Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Прокофьев «Золушка. С.Прокофьев «Золушка Балет золушка история создания

Золушка
Балет в трех действиях
Либретто по одноименной сказке Ш. Перро Н. Волкова. Балетмейстер Р. Захаров.
Первое представление: Москва, Большой театр,21 ноября 1945 г. Первое представление в Ленинграде: Театр оперы и балета имени С-М. Кирова, 8 апреля 1946 г. Балетмейстер К. Сергеев.

Действующие лица:
Золушка. Отец Золушки. Мачеха Золушки. Кривляка и Злюка, сестры. Принц. Фея-бабушка. Весна, Лето, Осень, Зима - феи времен года. Феи-фрейлины. Танцмейстер. Кавалеры. Сверстники принца. Иноземные принцессы.
Церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры. Карлики. Птички, кузнечики. Снежинки. Арапчата, эфиопы. Музыканты, артисты оркестра.

Комната в богатом доме отца Золушки. Вечереет.
Две девушки вышивают шелковый шарф. Это - Кривляка и Злюка, сводные сестры Золушки. Невзлюбила мачеха Золушку и заставляет ее одну всю
черную работу по дому делать. Вот и теперь болтают за вышиванием Кривляка и Злюка, около них сидит и любуется ими мачеха, а Золушка, как всегда,
одиноко сидит поодаль, у камелька.
Но недолго продолжается вышивание - между сестрами возникает ссора из-за шарфа. Чтобы прекратить ее, мачеха разрезает шарф пополам. Сестры,
танцуя, дразнят молчаливую Золушку. Мачеха восхищена танцами дочерей.
Грустно следит за всем этим бесхарактерный отец Золушки, но разве может он помочь своей любимой обездоленной дочери?
За окном гаснет закат. Все уходят. Золушка остается одна. Она принимается за обычную работу - уборку комнаты. Вот лежит оброненный сестрами шарф. Золушка поднимает его, примеряет - так хочется принарядиться! - и весело кружится с ним. Увидев себя в зеркале, Золушка останавливается.
Если бы она так же, как сестры, могла носить нарядные платья... Но кто сошьет их для нее? Вспомнила Золушка свою мать. Трепетно отдернув занавеску, прикрывающую портрет покойной, и затянув тафтой портрет мачехи, Золушка с грустью вглядывается в любимое лицо.
Робко входит отец. Он испуган, увидев закрытый портрет сварливой жены. Золушка прижимается к отцу: ей так не хватает ласки! Но только отец хочет
приласкать дочь, как в дверях появляются Кривляка и Злюка, а вслед за ними и мачеха. Гнев ее уже готов обрушиться на головы мужа и падчерицы, как
вдруг в комнату незаметно входит старушка. Она просит подаяния. Мачеха и сестры отворачиваются от нее, и лишь Золушка протягивает нищенке кусок
хлеба. Поблагодарив добрую девушку, старушка исчезает так же незаметно, как появилась.
Распахиваются двери, и в комнату влетают модистки, портнихи, парикмахеры. Вся семья приглашена во дворец на бал к принцу. Пора одеваться!
Танцмейстер со скрипкой требует повторения разученного танца и поклонов. Наконец все в порядке. Надеты роскошные платья, сделаны великолепные
прически - можно ехать.
Дом опустел. Золушка остается одна со своими грустными мыслями. Она погружается в мир грез, мечтая о бале во дворце. Неизвестно откуда
появляется фея-бабушка. Она берется исполнить желание Золушки побывать на балу.
Грустно взглянула Золушка на свое старое платье и стоптанные башмачки и вдруг - перед ней пара чудесных блестящих туфелек.
Комната озаряется волшебным светом. По приказанию старушки являются феи времен года, чтобы одеть Золушку на бал. Фея Весна принесла ей
нежно-розовую ткань, фея Лето - гирлянды душистых роз, фея Осень - золотистый плащ, фея Зима - бриллианты снежинок. Появляются и
феи-фрейлины, помогающие Золушке нарядиться в чудесные одежды. Фея-бабушка подводит Золушку к старинным часам и говорит, что ровно в
полночь из них появятся карлики, которые предупредят ее о сроке возвращения домой. Точно в полночь она должна покинуть бал, иначе снова превратится в замарашку.
Словно растаяла стена дома Золушки: вдалеке засветились окна дворца, в котором принц дает бал. Раззолоченная карета ждет Золушку. Радостная
садится в нее девушка и едет во дворец.
Пышный бал во дворце. В чинном придворном танце важно выступают гости. Среди них - отец и мачеха Золушки, Кривляка и Злюка. Самого принца еще
нет. Церемониймейстеры в волнении ждут его прихода. И вот, наконец, он сам. Он весел, его загорелое лицо оживлено, кудри рассыпались по плечам.
Быстро взбегает принц по ступенькам трона и предлагает начать танцы.
В этот момент появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от нее глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки.
Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сестрам, которые не узнают замарашки в ее великолепном наряде.
Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики. «Пора, Золушка!» - напоминают ей старинные
часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца. Бьет полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет туфельку. Поднять ее некогда. Как вихрь мчится за Золушкой принц. Где прекрасная незнакомка? Найти ее, найти во что бы то ни стало! Внезапно лунный луч падает прямо на туфельку. Принц поднимает ее и радостно прижимает к сердцу; благодаря этой туфельке ему удастся, быть может, найти ту, которую он полюбил с первого взгляда.
Принц лишился покоя и требует найти владелицу туфельки. К нему призвали всех лучших сапожников. Он приказывает найти мастера, который изготовил
туфельку, но никто не может сказать принцу, кем она сшита. Принц решает сам отправиться на поиски незнакомки.
По всему миру странствует принц. Он встречает немало красавиц. Но ни в одной из них он не может найти даже отдаленного сходства с девушкой,
которая овладела его сердцем. Разочарованный и грустный, возвращается принц в родной город.
Комната Золушки. Она спит, прижимая к груди оставшуюся у нее туфельку. Солнечный луч, пробравшийся в окно, будит девушку. Взглянув на туфельку,
она сразу вспоминает чудесные события памятного вечера, и снова встает перед ней и бал, и золотая карета, и фея-бабушка, и прекрасный принц.
По улице бежит толпа. Все в смятении. Это приближается принц. Он все еще ищет девушку, потерявшую на придворном балу башмачок. Вот и сам принц, измученный долгими и безуспешными поисками, но по-прежнему решительный и неутомимый. Нет ли беглянки здесь? Сестры и мачеха льстиво кланяются принцу, они пытаются примерить поданную им туфельку, но напрасно: она слишком мала и ни одной из них не приходится впору. Взор принца
случайно падает на Золушку, скромно стоящую у камелька. Неожиданно из-за корсажа Золушки падает башмачок - точно такой, какой нашел принц в
дворцовом саду. Мачеха и сестры от неожиданности и изумления не в состоянии вымолвить ни слова.
Соловьиная ночь. Золушка и принц нашли друг друга. Среди благоуханья цветов идут они к большому, светлому и радостному счастью взаимной любви.

Киль Анна

Реферативная работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выполнила: Киль Анна

Введение………………

1. Творческая биография С.Прокофьева………………

2. История создания балета "Золушка"……………….

2.1. Краткое содержание балета…………….

3. Заключение…………………..

Список литературы…………………………………

Введение

Золушка — балет Сергея Прокофьева (опус 87). Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.

Известны и другие балеты на тот же сюжет: «Золушка» — Cinderella композитора Ф.Сора (постановки: 1822 — Лондон, 1823 — Париж, балетмейстер обеих постановок Альбер, 1824 — Москва, балетмейстер Ф.Гюллень-Сор, перенос постановки Альбера) и «Золушка» композитора Б.А.Фитингоф-Шеля (премьера 17 декабря 1893 г. в Мариинском театре, Санкт-Петербург, балетмейстеры: М.Петипа, Э.Чеккетти и Л.Иванов).

Впервые «Золушка» Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова.

Знаменитая история Шарля Перро о несчастной сироте, которую тиранят мачеха и две дочери, а потом она едет на бал, теряет туфельку и находит свою любовь. Эта история признана самой любимой сказкой всех времен. Ведь классические сказки не стареют, поскольку они перекликаются с нашей жизнью и сейчас.

1. Творческая биография С.Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) - советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепьяно), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учёбы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918—33 жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял концертные поездки в СССР.

Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора 20 в. — воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи.

Оперное и балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального теара (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910—1920-х гг. («Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел») проявились особенности творческого метода Прокофьева — напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вокальной декламации. От «Игрока» и «Огненного ангела», развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере «Семен Котко» — народно-бытовой драме о событиях Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 на Украине, в которой декламационность обогащается национальной народной песенностью.

Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в жанре киномузыки (кинофильм «Александр Невский», «Иван Грозный», в содружестве с режиссером С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов кинодраматургии) и подготовил патриотическую оперу-эпопею «Война и мир». Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые народные и батальные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирической оперы — психологизмом речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере — «Повесть о настоящем человеке» (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера «Обручение в монастыре» завершила поиски Прокофьева в области современной комической оперы.

Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева 20-х — начала 30-х гг. («Сказка про шута...», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»). Балеты Прокофьева 2-й половины 30-х — начала 50-х гг. («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») принесли советскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео и Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, выпуклость музыкальных характеристик. Продолжая традиций балетов П. И. Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра.

Не менее значительны достижения Прокофьева в других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического и лирико-жанрового симфонизма. 1-я симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма, 2-я симфония (2-частная) сочетает в себе драматическую напряжённость и жёсткость с красотой русского распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию. Тесно связаны с театральным творчеством лирико-драматическая 3-я (тематизм «Огненного ангела») и лирико-жанровая 4-я («Блудного сына») симфонии. Эпическая, насыщенная современным содержанием 5-я (по словам Прокофьева, «симфония величия человеческого духа») и лирико-драматическая 6-я симфонии навеяны событиями Великой Отечественной войны 1941—45. Ясностью и гармоничностью отличается музыкально-образный строй лирико-созерцательной, просветлённой 7-й симфонии.

Самобытный стиль фортепьянных сочинений Прокофьева (9 сонат и 5 концертов, циклы) с его ударной трактовкой инструмента и преломлением раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значительную роль в формировании нового пианизма в музыке 20 века. Музыка Прокофьева, завоевав огромную популярность во всём мире, оказала значительное влияние на творчество многих советских и зарубежных композиторов.

"Золушка" принадлежит к крупнейшим творческим удачам композитора. И в то же время занимает среди них особое место.

Балет был написан рукой С. Прокофьева - уже зрелого мастера. Сам композитор о своем новом балете писал: «Для меня очень важно было, чтобы балет "Золушка" получился наиболее танцевальным, чтобы танцы вытекали из сюжетной канвы, были разнообразными и чтобы артисты балета имели в достаточной мере возможность потанцевать и показать свое искусство».

2. История создания балета "Золушка"

Замысел балета родился у Прокофьева зимой 1940 года. Летом 1943 года в Перми, где работал тогда Кировский театр, в тесном содружестве с либреттистом Н. Волковым и балетмейстером К. Сергеевым «Золушка» была завершена.

Прокофьев в этом произведении следует лучшим традициям русской балетной музыки, партитура «Золушки» отличается подлинной танцевальностью, мелодичностью, классические балетные формы сочетаются с «вальсовой стихией», столь характерной для русских балетов. Но самое главное заключается в том, что Прокофьев стремился как можно человечнее раскрыть темы старой сказки. «Самую Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас»,— писал композитор.

Случилось так, что она увидела свет рампы в Москве на сцене Большого театра в памятный 1945 год. Как праздничный салют Победе воспринимался этот спектакль, воспевавший торжество справедливости и гуманизма над злом и ненавистью. И поставлен он был с большим размахом, небывалой щедростью… Постановку осуществил Р. Захаров.

Через пять месяцев после московской премьеры в апреле 1946 года «Золушка» была показана в Ленинграде, в Театре им. С. М. Кирова (балетмейстер К. Сергеев).

«Золушка» отличается камерностью, прозрачностью, удивительной нежностью и мягкостью красок. Балет привлекает тонким, проникновенным лиризмом, подкупающей искренностью музыкального языка, филигранной отделкой деталей.

Музыка «Золушки» пленяет красотой мелодий, она человечна и возвышенна.

На обсуждении премьеры балета в 1945 году знаменитый режиссер А. Таиров сказал: «Золушка» принадлежит к числу произведений, которые, едва родившись, сразу становятся классическими».

У Прокофьева богатство внутреннего мира Золушки неисчерпаемо. Заглянув в ее сердце, композитор восхитился всегда загадочным и всегда естественным, вечным, но каждый раз неповторимым рождением любви.

Балет может рассказать не только о бедной и доброй замарашке, ставшей принцессой. Содержание музыки Прокофьева шире простодушной притчи. Это подтвердила новая интерпретация прокофьевской «Золушки» в 1964 году в Новосибирске, предложенная начинающим тогда балетмейстером Олегом Виноградовым. Дебютант не пошел по пути иллюстративно-назидательного хореографического пересказа, и, опираясь на опыт драматургии Е. Шварца, создал современную и поэтическую версию сказки. Притча о вознагражденной добродетели и наказанных пороках превратилась в размышление о красоте и уродстве, о таланте и бездарности, о духовности и внутренней пустоте.

2.1. Краткое содержание балета

Акт первый

В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается - это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие - в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй

Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий

Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке - это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.

3. Заключение

Сказка Ш. Перро стала одной из самых любимых тем хореографического искусства. На протяжении многих лет в различных театрах мира выдающиеся хореографы обращались к музыке С. Прокофьева и сказке Ш. Перро, находя все новые хореографические решения.

Главная тема сказки Ш.Перро - тема справедливости и любви нашла отклик в сердцах многих поколений художников и хореографов и стала любимой зрителями и слушателями.

За основу спектакля взят эпиграф С. Прокофьева: "Башмачки только тогда имеют смысл, когда они - пара". Так и люди. У каждого человека свое представление о счастье, но если эти представления совпадают, то мы говорим: "Два сапога - пара". Надо только не бояться и пуститься в сказочное путешествие по волшебной стране своей мечты - и твоя половина, твоя пара, обязательно отыщется.

Не узнать друг друга невозможно, потому что в руках у твоей половины наверняка будет хрустальный башмачок мечты, близнец твоего хрустального башмачка. А если соединятся туфельки, то соединятся и сердца. И неважно, кто хозяин башмачка - бедная девушка или знатный вельможа. Если у двух людей одинаковые представления о счастье, то они обязательно полюбят друг друга. А любовь, как известно, не знает преград.

Список литературы

1. http://ru.wikipedia.org

2. http://www.classicalballet.ru/ballets/cinderel/libretto/

3. Н. Боярчиков, М. Большакова «Несколько слов о балете С. Прокофьева "Золушка"

«Балло» означает «танцую»

  1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»).
  2. Музыкальные персонажи в движении.
  3. Родственность слов балет и бал.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание);
  2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова. «Котёнок и щенок» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.
  2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Балет - загадка, что не знает слов...

Знакомство с жанром балета

Что же такое балет?

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую».

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства.

На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось искусство балета. В этой стране издавна любили не просто танцы, а танцевальные сценки, которые исполнялись в народных комедиях, на карнавалах, балах и других празднествах.

Слова «бал» и «балет» - родственные. Бал – большой танцевальный вечер, а балет – большой музыкальный спектакль.

Балет – это обязательное сочетание танца и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба этих искусства объединяет то, что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и поэтично.

Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.

Изначально танец был неотъемлемой частью сценического представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки – пуанты.

Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.

Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник-декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету, выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический оркестр.

Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны.

Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»

Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришёл на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Представьте себе, в кабинете консерватории сидит серьёзная приёмная комиссия, в которой известные композиторы – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13-летний мальчик. Вот мои сочинения», - сказал он. И тогда Н. А. Римский-Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!»

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы.

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений». Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника «Детская музыка», сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с инструментами симфонического оркестра.

Одним из самых известных его сочинений является балет «Золушка».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль Перро.)
  3. Назовите главных героев этой сказки.
  4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.)

Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах нашей страны и в различных странах мира.

Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните имя одной из них – Галина Уланова.

С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк» каждый персонаж имел свою тему: Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие, короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с самого начала балета.

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена – Кривляка и Злюка.

Слушание: «Па де шаль».

  1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.)
  2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.)

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание: «Урок танца. Гавот».

  1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.)
  2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)

Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто.

И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашки в её великолепном наряде.
Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» - напоминают ей часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца.
Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Обратите внимание на то, как после 12-того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо.

Слушание: «Полночь».

  1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.)
  2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.)
  3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.)

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной.

Слушание: «Вальс».

  1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.)
  2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной, безрадостной.)
  3. Как по-вашему, что происходит в этот момент на балетной сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают карета, кони, кучер.)

Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье.

Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и человеческого отношения к жизни в противоположность злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве называется «контраст».

  1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.)
  2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)
  3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.)
  4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.)

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр.

Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

Вопросы и задания:

  1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет?
  2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?
  3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?

Запомни!
Бал
Балет
Артист балета
Контраст

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вальс. Полночь из Балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Гавот из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Полночь из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Танец Па де шаль из балета Золушка, mp3;
3. Сопровождающая статья, ppsx.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса