Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рисуем людей. Добавляю световых эффектов. Рефлекс от блика

Большинство художественных школ и курсов по рисованию в первую очередь учат, как рисовать тени. Построение и рисование таких примитивных фигур, как цилиндр, шар, конус, куб - это довольно утомительное и неинтересное дело. Однако именно подобные задания являются первым шагом к пониманию формы и объема геометрической формы, а также к умению изображать ее темные и светлые стороны - то есть, к умению рисовать тени карандашом поэтапно. В дальнейшей художественной практике умение правильно чувствовать темные и светлые стороны будет хорошим подспорьем в любом рисунке.

Если вы хотите сделать этюд наглядным и реалистичным, вам необходимо придать ему объем. В этой статье мы расскажем, как правильно рисовать тени карандашом.

Свет и тень

Рисунки должны быть реалистичными и радовать глаз. Поэтому необходимо правильно сочетать в них свет и тень. Это придаст рисункам контрастности, глубины и ощущения движения. тени, чтобы рисунки выглядели более живыми, привлекательными и интересными?

Немного теории

Вы когда-нибудь задумывались о том, что позволяет нам видеть форму предметов? Откроем секрет: это столкновение света и тени. Если мы положим предмет на стол в комнате без окон и выключим свет, то никакой формы мы не увидим. Если же осветить предмет очень яркой лампой или прожектором, то его форму мы, опять же, не увидим. Ее позволяет видеть только свет, который сталкивается с тенью.

Ни свет, ни тень не ложатся на предметы как попало. Существуют определенные закономерности. Они позволяют предположить, как на предмете, на его формах, будет располагаться свет, а где начнется тень. И рисующему человеку необходимо знать эти закономерности.

Элементы светотени

В рисовании различают следующие элементы светотени: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс и падающая тень. Рассмотрим каждый из них по порядку.

Бликом называют пятно света, которое располагается на выпуклой или плоской глянцевой поверхности и получается из-за сильной освещенности объекта.

Свет - это поверхности объекта, которые ярко освещены.

Полутенью называется слабая тень. Она возникает, если предмет освещается не одним, а несколькими источниками света. Кроме того, она образуется на поверхностях, которые обращены под небольшим углом к источнику света.

Тень - это те участки предмета, которые освещены слабо. Падающей тенью называется та, которую предмет отбрасывает на плоскость, на которой стоит. А собственной - та, которая находится на неосвещенной его стороне.

Рефлексом называется слабое световое пятно, которое находится в области тени. Оно образуется лучами, которые отражаются от других объектов, находящихся рядом.

Изображение этих световых градаций и позволяет художнику наглядно изобразить на листе форму предмета, передать его объем и степень освещенности.

А работают ли эти правила для компьютерной графики?

Да. Компьютерная графика - это то же самое рисование. Поэтому то, как рисовать тени в САИ или "Фотошопе", нисколько не отличается от изображения их на бумаге. Вся теория и все правила, которые работают для изображения на холсте или бумаге, действенны и для компьютера.

Шаг 1: выбор правильных материалов

Как рисовать тени карандашом? В первую очередь необходимо выбрать правильный карандаш. Разумеется, можно рисовать тени и углем, и сангиной, и гуашью, и акрилом. Но на первых порах лучше ограничиться карандашом.

Для теней используются специальные карандаши для рисования. Они продаются в наборах. Бюджетный вариант можно найти в любом канцелярском магазине. Существует и специальная бумага для рисования: лучше выбирать более плотную и жесткую.

Существует много разновидностей карандашей для рисования. Есть с мягким (М, 2М, 3М, …, 8М, 9М) грифелем, а есть с твердым (Т, 2Т, 3Т, …, 8Т, 9Т). В наборах зарубежных фирм-производителей М заменяется на B, а Т - на H.

Для изображения теней вам будет достаточно набора из 3Т, 2Т, Т, ТМ, М, 2М и 3М. Для изображения света лучше использовать твердые карандаши, а для тени - мягкие. Так рисунок будет выглядеть естественнее и его проще будет нарисовать.

Поговорим о бумаге. Для рисования не подойдут слишком гладкие листы, те, на которых мы печатаем. Не стоит использовать и слишком жесткую бумагу. На ней будет сложно рисовать тени. Лучше всего использовать специальные листы для рисования, которые продаются в папке в канцелярских магазинах. Как правильно рисовать тени? В первую очередь приобрести правильные материалы.

Шаг второй: линейный набросок

Как рисовать тени на рисунке? В первую очередь сделайте линейный набросок того, что вы хотите нарисовать. Желательно сделать это с натуры, но можно использовать и фотографию объекта. Самое главное, чтобы объект, который вы выбрали, был неподвижен. В этом случае у вас будет много времени на то, чтобы его зарисовать.

Внимательно приглядитесь к домашней обстановке. Вы можете нарисовать цветы, часы, кухонные принадлежности, предметы одежды. Все это является отличными объектами для зарисовки.

Если же вы используете фотографию, то лучше распечатать ее в черно-белой гамме. Так у вас получится точнее изобразить контур и тени.

Шаг 3: ахроматические цвета

Как рисовать тени? При работе с карандашом в вашем распоряжении все Они начинаются с белого и заканчиваются черным, имея в середине несколько оттенков серого.

Как создать ахроматическую шкалу? Нарисуйте прямоугольник: это можно сделать на отдельном листе бумаге или же в углу вашего рисунка. Разделите этот прямоугольник на пять равных частей (можно больше, но для начала достаточно будет 5), после чего пронумеруйте их.

Самый первый квадрат будет белым, а последний - черным. Части между ними нужно закрасить тремя разными оттенками серого, разделив их по тону. В результате у вас появиться нечто вроде палитры вашего карандаша: первый прямоугольник белый, второй - светло-серый, третий - средне-серый, четвертый - темно-серый и последний - самый темный тон, который может дать карандаш.

Шаг 4: теория о тенях

Как нарисовать тени? Для этого необходимо понять их природу.

Найдите основной источник света. Пронаблюдайте, что самые светлые часто находятся ближе всего к свету, темные - дальше, а тени падают против него. Особое внимание следует уделить отражениям, так как они могут быть наиболее ярким местом выбранного для рисования объекта.

Шаг 5: выбор способа штриховки

Как нарисовать тени? С помощью штриховки. Она накладывается поверх

Выберите способ, которым вы будете штриховать набросок, в зависимости от самого объекта, источника света и Видов штрихования теней много, и самыми популярными из них являются прямая, круговая и крестовая.

Прямой называется рисование множества параллельных линий максимально близко друг к другу. Этот способ отлично подойдет для объектов без текстуры и для рисования волос.

Для круговой штриховки необходимо рисовать много мелких кругов. С помощью этой штриховки можно создать интересую текстуру, разбрасывая круги и дополняя их линиями. Кроме того, можно нагляднее показать плотность объекта, который изображаете, располагая круги близко друг к другу.

Тонированные объекта с помощью рисования пересекающихся линий - это крестовая штриховка. Этот способ отлично подходит для придания глубины рисунку.

Шаг 6: проба пера

Попробуйте сделать тени. Так как ваш рисунок еще на начальном этапе, не следует делать их слишком темными. Так вы без труда сможете их стереть, если это будет необходимо. Рисуйте, постепенно заполняя те места, которые надо, а самые светлые места оставляйте белыми.

В процессе рисования сравнивайте работу с объектом или его фотографией, чтобы быть уверенным, что вы наносите тени в правильном месте.

Шаг 7: терпение и поэтапная работа

Добавляйте тени в несколько слоев. Их необходимо постепенно затемнять, накладывая слой за слоем. Между темными и светлыми местами должен быть ощутимый контраст. Не забывайте использовать ахроматическую шкалу: рисунок не должен быть в одинаково серых тонах.

Спешить не нужно. Процесс штриховки теней напоминает проявление черно-белой пленки: он должен происходить постепенно. Терпение - ваш ключ у успеху и красивым рисункам.

Чем больше вы углубляете тени на рисунке, тем менее заметными будут становиться его контуры. И это правильно, ведь в настоящей жизни почти ничего не имеет черного контура. То же самое должно найти отражение и в вашем рисунке.

Шаг 8: растушевка теней

Теперь растушуйте тени на вашем рисунке. Необходимо сделать их более реалистичными и плавными. Нужно контролировать нажим, чтобы он был не слишком сильным и слишком слабым. Растушевывайте до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом.

Если у вас нет растушевки, можно пользоваться небольшим кусочком бумаги. Ластик поможет вам высветлить те места, которые вы замазали случайно. Это может быть блик, или контур, который не полностью скрылся под слоем штриховки.

Главное, помните, что большинство рисующих людей, в том числе и самые известные художники, на начальном этапе творческого пути допускали ошибки.

  • Между вашей рукой и бумагой, на которой вы рисуете, можно положить чистый лист бумаги для печати: так вы избежите пятен на рисунке.
  • Чтобы не пачкать набросок и корректировать ошибки, лучше использовать виниловую стирательную резинку. Ластики из этого материала не портят бумагу и хорошо стирают следы карандаша.
  • Не используйте палец, чтобы растушевать штриховку.
  • Чтобы разница между светом и тенью была более заметна, необходимо использовать хорошее освещение.
  • Карандаш лучше держать под меньшим углом к плоскости бумаги, чтобы рисовать стороной грифеля, а не его кончиком. Так тени получатся более натуральными.
+124

Как нарисовать блик на предмете в фотошопе — это всегда актуальный вопрос. Для того, чтобы правильно нарисовать блик — надо изучать теорию образования светотеней в рисовании, её я поднимать не буду, а урок посвящу технической части — допустив, что вы имеете представление, где должен быть блик, но не знаете, каким он должен быть и как его нарисовать лучше.

Но прежде, чем перейти к практике, все-таки немного теории.

Что, собственно говоря, такое блик? Условно можно сказать, что блик- это самое яркое место отражения светового источника от предмета .
Каким он будет, зависит от материала самого предмета: если у его гладкая полированная поверхность, от которого отражается свет, блик должен быть ярким, его форма повторяет контуры предмета, причем, на более острых углах свет отражается сильнее.
На менее гладких поверхностях блики более тусклые, шершавые поверхности рассеивают свет. Это надо помнить, прежде, чем накладывать блик.

Картинка с сайта рендер.ру достаточно наглядно демонстрирует тип блика в зависимости от поверхности, на которую он падает.
(для просмотра картинки в полном размере кликните на нем)

Для появления блика предмет должен быть ярко освещен и на него должны падать прямые лучи.

Как определить бликующее место?

Если вы рисуете изображение с нуля, надо выбрать источник света и от его расположения определять блики. Если вы работаете с картинкой и не меняете источник света, выбирайте самые светлые места на изображении-оригинале и переносите на свое.

НО! Зачастую попадаются работы, на которых наложены блики, которых вроде не должно быть (типа бликующих шин у автомобилей). Ты смотришь на такое, знаешь, что блика, по крайней мере, такого яркого, здесь не должно быть, но, блин, смотрится-то классно!

Вот вам и самый главный вывод: правила для того и существуют, чтобы их нарушать, главное не перестараться.
Привожу подборку из нескольких типов бликов-часть из них-нарисованная, часть-реальная.

Переходим к технической части.

Всегда помните о том, что блики надо накладывать на готовое изображение.

1. Подготовка файла к наложению бликов

Сначала провожу все операции по ретуши и композиционировании сцены: у меня есть вырезанное фото стеклянного флакона с металлическим колпачком. Рисую предмету отражение (как это сделать, читайте в уроке Рисуем отражение в фотошопе) и разбиваю фон на угольники, поддерживая углы на флаконе. На исходнике присутствуют блики, но мне они кажутся невыразительными, поэтому мне надо акцентировать их.

2. Определяю местоположение бликов

Как я говорила выше, при рисовании с исходника-это самые светлые места на изображении — на картинке отмечены областью.


3. Акцентирую свет на предмете

Отмеченные области заливаю белым цветом, немного размываю по Гауссу, меняю режим наложения на «Яркий свет» (Vivid Light) и уменьшаю заливку до 40−60%. Светлые участки стали ярче, а вокруг световых пятен появился небольшой светящийся ореол. Стираю его в местах, где свечение мне не нужно-это края кольца крышки, в том месте свет будет идти по самому кольцу.
Однопиксельной твердой кистью на новом слое прорисовываю блики по краям предмета.


4. Свечение бликов

На новом слое мягкой кистью белого цвета в предполагаемых местах самых ярких бликов рисую небольшие точки (на рисунке, для наглядности, отмечены красным), добавляю немонохромного шума (Фильтр-Добавить шум) и дублирую слой (Ctrl+E).
Один дубль размываю в движении (Motion Blur) под углом (Angle) 30−60 градусов (степень смещения выбираю на глаз), второй размываю в движении в направлении противоположном первому и с меньшей степенью смещения. Поучилось подобие звездочки в месте наиболее ярких бликов. Объединяю эти слои и меняю режим наложения на «Экран» (Screen), заливка 60−80%.

5. Твердой кистью белого цвета еще раз прохожусь по местам самого яркого свечения и инструментом «Палец» размазываю края. Меняю режим наложения на «Перекрытие» (Overlay), заливка 30−60%. Дублирую слой, размываю по Гауссу.

6. Добавляю световых эффектов

1. На самом предмете — вспышка:
Нахожу подходящую вспышку на черном фоне, меняю режим наложения на «Экран» (Screen), и перемещаю в необходимое мне место. По желанию, можно добавить еще одну.

Теперь мне не нравится цвет фона, меняю его на фиолетовый.

Нахожу картинку с интересным световым эффектом и помещаю ее над предметом. Меняю режим наложения на «Экран» (Screen) и мягким ластиком затираю края, чтобы не было видно резкой границы перехода между картинкой со свечением и фоном. Добавляю отражение от искр.

Добавляю еще световых эффектов, опять-таки — не забываем про отражение.


7. Рефлексы

Поскольку предмет освещен цветными лучами, на него надо добавить рефлексы от лучей. Дублирую слой, нарисованный в п. 5 и применяю к нему стиль слоя с параметрами:

8. Можно еще добавить света фону и на этом остановиться.

Наложение различных световых эффектов позволяет добиться результата, кардинально отличающегося от исходника, причем, никто не ограничивает свободу творчества.

Это очень старая, но до сих пор актуальная статья о спецэффектах освещения.

Если опустить детали, блик в виде зведочки, полосы или засвета - это оптический эффект, который изначально возник из-за недостатков оптических устройств. Поскольку ничего с этим нельзя было поделать, блик стал художественным приемом. К нему настолько привыкли, что фотографии без бликов в привычном месте теперь воспринимаются ненатурально.

Кроме того, блики появляются в поле нашего зрения, когда мы щуримся, глядя на яркие объекты. Природа этого явления немного иная, но раз уж начали, то будем говорить обо всем вместе.

Если вы хотите знать больше о физике бликов и сходных эффектов, обследуйте Википедию на предмет дифракции, дифракционной решетки, рефракции, интерференции и прочего, там масса полезного для техдизайнера.

Подготовка

Начинать накладывать блики можно только после того, как рисование объекта окончено. Чтобы получилось хорошо, нужно привести исходник к уверенно-качественному виду, на что в среднем уходит 30-300 минут.

Важное правило: на картинках плохого качества блики всегда будут выглядеть отвратно. Если вам приходилось ломать голову над тем, почему свечение идеального исполнения выглядит как жалкий клипарт - вот он ответ.

Для наложения бликов картинка должна быть максимально возможного качества.

Чтобы получить качественный блик, нужно уметь ответить на два вопроса:

  1. Где он будет находиться?
  2. Как он будет выглядеть?

Если с формой блика все просто, то с его местонахождением у большей части техдизайнеров дела обстоят неважно. Самый простой способ узнать, где он будет - посмотреть на исходник и найти на нем самое яркое место. В качестве упражнения на дом предлагаю отправиться в любой интернет-магазин хромированных брелков , скачать десяток картинок и поискать на них места, где блики будут смотреться удачнее всего. Вполне хватит такого уровня прорисовки:

Если на исходнике такого места нет, стоит либо еще раз подумать «А оно мне надо?», либо с помощью уровней, кривых или контрастов сделать такое место (причем, постараться сделать его естественным).

Фактически, блики появляются в тех местах, в которых свет от источника отражается от предмета. Я набираю этот текст на трассе в яркий солнечный день. Самые яркие места на проезжающих машинах - стойки лобового стекла, углы багажника, бампера - те места, где изгиб у металла небольшого радиуса. Оно и понятно: чем острее угол, тем он больше всего отражает, поэтому вероятность возникновения блика именно там выше.

линк

Минимальное системное требование образования бликов: на предмет должен светить прямой и достаточно яркий свет. Отсюда следует, что в тени, полутени и при мягком освещении их быть не должно.

Есть материалы, которые бликуют - стекло, полированный металл, некоторые виды пластмассы, и есть те, которые рассеивают или поглощают свет - разнообразные ткани, резина или песок. Обычно если материал пускает солнечные зайчики, это признак того, что и бликовать он тоже будет.

Для продвинутых пользователей: придание одним предметам других свойств нередко выглядит глючно, но здорово. Если сделать блестящую резину, ткань или древесину никто не будет возражать.

Важное правило: блик должен быть уместным.

Форма блика полностью зависит от оптического устройства и фантазии техдизайнера. Он может быть похож на что-то, представлять собой микс нескольких обычных эффектов или не быть похожим ни на что. Тем не менее, удачные результаты обладают несколькими сходными свойствами. Проще всего воспринимать блик как точечный источник света. Это значит, что:

  1. Он ярче всего в центре и становится менее интенсивным по краям.
  2. При этом получается, что он как бы окружен светящимся ореолом.
  3. Иногда от него расходятся лучи.

Я думал устроить разбор по каждому пункту списка, но понял, что полезнее дать вам возможность моделировать лучшие примеры.

Один мой знакомый сделал нарезку бликов и свечений из разных дизайнов - сайтов, флэш-роликов, печатной рекламы и видео. Каждый из этих бликов можно смоделировать или замиксовать с другими (что даст еще лучший результат). Пользуйтесь.

Предлагаю вашему вниманию короткий и познавательный урок, который поможет вам в дальнейшем рисовать и писать предметы из стекла. Сегодня мы начнем разбираться в том, что такого особенного нужно знать, когда рисуешь например стакан или стеклянную вазу. Как наполнить эту вазу водой, а потом и стеблями цветов.

Самые простые правила изображения стекла вы узнаете из этой статьи и короткого видео-ролика. Возможно, после просмотра Вы сможете имеющимися под рукой красками, пастелью или карандашами изобразить вазу с любимыми цветами.

Такая картина или рисунок принесет большое удовольствие вам и будет вполне уместна в качестве подарка к 8 марта:).

Итак начнем разбираться:

Цвет стекла

Естественно, стекло бывает самых разных цветов и оттенков, но мы начнем из прозрачного и бесцветного стекла, что бы не запутаться.

Стекло прозрачное — а значит приобретает цвет окружающей среды.

Если стакан стоит на голубом фоне - значит и подложка, в любой из техник (масло, акрил, карандаш, гуашь) будет голубой. А если точнее наверное более темного цвета чем фон, чем цвет окружающей среды.

Как нарисовать яркие гвоздики

Примеры цвета стекла на картинах

На синем фоне ваза синяя

Цвет стекла такой-же как цвет фона (Alexander Adriaenssen 17век)

Как сделать непрозрачный сосуд стеклянным?

Если говорить просто, не углубляясь в физику и рассуждения о высокой живописи то есть несколько простых вещей, которые нужно понимать и использовать:

Определяем где источник света, ставим блик

Зная откуда исходит свет, мы можем определить где ставить блик. От источника света проводим условный луч. В том месте, где луч будет касаться стекла образуется самый яркий на всем стеклянном предмете блик.

Если сосуд имеет выпуклую или изогнутую форму - блик может повторять форму сосуда, или разобьется на несколько ярких точек или черт.

Блик стоит на темной стороне сосуда - поскольку здесь свет прикоснулся к предмету, но еще не успел рассеяться.

Техника живописи A la prima

Примеры блика на картинах

Как рисовать стекло? Где ставить блик?

Блик справа на стеклянной вазе

Блик повторяет форму сосуда

Блик на темной вазе

Рефлекс от блика

Поскольку стекло прозрачное, свет будет проходить насквозь, немного рассеиваться и ударяться о противоположную сторону стеклянного предмета. Если условно продлить дальше этот луч и остановить на другой стенке посудины — именно там будет образовываться рефлекс.

Рефлекс в отличии от блика будет большим светлым пятном рассеянного света. Рефлекс ни в коем случае не должен затмевать блик. Рефлекс намного ниже по интенсивности чем блик, и во много раз больше по площади.

Примеры бликов на картинах

Как рисовать стекло? Рефлекс

Рефлекс на вазе

Рефлекс, отчетливо заметен

Рефлексы внешней среды

Если вокруг нашего стекла есть несколько цветных предметов, то они в большей или меньшей степени должны отображаться в нем. Насколько яркое отражение нарисовать на стекле, вы можете решить сами.

Если в вазе стоят цветы с зелеными стеблями, то наверняка эти зеленые стебли как-то отразятся и в толще стекла.

Эти рефлексы не так заметны как на непрозрачных предметах.

Рисуем красивого лебедя

Примеры рефлексов на картине

Желтые, оранжевые, зеленоватые отблески на поверхности стекла

Стекло имеет толщину и форму

Это значит, что и блики, и рефлексы будут ложиться по этой форме. Также будут немного задерживаться в этой толще.

Стоит учитывать, что дно и изгибы стеклянного предмета обычно толще. Это значит, что тень и свет в таких местах будут более интенсивными или «густыми». Если стекло цветное, то и интенсивность его цвета будет большей на изгибах и дне.

Примеры на картинах

Толщина стекла — более темная черта. Блик повторяет форму вазы

Видеоурок как рисовать стекло

Смотрим короткий урок и рисуем стеклянную вазу вместе 🙂

Чтобы нарисованный векторный предмет не казался плоским, к нему добавляют тени и блики. Приемы, описанные в уроке помогут нарисовать тень и придать объема вашему векторному рисунку.

Тени, как правило, располагаются внутри предмета и проходят по краю, поэтому, удобно будет использовать инструмент "Создание фигур (Shift+M)" для отсечения лишнего или создания новой фигуры на основе двух существующих.

Для этого нарисуйте два круга со смещением, как показано на рисунке ниже. Или другие необходимые фигуры. Важно помнить, что рисуя тень, главное правильно провести линию внутри предмета и замкнуть, все что за пределами, - обрежется. Выделите оба предмета. И возьмите инструмент "Создание фигур". Удерживая клавишу ALT, щелкните по лишней области и она удалиться.

Если вы хотите сделать рисунок более красивым, создайте второй контур тени рядом с первым. Вторая тень будет более светлой, чем первая и это добавит объема. Ведь, чем больше деталей прорисовано, тем красивее рисунок.

Цвет тени и блика должен быть, соответственно, немного темнее и светлее основного цвета предмета. Изменить цвет можно двумя способами:

  1. Кликнув два раза по образцу цвета перетянуть указатель выше или ниже.
  2. Оставить цвет тем же. Но поменять режим наложения. Для теней подойдет "Умножение", а для освещенной части предмета "Осветление".

Второй способ следует использовать осторожно, так как любые эффекты могут не правильно прочитаться в более ранних версиях. А для , лучше вообще избегать подобных трюков и менять только цвет.

Также хорошим эффектом объема обладает . Этот инструмент позволяет "натянуть" сетку на фигуру и раскрасить каждое из звеньев в отдельный цвет. С помощью сетчатого градиента, можно не только создавать тени и блики, но и придать векторному рисунку фотореализма.

Другие способы нарисовать тень

Кроме того, красивые тени получаются благодаря инструменту "Градиент". Если поставить с обоих сторон черный цвет и поменять значение прозрачности от нуля до 50%, выйдет красивая тень с плавным перетеканием. В сочетании в режимом наложения "Умножение" выглядеть она будет очень реалистично, даже на цветном фоне.

Например, под шаром нарисован эллипс с радиальной тенью, которую тоже пришлось изменить по форме овала. Выглядит такая тень очень реалистично.

Ниже расположен другой пример такой тени. Воротник рубашки немного выделяется, благодаря линейному градиенту с минимальными значениями прозрачности.

Складки на одежде или тени, имеют не правильную форму, поэтому, для рисования подойдет инструмент "Карандаш".

Часто, тени располагаются по краю одежды, чтобы они не выглядывали за пределы, отсекать лишнее будем инструментом "Создание фигур" описанным выше.

Реальный пример работы с тенями, можно увидеть в уроке

Видео урок: Рисуем тени и блики в Adobe Illustrator.

(Visited 2 079 times, 2 visits today)

Делаем эффект тени от фигуры в CorelDRAW X6

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса