Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ребенок рассеян и не сосредоточен на уроке. Что делать? Что делать, если у ребенка синдром рассеянного внимания

Вопрос от Оксаны, г. Санкт-Петербург:

Ребенок внешне нормальный. До школы работали с дефектологом и логопедом, но в школе проблемы с русским языком и математикой. Главное – он как будто не присутствует на уроке. Пришел, посидел и ушел. Иногда не помнит, что было на уроке, говорит, что ему неинтересно. Не сосредоточен, отсюда проблемы, двойки, а отсюда – крик мамы. Отсюда комплексы у ребенка. Что делать?

Отвечает Любовь Шалюга, врач:

Здравствуйте, Оксана!

Вопросы эффективного обучения и развития ребенка беспокоят многих родителей, тем более в наше время, когда конкурентоспособность на рынке труда высока. Поэтому каждый старается стимулировать ребенка к обучению всеми известными ему способами. Не всегда эти способы эффективны, а иногда даже негативно сказываются на развитии ребенка и его дальнейшей адаптации в жизни. Например, если ребенок невнимателен, на него порою так и хочется прикрикнуть, но в результате он еще больше отдаляется и теряет сосредоточение. Почему так происходит?

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь вариантов устройства психики человека (векторов), отличающихся заданными от рождения свойствами. Обладатели этих векторов отличаются своими интересами, врожденными способностями и талантами. Для раскрытия всего потенциала представителю каждого вектора необходимы свои условия, оптимальные именно для него. Поэтому к каждому из них нужен свой индивидуальный подход.

Особенно важно и актуально это в отношении детей, потому что их психические свойства до возраста 15-16 лет проходят период развития. А условия в этот период как раз и определяют, какого уровня развития достигнут его врожденные способности, которые в дальнейшем будут реализовываться на благо общества.

С описанной вами ситуацией, когда ребенок словно не присутствует на уроке и не может сконцентрироваться, нередко сталкиваются родители ребенка со звуковым вектором .

Эти дети по своей природе отличаются особенно чутким слухом. Громкие звуки, а также слова с негативным смыслом ранят их настолько, что, услышав их, ребенок защищается и буквально «уходит в себя», абстрагируется от всего происходящего вокруг.

Можно заметить: когда в классе начинается шум и гам, способность к восприятию материала у ребенка со звуковым вектором резко падает. Как результат – он не может вспомнить ничего из того материала, который обсуждался в таких условиях. Гении в потенциале, маленькие звуковики способны решать сложнейшие задачи в уме. Все что им нужно – это интересная задача и благоприятные условия.

Создать условия

В первую очередь, это хорошее состояние мамы. Ведь именно мама определяет, как ощущает этот мир ребенок – приятным и безопасным, или несущим угрозу. от мамы дает базовый фундамент для развития малыша.

Второе условие – это тишина. Знание о повышенной чувствительности ребенка к звуковым раздражителям позволяет создать условия для комфортного выполнения домашнего задания. Дома ему также необходимо соблюдение тишины, чтобы он мог сосредоточиться на изучаемом материале. Некоторые проблемы обучения ребенка освящены в статье: « ».

Если вы ориентированы во врожденных векторальных особенностях своего ребенка, вы всегда сможете понять причины тех или иных особенностей его поведения, а значит – у вас не будет повода на него кричать. Ведь крик наиболее губительно воздействует на психику ребенка, особенно когда речь идет о звуковом векторе. Подробнее об этом можно прочесть в статьях: « », «Мама, не пой так громко. Берегите уши гения ».

Важно уметь правильно понимать свойства своего ребенка, чтобы создать оптимальные условия для его развития, а значит, способствовать его лучшей реализации во взрослой жизни. Как это работает, читайте

Если ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, ему приходится тратить впустую много сил и энергии. Родители в состоянии помочь малышу справиться с этой проблемой.

То здесь, то там…

Для маленького ребенка несколько минут – это целая вечность. Дети стараются охватить все, поэтому постоянно переключаются с одного занятия на другое. Только что карапуз рисовал, не прошло и пяти минут, как он взялся за пирамидку, но она так и не была собрана, потому что по телевизору начали транслировать мультфильм, который не удалось досмотреть из-за возникшей необходимости встретить маму, вернувшуюся из магазина с чем-то вкусненьким. Со временем ребенок научится избирательности восприятия и сможет произвольно концентрировать свое внимание. Постепенно период сосредоточенности малыша будет удлиняться и затем, благодаря помощи родителей, он научится собранности и сможет до конца выполнять начатое дело. Но понадобится много сил и терпения, чтобы сформировать у ребенка навыки усидчивости и способность к длительной концентрации внимания.

Будьте внимательны

Как же привить своему непоседе навыки усидчивости? В первую очередь, родители должны начать развивать внимание малыша. Многие мамы и папы требуют внимательности уже у 2-3-летних деток, в то время как даже у 5-6-леток внимание носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенку трудно сконцентрироваться по требованию. В этом возрасте детей способно привлечь только что-то яркое и привлекательное. Однако такая непроизвольность внимания позволяет дошколятам за 3-4 года до школы освоить огромный объем информации, интересоваться всем на свете и перепробовать все, что угодно.

При всем этом, родители полагают, что малыш должен тихонько играть в своем уголке, не мешая домочадцам. И в то же время, мы хотим, чтобы в будущем ребенок успешно учился в школе, естественно, самостоятельно. На этом этапе взрослые должны осознать, что малыш вырастет усидчивым и дисциплинированным только в том случае, если в раннем детстве мама и папа вместе с ним будут работать над развитием внимательности. Как проводить занятия?

Предлагаем небольшую шпаргалку.

  1. Помните, что детки любят все яркое и интересное. Поэтому, если вы хотите увлечь ребенка выполнением какого-либо задания, расскажите ему о привлекательных моментах данной деятельности. Также можно поведать невероятную сказочную историю, связанную с выполнением задания, или придать занятию элемент соревнования.
  2. Чтобы занятия были продуктивными, необходимо создать спокойную и благоприятную атмосферу. Так что отложите подальше игрушки и позаботьтесь о том, чтобы был выключен телевизор.
  3. В процессе занятия выражайте свои эмоции, радуйтесь и удивляйтесь вместе с малышом. Ну и, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за успех.
  4. Имейте в виду, что речь – одно из главных средств, способствующих формированию внимания. Поэтому комментируйте все, что вы делаете, а также попросите ребенка проговаривать свои действия и рассказывать о том, что он собирается сделать. Таким образом, ребенок будет учиться планировать свои действия. Если у малыша еще не получается выстроить план, помогите ему справиться с этой непростой задачей, поинтересуйтесь: «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Посмотри туда…», «А еще можно сделать вот так».
  5. Если, несмотря на все ваши старания и ухищрения, ненаглядное чадо то и дело крутится по сторонам в поисках более увлекательного занятия, не вздумайте обуздать его порывы повелительными фразами типа: «Успокойся!», «Не вертись!». Лучше предложите ребенку закончить начатое дело: «Посмотри, тебе осталось доделать совсем немного», «Давай нарисуем еще цветочек» и т.д.

Для того чтобы занятия были на радость ребенку и приносили максимум пользы, родители всегда должны помнить, что:

5-летний ребенок способен удерживать внимание на одном занятии около 15 минут, затем ему необходимо сменить вид деятельности;

Нельзя требовать от ребенка сидеть над заданием больше, чем он способен;

У впечатлительных, болезненных и ослабленных деток уровень концентрации ниже, поэтому они чаще отвлекаются.

Терпение и труд…

В процессе развития внимания малыша мы также учим его терпению, умению доводить до конца начатое дело и добиваться поставленной цели. В будущем эти навыки позволят ребенку успешно справляться со школьной программой и выполнением домашних заданий.

Нет лучше и интереснее занятия для ребенка, чем игра. Между тем, именно игра способствует развитию внимания, терпеливости и усидчивости. Игра обеспечивает произвольность поведения, то есть ребенок сам себя контролирует и, разумеется, самостоятельно все решает. В то же время, она требует выполнения определенных правил и доведения до конца начатого дела. Таким образом, ребенок должен проявлять терпение, иначе его не примут в игру.

Проверенным и действенным способом по воспитанию терпения и желанию добиваться необходимых результатов является труд. Впрочем, малыши обычно рады помочь по хозяйству своим родителям. Правда, мама и папа почему-то не всегда одобряют детскую инициативу. Ведь полы могут быть вымыты банным полотенцем, а после грандиозного мытья посуды можно недосчитаться чашки или блюдца. В таких случаях, родители частенько выплескивают на неудавшегося помощника весь свой гнев, чего делать ни в коем случае нельзя. Иначе, вы напрочь отобьете у своего крохи всякое желание вам помогать. Он-то хотел как лучше! Вы должны это отчетливо понимать и всячески поощрять детское желание вам подсобить. Искренне хвалите малыша за хорошо проделанную работу и в доброжелательной форме высказывайте свои пожелания, если у ребенка что-то не получилось: «Пол моют специальной тряпочкой, а полотенцем вытираемся мы сами», «Когда моешь посуду, крепко держи предмет в руках, иначе он выскользнет», «Когда поливаешь цветы, не нужно лить слишком много воды» и пр. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, никогда не пресекайте его попытки вам помочь.

И еще, возьмите на заметку несколько моментов:

· не ждите, что ребенок сам начнет проявлять терпение. Ответственность за формирование этого качества у малыша лежит на взрослом;

· мама и папа должны организовывать деятельность ребенка. Не лишним при этом будет поинтересоваться: «Что ты сейчас будешь делать, а что потом?»;

· всячески подбадривайте, поощряйте и хвалите малыша. Не ограничивайтесь обыденными словами «умница» и «молодец». Лучше укажите ребенку на то, что ему удалось особенно хорошо. А главное – объясняйте, почему он добился успеха: «Ты старался, добивался своей цели и был терпелив, поэтому у тебя все получилось». Если же у малыша пока еще не все получается, успокойте его, поддержите и объясните, что «для того чтобы все получилось, иногда необходимо проделывать одну и ту же работу несколько раз. Именно так мы набираемся опыта».

Игры на развитие внимания

Найди отличия. Покажите малышу два похожих рисунка и попросите найти отличия.

Что пропало? Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек (количество игрушек зависит от возраста малыша), а затем попросите его закрыть глаза и спрячьте одну игрушку. После этого дайте сигнал открыть глаза. Он должен сказать, какой игрушки не хватает.

Съедобное – несъедобное. Вы бросаете ребенку мяч, при этом называете слово. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если вы назвали что-то съедобное, а если нет – следует опускать руки.

Делай как я! Под считалку вы ритмично выполняете простые движения (например, киваете, хлопаете в ладоши, топаете ногой), а ребенок повторяет за вами. Затем, неожиданно для малыша вы меняете движение. Ребенок должен сориентироваться и повторить за вами новое движение.

Три задания. Малыш становится в удобную позу, затем по сигналу «Раз, два, три – замри!» он должен замереть и оставаться неподвижен. В это время вы называете три задания, а после команды «Раз, два, три – беги!» малыш отправляется на выполнение заданий. Причем задания необходимо выполнять именно в той последовательности, в которой вы указали. Вот пример заданий:

1. Назови какое-нибудь домашнее животное.

2. Подпрыгни три раза.

3. Принеси синенькую машинку.

Игры, требующие усидчивости

Если вы хотите дать малышу занятие, требующее усидчивости, предложите ему:

Разукрашивать. Возьмите раскраску или сами нарисуйте какой-нибудь предмет и предложите ребенку разукрасить его, не выходя за контур.

Лепить. Лепить из пластилина очень интересно и весело, особенно с мамой и папой. Попробуйте! Понравится всем!

Собрать паззл или мозаику.

Разложить детали мозаики по цвету.

Поиграть со шнуровками.

Пересыпать фасоль или горох в бутылку с узким горлышком.

Переливать воду из емкости с широким горлышком в емкость с узким горлышком.

Можно проявить фантазию и придумать множество игр, требующих скрупулезности и усидчивости. Однако родители не должны забывать предлагать малышу и активные игры, чтобы он мог выплеснуть всю накопившуюся за день энергию. Кроме того, необходимо правильно подбирать время для занятий. Если у ребенка резвое настроение, лучше дать ему в этот момент побегать.

Принимайте своего малыша таким, какой он есть, и не ставьте ему в пример соседских Машу, Сашу, Глашу или еще кого-то, кто может полчаса собирать паззл, в отличие от вашего непоседы, который не высиживает за этим занятием более 10 минут. Ни в коем случае не давите на ребенка. Если ребенок может высидеть только 10 минут, значит, занимайтесь именно столько. Главное – продолжайте заниматься!


Дефицит внимания и неумение концентрироваться на поставленной задаче в течение длительного времени – настоящий бич современных детей, а заодно и их родителей. Немалую роль в этом играет все ускоряющийся темп современной жизни и чрезмерное увлечение средствами массовой информации. Телевизионные передачи, компьютерные и видеоигры перевозбуждают неокрепшую нервную систему детей и буквально высасывают из них способность сосредотачиваться на долгое время. Малыш не успевает следить за мельканием кадров и привыкает к быстрому и поверхностному усвоению информации. И вот мама в миллионный раз показывает ребенку, как правильно писать букву «А», а тот ерзает на стуле и играет с карандашом. «Будь внимательнее!» — то и дело повторяет родительница, постепенно теряя терпение. А вот любимую сказку ребенок может внимательно слушать хоть сто раз подряд. Дети могут (и хотят!) сосредотачиваться только на том, что им интересно в данную минуту. Помочь справиться с этой бедой могут Специальные тренинги или занятия шахматами , но часто бывает что возможности водить ребенка на занятия нет…

Педиатры считают, что в возрасте 4-5 лет ребенок в среднем должен быть способен фокусировать внимание на одной задаче от 8 до 20 минут. Чтобы высчитать эту цифру для более старшего возраста, нужно каждый год умножить на 5 минут. Но и это правило, как любые другие, зависит от ситуации. И не только от интересности поставленной задачи, но еще и, например, от времени суток. Одна и та же задача, поставленная перед ребенком утром, сразу после просыпания, в середине дня, перед или после тихого часа, перед ночным сном привлечет разное количество внимания. Нить возможной концентрации очень эластична. Как же помочь ребенку и научить его концентрироваться?

1. Сделайте занятие по-настоящему интересным. Сколько внимания затратит малыш на то или иное занятие, зависит от того, насколько ему нравится эта деятельность. Когда вы впервые предлагаете ребенку занятие, которое важнее вам, а не ребенку (например, учите малыша писать буквы), вы в первую очередь испытываете свою креативность и гибкость как родителя и как учителя. Если малышу это занятие не нравится, то между ним и родителем порой начинается настоящая борьба. И отказаться от этой борьбы почти невозможно, ведь требования к детям, поступающим в школу, сейчас очень высоки: ребенок должен быть усидчив, послушен, знать азы грамматики и математики, уметь воспринимать новое и выполнять задачи, поставленные перед ним учителем. И начинается борьба не на жизнь, а на смерть между ним и родителем. Родитель пытается научить малыша обратному счету, а тому в этот момент интересней разбирать игрушечную машинку. И поразительно: с машинкой он может возиться подряд целых полчаса, а вот для того, чтобы выучить счет, не хочет потратить и пяти минут!

Поэтому немного изобретательности со стороны мамы поможет превратить скучную вещь в интересную. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка писать буквы карандашом, можно попросить его сделать это мелом на доске или на асфальте, красками на оконном стекле, вылепить из пластилина или из теста для печенья. Дети замечательно учатся писать буквы палочкой на песке во время прогулки (а чем еще заняться, если, к примеру, на улице сыро и грязно и негде играть). Готовые прописи малоинтересны для детей. А вот попробуйте сделать прописи сами вместе с ребенком из нескольких листов обычной бумаги – совсем другое дело! Совместные поделки кроме навыков концентрации хорошо развивают мелкую моторику рук, и они более интересны, чем академические уроки.

2. Чтобы получить внимание, научитесь давать его сами. Родители сами часто отвлекаются во время занятий с ребенком. «Выключи чайник!» — кричит мама папе, а внимание ребенка уже улетело. Даже взрослому после того, как его отвлекли, бывает трудно сосредоточиться вновь, что уж говорить о малыше. Бывает и так, что, занимаясь с ребенком, мама то и дело разговаривает по телефону или смотрит «одним глазом» в телевизор. Если уж собрались научить ребенка сосредотачиваться, сядьте рядом с ним в тишине и подарите несколько минут своего времени – целиком, не отвлекаясь ни на что. Четкие и ясные инструкции помогут ребенку лучше понять поставленную задачу и сконцентрироваться на ней. Бесполезно надеяться, что ребенок будет учиться по вашим инструкциям, выкрикнутым из кухни в детскую. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза и плечо к плечу.

3. Заранее предупредите рассеянность. Чтобы ребенок не отвлекался на перекусы и на «попить водички», перед началом занятий предложите ему легкий полдник. Не следует начинать учебу и после подвижных игр, когда ребенок слишком устал и перевозбудился. Если ребенок уже учится в школе или ходит в какую-нибудь секцию, то не заставляйте его делать домашнее задание сразу после возвращения домой, любому человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Уроки и секции не должны идти сплошным потоком. Если ребенок концентрируется с каждым разом все хуже, возможно, его расписание слишком перегружено.
Если ребенка отвлекают брат или сестра, усадите их за занятия по разным комнатам. Не разрешайте одному ребёнку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, пока вы занимаетесь с другим. Никакие уроки не выдержат такой конкуренции.

Часто дети становятся рассеянными и теряют сосредоточенность, когда им кажется, что задача для них слишком трудна. Помочь можно, разделив задачу на несложные инструкции. Если вы велите ребенку убрать его комнату, то вряд ли из этой затеи выйдет что-нибудь путное. Гораздо лучше обозначить задачи помельче: подбери с пола игрушки, а потом я скажу тебе, что делать дальше. Вместо постоянных словесных напоминаний сделать то или иное, которые ребенком игнорируются, гораздо эффективнее бывает повесить картинку, иллюстрирующую задачу. Например, картинку мальчика, чистящего зубы или играющего на пианино. И не забывайте хвалить ребенка за самостоятельно выполненную работу.

4. Тренируйте память, наблюдательность и внимание. Существует множество игр, которые, в отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, хорошо тренируют умение концентрироваться. Это практически все настольные игры, рисование, собирание паззлов. Да и само по себе отключение телевизора уже заставляет ребенка внимательно прислушиваться и приглядываться к окружающей его обстановке. Побуждайте также ребенка подмечать мелкие интересные детали во время совместных игр и прогулок, читать вместе вывески, считать машины определенного цвета, обращать внимание на цвета, формы, текстуру вещей.

Кстати, до двух лет педиатры вообще не рекомендуют детям смотреть телевизионные передачи, даже мультики. А после этого возраста ребенку можно позволить посмотреть телевизор примерно 20-30 минут в день, всего 2-3 часа в неделю. И не быстрые «горластые» американские мультсериалы, а спокойные, добрые короткие мультики.

data-yashareType=»button» data-yashareQuickServices=»yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir»

«Он забывает только что прочитанное, не выполняет задания до конца, легко отвлекается... Ребенку трудно сосредоточиться, и это беспокоит родителей. Как будто сами они бывают сосредоточены по восемь часов в день! Математика, чтение или сольфеджио - трудно фиксировать внимание на деятельности, которая надоедает. И в этом дети мало отличаются от нас, взрослых. Кроме того, задачи, которые ставит перед ребенком начальная школа (усидчивость, аккуратность), мобилизуют всю энергию и мешают - временно - сосредоточиться на других задачах. Постоянная невнимательность 7–10-летнего школьника может быть вызвана кризисной ситуацией в семье (страхом перед отчимом, ревностью к младшему брату или сестре) или стрессом, связанным со школой. Душевное беспокойство несовместимо с вниманием. Вместо того чтобы нервничать и увеличивать его переживания, постарайтесь, сохраняя бесстрастие, выяснить, что тревожит или смущает вашего ребенка. Наше спокойствие так же заразительно, как и волнение.

Проверьте: есть ли у него время, чтобы поиграть и разрядить свою энергию после школы? Понаблюдайте, в какие часы ему легче сосредоточиться на учебе, и предлагайте садиться за уроки именно в это время. Если ребенку трудно переключаться с одного задания на другое, составьте вместе план занятий и заранее предупреждайте его о том, что предстоит делать дальше. Уберите с рабочего стола все лишнее (игрушки, гаджеты) и предложите начинать делать уроки с самых легких предметов - они «прогревают» мозг и повышают концентрацию внимания. Поощряйте попытки искать ответы самому - любознательность развивает способность сосредоточиться на одном предмете.

Но если ребенок постоянно возбужден, ему трудно сконцентрироваться на любом, даже привлекательном занятии, если эти симптомы наблюдаются дольше полугода, имеет смысл обратиться к неврологу, который выявит (или нет) возможное гиперактивное расстройство и предложит соответствующую помощь».

Об этом

«Лучшие методики развития внимания у детей» Ольга Машталь «Нарушения внимания у детей» Герхард Лаут, Петер Шлоттке Игры, задания, упражнения и ценные практические советы, собранные в этих книгах детскими психологами, помогут улучшить концентрацию внимания ребенка в любом возрасте (Наука и техника; Академия, 2008).

Наверное нет такой семьи, в которой не возникают конфликты и ссоры во время обучения ребенка, ведь младшие школьники зачастую бывают несобранными, забывают только что прочитанный материал, не выполняют до конца задания. К сожалению, мало кто из родителей знает как справиться с ситуацией, когда ребёнок не может сосредоточиться, отвлекается по пустякам, вследствие чего все усилия идут прахом, а ведь все не так сложно, если воспользоваться советами профессионалов.

Если ребенок не может сосредоточиться, то родители, прежде чем начать ругать его, должны подумать, возможно это не каприз и имеется веская причина для подобного поведения. Очень часто взаимное недопонимание только усиливает раздражение, родители начинают кричать на ребенка, тот –плачет, пугается и вообще не может сконцентрироваться на заданном. Поэтому лучше всего, если родители постараются спокойно разузнать, что тревожит или смущает малыша, а после этого помогут ему выполнить заданный предмет.

Следующая причина, из-за которой ребенок не может сосредоточиться на одном задании – это отсутствие интереса, ведь не секрет, учебная программа детям нравится гораздо меньше, чем те же компьютерные игры, за которыми они могут сидеть часами. Преодолеть эту причину гораздо проще, чем думают многие родители, конечно, изменить программу, чтобы заинтересовать ребенка, они не смогут, но слегка подзадорить малыша в их силах. Для этого следует вспомнить об увлечениях ребенка и постараться придумать что-то, чтобы он захотел "покончить" с менее интересным делом как можно быстрее. Например, можно сказать, что скоро начинается интереснейший фильм, но посмотреть его он сможет только если быстренько сделает все уроки, поскольку закончится фильм очень поздно.

Еще одна причина, вследствие которой малыш не может сконцентрироваться – это усталость, ведь тяжелая программа, недосыпание или недомогание заставляют его думать об отдыхе, а не об учебном процессе. Чтобы устранить эту причину, родителям следует понаблюдать за ребенком и вычислить, сколько времени он сохраняет нормальную работоспособность и, по истечении этого периода, предлагать ему сделать перерыв. Отдых, несомненно, не должен длиться больше 10 минут и лучше, если он будет содержать небольшую физическую нагрузку, например, малыш может полить цветы или помочь разобрать сумки, однако разрешать ему играть не следует, поскольку ребенку потом будет сложно переключиться опять на уроки.

Очень важную роль в жизни ребенка выполняет распорядок дня, ведь иногда сами родители настолько загружают малыша, что ему попросту некогда отдохнуть и немного поиграть. Весь его день, помимо посещения школы, составляют походы в кружки, секции – родители, таким образом, за счет ребенка просто пытаются самореализоваться. Поэтому, лучше всего если родители вместе с детьми составят план, в котором будет расписано, сколько времени можно отвести на то или иное занятие.

Иногда сосредоточиться на занятиях ребенку не дают собственные мысли, например, малыш знает, что на выходных его ожидает поход в цирк или интересная прогулка, причем это для него настолько захватывающе, что ни о чем другом он не может думать. В этом случае, кричать на малыша и заставлять его немедленно делать задание бесполезно, поскольку эти мысли ребенок контролировать не в состоянии. Родители должны дать возможность ребенку слегка выплеснуть эмоции, для этого можно совместно рассмотреть афишу будущего мероприятия или поговорить о предстоящей программе.

Если же влияние описанных факторов устранено, но ребенок все равно не может или не желает сосредотачивать свое внимание на заданных предметах, то это означает, что способности, отвечающие за концентрацию внимания, следует тренировать. Делать это лучше в игровой форме, например, зачастую ребенок долго не может сидеть на одном месте, научить его этому помогут такие игры как: "Замри" или "Море волнуется", а чтобы малышу было более интересно, можно добавить элемент соревнования, допустим, кто дольше сохранит позу.

Очень часто сосредоточиться мешают посторонние разговоры – задавая вопросы родителям, копируя одноклассников или любимых героев, ребенок подсознательно уходит от сути заданного задания. Подавлять реплики и контролировать разговор поможет игра в "Молчанку", чтобы заинтересовать ребенка родители могут вместе с ним выбрать какой-нибудь приз, который получит выигравший. Этот метод позволит родителям не отвечать на постоянные "почему" и "как", а ребенок, не отвлекаясь на ненужный разговор, будет более сконцентрирован на заданиях.

Почувствовав усталость ребенок должен уметь расслабляться, для этого родители могут предложить ему гимнастику из нескольких простых упражнений. Например, можно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, после чего вытянуть ноги вперед, а руки сцепить в замок за головой; сидя на стуле – повернуться несколько раз одним корпусом вправо-влево, после чего легонько потереть виски и переносицу.

Развивать концентрацию внимания можно совместно с развитием памяти, делать это также следует в игровой форме, например, родители могут попросить малыша запомнить расположение каких-либо предметов, а после попросить его выйти или отвернуться. За время отсутствия ребенка родитель просто переставляет предметы или прячет некоторые и, когда малыш войдет, просит его назвать какие же произошли изменения.

В заключение следует сказать, что если ребенок не может сосредоточиться на любом, даже самом интересном задании, постоянно возбужден или рассеян, причем, это состояние продолжается более 6 месяцев, то это может быть показателем гиперактивного расстройства. Чтобы убедиться в наличии или отсутствии недуга родителям целесообразно показать малыша неврологу, который проведет диагностику, на основании показателей вынесет вердикт и если нужно назначит лечение.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса