Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Роден. Он любит и любим. Его возлюбленная с ним, и холодность теряет мрамор. История одного «Поцелуя»: кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры Молчание великих статуй хранит множество секретов

Огюст Роден «Поцелуй»

Огюст Роден
          "Поцелуй"

Не было и не будет мастера,
способного вложить в глину, бронзу и мрамор
порыв плоти более проникновенно и напряженно,
чем это сделал Роден:»
(Э.-А. Бурдель)

Скульптура «Поцелуй» - одно из самых знаменитых и любимых произведений Огюста Родена. Глядя на прильнувших друг к другу влюбленных, трудно представить себе более выразительное воплощение темы любви. Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной пары.

В своем творчестве Роден не раз обращался к теме любви. Его группы «Убегающая любовь», «Вечная весна», «Обладание», «Вечный идол» полны гармонии и совершенства. Скульптор выполнял эти произведения в разных материалах, но особенно поэтичны они в мраморе. Благодаря своеобразной обработке камня, контуры скульптуры словно растворяются в воздухе.

В «Поцелуе» мягкая дымка окутывает тело девушки, а по мускулистому торсу юноши скользят вспышки света и тени. Это стремление Родена создать «воздушную атмосферу», игра светотеней, усиливающая эффект движения, сближают его с импрессионистами. Новаторский характер произведений Родена вызывал негодование широкой публики. Когда в 1878 г. скульптор выставил свою первую значительную работу «Бронзовый век», его обвинили в том, что статуя юноши - не что иное, как слепок с натуры, настолько живой она казалась.

Родену пришлось представить документы, фотографии и свидетельства друзей, чтобы доказать абсурдность таких обвинений. Именно с этой скульптуры начались споры вокруг творчества художника, которые сопровождали каждую новую работу. Острую полемику вызвали «Мыслитель», «Граждане Кале», памятники Бальзаку и Гюго.

И все же благодаря поддержке влиятельных друзей, Роден стал получать официальные заказы. В 1880 г. ему было поручено создать монументальные бронзовые двери для Музея декоративных искусств, который предполагалось построить напротив сада Тюильри. Художник сам предложил тему для этого грандиозного проекта, она была навеяна образами «Божественной комедии» Данте. Отсюда и название дверей - «Врата ада».

Однако в ходе работы над «Вратами» скульптор ввел туда образы, связанные с творчеством своего самого любимого поэта Шарля Бодлера, сборник которого «Цветы зла» он иллюстрировал. Эта работа, над которой скульптор трудился всю жизнь, так и не была завершена. Только спустя пятьдесят лет после ее начала и через восемь лет после смерти скульптора в 1917 году «Врата» были отлиты в бронзе. Тем не менее, многие образы этой композиции стали жить самостоятельной жизнью. Так появились «Мыслитель», «Уголино», «Блудный сын» и другие шедевры.

«Поцелуй»

«Поцелуй» тоже был задуман для «Врат», но в окончательный вариант не вошел.
Моделью для «Поцелуя» послужила возлюбленная Родена Камилла Клодель.

Благородная внешность Камиллы, ее изящество и элегантность поразили художника. Несмотря на разницу в возрасте (более двадцати лет) они буквально с первой встречи почувствовали взаимное влечение и духовную близость

Эта красивая и умная девушка из хорошей семьи мечтала стать скульптором. К Родену ее привел скульптор Альфред Буше, у которого она брала уроки ваяния. Их роман был очень эмоциональным и страстным. Несколько лет Камилла была возлюбленной Родена, хотя он не прекращал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866 года. В 1885 г. Роден взял Клодель помощницей в свою мастерскую, но она создавала и собственные работы, свидетельствующие о ее несомненном таланте.


Именно в годы их близости появляются многочисленные группы страстных любовников. Но с годами отношения Родена и Клодель начинают омрачать ссоры. Камилла понимает, что Огюст не покинет ради нее Роз, и это отравляет ей жизнь. После их разрыва в 1898 году Роден продолжает способствовать карьере Клодель, видя ее талант.

Однако роль «протеже Родена» была ей неприятна, и она отказывается от его помощи. К сожалению, многие работы Камиллы Клодель были утрачены за годы ее болезни, но сохранившиеся доказывают, что прав был Роден, говоря:     «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».

Татьяна Балановская, искусствовед,
заведующая отделом Востока Музея западного и восточного искусства

И представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота «Врата ада», заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

Огюст Роден
Поцелуй . 1882
Франческа да Римини
Мрамор. 181,5 × 112,5 см
Музей Родена
Медиафайлы на Викискладе

Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден.

История

Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини , в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста , Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры , они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser ) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они - равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Малые варианты

При создании больших скульптур Роден нанимал помощников, делавших уменьшенные версии скульптуры из более лёгкого в обработке, нежели мрамор, материала. Когда эти версии были закончены, Роден добавлял последние штрихи к крупной версии статуи.

Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Большие мраморные скульптуры

Заказ для Франции

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне . Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду , а в 1918 г. была размещена в Музее Родена , где пребывает и поныне.

Заказ Уоррена

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев Поцелуй на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет. Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место - из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена. Постоянное место размещения скульптуры - Тэйт Модерн, хотя в 2007 г. её привозили в Ливерпуль, где ей отвели почётное место на праздновании 800-летия города, а также объявления Ливерпуля европейской культурной столицей в 2008 г. В данный момент (март 2012) одолжена музеем современного искусства Тёрнера в Кенте.

Заказ Якобсена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене . Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеки Карлсберга , открытой в 1906 г.

Каждому бывалому туристу хорошо известно, что в европейских странах существуют кладбища, на которых некоторые надгробия охраняются государством как ценное историческое наследие. Поэтому такие надгробные памятники являются одними из главных достопримечательностей любой европейской страны. Почти каждое городское кладбище в Европе представляет собой музей под открытым небом, наполненный скульптурами работы великих мастеров. Одним из таких является самое первое кладбище Побленоу, располагавшееся в былые времена за пределами окружавших Барселону крепостных стен. Это новое место для усопших горожан было открыто в 1775 году и освящено епископом Барселоны.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Наполеоновские войска в 1813 году полностью разрушили это кладбище, и только после окончания войны в 1819 году его удалось восстановить. Кладбище отстроили в неоклассическом стиле по проекту итальянского архитектора Антонио Гинези.

Считается, что смерть всех уравнивает, но это утверждение мало касается кладбища Побленоу. Изначально его территория была разделена на две зоны. В одной части хоронили бедняков, используя для их бренных тел бетонные ниши, а в другой — покоились состоятельные жители Барселоны с фамильными склепами. Могилы усопших богачей украшали надгробия и статуи, над которыми трудились лучшие мастера и скульпторы того времени.

С ростом населения в Барселоне возникла потребность расширить границы кладбища, и в 1849 году городские власти производят на его территории ряд работ, связанных с модификацией и увеличением площади. Реконструкция не затронула внешнего облика старых надгробий и склепов, отражающих архитектурные стили разных периодов. Благодаря бережному отношению к прошлому, на кладбище Побленоу сохранились памятники, представляющие собой настоящие произведения искусства готического стиля и ренессанса.

История памятника Поцелуй Смерти

Одним из таких памятников является знаменитый «Поцелуй Смерти», установленный у надгробия единственного сына испанского мануфактурщика Жозепа Ллаудета Солера. От чего умер юноша в столь раннем возрасте, никто уже не знает. Кое-кто утверждает, что тайна смерти молодого человека вызвана «дурной болезнью», связанной с распутным образом жизни богатого молодого повесы. Возможно, из-за этого его могила находится в самом укромном месте кладбища.

Убитый горем отец никак не мог смириться с непоправимой утратой. Чтобы увековечить образ сына, он обратился к лучшему скульптору Испании. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, кто же создал этот мистический памятник. Одни считают «Поцелуй Смерти» творением рук Жоана Фонберната, а другие доказывают, что это произведение искусства создано Жаумом Барба. Сохранились сведения о том, что безутешный отец, увидев готовый памятник, не мог прийти в себя от избытка нахлынувших на него противоречивых чувств, и просидел у могилы сына около трех суток. После этого он не смог найти в себе силы вновь проведать своего усопшего отпрыска и никогда больше не приходил к его могиле.

Описание скульптуры

Эта скульптура действительно вызывает бурю эмоций, связанных с ужасом, какой-то нелепой нежностью и непонятным состоянием экстаза. Смешанные чувства вызывает юноша с крепким мускулистым телом и прильнувшая к нему костлявая окрыленная фигура Смерти. Создается впечатление, что молодой мужчина добровольно отдается желанию костлявой любовницы. Он бессильно опустил руки вдоль туловища, покорно запрокинув голову, всем своим видом демонстрируя полное отсутствие воли и нежелание сопротивляться смерти как таковой. Возможно скульптор пытался передать настроения какой-то части молодежи того времени, которая, имея все, не видела смысла в своей собственной жизни.

Образ ужасной смерти в этой скульптуре выглядит совершенно нетрадиционно. Смерть нежно касается виска юноши, осторожно поддерживая его тело костлявыми руками. Она не впилась в него хищно и безжалостно, как это обычно изображают художники. Здесь все наоборот. Даже крылья Смерть использует для защиты юноши, нежно ограждая его от всего, что окружает молодого человека.

Образ смерти

Фигуру Смерти и юноши можно толковать по-разному. Образ Смерти может выглядеть и коварно. Подлая костлявая властительница загробного мира исподволь подкралась к юноше и вместе с поцелуем забирает у него молодость и силу. Не случайно молодой человек в изнеможении опустился на колени. Смерть наклонилась над ним, чтобы он уже никогда не смог подняться.

Эпитафия на надгробии усопшего юноши в какой-то мере отображает безысходность того момента, когда человек попадает в объятия смерти. Каждый, кому доведется побывать у этой скульптуры, сможет прочитать на могиле о том, что юное сердце молодого человека навсегда перестало биться, а кровь перестала течь по его венам. Силы его оставили и он всецело стал принадлежать Смерти.

Есть мнение, что именно благодаря этой своеобразной скульптуре на экраны вышел мистический фильм «Седьмая печать». Идея его создания появилась у кинорежиссера Бергмана как раз после того, как он побывал в Барселоне на кладбище Побленоу и увидел легендарный «Поцелуй Смерти».

Эта удивительная скульптура таит в себе мистику, и многие верят, что прикоснувшись к ней, можно ощутить легкое покалывание как от электричества.

Среди прекрасных соборов, шумных узких улочек старого города и знаменитого футбольного клуба в Барселоне есть места тихие и укромные, хранящие прекрасные произведения мастеров там, где господствует вечный покой. Возможно, прекрасные скульптуры, возвышающиеся над надгробиями усопших жителей Барселоны, являются отображением главного смысла быстротечности жизни. То есть, каждому живущему на Земле необходимо помнить, что его ждет та же участь, а значит нужно ценить каждый прожитый миг.

Поцелуй ( французский : Le Baiser ) является +1882 мраморной скульптуры французского скульптора Огюста Родена . Обнимая обнаженного пара изображена в скульптуре появились первоначально в составе группы рельефов , украшающих монументальный Родена бронзовый портал Врата Ада , заказанный для планируемого музея искусства в Париже . Супруги были впоследствии удалены из Gates и заменена другой парой любителейрасположенных на меньшем правой колонке.

Фон

Скульптура, Поцелуй был первоначально под названием Франческа да Римини , как это изображает итальянский дворянки 13-го века, увековеченный в Dante «s Inferno (Круг 2, Канто 5) , который влюбляется в ее муж Джованни Малатеста » младшего брата с Паоло . Полюбив, читая историю Ланселота и Гуиневер , пара обнаружена и убита мужем Франчески. В скульптуре, книгу можно увидеть в руках Паоло. Губы влюбленных на самом деле не трогать в скульптуре, предполагая, что они были прерваны, и встретили свою кончину без их губ никогда не коснувшись.

Когда критики впервые увидели скульптуру в 1887 году, они предложили менее специфичное название Le Baiser (Поцелуй ).

Родины отметили, что его подход к Ваяющим женщинам дани уважения к ним и их органам, а не просто подчиняться мужчинам, но в качестве полноправных партнеров в пыле. Последующий эротизм в скульптуре сделал это спорно. Бронзовая версия Поцелуя (74 сантиметров (29 в) высокие) была направлена для показа на 1893 колумбийской выставке мира в Чикаго . Скульптуры считается неподходящим для общего дисплея и отнесены к внутренней камере с допущением только путем личного применения.

Малые версии

Метод Родена изготовления крупных скульптур было нанять помощника скульпторы копировать меньшую модель, выполненную из материала, который было легче работать, чем мрамор. После того, как они закончили, сам Роден бы поставил штрихи к большей версии.

Перед созданием мраморных версий Поцелуя , Родины произвели несколько небольших скульптур в штукатурке , терракоте и бронзе.

Большие мраморные резные фигурки

Французская комиссия

В 1888 году французское правительство заказало первую крупномасштабную мраморную версию Поцелуй от Родена в 1889 году Всемирной выставке , но она была общедоступна в первый раз в Салон - де - ла Société Nationale изящных искусств в 1898. Это было настолько популярный, что компания Barbedienne предложила Родины контракт на производство ограниченного числа мелких экземпляров в бронзе. В 1900 году статуя была перенесена в Музей дю Люксембург , прежде чем принимать его текущее местоположение, в музее Родена в 1918 году.

Комиссия Уоррена

В 1900 году Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррен , эксцентричный американский коллекционер, который жил в Льюисе в Сассекс , Англия , со своей коллекцией греческих древностей и его возлюбленной Джона Маршалла. После просмотра Поцелуй в Салон - де - Париж, художник Ротенштейн рекомендовал его Уоррен в качестве возможной покупки, но Поцелуй был заказан французским правительством и не был доступен для продажи. На его месте, Родины предложили сделать копию и Уоррен предложил половину своей первоначальной цены (10000 франков, вместо 20000), но Родно не снизят цену. Договор комиссии включено, что «гениталии человека должны быть полными.» В предыдущем письме разъяснено, что «будучи язычником и любитель древностей», Уоррен надеялся, что гениталии мужчины будут скульптурные видное место в классической греческой традиции , а не скромно скрыты.

Когда скульптура прибыл в Льюисе в 1904 году Уоррен поместил его в конюшне в задней части своего дома, Льюисе дома, на школе - Хилл, где он оставался в течение десяти лет. Неизвестно, было ли выбрано это место из - за большой размер скульптуры или потому, что он не оправдал ожидания Уоррена. В 1914 году скульптура был отдан в аренду в Льюисе городского совета и выставили на всеобщее обозрение в Ратуше. Ряд пуританских местных жителей, во главе с директрисой мисс Фаулером-Таттом, возражал против эротического характера скульптуры. Они были особенно обеспокоены тем, что она могла бы поощрять пыл большого числа солдат, расквартированные в городе в то время, и успешно провели кампанию, чтобы иметь скульптуру завернута и экранированные из поля зрения общественности. Он был возвращен к месту жительства Уоррена в Льюисе доме в 1917 году, где он оставался хранящегося в стабильной в течение 12 лет, вплоть до смерти Уоррена в 1928. выгодоприобретателя воли Уоррен, Г. Asa Томас, поставил скульптуру на продажу с Gorringes, местные аукционистам, но он не выполнил его резервной цены и был снят с продажи. Через несколько лет он был отдан в аренду в галерее Тейт в Лондоне . В 1955 году Тейт купил скульптуру для нации стоимостью £ 7500. В 1999 году в период с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюисе в рамках выставки произведений Родена. Его регулярное дом теперь Tate Modern - однако, в сентябре 2007 года работа была передана в Тейт Ливерпуль, Альберт Док , где предполагается почётное место на время празднования окружающих как 8 - е столетие этого города и столицы Европы Ливерпуля культуры статус в 2008 году был на правах аренды в Auckland Art Gallery Toi O Тамаки в Окленде, Новая Зеландия до 16 июля 2017.

комиссия Якобсена

Третья копия была введена в эксплуатацию в 1900 году Карл Якобсен за его проектируемого музея в Копенгагене , Дания . Копия была сделана в 1903 году и стал частью первоначальной коллекции Ny Carlsberg Glyptotek , который был открыт в 1906 году.

Другие версии

Три большие версии мрамора были выставлены вместе в музее Орсэ в 1995 году Четвертый экземпляр, около 182,9 сантиметров (72,0 дюйма) в высоту - по сравнению с 181,5 см (71,5 дюйма) для копии в Париже - была сделана после смерти Родена скульптора Анри Леоном Greber для музея Родена в Филадельфии . Гипсе можно найти в Museo Nacional де изящных искусств в Буэнос - Айресе.

А большое количество бронзовых отливок были сделаны из Поцелуя . Как сообщает Musée Rodin , что литейный Barbedienne в одиночку производства 319. Согласно французскому законодательству, опубликованному в 1978 году, только первые двенадцать можно назвать оригинальные издания.

Корнелия Паркер

Весной 2003 года художник Корнелия Паркер вмешался в Поцелуй (1886 г.) с разрешения Тейт галерея, где она была выставлена в то время, обертыванием скульптуру в миле от строки. Это была историческая ссылка на Марсель Дюшан использование «s той же длины строки для создания веб внутри галереи в 1942 г. Несмотря на то, вмешательство было одобрено в галерее, многие зрители скульптуры чувствовал наступление на оригинальные произведения искусства, побуждая дальше, неразрешенное, вмешательство, в котором строка Паркера была нарезанный Stuckist Пирса Батлер, в то время как пары стояли вокруг участия в живых поцелуях.

Популярная культура

Поцелуй , как говорят, было влияние на песню "Turn Of The Century", найденный на выпуске "1977

С детства мечтая стать великим художником и имея в руках лишь карандаш, Огюст Роден (1840-1917) дни напролет копировал редкие шедевры живописи из коллекции Лувра. А после часами бродил по роскошным залам, где была представлена греческая скульптура. Уже тогда в сердце юного Родена началась борьба между живописью и камнем. Время шло, средств на покупку красок ему по прежнему не хватало, и он решил поступить на работу в небольшую мастерскую декоративной скульптуры. Так отсутствие денег определило путь бунтующего гения.

Его искусство, как он сам признавался Камилю Моклеру, пришло к нему не сразу. Он дерзал медленно. Боялся. Затем, по мере того как начал познавать природу, все решительнее стал отбрасывать любые условности. Но именно в той самой мастерской ему впервые открылась – la science du modele – наука лепки. А посвятил его в это таинство некто Констан. Со слов самого Родена, Констан работал в той же мастерской, где он начал постигать скульптуру.

Однажды, видя как Роден лепит из глины капитель, украшенную листьями, Констан остановил его:

«Роден, ты не так берешься за дело. Твои листья плоски, они не кажутся живыми. Постарайся сделать так, чтобы их концы устремились к тебе, тогда получится впечатление выпуклости»

Роден последовал его совету и был поражен результатом.

«Запомни хорошенько мои слова, – продолжал Констан. – Когда ты будешь лепить, никогда не смотри на предмет как на поверхность, постарайся придать ему глубину. Смотри на поверхность только как на завершение объема, как на выпуклость, обращенную к тебе. Только так ты одолеешь науку лепки»

И с той самой минуты, Роден больше не воспринимал части тела как плоские поверхности. Теперь в каждом утолщении торса или членов, он пытался дать почувствовать присутствие мускула или кости. И со временем в его работах объем стал выстраивать линии, а не линии объем.



Сюжет, который говорит сам за себя, возбуждает воображение зрителя без всякой посторонней помощи. Но, открывая широкое поле для фантазии, он ограничивает чувства. А чтобы пробудить чувства и позволить им развиваться до бесконечности, нужен другой важный аспект скульптуры – красочность.

Во многих музейных залах, как правило, свет никуда не годится. Попробуйте включить фонарик на своем смартфоне и поднести его к торсу богини. Вы тут же увидите множество маленьких неровностей. Эти неровности создают световые переливы: блики на груди и густые тени на складках, прозрачную светотень на самых нежных частях, которая, понемногу стушевываясь, распыляется в воздухе. Она то и придает скульптуре волшебный вид живого тела. Красочность и наука лепки всегда идут рука об руку. Красочность – дар Родена-художника перешедший Родену-скульптору. Это не только, венец прекрасной лепки, пробуждающий чувства, но и инструмент способный определять развитие сюжета.

Вот две работы Родена «Поцелуй» и «Рождение весны».

Изначально это были знаменитые влюбленные, Паоло Малатеста и Франческа да Римини. Но, так как эта скульптура сильно выбивалась из группы «Врата Ада», Роден отделил её и назвал «Поцелуй». Если вы видели этот шедевр в мраморе, да еще и при талантливо выставленном свете, согласитесь, от него невозможно оторвать глаз.

Густые и мимолетные, призрачные и стремительные, глубокие и тревожные и, в то же время, слабые и умиротворенные – тени в «Поцелуе» подобны упоительным звукам флейты, арфы, или виолончели. Божественная симфония «белого и чёрного». И как в каждой симфонии все тяготеет к доминанте, так и эта палитра света и тени окутывает таинство любви.

Тень здесь придает композиции интимную камерность. Она же воплощает в себе все чувства, которые влюбленные испытывали друг к другу и могли проявлять в краткие мгновенья уединения и тишины.



В скульптуре «Рождение весны», или «Вечная весна» действует противоположный принцип. Если в «Поцелуе» динамика стремится как бы внутрь, то в «Рождении весны» вот-вот произойдёт большой взрыв, или даже серия взрывов. По сравнению с «Поцелуем», эта скульптура полностью залита светом. Разве что небольшая густая тень под мышкой у мужчины бурно набирает плотность, чтобы снова раздался взрыв. «Рождение весны» – как восходящее солнце, тепло которого струится повсюду. Она будто дышит счастьем. Уже в следующее мгновение в воображении слышатся первые раскаты весеннего грома, пение птиц; разносится запах свежей травы и цветов. А потом легкий дождь, за которым вновь по небу разливается солнечный свет.



Огюст Роден шел в авангарде французского искусства конца XIX начала XX века и, разумеется, подвергался самой жестокой критике. Но именно он установил прочный союз явного и тайного – науки лепки и красочности, – где первая поражала воображение, а вторая пробуждала чувства, раскрывая художественный замысел автора великих произведений.

Особое место в его работах занимали женские фигуры. Они воспевают счастье любви и красоту обнаженного тела. Нередко мы угадываем среди них одну и ту же модель. Мы узнаем ее по изысканности форм, благородству пропорций и линий, грации и изяществу движений. Это – Камилла Клодель. Это ее обнаженное тело украшает заголовок данной статьи. Она была ученицей, музой и любовницей Родена с тех пор, как 1883 году переступила порог его дома. Но как и все женщины, любившие его, заплатила очень дорогую цену. Впрочем, об этом я расскажу вам уже в следующей статье.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса