпоха. Неоценим его вклад в дело борьбы за счастье и мир человечества. Роллана любили и считали верным другом трудящиеся многих стран, для которых он стал “народным писателем”.

Детство и студенчество

(фото выше) родился в маленьком городке Кламси на юге Франции в январе 1866 года. Отец его был нотариусом, как и все мужчины в семье. Дед Роллана принимал участие в штурме Бастилии, и его жизнелюбие стало основой образа одного из лучших героев, созданным писателем, Кола Брюньона.

В родном городе Роллан окончил колледж, затем продолжил обучение в Париже, был преподавателем в Сорбонне. В одном из своих философских трактатов написал, что главное для него - это жизнь, прожитая на благо людей, и поиск истины. Роллан переписывался со Львом Толстым, и это укрепило его поиски истоков искусства.

Ромен любил музыку, которой мать обучала его с ранних лет, окончил престижную школу Эколь Нормаль, где изучал историю. После окончания он в 1889 году по стипендии уехал в Рим для изучения истории. Под впечатлением от пьес Шекспира начал писать исторические драмы о событиях итальянского Возрождения. Вернувшись в Париж, он писал пьесы и занимался исследовательской работой.

Цикл “Французская революция”

В 1892 году женился на дочери знаменитого филолога. В 1893 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию по музыке, после чего преподавал на кафедре музыки. Жизнь Ромен Роллана следующие 17 лет - это чтение лекций, занятия литературой и первые произведения.

Роллан был сильно встревожен состоянием искусства, видя, что буржуазия зашла в тупик, и он поставил своей задачей мужественное новаторство. В те времена Франция была близка к гражданской войне - в таком конфликте и берут начало первые произведения писателя.

Литературная деятельность началась с пьесы "Волки", вышедшей в 1898 году. Годом позже была поставлена пьеса "Торжество разума". В 1900-м писатель написал драму "Дантон", которая в этом же году была продемонстрирована публике.

Еще одна драма, которая занимает важное место в революционном цикле Роллана, - "Четырнадцатое июля", написанная в 1901 году. В ней писатель показал мощь и пробуждение восставшего народа. Исторические события, которые Роллан хотел воспроизвести, явно просматривались уже в первых драмах. В них большое место отведено народу, мощь и силу которого писатель ощущал всем существом, но народ для него оставался загадкой.

Народный театр

Ромен Роллан вынашивал идею Народного театра и, наряду с драмами, писал на эту тему статьи. Они вошли в книгу "Народный театр", вышедшую в 1903 году. Его творческие замыслы душит обрушившееся на писателя буржуазное общество.

Отказавшись от планов создания Народного театра, Роллан берется за роман "Жан-Кристоф", желая воплотить в нем то, что не удалось сделать в театральных начинаниях. Впоследствии он скажет, что Жан-Кристоф отомстил за него на этой ярмарке тщеславия.

В начале века произошел поворот и в творчестве писателя. Роллан уже не обращается к истории, а ищет героя. В предисловии к "Жизни Бетховена", опубликованной в 1903 году, Ромен Роллан пишет: "Пусть нас овеет дыханием героя". Он старается подчеркнуть в облике знаменитого музыканта черты, которые импонируют ему. Вот почему жизнеописание Бетховена получило в его трактовке своеобразный оттенок, не всегда соответствующий исторической правде.

Жан-Кристоф

В 1904 году Роллан приступает к написанию романа "Жан-Кристоф", который он задумал еще в 90-х годах. Закончен он был в 1912-м. Все этапы жизни героя, полной непрестанных исканий, принесшей ему беды и победы, проходят перед читателем от рождения до его одинокой смерти.

Первые четыре книги, рассказывающие о детстве и молодости героя, отображают Германию и Швейцарию тех лет. Писатель всячески старается показать, что только из народа может выйти настоящий гений. Непримиримый и не привыкший отступать, Кристоф столкнулся с буржуазной общественностью. Ему пришлось оставить свою родину и бежать из Германии. Он приезжает в Париж и рассчитывает найти то, что ему надо. Но все его мечты рассыпаются в прах.

С пятой по десятую книги рассказывается о жизни героя во Франции. Они охватывают сферу культуры и искусства, которые так волновали автора книги, и он выставил напоказ и обнажил истинную сущность буржуазной демократии. В дневнике писателя еще в 1896 году есть запись о первоначальном замысле романа: "Это будет поэма моей жизни". В каком-то смысле так оно и есть.

Героические жизни

В 1906 году Ромен Роллан пишет "Жизнь Микеланджело" и параллельно работает над четвертой книгой Кристофа. Ясно просматривается внутреннее сходство этих двух произведений. Таким же образом просматривается параллель между девятой книгой и "Жизнью Толстого", которая была напечатана в 1911 году.

Доброта, героизм, духовное одиночество, чистота сердца, — то, что влекло Роллана к русскому писателю, стало переживаниями Кристофа. На "Жизни Толстого" задуманный Роменом цикл "Героические жизни" о жизни Гарибальди, Ф. Милле, Т. Пейна, Шиллера, Мадзини остановился и так и остался ненаписанным.

Кола Брюньон

Следующим шедевром стала книга Ромен Роллана "Кола Брюньон", опубликованная в 1914 году. Писатель воссоздал здесь историческое прошлое, и читатель отчетливо чувствует его восхищение французской культурой, нежную и горячую любовь к родной земле. Действие романа происходит в родном городе Роллана Кламси. Роман представляет запись жизни главного героя - резчика по дереву, талантливого, остроумного, с редкостным жизнелюбием.

Годы борьбы

В годы войны обнажаются сильные и слабые стороны творчества Роллана. Он ясно видит преступность войны и одинаково относится к обеим враждующим сторонам. Чувства мучительного разлада просматриваются в сборниках антивоенных статей, написанных писателем с 1914 по 1919 год.

Время между двумя войнами писатель называет "годами борьбы". В это время написана смелая и откровенная исповедь "Прощание с прошлым", опубликованная в 1931 году. Здесь он честно открыл свои внутренние искания в жизни и творчестве, искренне признал свои ошибки. В 1919 - 1920 годах увидела свет "История свободомыслящего человека", "Клерамбо", повести "Пьер и Люс" и "Лилюли".

Писатель продолжал в эти годы цикл драм о Французской революции. В 1924 и 1926 годах выходят пьесы Ромен Роллана "Игра любви и смерти" и "Вербное воскресенье". В 1928 году он написал драму "Леониды", по словам критиков, самую "неудачную и антиисторическую".

Очарованная душа

В 1922-м писатель приступает к циклу "Очарованная душа". Это огромное произведение Роллан пишет восемь лет. Многое роднит Кристофа и героиню этого романа, поэтому и воспринимается произведение, как что-то давно знакомое. Аннета ищет "свое место в трагедии человечества" и думает, что нашла. Но она далека от цели, и таящуюся в ней энергию героиня не может применить на благо народа. Аннета одинока. Ее опора только в ней самой, в ее душевной чистоте.

По мере развития событий в романе все большее место занимает обличение буржуазного общества. Вывод, к которому приходит героиня романа: "сломать, разрушить" этот порядок смерти. Аннета понимает, что ее лагерь найден и социальный долг ничего не стоит рядом с материнством и любовью, вечными и непоколебимыми.

Продолжит дело матери ее сын Марк, в которого героиня вложила все лучшее, что могла ему дать. Он и занимает большую часть последних частей эпопеи. Юноша, вылепленный из "добротного материала", становится участником антифашистского движения и ищет путь к народу. В Марке автор дает образ интеллигента, которого занимают идейные искания. И перед взором читателей предстает человеческая личность во всех ее проявлениях — радости и горе, торжестве и разочаровании, любви и ненависти.

Написанный в 30-е годы роман "Очарованная душа" и сегодня не теряет своей актуальности. Насыщенный политикой и философией, он остается повествованием о человеке со всеми его страстями. Это великий роман, в котором автор поднимает жизненно важные вопросы, в нем ясно виден призыв к борьбе за счастье человечества.

Новый мир

В 1934 году Роллан женится во второй раз. Его спутницей жизни стала Мария Кудашева. Они возвращаются из Швейцарии во Францию, и писатель становится в ряды борцов с нацизмом. Ромен клеймит всякое проявление фашизма, и вслед за "Очарованной душой" в 1935 году выходят два замечательных сборника публицистических выступлений писателя: "Мир посредством революции" и "Пятнадцать лет борьбы".

В них - биография Ромен Роллана, его политическое и творческое развитие, искания, вступление в антифашистское движение, переход "на сторону СССР". Так же, как и в "Прощании с прошлым", много самокритики, рассказ о его пути к цели через преграды - шел, падал, уклонялся в сторону, но упорно продолжал идти, пока не достиг нового мира.

В этих двух книгах много раз упоминается имя М. Горького, которого писатель считал своим товарищем по оружию. Они переписывались с 1920 года. В 1935 году Роллан приехал в СССР и, несмотря на болезнь, стремился как можно больше узнать о Советском Союзе. Вернувшись из страны Советов, семидесятилетний Роллан всем говорил, что у него заметно прибавились силы.

Незадолго до войны, в 1939 году, Ромен Роллан публикует пьесу "Робеспьер", которая и завершила цикл, посвященный Французской революции. Через всю драму проходит тема народа. Четыре года гитлеровской оккупации тяжелобольной писатель провел в Везеле. Последним публичным выступлением Роллана стал прием в честь годовщины революции в советском посольстве в 1944 году. Он умер в декабре этого же года.

Читательские отзывы

О Ромен Роллане пишут, что он отличается редкой для тех лет энциклопедичностью - прекрасно разбирается в музыке и живописи, в истории и философии. А еще он неплохо понимает людскую психологию и реалистично показывает, почему человек так поступает, что им движет и творится в его голове, с чего все началось.

Литературное наследие писателя на редкость многообразно: эссе, романы, пьесы, мемуары, биографии людей искусства. И в каждом произведении он натурально и живо показывает жизнь человека: детство, годы взросления. От его пытливого ума не скроются чувства и переживания, свойственные многим.

Казалось бы, изобразить мир ребенка глазами взрослому человеку сложно, но у Роллана это получается невероятно живо и талантливо. Он восхищает своим плавным и легким стилем. Произведения читаются на одном дыхании, как песня, насквозь пропитанная музыкой, будь то описание природы или домашнего быта, чувства человека или его внешность. Меткие замечания автора поражают простотой и одновременно глубиной, каждую его книгу можно буквально разобрать на цитаты. Ромен Роллан устами своих героев высказывает читателю свое мнение обо всем: о музыке и религии, политике и эмиграции, журналистике и вопросах чести, о стариках и детях. В его книгах — жизнь.

Французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа "История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" (L"Histoire de l"opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.

Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899).

За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938). Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Théâtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1–10, 1903–1912). Главный герой книги – немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов – Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"évangile universel, 1930).

Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mêlée, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clérambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза 30 декабря 1944.

В 1915 году « , как дань высокому идеализму его литературное произведение и сочувствие и любовь к истине, с которой он описал различные типы человеческих существ».

Он также отметил, для его переписки с и влияния на Зигмунд Фрейд .

биография

Его первая книга была опубликована в 1902 году, когда ему было 36 лет. Благодаря своей пропаганды для «народного театра», он внес значительный вклад в демократизацию театра. Как гуманист, он обнял работу философов Индии («Беседы с Рабиндраната Тагора » и Махатмы Ганди). Роллан был под сильным влиянием Веданты философии Индии, в первую очередь благодаря работам Свами Вивекананды .

Требовательный, но робкий, молодой человек, он не любит учиться. Он не был равнодушен к молодежи: Жан-Кристоф, Оливье и их друзья, герои его романов, молодые люди. Но с реальной жизнью лиц, молодежью, а также взрослыми, Rolland поддерживается только отдаленное отношение. Он был прежде всего писателем. Гарантированный, что литература обеспечит ему скромным доходом, он ушел из университета в 1912 году.

Ромен Роллан был пожизненным пацифист. Он был одним из немногих крупных французских писателей, чтобы сохранить его пацифистские ценности интернационалистов; он переехал в Швейцарию. Он протестовал против первой мировой войны в качестве Au-Dessus - де - ла - MELEE (1915), над схваткой (Чикаго, 1916). В 1924 году его книга о Ганди способствовали индийской ненасильственной репутации лидера и двое мужчин встретились в 1931 году.

В мае 1922 года он принял участие в Международном конгресс прогрессивных художников и подписал «Основополагающее Провозглашение Союза Прогрессивной International Artists».

В 1928 году Роллан и венгерский ученый, философ и естественный живой экспериментатор Эдмунд Бордо Szekely основал Международное общество биогенных поощрять и расширять свои идеи интеграции ума, тела и духа. В 1932 году Роллан был одним из первых членов Всемирного комитета против войны и фашизма , организованной Мюнценберг . Rolland критика контроля Münzenberg предполагаемого над комитетом и был против него базируясь в Берлине .

Эссе является частью более общего движения на рубеже этого века в направлении демократизации театра. Revue был проведен конкурсом и пытался организовать «Всемирный конгресс по народному театру», и был открыт целый ряд народных театров по всей Европе, в том числе Freie Фольксбюня движения («Free народного театр») в Германии и Морис Pottecher в Театре ей Peuple во Франции. Роллан был учеником Pottecher и посвятил Народный театр ему.

Подход Роллана является более агрессивным, хотя, чем поэтическое видение Pottecher о театре в качестве заменителя «социальной религии» принося единством нации. Rolland обвиняет в буржуазию за ее присвоение театра, заставляя его скользить в упадок , и пагубные последствия его идеологического господства. Предлагая подходящий репертуар для театра своего народа, Rolland отвергает классическую драму в убеждении, что это либо слишком сложно, либо слишком статическое, чтобы представлять интерес для масс. Опираясь на идеи Жан-Жака Руссо , он предлагает вместо «эпический исторический театр„радости, силы и интеллекта“ , которая будет напоминать людям о ее революционном наследии и активизации сил, работающих на нового общества» (в словах Bradby и McCormick, цитируя Роллан). Роллан считал, что люди будут улучшены, видя героические образы прошлого. Влияние Руссо может быть обнаружено в концепции Роллана театр-как- праздничности , акцент, который показывает фундаментальный анти-театральный предрассудок : «Театр предполагает жизни, которые бедны и взволнованные, люди ищет в мечтах убежище от мысли Если бы мы были. счастливее и свободнее, мы не должны чувствовать себя голодными для театра [...] народ, который является свободным и счастливым нуждается торжества более чем театры,. , он всегда будет видеть в себе лучшие зрелища ».

Драмы Роллана были поставлены некоторые из самых влиятельных режиссеров ХХ века, в том числе Макс Рейнхардт и Пискатор . Piscator направил мировую премьеру пацифистской драмы Роллана Придет время (Le Temps viendra , написанный в 1903 году) в Берлине Центрально-театра», который был открыт 17 ноября 1922 с музыкой K Прингсгеймом и сценографии от O Шмальгаузен и M Meier , Игра обращается к связи между империализмом и капитализмом, лечением вражеских гражданских лиц, а также использованием концентрационных лагерей , все из которых театрализованных через эпизод в англо - бурской войне . Piscator описал его трактовку пьесы, как «тщательно натуралистической », в результате чего он искал « чтобы добиться максимально возможного реализма в актерском и декора». Несмотря на overly- пьесы риторического стиля, производство было рассмотрено положительно.

романы

Самый известный роман Rolland является 10-томным романом последовательность Жан-Кристоф (1904-1912), который приносит «вместе свои интересы и идеалы в истории немецкого музыкального гения, который делает Францию свой второй дом и становится средством взглядов Роллана на музыка, социальные вопросы и взаимопонимание между народами». Его другие романы Колас Брюньон (1919), Клерамбо (1920), Пьер и Люс (1920) и его второй многотомный роман-хроника, 7-томный L"âme Enchantee (1922-1933).

Академическая карьера

Печать из СССР, который в память о 100-й годовщины со дня рождения Ромена Роллана в 1966 году.

Он стал преподавателем истории в лицее Генриха IV , а затем в лицее Луи - ле - Гран , и член École française де Риме , затем профессором истории музыки в Сорбонне , и профессор истории в Эколь Нормаль Supérieure.

Переписка с Фрейдом

1923 увидел начало переписки между психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и Роллан, который обнаружил, что восхищение, что он показал, для Фрейда было взаимностью в равной степени (Freud провозгласив в письме к нему: «Что мне было позволено обменяться приветствием с вами будет оставаться счастливой памяти до конца моих дней. "). Эта переписка ввела Фрейд к понятию « океанического чувства » , что Роллан развился в его изучении восточного мистицизма . Фрейд открыл следующую книгу Цивилизации и ее недовольства (1929) с дискуссией о природе этого чувства, которое он упомянул был отмечено, к нему анонимному «друг». Этот друг был Роллан. Rolland останется большое влияние на работу Фрейда, продолжая переписку вплоть до смерти Фрейда в 1939 году.

Список используемой литературы

Ромен Роллан в 1914 году, на балконе своего дома

Год Работа Заметки
1888 Amour d"Enfants
1891 Les Baglioni
1891 Эмпедокле
(Эмпедокл )
Неопубликованные в течение своей жизни.
1891 Орсино (игра) Неопубликованные в течение своей жизни.
1892 Le Dernier Procès де Луи Berquin
(The Last Trial Луи Berquin )
1895 Les Origines ей théâtre Lyrique Moderne
(Истоки современного лирического театра )
Академический трактат, который выиграл приз от Французской академии
1895 Histoire де l"Opéra авант Люлли и др Скарлатти
(История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти )
Диссертация на соискание докторской степени в Письмах
1895 Cur АРС picturae Apud Italos XVI saeculi deciderit Latin -языка тезис о снижении итальянской живописи маслом в течение шестнадцатого века
1897 Сент-Луис
1897 Арта
1898 Les Loups
(волки )
Исторический / философская драма
1899 Le Triomphe де ла Raison
(Триумф разума )
Исторический / философская драма
1899 Дантон Исторический / философская драма
1900 Le Отравление idéaliste
1901 Les Fêtes де Beethoven à Майнца
(празднования Бетховена в Майнце )
1902 Le Quatorze Juillet
(14 июля- День взятия Бастилии )
Исторический / философская драма
1902 Франсуа Милле
1903 Vie де Бетховена
(Жизнь Бетховена )
Novella
1903 Le Temps viendra
(The Time Will Come )
драма
1903 Le Театр дю Peuple
(Народный театр )
Семенное эссе в демократизации театра.
1904 La Монтеспан Исторический / философская драма
1904-1912 Жан-Кристоф Цикл из десяти томов разделен на три Series- Жан-Кристоф , Жан-Кристоф Парижского и л Fin его плавание , опубликованный Каой де л Quinzaine
1904 L"Aube Первый том серии Жан-Кристоф
1904 Le Matin
(утро )
Второй том серии Жан-Кристоф
1904 L"Подростки
(Подростке )
Третий том серии Жан-Кристоф
1905 Ла REVOLTe
(Восстание )
Четвертый том серии Жан-Кристоф
1907 Ви де Мишель-Анж
(Жизнь Микеланджело )
биография
1908 Musiciens d"aujourd"hui
(Современные музыканты )
1908 Musiciens d"Autrefois
(Музыканты прошлого )
Сборник статей и эссе о музыке
1908 La Foire-сюр-ла место Первый том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Антуанетта Второй том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Dans La Maison
(дома )
Третий том серии Жан-Кристоф à Paris
1910 Гендель
(Handel )
1910 Les Amies
(Друзья )
Первый том серии ла Fin дю плавания
1911 La Vie де Толстым
(Жизнь Толстого )
биография
1911 Le Buisson пламенный Второй том серии ла Fin дю плавания
1912 La Nouvelle Journée Третий том серии ла Fin дю плавания
1911 Жан-Кристоф: Dawn. Утро. Молодежь. восстание В английском языке, первые четыре тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1911 Жан-Кристоф в Париже: на рынке. Антуанетта. Дом На английском языке, вторые три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1915 Жан-Кристоф: Конец Поездки: Любовь и дружба. Неопалимая купина. New Dawn В английском языке, последние три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1912 L"Humble Vie héroïque
(The Humble Жизнь героя )
1915 Au-Dessus - де - ла Рукопашник
(над схваткой )
Пацифист манифест
1915 - Получил Нобелевскую премию по литературе
1917 Salut а ля рюс Révolution
(салют русской революции )
1918 Налейте l"Internationale де l"Esprit
(для международного Духа )
1918 L"AGE - де - ла - Хейн
(The Age Ненависти )
1919 Колас Брюньон Бургундская история и основа для Коласа Брюньона , оперы Дмитрия Кабалевского
1919 Liluli Играть
1919 Ле Précurseurs
(Предшественники )
1920 Клерамбо
1920 Пьер и Люс
1921 Страницы choisies
(Selected Pages )
1921 Л REVOLTe де машины
(бунт машин )
1922 Аннет и др Сильви Первый объем l"Âme Enchantee
1922 Les Vaincus
1922-1933 L"Âme Enchantee
(Очарованная душа )
Семь томов
1923 - Основана обзор Европы
1924 L"été
(лето )
Второй том l"Âme Enchantee
1924 Махатма Ганди
1925 Le Jeu де l"Amour и де ла Морт
(Игра любви и смерти )
Основание для HRA о Laske смрити , опер Яна Киккера
1926 Pâques Fleuries
1927 Mère и др филсов
(матери и ребенка )
Третий объем l"Âme Enchantee
1928 Леониды
1928 De l"Héroïque à l"Аппассионаты
(От Героическая к Страстный )
1929 Essai сюр ла загадочность де l"действие
(Изучение Mystique действий )
1929 L"Inde Vivante
(Living Индия )
Эссе
1929 Vie де Рамакришна
(Жизнь Рамакришны )
Эссе
1930 Ви де Вивекананда
(Жизнь Вивекананды )
Эссе
1930 L"Évangile Universel Эссе
1930 Гете и др Бетховен
(Гете и Бетховен )
Сочинение
1933 L"Annonciatrice Четвертый объем l"Âme Enchantee
1935 Quinze анс в военных действиях
1936 Compagnons-де-маршрут
1937 Le Chant де ла ВОСКРЕСЕНИЕ
(Песнь Воскресения )
1938 Les Страница сухоцветы де Руссо
(Бессмертные страницы Rousseau )
1939 Робеспьер Исторический / философская драма
1942 Le Voyage intérieur
(Интерьер Voyage )
1943 La Cathédrale interrompue
(прерванной собор )
Тома I и II
1945

Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland; 29 января 1866, Кламси - 30 декабря 1944, Везле) - французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

Биография

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После ее окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьезно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь де Нормаль, а затем в Сорбонне. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии "Музыканты прошлого" (1908), "Музыканты наших дней" (1908), "Гендель" (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия "Святой Людовик" - начальное звено драматического цикла "Трагедии веры", к которому также принадлежат "Аэрт" и "Настанет время".

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву (1935).

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Наиболее известное произведение - роман «Жан Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Жака Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомый труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ромен Роллан, французский романист и публицист, родился в обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мать, урожденная Антуанетта Мари Куро, – набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование.

С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 г. юноша поступает в весьма престижную Эколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела его мать, и в 1889 г. получает диплом преподавателя.

С 1889 по 1891 г. P. едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения. В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX в., как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому романтизму существенно повлияли на образ мыслей Р.

Вернувшись в 1891 г. в Париж, Р. продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены возвращаются в Рим, где Р. начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 г. Р. вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.

В течение следующих 17 лет Р. совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la Quinzaine") P. печатает свои первые произведения.

Поскольку Р. больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй – «Трагедии веры» ("Les Tragedies de la foi") – включал в себя три пьесы: «Святой Людовик» ("Saint Louis", 1897), «Аэрт» ("Aert", 1898) и «Торжество разума» ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.

Три исторические пьесы, вошедшие в «Трагедии веры», совмещали в себе искусство и социальную критику, ими Р. стремился вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не хватало во Франции того времени. Тем не менее «Трагедии веры» мало что изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская мелодрамы. Это и навело Р. на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Р. полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше «Народный театр», Р. в 1903 г. в «Двухнедельных тетрадях» опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в. и вышедший впоследствии отдельной книгой – «Народный театр» ("Le Theatre du peuple", 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие публику.

Р. создал цикл из 9...12 пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл «Театр революции» ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийся спустя 30 лет драмой «Робеспьер» ("Robespierre", 1939). Эти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к ним пришел позже – в Германии после первой мировой войны, а во Франции – в 30-е гг.

Р. задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Его биограф, Уильям Томас Старр, полагает, что Р. написал «Жизнь Бетховена» ("Vie de Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, «в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности». Отчаяние, вероятно, во многом было вызвано разводом писателя с женой в 1901 г. Закончив в 1905 г. биографию Микеланджело, Р. отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на читателя вдохновляюще. Впрочем, Р. остался верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии Генделя (1910). Толстого (1911), Ганди (1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944).

«Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в. Отдельными частями роман печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую известность и принес Р. международное признание, после чего писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе. Австрийский писатель Стефан Цвейг утверждал, что «Жан-Кристоф» – это результат разочарования Р. в биографическом жанре: «Поскольку история отказала ему в образе «утешителя», он обратился к искусству...»

Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Р. получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 г. – отчасти из-за скандала, вызванного тем, что P., поселившийся незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 г. страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой» ("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Р. получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Р. с Нобелевской лекцией не выступал.

Политические взгляды Р. продолжают оставаться противоречивыми, и особенно по отношению к Советскому Союзу, который он всячески поддерживал, хотя и критиковал за ошибки. Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 г. к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Р. написал в 1924 г. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная душа» ("L"Ame enchantee", 1925...1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий.

В 1934 г. Р. женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 г. Р. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства. Его письмо, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором писатель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабря.
Личность P., его идеи, возможно, больше повлияли на современников, чем его книги. Его друг Мари Дормуа писала: «Я восхищаюсь Роменом Ролланом. Я также восхищаюсь «Жан-Кристофом», но человек мне, пожалуй, нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночку».

Некоторые критики недооценивали литературные достижения P., в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем общий смысл, основная идея; существует также мнение, что «Жан-Кристоф», задуманный Р. как симфония, расплывчат и бесформен. По поводу поздних книг Р. английский романист и критик Э.М. Форстер писал, что Р. «не оправдал надежд, которые он подавал в молодости». Наиболее взвешенная оценка творчества Р. принадлежит его биографу Старру, писавшему, что, «если не считать «Жан-Кристофа», Р. будут помнить не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за более справедливый и гуманный общественный строй». Старр утверждал также, что, «возможно, еще не пришел час оценить Р. по достоинству... Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного».

(1866-1944) французский писатель

Ромен Роллан прославился как прозаик: он автор романов «Жан-Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная душа». Роллан известен также как драматург, литературный критик, специалист в области истории. Он был одним из крупнейших музыковедов, а кроме того - активным борцом антифашистского движения.

Ромен Роллан родился в небольшом городке Кламси в семье нотариуса. От своей матери он унаследовал необыкновенную любовь к музыке. Одно время юноша даже мечтал стать пианистом. Музыка занимала огромное место в жизни писателя и прошла через все его творчество.

В 1880 году семья переехала в Париж, чтобы сын смог продолжить образование. После окончания лицея он поступил на историко-географическое отделение Высшей нормальной школы - одного из лучших гуманитарных высших учебных заведений. Получив диплом историка в 23 года, Ромен уехал на стажировку в Рим. Два года, проведенные в Италии, были самыми светлыми в его жизни. В памяти Роллана Италия осталась страной, дарящей миру шедевры искусства.

Вернувшись во Францию, он блестяще защитил две диссертации: «История европейской оперы до Люлли и Скарлатти» и «Причины упадка живописи в Италии XVI века». Роллан читал курс лекций по истории искусств и истории музыки сначала в Высшей нормальной школе, а с 1904 по 1912 год - в Сорбонне, парижском университете. В это же время он начал сотрудничать с различными журналами, где публиковал статьи по истории музыки, искусства, теории народного театра. Писатель активно выступал против декадентского искусства. Задача искусства, по его мнению, воспевать жизнь и помогать человеку жить и бороться со злом, воспитывать в людях любовь к истине, отказ от иллюзий. Большое влияние на формирование взглядов Роллана-писателя оказала переписка со Львом Толстым, которого он считал своим другом и учителем. Позднее Роллан писал: «Он научил меня видеть и любить человечество».

Герои произведений Роллана - это сильные личности, могучие творческие натуры, борцы за правду и за счастье человечества. Для него герой лишь тот, «кто велик сердцем».

Его герои много страдают, они люди одинокие. Писатель разделяет мысль Толстого о том, что «истинные художники не могут быть довольными, сытыми, наслаждающимися людьми».

Ромен Роллан начал свою литературную карьеру как драматург. Первые его пьесы, объединенные в цикл «Трагедии веры» (1897-1898), не имели успеха. Писатель создает второй цикл пьес - «Драмы Революции», куда вошли 8 пьес, написанных с 1898 до 1939 год. Самые известные из них: «Волки» (1898), «14 июля» (1902), «Робеспьер» (1939).

Роллан написал также серию «Жизнь великих людей» («Жизнь Бетховена», «Жизнь Толстого», «Махатма Ганди» и другие).

Всемирную известность ему принес роман «Жан-Кри-стоф», состоящий из десяти книг и публиковавшийся с 1904 по 1912 год. Эта книга об искусстве, о его силе и месте в жизни человека, о роли творца в обществе. Главный герой романа - немец Жан-Кристоф Крафт, гениальный музыкант. Он - «Бетховен наших дней». В романе описана его жизнь с момента рождения и до самой смерти, жизнь, полная страданий, потерь и борьбы. В первых четырех книгах действие разворачивается в Германии. Начиная с пятой книги и до конца романа описывается жизнь Жан-Кристофа во Франции, куда он переезжает жить и где умирает уже знаменитым композитором. В своем произведении Роллан нарисовал картину жизни Европы на рубеже двух веков. Многие исследователи называли «Жан-Кристофа» энциклопедией французской жизни на фоне жизни главного героя. Роллан отразил социальные, политические, философские, нравственные проблемы современной жизни.

В 1914 году он пишет свой второй знаменитый роман - «Кола Брюньон». Действие этой книги происходит в его родном городке Кламси в 1616 году, в эпоху Возрождения. Роман написан от лица Кола Брюньона, резчика по дереву, истинного творца и волшебника своего дела. Книга построена как дневник Кола, жизнерадостного бургундца и неунывающего оптимиста, несмотря на все несчастья и потери в жизни. Роман написан живым, народным языком, полным прибауток, пословиц.

Написанный перед Первой мировой войной, он был опубликован только после ее окончания, в 1919 году, так как многие и даже близкие друзья Роллана назвали его слишком вольнодумным и антипатриотическим.

С началом Первой мировой войны Ромен Роллан, гонимый националистически настроенной прессой, уехал в Швейцарию, где написал статьи, клеймящие как саму войну, так и ее вдохновителей. В 1915 году в Швейцарии он получил Нобелевскую премию по литературе.

Его давно интересовали идеи социализма. Но он не принимал активного участия в общественно-политической жизни страны. В период Первой мировой войны Роллан выступил в печати с серией антивоенных и антинационалистических статей, открыто приветствовал Октябрьскую революцию в России и стал большим другом Советского Союза. Роллан переписывался с Луначарским, был другом М. Горького, посвятил ряд работ В. И. Ленину. Он отходит от своей прежней идеи - стоять «над схваткой» (так назывался один из сборников его статей) - и приходит к выводу о необходимости был сослан в Иркутск. Семья вернулась в Москву, когда Михаилу было уже девять лет. После окончания гимназии в 1917 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, собираясь стать скульптором.

В те годы отец Ромма работал дежурным врачом во МХАТе, и Михаил стал заядлым театралом. Он пересмотрел все спектакли, которые шли там в то время, хорошо узнал театральный мир, а потом и сам стал заниматься в театральном кружке.

Однако вскоре учебу пришлось оставить, так как надо было зарабатывать на жизнь. Ромм устроился работать продагентом, но через некоторое время его призвали в армию. Там юноша прослужил два с лишним года и, демобилизовавшись в 1921 году, вернулся в родное училище, ставшее к тому времени ВХУТЕИНом.

Он учился в мастерской, которой руководила А. С. Голубкина. После окончания училища в 1925 году Ромм стал заниматься скульптурой: он, в частности, сделал для Первой сельскохозяйственной выставки две статуи, изображавшие рабочего и крестьянина.

Одновременно он работал в театре, писал повести и рассказы, переводил. Возможно, переводами он стал заниматься по примеру своего старшего брата Александра, который был поэтом-переводчиком.

В кино Ромм пришел в начале тридцатых годов. Он стал работать ассистентом по звуку у кинорежиссера А. Мачерета снимавшего картину «Дела и люди», а вскоре начал писать сценарии для фильмов. Первые его опыты были достаточно скромными, но третью работу заметили, главным образом потому, что по сценарию Ромма фильм «Конвейер смерти» поставил известный режиссер И. Пырьев.

После этого Ромму предложили весьма трудную и, казалось, даже неразрешимую задачу - сделать картину, которую можно было бы показать и в немом, и в звуковом варианте. Практически это означало использование минимума декораций и совсем небольшого числа актеров. После долгих поисков Ромм остановился на рассказе Мопассана «Пышка». Чтобы сделать игру актеров более выразительной, он снял всю картину на крупных планах.

Вначале картину приняли без энтузиазма, но все-таки показали ее приехавшему в СССР известному французскому писателю Ромену Роллану. Тот пришел в восторг и сказал, что Ромм очень живо воссоздал французский быт.

Стилистика немого кино преобладала и в следующей его работе - картине «Тринадцать», в которой рассказывалось о подвиге тринадцати красноармейцев. На ее съемках режиссер познакомился с актрисой Е. Кузьминой, и они вскоре поженились. В этом фильме Ромм продолжил свои режиссерские поиски, но произошло то, чего он никак не ожидал: после выхода картины его стали упрекать в... натурализме. Благодаря блестящей работе оператора Б. Волчека зритель почти физически ощущал напряжение боя. Но именно это не понравилось любителям романтизации, одним из приверженцев которой выступал писатель Вс. Вишневский. Однако зрители с восторгом приняли картину, по-своему разрешив этот спор.

В середине тридцатых годов Ромм начал готовиться к новой большой работе - постановке картины о герое Гражданской войны. Однако резкое изменение политической ситуации заставило его отказаться от завершения

сценария, написанного вместе с поэтом В. Гусевым. Не повезло и следующей картине - экранизации «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. Сценарий был утвержден, композитор С. Прокофьев начал писать музыку, но картину так и не осуществили.

Вместо этого Ромму поручили снимать картину о событиях Октябрьской революции. Фильм надо было завершить к ее двадцатой годовщине. И сценарий, автором которого был А. Каплер, и состав исполнителей утверждались в самых высоких инстанциях. В роли Ленина должен был сниматься Б. Щукин, актер театра имени Вахтангова. И Ромм блестяще справился с труднейшей задачей. Весь период съемок занял два с половиной месяца. Фильм «Ленин в Октябре» был восторженно принят зрителями и критикой, хотя сам режиссер не был удовлетворен этой работой, поскольку она была заведомо конъюнктурной.

Вторая картина дилогии - фильм «Ленин в 1918 году» - должна была стать продолжением первой. Но из сценария были исключены эпизоды, рассказывающие о восстании левых эсеров, убийстве германского посла Мирбаха, Брестском мире. От режиссера потребовали отступления от исторической правды. Картина вышла на экраны в искаженном виде. Лишь после XX съезда партии в 1956 г. Ромм получил возможность сделать ее новую редакцию.

Следующая работа режиссера была диаметрально противоположной. В фильме 1943 года «Мечта» он должен был показать, как жили в тех районах, которые были «освобождены» Красной Армией в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа в 1939 году. Вместо этого на экране возник мастерски сделанный коллективный портрет обитателей «меблирашек» (меблированных комнат) в одном из городков на окраине панской Польши. В этой картине свою лучшую роль сыграла Ф. Раневская.

Во время войны Ромм впервые пробовал сниматься в качестве актера. С. М. Эйзенштейн пригласил его в свою картину «Иван Грозный», в третьей серии которой Ромм должен был играть роль... английской королевы Елизаветы. Этот замысел так и не осуществился.

В 1945 году Михаил Ромм поставил фильм «Человек № 217» и в следующем году получил за него премию международного кинофестиваля в Канне. В 1950 году вышел его приключенческий фильм «Секретная миссия».

Хотя один из этих фильмов тяготел к жанру трагедии, а другой строился на приключенческой интриге, в них одинаково сильны были публицистические ноты. К этим работам Ромма примыкали и другие его фильмы. В 1948 году он снял картину «Русский вопрос» по пьесе К. М. Симонова. Она имела большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, удостоившись Премии мира международного кинофестиваля в Марианске-Лазне и главной премии международного кинофестиваля в Злине.

В 1956 году вышел новый фильм Ромма - политический детектив «Убийство на улице Данте». Здесь режиссер собрал настоящее созвездие актеров. Новыми красками заблистал в нем талант О. Жакова. Ромм вообще славился своим умением открывать актерские имена. Вспомним, что в этой картине впервые появился на экране М. М. Козаков.

Значительная страница в творчестве Ромма связана с дилогией об адмирале Ушакове. Однако выбор этой темы тоже не зависел от самого режиссера. Просто картина В. Пудовкина «Адмирал Нахимов» вызвала недовольство Сталина, и было решено сделать новый исторический фильм, более соответствующий духу времени. Выбор пал на режиссера Ромма и пьесу А. Штейна 1953 года «Флаг адмирала». В результате самыми удачными работами в картине стали роли исторических персонажей - Г. А. Потемкина в исполнении Б. Ливанова и Екатерины Второй в исполнении О. Жизневой. Образ же Ф. Ушакова, созданный И. Переверзевым, не вышел за пределы внешней изобразительности.

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года». Он вышел в 1962 году и получил премию международного кинофестиваля в Карлови-Вари, а в 1966 году был удостоен Государственной премии РСФСР. По определению режиссера, это произведение о молодых ученых-физиках явилось «картиной-размышлением».

Научные поиски были неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности ученого, его ответственности за судьбы людей. В картине снялись молодые актеры А. Баталов, Т. Лаврова, И. Смоктуновский.

В 1966 году Ромм поставил свой самый известный фильм - «Обыкновенный фашизм», который также был удостоен высоких наград - специальной премии Всесоюз-ного кинофестиваля и специального приза жюри кинофестиваля в Лейпциге. В документальной картине рассказывалось об истоках фашизма и тоталитаризма. Режиссер глубоко проанализировал эти явления и впервые в истории кинематографа рассмотрел их с точки зрения обычного человека.

В этом фильме советский зритель также впервые познакомился и с фашистской кинохроникой, которая была включена в картину наряду с военными архивными материалами СССР. Не менее, чем изобразительный ряд, был интересен и дикторский текст, который написал и прочитал за кадром сам режиссер.

Последний свой фильм «И все-таки я верю» («Мир сегодня») Ромм делал уже будучи смертельно больным и не закончил его. Уже после смерти мастера фильм завершили в 1976 году его друзья и коллеги М. Хуциев, Э. Климов и Г. Лавров. В нем на документальном материале поднимались вопросы о судьбах молодежи в современном мире.

Кроме работы над фильмами, Ромм много внимания уделял воспитанию молодых режиссеров. С 1949 года он преподавал во ВГИКе и в 1958 году получил звание профессора. Среди его учеников можно назвать таких выдающихся кинематографистов, как Т. Абуладзе, В. Басов, Г. Чухрай, В. Шукшин, Г. Данелия, И. Таланкин, Р. Чхеидзе, А. Митта, А. Михалков-Кончаловский, Н. Михалков.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса