Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проект по литературе на тему кавказский пленник. Презентация "Кавказский пленник. Жилин и Костылин - два разных характера". Расширить свои знания о

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)


Цели урока:

1. Расширить свои знания о

жизни Л.Н. Толстого

2. Продолжить знакомство с

творчеством писателя

3. Продолжить работу над развитием читательских

умений и навыков


Толстой – наша национальная гордость

Дом Горталовых

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет


  • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
  • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
  • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)


Лев Толстой на Кавказе

Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)


Смысл заглавия рассказа

«Кавказский» простор, красота, свобода .

«Пленник» – неволя, война.


Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности


«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».


2 группа – 3,4 части

3 группа – 5,6 части

Cлайд 1

Cлайд 2

«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

Cлайд 3

«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

Cлайд 4

«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает». « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

Cлайд 5

«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Cлайд 6

«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

Cлайд 7

Жилин Костылин Мать Дина Мать Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта

Cлайд 8

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. добрый (думает о матери); надеется на себя; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам; великодушный, простил Костылина. ЖИЛИН КОСТЫЛИН слабый человек, не себя не надеется; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей. ДИНА добрая, стремиться помогать людям; способна на самопожертвование. ТАТАРЫ работящие; способны понять и оценить хорошего человека

Кавказ

в жизни

и творчестве

Л.Н. Толстого

Работу выполнила

ученица 10 «А» класса

МКОУ СОШ № 6 пос.Затеречный

Кислякова Елена

Руководитель – Краюшкина И.В.



ГИПОТЕЗА : Кавказ оказал большое влияние на становление личности Л. Н. Толстого, что нашло отражение в его творчестве

ЦЕЛИ :

  • выяснить влияние пребывания на Кавказе на мировоззрение Л.Н.Толстого,
  • определить, как тема Кавказа нашла отражение в его творчестве

МЕТОДЫ : поиск дополнительного материала, анализ, обобщение.


МОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ:

  • Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.
  • Интерес к фольклору и быту кавказцев.
  • Кавказский цикл его творчества.

ВЫВОД:


Я УЗНАЛА :

В сороковые годы 19 века – в период подъема русской демократической мысли - молодым офицером приехал Толстой на Кавказ. Он жил в Чечне с мая 1851 по январь 1854 года - практически постоянно в среде чеченцев и казаков, среди которых завел немало друзей. В дневниках и письмах этого периода – свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни чеченцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их нравы и обычаи, вынести собственные суждения.

Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников. О любви к Кавказу он говорил в 1854 году в выражениях, буквально совпадающих со стихами Лермонтова (из вступления к "Измаил-бею"): "Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью”.

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество, Толстой писал в 1859 году: «... Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».

Я УЗНАЛА :

В 1852 году он записал две чеченские народные песни – со слов своих друзей-чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Эти и другие записи впоследствии он использовал в своих произведениях.

В декабре 1852 года Толстой отправил с Кавказа в петербургский журнал "Современник", прогрессивный в самый популярный журнал того времени, свой первый военный рассказ - "Набег". До того в сентябрьском номере журнала была напечатана повесть "Детство". Когда в "Современнике" появился следующий кавказский рассказ Толстого "Рубка леса", редактор журнала Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу; "Знаешь ли, что это такое? Это очерки разнообразных солдатских типов (и отчасти офицерских), т. е. вещь, доныне небывалая в русской литературе. И как хорошо!"


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора.

Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Толстого.

Размышления Толстого о судьбе горцев легли в основу кавказского цикла его творчества («Набег. Рассказ волонтера», «Рубка леса. Рассказ юнкера», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный», «Записки маркера», «Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт»).

На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика.


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В кавказских рассказах складывался общих взгляд писателя на жизнь, на войну в мир - иными словами, философия бытия, воплощенная в художественных образах. Война и мир резко противопоставлены, и война осуждена, потому что это - разрушение, смерть, разъединение людей, вражда их друг с другом, с красотой всего "божьего мира".

На Кавказе была впервые выработана толстовская философия любви и самоотвержения - а ведь это самые заветные чувства русского человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЩИЙ ВЫВОД -

Кавказ оказал большое влияние на формирование взглядов писателя и нашёл отражение в творчестве.


РЕСУРСЫ:

  • http://elbrusoid.org/content/liter_theatre/p137294.shtml - Песни горцев
  • Независимая газета от 01.06.2001 Оригинал: http://www.ng.ru/style/2001-06-01/16_song.html
  • "Повести и рассказы" Л Н Толстой, Москва, "Художественная литература", 1981г, серия "Классики и современники".
  • «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год
  • К. Кулиев «Поэт всегда с людьми», М., 1986 год

Слайд 2

ТЕСТ

1 События происходили осенью. 2. Жилин был невелик ростом, да удал. 3. Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и убежал. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

Слайд 3

Задание1: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».

Слайд 4

Иллюстрации

  • Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    ЗАДАНИЕ 2: Коротко выделите главные качества, определяющие облик героев.

    Главные качества героев Жилин Костылин Наличие большое цели Эгоизм Активность Безответственность Верность долгу Изнеженность Верность дружбе Безволие Способность на предательство

    Слайд 9

    КРОССВОРД

    По горизонтали: 1.Какая черта характера должна присутствовать у человека в плену? 2. «…уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь» 3.Какое чувство испытывает Жилин, когда пишет на письме неправильный адрес? 4.Как назвали татары Жилина? 5. 6.Какую черту характера, которой нет у Костылина можно отметить у Жилина? 7. Главная цель Жилина в плену. 8. Служил на Кавказе офицер, «мужчина грузный, толстый» 9.Как назвали татары Костылина? По вертикали: 1. Какое чувство производит на вас Костылин? 2.Костылин и в плену, и при побеге оказался для Жилина 3. Для Жилина характерна активность, Костылина … 4. Что испытывает Жилин по отношению к Костылину при побеге? 5.Жилин уж наперёд прикормил её(кого)

    Слайд 1

    Лев Николаевич
    Толстой
    "Кавказский пленник"
    1872
    Literata.Ru

    Слайд 2

    «На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

    Слайд 3

    «Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

    Слайд 4

    «Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает».
    « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

    Слайд 5

    «Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

    Слайд 6

    «Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

    Слайд 7

    Жилин
    Костылин
    Мать
    Дина
    Мать
    Татары
    забота
    помощь
    уважение
    обращается
    за помощью
    любит
    не тревожит
    любовь, забота
    доброта

    Слайд 8

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
    добрый (думает о матери);
    надеется на себя;
    деятельный человек;
    сумел прижиться в ауле;
    работящий, не может сидеть без дела;
    всем помогает, даже своим врагам;
    великодушный, простил Костылина.
    ЖИЛИН
    КОСТЫЛИН
    слабый человек, не себя не надеется;
    способен на предательство;
    раскис, упал духом;
    не принимает других людей.
    ДИНА
    добрая, стремиться помогать людям;
    способна на самопожертвование.
    ТАТАРЫ
    работящие;
    способны понять и оценить хорошего человека

  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса