Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблема роли сказки в жизни человека Барабаш (ЕГЭ по русскому). Какую роль играет сказка в жизни детей

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

Любая сказка чему-то учит. Даже в самом страшном сказочном мире есть храбрый герой, который сражается с самыми сильными и невероятными чудовищами и всегда одолевает их. При этом героические поступки он совершает ради спасения кого-то. На помощь ему приходят разные существа и предметы. Помощниками положительных героев становятся мудрые старики, старухи, фантастические существа, богатыри, животные и птицы: «сивка – бурка», «утка с золотым яйцом», «чудесная курица» и т. д. А иногда на помощь приходят и неодушевленные предметы: скатерть самобранка, сапоги – скороходы, живая или мёртвая вода. Эти существа или предметы отвечают добром на добро.

Сказка оказывает непосредственное влияние на формирование личности. В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном, сосуществуют Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и другие качества. Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться за него – хотя бы внутренне.

Люди разных возрастов любят читать сказки. Есть сказки, которые будут интересны только маленьким детям, есть для более широкой возрастной категории. К примеру, существуют сказки для совсем маленьких. В них маленький слушатель узнаёт об окружающем мире, переходя от простого к более сложному – через сравнения и соотношения. В сказке «Три медведя» чётко расписано соотношение между размером предмета и возрастом персонажей и что Машеньке подходит то, что соответствует её возрасту, -Мишуткины принадлежности; в «Репке» мы наблюдаем порядок персонажей «от велика до мала». Эти сказки учат последовательности, развивают интеллект.

Так можно сделать вывод, что сказка играет огромную роль в жизни каждого человека. Ещё в детстве она учит нас доброте, порядочности, смелости, помогает разобраться с тем, что хорошо, а что плохо, способствует общему развитию интеллекта.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Роль сказки в жизни человека» читают:

Поделиться:
МОУ «Краснощековская средняя (полная)

общеобразовательная школа №1»

Отражение национального сознания через образы народных сказок

Исследовательская работа

Леонова Екатерина 9 «А» класс

Научный руководитель:

Давыдова Г.М., учитель

русского языка

Краснощеково

Глава I. Роль сказки в жизни людей……………………………………………………………...5


  1. О соборности русского народа…………….………………………………………………….…5

  1. Соборность в русской народной сказке «Теремок»……………………....6

  2. Соборность в русской народной сказке «Репка»…………………………….7

  1. Индивидуализм русского народа………………………………………………………………8

  1. Индивидуализм в русской народной сказке «Волк и семеро козлят»………………………………………………………………………………………… ……8
Глава II. Опрос среди учащихся КСШ №1…………………………………………………..10

Глава III. Сопоставление русских сказок с зарубежными……………………………11


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок» и японской сказки «Как заяц море переплыл»………….………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………..13

Список использованных источников и литературы…………………………………….14

Приложение………………………………………………………………………………………………….15

Введение

Социологические исследования, проведенные в России в последние несколько лет, показали, что новые экономические и политические условия влияют на национальное сознание, изменяют менталитет русского народа: от традиционной соборности мы отходим в сторону западного индивидуализма. Некоторые московские социологи утверждают, что этот процесс идет в России повсеместно, особенно активно участвуют в нем молодое поколение и что о прежних национальных духовных ценностях, таких как: народное единство, долг перед родиной - скоро придется забыть.

В своей работе я выдвигаю гипотезу, что данное утверждение может быть и то только частично верным для населения столичных городов-мегаполисов, в то время как на большей части территории нашей страны, в так называемой глубинке, подобное заявление преждевременно и ошибочно.

Цель моей работы доказать, используя отношение учащихся нашей школы к русским народным сказкам, ошибочность этого утверждения. Я думаю, что, неосознанно отдавая предпочтение сказкам, где главные герои объединяются, чтобы совместными усилиями добиться успеха, школьники следуют традициям, идее русской соборности, общинности, единства, когда правила «за общее дело стой смело», когда выражение «всем миром» исключает не только возможность, но и саму мысль отказаться от личного участия в деле для пользы родины, без корыстного расчета.

Объектом исследования являются русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Предметом исследования являются главные действующие лица перечисленных сказок и субъективное отношение к ним молодых россиян, проживающих в селе Краснощеково, Алтайского края, которые находятся далеко на периферии от любого крупного города нашей страны.

Национальное сознание формировалось столетиями и имеет тысячелетнюю историю. Его изменение, безусловно, отразится на государственном устройстве в целом и на жизни каждого гражданина в отдельности. Поэтому задуматься о том, что с нами происходит: сохраняем ли мы в своем сознании то, чем всегда был силен русский народ, или заменяем традиционные ценности напрежде чуждые русским людям, сейчас особенно актуально.

Задача исследования: определить, ушла ли соборность русского народа.

Поставленная задача решалась с помощью:


  • Анализа научно-популярной литературы;

  • Социологического опроса школьников;

  • Сравнительного анализа русских народных сказок;

  • Сопоставительного анализа русских народных сказок с зарубежными.

Глава I

Роль сказки в жизни людей.

Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир не только детской души, но и взрослого человека.

Все люди делятся на людей, живущих сказкой, и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье по-младенчески вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и по-младенчески внимать ответам его первозданной доисторической философии. Такие люди живут в «ладу» со своей национальной сказкой. Согласно чудесному и мудрому совету Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!»

Великий психолог Карл Юнг говорил: «Сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть общедоступной».

Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла да нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание.


    1. О соборности русского народа
Соборность - одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать, прежде всего, насилие. Католические страны, обладали единством без свободы, а протестантские - свободой без единства.

Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди - Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество.

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Таким образом, известная формула “Православие, Самодержавие, Народность” возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.


  1. Соборность в сказке «Теремок»
По мнению ученых, сказки о животных – наиболее ранний жанр. Каждое животное вызывало у людей свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями. Каждый зверь получал какую-то особую характеристику. Например: «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик», «лиса Патрикеевна» или «лисичка-сестричка».

В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то лягушка. Это можно проследить и на примере русской народной сказки «Теремок». Нашла мышка домик, поселилась в нем, прискакала к ней лягушка, вместе жить стали и т. д. Вместе жить тесно, а врозь скучно. Всем помогли, только домик не выдержал этой гостепреимчивости и рухнул. Но потом герои всем миром построили новый, лучше прежнего, где всем хватило места.

Как здесь не вспомнить образование Руси, которое относится к 882 году, когда новгородцы завевали Киев, и произошло объединение северной и южной территорий. Киевская Русь объединила полтора десятка племенных союзов (полян, северян, деревлян, вятичей, кривичей, словян и др.), их стали называть русами (а также русичами, росами). Они не были едиными по происхождению, но, сохраняя память о своем «роде-племени», сумели создать сильное государство, способное противостоять набегам кочевников.


  1. Соборность в сказке «Репка»
По мере исторического развития стали появляться сказки с прирученными домашними животными и птицей. Животные, которые повседневно окружали славян, сделались персонажами их сказок: собака, кот, петух, лошадь и т.д. Вскоре в сказки вошел и сам человек, как полноправный участник событий.

Давайте попробуем разобраться в русской народной сказке «Репка». О чем она?

Посадил дед репку. Если вспомнить выражение «сеять разумное, доброе, вечное», то можно сказать, что речь идет о какой-то идее, важной полезной, необходимой многим. Но реализовать задуманное одному не возможно. Требуется помощь всех без исключения, поистине «всем миром». И если про бабку, внучку, Жучку и кошку все понятно: подчиняются главе семьи деду, то о мышке стоит сказать подробнее.

В мифологическом сознании народов существует связь между мышью и музой. Есть созвучие даже в словах «мусса» и «мюс» - мышь. В Древней Элладе существовал культ Аполлона Мышиного, повелителя мышей. Сравним с Аполлоном Мусагетом – предводителем муз.

Не только у греков, но и у других народов с мышами связано множество верований и примет. Давно заметили, как оживляются мыши перед грозой: они «пляшут» и водят «хороводы». Это дало основание связать их с богом-громовержцем (греков с Зевсом). По поведению мышей предсказывали будущее, ворожили.

С другой стороны мыши живут в подполье, в норках. Следовательно, они дети матери-Земли. «Гора мышь родила»- это выражение когда-то имело буквальный смысл. Но есть и более глубокая связь – с преисподней, с подземным царством. Отсюда мотив оборотничества, который присутствует в народных сказках.

Вот ведь какие удивительные эти мыши. И вещие и зловещие.

Теперь ясно, почему не справились без вмешательства мышки, казалось бы, более сильны персонажи. Как здесь не прийти к выводу, что в любом великом, полезном для народа деле нельзя отказываться от помощи, откуда бы она ни пришла, а ведь иногда эту помощь не иначе как чудом и не назовешь.

Значит, в русском национальном самосознании общее дело получает помощь могучих покровителей, в каком бы образе они ни явились. Соборность народа подтверждается в такой знакомой нам сказке «Репка», о которой можно сказать: «Всем миром помогли».


    1. Индивидуализм русского народа
Русскому народу несвойственен индивидуализм. Еще со времен славянских племен жили общинами, соблюдая строгую иерархию, поэтому каждый мог чувствовать себя в безопасности: друг за друга стояли горой, любую опасность встречали плечом к плечу, любое дело делали всем миром. Поистине, «Один за всех, и все за одного». Поэтому так велико у русского народа значение семьи, дома. Отторжение, враждебность вызывает тот, кто является угрозой жизни, покою и благополучию любого, кто живет честно и правильно, согласно народным традициям.

  1. Индивидуализм в сказке «Волк и семеро козлят»
Врагом домашнего покоя в русских сказках выступает одинокий волк, то есть индивидуалист. Ради собственной выгода он готов пойти на все: подслушать песенку мамы Козы и, надеясь на удачу, пропеть ее своим толстым голосом. Когда не получилось обмануть, готов был пожертвовать своим голосом, перековав его в кузне на тоненький. Опять не получилось. Но Волк любит себя и, если он не достигнет своей цели, значит, он не уважает себя. Поэтому теперь он учит наизусть песенку Козы, поет ее тоненьким голосом и добивается успеха. У других народов на этом месте должен быть конец, но у русских зло в образе волка, не может победить добро в образе «семьи», пусть даже и козы. Вот и уцелел один козленок, чтобы рассказать маме о несчастье, чтобы назвать имя злодея. Что могла сделать коза в этой ситуации? Только плакать и проклинать того, кто погубил ее детей. И что делает волк, услышав эти проклятья? Он всякими способами оправдывается, завлекая козу прогуляться в лес. Мы не знаем, откуда взялась в лесу яма с огнем, не понимаем, почему коза согласилась на эту прогулку, но они пришли к этой яме, и Коза предложила прыгать через нее. Зато мы хорошо понимаем, почему Волк согласился прыгать. Всякий, кто думает только о себе, думает, что он самый-самый умный, сильный, хитрый, ловкий и т.д. вот волк и не сомневался в себе и поплатился за это. А семья воссоединилась и стала жить по-прежнему. Получается, что тот, кто противостоит добру в образе устоявшихся ценностей: семья, общество, традиции - всегда в одиночестве, всегда порицаем людьми. А зло будет наказано. Этому учит русская народная сказка.

Глава II

Опрос среди учащихся КСШ №1.

Для того чтобы выяснить преобладает ли среди молодых россиян, проживающих в провинции, идея соборности или уже преобладает индивидуализм, был проведен опрос. 1 В ходе опроса учащиеся 5 – 8 классов КСШ №1 отвечали на вопросы. В опросе приняли участие 73 человека

Все участники опроса знакомы с предложенными русскими народными сказками. Одна из них, «Колобок», представляет собой в лице главного героя образец мышления и поведения индивидуалиста, то есть чуждого русскому менталитету. Другая, «Теремок», является примером русской соборности.

Участникам было предложено выбрать без объяснения, понравившуюся им сказку. Исходя, из сделанного выбора можно сделать вывод, какой идее отдает предпочтение респондент.

Также участники отвечали на вопрос: «Какие виды спортивных соревнований Вы предпочитаете смотреть: Командные или индивидуальные?»

Результаты получились следующие.



Таким образом, можно сделать вывод, что среди детей, возраст которых 11 – 15 лет преобладает идея соборности, единения, общности.

Глава III

Сопоставление русских сказок с зарубежными.

Русские сказки отличаются от зарубежных.

Иностранный сказочный персонаж отправляется в путь за тем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации. Идея личного преуспевания.

Наш же герой отправляется в путь со странными задачами, вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения - самосознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка. Но как только этот герой начинает думать только о себе, гордиться тем, что он ради себя обидел кого-нибудь, симпатия исчезает и приходит уверенность в бесславном конце пути данного героя.


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок»
и японской народной сказки «Как заяц море переплыл».

В русской народной сказке «Колобок» главному герою – Колобку присуща черта западного индивидуализма. Он сам решает свою судьбу: уйти от бабки и деда, самостоятельно выбирает дорожку, по которой ему катиться, с кем разговаривать, то есть он сам себе хозяин. Он возомнил себя умнее, хитрее и сильнее других, каждому встречному напевал песенку, хвастался, что от дедушки и от бабушки ушел, а от других и подавно уйдет. А сам катился, не зная куда. Поэтому совершенно понятно, что в русской сказке самовлюбленный, эгоистичный индивидуалист должен был встретить подобного себе, только более хитрого и изворотливого. Потому что подобное поведение не свойственно русскому человеку, а значит должно быть наказано. В конце сказки « самостоятельного» Колобка съедают, из-за его большого самомнения. В современном обществе можно проследить ту же ситуацию: тот, кто нарушает традиции ради сиюминутной собственной выгоды, тот, в конце концов, теряет большее.

Для сравнения возьмем японскую народную сказку «Как заяц море переплыл» 2 Ради исполнения своего желания, заяц также как и Колобок готов был на обман, притом гордился своей хитростью и ловкостью. Но его высокое самомнение подвело к беде. Огорченному эгоисту был дан шанс на исправление, который в русских сказках не предусмотрен.

Заключение

Выходит, русские народные сказки пропагандируют идею соборности и порицают идею индивидуализма. Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Это механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, получила подтверждение в ходе исследования сказок и опроса учащихся, проведенных мною исходя из цели моей работы.

Работая над исследованием, я многое открыла для себя, казалось бы, в таких понятных народных сказках. Я узнала, каким образом сказки отражаются на национальном характере общества. Поняла, почему нашему народу присуща идея соборности.

Список используемых источников и литературы


  • Афанасьев А.Н., «Народные русские сказки», изд-во «Художественная литература», 1957 г.

  • Афанасьев А.Н., «Поэтические воззрения славян на природу», изд-во «Индрик», 1994 г.

  • Бидерман Г., «Энциклопедия символов», изд-во «Республика», 1996 г.

  • Грачева И., ««Курочка Ряба», или Родом из сказки», изд-во «Просвещение», 2000 г.

  • Зуева Т., «Русь – Россия – русские сказки», изд-во «Просвещение», 1993 г.

  • Ильин И., «Духовный смысл сказки», изд-во «Просвещение», 1992 г.

  • Кузина С., «Дуракам везет. Это не сказки!», Комсомольская правда, с.12, 14 июля, 2010 г.

  • «Мифологический словарь», под редакцией Мелетинского Е.М., изд-во «Советская энциклопедия», 1991 г.

  • Серия «Любимые книги детства», Сказки, изд-во «Самовар», 2010 г.

  • www.hrono.info/organ/ukazatel/sobornost.php

Приложения

Приложение 1.


  1. Какие русские народные сказки вам нравятся больше всего: «Колобок» или «Теремок» («Репка»)?

  1. Когда вы смотрите спортивные соревнования, вы предпочитаете индивидуальные соревнования или командные виды спорота?
_____________________________________

Приложение 2.

Японская народная сказка «Как заяц море переплыл»

Жил на свете заяц, и было у него заветное желание - море переплыть, на далеком морском острове побывать. Но плавать зайчишка не умел, и лодки у него не было.

Думал-думал заяц и придумал. Гулял он как-то раз по берегу моря, увидел акулу и спрашивает:

Как думаешь, акула, у кого больше друзей - у тебя или у меня?

Тут и думать нечего, у меня, конечно, - сказала акула. - Все акулы в морях и океанах - мои друзья.

И сколько же у тебя друзей?

Не знаю, - задумалась акула, - много, очень много, но, сколько именно - откуда мне знать! Я их не считала.

А давай посчитаем, - предложил заяц.

Да как же мы их посчитаем? - удивилась акула.

А ты подзови акул к нашему берегу, - предложил заяц. - Раз они твои друзья, обязательно приплыть должны. Лягут акулы на волны бок о бок друг к другу, как раз до того вон острова вытянутся. Вот я их и пересчитаю.

"Ай да заяц!"- удивилась акула.

Позвала она на следующее утро всех своих друзей, легли акулы бок о бок в одну линию от берега до самого острова.

Взобрался заяц на спину акуле, постоял, подумал, а потом с одной акульей спины на другую стал перескакивать и громко считать:

Одна, две, три, четыре...

Так и считал, пока не добрался до заветного острова. А там спрыгнул на землю да как закричит:

Здорово я вас одурачил, глупые акулы! Очень мне нужно знать, сколько у акулы друзей! Я на остров попасть хотел! А вы-то и поверили!

Рассердились акулы, ринулись к острову, да заяц давно уж на земле стоит, попробуй достать его. Правда, одной акуле все же удалось схватить зайца за хвост и вырвать клок шерсти.

Уплыли акулы. Сидит заяц на камне, лапой оборванный хвост поглаживает. "Вот так дела! - думает. - Как же я теперь домой попаду? Как через море переберусь?"

А уж темнеет, страшно зайцу на незнакомом острове.

Услышал дух, хозяин острова, как горько плачет заяц, и подошел к нему:

Что ты, заяц, слезы льешь? Акул обмануть надумал? А что же вышло? Разве можно так! Попросил бы акулу, она бы тебя и так по морю прокатила! Ложись-ка спать, завтра утром что-нибудь придумаем.

Наутро дух и говорит:

Обещаешь мне никого больше не обманывать? Перед акулой повинишься?

Да, - молвил заяц.

Бери мою лодку, - сказал дух, хозяин острова, - и возвращайся домой.

Вернулся заяц домой, перед акулой повинился и с тех пор никого больше не обманывал.

1 См. приложение 2

1.Определение сказки, ее роль в воспитании ребенка


Прежде чем начать наш разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним одну старую восточную притчу.

Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

О чем эта притча? Может быть, как раз о сказках? Ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомится с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства - о сказках.

Все люди по-разному воспринимают слово «сказка» и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько определений сказки, взятых из разных источников:

Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил. Словарь русского языка.

Один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Литературно энциклопедический словарь.

Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел. С.К. Нартова-Бочавер.

Произведение, в котором главной чертой становится установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла. В.И. Аникин.

Абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристализированной форме… Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного. М.-Л. Фон Франц


Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке


Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре обычно говорят о фольклорном происхождении сказки, но не фиксирует в определении такой вид сказки, как авторская. Эта позиция представляется не вполне правомерной, тем более что в статьях о сказке, как правило, обязательно упоминаются сказочные произведения Пушкина, Гофмана, Андерсена, ставшие неотъемлемой частью литературного наследия всего человечества.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ее».

Сказки представляю, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек - не человек.

Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких …

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не столько яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и получениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.


Виды и тип сказок


Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы:

1.сказки о животных

2.волшебные сказки

.бытовые (сатирические) сказки

Сказки о животных

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.

Волшебные сказки

Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становится взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта.

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Бытовые (сатирические) сказки

Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.

Сказка любит занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

3. Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка


Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже светских) обрядов, игр, знания преданий и традиций, способных сформировать менталитет (национальную идентификацию), привить нормы морали, дать необходимые знания об окружающем мире (и понимание своего места в этом мире), развить сообразительность, трудолюбие, выносливость, бережное отношение к При-Роде (природа - то, что окружает мир человеческого рода, находится вокруг).

Особая роль в воспитании детей отводилась сказке. Она, и только она имела в себе такие воспитывающие возможности, с какими и сейчас не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии. Нет ни одного народа, ни одного затерянного на просторах нашей планеты племени, где не рассказывали бы сказки. Только сказка у любого бесписьменного народа в состоянии объяснить - откуда ты пришёл, для чего, как должен прожить эту жизнь и куда потом уйдёшь... Язык сказки универсален - её с удовольствием можно слушать в любом возрасте. Недаром поморы обязательно брали с собой в море на промысел сказочника, и все издержки за его проживание артель брала на себя

Сказочники особо ценились и среди охотников Сибири, когда несколько месяцев требовалось провести в зимовье, вдалеке от людей. Сказочники-профессионалы, кормившиеся своим мастерством, жили и у нас.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах, экранизируются


Сказки, включенные в образовательную программу


Детский сад, в котором работаю я, воспитывает детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. По данной программе наш сад работает уже несколько десятилетий, она всесторонне апробировалась воспитателями.

В соответствии с современной научной « Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В соответствии с этим в списки художественной литературы в программе включены классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

Я работаю во второй группе детей раннего возраста (от одного года до двух лет). Наша задача по программе в разделе художественная литература состоит в том, чтобы приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Вот сказки, включенные в программу для возрастной группы, в которой я работаю:

·«Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского)

·«Репка» (обр. К. Ушинского)

·«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова)


Использование сказок в работе с детьми


Из многообразия средств выразительности в детском учреждении рекомендуется:

·формировать у детей раннего возраста простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных)

·во время чтения сказки не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо. Это помогает им полноценно переживать события сказки.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается вытягивать репку (р. н. с. «Репка»). Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В раннем возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому им полезно предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок.

В своей группе с детьми мы используем театрализованные игры по сказкам. Театрализованные игры включают в себя:

Флонелеграф (ковралин)

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам радость, удовольствие. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран.

Пальчиковый театр

Этот театр надеваются на пальцы. По ходу действия воспитатель двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые герои.

Настольный театр игрушек

Настольный театр игрушек позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации к тому же в нем удобно имитировать движения животных и других персонажей.

Конспект занятия

Тема: Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба»

1.учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе

2.развивать внимание, память, усидчивость

.в понимании речи: обогащение словаря: курочка, мышка

.воспитывать у детей желание слушать сказки и прививать любовь к русским народным сказкам.

Развивающая среда: настольный театр сказки «Курочка Ряба»

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил - бил - не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). Затем воспитатель рассказывает сказку снова (без наглядного сопровождения). В заключении воспитатель приглашает ребят к столу, предлагая хорошо рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Можно поиграть. Дети передвигают фигурки сопровождая действия речью.


Список использованной литературы


1.В.Г. Аникин, Ю.Г. Круглов. «Русское народное поэтическое творчество» пособие для студентов М.:»Просвещение» 1983г.

2.«Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/ http://psy.1september.ru/2001/12/12_13.htm

Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

.«Сказка средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» Е.С. Тришина / Воспитание: Брошенная территория 2/04

Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений Т. 4. - М.: Просвещение, 1959

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин / http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm

Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.«Играем в кукольный театр» Н. Сорокина / Дошкольное воспитание №10 1997.

М.Д. Маханева «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений - М.: Просвещение 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Роль сказки в современном мире".

Консультация для родителей.

Составила воспитатель Браверман Виктория Сергеевна.

В наше время, ценности во многих семьях стали более материальны, нежели духовные. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть сокращённый фильм по произведению в интернете или купить видеокассету сомнительного качества. Исчезла из семейного воспитания удивительно важная и ценная традиция семейного чтения, которая не только развивала ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену высказаться по содержанию, определить ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада.

Трудно переоценить чтение сказки ребёнку перед сном, создание близости и любви с родителями, особое состояние перехода ко сну с чувством любви, тепла, спокойствия и некоторого волшебства.

Конечно если не читают и не рассказывают сказок детям – это не трагедия для родителей, это - трагедия для ребёнка. Родители великих людей не навязывали детям книги, они окружали ими детей с детства. Получать знания из книг - это длинный путь, требующий затрат души родителей, их усилий и любви к детям. И как часто мы наблюдаем родителей с проблемами в поведении, которые удивляются «в кого ребёнок? Мы ему дали всё, а он вырос эгоистом».

Я считаю, что причина в том, что ему не дали самого главного - это общения, любви и дружбы, общих переживаний, обсуждения прочитанной сказки, которую не прочитали в своё время малышу.

У детей, с которыми занимаются дома, читают, разговаривают нет комплексов, они смело высказывают своё мнение, рассуждают. Есть пословица «Сказка – складка: послушать сладко» - дети, обделённые вниманием родителей, замкнутые, не уверенные в себе, не умеют рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Мы должны понимать, что важно не упустить время, ведь способности к развитию творческого мышления уменьшаются с годами, главное вовремя развивать любопытство - познавательный интерес, умение мечтать и фантазировать – основу развития и инноваций, открытий, раскрепощённость – силу и свободу личности.

И от взрослых зависит, научат ли они своё дитя нестандартно мыслить, фантазировать, придумывать, творить, действовать нестандартно и гибко.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента.

Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда ребенок немного подрастет.

Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять.

Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса