Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Прощание с матерой положительные и отрицательные герои. Анализ произведения «Прощание с Матёрой». Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матёрой. Несколько интересных сочинений

Сочинение

«Прощание с Матерой» — крупнейшее произведение В. Распутина. Это нравственно-философская повесть, затрагивающая многие проблемы. Это произведение насыщено символикой и даже фантастикой. Но эти элементы необычайно органичны в реалистической повести.

Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражает прозрение Дарьи — ее встреча со своим родом, с «многовековым кликом» предков, на острие которого она видит себя.

Как уже было сказано, в повести много символики. Символично названия самого острова: Матера. Оно, конечно же, связано с таким понятиями, как мать (мать — земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матера — это как бы «малый материк»). И неслучайно, мне кажется, в сознании современного человека возникает образ нашей планеты как «малого» острова в космическом океане. Также со словом «Матера» возникает еще одна ассоциация — матерый, что значит здоровый, крепкий. Это уже относится к народному укладу жизни.

Кроме того, с этим островом связывается еще одно символическое значение. Старики прощаются с Матерой, как с живым существом. Уход ее под воду осмысляется как неразумное вмешательство человека в естественный ход вещей, в разумное устройство природы. С исчезновением Матеры разрушается и гармония человеческих отношений, так как нарушено единство человека с природой. Уход острова под воду равносилен концу света. Поэтому Матера связана еще и с апокалипсисом.

Символична в повести и смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, ее сына и внука. Распутин указывает, что от поколения к поколению связи с Матерой истончаются, ослабевают. Павел Пинигин уже не уверен, что старики правильно поступают, защищая остров. Андрей — это уже совсем новое поколение, которому хочется чего-то другого, суетного. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напрашивается мысль, что дети Андрея вообще не будут знать и помнить Матеру и что на этом оборвется и род человеческий.

Другим образом-символом является в повести маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом зверек — Хозяин Матеры. Сам автор подчеркивает его значение даже графически — пишет с большой буквы. Писатель так говорит о нем: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Этот зверек сравнивается здесь с домовым, а мы знаем, что домовой — хранитель очага, это своеобразный дух дома. Поэтому Хозяин Матеры — это хранитель, душа острова и деревни. Он оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет: «Предчувствовал Хозяин, что скоро… все изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился».

Хозяин понимает неизбежность гибели, поэтому он мудро смиряется с этим. Но пока стоит остров, пока живут на нем люди, «Хозяин здесь он». Этот зверек не бросает своих ночных проверок острова, следя за всем, потому что он часть природы и существует по ее законам. Ему так предписано — оберегать и следить за всеми, кто находится на острове.

Еще один символ в повести: опора Матеры — царский листвень, с помощью которого, по легенде, «крепится остров к речному дну, общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». К этому дереву «никто не решается, так вечно, могуче и властно стоял он не бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми».

Этот «листвень» — олицетворение самого острова, недаром они накрепко связаны в старинной легенде. Он так же незыблемо стоит, как и остров. Ни топоры, ни огонь «чужих людей» не могут повредить гордое дерево, этот некий природный корень жизни. Листвень стоит как бы на страже острова, поэтому он не может поддаться напору «поджигателей». Пока стоит остров, будет стоять и он, листвень.

Вообще, Хозяин Острова и листвень олицетворяют силы самой природы и подчеркивают губительное вмешательство человека в нее.

Одним из центральных образов-символов повести является Дом. Он символизирует устои человеческой жизни: нравственные, семейные, социальные. Для стариков Дом — это не просто деревянная постройка, но и живое существо. Недаром Дарья перед отъездом, перед тем, как подожгут ее жилище, убирает его, белит, моет. Она готовит свой Дом в последний путь, как умершего человека: «Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что есть у него, покойника в гроб не кладут. А как можно отдать на смерть родную избу… отказав ей в таком обряженье?». И героиня прощается со своим домом, наказав «поджигателям» не заходить внутрь, не «поганить» его чужим присутствием. Дарья чувствует, что дом понимает, куда его обряжают: «вся изба сразу приняла скорбный, отрешенный, застывший лик».

Мы видим, что Распутин использовал в своей повести символику, чтобы лучше раскрыть перед читателями смысл и идею произведения.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор")

Разделы: Литература

Класс: 11

Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как........ пустыня.
И как алтарь без божества.
А.С. Пушкин

Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе
править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом.
В.Г. Распутин

1. Постановка задачи урока.

Анализируя повесть В.Г. Распутина, мы должны выявить философский, символический и экологический аспекты произведения.

3. Образ Матёры

Каков сюжет повести?

(История затопления расположенного на острове сибирского села Матёры)

Прочитайте описание Матёры. (2 глава)

Матёра – матёрый, мать, материк.

Матёрый –

  • полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
  • опытный, знающий;
  • неисправимый, отъявленный

МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.

Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)

Прочитайте историю Матёры. (1 глава)

Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?

4. Атлантида (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 2

Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?

Как погибла Атлантида?

(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)

Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?

(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)

Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)

5. Иркутская ГЭС (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 3

6. Отношение к “малой родине”, к Матёре (дом. задание по группам)

1 группа

Как относятся к происходящему? Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)

2 и 3 группы

Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)

4 группа

Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке? (гл. 4)

Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)

Какова история жизни Дарьи? (гл. 5) Зачем автор её рассказывает читателям?

5 группа

Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире? (гл. 12)

В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 гл.?

О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)

Вывод

Столкновение “отцов” и “детей” переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

Какие противопоставленные образы можно выявить в повести?

  • жители Матёры – представители власти
  • природа – цивилизация
  • деревня – город

Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?

7. Стихотворение Станислава Куняева “Валентину Распутину” . Приложение 5

8. Символический аспект повести

Итак, мы заговорили о символах. А что такое “символ”?

(Знак, предмет, образ, несущий определенную смысловую нагрузку).

Посмотрим, какие символы есть в повести “Прощание с Матерой” и попытаемся разобраться, что они означают.

В чём символическое значение образа Ангары? (гл. 4) Описания сенокоса? (гл. 11) Сцены уборки избы? (гл. 20)

Каково символическое значение образа огня? (гл. 8, 18, 22) Образа лиственя? (гл. 19) Образа хозяина? (гл. 6)

Образ огня (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 6

Образ лиственя (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 7

Хозяин (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 8

Матёра – деревня, остров на Ангаре, родная земля, родина, мать.

9. Итоги

Как вы понимаете смысл финала повести?

10. Слово учителя.

В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.

Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя “неживыми”, брошенными в разверстой пустоте”.

Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести “Прощание с Матёрой”.

Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.

Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?

(От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

Есть такой термин “экология души”. Как вы его понимаете?

(Охрана нравственной, духовной чистоты людей).

Связаны ли между собой экология природы и “экология души”?

(Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)

Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.

Завершая сегодняшний урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности: о бережном отношении к малой родине, Родине, об отношении к предкам, о назначении человека; или же вас больше взволновала экологическая проблема? Тем не менее произведение Распутина – кладезь мудрых мыслей, бесконечный поиск ответов на философские вопросы. Я уверена, что ни один из вас не остался равнодушен к героям повести Распутина.

11. Высказывания о природе. Приложение 9

Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.

12. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по повести Распутина “Прощание с Матерой” (составить развернутый план)

Список литературы

  1. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. “Молодая гвардия”, - 1980.
  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал.
  4. rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny.
  5. librero.ru/article/myth/org/ cim/
  6. belovlas.narod.ru/medieval/slavian-...
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот.
  8. ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.

На мой взляд,одним из самых интересных и близких каждому человеку вопросов русской литературы является тема родного дома,родных мест.Нельзя недооценить их важность для каждого из нас.Мне в наибольшей степени понравилось произведение В.Распутина "Прощание с Матерой"
Действие этой повести разворачивается на небольшом островке под названием " Матера" на реке Ангара.Жизнь в этой деревушке текла вполне обыденно,так же,как и в тысячах других деревень нашей необъятной страны.Скорее всего,такая спокойная,счастливая жизнь продолжалась бы и в дальнейшем.Но обстоятельства сложились иначе.Власти решили затопить Матеру для того,чтобы создать на ее месте водохранилище.Наверняка,для любого человека весть о уничтожении родного дома и о скором пареезде станет настоящей катастрофой.Может быть,для молодого поколения эта новость покажется не такой уж пугающей,а наоборот,шансом обрести новых друзей,узнать,какова жизнь вдали от родных мест.Но для более старшего поколения это настоящая трагедия.Здесь прошли их детство,молодость,минуты счастья и печали,радости и негодования,были пережиты успехи и пройдены невзгоды.Не исключением стала Матера.Расставание с родной деревушкой молодежь пережила почти безболезненно.А для пожилых людей переезд оказался неприемлимым.Главная героиня произведения,старейшая жительница этих мест Дарья,общалась с духами природы,со своими предками,захороненными в этой земле.Автор на ее примере показывает нам,как связаны жители с этим островком, и еще раз подчеркивает нежелание отъезда со своей малой Родины тех,кто живет на этом месте многие десятки лет.Символом повести является "Царский листвень". Он олицетворяет собой бескрайние силы природы,над которыми человек не имеет власти.Его пытались сжечь,срубить,спилить.Но все попытки оказывались безрезультатными.Жители,оставшиеся на Матере после её затопления,будто это многовековое,раскатистое дерево,которое глубоко вросло своими корнями в землю,и ничто,и никто не сможет его переселить с того места,где оно когда-то было посажено,а затем росло,несмотря ни на какие природные стихии и иные потрясения.Те,кто остались в своих домах после затопления,даже не предпринимали попыток спастись,когда на деревушку хлынула вода.Свои лучшие годы они уже прожили да к тому же были далеко не молоды.Для этих людей было немыслимым закончить свою жизнь вдали от этих мест.Та же Дарья,общаясь со своими предками,уже давно покоенными в земле,затем,проведя обряд очистки своей избы,всем своим поведением показывала,что готовится к смерти и не боится ее принять,поскольку останется на родной земле,где были похоронены все ее предки.Память о Матере и о жителях,которые не покинули свое родное место, навсегда останется в сердцах людей.
В заключение я хочу сказать,что то тепло,уют,которые человек ощущает в родном доме,он не почувствует больше нигде.Это произведение отражает действительность нашего общества,но в то же время раскрывает всю широту русской души.

В основе сюжета произведения Распутина «Прощание с Матерой» лежит расставание с «малой родиной», где ранее жили деды и прадеды. А теперь этот кусочек земли, у которого есть свой незримый Хозяин, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Автор талантливо показывает, как новый мир постепенно выделяет духовность и то, что было создано предками, а также память о них.

Единственный персонаж, кто помнит о своих обязательствах перед предками и не готов расстаться с родиной - это старики. И «самая старая из старух» - Дарья Пнигина. Именно она и становится главной героиней повести. Невзирая на свои уже немолодые года, она еще достаточно крепкая, у нее еще есть сила в руках и ногах. Кроме того, женщина умело справляется с «немалой работой по хозяйству».

С образом Дарьи поднимается проблема поколений, памяти и родственных уз. В этом отношении явно выделяется эпизод на кладбище, когда начали разорять могилы. Здесь отчетливо была видна необыкновенная сила духа, которую проявила старуха. Не испугавшись «здоровенного, как медведь, мужика», женщина бросилась в защиту святого места. Ведь кладбище - это священное место почитания предков, а разрушить его - это грех и кощунство. Но новому поколению приказ свыше важнее, и им чужда привязанность пожилых жителей к земле и уважение к чужой памяти.

Дарья - это воплощение духовных идеалов. Именно она постоянно рассуждает о верности, о смысле человеческой жизни, преемственности поколений и человеческой душе. Героине довелось прожить нелегкую жизнь, полную утрат: потерю мужа и смерть троих детей. Однако это не озлобило ее, не довело до отчаяния, а наоборот, дало ей силы, опыт и возможность понимать главное в жизни. Главное для человека - это его душа. Ведь не зря героиня часто заводит разговоры со своим внуком Андреем. Правда, им тяжело понять друг друга.

Создавая образ Дарьи, ее сына Павла и внука Андрея, автор показывает, как из поколения в поколение человек деградирует душевно. И если у Павла мы видим хоть какое-то сочувствие и жалость к Матере, то Андрею уже все равно. Покидая деревню, он даже не захотел пройтись местами детства и попрощаться со своей «малой родиной».

У Дарьи совсем другое отношение к Матере и каждому домику, и уголку в деревне. Это ее родной, живой и полноценный мир. Жгут мельницу, героиня идет провожать ее, думая, сколько хорошего она ей дала. Перед тем, как собрались сжечь избу героини, она побелила ее, прибралась в ней, будто совершала обряд над покойником. И перед тем, как покинуть свой родной дом, женщина запирает его, дабы не осквернили его чужаки.

Автор наделил свою героиню истинной народной силой и духовностью. Это невообразимое могущество характера стоит на связи с прошлым, на почитании предков, на благодарности родной земле. Именно эти ценности и воспевает В.Г. Распутин.

Обитатели острова Матеры - люди разных поколений. Здесь живут древние старики, пожилые люди, люди зрелого возраста, молодежь, дети. Всех их объединяет одна проблема (можно было бы сказать "беда", если бы многие не относились к ней, как к чему-то долгожданному) - грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько ио-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землей.

Три ярких представителя разных поколений одной семьи - главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера - Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное - хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья - тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: "Кто ж старое дерево пересаживает?" Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и "царским лиственем" (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков - неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.

Сын Дарьи, Павел - представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда - на стороне молодых.

А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться "на волю". Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, - представитель старшего поколения.

Так повелось испокон веков, что старики - хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля - твоя мать. Недаром слово "Матера" созвучно слову "мать". Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса