Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Религиозная символика в романе «Преступление и наказание». Урок по литературе. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

Ф.М. Достоевский - это не просто классик
русской литературы. Это гений, сумевший
понять загадочный русский характер и раскрыть
многие проблемы русского общества, которые
актуальны и в наши дни. Его роман
«Преступление и наказание» открывает череду
эпохальных романов, сделавших писателя
поистине мировым классиком. В нем подробно
исследован человеческий индивидуализм,
граничащий с абсолютным эгоизмом, который
приводит к отрицанию всех ценностей жизни.
Помимо точного психологического анализа
отдельного человека, в произведении дается
подробное описание жизни беднейших слоев
общества, что делает этот роман практически
энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того
времени. Каждый роман Ф.М.Достоевского -
это неповторимый мир, который буквально
захватывает читателя. В этом мире важна
каждая мелочь и каждой детали придается
особое значение. «Преступление и наказание»
не является исключением и содержит множество
символов. Особенное значение в этом романе
писатель отдает числам.

Число три.

Число три.
Издавна числовыми значениями человек
пытался передать различную информацию
и описать отдельные нравственные понятия.
Числа «три» и «тридцать три» особенно
важны для христианской культуры. Символ
Бога - Святая Троица, тридцать три года -
возраст Иисуса Христа, воскресение через
три дня. Поэтому именно с этими числами
Ф.М.Достоевский олицетворяет
божественную сущность. Вот некоторые
примеры, в которых это число встречается в
тексте:
Раскольников совершает преступление на 3ий день повествования в романе;
Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза
перед совершением преступления;
Раскольников ударяет старуху 3 раза;
Раскольников признается Соне в
преступлении на 3-ий день знакомства с
ней;
Раскольников встречается со следователем 3
раза до того, как явиться с повинной;
У Катерины Ивановны Мармеладовой есть
трое маленьких детей;
Около трех лет Раскольников не видится со
своей матерью и сестрой до их приезда в
Петербург;
Марфа Петровна Свидригайлова завещает
Дуне 3 тысячи рублей;
Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в
виде благотворительности;
Соня зарабатывает тридцать целковых в
первый день своей "непристойной работы«
(целковый - монета достоинством в один
рубль);
В семье Раскольниковых был третий ребенок
(брат Родиона и Дуни), который умер в
младенчестве;
В каморке Раскольникова стоит три стула;
У Сони в комнате три окна;
Колечко, которое закладывает Раскольников у
старухи, украшено «тремя какими-то
красными камушками»;
Кроме того, в романе часто встречается такое
выражение, как "в трех шагах", содержащее в
себе число "три":
"в трех шагах от стола"
"в трех шагах от него"
"в трех шагах и нельзя не убить"
"стоит перед ним в трех шагах"

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и
других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это
символ несчастья(3 раза Раскольников ударил старуху по голове;После
убийства Раскольников спустился по 3 лестницам;Предположительно
трех человек убил Раскольников;3 раза Свидригайлов бил жену
кнутом;От смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны прошло 3
дня;В 3 часа ночи Свидригайлов видит свой третий сон.), во-вторых, это
символ обновления и надежды(3 тысячи Марфа Петровна оставила
Дуне;3 копейки Раскольников дал Настасье за письмо матери;3 тысячи
Свидригайлов перед смертью даёт Соне; Признался в конторе на третьем
этаже в третьей комнате.)1, в-третьих, упоминания в тексте этого числа
связаны с предательством.

Число одиннадцать.

Еще одно евангельское число -
одиннадцать - так же
присутствует в романе
неоднократно. Именно в
одиннадцать часов Раскольников
ушел от умершего Мармеладова.
В это же время он встречается с
Соней и Порфирием Петровичем.
Чтобы понять смысл этого числа в
романе, необходимо обратиться к
евангельской притче. Хозяин
дома вышел нанимать работников
в третьем часу, затем в шестом, в
девятом и в одиннадцатом. В
конце хозяин расплатился со
всеми работниками поровну,
начав с последнего, который
пришел в одиннадцатом часу.
Число
одиннадцать.
В этом высшая божественная
справедливость. Поэтому, писатель
считает, что Раскольникову, как
пришедшему последним в
одиннадцатом часу, еще не поздно
покаяться и стать первым.

Число семь.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто
повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей
и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов
вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова.
Теологи называют число 7 истинно святым числом, так
как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего
божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 –
числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является
символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая”
Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера,
Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как
тот хочет разорвать этот союз.
Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова
стать человеком, герой должен снова пройти через это
истинно святое число. В эпилоге романа возникает число
7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Раскольников приговорен к девяти годам заключения,
последняя встреча с героями состоится в эпилоге, до конца
каторжной жизни осталось семь лет, но они, пишет автор,
пройдут как семь дней.
Свидригайлов прожил в Марфой Петровной всего 7 лет. В
своём сне Раскольников представлет себя 7летним
мальчиком.
- «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе
раздался чей-то крик:» Семой час давно!» ; старуха берет 7
процентов в месяц; Свидригайлов должен был 70 тысяч
перед женитьбой на Марфе Петровне; 7 детей было у
Капернаумовых; в 7 часов перед покаянием Раскольников
пришел проститься с матерью.

Вывод:

В заключение можно сказать, что все произведения
Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что
понять все тонкости каждого просто невозможно.
Каждый роман буквально нашпигован глобальными
проблемами, которые актуальны в любое время. И
конечно же, главной темой для писателя всегда
остается личность самого человека, его душа,
которая, по искреннему убеждению классика, всегда
была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я
думаю, что роман «Преступление и наказание» -
гениальный путеводитель, позволяющий нам
приблизиться к загадке человеческой души, понять
самих себя и окружающих людей.

Презентацию подготовили:

Гришина Екатерина;
Аветисян Нелли.
Спасибо за внимание!

Федор Михайлович Достоевский – величайший русский писатель, оказавший огромное влияние на развитие русской и западноевропейской литературы. Его читает весь мир, впечатляющая сила его романов велика.

«Преступление и наказание» открывает собой период великих романов в творчестве Достоевского, в течение которого были написаны «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Появление «Преступления и наказания» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Организация художественного текста романа подчинена стержневой мысли – показать, что идея Раскольникова о делении человечества на две неравные части бесчеловечна, она неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Многие исследователи обращали внимание на символическую особенность литературных характеров Достоевского. Но особую роль в произведении играет цвет. Цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев.

В своей работе мы рассмотрели особенности цветовой гаммы в «Преступлении и наказании», значение его для раскрытия главной идеи романа и провели сопоставление цветовой гаммы и душевного состояния героев.

Чтобы получить ответы на эти вопросы, были изучены первоисточники различных авторов, использовали ресурсы сети «Интернет». Частично мы нашли ответы на поставленные вопросы, но не на все, поэтому дальнейшую работу провели сами.

Значение темной цветовой гаммы в романе «Преступление и наказание»

Анализируя использование цвета в «Преступлении и наказании», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и зеленый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

Роман Достоевского начинается с описания жизни и мира петербургских углов и их обитателей. Показывая условия их жизни, автор использует в основном темные и грязно- желтые цвета.

Всё действие романа происходит в той части Петербурга, где живёт беднота. Перед нами предстает сырой, мрачный город, в котором на каждом углу распивочные. В начале романа появляются в основном тёмные, грязные тона:

На улице жара стояла страшная всюду извёстка, леса, кирпич, пыльнестерпимая вонь из распивочных и пьяные, поминутно попадающиеся довершали отвратительный и грустный колорит картины.

Лестница была тёмная и узкая, «черная», но он всё знал и изучил

Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки.

На какую грязь способно, однако, сердце моё.

В распивочной. Он уселся в тёмном и грязном углу, несмотря на всю грязь обстановки, он с УДОВОЛЬСТВИЕМ остался теперь в распивочной.

Главный герой романа Родион Раскольников живет в темной каморке и гуляет по мрачному городу, посещает темную и грязную распивочную.

Его темные мысли гармонируют с той жизнью грязных распивочных, углов и улиц Петербурга, рождая в его сердце «лед». Именно в такой обстановке у него рождаются темные мысли об убийстве, его теория о сверхчеловеке, которому дозволительно всё, даже решать, кому есть место на земле жить, а кому нет.

Атмосфера удушья на улицах Петербурга, черные и узкие лестницы, темные и грязные углы, распивочные – вот основой колорит города, в котором может жить только психически больной человек, а значит, и нездоровое общество.

Символика желтого цвета

Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев.

По мнению психолога М. Люшера, желтый цвет – цвет солнца, тепла и радости: «Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим ». Мы встречаемся с противоречием понятия радостного желтого цвета и желтого цвета Достоевского.

Какое же символическое значение желтого цвета в романе Достоевского?

Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции, по мнению психолога Люшера. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей - это болезненный цвет. Например: "Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару"; "Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою».

Здесь "желтый сахар" сочетается с надтреснутым сломанным чайником, точно так же, как и судьба Раскольникова имеет трещину или изъян. "Желтый стакан", т. е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: "пожелтелая меховая кацавейка" Алены Ивановны, "совсем рыжая, вся в дырах и пятнах" шляпа Раскольникова, как и вся его жизнь, еще молодая, а уже как будто выцветшая, беспросветная, запятнанная кровью.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. "Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках. ", - так описывает автор квартиру старухи - процентщицы. Выбор грязно-желтых красок при описании жилища Алены Ивановны неслучаен, они олицетворяют недостойный образ жизни хозяйки. А вот описание каморки Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. " Комната с отставшими от стен обоями – вид удручающий. Это не только рушение дома, но и рушение человеческой жизни. Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом, который давит на него своей теснотой, темнотой, рождая желание вырваться из него, а вырваться некуда: там, на улицах Петербурга, та же атмосфера безысходности. Угнетающая обстановка жилища, города толкает Раскольникова на преступление.

Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Эту мысль подтверждают и слова Люшера: «Желтый как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние».

Исследователи творчества Достоевского отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят с живописью, с творческими исканиями голландского художника Ван-Гога. Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами, свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет. “В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.

Именно в распивочной Раскольников случайно подслушивает разговор двух студентов о никчемности и ненужности таких людей, как Алена Ивановна, что явилось еще одним толчком к мысли об убийстве. Распивочная – это место, где властвуют темные силы умами людей, а во мраке дремлет страшная сила, способная привести человека к преступлению.

Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно желтый цвет. Например: Мармеладов - "с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. "; лицо Порфирия Петровича, представителя законности действующей власти, было "цвета больного, темно-желтого", что тоже имеет определенное символическое значение, указывающее на нездоровые законы общества.

Люшер говорит о влиянии желтого цвета на психику человека: « Желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой». Возможно, этим и можно объяснить поведение Раскольникова, его навязчивые мысли о праве сильной личности и дерзком желании испробовать теорию применительно к себе.

Читая слова Люшера о предпочтении желтому цвету людей, стоящих на грани самоуничтожения, представляешь в этой роли Родиона Раскольникова: «Когда отчаявшийся «хватается за соломинку» и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным. Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине (июнь 1890) черные вороны кружат под черно-синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения». В романе явно сочетание темно-черных цветов с желтым представляет перед нами, читателями, неприглядную картину нищеты и болезненности героев, приводящих их к обесцениванию человеческой жизни, к преступлению и самоуничтожению.

Иногда в описании портретов героев определение "желтый" уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению "бледный". Например: "бледное, с горящими глазами лицо" Сонечки, ". краска бросилась в бледное лицо Дуни" и т. д. Желтизна и бледность - неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: "широко скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. "

Литературовед В. В. Кожинов обратил внимание на «очень существенное сопоставление в «Преступлении и наказании» двух слов: слово «желтый» не раз соседствует с другим словом одного с ним корня - «желчный», которое, кстати, тоже часто встречается в романе. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Наконец, ему стало душно и тесно в этой желтой каморке».

Или другое место: «Проснулся он желчный. и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка. имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими. обоями». Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии, очевидно, и коренится тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый».

Во взаимодействии с «желчью» «желтизна» приобретает смысл чего-то мучительного, давящего.

Таким образом, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома, окрашенные в желто-серый цвет, Соня Мармеладова, которая вынуждена была пойти "по желтому билету", женщина - самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Эту мысль подтверждают и слова психолога М. Люшера: «Желтый – это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться Желтому цвету оказывают предпочтение люди, которые надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость».

На фоне болезненно желтого цвета дважды в романе встречается этот цвет как чистый, в спокойных тонах. Это говорит о том, видимо, что не все так уж и безнадежно в жизни Родиона Раскольникова, что есть надежда на праведную жизнь.

В романе также выделяются и другие краски, и, прежде всего, цвет глаз у героев. Это "замечательные голубые глаза Сонечки" и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с "холодным, тяжелым взглядом"; это "прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом" на первых страницах романа и эти же глаза "с воспаленным", а затем и "помертвевшим взглядом" после совершенного убийства и т. д.

Мы видим, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т. е. глубокого, цвета к "воспаленному", т. е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т. е. бесцветному.

4. Значение в романе красного цвета

На фоне желтого цвета большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь, красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире "стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего, он принялся, было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки".

Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.

Красный цвет в романе характеризует опасность, которая грозит героям, например в описании Мармеладова: «красноватые глазки» говорят не только о его нравственном падении, но и о болезненной опасности, которая может привести к смерти. Такая же опасность грозит жизни его супруги Катерины Ивановны, которая «в эту зиму простудилась и кашлять пошла уже кровью», а красные пятна на её щеках говорят о нездоровье.

Уже не в своем уме, больная Катерина Ивановна вывела своих детей на улицы города, заставляя их петь, плясать, нарядив их как уличных певцов и певиц: «На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недостало; была только надета на голову красная вязанная из гаруса шапочка». Использование красных цветов при описании детей показывает, насколько опасно жить им в больном обществе.

А яркое, красное солнце, которое видит Раскольников, гуляя по городу перед убийством, или маленькое золотое колечко с тремя красными камешками, которое он оставляет под заклад, становятся предзнаменованием опасности не только для жизни Алены Ивановны, но и для него.

5. Значение зеленого цвета

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.

В романе появляется церковь с зеленым куполом, куда не раз ходил Раскольников и любил её и старинные в ней образа. Она как символ пути очищения человека от греха.

Зеленый - цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, "африканском" сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка - идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом. Идя утром на "работы", он видит дальний берег, где "была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его". Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то "наступила жизнь". Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала. ". Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга и дает надежду на лучшее будущее героев романа.

Обобщение

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, голубой, синий, коричневый, розовый и другие), но преобладают цвета темные, грязно-желтые, красные цвета.

Темный колорит города предполагает зарождение черных мыслей в головах людей и толкает на преступление, как это случилось с Родионом Раскольниковым.

В романе "Преступление и наказание" желтый цвет во всех описаниях людей и вещей - это болезненный цвет. Подготовка убийства, переживания Раскольникова показаны в грязно-желтых тонах.

Кульминация романа показана в красных тонах. Это убийство, совершённое Раскольниковым. Болезнь Катерины Ивановны, смерть Мармеладова – в красных красках, олицетворяющих опасность.

Зелёный – цвет возрождения и очищения души героя от греха, цвет праведного пути, цвет надежды, озарения и преодоления всех несчастий. Зеленый цвет усиливает жизнеутверждающий смысл романа «Преступление и наказание».

Символика древа и креста в романе «Преступление и наказание»

Впервые в тексте романа «Преступление и наказание» слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.

«- Жалеть! Зачем меня жалеть! - вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперёд рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов.- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что!- Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть. Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! …» (часть 1, глава 2.)

В данном отрывке слово «крест» употреблено в составе фразеологизма распять на кресте и имеет значение наказать, причём, строго. «Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!- кричит один старик из толпы. Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!- кричат из толпы уже многие голоса» (часть 1, глава 5) - сон Раскольникова. Страшный эпизод расправы над бедной лошадью. Почему в этом отрывке употреблён фразеологизм «на тебе креста нет»? Так говорят о человеке, у которого нет совести. Только человек, который возгордился, считает себя выше других, или, как Раскольников, решает проверить с помощью убийства «тварь ли он дрожащая или человек» как раз и не имеет креста, а значит, и совести. И именно эта фраза на протяжении всего романа по-разному переосмысливается, подводя нас к мысли, что только человек без совести способен на преступление. По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, духовного писателя XIX века, «совесть - чувство духа человеческого, тонкое светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум».

Во время убийства старухи-процентщицы появляется, на первый взгляд, незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается:«На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелёк с стальным ободком и колечком. Кошелёк был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…» (часть 1, глава 7).

Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его судьбе. Услышав от Раскольникова рассказ об убийстве Алёны Ивановны и Лизаветы, Соня призывает его к покаянию в преступлении перед всем народом - «на перекрёстке». Слово перекрёсток также образовано от слова «крест», в старину говорили: жить на крестах, т.е. на перекрестке (В.И.Даль Словарь живого великорусского языка). Снова появляется образ креста, это новый призыв, но юноша его отвергает, нет раскаяния ещё в душе Родиона, есть только смятение, страх, борьба. Поэтому идея с «перекрёстком» кажется ему нелепой. И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как деталь и как символ:

« - Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вспомнила.

Он сначала не понял вопроса.

Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём!..»

Как видим, в данном отрывке слово «крест» употреблено 4 раза, но каждое имеет разные лексические значения. Первую фразу можно понять двояко: во-первых, в составе фразеологизма есть на тебе крест, т.е. есть ли у тебя совесть; во-вторых, носит ли человек на себе крест, т.е. в прямом значении этого слова. Достоевский неслучайно использует в данной фразе двусмысленность, этим он заставляет нас задуматься о душевных переживаниях и Сони, и Раскольникова.

Здесь употреблён ещё один фразеологизм нести крест, который и объясняется автором в тексте: вместе страдать пойдём. Этот эпизод является кульминационным в романе, именно поэтому, с моей точки зрения, так часто употреблено слово «крест» в разных лексических значениях в этом отрывке.

  • - Не теперь, Соня. Лучше потом, - прибавил он, чтоб её успокоить.
  • - Да, да, лучше, лучше, - подхватила она с увлечением, - как пойдёшь на страдание, тогда и наденёшь. Придёшь ко мне, я надену на тебя (имеется в виду крест), помолимся и пойдём» (часть 5, глава 4). В последней фразе отчётливо прозвучало добровольное принятие Соней на себя всей тяжести чужого креста: «помолимся и пойдём».

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне:

« - …Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекрёсток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила? Ну, что же, где кресты?

Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! хе! И точно я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берёшь, - покажи-ка? так на ней он был… в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть…» (часть 6, глава 8).

Кипарис -- дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть. Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик - благословляет на будущее страдание, призывает прийти к истине через раскаяние в грехах.

Раскольников просит у Сони кресты, но надеть крест - означает принять крестонесение жизни, крест - это страдание.

Итак, слово «Крест» употреблено в тех частях романа, где главный герой мечется, старается найти выход из создавшейся ситуации. В эпилоге чаще употреблено слово совесть. «Ну чем же мой поступок кажется им так безобразен? - говорил он себе, - тем, что он - злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? совесть моя спокойна…» Таким образом, в последних главах романа герой ещё не осознал того, что убивать - это грех, это не божье дело.

Только после болезни Раскольников берёт в руки Евангелие, то есть через страдание приходит к вере. «Любовь воскресила их» говорит Достоевский, именно вера в бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова.

Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения слово крест, т.е. герой романа несёт свой крест, страдает и приходит к раскаянию.

Достоевский, «этот поэт вечной эпопеи о войне Бога и дьявола в человеческих сердцах», гениально точно и выразительно показал причины выбранного Раскольниковым пути к добру: еще неосознанно, инстинктивно он пытается противиться все более укореняющимся в нем злобе, желчи, раздражительности. Он не хочет быть в таком состоянии, не может этого выносить. А ранее, создавая свою теорию о «тварях дрожащих и власть имеющих», он принимал жестокость в других за силу, печать избранных. Он не мог понять тогда «мудрости» Сони, не умевшей даже объяснить, что ей дает Господь. Она, лишенная всякой радости в жизни, принесенная в жертву, посланная на крест своими близкими, бережет единственное и самое ценное, спасительное сокровище свое - дар Божественного происхождения: способность любить и сострадать людям, смиряться и верить. Эта внутренняя жизнь находится в совершенно иной плоскости бытия, отвергнутой Раскольниковым, недоступной пониманию его. Он и теперь еще не знает, что такое «потеря благодати» и о чем молятся христиане, но он почувствовал и убедился, что состояние внутреннего «раздирания» (это и есть значение слова «диавол») после совершения убийства, но усилилось до невыносимости.

«Перекресток» также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику.

Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова, не там, у Сони, когда он несколько раз перекрестился, а здесь, в эту минуту осознания полной своей беспомощности и смирения. «Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности. Молитва - где «я не могу», где «я могу» - нет молитвы», - писал В.В. Розанов.

Итак, в числе символически отмеченных предметов оказываются и нательные кресты. Достоевский, занимаясь описанием крестиков, заставляет нас присмотреться к ним с напряженным вниманием. Кресты были у Сони, а также у убиенных Алены Ивановны и Лизаветы. Отдельно сказано об образке, висевшем на снурке у старухи, и этот образок как раз и вносит в дело некоторый беспорядок. «На снурке (в момент смерти старухи) были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок»(гл.7, ч.1). На последних страницах романа эта финифть (эмаль) странным образом «превращается» в серебро. Когда Соня достает из ящика два креста - кипарисный и медный, и дает кипарисный Раскольникову, тот замечает: «Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь». Помимо странного построения фразы (к чему относится слово «серебряный»), обращает на себя внимание само настойчивое упоминание именно о ДВУХ КРЕСТАХ: помимо того, что два креста несколько раз фигурируют при различных обстоятельствах, несколько раз о них говорит и Раскольников: «... Я за твоими крестиками, Соня…»или «Ну, что же, где кресты?»(гл.8, ч.6). Дело усложняется и произведенными обменами: Соня отдает Лизавете свой образок и берет ее медный крест. Свой же кипарисовый крест она отдает Раскольникову перед тем, как они отправляются для признания в контору (гл.8, ч.6). Путаница доходит до того, что возникает ощущение, будто не только Раскольников, но и Соня все время ХОДИЛА БЕЗ КРЕСТА: ведь в последней решающей встрече Соня достаёт ОБА из имевшихся у неё крестиков из ящика: один надевает на себя, а другой отдаёт Раскольникову. В данном случае очень интересна подоплёка всей этой путаницы. Похоже, Достоевский был настолько поглощён мыслью о крестах, что в какой-то момент просто потерял их из виду. И хотя очевидно, что на первом месте здесь была христианская тема Креста и угадывающийся за ней путь страдания, по которому должны были пойти Раскольников и Соня, вместе с этим в нательных крестиках героев романа присутствовала ещё одна смысловая линия, уже не символическая, а натуральная.

Интересный факт замечает Л.В. Карасев, когда говорит о том, что в романе («Преступление и наказание») настойчиво говорится о двух крестах. Два креста носит на шее старушонка, Раскольников обыкновенно имеет в виду не один крест, когда обращается к Соне. Здесь происходит актуализация одного из значений религиозного символа: крест - как судьба человека. Алена Ивановна, мучившая свою сестру, Раскольников, забирающий сразу несколько жизней, Рогожин, убивший свою возлюбленную, несут не только свой крест (судьбу), но и крест своих жертв.

Обмен крестами происходит между Раскольниковым и Соней, выступающей в качестве церковного «деятеля», обращающего неверующего на христианский путь.

Итак, ситуация обмена крестами в романе «Преступление и наказание» представлена два раза: имплицитно и эксплицитно, на глазах читателя. О том, что Лизавета и Соня Мармеладова поменялись крестами, мы узнаем со слов одной из них. Однако в данном случае важным становится то, что у данного креста есть своя история, которая в контексте всего романа обретает особую значимость. Соня оставляет себе крест Лизаветы - случайной жертвы Раскольникова, беззащитной, беззлобной, покорной женщины, жестоко им убитой. Соня же отдает свой крест, она, по существу, тоже жертва: она отдала себя за счастье близких людей.

Таким образом, первый обмен крестами происходит между двумя «жертвами», Лизаветой и Соней. Второй обмен, представленный на наших глазах, совершается между жертвой и убийцей, при этом убийца надевает на себя крест жертвы. Иными словами, в этой сцене происходит важное событие - примирение убийцы и жертвы. Это примирение могло совершиться и ранее, в тот момент, когда Раскольников впервые признается Соне в совершенном преступлении. Нечто похожее происходит и тогда, когда герой убил «старушонку», на шее убитой он замечает кресты. Перед нами сцены, внешне реконструирующие ситуацию обмена. Крест в данных случаях выступает в своем первоначальном значении как грех, который необходимо нести, и искупить его можно только ценой тяжких страданий.

По мнению Л.В. Карасева, который подробно проанализировал данную сцену, именно образок на шее старухи вносит путаницу в ситуации обмена крестами. Исследователи предлагают еще ряд уточняющих деталей. Например, многие исследователи сравнивают «находки» Раскольникова в доме Алены Ивановны, в том числе и кресты. Но специфика материала, из которого сделаны «кресты», не учитывается. На шее «старушонки» Раскольников замечает финифтяный образок. Изделие из финифти имеет гладкую блестящую поверхность и переливается на солнце, а это значит, образок должен быть очень заметен, бросаться в глаза («слепить» их). Далее в сцене с Соней происходит еще одна подмена - в тот момент, когда Соня достает из ящика кипарисный и медный кресты, Раскольников замечает, что видел подобных два креста на шее старухи, серебряный и образок.

Отметим и значение кипарисового креста. Кипарис -- дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть. Символика смерти была обусловлена темной окраской его листьев. Изображения кипариса зафиксированы в погребальных культурах как язычников, так и христиан. Бытовало представление, что кипарис предохраняет тело от разложения. В Древней Греции ветви кипариса вешали у дверей умерших, а на могилах сажали молодые побеги дерева. Кремационные костры греки сооружали именно из кипариса. Из листьев кипариса сплетен венок владыки подземного царства Плутона. Само дерево именовалось "призраком мертвого пламени". Пепел из кипариса использовался как целебное средство при переломах. Греческий миф связывает происхождение дерева с сыном царя острова Кеоса Кипарисом, который дружил с обитавшим в Карфейской долине посвященным нимфам прекрасным оленем. Но во время охоты, бросив на шорох в кустах копье, юноша убивает животное. Опечаленный, Кипарис стал просить Аполлона даровать ему вечную скорбь по утраченному другу. Тогда бог превратил царевича в дерево, которое с тех пор символизирует скорбь и чужое горе.

Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик - благословляет на будущее страдание, призывает придти к истине через раскаяние в грехах. Современное название кипариса происходит от греческого названия острова Кипр. А на Кипре, по утверждению историков, впервые было создано христианское государство.

Таким образом, своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

В Крыму есть легенда о происхождении кипариса, будто бы в него превратилась прекрасная девушка, которая так долго ожидала погибшего в море возлюбленного, что, в конце концов, проросла в землю корнями и стала первым из Таврических кипарисов. Относительно романа, Сонечка готова разделить судьбу Родиона Раскольникова, его наказание, и нести его крест до конца.

В свою очередь, умозрительной смерти старухи предшествует реальная трагическая гибель старой слабосильной клячи, образ которой потряс Родиона Раскольникова в раннем детстве (во младенчестве, по Достоевскому). Сцена убийства лошади хранилась почти два десятилетия в подсознании героя. Во время «заболевания» идеей героя эта сцена через сонное видение всплыла в потрясенном сознании и на некоторое время отвратила от задуманного убийства. Шестилетний Родион не оставался равнодушным или бездействующим наблюдателем сцены убийства лошади. Он протестовал так, как мог протестовать ребенок: плакал, кричал, просил остановить пьяных мужиков своего отца и столпившихся на улице людей. Не получив поддержки от отца, имея лишь вербально выраженное осуждение происходящего от одного из свидетелей, ребёнок бросается к умирающей лошади и в сострадательном порыве обнимает, целует её окровавленную морду.

Он прикасается к морде лошади своим лицом и руками (как уже упоминалось, ладони в христианской иконографии являются частью лика, частью личного письма вместе с лицом праведника). Это глубоко сострадательное прикосновение плачущего ребенка к морде лошади является жестом милосердия к целому миру живой природы. Оно исполнено глубокого сакрального смысла. Поскольку лошадь в ряде мифологий символизировала собой сам космос и вместе с тем Мировое Древо, то мальчик Родион прикоснулся, припал своим лицом к кроне, условно говоря, этого Древа. Известно, что вариантом Мирового Древа является честное древо Распятия. Тем самым слезы невинного дитя оросили само производящее начало бытия и одновременно стали плачем сострадания распятому Спасителю человечества. Очевидно, еще в глубокой древности существовал этот естественный обычай прикосновения ласки и привета к лицу друга-человека и к морде друга-животного. Вероятно, этот жест сакрализовался в обряде прощания с умершим человеком. Во всяком случае, он сохранен до наших дней в качестве прощального поцелуя и в христианском обряде прощания с покойным.

Заканчивая третью главу курсовой работы, можно сделать следующий вывод.

Крест вообще и древо в том числе можно назвать главными символами романа «Преступление и наказание», и истолкование их многогранно: крест и древо как символы христианской веры, крест как испытание позором и страданием, крест как обозначение избранности, отмеченности, и, наконец, крест как значок, перечеркивающий то, что есть. Зеленый «фамильный» платок, который носит Соня, обмотавшись им крест-накрест, - это символ одновременно и страданий, выпавших на ее долю, и надежды.

Символические образы в романе «Преступление и наказание» ГБОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья»

Выполнила Обрезаненко Валентина,

ученица 10Б класса

Учитель: Пухальская Лариса Владимировна

«...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.» Д. Мережковский Уже первое слово - “преступление” - символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Уже первое слово - “преступление” - символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу говорят сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург - фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя - с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуха”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников - раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” - дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова - и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет - желтый. У Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада - наказание холодом - “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” - один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу. Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать серебряников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем, вместо могилы Лазаря, оказываются спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”)”. Символика цифры 7. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, ведь он разрывает этот союз. Солнце всегда у Достоевского – символ «живой жизни», символ воскресения героя. Порфирий Петрович говорит ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». И в эпилоге романа, когда Раскольникова воскресила любовь Сони, он услышал песню «в облитой солнцем необозримой степи» . Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. Достоевский действительно является величайшим знатоком человеческой души, изображает героев в их сложном духовном развитии. Символ у Достоевского-объективный образ внутреннего смысла отражаемых явлений, он предстает в своем динамическом развитии, проходит становление на наших глазах. Источники

  • http://24anekdot.ru/wp-content/uploads/2014/11/24anekdot.ru_59-300x170.jpg
  • https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5&img_url=http%3A%2F%2Flfly.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fsun5.jpg&pos=10&rpt=simage
  • http://sweet211.ru/images/news/54039ba5ed78b9e7707c1096293f0ff41.jpg
  • http://cdn.tipsboard.ru/images/prestuplenie_i_nakazanie_glavnie_geroi_harakteristika_raskolnikova-6.jpg
  • http://mp3pm.ru/uploads/images/o/t/i/otido_x_matiyash_zaberi_menja_vdal_gf.jpg

В романе «Преступление и наказание» важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий выступает крест.

Крест - в христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий, которые должны терпеливо переноситься во имя Христа.

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.

«- Жалеть! Зачем меня жалеть! - вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперёд рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов.- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что!- Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть. Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! …» .

В данном отрывке слово «крест» употреблено в составе фразеологизма распять на кресте и имеет значение наказать, причём, строго.

Своим витиеватым языком, не теряя христианской логики и верности даже в состоянии сильного опьянения, он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. Мармеладов надеется на спасение через страдание. Растерявшийся в жизни, по своей слабости к алкоголю убегающий от креста, когда-то добровольно на себя взятого, он тверд в Символе веры, думает о вечном и надеется не на силу воли, но на новые страдания и милость Спасителя.

А дома, когда жена в бешенстве схватила его за волосы и потащила в комнату, «Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках. - И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в наслаждение, милостивый государь, - выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол» .

Понять трагизм и реализм этой ужасной сцены можно только через раскрытие значения креста для русского человека, погибающего в социальном и физическом смысле, но все же осознающего себя христианином и не теряющего надежду на милость Судии.

Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнает и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня. Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион все мгновенно понял: «Нет, Дунечка, все вижу и знаю, о чем ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чем молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить» .

Крест и поругание, даже без обозначения словами-символами, видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны, и в письме Пульхерии Раскольниковой о пережитых Дуней событиях в доме Свидригайловых. Причем кресты не существуют раздельно, они либо передаются людьми от одного другому и принимаются целиком (из сострадания или по необходимости), либо люди вынуждены помогать друг другу нести их, поэтому люди оказываются связанными друг с другом своими крестами. Часто один человек облегчает участь другого, взяв добровольно чужой крест на себя, как это было с Соней. Так произошло и в жизни Дуни. Незаслуженный позор, осуждение, презрение смиренно выносила эта беззащитная девушка до тех пор, пока Марфа Петровна, жена Свидригайлова, получив свидетельства невиновности Дуни, не решилась исполнить долг свой и восстановить репутацию Дуни в глазах жителей всего города. Поступок Марфы Петровны, а именно добровольно взятый ею на себя крест - объезжать всех своих знакомых, доказывая невиновность и благородство Дуни, - с точки зрения современного обывательского благоразумия, необъясним. Он понятен только в свете христианской морали.

«Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!- кричит один старик из толпы. Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!- кричат из толпы уже многие голоса» - это сон Раскольникова. Описывается страшный эпизод расправы над бедной лошадью. В этом отрывке употреблён фразеологизм «на тебе креста нет». Так говорят о человеке, у которого нет совести. Только человек, который возгордился, считает себя выше других, или, как Раскольников, решает проверить с помощью убийства «тварь ли он дрожащая или человек» как раз и не имеет креста, а значит, и совести. И именно эта фраза на протяжении всего романа по-разному переосмысливается, подводя к мысли, что только человек без совести способен на преступление. По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, духовного писателя XIX века, «совесть - чувство духа человеческого, тонкое светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум» .

Во время убийства старухи-процентщицы появляется, на первый взгляд, незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается: «На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелёк с стальным ободком и колечком. Кошелёк был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…» .

Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его судьбе. Услышав от Раскольникова рассказ об убийстве Алёны Ивановны и Лизаветы, Соня призывает его к покаянию в преступлении перед всем народом - «на перекрёстке». Слово перекрёсток также образовано от слова «крест», в старину говорили: жить на крестах, т.е. на перекрестке. Снова появляется образ креста, это новый призыв, но юноша его отвергает, нет раскаяния ещё в душе Родиона, есть только смятение, страх, борьба, поэтому идея с «перекрёстком» кажется ему нелепой. И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как деталь и как символ:

«- Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вспомнила.

Он сначала не понял вопроса.

Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём!..» .

Как видим, в данном отрывке слово «крест» употреблено 4 раза, но каждое имеет разное символическое значение. Первую фразу можно понять двояко: во-первых, в составе фразеологизма «есть на тебе крест», т.е. есть ли у тебя совесть; во-вторых, носит ли человек на себе крест, т.е. в прямом значении этого слова. Достоевский не случайно использует в данной фразе двусмысленность, этим он заставляет читателя задуматься о душевных переживаниях и Сони, и Раскольникова.

Здесь употреблён ещё один фразеологизм - нести крест, который и объясняется автором в тексте: вместе страдать пойдём. Этот эпизод является кульминационным в романе, именно поэтому так часто употреблено слово «крест» в разных символических значениях в этом отрывке.

«Дай! - сказал Раскольников. Ему не хотелось её огорчить. Но он тотчас же отдёрнул протянутую за крестом руку» . (Раскольников отдёргивает руку: он ещё психологически не готов взять на себя крест).

Не теперь, Соня. Лучше потом, - прибавил он, чтоб её успокоить.

Да, да, лучше, лучше, - подхватила она с увлечением, - как пойдёшь на страдание, тогда и наденёшь. Придёшь ко мне, я надену на тебя (имеется в виду крест), помолимся и пойдём» . В последней фразе отчётливо прозвучало добровольное принятие Соней на себя всей тяжести чужого креста: «помолимся и пойдём».

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне:

«…Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекрёсток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила? Ну, что же, где кресты?

Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! хе! И точно я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берёшь, - покажи-ка? так на ней он был… в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть…» .

Кипарис -- дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть. Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик - благословляет на будущее страдание, призывает прийти к истине через раскаяние в грехах.

Таким образом, своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

Раскольников просит у Сони кресты, но надеть крест - означает принять крестонесение жизни, крест - это страдание.

Итак, слово «крест» употреблено в тех частях романа, где главный герой мечется, старается найти выход из создавшейся ситуации. В эпилоге чаще употреблено слово совесть. «Ну чем же мой поступок кажется им так безобразен? - говорил он себе, - тем, что он - злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? совесть моя спокойна…» Таким образом, в последних главах романа герой ещё не осознал того, что убивать - это грех, это не божье дело.

Только после болезни Раскольников берёт в руки Евангелие, то есть через страдание приходит к вере. «Любовь воскресила их» говорит Достоевский, именно вера в Бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова .

Достоевский, «этот поэт вечной эпопеи о войне Бога и дьявола в человеческих сердцах» , гениально точно и выразительно показал причины выбранного Раскольниковым пути к добру: еще неосознанно, инстинктивно он пытается противиться все более укореняющимся в нем злобе, желчи, раздражительности. Он не хочет быть в таком состоянии, не может этого выносить. Ранее же, создавая свою теорию о «тварях дрожащих и власть имеющих», он принимал жестокость в других за силу, печать избранных. Он не мог понять тогда «мудрости» Сони, не умевшей даже объяснить, что ей дает Господь. Она, лишенная всякой радости в жизни, принесенная в жертву, посланная на крест своими близкими, бережет единственное и самое ценное, спасительное сокровище свое - дар Божественного происхождения: способность любить и сострадать людям, смиряться и верить. Эта внутренняя жизнь находится в совершенно иной плоскости бытия, отвергнутой Раскольниковым, недоступной пониманию его. Он и теперь еще не знает, что такое «потеря благодати» и о чем молятся христиане, но он почувствовал и убедился, что состояние внутреннего «раздирания» (это и есть значение слова «диавол») после совершения убийства, но усилилось до невыносимости.

«Перекресток» также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику.

Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова, не там, у Сони, когда он несколько раз перекрестился, а здесь, в эту минуту осознания полной своей беспомощности и смирения. «Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности. Молитва - где «я не могу», где «я могу» - нет молитвы», - писал В.В. Розанов .

Итак, в числе символически отмеченных предметов оказываются и нательные кресты. Достоевский, занимаясь описанием крестиков, заставляет присмотреться к ним с напряженным вниманием. Кресты были у Сони, а также у убиенных Алены Ивановны и Лизаветы. Отдельно сказано об образке, висевшем на шнурке у старухи, и этот образок как раз и вносит в дело некоторый беспорядок. «На шнурке (в момент смерти старухи) были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок» . На последних страницах романа эта финифть (эмаль) странным образом «превращается» в серебро. Когда Соня достает из ящика два креста - кипарисный и медный, и дает кипарисный Раскольникову, тот замечает: «Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь» . Помимо странного построения фразы (к чему относится слово «серебряный»), обращает на себя внимание само настойчивое упоминание именно о ДВУХ КРЕСТАХ: помимо того, что два креста несколько раз фигурируют при различных обстоятельствах, несколько раз о них говорит и Раскольников: «... Я за твоими крестиками, Соня…» или «Ну, что же, где кресты?» . Дело усложняется и произведенными обменами: Соня отдает Лизавете свой образок и берет ее медный крест. Свой же кипарисовый крест она отдает Раскольникову перед тем, как они отправляются для признания в контору . Путаница доходит до того, что возникает ощущение, будто не только Раскольников, но и Соня все время ХОДИЛА БЕЗ КРЕСТА: ведь в последней решающей встрече Соня достаёт ОБА из имевшихся у неё крестиков из ящика: один надевает на себя, а другой отдаёт Раскольникову. В данном случае очень интересна подоплёка всей этой путаницы. Похоже, Достоевский был настолько поглощён мыслью о крестах, что в какой-то момент просто потерял их из виду. И хотя очевидно, что на первом месте здесь была христианская тема Креста и угадывающийся за ней путь страдания, по которому должны были пойти Раскольников и Соня, вместе с этим в нательных крестиках героев романа присутствовала ещё одна смысловая линия, уже не символическая, а натуральная.

Интересный факт замечает Л. В. Карасев, когда говорит о том, что в романе («Преступление и наказание») настойчиво говорится о двух крестах. Два креста носит на шее старушонка, Раскольников обыкновенно имеет в виду не один крест, когда обращается к Соне. Здесь происходит актуализация одного из значений религиозного символа: крест - как судьба человека. Алена Ивановна, мучившая свою сестру, Раскольников, забирающий сразу несколько жизней, Рогожин, убивший свою возлюбленную, несут не только свой крест (судьбу), но и крест своих жертв .

Обмен крестами происходит между Раскольниковым и Соней, выступающей в качестве церковного «деятеля», обращающего неверующего на христианский путь.

Итак, ситуация обмена крестами в романе «Преступление и наказание» представлена два раза: имплицитно и эксплицитно, на глазах читателя. О том, что Лизавета и Соня Мармеладова поменялись крестами, узнаем со слов одной из них. Однако в данном случае важным становится то, что у креста есть своя история, которая в контексте всего романа обретает особую значимость. Соня оставляет себе крест Лизаветы - случайной жертвы Раскольникова, беззащитной, беззлобной, покорной женщины, жестоко им убитой. Соня же отдает свой крест, она, по существу, тоже жертва: она отдала себя за счастье близких людей.

Таким образом, первый обмен крестами происходит между двумя «жертвами», Лизаветой и Соней. Второй обмен совершается между жертвой и убийцей, при этом убийца надевает на себя крест жертвы. Иными словами, в этой сцене происходит важное событие - примирение убийцы и жертвы. Это примирение могло совершиться и ранее, в тот момент, когда Раскольников впервые признается Соне в совершенном преступлении. Нечто похожее происходит и тогда, когда герой убил «старушонку», на шее убитой он замечает кресты. Перед нами сцены, внешне реконструирующие ситуацию обмена. Крест в данных случаях выступает в своем первоначальном значении как грех, который необходимо нести, и искупить его можно только ценой тяжких страданий.

По мнению Л.В. Карасева, который подробно проанализировал данную сцену, именно образок на шее старухи вносит путаницу в ситуации обмена крестами . Исследователи предлагают еще ряд уточняющих деталей. Например, сравнивают «находки» Раскольникова в доме Алены Ивановны, в том числе и кресты. Но специфика материала, из которого сделаны «кресты», не учитывается. На шее «старушонки» Раскольников замечает финифтяный образок. Изделие из финифти имеет гладкую блестящую поверхность и переливается на солнце, а это значит, образок должен быть очень заметен, бросаться в глаза («слепить» их). Далее в сцене с Соней происходит еще одна подмена - в тот момент, когда Соня достает из ящика кипарисный и медный кресты, Раскольников замечает, что видел подобных два креста на шее старухи, серебряный и образок .

Выводы

Таким образом, крест можно назвать одним из главных символом романа «Преступление и наказание», и истолкование его многогранно: крест как символ христианской веры, крест как испытание позором и страданием, крест как обозначение избранности, отмеченности, и, наконец, крест как значок, перечеркивающий то, что есть. Зеленый «фамильный» платок, который носит Соня, обмотавшись им крест-накрест, - это символ одновременно и страданий, выпавших на ее долю, и надежды.

Итак, в романе «Преступление и наказание» символ креста - это:

Символ веры в чудо;

Символ надежды на спасение;

Символ воскрешения.

Необходимость веры в Бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения символ древа в качестве ассоциации к слову Крест и само слово Крест, т.е. герой романа несёт свой крест, страдает и приходит к раскаянию.

древо крест библейский

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса