Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие. Темы и образы ранней лирики В. В.Маяковского

Сочинение

В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего делать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! » он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.

Человек,

Землю саму

Зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

Новые звезды придумай и выставь...

Однако толпа глуха к этому крику души поэта. Во многих стихах он рассказывает о своих безнадежных попытках прийти к людям, поведать им о своих страданиях, разделить их горе. Но каждый раз эти попытки оказываются безуспешными. Поэт ощущает страшное, трагическое одиночество.

Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой - взял бы и все обвыл.

У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отъединенность от людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию.

Слушайте ж:

Все, чем владеет моя душа,

А ее богатства пойдите смерьте ей!

Великолепие,

Что в вечность украсит мои шаг,

И самое мое бессмертие,

Которое, громыхая по всем векам,

Коленопреклоненных соберет мировое вече, -

Все это - хотите? -

Сейчас отдам

За одно только слово

Ласковое

Человечье.

Он хочет разорвать одиночество и кричит:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит, это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора «люди-оркестр» в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» выявляет позицию «Я», которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин - «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой («бабочка трепетного сердца»), которую толпа, «стоглавая вошь», может легко раздавить.

Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь - это сердце всего», - утверждает поэт.

Письма и стихи, посвященные Л. Ю. Брик, раскрывают всю глубину и силу чувств поэта, которому «кроме любви... нету солнца», который «душу цветущую любовью выжег».

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.

Дореволюционное творчество поэта - это лирические и сатирические стихотворения, поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский». Основные темы этого периода - мир большого города («Ночь», «Утро», «Адище города»); война и мир («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»); поэт и толпа («Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!»); любовь («Лиличка»), Некоторые современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» (К). Карабчиевский), другие видят в нём страдающего поэта (А. Михайлов), большинство отмечают тоску невостребованной любви (поэма «Флейта-позвоночник»). Лирический герой Маяковского - бунтарь, который постоянно конфликтует с окружающим миром.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (<1914>) раскрывается важная для всего творчества Маяковского тема поэта и толпы. В оркестре происходит ссора: «Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка...» «Чужо смотрел» на скрипку весь оркестр и только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / “Боже!”, / Бросился на деревянную шею: / “Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / Я вот тоже / ору -/ а доказать ничего не умею!”» Поэта не задевают насмешки оркестрантов, он находит родную душу и делает скрипке «предложение»: «Знаете что, скрипка? / Давайте - / будем жить вместе! / А?» Это стихотворение - диалог с «толпой», в котором Маяковский всё время говорит о существовании двух разных систем ценностей: материальной и духовной. Приверженцы материальной стороны жизни, «посредственности», вызывают гневные упрёки поэта. Утверждение исключительности своего «я», страдающего в мире пошлости, - это вызов, брошенный миру грубых и недалёких людей.

В ранних стихах Маяковского много декларативного, преувеличенного показа своей значимости. И вместе с тем в его поэзии острое ощущение одиночества, своей ненужности в современном мире:

Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночй,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?
Себе, любимому, посвящает эти строки автор, <1916>

Лирика Маяковского - это городская лирика XX века. Природа как мир гармонии и красоты, убежище для измученнои души, просто источник эстетического удовольствия, в его стихах практически отсутствует. «Адище города» - единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой. Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населён не только враждебными людьми, в нём живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причём Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом, и высшее своё предназначение видит в служении «униженным и оскорблённым»:

И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
А всё-таки, <1914>

Лирический герой поэзии Маяковского - защитник всего мира от «стоглавой вши», и поэтому он поднят до невероятных высот, равен Богу, Луне - «любовнице рыжеволосой». Но это же обрекает его на постоянное, гибельное одиночество. Он испытывает боль и страдание, источником которых является и любовь («Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Люблю»),

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Послушайте! <1914>

В вопросах - философские размышления о смысле жизни, о любви. Почему они возникли у поэта? Возможно, потому, что для обывателя звёзды всего лишь «плевочки». Но есть люди, для которых они - «жемчужины». Вот для этих немногих и «врывается к Богу» лирический герой. Ведь звёзды нужны для того, чтобы кому-то было «не страшно»: «Значит - это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» Обратите внимание на знаки препинания в конце стихотворения, выражающие риторический вопрос, уверенность поэта в правильной разгадке смысла существования.

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя - / тяжкая гиря ведь - / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».

О лирике Маяковского очень чутко отозвался Б. Пастернак: «Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обречённая, гибнущая, почти зовущая на помощь».

Мотивы лирики В. В. Маяковского В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии. В “Манифесте” футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение “заумного языка”; эксперимент в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово); выбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). В. В. Маяковский следует этим принципам в начале своего творческого пути.

Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.

Просматривая стихи раннего Маяковского, легко убедиться, что изображение города занимает видное место в его творчестве. В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.

Но в другом стихотворении, “Ночь”, перед нами предстает картина ночного города: яркая, красочная, праздничная от рекламных огней. Поэт описывает ночной город как художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, добавляя яркие краски (багровый, белый, зеленый, черный, желтый). Мы даже не сразу донимаем, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Город у Маяковского то шипящий и звенящий, как в стихотворении “Шумики, шумы, шумищи”, то загадочный и романтичный, как в стихотворении “А вы могли бы?”:

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ,

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? С темой города перекликается и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают (“Скрипка и немножко нервно”, “Я”). В стихотворении “Дешевая распродажа” поэт говорит, что готов отдать все на свете за “единственное слово, ласковое, человечье”. Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении “Лиличка (вместо письма)” и поэме “Облако в штанах” мотив неразделенной любви является ведущим. (“Завтра ты забудешь, что я тебя короновал”, “Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг”). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а “облаком в штанах”. Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме “Облако в штанах” показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика “долой”:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство!

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как “Нате!”, “Вам!”, является тема отрицания буржуазного образа жизни. Маяковский издевается над сытой публикой, пришедшей ради забавы послушать стихи модного поэта:

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир...

Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии, которая “на бабочку поэтичного сердца” взгромоздится в “калошах и без калош”. Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее, чтобы выразить свое презрение. (Это стихотворение напоминает лермонтовское “Как часто, пестрою толпою окружен”:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в лицо железный стих,

Облитый горечью и злостью.)

В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Он создает множество агитационных плакатов, попросту говоря, рекламы:

Пролетарка, пролетарий,

Заходите в планетарий.

Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам. В стихотворении “Прозаседавшиеся” Маяковский высмеивает всевозможные бюрократические учреждения (“а-б-в-г-д-е-ж-з-комы”), появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти. А в стихотворении “О дряни” маленькая канарейка становится символом нового советского мещанства, и рождается призыв: “головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!”

В “Стихах о советском паспорте” автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую. Но главной темой этого стихотворения, бесспорно, является патриотическая тема. Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный эксперимент, строящую новое общество:

Читайте, завидуйте!

Я - гражданин Советского Союза!

К патриотической лирике можно также отнести такие стихи, как “Товарищу Нетте, человеку и пароходу”, “Рассказ товарища Хренова...”. Последнее стихотворение является гимном рабочему человеку:

Я знаю - город будет,

Я верю - саду цвесть,

Когда такие люди

В Стране Советской есть.

Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как “Поэт-рабочий”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, вступление к поэме “Во весь голос”. Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна, что “поэзия - та же добыча радия”, и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия -это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”).

Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества (“Письмо товарищу Кострову...”), поэтому поэт уверен, что “мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо...”.

1. Образы поэта и толпы в ранних стихотворениях поэта.
2. Стихотворения — «плевок в лицо общественности».
3. «Чтоб обязательно была звезда!..» — романтика в ранней лирике поэта.
4. Маяковский — сатирик и лирик. Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
В. В. Маяковский

С самого истока своего творческого пути В. В. Маяковскому удалось заявить о себе как о ярком и необычном даровании. Ему суждено было стать во главе самого непокорного и бунтарского направления литературы — футуризма. До этого в истории русской литературы не было поэтов, подобных Маяковскому, — агрессивных, резких, но талантливых, использующих стихотворное слово как реальное и действенное оружие с окружающим злом.

Первые стихотворения поэта резкие, но одновременно не лишенные романтического налета. Они представляют собой обращение, лозунг: лирический герой возводится на сцену и ведет речь, обращенную к окружающему миру. Яркий пример — стихотворение «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.

Лирический герой всесилен, он может сокрушить основы Вселенной. Для этого произведения, как и для всего раннего творчества, характерно постоянное сочетание несочетаемого: серой обыденности (жестяные вывески, блюдо студня) и поэтического порыва, полета художественного вдохновения («зовы новых губ»). Это классический, пушкинский конфликт поэта и толпы, в котором поэт, хотя и противопоставляет себя серости толпы, не может бросить ей открытый вызов. Для Пушкина этот конфликт выливается в перепалку с толпой. Лермонтов желает бросить обществу, как перчатку, «язвительное слово», но удерживает его в себе. Для Маяковского конфликт поэта и толпы имеет масштаб громкого и шумного скандала.

Стихотворение «Нате!» содержит больший вызов обществу, чем предыдущие произведения. Это уже не брошенная перчатка, а настоящий плевок в лицо общественности. Лирический герой, являющийся одновременно и самим поэтом, до крайности резок: он именует себя «грубым гунном», давшим доступ к «бабочке поэтиного сердца», толпа у него — «стоглавая вошь». Однако даже это положение может быть разрушено волей художника:

Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Однако и толпа настроена решительно: она находит в себе силы противостоять воле поэта, она подсознательно стремится к уничтожению слишком отличного от нее индивидуума. Примером такого поворота авторской мысли служит стихотворение «Вот так я сделался собакой». Лирический герой испытывает сильнейший эмоциональный срыв, у него больше не остается терпения, и единственным способом защиты от агрессивной толпы становится превращение в такую же отрицательную энергию, как и само людское сборище:

...толпа навалилась,
огромная,
злая,
я встал на четвереньки
и залаял:
«Гав!
гав! Гав!

За пеленой агрессии и злобы не видно зачастую самого главного — истинной, чистой и тонкой души поэта. У Маяковского немного стихотворений явно романтического толка, но при этом их влияние на читателя своей необычностью и неподдельностью чувств нельзя недооценивать. На фоне кажущихся настоящими агрессии и злобы лирического героя странно звучит признание, оставленное в одной из поэм: «Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом». Романтическая душа поэта, нежная и ранимая, старательно скрытая за маской бунтаря, в полной мере проявляется в редких, но от этого невероятно ценных трогательных стихотворениях поэта.

Одним из них является произведение «Послушайте!». Даже в названии нет ни намека на агрессию или вызов — это просьба лирического героя обществу.

В основе произведения — «звездная тема», присутствующая в лирике практически любого крупного поэта. Однако у Маяковского эта тема приобретает неожиданный ракурс. Главный герой озабочен проблемой необходимости звезд, ведь если их не будет, человечество обречено на «беззвездную муку». Герой находит в себе силы в лице неведомого нам просителя ворваться к богу и потребовать: «Чтоб обязательно была звезда!» И здесь он не робкий проситель, а настойчивый визитер, требующий принадлежащее ему по праву.. Бог — создатель вселенной, а Поэт — ее певец, и именно через призму его восприятия меняется и мировоззрение читателей: «плевочки» на небе становятся прекрасными жемчужинами...

Трогательное стихотворение оставляет массу вопросов, один из которых — а будет ли услышан герой и будет ли выполнено его требование:

Чтобы каждый вечер
На небе
Загоралась
Хотя бы одна звезда.

Драма одиночества и непонимания поэта, начатая стихотворением «Послушайте!», плавно обретает еще больший размах в произведении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка не просто музыкальный инструмент, к которому часто обращались писатели и поэты, это родственная Маяковскому душа. Она трогательно раскрывается перед незнакомой, враждебно настроенной аудиторией. Лирический герой, в стихотворении отождествляемый с автором, такой же: «тоже орет, а доказать ничего не умеет», как и скрипка. Нелепая внешне ситуация имеет глубокий философский смысл.

Даже в раннем творчестве Маяковского переплетаются два начала — сатира и тонкая лирика. Первая проявляется в неприятии старых порядков, вражде с толпой и ненависти к большому, страшному городу. Сатира не может не обрушить свой гнев на тупых обывателей — пленников еды и «раковин вещей». Вторая сторона души поэта — нежная, ранимая, глубоко спрятанная, но прекрасная, видящая звезды и умеющая воспринимать красоту этого мира. Самоироничное стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» непостижимым образом сочетает в себе оба качества поэта:

Четыре.
Тяжелые, как удар.
«Кесарево кесарю — богу богово».
А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?

Со временем Маяковский найдет свою нишу, встав на трибуну революции. Однако такого надрыва, драматичности, которые сквозят в произведениях раннего этапа, резким и агитирующим лозунгам Маяковского-революционера будет сильно не хватать.

Творчество Маяковского охватывает собой первую треть XX века. Это одна из самых ярких страниц в истории русской литературы того периода. Вместе с тем, творчество это не было однородным. Поэт прошел определенные стадии развития, он менял темы и пафос своих произведений. И все же как поэт Маяковский сформировался в ранний период своего творчества. Именно тогда уже были намечены все основные направления, по которым далее шло развитие его таланта.
Маяковский раннего периода - это в первую очередь бунтарь, ниспровергатель устоев. Признанный лидер русских футуристов, Маяковский выступал не только с радикальными идеями, касающимися пересмотра литературных традиций (тезис о том, что классиков следует «сбросить с корабля современности»), но и с оригинальной эстетической программой. Именно Маяковскому принадлежит заслуга в возрождении на новом этапе тонического принципа стихосложения, именно он придумал знаменитую «лесенку» для того, чтобы интонационно акцентировать стих.
Тезис о ниспровержении устоев у Маяковского своими корнями уходил не столько в эстетику, сколько в область идей. Недовольство сытой буржуазной жизнью, царящей в обществе бездуховностью, корыстолюбием и продажностью вылилось в протестный характер творчества русских футуристов. Особенно это заметно у Маяковского. Эпатаж становится у него не только одним из ведущих эстетических принципов, но и отчасти стилем поведения (знаменитые желтые блузы, редиска в петлице, многочисленные публичные диспуты и выступления футуристов). Все это можно увидеть на примере таких стихотворений, как «Вам!», «Нате!» и других. Характерно, что уже сами названия стихотворений звучат провокационно, как надпись на плакате или транспоранте. В стихотворении «Нате!» поэт резко противопоставляет себя буржуазной толпе.
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Маяковский не приемлет мир тупых, сытых мещан, где мужчины занимаются в основном тем, что «кушают щи», а женщины «смотрят устрицей из раковин вещей». Все эти люди сливаются в толпу, «стоглавую вошь», которая бесцеремонно и нагло относится к поэту, считая, что он должен ее развлекать, «кривляться» перед ними. Эта толпа сильна именно своим числом, тем, что это «масса», сплоченная общими интересами. Себя поэт называет «грубым гунном», потому что отрицает то, что все эти люди называют культурой. Маяковский отстаивает право личности на свободу, право на то, чтобы сказать «нет» этому миру.
Это было тем более для него актуально, что в тот период он лишь самоидентифицировался как самостоятельная, не зависящая от общественных стереотипов личность, как самобытный поэт, стремящийся сказать новое слово.
Несмотря на то, что в ранних стихах Маяковского очень силен эпатажный элемент, стремление совместить несовместимое, «докричаться», в них четко прорисовываются и его эстетические принципы. Это хорошо видно, например, на одном из самых известных ранних стихотворений Маяковского, которое называется «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Что из этого стихотворения видно? Во-первых, поэт не приемлет скуку серых будней. Во-вторых, поэзия для него - это дерзание, открытие новых горизонтов. В-треть- их, своим творчеством он стремится «объять необъятное», познать мир: недаром в стихотворении фигурирует океан. В-четвертых, он утверждает эстетику нового времени, эстетику устремленного в будущее технического прогресса. «Жестяная рыба» - это вывеска, водосточные трубы - безусловный признак городской жизни. Ничего поэтического в этих образах (в традиционном смысле) нет. Однако Маяковский оспаривает эту точку зрения. Новый мир, считает он, несет с собой новые реалии, новое понимание прекрасного.
Другой стороной творчества Маяковского этого периода является сфера человеческих взаимоотношений. Его в первую очередь интересуют те люди, которые, как и он сам, не приемля законов, навязываемых обществом, часто оказываются в одиночестве. Это те немногочисленные романтические души, которые не желают жить утробными интересами толпы. Это редкое, незабываемое соприкосновение душ составляет в лирике Маяковского лирическое начало. Оно видно, например, в таких стихотворениях, как «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно» и других. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» Маяковский прибегает к своего рода эзоповому языку: вместо людей у него действуют музыкальные инструменты. С одной стороны - плачущая, страдающая скрипка, с другой - равнодушный барабан, глупая тарелка, осуждающий скрипку «потный», «медно- рожий» геликон - одним словом, весь оркестр, который «чужо смотрит». Лишь в душе лирического героя Маяковского страдания скрипки находят отклик («Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи»). Он так же пытается достучаться до людей, «а доказать ничего не умеет». Именно между такими непонятыми, но вместе с тем глубоко чувствующими личностями возникает взаимное притяжение.
Итак, темы и образы ранней лирики Маяковского во многом перекликаются с его более поздним творчеством. В ней намечались, формировались его основные идейные и эстетические принципы. Из этой творческой лаборатории вышло все, чем позже славился талант «агитатора, горлана-главаря». Ораторская манера, прямое обращение к массе, и в то же время проникновенный лиризм также берут свое начало именно здесь.
Творчество Маяковского оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Оно изменило само восприятие поэзии, сделало ее важной частью общественной жизни, трибуной, с которой поэт обращался к своим современникам и потомкам.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса