Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему а зори здесь тихие. Презентация на тему "а зори здесь тихие" талантливого и правдивого, но повести

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

«Краснокаменский промышленно-технологический техникум»

Урок-презентация

студенческого проекта с элементами театрализованного представления

«У войны не женское лицо»

(по повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»

Руководитель проекта: Качарава Н.С.,

преподаватель литературы и

русского языка

г.Краснокаменск.

2016г.

Цель: продолжение знакомства с жизнью и творчеством Б.Л.Васильева.

Задачи:

Обучающая : познакомиться с творчеством Б. Васильева, раскрыть понятия героизма, патриотизма, увидеть художественные приёмы, способствующие раскрытию внутреннего состояния героев, проблематику повести;

Развивающая: способствовать развитию духовно развитой, творчески активной личности, умения анализировать художественное произведение, самостоятельно делать выводы, обобщения;

Воспитательная : способствовать формированию нравственных ценностей, чувства гордости за свою страну, ее героическое прошлое, продолжить формирование активной гражданской позиции, толерантности, развивать интерес к литературе и произведениям о ВОВ.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», реквизит для инсценировки, аудиозаписи песен военных лет, фрагмент художественного фильма по повести, выставка книг о ВОВ.

Методы: анализ художественного текста, проблемное изложение, метод недописанного предложения, творческое воспроизведение, работа в малых группах.

Виды деятельности студентов : анализ эпизодов, умение самостоятельно работать с информацией, отбирая нужный материал, формулирование выводов, обобщений, инсценирование эпизодов произведения.

Межпредметная связь : история, психология, география, русский язык.

Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний.

Ход урока:

I .Организационный момент.

СЛАЙД 1

II .Создание положительно - эмоционального настроя на общение

III . Сообщение темы и раскрытие цели урока

Преподаватель : Мы продолжаем изучать большую тему «Литература 50-80-х годов 20века».Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя Б.Л.Васильева и его повестью о ВОВ «А зори здесь тихие. В конце 2 курса вы будете сдавать экзамен по русскому языку и литературе. В сборнике экзаменационных тем есть темы, посвященные победе нашего народа в Великой отечественной войне.

Посмотрите на выставку книг и фотографии на слайде (СЛАЙД 2 ), и попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока, что мы должны сегодня узнать, понять?

(Возможные ответы- о женщинах на войне. К акие они были, дев-чонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? В чем истоки их героизма? Какова роль женщины на фронте? )

Преподаватель : Правильно. Сегодня мы будем говорить о роли женщины на войне на примере повести Б.Васильева « А зори здесь тихие», вместе будем искать ответы на поставленные вами вопросы, представляя наш проект по этому произведению. (СЛАЙД 3 )

Исходя из задач, темой нашего урока станут слова белорусской поэтессы С.Алексиевич « У войны не женское лицо». (СЛАЙД 4)

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Б.Васильева.

Эпиграфом к нему будут слова поэта И. Молчанова (СЛАЙД 5 )

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Никогда врагу не отдадим.

Запишите тему урока и эпиграф в ваши тетради. При оценке ваших ответов я буду применять рейтинговую систему оценки.

Студентка выступает с сообщением о биографии Б.Васильева . (СЛАЙДЫ 6,7)

I V . Актуализация знаний студентов

Преподаватель :

1.Давайте вспомним, в каких войнах участвовала Россия в 20 веке?

( 1914,1919,1941-45 )

2. Каждая война-это разрушения, боль, смерть, слезы. Одной из самых кровавых и жестоких в XX веке была II Мировая война, которую в великой стране, называющейся Советский Союз, назвали Великой отечественной войной. К великому сожалению, в наше непростое время роль Советского Союза во II Мировой войне начинает переосмысливаться в современной истории, дается переоценка вклада Советского Союза в исход этой страшной войны. Возможно, наш урок побудит кого-нибудь из вас задумываться над судьбой своей Родины, больше читать произведения о ВОВ, научит гордиться своей страной, ее историей.

Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...

(СЛАЙД 8) Студентка произносит: « Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.»

3.До начала изучения повести я дала вам домашнее задание, в котором просила написать мини-сочинения на тему: «Какова была роль женщины во время ВОВ?» . Выдержки из некоторых работ представлены на слайде. Прочитайте их, пожалуйста.(читают студентки)

(СЛАЙД 9)

( СЛАЙД 10 )

4.Словарная работа : Для работы на уроке нам необходимы некоторые понятия, такие как патриотизм, героизм, ландшафт, толерантность.

Я просила вас найти в словаре лексическое значение каждого слова (Смотрим на СЛАЙД 11)

Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству и народу

Героизм- героический дух, образ действий, присущий герою

Ландшафт- вид земной поверхности, общий вид местности

Толерантность- терпимость к другому человеку, нации, мнению

5. Запишите эти термины в тетрадь.

V . Выявление степени понимания учащимися учебного материала

следуют слайды с карельскими пейзажами (СЛАЙД 12)

Преподаватель:

5.Посмотрите на эти слайды. Где происходят события, описанные в повести?

(СЛАЙД 13)

6.Покажите эти места на карте.

7.Какой ландшафт преобладает в этих местах?(это болотистая, озерная местность с густыми лесами- студенты )

8.Вам нравятся эти пейзажи на слайде? Что в них особенного? (очень красиво). Вот в этих красивых карельских лесах и происходят события, описанные в повести. Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое, глубокое небо… Тишина… И тихие, тихие зори…

9. Давайте поразмыслим над содержанием повести «А зори здесь тихие…».

10.Вы уже отметили, что в этой местности сказочно красивые места. Какую природную черту не раз подчеркивает автор в повести? (тихие зори)

Вот в этих сказочно красивых местах с тихими зорями и разыгрывается трагедия гибели пятерых девушек-зенитчиц.

Сообщение 1 студентки : Заканчивался июнь 1941г. Великая Отечественная война катилась по стране кровавым катком. Всех, кого полагалось, ознакомили с документом, степень секретности которого еще вчера считалась наивысшей. Это был «План эвакуации и вывода из строя сооружений Беломорско-Балтийского канала имени Сталина». План преследовал единственную цель, сформулированную предельно коротко и ясно: «В случае занятия врагом трассы Беломорско-Балтийского канала имени Сталина, не дать возможность врагу использовать канал как транспортную магистраль.

Сообщение 2 студентки: Время действия повести - начало лета 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы - девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

(СЛАЙД 14)+ музыка

Читает студентка: Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в « мать» и « перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.

11.Почему так мало девушек ушло на задание?

12.Представительницы каких национальностей были в отряде? Это вопрос не случайный!

13.Выделяют ли девушки еврейку Соню Гурвич? (нет) Это мирное сосуществование мы сейчас как называем? (толерантность- говорят студенты)

14.Как вы думаете, почему нам сейчас так важно быть толерантными?

15.Да, для военного поколения не существовало разницы в национальности, цвете волос, религии. Все мирно жили друг с другом.

16. Как же жили героини повести до войны? Они расскажут об этом сами.

ИНСЦЕНИРОВКА 1 (СЛАЙДЫ 15,16,17)

Преподаватель:

17. Почему Соня так переживает за своих родителей? (ответ- планы Гитлера в отношении евреев

18. Они такие разные, такие разные у них довоенные судьбы. И все-таки у них много общего. Чем же они похожи? (ответ- все они молодые, неопытные )

Но шла война. И они должны были стрелять и убивать- они были солдаты.

Как это было непросто!

Каждую из них стрелять и убивать научила война.

19. Найдите в тексте повести эпизоды, рассказывающие о первом бое каждой из девушек.

А .(Рита Осянина сбивает самолет). « Стреляй, Рита, стреляй…» стр.14 , два абзаца;

Б . (Женя убила фашиста») стр. 94. « Женька вдруг бросила винтовку…»;

В . А как свой первый бой встретила Галя Четвертак?(стр.103, «Галя Четвертак настолько испугалась…»)

Преподаватель:

У поэтессы Юлии Друниной есть такие строки:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву и тысячи-во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

20.К кому можно отнести эти строки? Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему? (ответ- строки относятся к Гале Четвертак. Страх - это естественное чувство человека, просто кто-то может его побороть, а кто-то- нет.)

21. Нужно ли Галю презирать за трусость, проявленную в первом бою??

22. Почему же так тяжело переживают девушки, убивая врага? Чем объяснить их такое душевное состояние?(ответ- женщина должна дарить жизнь, а не отнимать ее. Поэтому они так сильно переживают)

(СЛАЙД 18)-музыкальный отрывок из художественного фильма «А зори здесь тихие…» сопровождается чтением стихотворения студенткой:

Раскатывалось эхо над полями,

Бой медленною кровью истекал.

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам.

И падали, и поднимались снова,

Впервые защищая наяву

И честь свою, в буквальном смысле слова,

И Родину, и маму, и Москву.

Весенние пружинящие ветки,

Торжественность венчального стола,

Неслышанное: »Ты моянавеки!»

Несказанное: «Я тебя ждала!»

И губы мужа и его ладони,

И ощущенье полной тишины…

Пришло к ним это после, в сорок пятом.

Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.

СЛАЙД 19

23. Вспомните, пожалуйста, как в начале повести девушки-зенитчицы относятся к старшине, как его называют? (посмеиваются над ним, называют «пенёк замшелый»)

24.Меняются ли взаимоотношения старшины и зенитчиц в ходе этого похода?

25.Какой приказ отдал девушкам Васков, когда они увидели, что фашистов не 2, а 16?

26.Почему девушки отказались выполнить приказ Васкова вернуться в расположение взвода? Докажите цитатами из текста (стр.125)

Преподаватель :

Пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина. А против них-16 матерых, физически натренированных, вооруженных до зубов, фашистских диверсантов. Физически натренированных… мы сейчас с вами тоже немного поупражняемся на физкультминутке, чтобы немного отдохнуть, потому что быть физически здоровым сейчас очень модно во всем цивилизованном мире (выполняем несколько упражнений).

Преподаватель .: Итак, пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина против 16-ти фашистов. Двое суток будет длиться этот бой местного значения. Двое суток. И не пройдут враги. Натолкнется их злоба на девичью отвагу. Зубами будут фашисты скрежетать, но не смогут пройти, заплутают их девчонки в лесах между озер, перехитрят, обведут вокруг пальца.

27. Какой же ценой остановят девушки и старшина Васков фашистских диверсантов? (ответы студентов- ценой своих жизней )

28. Найдите в тексте повести эпизоды, рассказывающие, как погибли девушки

-« в расселине скорчившись…(Соня Гурвич (стр.89)

- «Рита выстрелила себе в висок(о гибели Риты Осяниной) стр136

-« А немцы ранили ее вслепую» (о гибели Жени Комельковой); (стр.133)

- «Огромный бурый пузырь…(о гибели Лизы Бричкиной) (стр.81);

29.Расскажите, как погибла Галя Четвертак?

30.Какой художественный прием использовал автор, показывая нам образ Гали Четвертак ? (прием противопоставления , чтобы ярче показать героизм девушек)

31. Многие критики, рецензируя повесть, отмечали пронизывающее ее чувство бессмысленности таких жертв, ведь погибли 5 девушек, 5 будущих, но несостоявшихся матерей.

32. Можно ли было обойтись без этих жертв, Васкову уклониться от боя, ведь фашистов было в несколько раз больше? (отвечают)

33. Девушек очень жаль, но тут встает большой нравственный вопрос: кто должен Родину защищать?

34. Понимает ли опытный вояка старшина Васков, что не уберег девушек

35. Кто снимает с него эту нравственную муку?(ответ- Рита Осянина) Давайте посмотрим еще одну инсценировку.

( ИНСЦЕНИРОВКА 2)

36.Что же является истоком героизма этих девушек? На этот вопрос только что ответила Рита.(ответ- любовь к своей родине, которую в данный момент кроме них защитить некому).

VI . Работа в малых группах.

37.А сейчас вы поработаете в ваших малых группах.

Предлагаю каждой группе в течение 5 минут совместно подумать и ответить на вопросы:

1 группа : Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?»

2 группа : Зачем на фоне 4 героинь-девушек дан образ Гали Четвертак? Что о ней сказал Васков? Чего больше заслуживает Галя- презрения или понимания, сочувствия? Почему? -стр.105»А что до трусости, то ее не было…)

3 группа : О чем меня заставила задуматься эта повесть?

38. Почему же все девушки в повести погибают?

Отвечают студенты: Борис Васильев не случайно именно девушек сделал героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

Преподаватель: Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг - защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести : каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА художественного фильма «А зори здесь тихие…»( СЛАЙД 20)

СЛАЙД 21

Отвечают студенты: В этом бою девчата бились не просто за кусок северной земли или отрезок железной дороги. Нет, в том бою они стояли насмерть за своих любимых и близких, за детей, за право мечтать, смеяться, любить, растить детей, за будущие рассветы и закаты, за нас с вами. Все девушки героически сражались, и погибли за свою родину.

Преподаватель : Маленький эпизод большой войны… Бой местного значения… Но за этой формулировкой- пять юных жизней хрупких, нежных, светлых, мечтательных девушек.

Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

39. Так какое же лицо у войны? (и мужское и женское в равной степени- студенты)

Преподаватель : Да, и женское тоже! Без женщины в мире вообще ничего не свершается. За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч жен-щин. Никогда еще на протяже-нии всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

40.После прочтения повести вы писали сочинения-отзывы. Некоторые из них я кратко перескажу

41. В вашем домашнем задании вы написали, что женщина на войне, в основном, занималась спасением раненых, кормила армию. Растила детей. Заметили ли вы, что до и после прочтения повести ваше мнение о роли женщины на войне очень сильно изменилось? Об этом говорят ваши отзывы. Эти сочинения вошли в сборник, составленный по вашим работам. Он пригодится вам при подготовке к экзамену по литературе. (Приложение 1)

(СЛАЙД 21

Чтение стихотворения студенткой

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

42.выполните еще одно интересное задание:на интерактивной доске представители каждой группы допишите предложение, начало которого я записала. Пишите грамотно, используйте простые распространенные предложения, расставляя все необходимые знаки препинания: «Женщина на войне …(ходила, помогала, командовала» (метод недописанного предложения)

VII . Выводы.

43.Работая на уроке, вы шаг за шагом отвечали на поставленные в начале урока вопросы. Давайте вместе сделаем выводы:

К акие они были, дев-чонки, ушедшие на войну в 41-м?(ответ-неопытные, романтичные, иногда трусихи)

Как воевали, что пережили? (ответ-воевали самоотверженно, перебарывая страх, боль, ужас)

В чем истоки их героизма?(ответ- они были так воспитаны, понимали, что воюют за свою землю, за будущее своих детей)

Какова роль женщины на фронте?(ответ- она не только спасает раненых, она сама- боец, защитница Родины)

44.Так какое же лицо у войны?

VIII . Обобщение преподавателя:

Б. Васильев писал : « Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими, понятными, их современниками. И эта повесть адресована им, чтобы помнили….»

Давайте вернемся к эпиграфу: (СЛАЙД 22)

Ты гори, зари полоска узкая,

По земле ползет пожара дым…

Мы тебя, земля родная, русская,

Никогда врагу не отдадим.

И. Молчанов

45.Кому можно адресовать эти слова, как вы думаете? Только ли героям повести? Правильно, всем героям, воевавшим на полях ВОВ.

Преподаватель : Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне,которая заставляет вас задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье «победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

Я надеюсь, что прочитанная вами повесть побудит кого-нибудь из вас задумываться над судьбой своей Родины, больше читать произведения о ВОВ, научит гордиться своей страной, ее историей.

46.А сейчас минутой молчания почтим память и этих пятерых девчат и всех женщин, сложивших свои головы на полях ВОВ.

Минута молчания (под звуки метронома) и на экране текст:

( СЛАЙД 23 « Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам, дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с вами сегодняшнее мирное голубое небо».

Преподаватель: Возникло ли у вас желание больше узнать о героях ВОВ, прочитать еще произведения военной тематики?

IX . Запишите домашнее задание : найти информацию и приготовить сообщение по творчеству А.Вампилова. Прочитать его пьесу «Однажды летом в Чулимске».

X .Выставление оценок.

XI .(рефлексия) Для того, чтобы оценить свое участие в уроке, предлагаю вам положить у памятника, изображенного на интерактивной доске, героиням повести розы разных цветов:

Красная - я хорошо работала, уроком довольна

Синяя - работала мало, могла лучше

Желтая- не работала, но урок понравился

СЛАЙД 24

Слайд 1

«… Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!..»

Слайд 2

История создания
По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». Автор начал работать с этим сюжетом. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось - пусть у героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё - повесть сразу выстроилась.

Слайд 4

Сюжет
Но маленький отряд отрезан от своих. И найти выход можно только ценой собственной жизни. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
В начале июня 1942 года пять зенитчиц и их командир, старшина Васков, отправившись в разведку, неожиданно обнаруживают, что в этой, казалось бы, ещё далекой от фронта местности высадился немецкий десант. Об этом необходимо сообщить в штаб.

Слайд 5

Лиза бричкина
Война разрушила её самую заветную мечту: получить образование в техникуме. Пообещал устроить в техникум с общежитием гость отца, который понравился Лизе. Лиза тонет в болоте, через которое она должна была добраться за подмогой, но слега громко хрустнула под тяжестью тела Елизаветы, когда её затягивало в трясину и она пыталась выбраться, потому что от того, как быстро она доберётся до своих, зависит судьба отряда. Девушка умирает первой, но о её смерти узнали не скоро.

Слайд 6

Соня гурвич
Соня пришла на войну со студенческой скамьи. Она не расстаётся с томиком любимых стихов. Но у Сони Гурвич в тылу осталась семья, и она мечтает приблизить окончание войны, а значит и встречу с родными. Погибает студентка от фашистских пуль. Она побежала за кисетом, который подарили старшине. Но через некоторое время послышался крик Сони. Все побежали к тому месту, куда пошла девушка, а там она лежит с полузакрытыми глазами.

Слайд 7

Галя четвертак
Галя была сиротой, жила в детдоме. В первый день войны всю их группу направили к военкому. Всех распределили, а Галя никуда не подходила ни возрастом, ни ростом. Девушка не сдавалась, и в конце концов её определили в зенитчицы. Галя Четвертак со старшиной направилась в разведку и, когда она сидела, притаившись в кустах, в двух шагах от неё прошли фашисты. Галя не выдерживает нервного напряжения и выдаёт себя. Она пытается бежать, но пуля настигает её. Это была третья потеря в маленьком отряде.

Слайд 8

Женя комелькова
На глазах у дочери красного офицера расстреляли маму, младшего брата и сестру. Женю же прячет соседка у себя в доме. Она отправляется на войну, чтобы отомстить за гибель близких. Женя, отстреливаясь, заманивает врагов в лес. Но она одна не может справиться с ними и погибает от вражеских пуль.

Cлайд 2

Борис Васильев Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.

Cлайд 3

В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Борис Васильев - лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» - «За Честь и Достоинство».

Cлайд 4

«А зори здесь тихие...» В повести "А зори здесь тихие..." трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.

Cлайд 5

К старшине, недовольному поведением солдат (в частности тягой к противоположному полу) присылают девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу. Вскоре приходит донесение, что через близлежащие болота идёт диверсионная немецкая группа. И эту группу надо остановить любой ценой.

Cлайд 6

Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг. Борис Васильев задаётся вопросом: «Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт на войну, чтобы убивать?» И по ходу повествования мы узнаём, что у каждой из них был свой, особый счёт к врагу.

Cлайд 7

Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны…

Cлайд 8

У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и освобождение своих.

Cлайд 9

У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.

Cлайд 10

На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка. И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.

2 слайд

Борис Львович Васильев. Родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Ушел на фронт добровольцем. После войны окончил Бронетанковую академию и работал испытателем. Литературный дебют - пьеса "Офицер" (1955), потом - сценарии фильмов. И, наконец - проза. Он стал автором более 30-ти повестей и романов, полутора десятков фильмов, в том числе таких известных как "Офицеры", "А зори здесь тихие…", "Завтра была война", "Не стреляйте белых лебедей". Другое серьезное направление творчества Васильева - историческая романистика.

3 слайд

Цикл книг о дворянском роде Олексиных построен на фактах биографии предков самого писателя. А в последние годы он обращается к древней истории: начав с романа "Вещий Олег", создал уже трилогию о русских князьях и успешно продолжает эту работу. Истинная слава пришла к писателю именно с выходом повести "А зори здесь тихие..." (1969), инсценированной, экранизированной, переведенной на десятки языков, наконец, удостоенной Государственной премии (1975). Эта повесть по праву вошла в золотой фонд русской литературы и по сей день остается самым знаменитым произведением Бориса Васильева.

4 слайд

Борис Васильев - известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Его лучшее произведение, на мой взгляд, “А зори здесь тихие”. За последнее время много написано талантливого и правдивого, но повести Б. Васильева не затерялись во всем многообразии военной тематики. Это в первую очередь благодаря ярким и героическим образам, созданным автором. А зори здесь тихие...

5 слайд

«А зори здесь тихие» - повесть о женщинах на войне. Этой теме посвящены многие произведения, но это особое. Повесть написана без излишней сентиментальности, в жесткой лаконичной манере. Она рассказывает о событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов. Поначалу старшина думает, что немцев двое, поэтому решает силами своего подразделения, в котором одни девушки, уничтожить гитлеровцев.

6 слайд

Для этой задачи выбраны пять зенитчиц. Старшина выполняет поставленную задачу, но какой ценой?! Васков - участник финской войны, хорошо знает местность, куда идут диверсанты. Поэтому он уверенно ведет своих необычных бойцов на выполнение задания. Поначалу невысокого мнения были о своем командире девушки: “пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из устава”. Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла необыкновенные душевные качества старшины, готового взять на себя любые трудности, но только спасти девчат.

7 слайд

Несомненно, Васков - стержень повествования. Он много знает и умеет, за его плечами фронтовой опыт, который он пытается передать своим бойцам. Он немногословен и ценит только поступки. Старшина вобрал в себя лучшие качества защитника, солдата, благодаря подвигу таких Васковых и была одержана победа. Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Васков сразу выделил ее среди других: “Строга, не смеется никогда”. Старшина не ошибся - Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа-пограничника, за свою порушенную жизнь, за поруганную Родину. Перед неизбежной смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку

8 слайд

У Женьки Комельковой свои счеты с немцами. Она трижды спасает старшину и группу: сначала у протоки, остановив переправу немцев. Потом заколов наседавшего на Васкова немца. И, наконец, ценой своей жизни спасала раненую Риту, уводя фашистов дальше в лес. Автор любуется девушкой: “Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские - зеленые, круглые, как блюдца”. Общительная, озорная, любимица окружающих, Комелькова пожертвовала собой ради общего дела - уничтожения диверсантов.

краткое содержание других презентаций

«Русская литература Пушкин» - Интерьер XIX в. Всесоюзный музей Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин. Вход в горницу. Следующий вопросик… 11 ноября. Чудесный талант! Тест. В Лицее Пушкин начал писать стихи по- русски. Вернуться. Ха-Ха! Надежда Пушкина. Фотоколлекция. В. А. Жуковский.

«Викторина по Некрасову» - 1. На какой реке прошло детство Н.А. Некрасова? А) В Ярославской Б) В Московской В) в Казанской Г) в Петербургской. А) на Лене Б) на Неве В) на Волге Г) на Урале. 2. Отец поэта был.. А) художником Б) военным В) служащим Г) писателем. 3. В какой гимназии обучался Некрасов? Выполнили учащиеся 7 класса МБОУ «Междуреченская ООШ». Викторина «Биография Н. А. Некрасова».

«Житие Александра Невского» - Еще в 13 веке митрополит Кирилл составил «Житие Александра Невского». Ознакомить с текстом «Повести о житии ….. Повторение и углубление понятия о жанре жития. Много тяжелых испытаний пережила Русская земля в 13 веке. Какие чувства вызывает у вас повесть? «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Жития пишутся по особым правилам (канонам).

«Маяковский поэт и поэзия» - Трех- и четырехстопный ямб. В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание? М: Азбуковник, 2002 г.). Поэзия и Солнце несут людям радость и свет. 5.К чему «призывает» Солнце в стихотворении? Вот лозунг мой – и солнца! В чем особенность рифмы у В. Маяковского? Как охарактеризовать событие, которое рисует поэт? 2. История создания стихотворения. Поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени… Я буду солнце лить свое, а ты – свое, стихами.

«Есенин урок» - Эпиграф: «С.Есенин – певец родной природы». Что объединяет поэта с художниками картин «Золотая осень», «В голубом просторе», «Березовая роща», «Мокрый луг»? 7 класс. Цели и задачи урока:

«Повесть Толстого Детство» - Участники проекта: Чувства, поступки и духовный мир гл. героя в повести Л.Н.Толстого «Детство». Ученица 7 «б»класса,18школы Михеева Даша. К жизни человека может побуждать невинная весёлость и беспредельная потребность в любви. Основополагающий вопрос: что побуждает к жизни? Учащиеся 7 «б» класса,18 школы. Проблемный вопрос: Почему Николенька называет своих родителей на французский лад?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса