Проект по литературе на тему кавказский пленник. Презентация "Кавказский пленник. Жилин и Костылин - два разных характера". Расширить свои знания о
«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»
(Урок литературы. 5 класс)
Цели урока:
1. Расширить свои знания о
жизни Л.Н. Толстого
2. Продолжить знакомство с
творчеством писателя
3. Продолжить работу над развитием читательских
умений и навыков
Толстой – наша национальная гордость
Дом Горталовых
Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете
Памятник Л.Н.Толстому в Казани
Казанский Императорский университет
- Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
- Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
- Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.
Эпизод Кавказской войны.
М.Ю.Лермонтов (1840 г.)
Лев Толстой на Кавказе
Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».
(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)
Смысл заглавия рассказа
«Кавказский» – простор, красота, свобода .
«Пленник» – неволя, война.
Жанр рассказа – рассказ-быль
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов
Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении
Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец
Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности
«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».
2 группа – 3,4 части
3 группа – 5,6 части
Cлайд 1
Cлайд 2
«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».Cлайд 3
«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»Cлайд 4
«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает». « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».Cлайд 5
«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».Cлайд 6
«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».Cлайд 7
Жилин Костылин Мать Дина Мать Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота добротаCлайд 8
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. добрый (думает о матери); надеется на себя; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам; великодушный, простил Костылина. ЖИЛИН КОСТЫЛИН слабый человек, не себя не надеется; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей. ДИНА добрая, стремиться помогать людям; способна на самопожертвование. ТАТАРЫ работящие; способны понять и оценить хорошего человекаКавказ
в жизни
и творчестве
Л.Н. Толстого
Работу выполнила
ученица 10 «А» класса
МКОУ СОШ № 6 пос.Затеречный
Кислякова Елена
Руководитель – Краюшкина И.В.
ГИПОТЕЗА : Кавказ оказал большое влияние на становление личности Л. Н. Толстого, что нашло отражение в его творчестве
ЦЕЛИ :
- выяснить влияние пребывания на Кавказе на мировоззрение Л.Н.Толстого,
- определить, как тема Кавказа нашла отражение в его творчестве
МЕТОДЫ : поиск дополнительного материала, анализ, обобщение.
МОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ:
- Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.
- Интерес к фольклору и быту кавказцев.
- Кавказский цикл его творчества.
ВЫВОД:
Я УЗНАЛА :
В сороковые годы 19 века – в период подъема русской демократической мысли - молодым офицером приехал Толстой на Кавказ. Он жил в Чечне с мая 1851 по январь 1854 года - практически постоянно в среде чеченцев и казаков, среди которых завел немало друзей. В дневниках и письмах этого периода – свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни чеченцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их нравы и обычаи, вынести собственные суждения.
Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников. О любви к Кавказу он говорил в 1854 году в выражениях, буквально совпадающих со стихами Лермонтова (из вступления к "Измаил-бею"): "Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью”.
О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество, Толстой писал в 1859 году: «... Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».
Я УЗНАЛА :
В 1852 году он записал две чеченские народные песни – со слов своих друзей-чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Эти и другие записи впоследствии он использовал в своих произведениях.
В декабре 1852 года Толстой отправил с Кавказа в петербургский журнал "Современник", прогрессивный в самый популярный журнал того времени, свой первый военный рассказ - "Набег". До того в сентябрьском номере журнала была напечатана повесть "Детство". Когда в "Современнике" появился следующий кавказский рассказ Толстого "Рубка леса", редактор журнала Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу; "Знаешь ли, что это такое? Это очерки разнообразных солдатских типов (и отчасти офицерских), т. е. вещь, доныне небывалая в русской литературе. И как хорошо!"
Я ОПРЕДЕЛИЛА:
В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора.
Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Толстого.
Размышления Толстого о судьбе горцев легли в основу кавказского цикла его творчества («Набег. Рассказ волонтера», «Рубка леса. Рассказ юнкера», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный», «Записки маркера», «Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт»).
На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика.
Я ОПРЕДЕЛИЛА:
В кавказских рассказах складывался общих взгляд писателя на жизнь, на войну в мир - иными словами, философия бытия, воплощенная в художественных образах. Война и мир резко противопоставлены, и война осуждена, потому что это - разрушение, смерть, разъединение людей, вражда их друг с другом, с красотой всего "божьего мира".
На Кавказе была впервые выработана толстовская философия любви и самоотвержения - а ведь это самые заветные чувства русского человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЩИЙ ВЫВОД -
Кавказ оказал большое влияние на формирование взглядов писателя и нашёл отражение в творчестве.
РЕСУРСЫ:
- http://elbrusoid.org/content/liter_theatre/p137294.shtml - Песни горцев
- Независимая газета от 01.06.2001 Оригинал: http://www.ng.ru/style/2001-06-01/16_song.html
- "Повести и рассказы" Л Н Толстой, Москва, "Художественная литература", 1981г, серия "Классики и современники".
- «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год
- К. Кулиев «Поэт всегда с людьми», М., 1986 год
Слайд 2
ТЕСТ
1 События происходили осенью. 2. Жилин был невелик ростом, да удал. 3. Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и убежал. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал
Слайд 3
Задание1: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».
Слайд 4
Иллюстрации
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
ЗАДАНИЕ 2: Коротко выделите главные качества, определяющие облик героев.
Главные качества героев Жилин Костылин Наличие большое цели Эгоизм Активность Безответственность Верность долгу Изнеженность Верность дружбе Безволие Способность на предательство
Слайд 9
КРОССВОРД
По горизонтали: 1.Какая черта характера должна присутствовать у человека в плену? 2. «…уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь» 3.Какое чувство испытывает Жилин, когда пишет на письме неправильный адрес? 4.Как назвали татары Жилина? 5. 6.Какую черту характера, которой нет у Костылина можно отметить у Жилина? 7. Главная цель Жилина в плену. 8. Служил на Кавказе офицер, «мужчина грузный, толстый» 9.Как назвали татары Костылина? По вертикали: 1. Какое чувство производит на вас Костылин? 2.Костылин и в плену, и при побеге оказался для Жилина 3. Для Жилина характерна активность, Костылина … 4. Что испытывает Жилин по отношению к Костылину при побеге? 5.Жилин уж наперёд прикормил её(кого)
Слайд 1
Лев Николаевич
Толстой
"Кавказский пленник"
1872
Literata.Ru
Слайд 2
«На лошадь места не доскакал Жилин,
выстрелили по нём сзади из ружей и попали
в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху-
навалилась Жилину на ногу».
Слайд 3
«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.
Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!»
Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати
и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с
широкими рукавами и без пояса…»
Слайд 4
«Наутро смотрит, на зорьке Дина
Вышла за порог с куклой. А куклу
уже лоскутами красными убрала
и качает, как ребёнка, сама
по-своему прибаюкивает».
« С тех пор пошла про Жилина
слава, что он мастер. Стали к нему
из дальних деревень приезжать:
кто замок починить принесёт, кто
часы».
Слайд 5
«Стал смотреть на русскую
сторону: под ногами речка, аул
свой, садики кругом…
Стал Жилин вглядываться – мая-
чит что-то в долине, точно дым из
труб. И так думается ему, что это
Самое – крепость русская».
Слайд 6
«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки
Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко.
Прибежала Дина, взяла камень и говорит:
Дай я.
Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как
прутики – ничего силы нет».
Слайд 7
Жилин
Костылин
Мать
Дина
Мать
Татары
забота
помощь
уважение
обращается
за помощью
любит
не тревожит
любовь, забота
доброта
Слайд 8
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
добрый (думает о матери);
надеется на себя;
деятельный человек;
сумел прижиться в ауле;
работящий, не может сидеть без дела;
всем помогает, даже своим врагам;
великодушный, простил Костылина.
ЖИЛИН
КОСТЫЛИН
слабый человек, не себя
не надеется;
способен на предательство;
раскис, упал духом;
не принимает других людей.
ДИНА
добрая, стремиться помогать людям;
способна на самопожертвование.
ТАТАРЫ
работящие;
способны понять и
оценить хорошего человека